Овладение предметными умениями:
• Понимание причин и последствий изменений доходов и расходов семьи
• Овладение способом проведения простых финансовых расчётов
• Овладение способом составления семейного бюджета;
Метапредметные результаты:
• Осуществления взаимного контроля в совместной деятельности
• Освоение способа решения проблем поискового характера
• Овладение логическими действиями сравнения и анализа
• Умение работать в группе;
Личностные результаты:
• понимание особенностей составления семейного бюджета;
• осознание необходимости рационального ведения
семейного бюджета;
• понимание разницы между базовыми потребностями и желаниями.
Методическая характеристика занятия:
Структура занятия
Этапы занятия
Деятельность учителя Деятельность учащихся
1 Организационная часть
2 Актуализация знаний
3 Этап создания условий для внутренней мотивации обучающихся
4 Содержательный
5 Закрепление полученных знаний
6 Контрольно- оценочный и рефлексияСовременные политические, социальные и экономические мировые и отечественные реалии предъявляют к человеку очень высокие требования: конкурентоспособность, высокая эффективность труда, финансовая грамотность, образованность.
Современный процесс образования должен отвечать требованиям общества, включать инновационные методы, техники, технологии, формы, проекты (как учебно-методические, так и социальные).
Планирование семейного бюджета – это вещь достаточно сложная, современные дети не умеют рационально планировать свои карманные расходы. Для этого необходимо сформировать умения на практике грамотно и разумно составлять свой семейный бюджет. При планировании семейного бюджета важно учитывать все ежемесячные движения денежных средств, для семьи с любым уровнем дохода.
В грамотно спланированном семейном бюджете, важно оценить затраченные денежные средства в предыдущем месяце. Далее можно выделить статьи обязательных расходов денег: коммунальные услуги, оплата питания в детском саду, топливо, телефонные разговоры, оплата по прочим ежемесячным счетам. Также при планировании семейных финансов нельзя забывать о денежных средствах, которые нужно регулярно тратить на питание. Нельзя забывать, что заниматься семейным бюджетом, значит не только расписывать расходы, но и планировать свои доход.
В связи с этим необходимо повышение общей финансовой грамотности всех слоев и категорий населения, в том числе обучение основам составления семейного бюджета.
Введение
Современные политические, социальные и экономические мировые и
отечественные реалии предъявляют к человеку очень высокие требования:
конкурентоспособность, высокая эффективность труда, финансовая
грамотность, образованность.
Современный процесс образования должен отвечать требованиям
общества, включать инновационные методы, техники, технологии, формы,
проекты (как учебнометодические, так и социальные).
Планирование семейного бюджета – это вещь достаточно сложная,
современные дети не умеют рационально планировать свои карманные
расходы. Для этого необходимо сформировать умения на практике грамотно
и разумно составлять свой семейный бюджет. При планировании семейного
бюджета важно учитывать все ежемесячные движения денежных средств, для
семьи с любым уровнем дохода.
В грамотно спланированном семейном бюджете, важно оценить
затраченные денежные средства в предыдущем месяце. Далее можно выделить
статьи обязательных расходов денег: коммунальные услуги, оплата питания в
детском саду, топливо, телефонные разговоры, оплата по прочим
ежемесячным счетам. Также при планировании семейных финансов нельзя
забывать о денежных средствах, которые нужно регулярно тратить на
питание. Нельзя забывать, что заниматься семейным бюджетом, значит не
только расписывать расходы, но и планировать свои доход.
В связи с этим необходимо повышение общей финансовой грамотности
всех слоев и категорий населения, в том числе обучение основам составления
семейного бюджета.1. Пояснительная записка
Рабочая программа по финансовой грамотности для 56 классов составлена на
основе авторской программы: Юлия Корлюгова. Финансовая грамотность.
Учебная программа.5,6 классы. Москва, Вита, 2015.
Изучение курса «Финансовая грамотность» в начальной школе направлено на
достижение следующих целей:
развитие экономического образа мышления;
воспитание ответственности и нравственного поведения в области
экономических отношений в семье;
формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения
элементарных вопросов в области экономики семьи.
Основные содержательные линии курса:
деньги, их история, виды, функции;
семейный бюджет.
Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами
математики, литературы и окружающего мира. Учебные материалы и задания
подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают
задачи, практические задания, игры, мини – исследования и проекты. В
процессе изучения курса формируются умения и навыки работы учащихся с
текстами, таблицами, схемами, а также поиска, анализа и представления
информации и публичных выступлений.
2. Место курса в учебном плане.
На изучение курса «Финансовая грамотность» во 5,6 классах отводится 1 час
в неделю. Программа рассчитана на 16 часов (16 учебных недель)
3. Планируемые результаты.
Личностные результаты:*осознание себя как члена семьи, общества и государства;
*овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;
* развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои
поступки;
*развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
игровых и реальных экономических ситуациях, умение не создавать
конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, в том числе при
выполнении учебных проектов и в других видах внеурочной деятельности.
Метапредметные результаты.
Регулятивные.
Обучающийся научится:
*понимать цели своих действий;
*составлять простые планы с помощью учителя
*проявлять познавательную и творческую инициативу;
*оценивать правильность выполнения действий;
*адекватно воспринимать предложения товарищей, учителей, родителей.
Познавательные.
Обучающийся научится:
*освоению способов решения проблем творческого и поискового характера;
*использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и
представления информации;
*овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации,
установление аналогий и причинноследственных связей, построения
рассуждений, отнесения к известным понятиям;
*овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Коммуникативные.
Обучающийся научится:*составлять текст в устной и письменной формах;
*слушать собеседника и вести диалог;
*признавать возможность существования различных точек зрения и права
каждого иметь свою;
*излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку
событий
*договариваться о распределении функций и ролей в совместной
деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные.
Обучающийся научится:
*понимать и правильно использовать экономические термины;
*иметь представление о роли денег в семье и обществе;
*уметь характеризовать виды и функции денег;
*знать источники доходов и направлений расходов семьи;
*уметь рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный
бюджет4
Определять элементарные проблемы в области семейных финансов и путей их
решения4
*проводить элементарные финансовые расчеты.
4. Содержание учебного предмета.
Курс открывается темой «Что такое деньги и откуда они взялись», при
изучении которой ребятам впервые предлагается сведения о появлении
обмена товарами, о проблемах товарного обмена, о появлении первых денег –
товаров с высокой ликвидностью. При этом дети в общих чертах
прослеживают, что свойства драгоценных металлов (ценность, прочность,делимость) делают их удобными товарными деньгами. Дети узнают о
появлении первых монет и о монетах разных государств.
Изучение курса продолжается в теме «Рассмотрим деньги поближе. Защита
от подделок», которая знакомит детей с устройством монет, изобретением
бумажных денег, со способами защиты от подделок бумажных денег.
Следующая тема программы «Какие деньги были раньше в
России» формирует у учащихся представление о древнерусских товарных
деньгах, о происхождении слов «деньги», «рубль», «копейка», о первых
русских монетах. Далее изучается тема «Современные деньги России и
других стран», в которой дети знакомятся с современными деньгами России,
современными деньгами мира, появлением безналичных денег, безналичные
деньги как информация на банковских счетах, проведение безналичных
расчетов, с функциями банкоматов.
Следующая тема «Откуда в семье деньги». В ней рассматриваются
следующие понятия: деньги можно получить в наследство, выиграть в лотерею
или найти клад, основным источником дохода современного человека
является заработная плата, размер заработной платы зависит от профессии.
Дети получают элементарные сведения о том, что собственник может
получать арендную плату и проценты, государство помогает пожилым людям,
инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным. Дети также
знакомятся с тем, что при нехватке денег их можно взять взаймы, существуют
мошенники, которые обманом отбирают у людей деньги.
Продолжает изучение курса тема «На что тратятся деньги» Люди постоянно
тратят деньги на товары и услуги. Расходы бывают обязательными и
необязательными. Для покупки мебели, бытовой техники, автомобиля чаще
всего приходится делать сбережения. Если сбережений не хватает или
появляются непредвиденные расходы, деньги можно взять в долг. Многие
люди тратят деньги на хобби, а иногда и на вредные привычки.
Следующая тема для изучения « Как умно управлять своими
деньгами» Здесь даются понятия : бюджет – план доходов и расходов. Люди
ведут учет доходов и расходов, чтобы избежать финансовых проблем.
