Курс рассчитан на год обучения. За это время учащиеся включаются в активную творческую деятельность – создание моделей одежды различных направлений (от современного до фольклорного). Они познакомятся с работой художника – модельера, конструктора, демонстратора одежды.
Большое внимание в программе уделено выработке индивидуального стиля учащихся: выбор цвета, конструкционных материалов, соответствии материала выбранной модели, слияния "хочу" и "для меня". Это очень важно.
На уроках технологии учащиеся осваивают навыки конструирования моделей по индивидуальным меркам, это способствует развитию образного мышления, пространственного воображения, что поможет при работе с журнальными выкройками и их корректировкой на индивидуальную фигуру.
Государственное казенное общеобразовательное учреждение «Специальная
(коррекционная) общеобразовательная школаинтернат № 11»
Рассмотрено и рекомендовано к утверждению Утверждено на заседании районного
на заседании педагогического совета школы экспертнометодического совета.
интерната № 11 Протокол № ___
Протокол № ___ от « ___» ______________20___ г.
от «___» ______________ 20___ г. Заместитель председателя ЭМС
Директор ГКОУ «Специальная (коррекционная) __________________________________
общеобразовательная школа интернат № 11»
_____________________ Т.А. Кобец Заведующая МУ МИДЦ СО АНМР СК
«___» ________________20___ г.
Т.Ф. Ханина
Рабочая авторская программа факультатива
в 9 классе «Рукодельница».
Тема: «Юный модельер»
Руководитель: Чепелева М. П.
ст. Григорополисская
2016г.Цель предлагаемой программы воспитать активную творческую личность,
способную самостоятельно организовать трудовую деятельность, умело, используя
полученную информацию, знание, умения и навыки. Одной из важнейших задач
является формирование у учащихся отношение к одежде как к одному из средств
самовыражения и создания индивидуального стиля.
Курс рассчитан на год обучения. За это время учащиеся включаются в активную
творческую деятельность – создание моделей одежды различных направлений (от
современного до фольклорного). Они познакомятся с работой художника – модельера,
конструктора, демонстратора одежды.
Большое внимание в программе уделено выработке индивидуального стиля
учащихся: выбор цвета, конструкционных материалов, соответствии материала
выбранной модели, слияния "хочу" и "для меня".
Это очень важно.
На уроках технологии учащиеся осваивают навыки конструирования моделей по
индивидуальным меркам, это способствует развитию образного мышления,
пространственного воображения, что поможет при работе с журнальными выкройками
и их корректировкой на индивидуальную фигуру.
В процессе работы с журналами мод развивается эстетический вкус учащихся,
они знакомятся с современным направлением подростковой и молодежной моды.
При использовании выкройки журналов, технологии быстрого шитья сохраняется
время для воплощения замыслов в готовое изделие. У учащихся возникают
мотивированный интерес к трудовому процессу, потому, что за период обучения они
могут сшить несколько изделий для себя, скомплектовать одежду и создать
рациональный современный гардероб.
В программе отводится время для технического рисования. Учащиеся осваивают
методы рисунка эскизов модели (по фактуре и без, в движении и т.д.).
Знакомство с различными технологиями и их реализация обеспечивают благоприятные
условия для ведения профориентационной работы и представляют собой
образовательное поле для выполнения у учащихся профессиональных проб в различных
сферах деятельности человека.
Профессиональная проба – совокупность последовательных действий, связанных
с выполнением специально организованной, учебнопознавательной, практической,
законченной, профессионально направленной деятельности, являющаяся средством
соотнесения самопознание (интересов, склонностей, способностей, уровня знаний и
других личных качеств) и анализа профессий (знаний о требованиях, предъявляемых
профессией к человеку, условиях труда, орудиях труда, средствах труда и т.д.).
Главная цель данного курса – подготовка учащихся к самостоятельной
трудовой деятельности.
Это предполагает:
1. Формирование у учащихся качеств творчески думающей, активно действующей и
легко адаптирующейся личности, которые необходимы для дальнейшей
деятельности в новых социальноэкономических условиях, начиная от
определения потребностей в продукции до её реализации.
Для этого учащиеся должны быть способны: определить потребности в той или иной продукции и возможности своего участия
в её производстве;
находить и использовать необходимую информацию;
выдвигать идеи решения возникающих задач (разработка конструкции и выбор
технологии);
планировать, организовывать и выполнять работу (наладка оборудования,
операторская деятельность);
оценивать результаты работы на каждом из этапов, корректировать свою
деятельность.
2. Формирование знаний и умений использовать средства и пути преобразования
материалов, энергии и информации в конечный продукт в условиях свободы
выбора.
3. Начальную подготовку учащихся к осознанному профессиональному
определению в рамках дифференцированного обучения и гуманному достижению
жизненных целей.
4. Формирование творческого отношения к качественному осуществлению
трудовой деятельности.
5. Развитие разносторонних качеств личности и способности профессиональной
адаптации.
