Программа элективного курса по русскому языку " Текст. Теория и практика", 11 класс
Оценка 5
Разработки курсов
doc
русский язык
11 кл
18.03.2018
Курс позволит обучающимся развить культуру читательского восприятия художественного текста, совершенствовать речевую культуру, удовлетворить свои познавательные потребности и получить дополнительную подготовку к экзаменам по русскому языку и литературе, в том числе и в формате ЕГЭ. Учащиеся должны уметь выражать свои мысли, создавать связный рассказ на заданную тему. Если выпускники будут хорошо говорить и писать, то общение с людьми принесет им удовлетворение и радость, они смогут поделиться со всеми своими знаниями, отстоять правоту своих убеждений. Развивать дар слова, составлять тексты разных жанров поможет факультативный курс «Текст. Теория и практика».
Курс необходим и актуален в связи с тем, что в современных условиях модернизации образования возникает новая форма экзамена по русскому языку за курс основной школы. Учебно-исследовательская деятельность учащихся на занятиях поможет им выразить свою позицию по теме, предложенной на экзамене, привести аргументы, подтверждающие их точку зрения.
Элективный курс по русскому языку_1doc.doc
Пояснительная записка
Элективный курс по русскому языку «Текст. Теория и практика» для учащихся 11
класса составлен на основе Федерального компонента основного общего образования .
Курс позволит обучающимся развить культуру читательского восприятия
художественного текста, совершенствовать речевую культуру, удовлетворить свои
познавательные потребности и получить дополнительную подготовку к экзаменам по
русскому языку и литературе, в том числе и в формате ЕГЭ.
Учащиеся должны уметь выражать свои мысли, создавать связный рассказ на
заданную тему. Если выпускники будут хорошо говорить и писать, то общение с людьми
принесет им удовлетворение и радость, они смогут поделиться со всеми своими знаниями,
отстоять правоту своих убеждений. Развивать дар слова, составлять тексты разных жанров
поможет факультативный курс «Текст. Теория и практика».
Курс необходим и актуален в связи с тем, что в современных условиях
модернизации образования возникает новая форма экзамена по русскому языку за курс
основной школы. Учебноисследовательская деятельность учащихся на занятиях поможет
им выразить свою позицию по теме, предложенной на экзамене, привести аргументы,
подтверждающие их точку зрения.
Цели курса:
Элективный курс по русскому языку предназначен для учащихся, проявляющих
особый интерес к филологии. Программа тесно связана с основным курсом обучения
русскому языку. Важнейшей целью курса является повышение лингвистической и
коммуникативной компетенции учащихся.
Задачи курса:
1) Совершенствование умений анализировать текст в единстве формы и содержания;
2) Формирование умений соблюдать при письме нормы литературного языка, в том числе и
орфографические и пунктуационные;
3) Воспитание личности, бережно относящейся к слову как неотъемлемой части русской
национальной культуры.
Формы обучения:
1) лекции, индивидуальные консультации учителя, работа в группе;
2) семинарские занятия; проектноисследовательская деятельность.
Практическая направленность курса проявляется в том, что теоретический
материал постигается учащимися путем выполнения заданий, содержащих:
примеры из литературных произведений, в которых использованы изобразительные
возможности лексики;
высказывания выдающихся людей, размышляющих о языке;
лингвистические справки о происхождении терминов;
определение новых понятий.
Методические принципы построения курса:
нелинейность (каждая тема в определенной степени самодостаточна и автономна);
избыточность предлагаемого материала; проблемность заданий;
минимизация репродуктивности, необходимой, тем не менее, для формирования
алгоритма, за счет усиления творческого и рефлексивного начала;
равноразделенная ответственность учителя и обучающихся за достижение
поставленных целей.
Курс носит практикоориентированный характер. Обучающиеся вовлекаются в
различные виды деятельности (практическая, творческая, исследовательская), что
способствует развитию и совершенствованию навыков самостоятельной работы.
Занятия в соответствии с программой курса предполагают:
повторение теоретиколитературного материала, изученного в среднем звене, часто
с его расширением;
выполнение упражнений, помогающих соотнести теоретические знания с практикой
языкового анализа художественного текста;
выполнение обучающимися устных и письменных исследовательских работ по
отдельным аспектам анализа.
