Программа факультатива
Оценка 4.8

Программа факультатива

Оценка 4.8
Занимательные материалы
docx
математика
2 кл
22.11.2018
Программа факультатива
Данная программа идёт по обновленному содержанию образования. Современное образование идет на интеллектуальное развитие учащихся начальных классов. Если взять именно математику в начальных классах , то она направлена на обеспечение качественного усвоения базовых основ математики, логического и абстрактного мышления. В программе начальных классов лежит алгебра и геометрия.
Программа факултатива логического обучения 2 кл по обновленке (1).docx
Программа факультатива  По математике  Для учащихся 2 классов По развитию логического мышления на уроках математики  по обновленной программе «Мудрецы» Выполнила: Сулейменова Сауле Дусембаевна                             Учитель начальных классов 2018 Структура программы 1.Пояснительная записка:    1.1. Актуальность программы.    1.2. Основная цель программы.    1.3. Основные задачи программы.    1.4. Главные принципы реализации программы.    1.5. Методы и формы обучения.    1.6. Возраст детей.    1.7. Сроки реализации программы.     1.8. Структура  и режим занятий.    1.9. Ожидаемые результаты 2.Учебно­тематическое планирование. 3. Содержание программы. 4. Учебно­методическое обеспечение. 3 1. Пояснительная записка 1.1 Актуальность программы Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Это касается и математики. Современное  содержание  образования  направлено  главным  образом  на интеллектуальное развитие младших школьников, формирование культуры и самостоятельности   мышления.  Основная   цель   обучения   математике   в начальных   классах   состоит   в   формировании   у   обучающихся   основ математических познаний и соответствующих навыков, содержащих описание пространственных   форм   и   количественных   соотношений   предметов   в окружающем   мире,   направленных   на   развитие   восприятия   математики   как способа изображения и понимания мира. Математика,   как   учебный   предмет,   направлена   на     обеспечение качественного   усвоения   базовых   основ     на   достижение необходимого уровня общего интеллектуального развития личности на основе национальных   общечеловеческих   ценностей,   формирование   наглядно­ образного,   логического   и   абстрактного   мышления,   создание   практической основы   для   изучения   алгебры   и   геометрии   на   уровне   основного   среднего образования.   математики,   Под   этими   результатами   понимается   не   только   освоение   отдельных предметов,   но   и   умение   использовать   их   в   действии   –   в   сложных, нестандартных и быстро меняющихся ситуациях реальной действительности. Результаты международных исследований свидетельствуют, что казахстанские младшие   школьники,   как   правило,   демонстрируют   успешное   применение знаний в стандартных ситуациях. Использование тех же знаний в ситуациях, измененных   даже   незначительно,  вызывает   трудности   или   отказ   от   решения предложенной задачи. Важнейшим фактором, необходимым для достижения приведенных выше результатов является развитие у младшего школьника логического мышления, 4 позволяющего обеспечить эффективность его обучения в школе, успешность в получении профессионального образования и дальнейшей жизни.     Содержание занятий    факультатива  представляет собой расширенный углубленный   вариант   наиболее   актуальных   вопросов   базового   предмета   – математика. Занятия  математического факультатива  направлены на  создание необходимых условий для формирования ученика, способного самостоятельно рассуждать,   справедливо   оценивать   свои   действия,   грамотно   сопоставлять, сравнивать,   предлагать   иные   способы   решения   существующей   проблемы. Ребенок   учится   проводить   их   оценку   и   выбирать   наиболее   рациональный, определять   главное   и   делать   выводы,   и,   в   конечном   итоге,   применять полученные знания на практике.    1.2  Основная цель программы. Цель программы:  ­  развитие  логического мышления; ­   достижение   положительных   изменений   в   их   интеллектуальном развитии; – развитие   познавательных   способностей   и   общеучебных   умений   и навыков; – интеллектуальное   развитие   учащихся,   формирование   качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимой для продуктивной жизни в обществе. Содержание   кружка   обеспечивает   преемственность   с   традиционной программой   обучения,   но   с   включением   новых   элементов,   материала повышенной трудности и творческого уровня.    1.3 Основные задачи программы Программа следующих задач:  факультатива    призвана   способствовать   решению Обучающие:   ­ повысить качество знаний и сформировать представления о математике как системе; ­ ­ ­ ­ ­ ­ описывать признаки предметов, слов и чисел; ­ узнавать предметы по заданным признакам; ­ определять различные и одинаковые свойства предметов, слов, чисел; ­ выделять существенные признаки предметов; ­ поддерживать высокий уровень интереса и познавательной активности у  детей; 5 ­ ­ ­ развивать память, внимание, логическое мышление. Воспитательные: ­ формировать у младших школьников коммуникативные компетенции; ­ формировать учебную мотивацию учащихся; Развивающие: ­ развивать познавательный интерес  учащихся; ­ развивать     любознательность,   инициативность,   самостоятельность   в приобретении знаний; ­ развивать  логическое мышление; ­ развивать   творческие     способности,   умения   отстаивать   свою   точку зрения.    Особенностью   курса   являются   занимательность   предлагаемого материала, более широкое использование игровых форм проведения занятий и элементов соревнования на них.  На   занятиях   кружка   в   процессе   логических   упражнений   дети практически учатся сравнивать объекты, выполнять простейшие виды анализа и синтеза, устанавливать связи между родовыми и видовыми понятиями. Чаще всего предлагаемые логические упражнения не требуют вычислений, а лишь заставляют   детей   выполнять   правильные   суждения   и   приводить   несложные доказательства. Сами же упражнения носят занимательный характер, поэтому они   содействуют   возникновению   интереса   у   детей   к   мыслительной деятельности. Мышление   младших   школьников   в   основном   конкретное,   образное, поэтому на занятиях кружка применение наглядности – обязательное условие. В   зависимости   от   особенностей   упражнений   в   качестве   наглядности применяются   рисунки,   чертежи,   краткие   условия   задач,   записи   терминов­ понятий.  1.4. Главные принципы реализации программы. В основу программы положены принципы  личностно­ ориентированного подхода, такие как:  Психологической комфортности;  Принцип научности,  доступности и посильности; Постепенное  усложнение информации и её подача.  Принцип наглядности;  Принцип деятельности; 6 Обучение для опыта и через опыт.  Усвоение учениками знаний, умений и навыков   преимущественно   в   форме   деятельности,   чтобы   появилась внутренняя  мотивация,  удовольствие   от  деятельности,  познавательный интерес.  Принцип личностной ориентации и дифференциации; Учёт уровня развития и способностей каждого ученика.  Принцип непрерывности и преемственности; Непрерывное и последовательное формирование общеучебных навыков и предметных компетенций.  Принцип связи теории с практикой;  Принцип занимательности;  Принцип разнообразия форм и видов работы;  Принцип добровольности.    1.5  Методы и формы обучения Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы  детей в группах, парах, индивидуальная работа. Методы   проведения   занятий:  беседа,   игра,   практическая   работа, эксперимент, наблюдение,  самостоятельная работа.           Методы контроля:   презентация,  тестирование. Технологии, методики:  –             уровневая дифференциация; –             проблемное обучение; –             моделирующая деятельность; –             поисковая деятельность; –             информационно­коммуникационные технологии; –            здоровьесберегающие технологии;    1.6  Возраст детей Данная программа рассчитана на учащихся 2­х классов    1.7  Сроки реализации программы.  Программа факультативного курса  рассчитана на один учебный год. Общее число часов в год ­ 34 часа.  Периодичность: 1 час в неделю 7 1.8  Структура  и режим занятий. Продолжительность   занятий     с   учетом   возрастных   возможностей младших   школьников   может   составлять   30­40   минут.   