Пояснительная записка
Программа элективного курса предназначена для учащихся 10-х классов и рассчитана на з5 часов. Данная рабочая программа создана на основе федерального компонента государственного стандарта полного общего образования и авторской программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (авторы-составители: А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова).
Элективный курс имеет практическую направленность и служит дополнением к основному курсу русского языка в 10 классе.
Материалы, использованные при составлении программы
Актуальность изучения элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку»
Единый государственный экзамен существенно отличается от традиционного выпускного экзамена как по содержанию, так и по форме проведения. Его главная особенность состоит в полноте охвата курса русского языка: каждому выпускнику предстоит ответить не на три вопроса билета, как на традиционном экзамене, а выполнить задания по всем основным разделам школьного курса.
Второе отличие Единого государственного экзамена состоит в том, что он проводится в форме тестирования. В экзаменационной работе используются задания двух типов: задания с кратким ответом, задания с развернутым ответом.
Экзамен показал плюсы и минусы ЕГЭ. К положительным сторонам можно отнести следующее:
- ЕГЭ повышает заинтересованность выпускников в полученных отметках на экзамене (у ребят нет возможности пересдать ЕГЭ), а следовательно способствует ответственной подготовке учащихся к предметам;
- вследствие вышеизложенного повышается качество знаний;
- задания, входящие в ЕГЭ, проверяют подготовку выпускников по всем основным содержательным линиям школьного курса. Они проверяют знания о языке как о системе (знания по фонетике, лексике, словообразованию, морфологии, синтаксису);
- речеведческие знания. (О тексте, основной мысли, средствах связи в нем. О типах речи: повествовании, описании, рассуждении. О стилях речи: разговорном, официальноделовом, публицистическом, научном, художественном. Об использовании языковых средств в тексте в зависимости от цели, темы, адресата и т.д.);
- специальные учебные умения (владение способами действия с языковым материалом на основе понятий и правил);
- орфографическую и пунктуационную грамотность;
- владение нормами литературного языка (орфоэпическими; лексическими; морфологическими; синтаксическими; стилистическими; орфографическими и пунктуационными);
- умения, связанные с разными видами речевой деятельности - чтением (проводить смысловой, речеведческий, языковой анализ текста) и письмом (создавать на основе прочитанного вторичный текст - сочинение в жанре отзыва, рецензии или эссе);
- у учащихся появляется больше возможностей для поступления в вузы.
Но наряду с плюсами есть и минусы:
- ЕГЭ является новой формой экзамена, а, следовательно, необходима подготовка к нему как учителей, так и учащихся.
- Малое количество часов, выделяемое на изучение русского языка в старших классах и т. д.
Некоторые из этих недостатков позволяет решить элективный курс «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку», рассчитанный на один учебный год. Например, такие как:
- По учебному плану МКОУ «Эссойльская СОШ» на 2015-2016 учебный год отводится дополнительное время (1 час в неделю) для целенаправленной подготовки выпускников к экзамену;
- у учащихся появляется возможность выбирать предметы, по которым им необходима усиленная подготовка. (То есть на элективные приходят ребята, заинтересованные в данном предмете, что позволяет учителю готовить учащихся на более высоком уровне сложности, повышенном и высоком);
- курс способствует психологической адаптации учащихся на экзамене;
- позволяет выпускникам легко ориентироваться в непривычной для них тестовой работе (все-таки тесты не так давно появились в школе;
- подготавливает ребят к написанию сочинения-рассуждения. (В основном школьном курсе уделяется внимание написанию сочинений по художественным текстам);
- знакомит с правильным оформлением бланков на экзамене. (По результатам предыдущих экзаменов большое количество ошибок допускается именно в заполнении бланков) и т. д.
Актуальность данного курса несомненна: учителям и выпускникам неизбежно придется столкнуться с проблемой подготовки к новому для них типу испытаний - Единому государственному экзамену. Данный курс учитывает эти новые условия, в нем подробно разбираются все задания демонстрационного варианта теста ЕГЭ.
Место курса в образовательном процессе.
Специфика курса.
