Программа гражданско-патриотического воспитания "Истоки"
Оценка 4.7

Программа гражданско-патриотического воспитания "Истоки"

Оценка 4.7
Документация
doc
воспитательная работа +1
Взрослым
09.06.2017
Программа гражданско-патриотического воспитания "Истоки"
Сегодняшним школьникам предстоит жить и действовать в условиях усиления глобальной конкуренции, возрастания роли инноваций и значения человеческого капитала как основного фактора экономического развития. И хотя в настоящее время мы имеем дело с самым образованным (по мнению социологов) поколением за все время российской истории, ни качество отечественного образования, ни состояние здоровья, ни имеющиеся сегодня возможности для самореализации не обеспечивают российской молодежи достаточных преимуществ, гарантирующих ее глобальную конкурентоспособность и успешность в обретении Россией статуса ведущей мировой державы. Современные школьники ориентированы на позитивную деятельность, гораздо свободнее в своих устремлениях, лучше ориентируются в современном коммуникативном пространстве, готовы к освоению нового, ощущают себя частью мирового общества. Вместе с тем размывание гражданской идентичности, к сожалению, свойственно, прежде всего, самой образованной и активной части молодежи, которая острее других ощущает свою невключенность в практику социальных действий. При этом общество хочет видеть детей нравственными, ценящими свою Родину и историю, высококультурными, образованными, инновационными, предприимчивыми и здоровыми.Программа гражданско-патриотического воспитания "Истоки"
Программа. Истоки..doc
МБОУ СОШ № 72  Программа  гражданско­ патриотического воспитания  школьников “Истоки” Автор:  зам. директора по ВР  высшей категории  Гаврилова О.Н. 1 г.Липецк 2012г. Содержание                І. Введение……………………………………………………… ІІ. Пояснительная записка……………………………………  ІІІ. План мероприятий………………………………………… ІV. Заключение.……………………………………………….. V. Список литературы…………………………………………..         2 Введение. Становление   гражданского   общества   и   правового   государства   в   нашей стране   во   многом   зависит   от   уровня   гражданского   образования   и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Гражданин получил большие возможности   реализовать   себя   как   самостоятельную   личность   в   различных областях жизни и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотическое воспитание учащихся является исключительно важной частью воспитания подрастающего поколения. Это многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность   государственных   органов,   общественных   объединений   и организаций по формированию у детей и молодежи высокого патриотического сознания,   чувства   верности   своему   Отечеству,   готовности   к   выполнению гражданского   долга   важнейших   конституционных   обязанностей   по   защите интересов общества. В   условиях   становления   гражданского   общества   и правового   государства   необходимо   осуществлять   воспитание   принципиально нового,   демократического   типа   личности,   способной   к   инновациям,   к управлению   собственной  жизнью  и деятельностью,  делами  общества,  готовой рассчитывать   на   собственные   силы,   собственным   трудом   обеспечивать   свою материальную   независимость.   В   формирование   такой   гражданской   личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа.  Школа,   являясь   сложным   организмом,   отражает   характер,   проблемы   и противоречия   общества   и   в   значительной   степени   благодаря   своему воспитательному   потенциалу   определяет   ориентацию   конкретной   личности, отвечает   за   социализацию   личности   и   является   важнейшим   инструментом, который   способен   эволюционным   путем   обеспечить   смену   ментальности, воспитать   гражданина   и   патриота.   Детский   возраст   является   наиболее оптимальным для системы гражданско­патриотического воспитания, так как это период   самоутверждения,   активного   развития   социальных   интересов   и жизненных идеалов.  3 Гражданско­патриотическое   воспитание   в   современных   условиях   –   это целенаправленный,   нравственно   обусловленный   процесс   подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического   общества,   к   инициативному   труду,   участию   в   управлении социально   ценными   делами,   к   реализации   прав   и   обязанностей,   а   также укрепления  ответственности  за  свой политический,  нравственный   и  правовой выбор,   за   максимальное   развитие   своих   способностей   в   целях   достижения жизненного   успеха.   Гражданско­патриотическое   воспитание   способствует становлению   и   развитию   личности,   обладающей   качествами   гражданина   и патриота   своей   страны.     