Таким образом, каждое учебное занятие предусматривает двусторонний подход
(теоретическая и практическая часть).
Работа по данной программе обеспечивается учебнометодическим комплектом,
включающим
электронное учебное пособие, имеющее печатный аналог, содержание которого
призвано научить обучающихся самостоятельно ставить и решать проблемы, т.к. в
нем используется проблемный стиль изложения учебного материала. В учебном
пособии представлен справочнометодический аппарат: схемы, контрольные
вопросы, творческие задания, шрифтовые выделения (термины, смысловые акценты,
примеры, интересные факты и т.п.);
список литературы для учащихся;
методические рекомендации к отдельным занятиям, включающие методику
проведения практических и лабораторных занятий, примерные темы творческих
заданий;
тексты для анализа.
Программа снабжена списком рекомендуемой литературы, которая окажет учителю
дополнительную методическую помощь.
В программу включен пример планирования работы с обучающимися по курсу, где
определены основные понятия, обозначена аналитическая и речевая деятельность
учащихся, творческие задания, указано примерное распределение учебного времени.
Материалы для контроля
отрывки из художественных произведений;
тексты;
вопросы для обсуждения;
тесты.
сочинение на свободную тему.
Ожидаемый результат
На занятиях курса «Текст. Теория и практика» через нетрадиционные формы
занятий учащиеся научатся понимать текст, его основную мысль, делать переходы от одной
части своего сочинения к другой, вводить аргументы.
Такие умения явятся хорошей подготовкой к выпускному экзамену и учебе в вузе.
Программа курса предполагает выход за рамки учебной программы по русскому языку,
поэтому ребята познакомятся с высокохудожественными текстами, различными видами их
разбора (лингвистический, стилистический, композиционный). Занимаясь по программе
данного курса ,ученики приобретут навык создания на основе чужих текстов собственного,
при этом логично выстроенного. Данный курс поможет развить у школьников
общеучебные, исследовательские, коммуникативные умения и навыки.
Главный результат курса – воспитание творческой личности, умеющей пользоваться
всеми достижениями языковой культуры и создавать собственные тексты разных жанров
Информационнометодическое обеспечение
1. Глебов Б.Ф. Упражнения по развитию речи.М.,1999г
2. А.И.Горшков Русская словесность. «Просвещение»2001г
3. Т.А.Ладыженская Развивайте дар слова.М.,1990г
4. Т.М.пахнова Готовимся к экзаменам по русскому языку. 5. Русский язык. Сборник текстов для проведения письменного экзамена по
русскому языку за курс основной школы. 9класс. М., Дрофа.2006г
6. Анализ художественного текста: Сборник статей. М., 1975.
7. Китайгородская М.В, Розанова Н.Н. Речевые одежды Москвы: русская речь,
№3 1994.
8. Колесов В.В. История русского языка в рассказах: Кн. для учащихся
старших классов. М., 1982.
9. Лаптева О.А. Русский разговорный синтаксис. М., 1976.
10. Лингвистические знания основа умений и навыков: Сборник статей из
опыта работы. Сост. Т.А. Злобина. М., 1985.
11. Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический
сборник. М., 2001.
12. Сахарный Л.В. К тайнам мысли и слова : Кн. для внеклассного чтения. М.,
1983. Тематическое планирование
№
Тема занятия
Кол
во
часов
Виды
деятельности
обучающихся
Творческая
мастерская
Дата по
плану
Дата
факт.
1. Понятие о тексте.
1
2. Способы
выражения темы
3. Заглавие текста
4. Ключевые
(опорные) слова.
1
1
1
1.09.12
Сочинение
рассуждение "Создать
язык невозможно, ибо
его творит народ;
филологи только
открывают его
законы:, а писатели
только творят на нем
сообразно с сими
законами" (В
Белинский)
Создание текста по
предложенным темам
8.09.12
Создание
презентационных
материалов учебного
занятия
15.09.12
Провести
исследование "Выбор
ключевых слов".
22.09.12
Исследовательская
деятельность.
Анализ и
систематизация
материала.
Составление
понятийного
словаря
Лекция учителя
Практическая
работа со
стихотворными
текстами
Исследовательская
и аналитическая
деятельность.