Задачи курса:
В процессе реализации содержания курса должны быть решены следующие задачи:
формирование политехнических знаний и экологической культуры;
привитие элементарных знаний и умений по ведению домашнего хозяйства и
расчета затрат;
ознакомление с основами современного производства и сферы услуг;
развитие самостоятельности и способности и способности учащихся решать
творческие и изобретательские задачи;
обеспечение учащимся возможности самопознания, изучения мира профессий,
выполнения профессиональных проб с целью профессионального
самоопределения;
воспитание трудолюбия, предприимчивости, коллективизма, человечности,
обязательности,
культуры поведения и
бесконфликтного общения;
использование в качестве объектов труда потребительских изделий и
оформления их с учетом требований дизайна и декоративно прикладного
искусства, развитие эстетического чувства и художественной инициативы.
ответственности,
честности,
При разработке данного курса ставилась цель осуществить её преемственность с
действующей программой, базисного учебного плана в образовательной области
«Технология», что позволяет в максимальной степени использовать учащимися опыт,
учебнометодическую базу мастерской по обработке ткани, имеющиеся в ней средства
обучения и тенденцию её развития.
Итогом совместной работы учащихся и руководителя кружка является выставка
творческих работ учащихся, публичный показ изделий.Программа рассчитана на учащихся 9 класса.
По окончании года обучения учащиеся должны знать:
требования к оборудованию рабочего места;
правила техники безопасности при выполнении ручных, машинных и утюжных
работ;
иметь представление о новых видах конструкционных материалов, их свойствах;
способы определения нити основы в современных тканях с содержанием
эластичных волокон, лицевую сторону;
правила работы и способы устранения неполадок универсальной швейной
машины;
различные виды соединения различных материалов (ниточное, клеевое, сварное);
историю развития моды (как европейской, так и русской), традиции в моде,
фольклорные мотивы современной одежде;
ассортимент одежды и её функциональные особенности;
детали кроя одежды и их конструктивные элементы;
терминологию швейных работ;
условные обозначения и знаки на деталях края (из журнала «Бурда Моден»);
правила снятия готовых выкроек из модных журналов;
способы увеличения или уменьшения стандартной выкройки с шагом в один
размер;
правила вырезания деталей и подготовки их к примерке;
правила проведения примерок изделия;
основные виды дефектов в изделии и методы их устранения;
рационально оборудовать рабочие место;
выполнять правила т\ безопасности и правильно выбирать инструменты для
выполнения работы;
определять волокнистый состав современных тканей и использовать знания при
технологической обработке данного материала;
выбирать ткань в соответствии с моделью одежды;
определять направление нити основы лицевую сторону ткани, дефекты;
выполнить регулировку и наладку швейной машины, устранение простейших
неисправностей;
выполнять различные виды соединения современных материалов;
описать по эскизу особенности модели и ее назначение;
обрабатывать детали и их монтаж по инструкционным картам журнала мод;
читать условные обозначения;
определить размер изделия по основным меркам, снятым с фигуры;
определять свой размер по журналу мод;
уменьшать или увеличивать готовые выкройки;
разложить детали кроя на ткани в соответствии с нормативами;
подготавливать детали кроя к примерке;
проводить первую и вторую примерку;
определять дефекты посадки изделия на фигуре и устранять их; использовать средства композиции в изделии;
выполнять эскиз модели и описать его;
технологически грамотно обрабатывать детали одежды и осуществлять их
монтаж;
определять качество готового изделия.
Учебнотематический план
(на один год обучения)
№
п\п
Темы
Колво
часов
1
2
3
4
5
6
7
8
Вводное занятие. Организация рабочих мест. Правила техники
безопасности.
Планирование работы кружка анкетирование учащихся.
Мода. Роль моды в нашей жизни. Разнообразие стилей.
Художественное проектирование. Техническое рисование эскизов
моделей. Различные техники.
Основы композиции одежды.
Художественное конструирование и моделирование одежды.
Пошив коллекций моделей.
Выставка и показ моделей.
1
1
8
8
6
8
34
2
Итого: 68 часов
Содержание программы:
1. Вводное занятие.
Организация рабочих мест. Правила техники безопасности.
2. Планирование.
Анкетирование. Просмотр коллекций моделей молодежной моды. Работа с
журналами.
3. Роль моды в нашей жизни.
Теоретические сведения: Мода. Франция – законодатель европейской моды, модные
коллекции одежды высокой моды. Мастера международной моды. Ломанова Н.П. –
первый советский художник – модельер. Разнообразие стилей современного костюма:
классический, спортивный, фольклорный, джинсовый, ретро, матросский, бельевой,
дискостиль.
Юдашкина и др.
Практические работы: анализ стилей, сравнение, просмотр видеороликов «Евро
мода». Обсуждение.
Знакомство с творчеством Зайцева,
4. Художественное проектирование.Теоретические сведения: Процесс художественного проектирования. Профессии:
художникмодельер и демонстратор одежды.
Пропорции человеческого тела, возрастные изменения. Построение пропорциональной
схемы торса женской фигуры; осанка рост. Примеры изобразительной выразительности
эскиза. Различная техника выполнения эскизов (линейное решение, цветовое
оформление и т.д.).
Графические средства: карандаш, чернила, тушь, акварельные краски, гуашь,
фломастеры и т.д..