Из   этого   времени   на игровую   часть   обычно   отводится   от15   до   20   минут,   в   среднем   5   минут уделяется выводам и обобщениям, и от 20 до 25 минут учащиеся занимаются практической работой.       1.9  Ожидаемые результаты По   окончании   2   класса   учащиеся,   посещающие   факультатив,   в   конце учебного года   научатся: – находить наиболее рациональные способы решения логических задач, используя при решении таблицы и «графы»; – оценивать логическую правильность рассуждений; – решать   простейшие   комбинаторные   задачи   путём   систематического перебора возможных вариантов; – ­   применять   полученные   знания,   умения   и   навыки   на   уроках математики. 2.Учебно­тематическое планирование. Тематическое планирование  факультатива по развитию логического мышления  «Мудрецы»  2 класс №  п.п. 1 2 3 4 Название тем занятий.   Задача­шутка.   Задача­смекалка. Занимательные вопросы. Математические фокусы. Загадки. Задачи на смекалку. Ребусы.   Решение   логической   задачи. Математическая загадка. Логический вопрос. Задача на сообразительность. Занимательная   задача.   Числовой   треугольник.   Математические   загадки. Магический квадрат. Математический лабиринт. Занимательная геометрия. Вставьте числа.  Занимательный   вопрос.   Математические   фокусы.   Загадки.   Ребусы.   Задача­ смекалка. Задача­шутка. Решение логических задач. Произнесите наоборот. Задачи­шутки. Математическая загадка. Задача­шутка. Задача­смекалка. Ребусы. Занимательные вопросы. Математические фокусы. Занимательная задача. Какое слово лишнее?            8 Кол­ во  часов. 1 час. 1 час. 1час. 1 час. 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 1 час. 1 час. 1 час. 1 час. 1 час. 1 час. 1 час. Магические   квадраты.   Продолжи   узор.   Занимательная   геометрия. Занимательная   рамка.   Математическая   викторина.   Продолжи   ряд. Числовая   головоломка.   Занимательная   задача.   Какое   слово   лишнее   и почему?   Занимательная   задача.   Логические   вопросы.   Занимательные   вопросы. Ребусы. Задача­смекалка. Задача­шутка. Решение   логических   задач.   Занимательные   задачи.   Математические загадки. Магический  квадрат. Занимательная геометрия.  Занимательная рамка. Ребусы. Ребусы. Задача­смекалка. Задача­шутка. Загадки. Решение логических  задач. Вставьте пропущенные буквы. Занимательные рамки. Логические вопросы. Задача­шутка. Тренируем   зрительную память. Разминка. Тренируем  зрительную память. Произнесите наоборот. Ребусы.  Анаграмма. Найти признаки предмета.  Литературная разминка. Запомни и скажи. Занимательная  геометрия.  Магический квадрат. Ребусы. Занимательные вопросы. Игра в слова. Логическая задача. Найди  существенное. Загадка. Продолжи ряд. Занимательная геометрия. Игра  «Эхо». Занимательные вопросы. «Составь   пословицу».   «Найди   лишнее».   Ребусы.   Отгадай   слово.   Игра «Кто быстрее». Весёлые вопросы. Палиндромы.     Отгадай   слова.   «Кто   быстрее».Занимательные   вопросы. «Занимательная лесенка». «Найди   закономерность».Логические   задачи.   «Занимательная   лесенка». «Сравнение».Загадка. Логические   задачи.   «Зашифрованное   слово».   «Найди   закономерность». «Что   лишнее?»   Ребусы.   «Составь   предложение».Занимательная геометрия. Математические игры. Математические   квадраты   как   средство   развития   умения   вычислять   и рассуждать. Разминка.   Найди   закономерность.   Игра   «Наборщик».   Шарада.   Заполни квадрат словами. «Превращение слов». Ребусы.«Зашифрованное предложение».Логические задачи.«Что лишнее?» 1 час 1 час. «Классификация». «Сравнение». «Найди закономерность».Загадки. Упражнение «Пары слов».Упражнение «Что лишнее?» Ребусы. 1 час. Логические задачи. Логические   задачи.   Узнавание   предметов   по   заданным   признакам. «Зашифрованное слово».Игра «Поиск».Синонимы. Выделение   признаков   предметов.   Выделение   существенных   признаков предметов.   Сравнение.   Игра   «Допиши   слова».   Игра   «Слова».   Заполни квадрат. Игра «Змейка».«Зашифрованное слово».Шарады. Игра «Змейка».Игра «Занимательная модель». Игра «Поиск».Игра  «Слова». Классификация. Игра «Допиши слова». 9 1 час. 1 час. 1 час. 1 час. 1 час. 1 час. 1 час. 1 час 1 1 час 1 час 1 час. 1 час. 29 30 31 32 33 34 Шарады. Занимательная геометрия. Математические бусы. Лишнее слово. Игра «Прочитай поговорку».Занимательная  геометрия. Анаграммы.  Палиндром. Игра «Слова».Игра «Угадай профессию». Игра «Спрятанная поговорка».Игра «Слова».Лишнее слово. Загадки.  Занимательная  геометрия. Занимательные вопросы. Занимательные вопросы. Головоломка. «Эльфийские игры». Игра  «Слова». Интеллектуальная разминка. Логические задачи. Прочитай пословицу.    «Спрятанная поговорка». Диагностика степени владения логическими операциями. итого:  1 час. 1  часа. 1 час. 1 час 1 час 1 час 34ч 3. Содержание программы Занятие 1.  Занимательные вопросы. Аня жила ближе к школе, чем Валя. Кто из них жил от школы дальше? Математические фокусы. Как из пяти спичек получить восемь, не ломая их? Загадки. Прибежит И солнце спрячет, А потом ещё заплачет... Маленькая Аленькая, В лес позвала, А сама спряталась. Задачи на смекалку. Я провёл у бабушки понедельник, вторник, среду и четверг, а моя сестра  в ту же неделю – среду, четверг, пятницу и субботу. Сколько всего дней  гостили мы у бабушки? (6 дней.) Ребусы. ВИ 3 НА     100 Л      ПРО 100 Р Задача­смекалка. 1. Сколько   получится,   если   из   наименьшего   двузначного   числа вычесть наибольшее однозначное? (10 – 9 =1) 2. Сколько получится, если из числа, выраженного тремя единицами  второго разряда, вычесть число, выраженное пятью единицами  первого разряда? (30 – 5 = 25) Задача­шутка. 1. Что тяжелее – килограмм ваты или килограмм железа? 2. Два отца и два сына съели 3 апельсина. Поскольку апельсинов съел  каждый из них? (По одному.) 10 Решение логической задачи. На доске написаны слова цветными мелками:                           рыболов        карета                                        книга Красное слово левее синего, синее – выше зелёного. Какое из слов красного  цвета?(Рыболов.) Математическая загадка.  Марина   и   Оля   –   сёстры.   Марина   сказала,   что   у   неё   2   брата,   и   Оля сказала, что у неё тоже 2 брата. Сколько детей в семье Марины и Оли?(4) Логический вопрос. В клетке находилось 4 кролика. Четверо ребят купили по одному из этих кроликов, и один кролик остался в клетке. Как это могло получиться? Задача на сообразительность.   В   двух   корзинах   лежало   по   одинаковому   количеству   яблок.   Из   первой корзины переложили во вторую 10 яблок. На сколько больше стало яблок во второй корзине, чем в первой?(На 20.)                           Занятие 2. Занимательная задача.  Расставьте в комнате 7 стульев так, чтобы у каждой стены стояло 2 стула. Числовой треугольник. В кружках этого треугольника расставьте все 9 значащих цифр так, чтобы сумма из на каждой стороне составляла 20. 5 2 4 6 8 7 1 9 3  Загадки.  Очень любят дети Холодок в пакете. Холодок, холодок, Вот какое полотно ­   Всё дырявое оно, Рыбы в нём 11 Дай лизнуть тебя разок! Магический квадрат. 7    17 9 11 Полным­полно.         Математический лабиринт. Какой   круг   лишний?   Проследите   за   изменением   чисел   и   найдите   круг,   в котором это изменение не такое, как в других. 3 27 2 16 4 28 7 31 11 19 4 8 12 20 15 23 Занимательная геометрия. 1. Начерти в тетради квадрат. Сдвинь эту фигуру на четыре клеточки:  а)вправо; б) влево. Вставьте числа: (cid:127) Занятие 3. Занимательный вопрос.  ­ (cid:127)  = 1 Вера и Катя пекли пирожки: кто­то из них – с капустой, кто­то – яйцом. У  Кати не было пирожков с яйцом. Кто пёк пирожки с капустой? Математические фокусы.      Как из восьми спичек получить три?  Загадки. Его держу за поводок, Хотя он вовсе не щенок. А он сорвался с поводка И улетел под облака.  Стоит на крыше Верхолаз, И ловит новости  Для нас. Лето целое старалась –  Одевалась, одевалась... А как осень подошла Нам одёжки отдала. Сотню одежонок Сложили мы в бочонок. Ребусы. Вот так чудо! Вот так чудо! Сверху блюдо, снизу блюдо, Ходит чудо по дороге, Голова торчит да ноги. ПИ 100 ЛЕТ                        С 3 Ж    Р 1 А                     ПРО 100 Р 100  Й         3,, БАТОН         ТЕ  100      ЛИ  100  К        СВИ  100  К 12 (cid:127) (cid:127) (cid:127) Задача­смекалка. Используя две карточки с цифрами 1 и 7 , изобразите наименьшее и  наибольшее двузначное число. Какое наименьшее число одинаковых палочек надо взять, чтобы с  помощью их  составит 3 квадрата?