Составление
обобщающих
тематических
таблиц
Исследовательская
деятельность.
Наблюдение,
формирование
выводов,
оформление
итоговых выводов.
Работа со
справочной
литературой.
5. Синтаксис текста.
1
Исследовательская
деятельность.
Сочинение: "Какие
герои в прочитанных
29.09.12 мною произведениях
кажутся мне
положительными, а
какие
отрицательными", с
использованием
контрастных
сопоставлений.
Творческая работа по
теме: "О чем говорят
имена литературных
героев"
6.10.12
Написать письмо в
стиле выбранной
исторической эпохи.
13.10.12
20.10.12
Сочинение, основной
мыслью которого
станет высказывание
А.Н. Толстого: "Не
нужно от них
открещиваться, не
нужно ими
злоупотреблять".
Сочинение о дружбе,
долге, чести, труде, с
использованием
синонимов.
27.10.12
Работа со
справочной
литературой.
Сравнение,
сопоставление,
наблюдение.
Работа со
справочной
литературой.
Наблюдение,
анализ,
сопоставление.
Исследовательская
деятельность.
Анализ языкового
материала. Работа
со справочной
литературой.
Составление
обобщающих
тематических
таблиц.
Исследовательская
деятельность,
анализ и
систематизация
материала,
составление
обобщающих
тематических
таблиц.
Исследовательская
деятельность.
Работа со
справочной
литературой.
Составление
обобщающих
тематических
таблиц.
6. Способы
предложений
тексте
1
связи
в
7. Средства
связи
смысловых частей
текста.
связи
8. Лексические
средства
(антонимы,
синонимы,
лексические
повторы)
9. Лексические
средства
(синонимы)
связи
1
1
1
10. Лексические
средства
связи
1
Наблюдение,
сравнение,
сопоставление и
Сочинение:
"Богатство языка есть
богатство мыслей"
17.11.12 (лексические
повторы)
анализ.
Систематизация
материала. Работа
со справочной
литературой.
(Н. Карамзин), с
использованием
стилистических
возможностей
пословиц, поговорок,
афоризмов и др.
11.
Стилистическая
роль синонимов и
антонимов
1
Исследовательская
работа. Поиск
изобразительно
выразительных
средств.
Сочинение
миниатюра
24.11.12
12. Местоимения
и
союзы в связующей
функции.
13. Парцеллированные
конструкции.
1
1
Работа с текстом,
подбор материала
учащимися, лекция
учителя
Подбор стихотворных
текстов с
местоимениями и
союзами в связующей
функции.
1.12.12
Лексико
фразеологический
анализ
Подбор материала с
указанными
конструкциями
8.12.12
14. Понятия о типах
1
речи.
Повествование.
Языковые средства
повествования.
15. Описание.
Языковые средства
описания.
16. Рассуждение.
Языковые средства
выражения
рассуждения.
1
1
17. Анализ
и
1
составление
Исследовательская
деятельность.
Анализ и
систематизация
материала.
Составление
понятийного
словаря
Лекция учителя
Практическая
работа со
стихотворными
текстами
Исследовательская
и аналитическая
деятельность.
Составление
обобщающих
тематических
таблиц
Исследовательская
деятельность.
Наблюдение,
Сочинение
рассуждение о типах
речи
15.12.12
Создание проекта
«Языковые средства
описания» (на
примере одного
произведения)
Создание
презентационных
материалов учебного
занятия
22.12.12
29.12.12
Составление
презентации по теме
19.01.13 текстов описание,
рассуждение,
повествование
18. Тексты
разных
Языковые
стилей.
особенности
публицистического
стиля.
19. Анализ
и
составление
текстов
публицистического
стиля речи.
20. Тексты
разных
Языковые
стилей.
особенности
научного стиля.
21. Анализ
и
составление
текстов научного
стиля речи.
формирование
выводов,
оформление
итоговых выводов.
Работа со
справочной
литературой.
Исследовательская
деятельность.
Работа со
справочной
литературой.
Сравнение,
сопоставление,
наблюдение.
Работа со
справочной
литературой.
Наблюдение,
анализ,
сопоставление.
Исследовательская
деятельность.
Анализ языкового
материала. Работа
со справочной
литературой.