Большинство ребят не в состоянии самостоятельно подготовиться к выпускному экзамену, так как чтобы выполнить ЕГЭ по русскому языку, нужно знать не только орфографию, пунктуацию, грамматику, а также иметь навыки правильного использования лексического состава языка, различных его грамматических конструкций (лексики, стилистики). Для написания творческой работы необходимо понять проблемную сущность предлагаемого текста, уметь анализировать его в неразрывном единстве формы и содержания и пользоваться для анализа необходимым минимумом сведений из теории литературы, как то: рецензия, тема произведения, проблема, основная мысль, языковые средства выразительности и т. п. Большой объем информации необходимо систематизировать, упорядочить. Помочь в этом может элективный курс.
Курс «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку» призван актуализировать и углубить знания, ранее полученные учащимися в процессе изучения русского языка. Его главная задача - формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.
Данный курс позволит выпускникам подготовиться к ЕГЭ, объективно оценить свои знания по предмету, опробовать разработанные КИМы и оценить их структуру и содержание, научиться писать сочинение-рассуждение (рецензия, эссе), которое создается на основе предложенного текста.
Особенностью данного курса является то, что он акцентирует внимание на наиболее характерных ошибках, а также на особенно сложных случаях орфографии и пунктуации, стилистики.
Уделяя внимание самоподготовке и взаимопроверке, учитывается разная степень подготовленности выпускников.
Так как в 10-х классах общеобразовательного уровня на изучение русского языка отводится 1 час, то проводить подготовку к Единому государственному экзамену на уроках не представляется возможным. Поэтому элективный курс является необходимым для успешной сдачи экзамена.
Курс не замещает уроки русского языка, а дополняет их, опирается на межпредметные связи с литературой. Несмотря на то, что многие разделы курса русского языка уже повторяли на уроках, не будет лишним акцентировать внимание на каких-либо трудных случаях, повторить теоретический материал. Занятия позволяют систематизировать полученные и повторенные во время уроков знания.
В материалах ЕГЭ по русскому языку встречаются задания, различающиеся по уровням сложности (базовый, повышенный и высокий). В связи с этим по прежнему остается актуальным вопрос дифференциации обучения русскому языку, позволяющей с одной стороны обеспечить базовую подготовку, а с другой - удовлетворить потребности каждого, кто проявляет интерес: и способности к предмету. Данная программа учитывает образовательные потребности учащихся.
Курс рассчитан на один учебный год по 1 часу в неделю аудиторных занятий. Общий объем - 35 часов.
Цели, задачи изучения курса
Основными целями курса являются совершенствование приобретенных учащимися знаний, формирование языковой, коммуникативной, лингвистической компетенции, развитие навыков логического мышления, расширение кругозора школьников, воспитание самостоятельности в работе.
Задачами курса являются:
1. Познакомить учащихся с новой для них формой сдачи экзамена по русскому языку;
2. Помочь учащимся преодолеть психологические трудности, связанные с тестовой формой экзамена;
3. Помочь старшеклассникам подготовиться к ЕГЭ, повторив и систематизировав полученные ими сведения о русском языке;
4. Дать учащимся возможность объективно оценить свои знания по предмету;
5. Опробовать разработанные КИМы и оценить их структуру и содержание;
6. Углубленное изучение отдельных тем курса.
Методы и формы решения поставленных задач
На занятиях учащиеся занимаются различными видами познавательной деятельности. Воспринимают знания, тренируются в их применении (репродуктивная деятельность), учатся творчески мыслить и решать практические задачи овладения языком (продуктивная деятельность).
Для организации названных видов деятельности применяются соответствующие методы обучения:
- Репродуктивный (например, при повторении темы «Словообразование»);
- Продуктивный (например, при работе над темой «Написание рецензии»).
Так как метод обучения - это обобщающая модель взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся и она определяет характер (тип) познавательной деятельности учащихся, то методы обучения реализуются в следующих формах работы:
- Рассказ учителя (например, на занятии по фонетике учитель рассказывает ребятам о сильных и слабых позициях гласных и согласных, о долгих звуках, вводит понятие фонемы, знакомит с новым видом фонетического анализа слов с Ъ (ер) и Ь (ерь) и т. д.)
