Программа факультативного курса "Познаём мир с географией", 6 класс.
Оценка 4.9
Документация
doc
география
6 кл
24.02.2018
Факультативный курс разработан с целью повышения интереса к изучению географии, расширение и углубление знаний по предмету, целенаправленная и качественная подготовка учащихся к конкурсам различного уровня. Результатами обучения факультативного курса являются:
1) получить знания о природных явлениях и процессах происходящих на планете;
2) получить знания о природе Хабаровского края;
3) получить знания об экологической ситуации в России и Хабаровского края
4) получить знания о способах выживания в критических ситуациях.
Факультативный курс Познаем мир с географией 6 кл.doc
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Для школьника характерно стремление к деятельности, к контактам с
людьми, что позволило сделать вывод, что важнейшими развивающими
способами являются деятельность и общение. Поэтому обучающиеся 6го
класса, начиная изучать новый для себя предмет "География", задают много
вопросов по изучаемым темам, на которые бы хотели услышать подробные
ответы. Из таких вопросов и возник данный курс. Некоторые из них возможно
использовать и в урочной деятельности. Факультативный курс «Познаём мир
с географией» рассчитан на 34 часа в год (1 час в неделю). Он призван
сформировать системные, целостные представления о планете Земля, как
едином природном комплексе, сформировать картографическую грамотность
обучающихся, развивать нравственноэкологический аспект воспитания и
образования в области охраны и рационального природопользования,
ознакомить с правилами поведения в критических ситуациях, подготовить к
большим публичным выступлениям и диспутам, используя подготовленную
информацию по разным темам, расширить кругозор о Хабаровском крае.
Результатом обучения в области умений будут: умение обобщать,
систематизировать, анализировать, связно говорить, логически мыслить,
делать выводы, аргументировать, доказывать свою точку зрения, работать со
СМИ.
Цели и задачи образования:
главной целью образования является развитие ребёнка как компетентной
личности путём включения его в различные виды ценностной человеческой
деятельности: учёба, познания, коммуникация, профессиональнотрудовой
выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов
жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс
овладения не только определенной суммой знаний и системой
соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения
компетенциями.
Основная цель курса: повышение интереса к изучению географии,
расширение и углубление знаний по предмету, целенаправленная и
качественная подготовка учащихся к конкурсам различного уровня.
Задачи курса:
повысить предметную компетентность учеников;
формировать
и развивать
диалектикоматериалистическое
мировоззрение учащихся, подводя их к более глубокому осознанию
мировоззренческих идей развития, целостности, взаимосвязи в
природе Земли, повышать их научные знания.
вооружить учащихся системой знаний и умений по работе с картами
разной тематики и содержания, статистическими материалами и
справочниками, выполнять простейшие статистические расчеты и
составлять комплексные характеристики.
способствовать развитию географического мышления, применению в
работе картографического и статистического методов.
Изучение школьниками факультативного курса «Познаём мир с
географией» будет способствовать развитию у них основных ключевых
компетенций:
Учебнопознавательная:
умения и навыки планирования учебной деятельности:
самостоятельно организовывать свою познавательную деятельность:
ставить цель, определять задачи, для её достижения, выбирать пути
решения этих задач;
умения и навыки мыслительной деятельности: выделения главного,
анализ и синтез, индукция и дедукция, классификация, обобщение,
построение ответа, речи, формулирование выводов;
умения и навыки оценки и осмысления результатов своих действий:
организация само и взаимоконтроля, рефлексивный анализ.
Информационная:
умение при помощи реальных объектов и информационных
технологий самостоятельно искать, отбирать, анализировать и
сохранять информацию по заданной теме;
способность задавать и отвечать на вопросы по изученным темам.
Социально коммуникативная:
умение работать в группе: слушать и слышать других, считаться с
чужим мнением и умением отстаивать свое, организовывать
совместную работу на основе взаимопомощи и уважения;
умение вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения;
умение обмениваться информацией по темам курса, фиксировать её в
процессе коммуникации;
умение анализировать собственные профессиональные склонности и
возможности.
Результаты обучения факультативного курса:
1) получить знания о природных явлениях и процессах происходящих на
планете;
2) получить знания о природе Хабаровского края;
3) получить знания об экологической ситуации в России и Хабаровского края
4) получить знания о способах выживания в критических ситуациях.
Формы проведения занятий: уроки новых знаний, экскурсии, уроки
дискуссии, практикумы. СТРУКТУРА ИЗУЧАЕМОГО ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА
(34 часа)
№
раздела
1.
2.
3.
4.
5.
Наименование разделов
Всего часов
Карта друг географии.
Рекорды и тайны Земли.
По материкам и океанам.