(10) Задача­шутка. *Когда гусь стоит на двух ногах, то весит 4 кг. Сколько будет весить     гусь, когда встанет на одну ногу? *Мой приятель шёл,   Пятак нашёл.  Двое пойдём,  Сколько найдём?       Решение логических задач. 1. 2. 3. Расставьте 8 стульев у четырёх стен так, чтобы у каждой стены  стояло по 3 стула. Нина живёт на пятом этаже, а Катя – на восьмом. Петя и Коля  живу ниже Кати, но выше Нины. Петя живёт ниже Коли. На  каких этажах живут Петя и Коля?   Из 17 роз, 8 васильков и 9 ромашек составлен букет из 20 цветов. Есть ли  в этом букете розы? (Есть, так как васильков и ромашек  всего 17, а в букете 20 цветов.) Произнесите наоборот: лес   бор    вата    шея   крот   рука   двор  скала Занятие 4.  Задачи­шутки. 1. В клетке находилось 4 кролика. Четверо ребят купили по одному из этих кроликов, и один кролик остался в клетке. Как это могло получиться? 2. 6  картофелин   сварилось   в   кастрюле   за   30  минут.     За   сколько   минут сварилась одна картофелина? Математическая загадка. Марина и Оля – сёстры. Марина сказала, что у неё 2 брата, и Оля сказала, что у неё тоже 2 брата. Сколько детей в семье Марины и Оли?(4) Задача­шутка. *Пара лошадей пробежала 20 км. По сколько км пробежала каждая лошадь? *7 воробьишек спустились на грядки,    Скачут и что­то клюют без оглядки.    Котик­хитрюга внезапно подкрался,    Мигом схватил одного и умчался.    Вот как опасно клевать без оглядки!    Сколько теперь их осталось на грядке? Задача­смекалка. 13 На сколько единиц больше наибольшее двузначное число, чем наибольшее  однозначное число? Сколько получится, если сложить наибольшее двузначное число и наименьшее  однозначное? Ребусы. 6 ,      Э  100 НИЯ      РАС  100 ЯНИЕ 3  ТОН            ВО    100    К       КОС . Занимательные вопросы. 1. На одной странице нарисованы туфли и ботинки, на другой – сапоги и  кепка. Что из нарисованного на второй странице не подходит к первой? 2. Даша и Инна читали: кто­то из них книгу, кто­то – журнал. Даша читала  книгу. Кто не читал журнал?  Математические фокусы. Задумайте число от 1 до 10. прибавьте к нему 1, ещё 1, ещё 1. отнимите 1, ещё  1, прибавьте 1. Скажите результат, а я скажу, сколько вы задумали. Занимательная задача.   Из 10 одинаковых палочек сложите 3 одинаковых квадрата. Загадка.          Без расчёски причесался И умылся без воды, В кресло мягкое забрался И запел на все лады. Какое слово лишнее?           Санкт­Петербург    Витебск     Москва Занятие 5.  Магические квадраты. 1  9 7 11 Продолжи узор. Занимательная геометрия. Начерти в тетради треугольник. Сдвинь эту фигуру на три клеточки:  а) вправо; б) влево. 14 Занимательная рамка.  17  18  9  10   11   1  2  3 Математическая викторина. 1. Если Захар ростом не выше Олега, то какого он может быть роста по  сравнению с Олегом. 2. Двое играли в шашки. Через некоторое время на доске осталось 5 шашек. Остались ли на доске 3 шашки одного цвета? 3. Используя цифры 0, 3, 6, 9, написать наибольшее и наименьшее  четырёхзначные числа. 10… 12… 14… Продолжи ряд  4…6 6…9 8…12 Числовая головоломка. Сравни ряды чисел. 6 18 17 5 3 9 7 19 Занимательная задача. 10 9 5 11 14 13 7 15 Шестиметровое бревно надо распилить на части, длиной по 1 метру. На отпиливание одной части тратится 2 минуты. За какое время будет распилено бревно?(10 минут) Какое слово лишнее и почему?  Диван, стол, кресло, стул.        Ель, сосна, липа, кедр.        Окунь, щука, дельфин, акула. Занятие 6. Занимательная задача.  Как по двум прямым линиям разрезать квадрат, чтобы из полученных частей можно было сложить 2 одинаковых квадрата? Логические вопросы. 1.   В субботу, устав от занятий в школе, Костя лёг спать в 9 часов вечера. Чтобы на следующий день не вставать рано, но и не спать слишком долго, он завёл будильник на 11 часов. Сколько всего часов он проспит, прежде чем его разбудит будильник? 2.   Сколько концов у двух палок? 15 3.   На уроке физкультуры ученики выстроились в линейку на расстоянии 1м друг от друга. Вся линейка растянулась на 25м. сколько было учеников?(26) Занимательные вопросы. 1. На одной странице нарисованы туфли и ботинки, на другой –  сапоги и кепка. Что из нарисованного на второй странице не  подходит к первой? 2. Даша и Инна читали: кто­то из них книгу, кто­то – журнал. Даша  читала книгу. Кто не читал журнал?  Ребусы. 100 Й        ООО       5, НО        ,ЛА 100 ЧКА ПО100 ВОЙ       ОС   ЕЕЕ 100 ЛЕТИЕ    6, ВИЕ    КО ,3 ДОР Задача­смекалка. *Назови   двузначное   число,   в   котором   число   десятков   на   9   больше   числа единиц.  *В пределах двадцати назовите число, в котором число единиц на 7 больше,  чем число десятков. *Даны ряды чисел: 1     2     3     4     5 6     7     8     9    10 11   12   13   14   15 16   17   18   19   20 21   22   23   24   25 Сумма первого вертикального ряда 55. быстро найдите суммы остальных  четырёх вертикальных рядов. Задача­шутка. На берёзе сидели две вороны и смотрели в разные стороны: одна на юг,  другая на север. ­ У тебя, ­ говорит первая ворона, ­ лапки в грязи. ­ А у тебя, ­ отвечает вторая, ­ клюв в земле. ­ Как же так? Смотрят в разные стороны, а друг друга видят? (Они смотрят  друг на друга, а это и есть в разные стороны.) Вставь буквы:  _  _  ка                              _  _  ка Занятие 7. Решение логических задач. 1. В нашем переулке на каждой стороне по 5 домов. Для игры в волейбол  собрались 12 ребят, живущих только в нашем переулке. Можно ли  утверждать, что из какого­то дома в нашем переулке вышло не менее  двух ребят? 2. Толя ниже Юры, а Володя с Мишей одинаковые по росту. Юра ниже  Миши. Кто выше – Толя или Володя? Кто ниже – Юра или Володя? 16 Занимательные задачи. 1.   Вдоль беговой дорожки расставлены столбы на одинаковом расстоянии друг от друга. Бегун на дальние дистанции начал свой бег от первого столба и через 5 минут был у шестого столба, через сколько минут после начала бега он будет у двенадцатого столба, если будет бежать с той же скоростью? (Через 11 минут.) 2.         Если Грушам дать по груше,        То одна в избытке груша;        То не хватит пары груш.        Сколько Груш и сколько груш?  Загадки.   Был белый дом, чудесный дом, И что­то застучало в нём. И он разбился, и оттуда Живое выскочило чудо. Без рук, без топорёнка Построена избёнка.        Магический  квадрат. 8 15 6    2 Прилетает к нам с теплом, Путь проделав длинный. Лепит домик под окном Из травы и глины. Вроде птица, а не летает. Всё ходит зёрна собирает. Занимательная геометрия. Начерти в тетради прямоугольник. Сдвинь эту фигуру на две клеточки:  а)вправо; б) влево. Занимательная рамка. 79 74 69 64 59 54 49 44 Ребусы. 9 х * = *3 9 х * = *2 7 х * = *1 9 х * = *7 8 х * = *4 6 х * = *0 К ­ ? Д ­ ? Е ­ ? Занятие 8. Ребусы. ПА,3Ж     И100РИЯ      40А    КО100ЧКА    3 БУНА   5, НИЦА 30 + В = А 17 А – 18 = 50 В + Д = А А ­ ?  В ­ ?  Д ­ ? Задача­смекалка.  Сложите   из   пяти   одинаковых   палочек   2   треугольника   и   1 четырёхугольник.  ­ Который час? – спросил Саша у отца.                       ­ А ты узнай сам; если пройдёт столько часов, сколько прошло от начала суток и ещё 2ч, то кончатся сутки. Который час был тогда? Задача­шутка. * Самолёт летит от Москвы до Санкт­Петербурга 1 час., а обратно – из Санкт­ Петербурга  в Москву   ­     расстояние   он   пролетает   за   60   минут.   Почему такая разница? * На столе лежат три карандаша разной длины. Как удалить из середины самый длинный карандаш, не трогая его?( Переложить один из крайних карандашей с одной стороны на другую.) *   Чтобы   сварить   1   кг   мяса,   требуется   1ч.   За   сколько   времени   сварится полкилограмма такого же мяса?(1ч) Загадки. Мордочка усатая,  Шубка полосатая, Часто умывается, А с водой не знается.                        Во дворе поставлен дом,                                                                        На цепи хозяин в нём. В мягких тапочках ступает, Схватит мышь и убегает.                   По хозяину грущу.          В дом чужого не пущу, Решение логических задач. 1. В соревнованиях по бегу Ваня, Гриша и Дима заняли первые три места.  Какое место занял каждый из ребят, если Гриша занял не второе и не  третье место, а Дима – не третье. 