- Беседа (например, при повторении темы «Стили и типы речи»)
- Работа со словарями (на занятии «Орфоэпические нормы»)
- Анализ таблицы (например, при повторении темы «Н и НН в различных частях речи»). При этом используются приемы сравнения, постановки вопросов, составления схем, преобразования данной конструкции и т. д.
Средствами реализации этих методов являются учебник, таблицы, тесты и т.п.
Содержание курса
В основе курса лежит повторение и систематизация и углубление сведений, полученных ребятами в 5-9 классах.
Учащиеся оттачивают свои умение анализировать текст и умение создавать текст в жанре рецензии или эссе.
Проводится повторение по основным разделам русского языка:
- лексика;
- фонетика;
- морфемика и словообразование;
- орфография и морфология;
- синтаксис;
- пунктуация;
- языковые нормы.
Раздел |
Кол-во часов |
Содержание |
Введение |
1 |
Новые требования к написанию сочинения |
Текст |
2 |
Понятие текста. Способы связи предложений в тексте. Составление текста. |
Стили и типы речи |
4 |
Публицистический стиль. Художественный стиль. Типы текста. |
Тема, идея текста |
5 |
Тема и основная мысль текста. Тема и микротемы. |
Композиция текста |
4 |
Речевое оформление композиционных частей собственного текста, Роль вступления и заключения в сочинении-рассуждении. |
Основная проблема текста |
5 |
Проблемы, поднимаемые в тексте. Основная проблема текста. Способы формулирования проблемы текста. Виды комментария к проблеме (текстуальный и концептуальный комментарий). Идея текста. |
Позиция автора |
2 |
Позиция автора и способы ее выражения. |
Средства выразительности |
2 |
Общие средства выразительности. Специальные средства выразительности. |
Языковой анализ текста |
2 |
Языковой анализ текста как способ определения авторской позиции. |
Логические приемы мышления |
1 |
Композиция сочинения. Логические примы мышления. |
Типы аргументации |
2 |
Способы аргументации в изложении собственной позиции. |
Анализ текста сочинения |
5 |
Экспертная оценка сочинения. Рецензия. |
Учебно-тематическое планирование
Раздел |
п/п |
Тема урока |
Тип урока |
Оснащение |
Контроль знаний |
Д/з |
Дата |
Введение |
1 |
Вводное занятие. Требования к написанию сочинения. |
объяснение |
презентация |
опрос |
|
|
Текст |
2 |
Понятие текста. Связь предложений в тексте. |
практикум |
Презентация, тексты |
опрос |
|
|
|
3 |
Составление текста. |
практикум |
Презентация, тексты |
опрос |
|
|
|
4 |
Стили текста: публицистический стиль. |
объяснение |
Презентация, тексты |
опрос |
|
|
|
5 |
Стили текста: художественный стиль. |
объяснение |
презентация |
опрос |
|
|
|
6 |
Типы текста |
практикум |
презентация |
опрос |
|
|
|
7 |
Зачетная работа № 1. |
Контроль знаний |
|
Зачетная работа |
|
|
|
8 |
Тема и основная мысль текста. |
практикум |
презентация |
опрос |
|
|
|
9 |
Тема и микротемы. (Деление текста на абзацы) |
практикум |
презентация |
Опрос, упражнения |
|
|
|
10 |
Тема и микротемы. Как правильно понять исходный текст. |
практикум |
тексты |
опрос |
|
|
|
11 |
«Расшифровка» информации текста. |
практикум |
тексты |
опрос |
|
|
|
12 |
Зачетная работа № 2 |
Контроль знаний |
|
Зачетная работа |
|
|
|
13 |
Роль вступления в сочинении-рассуждении. |
объяснение |
презентация |
|
|
|
|
14 |
Роль вступления в сочинении-рассуждении. |
закрепление |
Презентация, тексты |
Творческая работа |
|
|
|
15 |
Роль заключения в сочинении-рассуждении. |
объяснение |
Презентация, тексты |
|
|
|
|
16 |
Роль заключения в сочинении-рассуждении. |
закрепление |
Презентация |
Творческая работа |
|
|
|
17 |
Формулировка основной проблемы исходного текста. |
объяснение |
презентация |
опрос |
|
|
|
18 |
Формулировка основной проблемы исходного текста. |
практикум |
тексты |
Творческая работа |
|
|
|
19 |
Комментирование основной проблемы исходного текста. |
объяснение |
тексты |
опрос |
|
|
|
20 |
Комментирование основной проблемы исходного текста. |
