Как известно, проблема развития школьников интересовала педагогов и психологов не одно десятилетие. Об использовании шахмат в качестве средства развития мышления ребенка известно еще со времен В.А.Сухомлинского, который считал: «Шахматы – превосходная школа последовательного логического мышления…
Особенность программы заключается в предоставлении учащимся возможности овладения достаточно большим объемом реально значимых теоретических и практических знаний и умений.
Введение факультатива «Шахматы» позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков - поддерживать устойчивый интерес к занятиям. Занятия шахматами разносторонне развивают человека, его умственные способности, фантазию, укрепляют память, формируют и совершенствуют сильные черты личности, вырабатывают усидчивость, учат упорству, терпению. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. Шахматы в школе положительно влияют на совершенствование учащихся многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДНЯЯ (ПОЛНАЯ) ШКОЛА №3 г.БЕЛОЯРСКИЙ»
ПРОГРАММА ФАКУЛЬТОТИВА
«ШАХМАТЫ»
Программа рассчитана на детей 1113 лет
Срок реализации – 1год
учитель:
Г.Н. ТрапезниковаПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
2009
Как известно, проблема развития школьников интересовала педагогов и психологов не
одно десятилетие. Об использовании шахмат в качестве средства развития мышления
ребенка известно еще со времен В.А.Сухомлинского, который считал: «Шахматы –
превосходная школа последовательного логического мышления…
Особенность программы заключается в предоставлении учащимся возможности овладения
достаточно большим объемом реально значимых теоретических и практических знаний и
умений.
Введение факультатива «Шахматы» позволяет реализовать многие позитивные идеи
отечественных теоретиков и практиков поддерживать устойчивый интерес к занятиям.
Занятия шахматами разносторонне развивают человека, его умственные способности,
фантазию, укрепляют память, формируют и совершенствуют сильные черты личности,
вырабатывают усидчивость, учат упорству, терпению. Стержневым моментом занятий
становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают,
классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. Шахматы в
школе положительно влияют на совершенствование учащихся многих психических
процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление,
начальные формы волевого управления поведением.
Цель программы:
вооружить учащихся знаниями игре в шахматы, сформировать навыки игры;
воспитать уважение к собственности, ответственность, внимание, формировать
логическое мышление, культуру поведение.
Задачи:
Образовательные:
научить ориентироваться на шахматной доске;
играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без
нарушений правил шахматного кодекса;
правильно помещать шахматную доску между партнерами;
правильно расставлять фигуры перед игрой;
различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
рокировать, объявлять шах, ставить мат;
решать элементарные задачи;
записывать шахматную партию;
находить несложные тактические удары и проводить элементарные комбинации;
грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте;
точно разыгрывать простейшие окончания.
Развивающие:
Формировать у учащихся навыки самообразования, самоорганизации, развития
потребностей в непрерывном обновлении и обогащении знаний; Развивать логическое мышление.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к наукам, знаниям;
Воспитывать нравственные качества.
Структура программы предполагает:
постепенное расширение и существенное углубление знаний, развитие умений и навыков
учащихся, более глубокое усвоение материала путем последовательного прохождения
материала от простого к сложному.
максимальная направленность занятий на практическое применение полученных знаний и
умений;
преподавание шахмат для большей доступности, должно быть основано на игровых
моментах, с использованием чтение сказок, дидактических игр и задании.
Форма занятий – групповая, индивидуальная.
Атмосфера взаимоотношений между детьми в группе доброжелательная, в трудную минуту
всегда приходят на помощь друг другу. Немаловажную роль в жизни кружка будут играть
соревнования – это один из главных стимулов для занятий кружковцев.
Образованная личность, обладающая широким спектром знаний и желанием их пополнить.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
УСЛОВУИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Для успешной реализации программы необходимы следующие средства обучения:
Необходимое количество часов;
Светлое помещение;
Оборудование:
Стол, стул, шахматная доска, шахматные фигуры.
Компьютерный класс.
Требования, к уровню образованности учащихся на конец обучения по разработанной
программе:
иметь представление: о шахматной игре.
Знать:
шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр,
партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на
проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;
название шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король, правила хода и
взятия каждой фигуры;
обозначение горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур;
ценность шахматных фигур, сравнительную силу фигур;
принципы игры в дебюте;
основные тактические приемы;
что означают термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля.
Уметь:
ориентироваться на шахматной доске; играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без
нарушений правил шахматного кодекса;
правильно помещать шахматную доску между партнерами;
правильно расставлять фигуры перед игрой;
различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
рокировать, объявлять шах, ставить мат;
решать элементарные задачи;
записывать шахматную партию;
находить несложные тактические удары и проводить элементарные комбинации;
грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте;
точно разыгрывать простейшие окончания.