Гражданско­патриотическое   воспитание   ­   это формирование у молодого поколения и у самих себя патриота, готовности к выполнению   гражданского   долга,   конституционных   обязанностей,   воспитание чувства гордости к малой родине, тем местам, где мы живем, учимся, растем, воспитание гордости за свой народ, за тех людей, кто защищал наше Отечество. Гражданско­патриотическое воспитание, это не только военно­патриотическое, а   и   художественное,   экологическое,   туристко­краеведческое,   спортивно­ оздоровительное развитие творческих детских инициатив.   Важно возродить в российском   обществе   чувство   истинного   патриотизма   как   духовно­ нравственную   и   социальную   ценность,   сформировать   в   молодом   человеке граждански   активные,   социально   значимые   качества,   которые   он   сможет проявить   в   созидательном   процессе   и   в   тех   видах   деятельности,   которые связаны   с   защитой   российских   рубежей.  Усвоение   личностью   гражданско­ патриотических   ценностей   осуществляется   в   процессе   образования   через приобретение   необходимой   информации   своих   гражданских   функций   и социальных   ролей.   Приобщение   человека   к   гражданско­патриотическим ценностям   происходит   в   процессе   реального   включения   личности   в многообразие   общественных   отношений.  Гражданско­патриотическое воспитание   оказывает   влияние   на   все   сферы   социальной   жизни   учащихся   и, следовательно,   на  социально­психологическую   структуру   личности.  Наиболее существенные   из   них   те   мировоззренческие   убеждения   и   гражданско­ патриотические   качества,   которые   предопределяют   отношение   учащихся   к своим гражданским обязанностям.     В   связи   с   необходимостью   повышения   эффективности   гражданско­ патриотического воспитания подрастающего поколения необходима разработка и   принятие     программы   гражданско­патриотического   воспитания.   Ощутимый вклад   в   формирование     гражданской   личности,   сочетающей   в   себе нравственную, правовую и политическую культуру должна внести современная школа.   Реализация   программы   предполагает   совместную   деятельность   муниципальных   учреждений педагогического   коллектива   школы, дополнительного учреждений, правоохранительных органов и общественных организаций по реализации всех направлений гражданско­патриотического воспитания учащихся. профилактических   образования,     4 5 Пояснительная записка. 1. Нормативно­правовая основа.  Документальные   основания   для   разработки   программы:   федеральные законы   «Об образовании2 от 10.12.2001г., «О ветеранах» от 24.12.2002г., № 176­ФЗ, «О днях воинской славы (победных днях) России» от 13.03.1995г. № 39­ ФЗ,   Указы   Президента   Р   «О   концепции   национальной   безопасности   РФ»   от 10.01.2000г. № 24, «Об утверждении Положения о подготовке граждан РФ к военной   службе»   от   3112.1999г   №   1441,  Государственная   программа «Патриотическое   воспитание   граждан   Российской   Федерации   на   2011 ­ 2015 годы»; «Национальная доктрина образования в стратегии охраны здоровья детей в   России»   от   03.04.2001г.,   «Об   организации   воспитательной   работы   в учреждениях начального образования», нормативные акты организации области и   города,   целевые   программы   города   по   гражданскому   и   патриотическому воспитанию молодежи.   2.   Обоснование актуальности и значимости программы. Проблема патриотического воспитания в современных условиях обретает новые   характеристики.   Жизненно   важно   возродить   в   российском   обществе чувство   истинного   патриотизма   как   духовно­нравственную   и   социальную ценность, сформировать в молодом человеке граждански активные, социально значимые качества, которые он сможет проявить в созидательном процессе и в тех   видах   деятельности,   которые   связаны   с   защитой   российских   рубежей. Гражданско­патриотическое воспитание всегда являлось и остается одним из важных направлений в воспитательной работе. Особую значимость оно имеет в наше нестабильное время. Гражданско­патриотическое воспитание направлено на формирование   и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности. Воспитание   молодежи   в   современном   российском   обществе осуществляется в условиях экономического и политического реформирования образовательных   учреждений,   средств   массовой   информации,   детских   и молодежных   организаций.   Решение   множества   проблем   в   жизни   страны   во многом зависит от сформированности гражданской позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно­нравственном совершенствовании, уважения к  историко­культурному    наследию  своего  народа   и всех   народов   России.  В связи с этим   приоритетным направлением является патриотическое воспитание подрастающего   поколения   –   детей   и   молодежи.   