ПРОГРАММА ФАКУЛЬТОТИВА «ШАХМАТЫ»
Оценка 5

ПРОГРАММА ФАКУЛЬТОТИВА «ШАХМАТЫ»

Оценка 5
Руководства для учителя
doc
воспитательная работа +2
Взрослым
09.04.2018
ПРОГРАММА  ФАКУЛЬТОТИВА  «ШАХМАТЫ»
Как известно, проблема развития школьников интересовала педагогов и психологов не одно десятилетие. Об использовании шахмат в качестве средства развития мышления ребенка известно еще со времен В.А.Сухомлинского, который считал: «Шахматы – превосходная школа последовательного логического мышления… Особенность программы заключается в предоставлении учащимся возможности овладения достаточно большим объемом реально значимых теоретических и практических знаний и умений. Введение факультатива «Шахматы» позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков - поддерживать устойчивый интерес к занятиям. Занятия шахматами разносторонне развивают человека, его умственные способности, фантазию, укрепляют память, формируют и совершенствуют сильные черты личности, вырабатывают усидчивость, учат упорству, терпению. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. Шахматы в школе положительно влияют на совершенствование учащихся многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.
факультатив шахматы.doc
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДНЯЯ (ПОЛНАЯ) ШКОЛА №3 г.БЕЛОЯРСКИЙ»   ПРОГРАММА  ФАКУЛЬТОТИВА  «ШАХМАТЫ»                                                                                                                                                                       Программа рассчитана на детей 11­13 лет                                                                             Срок реализации – 1год                                                                             учитель:                                                                             Г.Н. Трапезникова ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 2009   Как известно, проблема развития школьников интересовала педагогов и психологов не одно   десятилетие.   Об   использовании   шахмат   в   качестве   средства   развития   мышления ребенка   известно   еще   со   времен   В.А.Сухомлинского,   который   считал:   «Шахматы   – превосходная школа последовательного логического мышления…   Особенность программы заключается в предоставлении учащимся возможности овладения достаточно большим объемом реально значимых теоретических и практических знаний и умений.     Введение факультатива «Шахматы» позволяет реализовать многие позитивные идеи  отечественных теоретиков и практиков ­ поддерживать устойчивый интерес к занятиям.  Занятия шахматами разносторонне развивают человека, его умственные способности,  фантазию, укрепляют память, формируют и совершенствуют сильные черты личности,  вырабатывают усидчивость, учат упорству, терпению. Стержневым моментом занятий  становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают,  классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. Шахматы в  школе положительно влияют на совершенствование  учащихся многих психических  процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление,  начальные формы волевого управления поведением.   Цель программы:  ­ вооружить учащихся знаниями  игре в шахматы, сформировать  навыки игры; ­   воспитать   уважение   к   собственности,   ответственность,   внимание,   формировать логическое мышление, культуру поведение.  Задачи:  Образовательные: ­ научить ориентироваться на шахматной доске; ­   играть   каждой   фигурой   в   отдельности   и   в   совокупности   с   другими   фигурами   без нарушений правил шахматного кодекса; ­правильно помещать шахматную доску между партнерами; ­правильно расставлять фигуры перед игрой; ­различать горизонталь, вертикаль, диагональ; ­рокировать, объявлять шах, ставить мат; ­решать элементарные задачи; ­записывать шахматную партию; ­находить несложные тактические удары и проводить элементарные комбинации; ­грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; ­точно разыгрывать простейшие окончания. Развивающие: ­Формировать   у   учащихся   навыки   самообразования,   самоорганизации,   развития   потребностей в непрерывном обновлении и обогащении знаний; ­ Развивать логическое мышление. Воспитательные: ­ Воспитывать интерес к наукам, знаниям; ­ Воспитывать нравственные качества. Структура программы предполагает:  ­постепенное расширение и существенное углубление знаний, развитие умений и навыков учащихся,   более   глубокое   усвоение   материала   путем   последовательного   прохождения материала от простого к сложному.  ­максимальная направленность занятий на практическое применение полученных знаний и умений; ­преподавание   шахмат   для   большей   доступности,   должно   быть   основано   на   игровых моментах, с использованием чтение сказок, дидактических игр и задании.  Форма занятий – групповая, индивидуальная. Атмосфера взаимоотношений между детьми в группе доброжелательная, в трудную минуту всегда приходят на помощь друг другу. Немаловажную роль в жизни кружка будут играть соревнования – это один из главных стимулов для занятий кружковцев. Образованная  личность, обладающая широким спектром знаний и желанием их пополнить. ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ УСЛОВУИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Для успешной реализации программы необходимы следующие средства обучения: ­ Необходимое количество часов; ­Светлое помещение; ­ Оборудование: ­  Стол, стул, шахматная доска, шахматные фигуры. ­ Компьютерный класс.   