Программа факультативного курса " Я - исследователь"
Оценка 4.8

Программа факультативного курса " Я - исследователь"

Оценка 4.8
Образовательные программы
doc
окружающий мир
4 кл
12.02.2017
Программа факультативного курса " Я - исследователь"
Если хочешь научить меня чему-то, Позволь мне идти медленно… Дай мне приглядеться… Потрогать и подержать в руках Послушать… Понюхать… И может быть попробовать на вкус… О, сколько всего я смогу Найти самостоятельно! Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. Особенно это актуально для учащихся начальной школы, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. Данная программа позволяет узнавать окружающий мир путём саморазвития через исследовательскую деятельность.
Ведерникова Т.Ю. Я - исследователь.doc
Если хочешь научить меня чему­то, Позволь мне идти медленно… Дай мне приглядеться… Потрогать и подержать в руках Послушать… Понюхать… И может быть попробовать на вкус… О, сколько всего я смогу Найти самостоятельно! Пояснительная записка            Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другую — формировать  у  него  общеучебные  умения  и  навыки, как   основу   учебной деятельности.       Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение   общего   способа   решения   задач   (выделение   учебной   задачи), хорошо   владеть   системой   действий,   позволяющих   решать   эти   задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности.              Одним   из   способов   превращения   ученика   в   субъект   учебной деятельности является его участие в исследовательской деятельности.              Исследовательская   деятельность  является   средством   освоения действительности   и   его   главные   цели   –   установление   истины,   развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления.           Особенно   это   актуально   для   учащихся   начальной   школы,   поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие   главных   познавательных   особенностей   развивающейся   личности. Результатом   этой   деятельности   является   формирование   познавательных мотивов,   исследовательских   умений,   субъективно   новых   для   учащихся знаний и способов деятельности. Исследовательская практика ребенка интенсивно может развиваться в сфере   дополнительного   образования   на   внеклассных   и   внеурочных занятиях.             Исследовательская деятельность позволяет привлекать к работе разные категории   участников   образовательного   процесса   (учащихся,   родителей, учителей), создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет   возможность   для   отдыха   и   удовлетворения   своих потребностей. Программа “Я исследователь” – интеллектуальной направленности.  Программа предполагает обучение в 4 классе – 34 ч, 1 час в неделю.           Ценность программы  заключается в том, что учащиеся    получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию.      Ее актуальность основывается на интересе, потребностях учащихся и их родителей.   В   программе   удачно   сочетаются   взаимодействие   школы   с семьей,   творчество   и   развитие,   эмоциональное   благополучие   детей   и взрослых. Она способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального   исследования,   обучению   в   действии,   побуждает   к наблюдениям   и   экспериментированию,   опирается   на   собственный жизненный   опыт,   позволяет   чередовать   коллективную   и   индивидуальную деятельность. Основные принципы реализации программы  Научность; Доступность; Добровольность; Субъектность; Системно ­ деятельностный и личностный подходы; Преемственность; Результативность; Партнерство; Творчество и успех. Цель программы:  создание условий для успешного освоения учениками основ исследовательской деятельности. Задачи программы: Формировать   представление   об   исследовательском   обучении   как ведущем способе учебной деятельности; Обучать   специальным   знаниям,   необходимым   для   проведения самостоятельных исследований; Формировать   и   развивать   умения   и   навыки   исследовательского поиска; Развивать познавательные потребности и способности, креативность. Формы и методы проведения занятий: Беседа; Игра; Практическая работа; Эксперимент; Наблюдение; Экспресс­исследование; Коллективные и индивидуальные исследования; Самостоятельная работа; Защита исследовательских работ. Методы контроля:  Консультация; Доклад; Защита исследовательских работ; Выступление; Выставка; Презентация; Мини­конференция; Научно­исследовательская   конференция,   участие   в   конкурсах исследовательских работ. Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию реализации программы:   составлении   доклада, Иметь   представление   об   исследовательском   обучении,   сборе   и обработке   информации,   публичном выступлении; Знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования; Уметь   видеть   проблему,   выдвигать   гипотезы,   планировать   ход исследования,   давать   определения   понятиям,   работать   с   текстом, делать выводы; Уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения; Владеть планированием и постановкой эксперимента. Содержание          Содержание программы рассчитано на 34 часов (1 раз в неделю) для  обучающихся   4­х   классов,   начинающих   заниматься   исследовательской деятельностью.             Занятия   проводятся   в   виде   игр,   практических   упражнений.   При прохождении тем важным является целостность, открытость и адаптивность материала.       Логика построения программы обусловлена системой последовательной работы   по   овладению   учащимися   основами   исследовательской деятельности:   от   осмысления   сути   исследовательской   деятельности,   от истоков научной мысли и теории, от творческой и уникальной деятельности выдающихся   ученых   –   к   изучению   составных   частей   исследовательской деятельности.        Необходимо, чтобы занятия курса побуждали к активной мыслительной деятельности,   учили   наблюдать   понимать,   осмысливать   причинно­ следственные связи между деятельностью человека и наукой, тем самым вырабатывать собственное отношение к окружающему миру.         Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям:  вести устный диалог на заданную тему;  участвовать   в   обсуждении   исследуемого   объекта   или   собранного материала;  участвовать в работе конференций, чтений.  участвовать в работе конференций, чтений.          В   процессе   прохождения   курса   формируются   умения   и   навыки   самостоятельной исследовательской деятельности; умения формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу; навыки овладения методикой сбора  и   оформления   найденного   материала;   навыки   овладения   научными терминами   в   той   области   знания,   в   которой   проводиться   исследование; навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире; умения оформлять доклад,  исследовательскую работу.     По   окончании   курса   проводится   публичная   защита   проекта исследовательской   работы   –   опыт   научного   учебного   исследования   по предметной тематике, выступление, демонстрация уровня психологической готовности учащихся к представлению результатов работы.       Программное содержание ( 34 ч.) 1. Что такое исследование? ­ 1 ч тема,   предмет, 2. Определение темы, предмета, объекта исследования – 3 ч   объект   исследования.  Характеристика   понятий: Обоснование   актуальности   выбора   темы   исследования.   Предмет исследования как проблема в самой теме исследования. Какими могут быть исследования.  3. Цели и задачи исследования – 2 ч Соответствие   цели   и   задач   теме   исследования.   Сущность   изучаемого процесса,   его   главные   свойства,   особенности.   Основные   стадии,   этапы исследования. 4. Учимся выдвигать гипотезы ­ 2 ч Понятия: гипотеза, провокационная идея. Вопросы для рассмотрения: Что такое гипотеза. Как создаются гипотезы. Что  такое   провокационная  идея   и  чем  она   отличается   от   гипотезы.  Как строить   гипотезы.   Гипотезы   могут   начинаться   со   слов:   может   быть…, предположим…, допустим…, возможно…, что, если… Практические задания: “Давайте вместе подумаем”,   “Что бы произошло, если бы волшебник исполнил три самых главных желания каждого человека на Земле?”, “Придумай как можно больше гипотез и провокационных идей” и др. 5. Организация исследования –  8 ч Метод исследования как путь решения задач исследователя. Знакомство с основными доступными детям методами исследования: – подумать самостоятельно; – посмотреть книги о том, что исследуешь; – спросить у других людей; – познакомиться с кино­ и телефильмами по теме своего исследования; – обратиться к компьютеру, посмотреть в глобальной компьютерной сети Интернет; – понаблюдать; провести эксперимент. Практические задания: тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов (вода, свет, комнатные растения, люди и т.д.). 6.  Наблюдение и наблюдательность.  ­ 2 ч   Знакомство   с   наблюдением   как   методом   исследования.   Изучение преимуществ   и   недостатков   (показать   наиболее   распространенные зрительные   иллюзии)   наблюдения.   