Программа факультативного курса "Юный модельер" (9 класс, швейное дело)

  • Образовательные программы
  • docx
  • 04.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Курс рассчитан на год обучения. За это время учащиеся включаются в активную творческую деятельность – создание моделей одежды различных направлений (от современного до фольклорного). Они познакомятся с работой художника – модельера, конструктора, демонстратора одежды. Большое внимание в программе уделено выработке индивидуального стиля учащихся: выбор цвета, конструкционных материалов, соответствии материала выбранной модели, слияния "хочу" и "для меня". Это очень важно. На уроках технологии учащиеся осваивают навыки конструирования моделей по индивидуальным меркам, это способствует развитию образного мышления, пространственного воображения, что поможет при работе с журнальными выкройками и их корректировкой на индивидуальную фигуру.
Иконка файла материала Юный модельер 9 класс.docx
Государственное казенное общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа­интернат № 11»                                                              Рассмотрено и рекомендовано к утверждению                                Утверждено на заседании районного на заседании педагогического совета школы­                                  экспертно­методического совета. интерната № 11                                                                                     Протокол № ___ Протокол № ___                                                                                    от            « ___» ______________20___ г. от «___» ______________ 20___ г.                                                      Заместитель председателя ЭМС Директор ГКОУ «Специальная (коррекционная)                              __________________________________ общеобразовательная школа ­ интернат № 11»  _____________________ Т.А. Кобец                                                  Заведующая МУ МИДЦ СО АНМР СК «___» ________________20___ г.                                              Т.Ф. Ханина Рабочая авторская программа факультатива  в 9 классе «Рукодельница».  Тема: «Юный модельер» Руководитель: Чепелева М. П. ст. Григорополисская 2016г.Цель   предлагаемой   программы  воспитать   активную   творческую   личность, способную   самостоятельно   организовать   трудовую   деятельность,   умело,   используя полученную   информацию,   знание,   умения   и   навыки.   Одной   из   важнейших   задач является   формирование  у   учащихся   отношение  к   одежде  как   к   одному   из   средств самовыражения и создания индивидуального стиля. Курс рассчитан на год обучения. За это время учащиеся включаются в активную творческую   деятельность   –   создание   моделей   одежды   различных   направлений   (от современного до фольклорного). Они познакомятся с работой художника – модельера, конструктора, демонстратора одежды. Большое   внимание   в   программе   уделено   выработке   индивидуального   стиля учащихся:   выбор   цвета,   конструкционных   материалов,   соответствии   материала выбранной   модели,   слияния   "хочу"   и   "для   меня".   Это   очень   важно. На   уроках   технологии   учащиеся   осваивают   навыки   конструирования   моделей   по индивидуальным   меркам,   это   способствует   развитию   образного   мышления, пространственного воображения, что поможет при работе с журнальными выкройками и их корректировкой на индивидуальную фигуру. В процессе работы с журналами мод развивается эстетический вкус учащихся, они   знакомятся   с   современным   направлением   подростковой   и   молодежной   моды. При   использовании   выкройки   журналов,   технологии   быстрого   шитья   сохраняется время   для   воплощения   замыслов   в   готовое   изделие.   У   учащихся   возникают мотивированный интерес к трудовому процессу, потому, что за период обучения они могут   сшить   несколько   изделий   для   себя,   скомплектовать   одежду   и   создать рациональный современный гардероб. В программе отводится время для технического рисования. Учащиеся осваивают методы   рисунка   эскизов   модели   (по   фактуре   и   без,   в   движении   и   т.