2. Коля и Петя живут в соседних домах. Идя в школу, Коля вышел из дома одновременно с Петей, значит Петя вышел из дома …(одновременно с Колей). 3. Нина живёт к школе ближе, чем Вера, а Вера ближе, чем Зоя. Кто живёт  ближе к школе – Нина или Зоя? 4. Если Андрей на 2 года старше Вани, а Ваня на 3 года старше Коли, то кто старше – Андрей или Коля – и на сколько лет? Вставьте пропущенные буквы:    _  _  ль _  _  ль _  _  ль                    Занятие 9. 18 Занимательные рамки 4 6 2 3 4 8 12 16 6 12 22 8 Логические вопросы. 1. Из трёх братьев Миша был выше Вити, а Витя выше Димы. Кто выше: Дима или Миша? (Дима ниже, чем Миша.)     2. Оля моложе Димы, а Дима моложе Коли. Кто моложе: Оля или         Коля? (Оля моложе, чем Коля.) 3. Два сына и два отца съели 3 яйца. По сколько съел каждый? Как   они разделили? ( По одному яйцу, так как это были дедушка, сын и внук.) 4. Сколько   получится,   если   сложить   наибольшее   однозначное   число   с наименьшим однозначным числом? 5. В пределах 20 назвать число, в котором число единиц на 7 больше, чем его десятков.(18) 6. Написать двузначное число, в котором число десятков на9  больше числа единиц.(90) 7. Уменьшаемое на 27 больше разности. Чему равно вычитаемое? 8. Назови все двузначные числа, у которых сумма числа десятков и числа единиц равна 2.(11,20) 9. Как 15 карандашей разложить в 5 коробок, чтобы во всех коробках было разное количество карандашей? (1,2,3,4,5) Задача­шутка. *Летела стая гусей: один гусь впереди, а два позади; один позади и два  впереди; один гусь  между двумя, и три в ряд. Сколько было всего гусей?(3) Ребусы.   354 – А = В   А = ? В – С = 14 В ­ ? С х 7 = 98 С ­ ? Тренируем  зрительную память. Смотрим на фигуры 1 мин, запоминаем и рисуем фигуры по памяти. 19 Занятие 10. Разминка. 1. Сколько концов у двух палок? А у двух с 2. Стоят два барана. Один смотрит на юг, другой на север. Видят ли они половиной?(4,6) друг друга? 3. Над рекой летели птицы: голубь, щука, 2 синицы, 2 стрижа и 5 угрей. Сколько птиц? Ответь скорей! (5) 4. Кто становится выше, когда садится? (Собака.) 5. Сколько всего ушей и лап у трёх мышей и двух медвежат? (10 ушей, 20 лап.) 6. Что легче: 1кг ваты или 1кг железа? (=) 7. Как   называется   детская   полуспортивная   игра   на   асфальте   с расчерченными   квадратами   и   пустой   баночкой   из­под   гуталина, названная в честь гениев литературы? (Классики.) 8. Хоть на птицу и похож я, с высотою незнаком, крылья есть, но только всё же  я всю жизнь хожу пешком. Кто я? (Страус.) Тренируем  зрительную память. Смотрим на фигуры 1 мин, запоминаем и рисуем фигуры по памяти. Произнесите наоборот:  ЛАБ   МОС   ЯОС   РИТ   ОЛЕД ЕРОМ   АРИЛ   ОДУЧ   АЦИТП   ЦЕДОЛОМ Тренируем память.  Ребусы. ЛК ДА РО ВА НА ША ТА Анаграмма. Составить слова, переставив буквы: АЛИГ  ЕОСЛ 20 ОТЛЕ Найти признаки предмета.  Рассказать о форме, цвете, вкусе яблока, арбуза.(По группам.) Занятие 11. Литературная разминка. 1. Кто первым позвонил Корнею Чуковскому по сказочному телефону? 2. У А. С. Пушкина есть стихотворение «Зимнее …». 3. Кем является Арина Родионовна А. С. Пушкину? 4. Какая денежная монета была в обиходе у жителей городка, где жил  Буратино? 5. В какой сказке и как королева догадалась, что девушка, пришедшая во  дворец, принцесса? 6. Угадай сказку: солнце, снег, лампа, стекло, зеркало, утро, роза, воробей,  дружба. Запомни и скажи. Школа – ученик Пенал – ручка Корова – молоко Волк – заяц Хор – певец Занимательная  геометрия. Нарисуйте, не отрывая руки от бумаги, не проводя одной и той же линии  дважды: математика ­ число сказка ­ фантазия куст ­ сирень цветы ­ букет песня ­ музыка Сколько треугольников можно найти на этом чертеже? Магический квадрат. 2 4 5 1 4 4 6 3 0 2 2 5 Цифры могут повторяться. Ребусы. 1 ОЧКА ,  1 БОР ,Ш 1 А,  ПА  3  ОТ, Ф 1 А, 2 Д, ПО 2 Л. (Одиночка, разбор, школа, патриот, фраза, парад, подвал.) 21 Задачи. В какие группы можно объединить следующие слова: Шкаф, конфеты, астра, ромашка, пряник, стол, шоколад, тюльпан, диван, роза,  варенье. По какому принципу можно объединить числа: 1,5,7. (Кол­во букв.) Занятие 12. Занимательные вопросы. 1. Кто любит кино «Человек­невидимка»? 2. Кто взял в библиотеке книгу про Гулливера? 3. Как зовут мальчика, у которого густая шевелюра? 4. Кто не пьёт кефира? 5. Кто морщится от запаха бензина? 6. Кто смотрит мультфильм про Самоделкина и Карандаша? РОМАШКА Игра в слова. ШОРКАМА НЮЛЬТАПТЮЛЬПАН СЛИКВЁА ШАНЫЛД АКФАЛИ Логическая задача. Иван Фёдорович – отец Марины Ивановны, а Коля – сын Марины Ивановны.  Кем Коля приходится Ивану Фёдоровичу? ВАСИЛЁК ЛАНДЫШ ФИАЛКА Из разных цифр я сделал бусы, А в тех кружках, где цифр нет, Расставьте минусы и плюсы, Чтоб данный получить ответ. 9 2 13 20 0 == Найди существенное. Выделите два слова, наиболее существенные для слова, стоящего перед  скобками: БОЛЬНИЦА (сад, врач, радио, больные, помещение) Загадка. С бородою, а не старик, С рогами, а не бык, Не конь,а брыкается, Доят, а не корова, 22 С пухом, а не птица, Лыко дерёт, а лаптей не имеет. Продолжи ряд: 6,11,10,15,14. Развивающая геометрия. Начертите квадрат, разделите его на 4 равные части(4 способа). Игра «Эхо». Составить новые слова, исключив первый слог из данных слов: СОБОЛЬ СОКОЛ Занятие 13.       Занимательные вопросы. КОРОЛЬ ПЕСОК 1. С какой буквы не могут начинаться слова? (А)  Й; (Б)  Ё; (В) Щ; (Г)Ь; (Д)  Э. 2.    Век – это промежуток времени длиной  в … (А) 50 лет; (Б) 100 лет; (В)500 лет; (Г)1000лет;(Д)5000лет. 3.    Каким из указанных ниже слов человек не обращается к  животным? (А)тпру; (Б)цып­цып; (В)ау;(Г)кис­кис;(Д)но. 4.    Даны пять пар русских слов. В какой из пар слова не могут  обозначать один и тот же предмет? (А)лиса – лисица, (Б)роща – рощица,(В)вода – водица; (Г)кора – корица;  (Д)лужа – лужица. 5.     Закончите фразу «Ах ты, горе …!» (А)бобовое; (Б)фасолевое; (В)чечевичное; (Г)гороховое;(Д)луковое. 6.       К Лене и её восьмилетнему сыну Мише приехала подруга из  Франции. Через несколько дней она удивлен спросила у Лены: «Почему ты называешь своего сына женским именем?» Как же Лена называла  Мишу?      (А)Соня; (Б)Лиза;(В)Поля; (Г)Вера;(Д)Наташа. 7.    Посмотрите на слова дупло, улей, нора, берлога и решите, кто  лишний:(А) медведь; (Б) пчела; (В)орёл;(Г)белка; (Д)лиса. 8.    Благодаря какому оружию появилось слово стрелять? (А) ружью; (Б) пушке; (В)мушкету; (Г)дубинке; (Д)луку. 9. « ­ Какая тебе разница, об чего я порезался? – сказал Крот, от боли  забывая. Как надо говорить правильно» (К. Грэм, «Ветер в ивах»,  перевод И. Токмаковой). А как надо было бы сказать правильно? (А) о чего; (Б) о что; (В) об что; (Г) обо что; (Д) о чём. 10. Только одно из приведённых ниже названий цветов не обозначает  оттенка красного. Какое? (А)алый;(Б)лазурный; (В)вишнёвый; (Г)багровый;(Д)пурпурный. 23 11. В стихотворении В.Маяковского Приказ по армии искусства»  читаем: Есть ещё хорошие буквы: Эр, Ша, Ща. Какие буквы названы в стихотворении неправильно? (А) только  р;(Б) только ш; (В) только щ; (Г) ш и щ; (Д) все буквы названы  правильно. 12. В рассказе А.П.Чехова «Детвора» дети играет в лото. Некоторые числа, встречающиеся в игре, имеют специальные образные названия «кочерга»,   «палочки»,   «   Семён   Семёныч»,   «дедушка».   Выберите вариант, где эти числа приведены в том же порядке, в котором идут их названия. (А)2,10,7,9; (Б)7, 11, 77, 90; (В)7,11,17,99;(Г)2,77,17,90; (Д)2,77,7,99. Занятие 14. «Составь пословицу». В гостях хорошо, По одёжке встречают, Не красна изба углами, Слезами Под лежачий камень «Найди лишнее». Щука, окунь, камбала, кит, карась. Ясень, липа, тополь, берёза, сирень. Ребусы. ля горю не поможешь. и вода не течёт. по уму провожают. а дома лучше. а красна пирогами. У яя Н; шк а Игра «Кто быстрее». а а а а а н н н н н   В каком из этих слов два слога? (А)строй; (Б)сарай; (В)всплеск; (Г)ария; (Д)наука. 24 «Одним словом». Жить душа в душу – ... (дружно). Хоть пруд пруди ­ ... (много). Не за горами ­ ... (близко). Повесить нос ­ ... (загрустить). Нестись сломя голову ­ ... (быстро). Держать в ежовых рукавицах ­ ...(строго). «Весёлые вопросы». 1. Каким ключом нельзя открыть дверь? (Водяным.) 2. Какую ноту кладут в суп? (Соль.) 3. Из каких ноготков нельзя собрать букет? (Из ноготков ребёнка.) 4. Из какого крана нельзя набрать воду? (Строительного.) 5. Через какую мушку нельзя прицелиться? (Через насекомое.) Отгадай слово: Ты найдёшь меня на дне, В синем море. И во мне От начала до конца Два предлога и три «ца».