Требования,   к  уровню  образованности   учащихся   на  конец  обучения    по  разработанной программе:  иметь представление: о шахматной игре.   Знать:  ­шахматные   термины:   белое   и   черное   поле,   горизонталь,   вертикаль,   диагональ,   центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья; ­ название  шахматных фигур:  ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король, правила  хода и взятия каждой фигуры; ­обозначение горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур; ­ ценность шахматных фигур, сравнительную силу фигур; ­ принципы игры в дебюте; ­основные тактические приемы; ­ что означают термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля. Уметь:  ­ ориентироваться на шахматной доске; ­   играть   каждой   фигурой   в   отдельности   и   в   совокупности   с   другими   фигурами   без нарушений правил шахматного кодекса; ­правильно помещать шахматную доску между партнерами; ­правильно расставлять фигуры перед игрой; ­различать горизонталь, вертикаль, диагональ; ­рокировать, объявлять шах, ставить мат; ­решать элементарные задачи; ­записывать шахматную партию; ­находить несложные тактические удары и проводить элементарные комбинации; ­грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; ­точно разыгрывать простейшие окончания. Из   форм   обучения   рекомендуется   применять   рассказ,   объяснение,   беседу,   диспут, дидактических   игр   и   задания,   самостоятельную   работу   учащихся.   Особое   внимание следует уделить ЭВМ при решении диаграмм.  Межкурсовые связи: математика, история. Учебно­тематический план           Разделы и темы Коли­ чество часов Дата Прове­ дения Формы  занятий Формы проведения итогов 1.Краткая история шахмат. Шахматная  доска. 2.Шахматныефигуры. Начальная расстановка фигур. 3. Ходы и взятие фигур. Цель шахматной партии. 4.Игра всеми фигурами из  начального положения.    5.Конь ­ попрыгун и пешка,  которая никогда не отступает. 6.Король ­ самая главная  фигура. 7. Шах, от которого нет  защиты. 8. Когда королю неуютно. 9. Что такое ничья? 10.Пат – это тоже ничья. 11. Рокировка. 12. Взятие на проходе.         13. Кто сильнее, тот и ценнее. 14. Тайны шахматного языка. 15. Еще о шахматной нотации. 16.Правила хорошего тона. 17.Поучительные партии. 18. Как заматовать одинокого  короля.  19.Техника матования  1 1 1  1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Заняти е Заняти е Заняти е Игра ­ соревнование Заняти е Заняти е Заняти е Игра – соревнование Заняти е Заняти е Заняти е Заняти е Заняти е Заняти е Заняти е Заняти е Заняти е Заняти Игра ­ соревнование Игра – соревнование е Игра ­ соревнование одинокого короля. 20. Как поставить мат ладьей. 21. Как поставить мат ферзем. 22. Мат двумя слонами. 23. Коневая и пешечная вилки. 24. Шахматная комбинация. 1 1 1 1 11 Итого:                                                         34 Заняти е Заняти е Заняти е Заняти е Заняти е Заняти е Заняти е Заняти е Игра – соревнование Игра ­ соревнование                                                                                                                                                       ШАХМАТЫ Программа факультатива Программой предусматривается 34 шахматных занятия (1 часа в неделю). На каждом из занятий прорабатывается элементарный шахматный материал  с углубленной проработкой отдельных   тем,   основной   упор   на   занятиях   делается   на   детальном   изучении   силы   и слабости каждой шахматной фигуры, ее игровых возможностей.                                                                                      Содержание программы кружка Занятие 1. .Краткая история шахмат. Шахматная  доска.         Рождение   шахмат.   Шахматы   проникают   в   Европу.   Чемпионы   мира   по   шахматам. Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.  Понятия:   Мастер,   гроссмейстер,  белое   и   черное   поле,   горизонталь,   вертикаль, диагональ, центр. Занятие 2. .Шахматные фигуры. Начальная расстановка фигур.     Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Начальное положение (начальная позиция); расположение каждой из фигур в начальной позиции; правило «ферзь любит свой цвет»; связь    между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.   Понятия: начальная позиция, «ферзь любит свой цвет». Практическая работа. Расстановка фигур. Занятие 3. . Ходы и взятие фигур. Цель шахматной партии.           Правила  хода  и взятия  каждой  из  фигур, «игра  на уничтожение»,  белопольные  и чернопольные   слоны,   одноцветные   и   разноцветные   слоны,   легкие   и   тяжелые   фигуры, лайденые,   коневые,   слоневые,   ферзевые,   королевские   пешки,   взятие   на   проходе, превращение пешки. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и коротка рокировка и ее правила.  Понятия: «игра на уничтожение», превращение пешки. Практическая работа. Ходы и взятие фигур. Занятие 4. Игра всеми фигурами из начального положения.        Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию. Понятия: взятие на проходе. Практическая работа. Игра всеми фигурами из начального положения.        Занятие: 5. .Конь ­ попрыгун и пешка, которая никогда не отступает.        Место коня в начальном положении. Ход коня, взятие. Конь ­ легкая фигура,  Понятия: « вилка». Практическая работа. Выполнение задания по диаграмме.   Занятие: 6. Король ­ самая главная фигура.   