Хабаровский край
Как выжить в экстремальной ситуации.
ИТОГО
8
8
8
7
3
34
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Учащиеся должны знать/понимать:
основные законы и положения в области географии;
методы решения географических задач.
При работе с программой отрабатываются умения:
во время мозгового штурма конструктивно обсуждать проблему в группе,
слушать и слышать друг друга, пользоваться алгоритмом, правильно
распределять роли в команде, а также самостоятельно организовать поиск
решения проблемы;
при выступлении ясно и конструктивно излагать свою мысль;
при обсуждении задачи – оценивать свою работу в группе, воспринимать
новую информацию, вести диалог, развивать культуру спора.
Учащиеся должны уметь:
уметь устанавливать причинно следственные связи и характеризовать с
научных позиций основные объекты (факты, явления, процессы);
осуществлять поиск информации, представленной в различных знаковых
системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать
из оригинальных текстов знания по заданным темам; систематизировать,
анализировать и обобщать неупорядоченную информацию; различать в ней
факты и мнения, аргументы и выводы; раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия;
формулировать на основе приобретенных знаний собственные суждения и
аргументы по определенным проблемам;
высказывать свою точку зрения на географические проблемы и предлагать
пути решения этих проблем;
уметь быстро принимать коллективные решения;
работать в группе. Название темы,
цель изучения
Задачи
1.Карта друг географии.
Содержание:
рисунок, аэрофотоснимок,
планы местности, карта,
условные знаки, топонимика,
координаты, ориентирование.
Цель: познакомить учащихся с
географической картой
Формы уроков:
практикум
урокпутешествие
1.Сформировать представление
о различиях в изображении
поверхности Земли.
2.Уметь пользоваться
условными знаками, определять
высоты, глубины, направления,
расстояния.
3.Развитие словесно
логического и образного
мышления, творческого
мышления.
4.Формирование патриотизма и
духовности, любви к Родине.
2. Рекорды и тайны Земли.
Содержание: самые глубокие
впадины, океаны, моря, озёра,
самые высокие вершины,
вулканы, равнины, природные
ресурсы, смерч, торнадо,
гейзеры, озеро Чернил, дожди из
рыбы, круги на полях,
Тунгусский метеорит,
Бермудский треугольник.
1.На основе знаний учащихся об
объектах и явлениях живой и
неживой природы рассмотреть
разнообразие окружающего
мира.
2.Научить обобщать и
систематизировать накомленные
знания.
4.Научить разбираться в
материалах СМИ (текстовых,
Темы конкретных
уроков, количество
часов
1.Картографические
источники знаний: план
и карта (2часа.)
2.Топонимиканаука о
географических
названиях (2часа.)
3.Маршрут по
стихотворению
Б.Заходера «География
всмятку» (2часа.)
4. Маршрут "Юного
путешественника"
(творим сами) (2 часа.)
1.Рекордсмены планеты
Земля (2час.)
2.Рельеф Земли (2час.)
3.Уникальные
природные явления
Задачи занятий
Дата
проведе
ния
1.Рассмотреть разные картографические
источники.
2.Научиться «читать» карту, план местности,
обобщать увиденное и сравнивать.
1.Познакомить с понятием топонимика.
2.Работа с топонимическими словарями.
3.Воспитание уважения к культуре и истории
других народов.
1.Познакомить с литературным источником
географических знаний: реконструкция
маршрута по стихотворению Б.Заходера
"География всмятку", составление своего
маршрута путешествия.
1.Развитие познавательных интересов у
учащихся.
2.Умение работать со справочниками и
статистическими материалами, сайтами
Интернета.
1.Научить обобщать географические данные о
материках в таблицах и схемах.
1.Познакомить с удивительными природными
явлениями и причинами их формирования.
2.Формировать бережное отношение к картографических,
статистических,
иллюстративных, Интернета.
(2час.)
4.Тайны планеты Земля
(СМИ) (2час.)
природе.
1.Умение работать со СМИ.
2.Знакомство с невероятными событиями и
явлениями, происходящими на планете Земля.
1.Научиться объяснять
особенности природных
условий и их влияние на
условия жизни и деятельность
людей.
2. Познакомиться с разными
условиями жизни народов и их
традициями.
3.Показать единство и
определенный порядок, связь
явлений влияющих на
разнообразие природы и
хозяйственную деятельность
населения Земли.
1. Кругосветное
путешествие по
маршруту Ф. Магеллана
(2 часа)
2.Население
Земли.Страны. (3час.).
1.Развивать творчески мыслящую личность.
2. Формировать умение выбирать
необходимую информацию для составления
рекламы маршрута.
1.Познакомить с бытом, традициями народов
мира.