Из форм обучения рекомендуется применять рассказ, объяснение, беседу, диспут,
дидактических игр и задания, самостоятельную работу учащихся. Особое внимание
следует уделить ЭВМ при решении диаграмм.
Межкурсовые связи: математика, история.Учебнотематический план
Разделы и темы
Коли
чество
часов
Дата
Прове
дения
Формы
занятий
Формы проведения итогов
1.Краткая история шахмат.
Шахматная доска.
2.Шахматныефигуры.
Начальная расстановка фигур.
3. Ходы и взятие фигур.
Цель шахматной партии.
4.Игра всеми фигурами из
начального положения.
5.Конь попрыгун и пешка,
которая никогда не отступает.
6.Король самая главная
фигура.
7. Шах, от которого нет
защиты.
8. Когда королю неуютно.
9. Что такое ничья?
10.Пат – это тоже ничья.
11. Рокировка.
12. Взятие на проходе.
13. Кто сильнее, тот и ценнее.
14. Тайны шахматного языка.
15. Еще о шахматной нотации.
16.Правила хорошего тона.
17.Поучительные партии.
18. Как заматовать одинокого
короля.
19.Техника матования
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Заняти
е
Заняти
е
Заняти
е
Игра соревнование
Заняти
е
Заняти
е
Заняти
е
Игра – соревнование
Заняти
е
Заняти
е
Заняти
е
Заняти
е
Заняти
е
Заняти
е
Заняти
е
Заняти
е
Заняти
е
Заняти
Игра соревнование
Игра – соревнование
е
Игра соревнованиеодинокого короля.
20. Как поставить мат ладьей.
21. Как поставить мат ферзем.
22. Мат двумя слонами.
23. Коневая и пешечная вилки.
24. Шахматная комбинация.
1
1
1
1
11
Итого:
34
Заняти
е
Заняти
е
Заняти
е
Заняти
е
Заняти
е
Заняти
е
Заняти
е
Заняти
е
Игра – соревнование
Игра соревнование
ШАХМАТЫ
Программа факультатива
Программой предусматривается 34 шахматных занятия (1 часа в неделю). На каждом из
занятий прорабатывается элементарный шахматный материал с углубленной проработкой
отдельных тем, основной упор на занятиях делается на детальном изучении силы и
слабости каждой шахматной фигуры, ее игровых возможностей.
Содержание программы кружка
Занятие 1. .Краткая история шахмат.
Шахматная доска.
Рождение шахмат. Шахматы проникают в Европу. Чемпионы мира по шахматам.
Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.
Понятия: Мастер, гроссмейстер, белое и черное поле, горизонталь, вертикаль,
диагональ, центр.
Занятие 2. .Шахматные фигуры.
Начальная расстановка фигур.
Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Начальное положение (начальная
позиция); расположение каждой из фигур в начальной позиции; правило «ферзь любит свойцвет»; связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой
фигур.
Понятия: начальная позиция, «ферзь любит свой цвет».
Практическая работа. Расстановка фигур.
Занятие 3. . Ходы и взятие фигур.
Цель шахматной партии.
Правила хода и взятия каждой из фигур, «игра на уничтожение», белопольные и
чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, легкие и тяжелые фигуры,
лайденые, коневые, слоневые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе,
превращение пешки. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и коротка рокировка и
ее правила.
Понятия: «игра на уничтожение», превращение пешки.
Практическая работа. Ходы и взятие фигур.
Занятие 4. Игра всеми фигурами из начального положения.
Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию.
Понятия: взятие на проходе.
Практическая работа. Игра всеми фигурами из начального положения.
Занятие: 5. .Конь попрыгун и пешка, которая никогда не отступает.
Место коня в начальном положении. Ход коня, взятие. Конь легкая фигура,
Понятия: « вилка».
Практическая работа. Выполнение задания по диаграмме.
Занятие: 6. Король самая главная фигура.
Место короля в начальном положении. Ход короля, взятие. Король не бьет, но и под бой
его ставить нельзя.
Понятия: длинная и коротка рокировка.
Практическая работа. Выполнение задания по диаграмме.
Занятие: 7. Шах, от которого нет защиты.
Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха. Открытый шах, Двойной
шах.
Понятия: шах.
Практическая работа. Выполнение задания по диаграмме.
Занятие: 8. Когда королю неуютно.
Две ладьи против короля. Ферзь и ладья против короля. Король и ферзь против короля.
Король и ладья против короля.
Понятия: шах, мат.
