Известные исследователи народного декоративного искусства В. С. Воронов, А. В. Бакушинский неоднократно отмечали родственность мироощущения и отражения его в творчестве народных мастеров и детей. Главные критерии подобной близости – декоративность и красочность создаваемых ими образов, особое чувство ритма, обобщённой пластики форм и любовь к узорчатости орнамента. И там и здесь мир воспринимается по – особому радостно, мажорно и так же радостно и празднично воплощается в их работах. Именно поэтому декоративное искусство, художественные ремёсла должны играть особую роль в эстетическом воспитании детей.
программа этно.docx
РОСИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ХантыМансийский автономный округЮгра
Комитет образования администрации Березовского района
Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования
Центр «Поиск»
Рассмотрена и принята на
заседании методического совета
от «__» ____________20___г.
Протокол №_________
УТВЕРЖДЕНА
Директором МБУ ДО
«Центра «Поиск»
____________ А.В. Попова
Приказ № _____от «____»___________20___г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«этг»
Возраст детей: 7 14 лет
Срок реализации: 1 год
Программу составила:
Педагог дополнительного образования
Бердинская Юлия Андреевна
с.Саранпауль,2019г. 1.Пояснительная записка……………………………………………………….
1.1 Нормативноправовое основание разработки программы…………….
1.2 Назначение программы…………………………………………………..
1.3 Актуальность и перспективность программы…………………………….
1.4 Возрастная группа обучающихся………………………………………….
1.5 Объём часов отпущенных на занятия……………………………………..
1.6 Цели и задачи реализации программы………………………………........
1.7 Планируемые результаты освоения программы……………………….
2. Учебнотематический план на первый год обучения……………………...
Содержание программы………………………………………………………..
4.«Организационнопедагогические условия реализации
программы»……………………………………………………………………
5.Методическое обеспечение………………………………………………….
Приложение 1…………………………………………………………………...
Приложение 2…………………………………………………………………...
Приложение 3………………………………………………………………….
Приложение 4…………………………………………………………………..
Содержание.
3
3
3
4
4
5
5
6
9
18
30
31
32
54
62
68
Пояснительная записка.
«Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках пальцев.
От пальцев образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают
источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в
детской ладошке, тем умнее ребенок». Сухомлинский В.А.
Известные исследователи народного декоративного искусства В. С. Воронов,
А. В. Бакушинский неоднократно отмечали родственность мироощущения и
отражения его в творчестве народных мастеров и детей. Главные критерии
подобной близости – декоративность и красочность создаваемых ими образов,
особое чувство ритма, обобщённой пластики форм и любовь к узорчатости
орнамента. И там и здесь мир воспринимается по – особому радостно, мажорно и
так же радостно и празднично воплощается в их работах. Именно поэтому
декоративное искусство, художественные ремёсла должны играть особую роль в
эстетическом воспитании детей.
Раннее приобщение детей к практической художественной деятельности
способствует развитию у них творческого начала, требующего активности,
самостоятельности, проявления фантазии и воображения. Развитие сенсомоторных
навыков: тактильной, зрительной памяти, координации мелкой моторики рук –
является важнейшим средством коррекции психического развития школьника.
Серьёзное, уважительное отношение к труду, успехи детей в обучении изготовлению
малых форм – предметов, украшений рождают у них уверенность в своих силах,
формируют положительную самооценку, готовность к творческому самовыражению
в любом виде труда.
Актуальность программы.
Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале
разнообразных задач, связанных с изготовлением вначале простейших, затем более
сложных изделий и их художественным оформлением.
На основе предложенных для просмотра работ происходит ознакомление
детей с культурой и бытом народов севера. Уже в начальной школе учащиеся
пробуют себя в роли мастериц создовая простые изделия, украшая их бисером и
мехом. Ученики фантазируют, выражают свое мнение, доказывают свою точку
зрения по выполнению той или иной работы, развивают художественный вкус.
Программа кружка направлена на развитие творческих способностей –
процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает
инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному
самовыражению, уверенность в себе, а так же формирует представление о культуре
народов севера, что немало важно в наше время. Цель программы – создание условий для изучения этнокультурных традиций
ХантыМансийского автономного округа – Югры.