2.Воспитание патриотизма, духовности и
уважения к истории и культуре других
народов.
1.Познакомить с последними открытиями
археологов.
3.Исчезнувшие
цивилизации
(3 часа).
Цель: Формирование
целостной географической
картины мира, знакомство с
рекордами и тайнами планеты
Земля.
Формы уроков:
урокдискуссия
практикум
3.По материкам и океанам.
Содержание: Канарские
острова, Гвинейский залив,
Бразилия, г.РиодеЖанейро,
Тихий океан, Филиппинские
острова, мыс Доброй Надежды,
Магелланов пролив, племена и
народы разных стран, ацтеки,
майя, инки, Египетские
пирамиды, Атлантида.
Цели: знакомство со значимым
для географии
путешествием Ф.Магеллана,
формирование
элементарных планетарных
пространственных
представлений о планете
Земля, ее природе и
населении.
Формы уроков:
урокпутешествие
уроклекция
практикум 4. Хабаровский край.
Содержание:
Хабаровский край, реки ,
рельеф, уникальные природные
объекты, степь, города, ковыль,
типчак, дрофа, заповедники
Большехекцирский,
Болоньский, Комсомольский, и
др., Озера, водохранилища.
Цели: Развитие нравственно
экологического аспекта
воспитания и образования в
области охраны и
рационального использования
природных ресурсов.
Формы уроков:
уроклекция
рефераты
презентации
5. Как выжить в
экстремальной ситуации.
Формы уроков:
Урокпрактикум
Цели:
Ознакомить с правилами
поведения в
экстремальных ситуациях (в
лесу, в степи)
1.Познакомиться с природными
условиями Хабаровского края
2.Познакомить с культурными,
природными и другими
достопримечательностями
области.
3.Воспитать экологически
грамотных людей.
4.Усвоить навыки
экологической культуры при
повседневном общении с
природой.
1.Знакомство с
природными
особенностями
Хабаровского края. (2
часа.)
2. Интеллектуальная
игра «Знатоки родного
края». (1 час.)
3.Зеленая аптека
Хабаровского края (2
часа.)
1.Развитие познавательных способностей
учащихся, любовь к родному краю.
2.Систематизация данных о Ростовской
области.
1.Рассказать о растениях Хабаровского края,
выделить группу лекарственных и особо
охраняемых растений.
2.Дать информацию об использовании
лекарственных растений в медицине.
1.Познакомиться с заповедниками,
заказниками.
4.Охраняемые
территории
Хабаровского края (2
час.)
1. Как выжить в
экстремальной
ситуации. ( 3 часа.)
1.Если вы заблудились правила поведения.
2.Определение сторон горизонта и
расстояний, использование компаса.
1.Составление меню.
Рассказать:
1. Вспомнить способы
ориентирования на местности.
2.Как сохранить спокойствие и
здоровье в критической
ситуации.
3.Иметь представление о
съедобных растениях в лесу. Используемые источники:
1. Паневина, Г.Н. Изучение регионального курса «Мой край» в 6 классе: Методическое
пособие. / Г.Н. Паневина – Хабаровск, 1997. – 37с.
2. Паневина, Г.Н. Методический комплекс регионального курса «Мой край», 6 кл./ Г.Н.
Паневина. – Хабаровск: ХК ИППКПК, 1999. – 41с.2
3. http://infourok.ru/material.html?mid=9599
4. Я иду на урок географии. Библиотека «Первое сентября» Физическая
география России. М., 2000.
5. Т. Л. Хлюпина. Краеведческий аспект в преподавании географии.
П.,1997
6. http://www.rgpbz.ru/index/cimljanskij_zakaznik/037
7. http://nature.donrise.ru/reserve/tabid/274/Default.aspx
8. География: Занимательные материалы к урокам и внеклассным занятиям
в 68 классах/ Сост. Н.А. Касаткина. Волгоград: учитель, 2004.
9. Крылова О.В. Интересный урок географии: кн. для учителя. М.:
Просвещение, 2000.
10.Ладилова Н.Н. Дидактические материалы по физической географии.
М.: Просвещение, 1998.
Программа факультативного курса "Познаём мир с географией", 6 класс.
Программа факультативного курса "Познаём мир с географией", 6 класс.
Программа факультативного курса "Познаём мир с географией", 6 класс.
Программа факультативного курса "Познаём мир с географией", 6 класс.
Программа факультативного курса "Познаём мир с географией", 6 класс.
Программа факультативного курса "Познаём мир с географией", 6 класс.
Программа факультативного курса "Познаём мир с географией", 6 класс.
Программа факультативного курса "Познаём мир с географией", 6 класс.
Программа факультативного курса "Познаём мир с географией", 6 класс.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.