(Устрица.) Занятие 15. Палиндромы. Заполни пустые клетки так, чтобы получились палиндромы. К А З А А Ш К О О Т К А З А Ш А О К Т О З К Л М О П О А К А З А Ш К Т Отгадай слова: Три буквы облаками реют. Две буквы на лице мужском. А целое порой белеет В тумане моря голубом. (Парус.) Древесному стволу защиту я даю. Прибавь мне букву «б» ­ и я тебя убью. (Кора – кобра.) Мы всех, и взрослых и детей, 25 В часы досуга развлекаем, Но если к нам приставишь «т», Мы их ужасно напугаем. (Игры – тигры.) «Кто быстрее». Л А Л А Л А Л А Л А Занимательные вопросы. 1. В каждом из приведённых словосочетаний пропущены гласные буквы. Во  всех ответах, кроме одного, одно из слов означает цвет, а другое –  предмет мебели. Для какого ответа это правило нарушено? (А) БЛЙ ДВН; (Б) ЗЛН ПРТ; (В) ЧРН КРСЛ; (Г) СН МР; (Д) СРЙ  СТЛ. 2. Какое слово не обозначает растение? Калина, малина, рябина, смородина, виноградина. 3. Из всех приведённых ниже слов, кроме одного, можно убрать один слог  так, чтобы получилось новое слово. Кроме какого? Золото, серебро, железо, листопад, корзинка. «Занимательная лесенка». О Р С Т Ц Занятие 16. «Найди закономерность». 17 35 ? 9 8 21 14 18 9 Логические задачи. 1. У одного мужчины спросили, сколько у него детей. Он ответил: « У меня 4 сына и у каждого из них есть родная сестра». 2. Можно ли бросить мяч так, чтобы он, пролетев некоторое время,  остановился и начал движение в обратном направлении? 26 3. Прорицатель берётся предсказать с точностью до 100 процентов счёт  любого матча до того как он начнётся. В чём секрет его безошибочного  предсказания? 4. Вы зашли в тёмную комнату, где есть свеча, газовая плита, керосиновая  лампа. Что вы зажжёте в первую очередь? 5. Можно ли пустое ведро наполнить три раза подряд, ни разу не  опоражнивая? 6. Двое пошли – пять гвоздей нашли. Четверо пойдут – много ли найдут? «Занимательная лесенка». О С Ч Ц Ш А Т «Сравнение». Чем похожи числа каждой пары: 5 и 50;  17 и 170 ? Чем похожи слова: колесо, полоса, яблоко? Чем отличается треугольник от четырёхугольника? «Анаграмма». Записать имена девочек, переставив буквы: ВСТЕА             АМИРАН   ОТЯН Загадка. Поверчу волшебный круг –  И меня услышит друг. Занятие 17. Логические задачи. 1. Толя поймал окуня, ерша и щуку. Щуку он поймал раньше, чем окуня, а  ерша позже, чем щуку. Какую рыбу толя поймал раньше других? Можно  ли сказать, какая рыба была поймана последней? 2. Взрослый и ребёнок сели в лодку и отправились ловить рыбу. Взрослый  говорит ребёнку: «Ты мне сын, но я тебе не отец». Кем приходится  взрослый ребёнку? 27 3. Мама, папа и я сидели на скамейке. В каком порядке мы сидели, если  известно, что я сидел слева от папы, а мама – слева от меня? 4. Ребята сидели на скамейке. В каком порядке они сидели. Если известно,  что Маша сидела справа от Серёжи, а Сережа – справа от Иры? 5. Термометр показывает 10 градусов тепла. Сколько градусов показывают  два таких термометра? «Зашифрованное слово». Составить  слово из первых слогов данных слов: КОЛОС РОТА ВАЗА «Найди закономерность». А; Б; Г; Ё; Й; ... 35; 30; 37; 32; 39; ... 49; 42; 51; 44; 53; ... «Что лишнее?» АПЕЛЬСИН, КАПУСТА, ЯБЛОКО, ЛИМОН ГУСЬ, ОСЁЛ, КУРИЦА, ИНДЮК АНДЕРСЕН, ПЕРРО, БР. ГРИММ, ПУШКИН Ребусы. ША        ТА       КА  У  ЯД   Р «Составь предложение». Составь предложение из четырёх слов, в которых каждое слово начинается с  указанной буквы. Последовательность букв менять нельзя. В С Н Т Занимательная  геометрия. Нарисуйте, не отрывая руки от бумаги, не проводя одной и той же линии  дважды: С ПОМОЩЬЮ АЛФАВИТА: 12, 16.14, 17, 1, 19. Занятие 18. Математические игры. Игра «Бегущие минутки». Вопросы 1­й команде: 1. Сколько пальцев на руке? 2. Сколько букв в русском алфавите? 3. Сколько букв в слове «школа»? 28 4. Сколько слогов в слове «Буратино»? 5. Сколько дней в неделе? 6. Сколько сторон у квадрата? 7. Сколько сторон у шестиугольника? 8. Сколько десятков в числе 18? 9. Сколько отдельных единиц в числе 15? 10.Как назвать число, в котором 10 десятков? 11.Как называется результат при сложении? 12.Сколько см в двух дм? Вопросы 2­й команде: 1. Сколько пальцев на двух руках? 2. Сколько гласных букв в русском алфавите? 3. Сколько слогов в слове «карандаш»? 4. Сколько букв в слове «урок»? 5. Сколько месяцев в году? 6. Сколько сторон у прямоугольника? 7. Сколько сторон у пятиугольника? 8. Сколько десятков в числе 11? 9. Сколько отдельных единиц в числе 16? 10.Как назвать число, в котором 7 десятков? 11.Как называется результат при вычитании? 12.Сколько дм в сорока см? Игра «Угадай фигуру». Вопросы 1­й команде: 1. 6 одинаковых граней, 12 одинаковых рёбер, 8 вершин.(Куб.) 2. 3 угла, три разные стороны. (Разносторонний треугольник.) 3. 3 стороны, 3 угла, один из которых прямой.(Прямоугольный  треугольник.) 4. 4 прямых угла, 4 стороны, противоположные стороны равны.  (Прямоугольник.) 5. 3 стороны, 3 угла, 2 из которых прямые.(Вопрос­ловушка.) 6. 3 угла, 3 стороны, все стороны равны. (Равнобедренный треугольник.) Вопросы 2­й команде: 1. 4 угла, 4 стороны, противоположные углы равны, стороны равны.(Ромб.) 2. 3 стороны, 3 угла, один из которых тупой.(Тупоугольный треугольник.) 3. 4 стороны, 4 угла, все углы прямые. (Прямоугольник.) 4. 4 прямых угла, 4 стороны, все стороны равны. (Квадрат.) 5. 4 стороны,4 острых угла. (Вопрос­ловушка.) 6. 3 угла, 3 стороны, все стороны равны. (Равносторонний треугольник.) Занятие 19. Математические квадраты как средство развития умения вычислять и  рассуждать. 29 8 6 16 2 18 4 10 14 12 12 27 9 18 15 21 24 3 18 одному и 18 4 8 6 10 16 2 12 вписаны 8 14 * 2 2 0 8 6 1 6 8 18 А 6 10 Б В Г 2 Задание: в математическом квадрате суммы чисел по любым  вертикалям, по любым горизонталям равны одному и тому же  числу. Проверьте, будет ли данный квадрат математическим. Задание: докажите, что этот квадрат не является математическим. 12 22 8 10 14 18 16 20 6 Задание: в математическом квадрате суммы чисел по любым вертикалям, по любым горизонталям равны  тому же числу. Найдите это число. Задание: дан математический квадрат. Какое число должно стоять в пустой клетке?  6 1 0 4 7 Задание: дан квадрат, в котором в некоторые клеточки  числа. Вставьте числа 3,5,8,9,11 так, чтобы получился  магический квадрат. Задание: дан квадрат, в котором в некоторые клеточки  вписаны числа. Вставьте числа 6, 10,12, 16, 18, 22 так, чтобы  получился магический квадрат.     Задание: дан математический квадрат. Докажите, что в клеточке  со звёздочкой (*) не может стоять число 32. 4 9 А 3 5 Б 8 1 В Задание: дан математический квадрат. Найдите сумму  чисел, которые спрятались за буквами А, Б, В. Задание: дан математический квадрат. Найдите сумму  чисел А+Б+В+Г. Занятие 20. Разминка. 1. Рыба в раннем детстве. 2. Нота после «ля». 3. Мальчиш­ ... 4. Юмористическая передача на РТР «Сам себе....». 5. Прежде чем писать или рисовать, надо его поточить. 6. «... на макушке» (поговорка) 7. Соловей­... . 8. Автор стихов про игрушечного зайку, про бычка, про мишку. 9. Столетник или ... . 30 10.Время года, в котором «17 мгновений». 11.Металл для ключика Буратино. 12.Первое блюдо из квашеной капусты. Найди закономерность. Алый, бордовый, вишнёвый, голубой. 56, 50, 60, 54, 64, ... 38, 30, 32, 24, 26. ... 48, 56, 52, 60, 56, ... Игра «Наборщик». Составить новые слова из букв, входящих в состав данного слова: ИЗБУШКА Шарада. Отгадать сначала части слова, а затем и всё слово: Первое можно засеять вторым, А в целом мы часто на даче лежим. Заполни квадрат словами.   1. Вид топлива. 2. Упрямое животное. 3. Овощ. 4. Знамя. прочитаете и по       горизонтали, и по вертикали. Если ответы будут верными, вы их  «Зашифрованное предложение». Составить предложение, упорядочив последовательность слов. Кино, в, пошли, девочки, смотреть, фильм, две, интересный. «Превращение слов». Последовательно меняя по одной букве в словах, превратить луг в лес.           32         96             23               115         48                   ?         56                    112 Занятие 21. Ребусы.          ?                        126 «Зашифрованное предложение».   63:7                          99 31 Составить предложение, упорядочив последовательность слов. Из, поел, он, хорошо, Андрей,школы, пришёл, когда. Логические задачи. 1. Вася, Игорь, Алёша и Федя ловили рыбу. Все вместе они поймали 26  пескарей. Вася поймал на 3 пескаря больше, чем Игорь, Игорь – на 3  пескаря больше, чем Федя. По сколько пескарей поймал каждый из  мальчиков? 