д.). Знакомство с различными технологиями и их реализация обеспечивают благоприятные условия   для   ведения   профориентационной   работы   и   представляют   собой образовательное поле для выполнения у учащихся профессиональных проб в различных сферах деятельности человека. Профессиональная проба – совокупность последовательных действий, связанных с   выполнением   специально   организованной,   учебно­познавательной,   практической, законченной,   профессионально   направленной   деятельности,   являющаяся   средством соотнесения   самопознание   (интересов,   склонностей,   способностей,   уровня   знаний   и других личных качеств) и анализа профессий (знаний о требованиях, предъявляемых профессией к человеку, условиях труда, орудиях труда, средствах труда и т.д.). Главная   цель   данного   курса –   подготовка   учащихся   к   самостоятельной трудовой деятельности. Это предполагает: 1. Формирование у учащихся качеств творчески думающей, активно действующей и легко   адаптирующейся   личности,   которые   необходимы   для   дальнейшей деятельности   в   новых   социально­экономических   условиях,   начиная   от определения потребностей в продукции до её реализации.  Для этого учащиеся должны быть способны: определить потребности в той или иной продукции и возможности своего участия в её производстве;  находить и использовать необходимую информацию;  выдвигать идеи решения возникающих задач (разработка конструкции и выбор технологии);  планировать,   организовывать   и   выполнять   работу   (наладка   оборудования, операторская деятельность);  оценивать   результаты   работы   на   каждом   из   этапов,   корректировать   свою деятельность. 2. Формирование знаний и умений использовать средства и пути преобразования материалов,   энергии   и   информации   в   конечный   продукт   в   условиях   свободы выбора. 3. Начальную   подготовку   учащихся   к   осознанному   профессиональному определению в рамках дифференцированного обучения и гуманному достижению жизненных целей. 4. Формирование   творческого   отношения   к   качественному   осуществлению трудовой деятельности. 5. Развитие   разносторонних   качеств   личности   и   способности   профессиональной адаптации. Задачи курса: В процессе реализации содержания курса должны быть решены следующие задачи: формирование политехнических знаний и экологической культуры; привитие   элементарных   знаний   и   умений   по   ведению   домашнего   хозяйства   и расчета затрат; ознакомление с основами современного производства и сферы услуг; развитие   самостоятельности   и   способности   и   способности   учащихся   решать творческие и изобретательские задачи; обеспечение   учащимся   возможности   самопознания,  изучения   мира   профессий, выполнения   профессиональных   проб   с   целью   профессионального самоопределения; воспитание   трудолюбия,   предприимчивости,   коллективизма,   человечности, обязательности,   культуры   поведения   и бесконфликтного общения; использование   в   качестве   объектов   труда   потребительских   изделий   и оформления   их   с   учетом   требований   дизайна   и   декоративно   прикладного искусства, развитие эстетического чувства и художественной инициативы.   ответственности,   честности, При разработке данного курса ставилась цель осуществить её преемственность с действующей   программой,   базисного   учебного   плана   в   образовательной   области «Технология», что позволяет в максимальной степени использовать учащимися опыт, учебно­методическую базу мастерской по обработке ткани, имеющиеся в ней средства обучения и тенденцию её развития. Итогом совместной работы учащихся и руководителя кружка является выставка творческих работ учащихся, публичный показ изделий.Программа рассчитана на учащихся 9 класса.  