практикум |
тексты |
Творческая работа |
|
|
|
21 |
Зачетная работа № 3 |
Контроль знаний |
|
Зачетная работа |
|
|
|
22 |
Позиция автора и способы ее выражения. |
практикум |
Презентация, тексты |
опрос |
|
|
|
23 |
Позиция автора и способы ее выражения. |
практикум |
тексты |
Творческая работа |
|
|
|
24 |
Общие средства выразительности. |
практикум |
презентация |
опрос |
|
|
|
25 |
Специальные средства выразительности. |
практикум |
презентация |
опрос |
|
|
|
26 |
Языковой анализ текста как способ определения авторской позиции. |
практикум |
Презентация, тексты |
опрос |
|
|
|
27 |
Языковой анализ текста как способ определения авторской позиции. |
практикум |
Презентация, тексты |
Практическая работа |
|
|
|
28 |
Композиция сочинения-рассуждения (логические приемы мышления) |
объяснение |
презентация |
опрос |
|
|
|
29 |
Типы аргументации в изложении собственной позиции. |
практикум |
тексты |
Практическая работа |
|
|
|
30 |
Типы аргументации в изложении собственной позиции. |
практикум |
тексты |
Творческая работа |
|
|
|
31 |
Экспертная оценка сочинения |
практикум |
презентация |
опрос |
|
|
|
32 |
Написание рецензии |
практикум |
тексты |
рецензия |
|
|
|
33 |
Написание рецензии |
практикум |
тексты |
рецензия |
|
|
|
34-35 |
Итоговая зачетная работа |
Контроль знаний |
тексты |
сочинение |
|
|
Требования к уровню подготовки учащихся
Обучающиеся должны знать:
- смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
- орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
- нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
Должны уметь:
- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
- проводить лингвистический комплексный анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
- овладеть практическими навыками самостоятельного, написания рецензии и сочинения-рассуждения (определение темы и идеи текста, типа и стиля, составление плана, нахождение и определение роли изобразительно-выразительных средств).
Формы контроля
Основной формой контроля достижений учащихся является выполнение тестовых заданий и создание собственных текстов. Так, в конце каждого занятия проводится небольшая тестовая работа (работы сдаются на проверку). В конце каждого занятия ребята получают домашнее задание по рабочим тетрадям. Эти задания проверяются учителем выборочно. На первом занятии ребятам объясняется принцип оценивания: на каждого ученика заводится лист контроля, где указывается количество выполненных работ, набранные баллы и т. д.
Форма контроля |
Сроки |
Зачетная работа № 1 |
октябрь |
Зачетная работа № 2 |
ноябрь |
Зачетная работа № 3 |
февраль |
Итоговая зачетная работа |
май |
Список литературы
Основная литература
1. Власенков А. И., Рыбченкова Л. М. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи» для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: «Просвещение», 2002.
2. Дейкина А. Д., Пахнова Т. М. Методические рекомендации по использованию учебника «Русский язык: Учебник-практикум для старших классов» при изучении предмета на базовом и профильном уровнях. М.: Вербум-М, 2009.
3. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык для старших классов. - М.: Вербум, 2003.
4. ЕГЭ. Русский язык. Универсальные материалы для подготовки учащихся/ФИПИ авторы-сост.: В.И.Капинос, И.П.Цыбулько. - М.: Интеллект-Центр, 2014.
5. ЕГЭ-2015. Русский язык: сборник экзаменационных заданий. Федеральный банк экзаменационных материалов/ФИПИ/ авторы-сост.: И.П.Цыбулько, В.И.Капинос и др. - М.: Эксмо, 2015.
6. Золотарева И. В., Дмитриева Л. П. Поурочные разработки по русскому языку: 10 класс. М.: ВАКО, 2010.
7. Пахнова Т.М. Готовимся к письменным и устным экзаменам по русскому языку: 9-11 кл. - М.: Вербум-М, 2003.
8. Симакова Е. С. Русский язык. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. «Сочинение». – М.: «Астрель», 2009.
Дополнительная литература
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.