В теме «Как делать сбережения» учащиеся узнают, что если доходы
превышают расходы, образуются сбережения. Сбережения, вложенные в банк
или ценные бумаги, могут принести доход.5. Календарно – тематическое планирование
12
Что такое деньги и откуда они взялись
2 часа
Товар. Деньги. Виды денег. Ликвидность Покупка. Монет. Бумажные деньги.
Виды денег: наличные, безналичные.
Понимание того, что деньги – средство обмена, а не благо.
Различать виды денег
Объяснять выгоды обмена. Различать виды денег.
Общее обсуждение.
Игровая деятельность.
34
Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок.
2 часа
Монеты. Гурт. Аверс. Реверс. Номинал. Банкнота. Купюра.
Банкнота. Купюра. Фальшивые деньги.Понимание того, как отличить деньги от фальшивых денег.
Отличать деньги от фальшивых денег.
Сравнивать металлические и бумажные деньги. Объяснять, почему
изготовление фальшивых денег является преступлением.
Общее обсуждение, игровая деятельность, практическая работа.
56
Какие деньги были раньше в России.
2 часа
« Меховые деньги». Старинные деньги. Куны. Денга. Копейка. Гривна. Грош.
Алтын. Рубль. Гривенник. Полтинник.
«Меховые деньги». Куны. Первые русские монеты. Ассигнация.
Понимание происхождения денег.
Называть старинные деньги.
Называть и описывать старинные деньги.
Общее обсуждение, групповая работа, игровая деятельность.
78
Современные деньги России и других стран.
2 часа
Банки. Деньги. Виды денег.
Доллары. Евро.
Виды денег: наличные, безналичные, электронные . Пластиковые карты.
Понимание того, что деньги – средство обмена, а не благо.Пользоваться пластиковыми картами. Производить безналичный расчет.
Знать современные российские деньги. Объяснять, что такое пластиковая
карта и безналичный расчет.
Общее обсуждение, практическая работа, творческая работа, исследование.
Семейный бюджет (8 часов)
910
Откуда в семье деньги
2 часа
Доходы. Заработная плата. Пенсия.
Доходы семьи: зарплата, пенсия, пособия, стипендия
Понимание того, от чего зависят доходы семьи.
Рассматривать источники доходов и объяснять, что влияет на размер доходов.
Различать виды доходов семьи.
Общее обсуждение, творческая работая, мини – исследование.
1112
На что тратятся деньги.
2 часа
Расходы. Сбережения. Долги.
Расходы. Непредвиденные расходы.
Понимание происхождения расходов.
Считать общую сумму расходов.
Различать планируемые и непредвиденные расходы.Общее обсуждение, тестирование, творческая работа, мини – исследование.
1314
Как умно управлять своими деньгами.
2 часа
Расходы и доходы. Семейный бюджет.
Бюджет: доходы и расходы.
Понимание того, что семейный бюджет планируется заранее, но бывают
непредвиденные расходы.
Умение составлять бюджет семьи.
Составлять семейный бюджет на условных примерах.
Общее обсуждение, Творческая работа.
1516
Как делать сбережения.
2 часа
Банковский вклад. Копилка. Недвижимость.
Виды сбережений.
Понимание того, из чего складываются сбережения.
Сравнивать разные виды сбережений.
Различать виды сбережений.
Общее обсуждение, творческая работа, игровая деятельность.6. Описание учебно – методического обеспечения образовательного
процесса.
Книгопечатная продукция.
Сергей Федин. Финансовая грамотность. Материалы для учащихся, 23
классы. В 2 ч. Ч. 1 Москва ВИТА,2015
Сергей Федин. Финансовая грамотность. Материалы для учащихся, 23
классы. В 2 ч. Ч. 2 Москва ВИТА,2015
Юлия Корлюгова. Финансовая грамотность. Методические рекомендации для
учителя. Москва ВИТА, 2015
Технические средства обучения
Аудиторная доска с набором приспособлений для крепления таблиц
Экспозиционный экран
Персональный компьютер
Мультимедийный проектор
Оборудование класса
Ученические столы двухместные с комплектом стульев
Стол учительский с тумбой
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.
Настенная доска для вывешивания иллюстративного материала. Держатели
для карт