ПРОГРАММА ФАКУЛЬТОТИВА «ШАХМАТЫ»

  • Руководства для учителя
  • doc
  • 09.04.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Как известно, проблема развития школьников интересовала педагогов и психологов не одно десятилетие. Об использовании шахмат в качестве средства развития мышления ребенка известно еще со времен В.А.Сухомлинского, который считал: «Шахматы – превосходная школа последовательного логического мышления… Особенность программы заключается в предоставлении учащимся возможности овладения достаточно большим объемом реально значимых теоретических и практических знаний и умений. Введение факультатива «Шахматы» позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков - поддерживать устойчивый интерес к занятиям. Занятия шахматами разносторонне развивают человека, его умственные способности, фантазию, укрепляют память, формируют и совершенствуют сильные черты личности, вырабатывают усидчивость, учат упорству, терпению. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. Шахматы в школе положительно влияют на совершенствование учащихся многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.
Иконка файла материала факультатив шахматы.doc
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДНЯЯ (ПОЛНАЯ) ШКОЛА №3 г.БЕЛОЯРСКИЙ»   ПРОГРАММА  ФАКУЛЬТОТИВА  «ШАХМАТЫ»                                                                                                                                                                       Программа рассчитана на детей 11­13 лет                                                                             Срок реализации – 1год                                                                             учитель:                                                                             Г.Н. ТрапезниковаПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 2009   Как известно, проблема развития школьников интересовала педагогов и психологов не одно   десятилетие.   Об   использовании   шахмат   в   качестве   средства   развития   мышления ребенка   известно   еще   со   времен   В.А.Сухомлинского,   который   считал:   «Шахматы   – превосходная школа последовательного логического мышления…   Особенность программы заключается в предоставлении учащимся возможности овладения достаточно большим объемом реально значимых теоретических и практических знаний и умений.     Введение факультатива «Шахматы» позволяет реализовать многие позитивные идеи  отечественных теоретиков и практиков ­ поддерживать устойчивый интерес к занятиям.  Занятия шахматами разносторонне развивают человека, его умственные способности,  фантазию, укрепляют память, формируют и совершенствуют сильные черты личности,  вырабатывают усидчивость, учат упорству, терпению. Стержневым моментом занятий  становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают,  классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. Шахматы в  школе положительно влияют на совершенствование  учащихся многих психических  процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление,  начальные формы волевого управления поведением.   Цель программы:  ­ вооружить учащихся знаниями  игре в шахматы, сформировать  навыки игры; ­   воспитать   уважение   к   собственности,   ответственность,   внимание,   формировать логическое мышление, культуру поведение.  Задачи:  Образовательные: ­ научить ориентироваться на шахматной доске; ­   играть   каждой   фигурой   в   отдельности   и   в   совокупности   с   другими   фигурами   без нарушений правил шахматного кодекса; ­правильно помещать шахматную доску между партнерами; ­правильно расставлять фигуры перед игрой; ­различать горизонталь, вертикаль, диагональ; ­рокировать, объявлять шах, ставить мат; ­решать элементарные задачи; ­записывать шахматную партию; ­находить несложные тактические удары и проводить элементарные комбинации; ­грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; ­точно разыгрывать простейшие окончания. Развивающие: ­Формировать   у   учащихся   навыки   самообразования,   самоорганизации,   развития   потребностей в непрерывном обновлении и обогащении знаний;­ Развивать логическое мышление. Воспитательные: ­ Воспитывать интерес к наукам, знаниям; ­ Воспитывать нравственные качества. Структура программы предполагает:  ­постепенное расширение и существенное углубление знаний, развитие умений и навыков учащихся,   более   глубокое   усвоение   материала   путем   последовательного   прохождения материала от простого к сложному.  ­максимальная направленность занятий на практическое применение полученных знаний и умений; ­преподавание   шахмат   для   большей   доступности,   должно   быть   основано   на   игровых моментах, с использованием чтение сказок, дидактических игр и задании.  Форма занятий – групповая, индивидуальная. Атмосфера взаимоотношений между детьми в группе доброжелательная, в трудную минуту всегда приходят на помощь друг другу. Немаловажную роль в жизни кружка будут играть соревнования – это один из главных стимулов для занятий кружковцев. Образованная  личность, обладающая широким спектром знаний и желанием их пополнить. ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ УСЛОВУИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Для успешной реализации программы необходимы следующие средства обучения: ­ Необходимое количество часов; ­Светлое помещение; ­ Оборудование: ­  Стол, стул, шахматная доска, шахматные фигуры. ­ Компьютерный класс.   