На   личностном   уровне патриотизм   выступает   как   важнейшая   устойчивая   характеристика   человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения. На макроуровне патриотизм представляет собой значимую часть общественного 6 сознания, проявляющуюся в коллективных настроениях, чувствах, оценках, и в отношении к своему народу, его образу жизни, истории, культуре, государству, системе основополагающих ценностей.  Воспитание патриотизма у подрастающего поколения призвано дать новый импульс   духовному   оздоровлению,   формированию   в   России   гражданского общества. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной   активности   личности;   в   этом   проявляются   целостность   и неразрывность   процесса   воспитания   как   социального   явления,   его неограниченность   на   самостоятельные   направления.   Приоритетным направлением   и   составными   частями   образовательного   процесса   является гражданско­правовое, патриотическое воспитание подрастающего поколения. Школа,   являясь   сложным   организмом,   отражает   характер,   проблемы   и противоречия   общества   и   в   значительной   степени   благодаря   своему воспитательному   потенциалу   определяет   ориентацию   конкретной   личности, отвечает   за   социализацию   личности   и   является   важнейшим   инструментом, который   способен   эволюционным   путем   обеспечить   смену   ментальности, воспитать   гражданина   и   патриота.   Детский   возраст   является   наиболее оптимальным для системы гражданско­патриотического воспитания, так как это период   самоутверждения,   активного   развития   социальных   интересов   и жизненных идеалов.   Воспитание патриотизма, гражданственности является важным фактором формирования и развития личности. В патриотизме народа – сила государства. Воспитание   гражданина   страны   –   одно   из   главных   условий   национального возрождения.   Функционально   грамотный   гражданин   –   это   человек,   любящий Родину,   умеющий   реагировать   на   изменения   в   обществе,   защищать   свое человеческое право. Понятие ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей   семье,   коллективу,   к   родному   краю,   Отечеству,   планете   Земля.   Это проблемы   не   только   философские,   социальные,   экономические,   но   и педагогические. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего   наблюдателя.   Формируя   гражданина,   мы,   прежде   всего,   должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения – это самобытная   индивидуальность,   личность,   обладающая   единством   духовно­ нравственного и правового долга. Гражданско­патриотическое   воспитание   в   современных   условиях   –   это целенаправленный,   нравственно   обусловленный   процесс   подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического   общества,   к   инициативному   труду,   участию   в   управлении социально   ценными   делами,   к   реализации   прав   и   обязанностей,   а   также укрепления  ответственности  за  свой политический,  нравственный   и  правовой выбор,   за   максимальное   развитие   своих   способностей   в   целях   достижения жизненного   успеха.   Гражданско­патриотическое   воспитание   способствует 7 становлению   и   развитию   личности,   обладающей   качествами   гражданина   и патриота своей страны.  На   сознание   подрастающего   поколения   оказывает   разрушающее воздействие   пропаганда   в   средствах   массовой   информации   чуждых традиционному   российскому   менталитету   идеологических,   социально­ политических, духовно­нравственных стереотипов и штампов, фальсификация отечественной истории и истоков российской культуры. Героические события отечественной истории, выдающиеся достижения страны в области политики, экономики,  науки,  культуры   и   спорта   еще   сохранили   качества   нравственных идеалов,   что   создает   реальные   предпосылки   для   разработки   комплекса мероприятий   по   патриотическому   воспитанию   подрастающего   поколения   с учетом   сложившихся   к   настоящему   времени   тенденций,   связанных   с консолидацией общества и подъемом патриотизма. Все это свидетельствует о необходимости   продолжения   работы,   направленной   на   решение   комплекса проблем патриотического воспитания программными методами. 3. Цели и задачи программы.   Под гражданско­патриотическим воспитанием  в программе понимается  систематическая   и   целенаправленная   деятельность   администрации   школы   и педагогического коллектива. Она направлена на формирование у школьников высокого   патриотического   сознания,   чувства   верности   своему   Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по   защите   интересов   Родины,   упрочнению   единства   и   дружбы   народов Российской   Федерации.   