Задачи программы
Образовательные – побуждение интереса к культуре своего народа, углубление и
расширение знаний в области декоративноприкладного искусства ханты
мансийского автономного округа, формирование знаний по основам композиции,
цветоведения и материаловедения.
Воспитательные – привитие интереса к истокам народного творчества,
воспитание эстетического отношения к действительности,
трудолюбия,
аккуратности, усидчивости, терпения, умения довести начатое дело до конца,
взаимопомощи при выполнении работы, привитие основ культуры труда.
Развивающие – развитие моторных навыков, образного мышления, внимания,
формирование эстетического и
фантазии,
художественного вкуса.
творческих способностей,
1.4 Возрастная группа обучающихся.
Учащиеся 57 классов с разным уровнем физической подготовленности, группой
здоровья – основная и подготовительная (позаключению врача).
Количество обучающихся – 1520 человек.
1.5 Объём часов отпущенных на занятия.
Программа «СтепАэробика» для учащихся 57 классов рассчитана на 1года
обучения (68 часов). Программа предполагает проведение занятий 2 раза в неделю.
Продолжительность занятий 40 минут.
1.7 Планируемые результаты освоения программы.
Программа
«Степаэробика»
способствует формированию личностных,
регулятивных, познавательных и коммуникативных учебных действий. №
Наименование
разделов и тем
Общее
количество
часов
в том числе теоретических практических
Модуль 1. Вводная часть.
Теоретическая подготовка
1.
ТБ, введение в
образовательную
программу.
Гигиена на занятиях
Из истории культуры
ХМАО
Модуль 2. Основная часть.
Проект 1.
Проект 2.
Проект 3.
Проект 4.
Проект 5.
Проект 6.
Акань из бересты.
Люлька из бересты.
Бусы из бересты.
Национальное
украшение из меха и
бисера.
Выжигание узоров.
«Северяночка» Магнит из бересты.
Модуль 3. Итоговый.
Зачетное занятие.
Календарно тематическое планирование на 20192020 учебный год.
№
Тема занятия
Формы
Часы
Дата
аттестации
проведен (контроля)
ия
1.
Вводное занятие. Соблюдение правил ТБ во
1.Вводная часть.
время проведения занятий.
2.
Соблюдение правил личной гигиены.
Опрос
Беседа
Модуль 1 Практический.
Проект 1.
Акань из бересты.
Подготовка бересты.
Подготовка материала для головы. Платка.
Вырезание по шаблону кусок бересты для
туловища, сшиваем .
Составление единой композиции.
Декорирование.
Проект 2.
Люлька из бересты.
Подготовка бересты.
Подготовка деталей для люльки.
Сшивание деталей капроновой нити.
Сборка композиции.
Декорирование.
Проект 3.
Бусы из бересты.
Подготовка бересты.
Подготовка деталей для бус.
Скручивание и сшивание заготовки.
Декорирование
Проект 4.
Национальное украшение.
Подготовка материала для украшения.
Подготовка узора из экокожи.
Обшиваем бисером узор. Подготовка меха. Приклеиваем мех.
Подготовка картона, тесьмы.
Декорирование.
Проект 5.
Подготовка фанеры.
Нанесения контура на фанеру.
Выжигание.
Покрываем декоративным лаком.
Проект 6.
Подготовка бересты, меха,флиса.
Вырезаем шаблон для магнита.
Для опушки головы, рукавов и подола
подготавливаем мех.
Для подола вырезаем из флиса узор для
подола.
Собираем композицию. Приклеиваем магнит с
обратной стороны.
Декорируем.
Модуль 3. Итоговый.
Итоговое занятие. Чаепитие.
Содержание программы.
Модуль 1.Теоретический.
Вводное занятие. Соблюдение правил ТБ во время проведения занятий.
Соблюдение правил личной гигиены.
Модуль2.Практический
Проект1.
Подготовка бересты.
Подготовка материала для головы. Платка
Вырезание по шаблону кусок бересты для туловища, сшиваем .
Составление единой композиции. Декорирование. Проект 2.
Подготовка бересты.
Подготовка деталей для люльки.
Сшивание деталей капроновой нити.
Сборка композиции.
