программа Финансовая грамотность

  • Образовательные программы
  • docx
  • 01.06.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Овладение предметными умениями: • Понимание причин и последствий изменений доходов и расходов семьи • Овладение способом проведения простых финансовых расчётов • Овладение способом составления семейного бюджета; Метапредметные результаты: • Осуществления взаимного контроля в совместной деятельности • Освоение способа решения проблем поискового характера • Овладение логическими действиями сравнения и анализа • Умение работать в группе; Личностные результаты: • понимание особенностей составления семейного бюджета; • осознание необходимости рационального ведения семейного бюджета; • понимание разницы между базовыми потребностями и желаниями. Методическая характеристика занятия: Структура занятия Этапы занятия Деятельность учителя Деятельность учащихся 1 Организационная часть 2 Актуализация знаний 3 Этап создания условий для внутренней мотивации обучающихся 4 Содержательный 5 Закрепление полученных знаний 6 Контрольно- оценочный и рефлексияСовременные политические, социальные и экономические мировые и отечественные реалии предъявляют к человеку очень высокие требования: конкурентоспособность, высокая эффективность труда, финансовая грамотность, образованность. Современный процесс образования должен отвечать требованиям общества, включать инновационные методы, техники, технологии, формы, проекты (как учебно-методические, так и социальные). Планирование семейного бюджета – это вещь достаточно сложная, современные дети не умеют рационально планировать свои карманные расходы. Для этого необходимо сформировать умения на практике грамотно и разумно составлять свой семейный бюджет. При планировании семейного бюджета важно учитывать все ежемесячные движения денежных средств, для семьи с любым уровнем дохода. В грамотно спланированном семейном бюджете, важно оценить затраченные денежные средства в предыдущем месяце. Далее можно выделить статьи обязательных расходов денег: коммунальные услуги, оплата питания в детском саду, топливо, телефонные разговоры, оплата по прочим ежемесячным счетам. Также при планировании семейных финансов нельзя забывать о денежных средствах, которые нужно регулярно тратить на питание. Нельзя забывать, что заниматься семейным бюджетом, значит не только расписывать расходы, но и планировать свои доход. В связи с этим необходимо повышение общей финансовой грамотности всех слоев и категорий населения, в том числе обучение основам составления семейного бюджета.
Иконка файла материала программа.docx
Введение Современные политические, социальные и экономические мировые и  отечественные реалии предъявляют к человеку очень высокие требования:  конкурентоспособность, высокая эффективность труда,  финансовая  грамотность, образованность. Современный процесс образования должен отвечать требованиям  общества, включать инновационные методы, техники, технологии, формы,  проекты (как учебно­методические, так и социальные). Планирование семейного бюджета – это вещь достаточно сложная,  современные дети не умеют рационально планировать  свои карманные  расходы. Для этого необходимо  сформировать умения на практике  грамотно и разумно составлять свой семейный бюджет. При планировании семейного  бюджета важно учитывать все ежемесячные движения денежных средств, для  семьи с любым уровнем дохода.  В  грамотно спланированном семейном бюджете, важно оценить  затраченные денежные средства в предыдущем месяце. Далее можно выделить статьи обязательных расходов денег: коммунальные услуги, оплата питания в  детском саду, топливо, телефонные разговоры, оплата по прочим  ежемесячным счетам. Также при планировании семейных финансов нельзя  забывать о денежных средствах, которые нужно регулярно тратить на  питание. Нельзя забывать, что заниматься семейным бюджетом, значит не  только расписывать расходы, но и планировать свои доход. В связи с этим необходимо повышение общей финансовой грамотности  всех слоев и категорий населения, в том числе обучение основам составления  семейного бюджета.1. Пояснительная записка Рабочая программа по финансовой грамотности для 5­6 классов составлена на основе авторской программы: Юлия Корлюгова. Финансовая грамотность.  Учебная программа.5,6 классы. Москва, Вита, 2015. Изучение курса «Финансовая грамотность» в начальной школе направлено на  достижение следующих целей: ­ развитие экономического образа мышления; ­ воспитание ответственности и нравственного поведения в области  экономических отношений в семье; ­ формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения  элементарных вопросов в области экономики семьи. Основные содержательные линии курса: ­ деньги, их история, виды, функции; ­ семейный бюджет. Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами  математики, литературы и окружающего мира. Учебные материалы и задания  подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают  задачи, практические задания, игры, мини – исследования и проекты. В  процессе изучения курса формируются умения и навыки работы учащихся с  текстами, таблицами, схемами, а также поиска, анализа и представления  информации и публичных выступлений. 2. Место курса в учебном плане. На изучение курса «Финансовая грамотность» во 5,6 классах отводится 1 час  в неделю. Программа рассчитана на 16 часов (16 учебных недель) 3. Планируемые результаты. Личностные результаты:*осознание себя как члена семьи, общества и государства; *овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений; * развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои  поступки; *развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных  игровых и реальных экономических ситуациях, умение не создавать  конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, в том числе при  выполнении учебных проектов и в других видах внеурочной деятельности. Метапредметные результаты. Регулятивные. Обучающийся научится: *понимать цели своих действий; *составлять простые планы с помощью учителя *проявлять познавательную и творческую инициативу; *оценивать правильность выполнения действий; *адекватно воспринимать предложения товарищей, учителей, родителей. Познавательные. Обучающийся научится: *освоению способов решения проблем творческого и поискового характера; *использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и  представления информации; *овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации,  установление аналогий и причинно­следственных связей, построения  рассуждений, отнесения к известным понятиям; *овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями. Коммуникативные. Обучающийся научится:*составлять текст в устной и письменной формах; *слушать собеседника и вести диалог; *признавать возможность существования различных точек зрения и права  каждого иметь свою; *излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку  событий *договариваться о распределении функций и ролей в совместной  деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,  адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Предметные. Обучающийся научится: *понимать и правильно использовать экономические термины; *иметь представление о роли денег в семье и обществе; *уметь характеризовать виды и функции денег; *знать источники доходов и направлений расходов семьи; *уметь рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный  бюджет4 Определять элементарные проблемы в области семейных финансов и путей их решения4 *проводить элементарные финансовые расчеты. 4. Содержание учебного предмета. Курс открывается темой «Что такое деньги и откуда они взялись», при  изучении которой ребятам впервые предлагается сведения о появлении  обмена товарами, о проблемах товарного обмена, о появлении первых денег –  товаров с высокой ликвидностью. При этом дети в общих чертах  прослеживают, что свойства драгоценных металлов (ценность, прочность,делимость) делают их удобными товарными деньгами. Дети узнают о  появлении первых монет и о монетах разных государств. Изучение курса продолжается в теме «Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок», которая знакомит детей с устройством монет, изобретением  бумажных денег, со способами защиты от подделок бумажных денег. Следующая тема программы «Какие деньги были раньше в  России» формирует у учащихся представление о древнерусских товарных  деньгах, о происхождении слов «деньги», «рубль», «копейка», о первых  русских монетах. Далее изучается тема «Современные деньги России и  других стран», в которой дети знакомятся с современными деньгами России,  современными деньгами мира, появлением безналичных денег, безналичные  деньги как информация на банковских счетах, проведение безналичных  расчетов, с функциями банкоматов. Следующая тема «Откуда в семье деньги». В ней рассматриваются  следующие понятия: деньги можно получить в наследство, выиграть в лотерею или найти клад, основным источником дохода современного человека  является заработная плата, размер заработной платы зависит от профессии.  