Составной   частью   патриотического   воспитания является   краеведческое,   гражданское   и   военно­патриотическое   воспитание школьников. Цель: способствовать созданию условий для формирования личности учащегося –   гражданина,   патриота,     обладающего   духовным   богатством,   готового   к самоопределению в жизни, к самостоятельности в различных сферах. Данная   цель   охватывает   весь   педагогический   процесс,   пронизывает   все структуры,   интегрируя   учебные   занятия   и   внеурочную   жизнь   обучающихся, разнообразные виды деятельности. Ее достижение становится возможным через решение ряда определенных задач. Задачи: 1. Создание   условий   для   саморазвития   и   самообразования   личности 2. каждого ученика. Формирование   гуманистического,   гражданского   мировоззрения, высокой нравственной и духовной культуры,  развитие гражданственности и национального самосознания обучающихся. 8 3. 4. 5. 6. Воспитание   гордости   за   свой   народ,   свою   страну,   свой   город, уважение к нашей истории и культуре, осмысление школьниками значение звания гражданина России. Формирование осознанного  отношения к Отечеству, его прошлому, настоящему и будущему на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира. Создание   условий   для   реализации   учащимися   собственной гражданской   позиции   через   деятельность   органов   ученического самоуправления. Развитие  и углубление  знаний об истории и культуре родного края, страны. 4.Ценностные ориентиры. Патриотизм, гражданственность формируются благодаря нравственному, духовному   воспитанию.       Зарождается   патриот,   гражданин   в   своей   семье   с формирования родственных чувств к родителям, бабушкам, дедушкам, братьям, сестрам.     Далее   его формирование   идёт через воспитание любви к малой Родине. Начинать надо с близкого и конкретного, с того, что окружает ребёнка, с того места, где он родился, растёт, где находятся могилы его предков. Без чувства малой родины нет и большого патриотизма.     Следующая ступень   ­ Отечество,   страна,   народ.     Программа   позволяет     решать   многие   назревшие проблемы   в   отношении   российских   граждан,   особенно   подрастающего поколения,  причем  не   только  педагогического,  но  и  социального,  духовного, гражданского, нравственного, правого и иного характера. Ценность  заключается в следующем: ­  разрабатывается реальное участие детей в организации своей жизни, освоение и реализация своих прав и обязанностей по отношению к самому себе, своей семье, родному краю, Отечеству, планете Земля; ­ происходит ознакомление детей с государственной символикой, героическими страницами истории страны, ценностями отечественной культуры; ­     перед   детьми   раскрывается   история,   особенности   культуры,   природы, народных   традиций   страны   и   малой   Родины,   ознакомление   школьников   с народным   творчеством;   ознакомление   детей   с   деятельностью   общественных организаций; ­ формируется чувство привязанности к своей семье и тем местам, где человек родился   и   вырос;   уважительное   отношение   к   жителям   своего   села,   города, своему народу, его языку и культуре; желание заботится о других людях и об интересах Родины; ­ происходит осознание долга перед людьми ближайшего окружения, местом своего проживания, Родиной, отстаивание её чести и достоинства, свободы и 9 независимости,  готовность к защите Отечества; проявление гражданских чувств и верности Родине; ­ рождается гордость за социальные и культурные достижения своей страны; гордость   за   своё   Отечество,   символы   государства,   за   свой   народ; ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении   посвящать   свой   труд,   способности   укреплению   могущества   и расцвету Родины; гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности. 5. Принципы создания  программы. Определенные   как   основные,   данные   принципы   лежат   в   основе воспитательной   деятельности,   позволяют   смоделировать   и   представить   весь процесс реализации программы, ее функции и направления. 1.   Принцип   доверия   и   поддержки:  решительный   отказ   от   практики авторитарного воздействия на родителей и культивирование доверия и взаимной поддержки   педагогического   коллектива   и   родительской   общественности, глубокое осознание того, что только совместными усилиями нам удастся решать воспитательные задачи. 2. Принцип партнерства: оказание взаимной помощи педагогами, родителями, членами   общественности   в   вопросах   воспитания,   уважение   мнения   всех участников учебно­воспитательного процесса, привлечение к делу воспитания культурного,   профессионального   и   жизненного   опыта   родителей, представителей различных социальных институтов воспитания. 3. Принцип гуманизма и демократичности: родители, члены общественности, представители   социальных   институтов   воспитания,   являясь   полноправными участниками всех событий, происходящих в школе, должны иметь возможность выбора   содержания   (школьный   компонент),   форм   и   способов   организации воспитательного процесса. 