Требования,   к  уровню  образованности   учащихся   на  конец  обучения    по  разработанной программе:  иметь представление: о шахматной игре.   Знать:  ­шахматные   термины:   белое   и   черное   поле,   горизонталь,   вертикаль,   диагональ,   центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья; ­ название  шахматных фигур:  ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король, правила  хода и взятия каждой фигуры; ­обозначение горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур; ­ ценность шахматных фигур, сравнительную силу фигур; ­ принципы игры в дебюте; ­основные тактические приемы; ­ что означают термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля. Уметь:  ­ ориентироваться на шахматной доске;­   играть   каждой   фигурой   в   отдельности   и   в   совокупности   с   другими   фигурами   без нарушений правил шахматного кодекса; ­правильно помещать шахматную доску между партнерами; ­правильно расставлять фигуры перед игрой; ­различать горизонталь, вертикаль, диагональ; ­рокировать, объявлять шах, ставить мат; ­решать элементарные задачи; ­записывать шахматную партию; ­находить несложные тактические удары и проводить элементарные комбинации; ­грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; ­точно разыгрывать простейшие окончания. Из   форм   обучения   рекомендуется   применять   рассказ,   объяснение,   беседу,   диспут, дидактических   игр   и   задания,   самостоятельную   работу   учащихся.   Особое   внимание следует уделить ЭВМ при решении диаграмм.  Межкурсовые связи: математика, история.Учебно­тематический план           Разделы и темы Коли­ чество часов Дата Прове­ дения Формы  занятий Формы проведения итогов 1.Краткая история шахмат. Шахматная  доска. 2.Шахматныефигуры. Начальная расстановка фигур. 3. Ходы и взятие фигур. Цель шахматной партии. 4.Игра всеми фигурами из  начального положения.    5.Конь ­ попрыгун и пешка,  которая никогда не отступает. 6.Король ­ самая главная  фигура. 7. Шах, от которого нет  защиты. 8. Когда королю неуютно. 9. Что такое ничья? 10.Пат – это тоже ничья. 11. Рокировка. 12. Взятие на проходе.         13. Кто сильнее, тот и ценнее. 14. Тайны шахматного языка. 15. Еще о шахматной нотации. 16.Правила хорошего тона. 17.Поучительные партии. 18. Как заматовать одинокого  короля.  19.Техника матования  1 1 1  1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Заняти е Заняти е Заняти е Игра ­ соревнование Заняти е Заняти е Заняти е Игра – соревнование Заняти е Заняти е Заняти е Заняти е Заняти е Заняти е Заняти е Заняти е Заняти е Заняти Игра ­ соревнование Игра – соревнование е Игра ­ соревнованиеодинокого короля. 20. Как поставить мат ладьей. 21. Как поставить мат ферзем. 22. Мат двумя слонами. 23. Коневая и пешечная вилки. 24. Шахматная комбинация. 1 1 1 1 11 Итого:                                                         34 Заняти е Заняти е Заняти е Заняти е Заняти е Заняти е Заняти е Заняти е Игра – соревнование Игра ­ соревнование                                                                                                                                                       ШАХМАТЫ Программа факультатива Программой предусматривается 34 шахматных занятия (1 часа в неделю). На каждом из занятий прорабатывается элементарный шахматный материал  с углубленной проработкой отдельных   тем,   основной   упор   на   занятиях   делается   на   детальном   изучении   силы   и слабости каждой шахматной фигуры, ее игровых возможностей.                                                                                      Содержание программы кружка Занятие 1. .Краткая история шахмат. Шахматная  доска.         Рождение   шахмат.   Шахматы   проникают   в   Европу.   Чемпионы   мира   по   шахматам. Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.  Понятия:   Мастер,   гроссмейстер,  белое   и   черное   поле,   горизонталь,   вертикаль, диагональ, центр. Занятие 2. .Шахматные фигуры. Начальная расстановка фигур.     Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Начальное положение (начальная позиция); расположение каждой из фигур в начальной позиции; правило «ферзь любит свойцвет»; связь    между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.   Понятия: начальная позиция, «ферзь любит свой цвет». Практическая работа. Расстановка фигур. Занятие 3. . Ходы и взятие фигур. Цель шахматной партии.           Правила  хода  и взятия  каждой  из  фигур, «игра  на уничтожение»,  белопольные  и чернопольные   слоны,   одноцветные   и   разноцветные   слоны,   легкие   и   тяжелые   фигуры, лайденые,   коневые,   слоневые,   ферзевые,   королевские   пешки,   взятие   на   проходе, превращение пешки. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и коротка рокировка и ее правила.  Понятия: «игра на уничтожение», превращение пешки. Практическая работа. Ходы и взятие фигур. Занятие 4. Игра всеми фигурами из начального положения.        Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию. Понятия: взятие на проходе. Практическая работа. Игра всеми фигурами из начального положения.        Занятие: 5. .Конь ­ попрыгун и пешка, которая никогда не отступает.        Место коня в начальном положении. Ход коня, взятие. Конь ­ легкая фигура,  Понятия: « вилка». Практическая работа. Выполнение задания по диаграмме.   Занятие: 6. Король ­ самая главная фигура.   