Место короля в начальном положении. Ход короля, взятие. Король не бьет, но и под бой его ставить нельзя. Понятия:  длинная и коротка рокировка. Практическая работа. Выполнение задания по диаграмме.         Занятие: 7. Шах, от которого нет защиты.      Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха. Открытый шах, Двойной шах. Понятия: шах. Практическая работа. Выполнение задания по диаграмме. Занятие: 8. Когда королю неуютно.         Две ладьи против короля. Ферзь и ладья против короля. Король и ферзь против короля. Король и ладья против короля.        Понятия: шах, мат. Практическая работа. Выполнение задания по диаграмме. Занятие  9. Что такое ничья?     Отличие пата от мата. Варианты ничьей.     Понятия: ничья, пат. Практическая работа. Выполнение задания по диаграмме.         Занятие 10. Пат – это тоже ничья.             Отличие пата от мата. Варианты ничьей.  Понятия: ничья, пат.  Практическая работа. Выполнение задания по диаграмме.                                                                                                                                                            Занятия:11 Рокировка.    Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки. Понятия: рокировка. Практическая работа. Выполнение задания по диаграмме.          Занятие:12. . Взятие на проходе.     Место пешки в начальном положении. Ход пешки, взятие. Взятие на проходе.      Понятия: взятие на проходе. Практическая работа. Выполнение задания по диаграмме.                  Занятие: 13. Кто сильнее, тот и ценнее.     Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. Достижение материального перевеса.  Способы защиты. Понятия: Ценность фигур. Практическая работа. Выполнение задания по диаграмме.           Занятие: 14. Тайны шахматного языка.      Сравнительная сила фигур. Игровая практика. Практическая работа. Выполнение задания по диаграмме.         Занятие: 15. Еще о шахматной нотации.      Обозначение шахматных фигур и терминов. Запись начального положения. Краткая и  полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. Игровая практика (с записью  шахматной партии или фрагмента шахматной партии).   Понятия: Шахматная нотация. Практическая работа. Выполнение задания по диаграмме. Занятие: 16.Правила хорошего тона.       Обозначение шахматных фигур и терминов. Запись начального положения. Краткая и  полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. Игровая практика (с записью  шахматной партии или фрагмента шахматной партии).   Понятия: Шахматная нотация. Практическая работа. Выполнение задания по диаграмме.         Занятие: 17.Поучительные партии.       Достижение материального перевеса. Способы защиты.  Практическая работа. Выполнение задания по диаграмме.         Занятие:18. Как заматовать одинокого короля.    Цель игры. Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Практическая работа. Выполнение задания по диаграмме.         Занятие: 19.Техника матования одинокого короля.   Цель игры. Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Практическая работа. Выполнение задания по диаграмме.             Занятие:20. Как поставить мат  ладьей.   Две ладьи против короля. «Мат в один ход», « На крайнюю линию», «В угол»,  «Ограниченный король», «Мат в два хода». Практическая работа. Выполнение задания по диаграмме.      Занятие 21. Как поставить мат ферзем.    Ферзь и король против короля. «Мат в один ход», « На крайнюю линию», «В угол»,  «Ограниченный король», «Мат в два хода». Практическая работа. Выполнение задания по диаграмме.  Занятие 22. Мат двумя слонами.     Два слона против короля. «Мат в один ход», « На крайнюю линию», «В угол»,  «Ограниченный король», «Мат в два хода». Практическая работа. Выполнение задания по диаграмме.  Занятие 23. Коневая и пешечная вилки.    Комбинация коневой и пешечной вилки. Сочетание тактических приемов. Практическая работа. Выполнение задания по диаграмме. Занятие 24.  Шахматная комбинация. Достижение мата путем жертвы шахматного материала ( матовые комбинации). Типы  матовых комбинаций: темы разрушения королевского прикрытия, отвлечения, завлечения,  блокировки, освобождения пространства, уничтожения защиты и другое. Шахматные  комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Комбинации для достижения  ничьей (комбинации на вечный шах, патовые комбинации и другое).      Практическая работа. Выполнение задания по диаграмме.         МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ 1. Частично – поисковый:       ­ Обучающие игры;       ­ Мини – соревнования. 2.Репродуктивный:       ­ Выработка знаний и умений;       ­ Закрепление знаний. Обучение в коллективе опирается на основные педагогические принципы:    ­ постепенность в развитии кругозора учащихся; ­ Строгая последовательность  ­ Целенаправленность учебного процесса; ­ Индивидуальный подход. В образовательной программе используются следующие формы   работы: ­ Игры; ­Тесты; ­ Мини – соревнования. Формой подготовки итогов реализации программы являются мини – соревнования,  школьные, городские соревнования как результат работы всего коллектива за год. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1.Авербах Ю.Л. и Бейлин М.А. Путешествие в шахматное королевство. Изд. 2­е, испр. и       доп. М., «Физкультура и спорт», 1976,288с. с ил. 2.Зак В.Г. и Длуголенский Я.Н. Я играю в шахматы. Издательство « Детская литература»  1980. 3.Журавлев Н.И. В стране шахматных чудес. Издательство «Международная книга»1991. 4.Программа общеобразовательных учреждений. Начальные классы. Издательство  «Просвещение» 2000.