2. Имеется кусок материи длиной 8м. Как, не пользуясь метром, отрезать 6  м? 3. Кто старше? Три брата – Ваня, Саша, Коля – учились в разных классах.  Ваня был не старше Коли, а Саша – не старше Вани. Назовите имена  старшего, среднего и младшего братьев. Вставь числа:    +  7 =  кислый горячий приставка суффикс горький окончание Составить слова по данной модели.    ­ 7  =        +  = 5 «Что лишнее?» сладкий предлог Занятие 22. Упражнение «Змейка» _Т_ _ _ Т _ _ _ _ Т _ _ _ _ _ Т _ _ _ _ _ _ Т  _ _ _ _ Т _ _ _ _ Т _  _ _ Т _ _ Т _ «Классификация» ваза рот роза зуб рука ток               б) слова распределены по количеству слогов; перо  ель              в) слова распределены по родам. «Сравнение» Чем отличаются: Дерево и кустарник? Чем похожи и чем различаются числа: 6 и 60; 42 и 420 Выбрать подпись к каждому из столбиков: а) слова распределены по количеству букв; 32 «Найди закономерность» 36 12 24 45 19 ? Загадки. На одной ноге стоит, В воду пристально глядит, Тычет клювом наугад –  Ищет в речке лягушат. Бел, как снег, надут, как мех, На лопатках ходит. Занятие 23. Упражнение «Пары слов». Подобрать пару. ВОЛОСЫ ВЕЧЕР ВОДА ВОЛ ДОКТОР ВАЗА ВОЛК ВЫНОСЛИВЫЙ ЧИСТЫЙ ВЕСЕННИЙ ВЕЖЛИВЫЙ ВОЛНИСТЫЙ ЗЛОЙ КРАСИВЫЙ Скажи ты мне, какой чудак и днём и ночью носит фрак. ОСАДКИ ИНЕЙ СНЕГ Упражнение «Что лишнее?» ДОЖДЬ Ребусы. 9,1,17,1,5. ВОР БОР ГРАД САК ПОР БЛЬ 33 ? (       ) КР СТОР КОР Г=СА      КИ 8,,,,      ,,1  к = а БИ ИЮНЬ ИЮЛЬ Логические задачи. 1. Лиза, Галя и Нина жили в разных домах. Дом №1 – высокий каменный, дом №2 – высокий деревянный, дом №3 – невысокий каменный. В каких домах жили девочки, если Галя и Нина жили в высоком, а Нина и Лиза – в каменном. 2. Волк, Лиса и Медведь жили в трёх домиках: первый – белый с большим окном, второй – зелёный с большим окном, третий – зелёный с маленьким окном. У Волка и Лисы домик с большим окном, у Волка и Медведя – зелёные домики. У кого какой дом? 3. У Кати, Марины и Нины были сапожки. Одни – высокие красные, другие –   невысокие   синие,   третьи   –   невысокие   красные.   У   Кати   и   Нины   – невысокие, а у Нины и Марины – красные. У кого какие сапожки? Занятие 24. Логические задачи. 1. Три дня в августе была разная погода ( 2,5,10 августа). В один день было  холодно и дождливо, в другой – тепло и дождливо, в третий – тепло и  сухо. 2 и  10 августа было тепло, 5 и 10 – дождливо. Какая погода была в  каждый из трёх дней? 2. У Серёжи, Миши, Кости и Вовы были мячи. Один – кожаный большой,  второй – кожаный маленький, 3 – резиновый маленький, 4 – коричневый.  У Миши и Кости – маленькие, у Миши и Вани – кожаные. У кого какой  мяч? Выделение признаков предметов. 1. Что можно сказать о форме, цвете, вкусе яблока, груши, арбуза. 2. Сколько букв имеют слова: снег, морж? Сколько в них слогов? 3. Назовите несколько признаков слов: стол, телевизор, ложка. 34 4. Укажи признаки треугольника, квадрата. Узнавание предметов по заданным признакам. 1. Назови предмет, про который можно сказать:  чёрная, четырёхугольная, сделана из дерева;  белый, сладкий, твёрдый;  продолговатый, зелёный, твёрдый, съедобный;  жёлтый, продолговатый, кислый.      2.   Какой предмет обладает одновременно следующими признаками:  пушистый, ходит, мяукает;  гладкое, стеклянное, в него смотрятся, оно отражает;      3.    Кто или что может быть:  высоким или низким;  большим или маленьким;  холодным или горячим;  коротким или длинным;  твёрдым или жидким;  узким или широким. «Зашифрованное слово». Составить  слово из первых слогов данных слов: Автомобиль, тормоз;      Колос, рота, ваза;      Кора, лото, боксёр;      Баран, рана, банщик. Игра «Поиск». Ребятам предлагается поработать со словарём и найти слова, содержащие две  или три одинаковые гласные. Синонимы. Подобрать синонимы к словам: Родник  ­  Алфавит ­ Занятие 25. Выделение признаков предметов.      1.    Что можно сказать о форме, цвете, вкусе лимона, помидора.   Сколько букв имеют слова: кит, метр? Сколько в них слогов?    Назовите несколько признаков слов: стул, нож, радио.   Укажи признаки пятиугольника. лекарь ­   ложь ­           2. 3. 4. Выделение существенных признаков предметов. Река (берег, рыба, тина, рыболов, вода). 1) Сад (растение, садовник, собака, забор, земля). 2) 3) Чтение (глаза, книга, картина, печать, слово). 4) Игра (шахматы, игроки, штрафы, правила, наказание). 35 5) Лес (лист, яблоня, охотник, дерево, кустарник). Сравнение. Чем похожи эти слова: а)      кошка, книга, крыша; б)      печь, течь, речь; в)       морж, ковш, нож. Назови общие признаки:      а)     яблока и арбуза.      б)      кошки и собаки,      в)      книги и тетради. Игра «Допиши слова». Впиши слова по горизонтали 3 слова, содержащие слово «сок». С О К С О К С О К Впиши по горизонтали 4 слова, содержащие слово «род».        Р О Д Р О Д Р О Д Р О Д Игра «Слова». Заполни квадрат. С Т С Т С Т С Т Занятие 26. Игра «Змейка». В   В В В В В В В В 1) Группа птиц 2) Большая копна сена 3) Предмет мебели 4) Жалобный звук Ребусы. СО ЯД ТА Р К Л М Р 36 С Т У           ООО ШКА ИМ 7 Я Л Н П О «Зашифрованное слово». Составить  слово из вторых слогов данных слов: 1) змея, рама 2) пуговица, молоток, лава 3) укор, бузина, тина 4) поворот, пороша, канава Шарады. В начале слова нота, Балетный шаг потом. А в целом будет корнеплод, Что на грядке растёт.(репа) Шар из снега стоит вначале, Затем – удар мячом, А вместе прибор получаем, С которым в лес идём.(компас) За нотой одной Поставь другую И меру длины Получишь большую.(миля) Сначала число большое. Животное идёт потом. А в целом бревно такое, На котором держится дом.(стояк) Ноту и предлог поставишь в ряд И получишь военный снаряд.(мина) Занятие 27. Игра «Змейка». А А А А А А А А А 37 Игра «Занимательная модель».     Л Ь Л Ь Л Ь Л Ь Л Ь    Ш Ь Ш Ь Ш Ь Ш Ь Игра Ж А Ж А Ж А Ж А «Поиск». Ребятам  предлагается поработать со словарём и найти слова,  содержащие две или три одинаковые гласные. Игра «Слова». Записать в скобках слово, чтобы оно было окончанием первого слова и началом второго. 1. го( 2. по( 3. пе( 4. со( 5. бал( 6. кипа( 7. от( 8. ком( 9. на( 10. у( 11. му( 12. са( 13. с( 14. за( 15. во( 16. хо( )ник )в )ол )ун )еда )унок )на )та )дух )од )т )он )ник )т )а )инок Занятие 28. Классификация. Выбери подпись к каждому столбику: а)кустарники; б)деревья лиственные; в)деревья хвойные; г)травы.     берёза     клён     тополь     дуб ель сосна лиственница шиповник орешник жимолость одуванчик мятлик колокольчик тимофеевка 38 Продолжи начатое перечисление. Назови каждую группу слов: 1. Грабли, лопата – это ... 2. Стол, диван – это ... 3. Ботинки, туфли – это ... 4. Прятки, жмурки – это ... 5. Ручка, карандаш – это ... 6. Зима, осень – это ... 7. Пальто, куртка – это ... 8. Иван, Пётр – это ... Назови группы чисел одним словом: а) 2,4,6,8 – это ............................. б) 1,3,5,7,9 – это .......................... Назови группу чисел одним словом: а)2, 4, 7, 9, 5, 6 – это .................... б)18, 25, 33, 48, 57 – это .............. в) 231, 564, 987, 315 – это .................... Найди лишнее слово. а) высота, белизна, берёза, доброта, красота б) вершина, клумба, радуга, глубина, стена в) осина, берёза, дерево, клён, рябина Игра «Допиши слова». Впиши слова по горизонтали 4 слова, содержащие слово «гол». Г О Л Г О Л Г О Л Г О Л Впиши слова по горизонтали 3 слова, содержащие слово «лес». Л Е С Л Е С Л Е С Занятие 29. Шарады. За мерой ноту вставишь вдруг.  А целое найдёшь среди подруг.(Галя) Первое слово на лице найдём, Букву гласную ставим потом. Второе – на лбу у оленя растёт, А в целом в Африке живёт.(Носорог) 39 Число и нота рядом с ним, Да букву припиши согласную. А в целом – мастер есть один, Он мебель делает прекрасную.(столяр) Развивающая геометрия. Из семи спичек сложите 3 треугольника. Из пяти спичек сложите 2 треугольника. Найди закономерность. 26, 21, 16, ... 20, 17, 14, ... 16, 32, 64, ... Математические бусы. Из разных цифр я сделал бусы, А в тех кружках, где цифр нет, Расставьте минусы и плюсы,  Чтоб данный получить ответ. 4 ? 6 ? ? 1 = 45 10 ? 26 Лишнее слово. Неудача, волнение, поражение, провал, крах. Василий, Фёдор, Семён, Иванов, Пётр. Грабёж, кража, землетрясение, спокойствие, поджог. Лист, почва, кора, чешуя, сук. Секунда, час, год, вечер, неделя. Тёмный, светлый, голубой, яркий, тусклый. Занятие 30. Игра «Прочитай поговорку». 