Декорирование.
Проект 3.
Подготовка бересты
Подготовка деталей для бус.
Скручивание и сшивание заготовки.
Декорирование.
Проект 4.
Подготовка материала для украшения
Подготовка узора из экокожи.
Обшиваем бисером узор
Подготовка меха. Приклеиваем мех.
Подготовка картона, тесьмы.
Декорирование.
Проект 5.
Подготовка фанеры
Нанесения контура на фанеру.
Выжигание
Покрываем декоративным лаком.
Проект 6.
Подготовка бересты, меха,флиса.
Вырезаем шаблон для магнита.
Для опушки головы, рукавов и подола подготавливаем мех
Для подола вырезаем из флиса узор для подола.
Собираем композицию. Приклеиваем магнит с обратной стороны.
Декорируем
Модуль3. Итоговый.
Итоговое занятие.
Чаепитие . 5.Методическое обеспечение.
1.Автономное учреждение дополнительного профессионального образования
Хантымансийского автономного округа югры «институт развития образования»
народное искусство обских угров (куклы акань, пакы)
Методические рекомендации в образовательной области «технология»
Хантымансийск 2015.
2. Депортамент образования и молодежной политики ХантыМансийского
автономного округа –Югры. Обскоугорский институт прикладых исследований и
разработок Н.И. Сметанин Использование мансийского фальклора на уроках
русского языка в начальной школе. Ханты –Мансийск 2010г.
3. Литературнохудожественное издание Сказки народов севера. Самойлова Е.Н.
Нёмысова Е.А. Иванов Л.А. 1995г.
4.Мансийские детские сказки с переводами и коментариями Е.И.Ромбандеева.
Ханты –Мансийск 2010г. 5. Мансийские загадки. Составитель Е.И. Ромбандеева. Редактор Н.Г. Ширыкалова.
ХантыМансийск 1995г.
6. Ерныхова, Е. А. Уроки Евдокии Ерныховой. Декоративноприкладное искусство
ханты и манси в школе [Текст] / под ред. А.Л. Бугаевой. – Березово, – 1997.;
7. Сборник исследовательских работ по итогам конкурса «угорское наследие»
среди обучающихся младшего и среднего школьного возраста тобразовательных
организаций хантымансийского автономного округа – югры (составитель Величко
Наталья Ивановна) оригиналмакет изготовлен редакционноиздательским отделом
ау «институт повышения квалификации» технический редактор: Семенова В.В.
дизайн обложки: Белов М.В.
Приложение 1.
Кукла женщина акань ими
Берем кусок ткани величиной 18х8 см однотонного цвета, подбираем поперечные
лоскутки для пошива полосок.
Пришиваем нижнюю полоску, полоска
шириной 1 см, с изнаночной стороны
пришиваем классическим хантыйским
швом (у народов ханты и манси)
подобный шов имеет длину 1 мм, им
обычно орнаментируют
Рис. 1 изделия из ткани и сукна.
Выводится иголка с изнаночной
стороны на лицевую сторону так,
чтобы она вышла на самой полоске,
очень близко к краю. Ставим точку,
где выходит иголка, теперь иглу
втыкаем на расстоянии 1 мм, прихватываем только лишь 12 ниточки ткани (шов
шаг с заходом за шаг). Затем пришитую полоску выворачиваем на лицевую сторону,
пальцами приглаживаем к основе и очень осторожно заправляем внутрь кромочку полоски и пришиваем сверху к ткани. Шов классический. Выводим иголку с
изнаночной стороны на лицевую сторону так, чтобы иголка вышла на самой полоске
очень близко к кромке (рис.1). Ставим точку, где выходит иголка, теперь иглу
втыкаем на расстоянии 1 мм. Ткань очень близко к полоске, при этом прихватываю
только лишь 12 ниточки ткани.
Выводим иглу вместе с прихватом на кромочку полоски, при этом швы с
изнаночной стороны должны выглядеть очень мелко. Полоска не должна петлять,
она должна быть ровной. В хантыйском исполнении первая и последняя полоска
должна быть только белого цвета. Затем рядом вторая полоска, если синий цвет
основы, обязательно должна быть красная,
затем – белая, и снова – красная,
заканчивается все белой полоской. Акань в
хантыйском исполнении: чаще полоски
расположены внизу от подола, их может
быть 3, 5,может быть и 9 (при условии, если полоски очень тонкие). В среднем
ширина полосок должна достигать 23 мм, а на платьях – 3 мм.