Составление
обобщающих
тематических
таблиц.
Исследовательская
деятельность,
анализ и
систематизация
материала,
составление
обобщающих
тематических
таблиц.
1
1
1
1
26.01.13
Сочинение: "Какие
герои в прочитанных
мною произведениях
кажутся мне
положительными, а
какие
отрицательными", с
использованием
контрастных
сопоставлений.
Творческая работа по
теме: "Публичное
выступление"
2.02.13
Написать письмо в
стиле выбранной
исторической эпохи.
9.02.13
16.02.13
Сочинение
миниатюра, основной
мыслью которого
станет высказывание
С. Маршака:
"Словарь языка
отражает все
изменения,
происходящие в
мире"
22. Тексты
разных
1
Исследовательская
деятельность.
Создание текстов
указанных жанров
23.02.13 Языковые
стилей.
особенности
официально
делового стиля.
23. Анализ
и
1
составление
текстов
официально
делового стиля
24. Тексты
разных
Языковые
стилей.
особенности
разговорного стиля.
25. Тексты
художественного
стиля речи
26.
27.
28.
29.
Выразительные
средства языка.
Стилистические
фигуры
30. Анализ
текстов
художественного
1
1
2
2
1
Работа со
справочной
литературой.
Составление
обобщающих
тематических
таблиц.
Наблюдение,
сравнение,
сопоставление и
анализ.
Систематизация
материала. Работа
со справочной
литературой.
Исследовательская
работа. Поиск
изобразительно
выразительных
средств.
Работа с текстом,
подбор материала
учащимися, лекция
учителя
Лексико
фразеологический
анализ
Исследовательская
деятельность.
Анализ и
систематизация
материала.
Составление
понятийного
словаря
Создание текстов
указанных жанров
2.03.13
Создание проекта
«Диалектизмы и их
роль в
художественном
произведении» (на
примере одного
произведения)
Творческая работа
Создание проекта
«Средства
художественной
выразительности» (на
примере одного
произведения)
9.03.13
16.03.13
23.03.13
6.04.13
Творческая работа
«Роль стилистических
фигур в
произведении…»
13.04.13
20.04.13
Лекция учителя
Практическая
работа со
Создание фрагментов
поэтического текста ,
используя звукопись
27.04.13 стиля речи
31. Составление
текстов
художественного
стиля речи.
32. Оформление
итоговых работ
33. Презентация
защита
выполненных работ.
и
1
1
1
34. Обобщение
систематизация
изученного
и
1
стихотворными
текстами
Исследовательская
и аналитическая
деятельность.
Составление
обобщающих
тематических
таблиц
Исследовательская
деятельность.
Наблюдение,
формирование
выводов,
оформление
итоговых выводов.
Работа со
справочной
литературой.
Исследовательская
деятельность.
Работа со
справочной
литературой.
Сравнение,
сопоставление,
наблюдение.
Работа со
справочной
литературой.
Наблюдение,
анализ,
сопоставление.
Создание
презентационных
материалов учебного
занятия
4.05.13
Используя различные
словари, провести
исследование
"Стилистические
особенности текстов".
11.05.13
18.05.13
Сочинение: "Какие
герои в прочитанных
мною произведениях
кажутся мне
положительными, а
какие
отрицательными", с
использованием
контрастных
сопоставлений.
Творческая работа по
теме: "О чем говорят
названия текстов"
25.05.13
Программа элективного курса по русскому языку " Текст. Теория и практика", 11 класс
Программа элективного курса по русскому языку " Текст. Теория и практика", 11 класс
Программа элективного курса по русскому языку " Текст. Теория и практика", 11 класс
Программа элективного курса по русскому языку " Текст. Теория и практика", 11 класс
Программа элективного курса по русскому языку " Текст. Теория и практика", 11 класс
Программа элективного курса по русскому языку " Текст. Теория и практика", 11 класс
Программа элективного курса по русскому языку " Текст. Теория и практика", 11 класс
Программа элективного курса по русскому языку " Текст. Теория и практика", 11 класс
Программа элективного курса по русскому языку " Текст. Теория и практика", 11 класс
Программа элективного курса по русскому языку " Текст. Теория и практика", 11 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.