По окончании года обучения учащиеся должны знать:  требования к оборудованию рабочего места;  правила техники безопасности при выполнении ручных, машинных и утюжных работ;  иметь представление о новых видах конструкционных материалов, их свойствах;  способы   определения   нити   основы   в   современных   тканях   с   содержанием эластичных волокон, лицевую сторону;  правила   работы   и   способы   устранения   неполадок   универсальной   швейной машины;  различные виды соединения различных материалов (ниточное, клеевое, сварное);  историю   развития   моды   (как   европейской,   так   и   русской),   традиции   в   моде, фольклорные мотивы современной одежде;  ассортимент одежды и её функциональные особенности;  детали кроя одежды и их конструктивные элементы;  терминологию швейных работ;  условные обозначения и знаки на деталях края (из журнала «Бурда Моден»);  правила снятия готовых выкроек из модных журналов;  способы   увеличения   или   уменьшения   стандартной   выкройки   с   шагом   в   один размер;  правила вырезания деталей и подготовки их к примерке;  правила проведения примерок изделия;  основные виды дефектов в изделии и методы их устранения;  рационально оборудовать рабочие место;  выполнять   правила   т\   безопасности   и   правильно   выбирать   инструменты   для выполнения работы;  определять волокнистый состав современных тканей и использовать знания при технологической обработке данного материала;  выбирать ткань в соответствии с моделью одежды;  определять направление нити основы лицевую сторону ткани, дефекты;  выполнить   регулировку   и   наладку   швейной   машины,   устранение   простейших неисправностей;  выполнять различные виды соединения современных материалов;  описать по эскизу особенности модели и ее назначение;  обрабатывать детали и их монтаж по инструкционным картам журнала мод;  читать условные обозначения;  определить размер изделия по основным меркам, снятым с фигуры;  определять свой размер по журналу мод;  уменьшать или увеличивать готовые выкройки;  разложить детали кроя на ткани в соответствии с нормативами;  подготавливать детали кроя к примерке;  проводить первую и вторую примерку;  определять дефекты посадки изделия на фигуре и устранять их; использовать средства композиции в изделии;  выполнять эскиз модели и описать его;  технологически   грамотно   обрабатывать   детали   одежды   и   осуществлять   их монтаж;   определять качество готового изделия. Учебно­тематический план (на один год обучения) № п\п Темы Кол­во часов 1 2 3 4 5 6 7 8 Вводное   занятие.   Организация   рабочих   мест.   Правила   техники безопасности. Планирование работы кружка анкетирование учащихся. Мода. Роль моды в нашей жизни. Разнообразие стилей. Художественное   проектирование.   Техническое   рисование   эскизов моделей. Различные техники. Основы композиции одежды. Художественное конструирование и моделирование одежды. Пошив коллекций моделей. Выставка и показ моделей. 1 1 8 8 6 8 34 2 Итого: 68 часов Содержание программы: 1.       Вводное занятие. Организация рабочих мест. Правила техники безопасности. 2.       Планирование. Анкетирование.   Просмотр   коллекций   моделей   молодежной   моды.   Работа   с журналами.  3.       Роль моды в нашей жизни. Теоретические сведения: Мода. Франция – законодатель европейской моды, модные коллекции одежды высокой моды. Мастера международной моды. Ломанова Н.П. – первый советский художник – модельер. Разнообразие стилей современного костюма: классический,   спортивный,   фольклорный,   джинсовый,   ретро,   матросский,   бельевой, диско­стиль.   Юдашкина   и   др. Практические  работы: анализ   стилей,  сравнение,  просмотр   видео­роликов   «Евро­ мода». Обсуждение.    Знакомство   с   творчеством   Зайцева, 4.       Художественное проектирование.Теоретические   сведения: Процесс   художественного   проектирования.   Профессии: художник­модельер и демонстратор одежды. Пропорции человеческого тела, возрастные изменения. Построение пропорциональной схемы торса женской фигуры; осанка рост. Примеры изобразительной выразительности эскиза.   Различная   техника   выполнения   эскизов   (линейное   решение,   цветовое оформление и т.д.). Графические   средства:   карандаш,   чернила,   тушь,   акварельные   краски,   гуашь, фломастеры и т.д.. Практические   работы: Рисунок   (эскиз)   торса   женской   фигуры   по   модулю   (М). Рисунок   в   полный   рост,   в   движении.   Сюжетный   рисунок.   Выполнение   эскизов   в различной изобразительной технике. 5.       Основы композиции одежды. Теоретические   сведения: Средства   композиции:   фасон,   силуэт,   конструктивные   и декоративные   линии,   пропорции,   ритм,   зрительные   иллюзии,   асимметрия,   цвет   в одежде,   структура   и   фактура   ткани.   