Место короля в начальном положении. Ход короля, взятие. Король не бьет, но и под бой его ставить нельзя. Понятия:  длинная и коротка рокировка. Практическая работа. Выполнение задания по диаграмме.         Занятие: 7. Шах, от которого нет защиты.      Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха. Открытый шах, Двойной шах. Понятия: шах. Практическая работа. Выполнение задания по диаграмме. Занятие: 8. Когда королю неуютно.         Две ладьи против короля. Ферзь и ладья против короля. Король и ферзь против короля. Король и ладья против короля.        Понятия: шах, мат. Практическая работа. Выполнение задания по диаграмме.Занятие  9. Что такое ничья?     Отличие пата от мата. Варианты ничьей.     Понятия: ничья, пат. Практическая работа. Выполнение задания по диаграмме.         Занятие 10. Пат – это тоже ничья.             Отличие пата от мата. Варианты ничьей.  Понятия: ничья, пат.  Практическая работа. Выполнение задания по диаграмме.                                                                                                                                                            Занятия:11 Рокировка.    Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки. Понятия: рокировка. Практическая работа. Выполнение задания по диаграмме.          Занятие:12. . Взятие на проходе.     Место пешки в начальном положении. Ход пешки, взятие. Взятие на проходе.      Понятия: взятие на проходе. Практическая работа. Выполнение задания по диаграмме.                  Занятие: 13. Кто сильнее, тот и ценнее.     Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. Достижение материального перевеса.  Способы защиты. Понятия: Ценность фигур. Практическая работа. Выполнение задания по диаграмме.           Занятие: 14. Тайны шахматного языка.      Сравнительная сила фигур. Игровая практика. Практическая работа. Выполнение задания по диаграмме.         Занятие: 15. Еще о шахматной нотации.      Обозначение шахматных фигур и терминов. Запись начального положения. Краткая и  полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. Игровая практика (с записью  шахматной партии или фрагмента шахматной партии).   Понятия: Шахматная нотация. Практическая работа. Выполнение задания по диаграмме.Занятие: 16.Правила хорошего тона.       Обозначение шахматных фигур и терминов. Запись начального положения. Краткая и  полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. Игровая практика (с записью  шахматной партии или фрагмента шахматной партии).   Понятия: Шахматная нотация. Практическая работа. Выполнение задания по диаграмме.         Занятие: 17.Поучительные партии.       Достижение материального перевеса. Способы защиты.  Практическая работа. Выполнение задания по диаграмме.         Занятие:18. Как заматовать одинокого короля.    Цель игры. Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Практическая работа. Выполнение задания по диаграмме.         Занятие: 19.Техника матования одинокого короля.   Цель игры. Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Практическая работа. Выполнение задания по диаграмме.             Занятие:20. Как поставить мат  ладьей.   Две ладьи против короля. «Мат в один ход», « На крайнюю линию», «В угол»,  «Ограниченный король», «Мат в два хода». Практическая работа. Выполнение задания по диаграмме.      Занятие 21. Как поставить мат ферзем.    Ферзь и король против короля. «Мат в один ход», « На крайнюю линию», «В угол»,  «Ограниченный король», «Мат в два хода». Практическая работа. Выполнение задания по диаграмме.  Занятие 22. Мат двумя слонами.     Два слона против короля. «Мат в один ход», « На крайнюю линию», «В угол»,  «Ограниченный король», «Мат в два хода». Практическая работа. Выполнение задания по диаграмме.  Занятие 23. Коневая и пешечная вилки.    Комбинация коневой и пешечной вилки. Сочетание тактических приемов. Практическая работа. Выполнение задания по диаграмме. Занятие 24.  Шахматная комбинация.Достижение мата путем жертвы шахматного материала ( матовые комбинации). Типы  матовых комбинаций: темы разрушения королевского прикрытия, отвлечения, завлечения,  блокировки, освобождения пространства, уничтожения защиты и другое. Шахматные  комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Комбинации для достижения  ничьей (комбинации на вечный шах, патовые комбинации и другое).      Практическая работа. Выполнение задания по диаграмме.         МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ 1. Частично – поисковый:       ­ Обучающие игры;       ­ Мини – соревнования. 2.Репродуктивный:       ­ Выработка знаний и умений;       ­ Закрепление знаний. Обучение в коллективе опирается на основные педагогические принципы:    ­ постепенность в развитии кругозора учащихся; ­ Строгая последовательность  ­ Целенаправленность учебного процесса; ­ Индивидуальный подход. В образовательной программе используются следующие формы   работы: ­ Игры; ­Тесты; ­ Мини – соревнования. Формой подготовки итогов реализации программы являются мини – соревнования,  школьные, городские соревнования как результат работы всего коллектива за год. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1.Авербах Ю.Л. и Бейлин М.А. Путешествие в шахматное королевство. Изд. 2­е, испр. и       доп. М., «Физкультура и спорт», 1976,288с. с ил. 2.Зак В.Г. и Длуголенский Я.Н. Я играю в шахматы. Издательство « Детская литература»  1980.3.Журавлев Н.И. В стране шахматных чудес. Издательство «Международная книга»1991. 4.Программа общеобразовательных учреждений. Начальные классы. Издательство  «Просвещение» 2000.