ПРОГРАММА ФАКУЛЬТОТИВА «ШАХМАТЫ»

ПРОГРАММА  ФАКУЛЬТОТИВА  «ШАХМАТЫ»

ПРОГРАММА ФАКУЛЬТОТИВА «ШАХМАТЫ»

ПРОГРАММА  ФАКУЛЬТОТИВА  «ШАХМАТЫ»

ПРОГРАММА ФАКУЛЬТОТИВА «ШАХМАТЫ»

ПРОГРАММА  ФАКУЛЬТОТИВА  «ШАХМАТЫ»

ПРОГРАММА ФАКУЛЬТОТИВА «ШАХМАТЫ»

ПРОГРАММА  ФАКУЛЬТОТИВА  «ШАХМАТЫ»

ПРОГРАММА ФАКУЛЬТОТИВА «ШАХМАТЫ»

ПРОГРАММА  ФАКУЛЬТОТИВА  «ШАХМАТЫ»

ПРОГРАММА ФАКУЛЬТОТИВА «ШАХМАТЫ»

ПРОГРАММА  ФАКУЛЬТОТИВА  «ШАХМАТЫ»

ПРОГРАММА ФАКУЛЬТОТИВА «ШАХМАТЫ»

ПРОГРАММА  ФАКУЛЬТОТИВА  «ШАХМАТЫ»

ПРОГРАММА ФАКУЛЬТОТИВА «ШАХМАТЫ»

ПРОГРАММА  ФАКУЛЬТОТИВА  «ШАХМАТЫ»

ПРОГРАММА ФАКУЛЬТОТИВА «ШАХМАТЫ»

ПРОГРАММА  ФАКУЛЬТОТИВА  «ШАХМАТЫ»

ПРОГРАММА ФАКУЛЬТОТИВА «ШАХМАТЫ»

ПРОГРАММА  ФАКУЛЬТОТИВА  «ШАХМАТЫ»

ПРОГРАММА ФАКУЛЬТОТИВА «ШАХМАТЫ»

ПРОГРАММА  ФАКУЛЬТОТИВА  «ШАХМАТЫ»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.04.2018