Композиционные   приемы­средства   для достижения выразительности костюма. Детали одежды и дополнения к ней. Ансамбль, костюм, комплект, аксессуары и бижутерия. Практические работы: Выполнение эскизов моделей, составление коллекции тканей по цвету, структуре. 6.       Художественное конструирование и моделирование одежды. Теоретические   сведения: Профессии   художник   конструктор.   Снятие   мерок. Определение   размеры   фигуры.   Работа   с   журналами   мод.   Приемы   увеличения   или уменьшения   выкроек   на   один   размер   (36­34­32).   Работа   с   инструкцией   по   пошиву изделия: предполагаемые ткани и расход. Изготовление выкроек. Последовательность технологической обработки изделия, припуски на швы, план экономической раскладки выкроек   на   ткани.   Определение   размера   фигуры   по   таблице   размеров,   Условные обозначения.   Изготовление   и   вырезание   выкройки.   Корректировка   выкроек   на индивидуальную фигуру. Приемы художественного конструирования. Практические   работы: Снятие   мерок.   Изготовление   выкроек.   Расчет   количества ткани. 7.       Пошив моделей. Теоретические сведения: Способы раскладки выкройки на ткань (лицо в лицо, лицом вниз). Направление нити основы. Рисунок ткани, ворс, дефекты ткани. Практические работы: Раскладка выкройки на ткань с учетом припусков на швы. Обметка. Раскрой. Прокладывание контурных линий. Подготовка изделия к примерке и ее проведение. Устранение дефектов. Вторая примерка. Составление плана обработки изделия. Пошив и окончательная отделка. 8.       Выставка и показ моделей. Показ моделей. Выставка эскизов и зарисовок. Выставка моделей.Календарно­тематический план.№ 1 Название раздела Теория Практика Дата 1. Вводное занятие (1 час). Организация   рабочих   мест.   Правила техники безопасности. 1 2. Планирование (1 час). 2 Анкетирование. Просмотр коллекций моделей  молодежной моды. Работа с журналами. 1 3. Роль моды в нашей жизни (8 часов). 4. Художественное проектирование (8 часов). 6. Художественное конструирование и моделирование одежды(8 часов). Профессии художник конструктор. Снятие  мерок. Определение размера фигуры.  Работа с  журналами мод. Приемы увеличения или  уменьшения выкроек на один размер (36­34­32). 2 Мода. Франция – законодатель европейской  моды, модные коллекции одежды высокой моды.  Мастера международной моды. Ломанова Н.П. –  первый советский художник – модельер.  Разнообразие стилей современного костюма:  классический, спортивный, фольклорный,  джинсовый, ретро, матросский, бельевой, диско­ стиль. Знакомство с творчеством Зайцева, Юдашкина и  др. Анализ стилей, сравнение, просмотр видео­ роликов «Евро­мода». Обсуждение. Процесс художественного проектирования.  Профессии: художник­модельер и демонстратор  одежды. Пропорции человеческого тела, возрастные  изменения. Построение пропорциональной схемы торса женской фигуры; осанка рост.  Примеры изобразительной выразительности  эскиза. Различная техника выполнения эскизов  (линейное решение, цветовое оформление и т.д.). Графические средства: карандаш, чернила, тушь,  акварельные краски, гуашь, фломастеры и т.д.. Рисунок (эскиз) торса женской фигуры по  модулю (М). Рисунок в полный рост, в движении. Сюжетный рисунок. Выполнение эскизов в  различной изобразительной технике. Средства композиции: фасон, силуэт,  конструктивные и декоративные линии,  пропорции, ритм, зрительные иллюзии,  асимметрия, цвет в одежде, структура и фактура  ткани. Композиционные приемы­средства для  достижения выразительности костюма.  Детали одежды и дополнения к ней. Ансамбль,  костюм, комплект, аксессуары и бижутерия. Выполнение эскизов моделей, составление  коллекции тканей по цвету, структуре. 3 4 5 6 8 9 10 11 12 13 14 15 5. Основы композиции одежды (6 часов). 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2Список литературы: 1. Ксименская Н.М. История костюма – М.: Легкая индустрия, 1977. 2. Мерцалова И.Н. Поэзия народного костюма ­ М.: Молодая гвардия, 1992. 3. Орлова Л. Азбука моды –М.: Просвещение, 1988. 4. Пароион Ф.М. Композиция костюма – М.: Легкая промышленность, 1985. 5. Штольц М.И. Авторская программа по технологии (для учащихся 9­х классов). 6. Щеголихина А.К. и др. Рисунок – М.: Легкая индустрия, 1996. 7. Журнал «Бурда Моден» с выкройками. 8. Шитье – мое хобби. – Оффенбург: Э. Бурд, 1992.