Практическая работа. Выполнение задания по диаграмме.Занятие 9. Что такое ничья?
Отличие пата от мата. Варианты ничьей.
Понятия: ничья, пат.
Практическая работа. Выполнение задания по диаграмме.
Занятие 10. Пат – это тоже ничья.
Отличие пата от мата. Варианты ничьей.
Понятия: ничья, пат.
Практическая работа. Выполнение задания по диаграмме.
Занятия:11 Рокировка.
Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки.
Понятия: рокировка.
Практическая работа. Выполнение задания по диаграмме.
Занятие:12. . Взятие на проходе.
Место пешки в начальном положении. Ход пешки, взятие. Взятие на проходе.
Понятия: взятие на проходе.
Практическая работа. Выполнение задания по диаграмме.
Занятие: 13. Кто сильнее, тот и ценнее.
Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. Достижение материального перевеса.
Способы защиты.
Понятия: Ценность фигур.
Практическая работа. Выполнение задания по диаграмме.
Занятие: 14. Тайны шахматного языка.
Сравнительная сила фигур. Игровая практика.
Практическая работа. Выполнение задания по диаграмме.
Занятие: 15. Еще о шахматной нотации.
Обозначение шахматных фигур и терминов. Запись начального положения. Краткая и
полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. Игровая практика (с записью
шахматной партии или фрагмента шахматной партии).
Понятия: Шахматная нотация.
Практическая работа. Выполнение задания по диаграмме.Занятие: 16.Правила хорошего тона.
Обозначение шахматных фигур и терминов. Запись начального положения. Краткая и
полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. Игровая практика (с записью
шахматной партии или фрагмента шахматной партии).
Понятия: Шахматная нотация.
Практическая работа. Выполнение задания по диаграмме.
Занятие: 17.Поучительные партии.
Достижение материального перевеса. Способы защиты.
Практическая работа. Выполнение задания по диаграмме.
Занятие:18. Как заматовать одинокого короля.
Цель игры. Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой.
Практическая работа. Выполнение задания по диаграмме.
Занятие: 19.Техника матования одинокого короля.
Цель игры. Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой.
Практическая работа. Выполнение задания по диаграмме.
Занятие:20. Как поставить мат ладьей.
Две ладьи против короля. «Мат в один ход», « На крайнюю линию», «В угол»,
«Ограниченный король», «Мат в два хода».
Практическая работа. Выполнение задания по диаграмме.
Занятие 21. Как поставить мат ферзем.
Ферзь и король против короля. «Мат в один ход», « На крайнюю линию», «В угол»,
«Ограниченный король», «Мат в два хода».
Практическая работа. Выполнение задания по диаграмме.
Занятие 22. Мат двумя слонами.
Два слона против короля. «Мат в один ход», « На крайнюю линию», «В угол»,
«Ограниченный король», «Мат в два хода».
Практическая работа. Выполнение задания по диаграмме.
Занятие 23. Коневая и пешечная вилки.
Комбинация коневой и пешечной вилки. Сочетание тактических приемов.
Практическая работа. Выполнение задания по диаграмме.
Занятие 24. Шахматная комбинация.Достижение мата путем жертвы шахматного материала ( матовые комбинации). Типы
матовых комбинаций: темы разрушения королевского прикрытия, отвлечения, завлечения,
блокировки, освобождения пространства, уничтожения защиты и другое. Шахматные
комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Комбинации для достижения
ничьей (комбинации на вечный шах, патовые комбинации и другое).
Практическая работа. Выполнение задания по диаграмме.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
1. Частично – поисковый:
Обучающие игры;
Мини – соревнования.
2.Репродуктивный:
Выработка знаний и умений;
Закрепление знаний.
Обучение в коллективе опирается на основные педагогические принципы:
постепенность в развитии кругозора учащихся;
Строгая последовательность
Целенаправленность учебного процесса;
Индивидуальный подход.
В образовательной программе используются следующие формы работы:
Игры;
Тесты;
Мини – соревнования.
Формой подготовки итогов реализации программы являются мини – соревнования,
школьные, городские соревнования как результат работы всего коллектива за год.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Авербах Ю.Л. и Бейлин М.А. Путешествие в шахматное королевство. Изд. 2е, испр. и
доп. М., «Физкультура и спорт», 1976,288с. с ил.
2.Зак В.Г. и Длуголенский Я.Н. Я играю в шахматы. Издательство « Детская литература»
1980.3.Журавлев Н.И. В стране шахматных чудес. Издательство «Международная книга»1991.
4.Программа общеобразовательных учреждений. Начальные классы. Издательство
«Просвещение» 2000.