40 ноябр ь апрел ь ма й январ ь июль да декабрь шь март ок октябрь ку август не феврал ь июнь ток сентябрь у Поставь названия месяцев в правильном порядке и узнаешь поговорку. Занимательная  геометрия. Изобрази человечка с помощью кругов и отрезков. Анаграммы. У кого из этих животных 38 ног? ЦАРИУК, ТОМЕГЕБ, АКР. У кого их этих животных 10 глаз? ВРООКА, КВАИПЯ, НОЕЛЬ. Палиндром. Закончи палиндром: 1. Около Миши .... 2. На доме ч...... 3. Шорох у дуба....... Игра «Слова». Угадай, какое слово нужно записать вместо точек, чтобы вместе с буквами,  стоящими рядом, получились новые слова. ПИ ТВО ПО НОСО КАП ШМ МЕТ СВИР (РОГ) (ЕЛЬ) Игра «Угадай профессию». Назови профессию того: 1. Кто пишет музыку          4.  Кто печёт хлеб 2. Кто делает торты 3. Кто сочиняет стихи  5.  Кто лечит животных  6.  Кто проводит суда через мелкое место 41 Занятие 31. Игра «Спрятанная поговорка». Поставь названия месяцев в правильном порядке и узнаешь поговорку. Июль лч Ноябрь ло Май бро Октябрь зо Июнь мо Декабрь то Январь сл Август ан Февраль ов Март о - се Апрель ре Сентябрь ие - Игра «Слова». Отгадай: С «б» ­ смертельна я бываю, С «м» ­ меха я пожираю, С «р» ­ актёру я нужна,  С «с» ­ для повара важна.  С «п»  я в доме, с «в» я в поле, С «м» я в море, с «г» в футболе, С «к» вбивают, с «т» взрывают. С «д» долину называют. Лишнее слово. КУРА, АЫБР, ЯЫКЗ, ДУЛЖЕКО, ВКЕО. Загадки. Отгадай загадки и найди в них или в их отгадках многозначные слова: 1. У кого есть шляпа без головы и нога без сапога? 2. Один льёт, другой пьёт, третий растёт. 3. Текло, текло и легло под стекло. 4. Есть всегда он у людей Есть он и у кораблей. Занимательная  геометрия. Изобрази человечка с помощью прямоугольников и треугольников. Занимательные вопросы. 1. Какие часы показывают абсолютно точное время. По крайней мере, два  раза в сутки? 42 2. У тебя есть секундомер и термометр. Как с их помощью измерить ...  глубину колодца? Занятие 32. Занимательные вопросы. 1. Если в полночь идёт дождь, можно ли надеяться, что через 48 часов  наступит солнечная погода? 2. Часы на башне большого Бена пробили шесть. От первого удара до  последнего прошло ровно 30 секунд. Сколько времени будет  продолжаться бой часов в полночь? Головоломка.   Взяв 16 любых предметов, расположите их по 4 в ряд, как показано на  рисунке. Теперь уберите 6 штук, но так, чтобы в каждом горизонтальном и в каждом вертикальном ряду осталось по чётному числу предметов.               «Эльфийские игры». Впишите в пустые клеточки буквы так, чтобы получились значимые слова. е л ь е л ь е л ь е л ь е л ь е л ь е л ь е л ь е л ь е л ь е л ь е л ь Игра «Слова». Угадай, какое слово нужно записать вместо точек, чтобы вместе с буквами,  стоящими рядом, получились новые слова. 43 . . .  НОЛИЯ НИТ ИЯ НИТОФОН Занятие 33.  Интеллектуальная разминка. 1. Как называется цветок с девичьим именем? 2. Что дарят на день рождения? 3. Что бывает на дороге после дождя? 4. Как называется след от лыж? 5. Дикая кошка – это ... 6. 15 – это 7 и ..., 18 – это 9 и ..., 16 – это 8 и ... 7. Что делают с соком? 8. Сладости в обёртках. 9. Во что ставят цветы? 10.Геометрическая фигура без углов – это .... Игра «Назови слово». Неживые предметы преврати в живые. Трубач – ... Цирк – ... Груз – ... Аптека – ... Баян –... Логические задачи. горн – ... работа – ... гора – ... музыка –... учебник –... 1. Как сделать из 2 спичек 10, не ломая их? 2. Когда об воду можно порезать руку? 3. Какой город летает? 4. Почему в Париже сено не горит? Прочитай пословицу.  ДА КУ ШЬ ПРУ ТРУ ИЗ ЩИ И ВЫ БЕЗ ТА НЕ РЫБ ДА «Спрятанная поговорка». нога вар 44 дача вор идеал тень сом тема небо обед Занятие 34. Диагностика степени владения логическими операциями. Способность выделять существенное. Учитель предлагает ряд слов, в каждом из которых 5 даётся в скобках, а одно перед ними. Ученики должны   исключить из скобок, т.е. выделить, 2 слова, наиболее существенные для слова, стоящего перед скобками. Спорт (медаль, оркестр, состязание, победа, стадион). Война (пушки, аэроплан, сражения, солдаты, ружья). Пение (звон, голос, искусство, мелодия, аплодисменты). Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед). Лес (лист, яблоня, охотник, дерево, кустарник). Обработка результатов: ученики, которые правильно справились с заданием, очевидно,   обладают   умением   выделять   существенное,   т.е.   способны   к абстрагированию. Сравнение. Каждый ученик на листе бумаги должен написать черты сходства – слева, а справа – черты различия названных предметов, понятий. Книга – тетрадь  Дождь – снег  Лошадь – корова Обработка результатов: составляется общий список черт сходства и различия названных   предметов,   затем   устанавливается,   какую   часть   из   этого   списка сумел написать ученик. Доля названных учеником черт сходства и различия из общего   числа   черт   в   процентах   –   это   уровень   развития   у   него   умения сравнивать. Обобщение. Предлагается 2 слова. Ученику нужно определить, что между ними общего. Школа – учитель Дождь – град Нос – глаз Классификация. Эта методика также выявляет умение обобщать. Даны пять слов. Четыре из них объединены общим признаком. Пятое слово к ним не подходит. Нужно найти это слово. 1)треугольник, отрезок, длина, квадрат , круг. 45 2)молоко, сыр, сметана, простокваша, мясо. 3)футбол, хоккей, волейбол, плавание, баскетбол. 4)дуб, дерево, ольха, тополь, берёза. 5)секунда, час, год, вечер, неделя. Теоретический анализ  результатов обучения с помощью анаграммы. Предлагаются анаграммы. Надо по анаграммам найти исходные слова. 1) осокл 2) исал 3) оголав 4) абарн Обработка   результатов:  1­я   группа   –   у   них   отсутствует   теоретический анализ,   2­я   группа   –   ученики   быстро   находят   ответы,   обнаружив   общее правило. Анализ отношений понятий (аналогия). Даны три слова, первые два находятся в определённой связи. Между третьим и одним из предложенных пяти слов существуют такие же отношения, нужно найти четвёртое слово. Песня : композитор = самолёт :  ? а) аэродром б) горючее в) конструктор г) лётчик д) истребитель Эта методика позволяет выявить у учащихся умение определять отношения между понятиями или связями между понятиями:  а) причина – следствие б) противоположность в) род – вид г) часть – целое д) функциональные отношения Изучение скорости протекания мыслительных  процессов. Использование метода, суть которого состоит в заполнении пропущенных букв в словах. п_ ро к_са р_ка г_ ра п _ ле д _ р _во Оценка результатов: Тесты 1. Анаграмма Высокий уровень        5 Выше среднего       4 46 Средний уровень       3 Ниже среднего       2 Низкий уровень     1 2. Существенное 3. Сравнение 4. Классификация 5. Обобщение 6. Аналогия        5        5        5        5    9 – 10        4       4       4       4    7 – 8        3       3       3       3    5 – 6  За каждый правильный ответ присваивается 1 балл. Общий мышления    30 – 35  уровень    24 – 29  18 – 23        2       2       2       2   3 – 4    10 – 17      1      1     1     1    0 ­ 2 0 – 9  4. Учебно­методическое обеспечение. 1.   Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная Литература: математика. Волгоград: «Учитель», 2007 2.   Агафонова   И.   Учимся   думать.   Занимательные   логические   задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996 3.   Асарина   Е.   Ю.,   Фрид   М.   Е.   Секреты   квадрата   и   кубика.   М.: «Контекст», 1995 4.   Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008. 5. Бушмелёва И. Логика. Тестовые задания для детей. Москва. ООО «Хатбер­пресс», 2007. 6.  Гин С. Мир логики. Методическое пособие для учителя начальной школы. Мосвква – 2003. 7.   Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002 8.   Немов   Р.С.   Психология.   Книга   3.   Психодиагностика. Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, Москва, 2000. 9. Нилова   Т.В.   Занимательные   задачи,  загадки,  головоломки.  –  М.: АСТ­ПРЕСС, 1998. 10. Тихомирова   Л.Ф.   Упражнения   на   каждый   день:   логика   для младших   школьников.   Популярное   пособие   для   родителей   и   педагогов/ Ярославль: Академия развития: Академия, К: Академия Холдинг,2000. 11. Тихомирова   Л.Ф.   формирование   и   развитие   интеллектуальных способностей ребёнка. Младшие школьники. – М.: Рольф, 2000. 12. Туркина   В.М.   Математические   квадраты   как   средство   развития умения вычислять и рассуждать. // «Начальная школа», №9, 2001. 47 Оборудование: 1. Мультимедиа проектор, экран, компьютер. 48