Когда пошив полосок закончили, этот кусок с полосками складываем вдвое
изнаночной стороной наружу, отступая от кромочек 56 мм, пришиваем сложенные
края простым швом с заходом шаг за шаг. Потом выворачиваем на лицевую сторону
платье акани, разлаживаем пальцами швы и переходим к оформлению головы.
Верхнюю кромочку заправляем внутрь и
присбариваем на нить, пока не затягиваем до
конца нить, отложим платье. 9
Сейчас готовим голову кукле. Для этого
приготовим много цветных лоскутков (красных,
белых, синих, желтых и т.д. и много белых
полосок размером 5х2 см, в данном случае эти
кусочки должны быть только долевые). Сначала
сделаем жгутик из белой ткани размер 18х7 см,
сворачиваем плотно в длину и сгибаем пополам,
в сгиб вкладываем шерстяные нитки либо коричневого, черного, или желтого цвета
– это будут волосы у куклы акань. Вокруг жгута будем накладывать полоски,
закрепляя их концы крестнакрест впереди, причем край каждого последующего
лоскутка чуть ниже предыдущего на 1 мм, по цвету они идут сверху вниз в такой
последовательности – красный, белый, синий, белый, красный, белый, синий, белый,
красный. В месте перекрестья их скрепляют друг с другом несколькими стежками, и они образуют голову. Когда полосок будет 7 или 9 штук, голову переворачивают и
накладывают еще одну или три полоски разного цвета. Далее голову обматывают
ниткой шерстяной и завязывают, голова готова, можно косы заплести и украсить
низками бисера. Если косы просто соединены, то это кукла женщина, если просто
заплетены – это девушка, девочка. К голове пришиваем верхний край уже готовой
юбки – вот получилась хантыйская кукла акань. Платье акань украшаем бисером,
пришивая по 2 или 3 бисеринки. На груди куклы пришиваем низки бисера, имитируя
нагрудник – турлопс, а на
голову куклы надеваем платочек,
сделанный из цветной ткани
размером 7х7 см.,
концы,
распустив,
предварительно
имитируя бахрому платка.
Кукла акань народа манси. Платье мансийской куклы акань
делают точно так же, как в
жизни. Для платья достаточно
выбрать один цвет полосок,
например желтый или розовый на
красном фоне. Возьмем
ткань18х10 см, затем подошьем
нижнюю полоску шириной (1,5
см), рядом пришиваем еще одну
полоску (контрастного цвета) и,
пропустив промежуток, шьют
вторую группу полосок (34 мм),
их от 13, все полоски одного
цвета, но не белым цветом, если
это девочка, если мальчик –
верхние полоски не
пришиваются. Далее основание платья, присборив, пришиваем к кокетке (4х9 мм),
на которую предварительно нашиваются тонкие полоски в количестве 23 шт. Все
полоски на платье одного цвета, чаще на красном фоне пришивают только синие
полоски.
Сформируем голову, для этого возьмем ткань прямоугольной формы белого цвета,
плотно закрутим жгут и его сложим вдвое. Поверх жгутика надеваем маленький
платок, который завязываем вокруг ниткой. Получилась голова куклы. Теперь
пришиваем платье, предварительно подогнув край платья. Поверх головы надеваем
платок, край обрабатывается бахромой. На шею надеваем, пришиваем низки бисера,
имитируя бусы. Акань отличается еще тем, что полоски пришиваются на воротник
платья такого же цвета, что и на подол. Приложение 2.
Программа "ЭТНО"
Программа "ЭТНО"
Программа "ЭТНО"
Программа "ЭТНО"
Программа "ЭТНО"
Программа "ЭТНО"
Программа "ЭТНО"
Программа "ЭТНО"
Программа "ЭТНО"
Программа "ЭТНО"
Программа "ЭТНО"
Программа "ЭТНО"
Программа "ЭТНО"
Программа "ЭТНО"
Программа "ЭТНО"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.