Дети получают элементарные сведения о том, что собственник может  получать арендную плату и проценты, государство помогает пожилым людям,  инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным. Дети также  знакомятся с тем, что при нехватке денег их можно взять взаймы, существуют мошенники, которые обманом отбирают у людей деньги. Продолжает изучение курса тема «На что тратятся деньги» Люди постоянно тратят деньги на товары и услуги. Расходы бывают обязательными и  необязательными. Для покупки мебели, бытовой техники, автомобиля чаще  всего приходится делать сбережения. Если сбережений не хватает или  появляются непредвиденные расходы, деньги можно взять в долг. Многие  люди тратят деньги на хобби, а иногда и на вредные привычки. Следующая тема для изучения « Как умно управлять своими  деньгами» Здесь даются понятия : бюджет – план доходов и расходов. Люди  ведут учет доходов и расходов, чтобы избежать финансовых проблем. В теме «Как делать сбережения» учащиеся узнают, что если доходы  превышают расходы, образуются сбережения. Сбережения, вложенные в банк  или ценные бумаги, могут принести доход.5. Календарно – тематическое планирование  1­2 Что такое деньги и откуда они взялись 2 часа Товар. Деньги. Виды денег. Ликвидность Покупка. Монет. Бумажные деньги. Виды денег: наличные, безналичные. Понимание того, что деньги – средство обмена, а не благо. Различать виды денег Объяснять выгоды обмена. Различать виды денег. Общее обсуждение. Игровая деятельность. 3­4 Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок. 2 часа Монеты. Гурт. Аверс. Реверс. Номинал. Банкнота. Купюра. Банкнота. Купюра. Фальшивые деньги.Понимание того, как отличить деньги от фальшивых денег. Отличать деньги от фальшивых денег. Сравнивать металлические и бумажные деньги. Объяснять, почему  изготовление фальшивых денег является преступлением. Общее обсуждение, игровая деятельность, практическая работа. 5­6 Какие деньги были раньше в России. 2 часа « Меховые деньги». Старинные деньги. Куны. Денга. Копейка. Гривна. Грош.  Алтын. Рубль. Гривенник. Полтинник. «Меховые деньги». Куны. Первые русские монеты. Ассигнация. Понимание происхождения денег. Называть старинные деньги. Называть и описывать старинные деньги. Общее обсуждение, групповая работа, игровая деятельность. 7­8 Современные деньги России и других стран. 2 часа Банки. Деньги. Виды денег. Доллары. Евро. Виды денег: наличные, безналичные, электронные . Пластиковые карты. Понимание того, что деньги – средство обмена, а не благо.Пользоваться пластиковыми картами. Производить безналичный расчет. Знать современные российские деньги. Объяснять, что такое пластиковая  карта и безналичный расчет. Общее обсуждение, практическая работа, творческая работа, исследование. Семейный бюджет (8 часов) 9­10 Откуда в семье деньги 2 часа Доходы. Заработная плата. Пенсия. Доходы семьи: зарплата, пенсия, пособия, стипендия Понимание того, от чего зависят доходы семьи. Рассматривать источники доходов и объяснять, что влияет на размер доходов. Различать виды доходов семьи. Общее обсуждение, творческая работая, мини – исследование. 11­12 На что тратятся деньги. 2 часа Расходы. Сбережения. Долги. Расходы. Непредвиденные расходы. Понимание происхождения расходов. Считать общую сумму расходов. Различать планируемые и непредвиденные расходы.Общее обсуждение, тестирование, творческая работа, мини – исследование. 13­14 Как умно управлять своими деньгами. 2 часа Расходы и доходы. Семейный бюджет. Бюджет: доходы и расходы. Понимание того, что семейный бюджет планируется заранее, но бывают  непредвиденные расходы. Умение составлять бюджет семьи. Составлять семейный бюджет на условных примерах. Общее обсуждение, Творческая работа. 15­16 Как делать сбережения. 2 часа Банковский вклад. Копилка. Недвижимость. Виды сбережений. Понимание того, из чего складываются сбережения. Сравнивать разные виды сбережений. Различать виды сбережений. Общее обсуждение, творческая работа, игровая деятельность.6. Описание учебно – методического обеспечения образовательного  процесса. Книгопечатная продукция. Сергей Федин. Финансовая грамотность. Материалы для учащихся, 2­3  классы. В 2 ч. Ч. 1 ­Москва ВИТА,2015 Сергей Федин. Финансовая грамотность. Материалы для учащихся, 2­3  классы. В 2 ч. Ч. 2 ­Москва ВИТА,2015 Юлия Корлюгова. Финансовая грамотность. Методические рекомендации для  учителя.­ Москва ВИТА, 2015 Технические средства обучения Аудиторная доска с набором приспособлений для крепления таблиц Экспозиционный экран Персональный компьютер Мультимедийный проектор Оборудование класса Ученические столы двухместные с комплектом стульев Стол учительский с тумбой Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр. Настенная доска для вывешивания иллюстративного материала. Держатели  для карт