Практические работы: Рисунок (эскиз) торса женской фигуры по модулю (М).
Рисунок в полный рост, в движении. Сюжетный рисунок. Выполнение эскизов в
различной изобразительной технике.
5. Основы композиции одежды.
Теоретические сведения: Средства композиции: фасон, силуэт, конструктивные и
декоративные линии, пропорции, ритм, зрительные иллюзии, асимметрия, цвет в
одежде, структура и фактура ткани. Композиционные приемысредства для
достижения выразительности костюма. Детали одежды и дополнения к ней. Ансамбль,
костюм, комплект, аксессуары и бижутерия.
Практические работы: Выполнение эскизов моделей, составление коллекции тканей
по цвету, структуре.
6. Художественное конструирование и моделирование одежды.
Теоретические сведения: Профессии художник конструктор. Снятие мерок.
Определение размеры фигуры. Работа с журналами мод. Приемы увеличения или
уменьшения выкроек на один размер (363432). Работа с инструкцией по пошиву
изделия: предполагаемые ткани и расход. Изготовление выкроек. Последовательность
технологической обработки изделия, припуски на швы, план экономической раскладки
выкроек на ткани. Определение размера фигуры по таблице размеров, Условные
обозначения. Изготовление и вырезание выкройки. Корректировка выкроек на
индивидуальную фигуру. Приемы художественного конструирования.
Практические работы: Снятие мерок. Изготовление выкроек. Расчет количества
ткани.
7. Пошив моделей.
Теоретические сведения: Способы раскладки выкройки на ткань (лицо в лицо, лицом
вниз). Направление нити основы. Рисунок ткани, ворс, дефекты ткани.
Практические работы: Раскладка выкройки на ткань с учетом припусков на швы.
Обметка. Раскрой. Прокладывание контурных линий. Подготовка изделия к примерке и
ее проведение. Устранение дефектов. Вторая примерка. Составление плана обработки
изделия. Пошив и окончательная отделка.
8. Выставка и показ моделей.
Показ моделей. Выставка эскизов и зарисовок. Выставка моделей.Календарнотематический план.№
1
Название раздела
Теория
Практика
Дата
1. Вводное занятие (1 час).
Организация рабочих мест. Правила
техники безопасности.
1
2. Планирование (1 час).
2 Анкетирование. Просмотр коллекций моделей
молодежной моды. Работа с журналами.
1
3. Роль моды в нашей жизни (8 часов).
4. Художественное проектирование (8 часов).
6. Художественное конструирование и моделирование одежды(8 часов).
Профессии художник конструктор. Снятие
мерок. Определение размера фигуры. Работа с
журналами мод. Приемы увеличения или
уменьшения выкроек на один размер (363432).
2
Мода. Франция – законодатель европейской
моды, модные коллекции одежды высокой моды.
Мастера международной моды. Ломанова Н.П. –
первый советский художник – модельер.
Разнообразие стилей современного костюма:
классический, спортивный, фольклорный,
джинсовый, ретро, матросский, бельевой, диско
стиль.
Знакомство с творчеством Зайцева, Юдашкина и
др.
Анализ стилей, сравнение, просмотр видео
роликов «Евромода». Обсуждение.
Процесс художественного проектирования.
Профессии: художникмодельер и демонстратор
одежды.
Пропорции человеческого тела, возрастные
изменения. Построение пропорциональной схемы
торса женской фигуры; осанка рост.
Примеры изобразительной выразительности
эскиза. Различная техника выполнения эскизов
(линейное решение, цветовое оформление и т.д.).
Графические средства: карандаш, чернила, тушь,
акварельные краски, гуашь, фломастеры и т.д..
Рисунок (эскиз) торса женской фигуры по
модулю (М). Рисунок в полный рост, в движении.
Сюжетный рисунок. Выполнение эскизов в
различной изобразительной технике.
Средства композиции: фасон, силуэт,
конструктивные и декоративные линии,
пропорции, ритм, зрительные иллюзии,
асимметрия, цвет в одежде, структура и фактура
ткани. Композиционные приемысредства для
достижения выразительности костюма.
Детали одежды и дополнения к ней. Ансамбль,
костюм, комплект, аксессуары и бижутерия.
Выполнение эскизов моделей, составление
коллекции тканей по цвету, структуре.
3
4
5
6
8
9
10
11
12
13
14
15
5. Основы композиции одежды (6 часов).
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2Список литературы:
1. Ксименская Н.М. История костюма – М.: Легкая индустрия, 1977.
2. Мерцалова И.Н. Поэзия народного костюма М.: Молодая гвардия, 1992.
3. Орлова Л. Азбука моды –М.: Просвещение, 1988.
4. Пароион Ф.М. Композиция костюма – М.: Легкая промышленность, 1985.
5. Штольц М.И. Авторская программа по технологии (для учащихся 9х классов).
6. Щеголихина А.К. и др. Рисунок – М.: Легкая индустрия, 1996.
7. Журнал «Бурда Моден» с выкройками.
8. Шитье – мое хобби. – Оффенбург: Э. Бурд, 1992.