Сфера   наблюдения   в   научных исследованиях.   Информация   об   открытиях,   сделанных   на   основе наблюдений.   Знакомство   с   приборами,   созданными   для   наблюдения (микроскоп, лупа и др.). Практические   задания:   “Назови   все   особенности   предмета”,   “Нарисуй   в точности   предмет”,   “Парные   картинки,   содержащие   различие”,   “Найди ошибки художника”. 7.  Коллекционирование.  ­ 1 ч Понятия:   коллекционирование,   коллекционер,   коллекция.   Что   такое коллекционирование.   Что   можно коллекционировать. Как быстро собрать коллекцию. Практические задания: выбор темы для коллекции, сбор материала.   Кто   такой   коллекционер. 8. Что такое эксперимент.  ­ 1 ч Понятия: эксперимент, экспериментирование.  Самый   главный   способ   получения   информации.   Что   знаем   об экспериментировании.   Как   узнать   новое   с   помощью   экспериментов. Планирование и проведение эксперимента. Практическая работа. 9.Сбор материала для исследования.  ­ 3 ч Понятия:   способ   фиксации   знаний,   исследовательский   поиск,   методы исследования.  Что   такое   исследовательский   поиск.   Способы   фиксации   получаемых сведений   (обычное   письмо,   пиктографическое   письмо,   схемы,   рисунки, значки, символы и др.). 10. Обобщение полученных данных.  ­ 2 ч Анализ, обобщение, главное, второстепенное. Что такое обобщение. Приемы обобщения. Определения понятиям. Выбор главного. Последовательность изложения. Практические   задания:   “Учимся   анализировать”,   “Учимся   выделять главное”, “Расположи материал в определенной последовательности”. 11.   Как   подготовить   сообщение   о   результатах   исследования   и подготовиться к защите ­ 2 ч Как подготовить сообщение ­ 1 ч  Сообщение, доклад.  Что   такое   доклад.   Как   правильно   спланировать   сообщение   о   своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное. Подготовка к защите  ­ 1 ч Защита. Знать и уметь: Вопросы для рассмотрения: Коллективное обсуждение проблем: “Что такое защита”, “Как правильно делать доклад”, “Как отвечать на вопросы”. Индивидуальные консультации  ­ 2 ч Консультации   проводятся   педагогом   для   учащихся   и   родителей, работающих в микрогруппах или индивидуально. Подготовка детских работ к публичной защите. Подведение итогов работы  ­ 1 ч Календарно­тематическое планирование № Тема Кол­во часов Дата Примечание 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Что такое исследование? Тема, предмет, объект исследования. Цели и задачи исследования. Учимся выделять гипотезы. Организация исследования.  (практика) Наблюдение и наблюдательность. Коллекционирование.  Что такое эксперимент. Сбор материала для исследования. 1 3 2 2 8 2 1 1 3 10 11 12 13 14 15 Обобщение полученных данных. Как подготовить результат исследования Как подготовить сообщение. 2 2 1 Подготовка к защите. (практика) 1+1 Индивидуальная консультация. Подведение итогов. Защита. 2 2                         Планируемые результаты В результате изучения курса «Я ­ исследователь»  учащиеся получат: Регулятивные универсальные учебные действия планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;  учитывать   установленные   правила   в   планировании   и   контроле способа решения; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; оценивать   правильность   выполнения   действия   на   уровне адекватной   ретроспективной   оценки   соответствия   результатов требованиям данной задачи и задачной области; адекватно   воспринимать   предложения   и   оценку   учителей, товарищей, родителей и других людей; различать способ и результат действия. Выпускник получит возможность научиться: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; самостоятельно   адекватно   оценивать   правильность   выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и  в конце действия. Познавательные универсальные учебные действия осуществлять   поиск   необходимой   информации   для   выполнения внеучебных   заданий   с   использованием   учебной   литературы   и   в открытом   информационном   пространстве,   энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета; осуществлять   запись   (фиксацию)   выборочной   информации   об окружающем   мире   и   о   себе   самом,   в   том   числе   с   помощью инструментов ИКТ; строить сообщения, проекты  в устной и письменной форме;  проводить сравнение и классификацию по заданным критериям; устанавливать   причинно­следственные   связи   в   изучаемом   круге явлений; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;  Выпускник получит возможность научиться: осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;  записывать,   фиксировать   информацию   об   окружающем   мире   с помощью инструментов ИКТ; осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;  осуществлять   выбор   наиболее   эффективных   способов   решения задач в зависимости от конкретных условий; осуществлять   синтез   как   составление   целого   из   частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты; осуществлять   сравнение,   сериацию   и   классификацию, самостоятельно   выбирая   основания   и   критерии   для   указанных логических операций; строить   логическое   рассуждение,   включающее   установление причинно­следственных связей; Коммуникативные универсальные учебные действия адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое   сообщение,   владеть   диалогической   формой коммуникации, используя,   в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения; допускать возможность существования у людей различных точек зрения,   в   том   числе   не   совпадающих   с   его   собственной,     и ориентироваться   на   позицию   партнера   в   общении   и взаимодействии; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться   и   приходить   к   общему   решению   в   совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; задавать вопросы; использовать речь для регуляции своего действия; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных   задач,   строить   монологическое   высказывание, владеть диалогической формой речи.                                          Выпускник получит возможность научиться: учитывать   и   координировать   в   сотрудничестве   отличные   от собственной позиции других людей; учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; понимать   относительность   мнений   и   подходов   к   решению проблемы; аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров   в   сотрудничестве   при   выработке   общего   решения   в совместной деятельности; задавать   вопросы,   необходимые   для   организации   собственной деятельности и сотрудничества с партнером; осуществлять   взаимный   контроль   и   оказывать   в   сотрудничестве необходимую взаимопомощь; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; адекватно   использовать   речевые   средства   для   эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. 1.   Савенков   А.И.   Методика   исследовательского   обучения   младших школьников.  Издательство «Учебная литература»,  дом «Фёдоров», 2008. Литература Методика   исследовательского   обучения   младших  Газета   «Начальная   школа»   за   2008­2009   года.№14,№13,№9,№5. 2. Савенков  А.И.  Рабочая тетрадь. Я – исследователь. Издательство дом «Фёдоров». 2008 3.   Издательский дом «Первое сентября». В  качестве   учебно­методических   пособий  к   программе  для  учителя используется:  Савенков   А.И. школьников. Издательство «Учебная литература»,  дом «Фёдоров», 2008. Савенков   А.И.   Я   –   исследователь.   Рабочая   тетрадь   для   младших школьников. Издательство дом «Фёдоров». 2008 Интернет ­ ресурсы:  ,    Для  обучающихся Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература. http://www.zavuch.info http://www.nachalka.com,/ http://festival.1september,

Программа факультативного курса " Я - исследователь"

Программа факультативного курса " Я - исследователь"

Программа факультативного курса " Я - исследователь"

Программа факультативного курса " Я - исследователь"

Программа факультативного курса " Я - исследователь"

Программа факультативного курса " Я - исследователь"

Программа факультативного курса " Я - исследователь"

Программа факультативного курса " Я - исследователь"

Программа факультативного курса " Я - исследователь"

Программа факультативного курса " Я - исследователь"

Программа факультативного курса " Я - исследователь"

Программа факультативного курса " Я - исследователь"

Программа факультативного курса " Я - исследователь"

Программа факультативного курса " Я - исследователь"

Программа факультативного курса " Я - исследователь"

Программа факультативного курса " Я - исследователь"

Программа факультативного курса " Я - исследователь"

Программа факультативного курса " Я - исследователь"

Программа факультативного курса " Я - исследователь"

Программа факультативного курса " Я - исследователь"

Программа факультативного курса " Я - исследователь"

Программа факультативного курса " Я - исследователь"

Программа факультативного курса " Я - исследователь"

Программа факультативного курса " Я - исследователь"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.02.2017