Программа факультатива

Программа факультатива

Программа факультатива

Программа факультатива

Программа факультатива

Программа факультатива

Программа факультатива

Программа факультатива

Программа факультатива

Программа факультатива

Программа факультатива

Программа факультатива

Программа факультатива

Программа факультатива

Программа факультатива

Программа факультатива

Программа факультатива

Программа факультатива

Программа факультатива

Программа факультатива

Программа факультатива

Программа факультатива

Программа факультатива

Программа факультатива

Программа факультатива

Программа факультатива

Программа факультатива

Программа факультатива

Программа факультатива

Программа факультатива

Программа факультатива

Программа факультатива

Программа факультатива

Программа факультатива

Программа факультатива

Программа факультатива

Программа факультатива

Программа факультатива

Программа факультатива

Программа факультатива

Программа факультатива

Программа факультатива

Программа факультатива

Программа факультатива

Программа факультатива

Программа факультатива

Программа факультатива

Программа факультатива

Программа факультатива

Программа факультатива

Программа факультатива

Программа факультатива

Программа факультатива

Программа факультатива

Программа факультатива

Программа факультатива

Программа факультатива

Программа факультатива

Программа факультатива

Программа факультатива

Программа факультатива

Программа факультатива

Программа факультатива

Программа факультатива

Программа факультатива

Программа факультатива

Программа факультатива

Программа факультатива

Программа факультатива

Программа факультатива

Программа факультатива

Программа факультатива

Программа факультатива

Программа факультатива

Программа факультатива

Программа факультатива

Программа факультатива

Программа факультатива

Программа факультатива

Программа факультатива

Программа факультатива

Программа факультатива

Программа факультатива

Программа факультатива

Программа факультатива

Программа факультатива

Программа факультатива

Программа факультатива

Программа факультатива

Программа факультатива

Программа факультатива

Программа факультатива

Программа факультатива

Программа факультатива
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.11.2018