6. Основные направления деятельности.  В   основе   воспитания   гражданина   лежит,   прежде   всего,   правильное понимание   времени,   в   котором   он   живёт,   сознание   своего   места   в   жизни, сопричастности ко всему, что происходит на земле. Быть полезным для всего общества,   быть   добрым,   щедрым   для   людей,   быть   коллективистом   –   это   то главное, что необходимо воспитать в детях.   Главное в программе системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его   самопознания   и   самовоспитания.   При   этом   важно   использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно­исторический   опыт   путем   вхождения   в   социальную   среду, выработать   свой   индивидуальный   опыт   жизнедеятельности.   Программа включает пять направлений. 10 1) Военно­патриотическое направление. Цель:  формирование   чувства   национальной   гордости,   национального самосознания, способности жить с людьми других культур, языков и религий и готовности к защите государства. Содержание: изучение военной истории России, знание Дней воинской славы, боевых и трудовых подвигов жителей области в годы Великой Отечественной войны;   сохранение   воинских   традиций,  связи   поколений   защитников   Родины, организация   встреч   учащихся   с   ветеранами   войны   и   труда,   участниками локальных   военных   конфликтов   и   антитеррористических   операций; формирование  позитивного   образа   Вооруженных   Сил   Российской   Федерации, готовности к выполнению воинского долга; участие в акциях («Славы предков достойны»),   в   мероприятиях,   посвященных   году   истории;   участие   в   несении вахты   памяти;   реализация   программы   «Я   ­   липчанин»;   участие   в   работе творческой группы «Я – липчанин. Я – гржданин». 2) Гражданско­правовое направление. Цели: воспитание правовой культуры; знакомство с правовыми нормами и  процедурами;   выработка правовой культуры;  развитие отрицательного  отношения к правонарушениям и преступлениям. Содержание: изучение символики Росси, края, города, школы; оформление уголка символики; проведение мероприятий и акций, посвященных памятным и знаменательным датам российского, краевого и городского значения;  изучение родного края и страны, через организацию походов, экскурсий (музеи города и школьный музей), заочных путешествий; сбор исторических материалов, фактов для   экспозиции   школьного   музея;   совершенствование   системы   классного   и школьного   соуправления;   организация   встреч   с   выпускниками   школы, ветеранами   воин,   передовиками   производства;   участие   в   декаде   правовых знаний. 3) Социальное направление. Цели:  воспитание сознательного отношения к учебе;, через формирование активной   социальной   позиции;   формирование   общности   интересов   детей   и родителей, через совместные творческие дела и знакомства с историей своей семьи;   формирование   у   подростков   представлений   по   этике   и   психологии семейной жизни. Содержание:  организация   и   проведение   предметных   недель,   олимпиад, конкурсов,   смотров,   игр;   изучение   и   пропаганда   лучших   национальных   и семейных традиций; проведение культурно­массовых, спортивных мероприятий 11 совместно   с   родителями;   организация   совместных   коллективных   творческих дел; организация и проведение благотворительных акций; организация работы с родителями;   участие   в   акции   милосердия   «Долг»;   развитие   в   школе ученического самоуправления; предупреждение безнадзорности.   4) Духовно­нравственное направление. Цели:  воспитание   любви   к   Родине;   воспитание   чувства   прекрасного; воспитание   уважения   к   российским   традициям   (в   том   числе   религиозным); формирование общечеловеческих ценностей.   участие   в   праздниках, Содержание:  соблюдение   кодекса   взаимоотношений   всех   участников образовательного   процесса;   мероприятиях, театрализованных   представлениях,   конкурсах;   ознакомление   учащихся   с общечеловеческими ценностями, с социальными нормами поведения; знакомство с   различными   видами   искусств;   изучение   истории   России,   символики, геральдики; проведение общешкольных традиционных мероприятий (творческие отчеты, предметные недели, тематические вечера и т.д.); проведение культурно­ массовых   спортивных   мероприятий;   оформление   тематических   стендов; организация   различных   выставок;   организация   культурных   мероприятий   для творческой самореализации. 5) Здоровьесберегающее направление. Цель: формирование культуры здорового образа жизни. Содержание:    воспитание   и   развитие   потребности   в   здоровом   образе   жизни; проведение экологических акций и субботников, участие в слётах, молодёжных шествиях;   участие   в   смотрах­конкурсах     социальных   проектов;   участие   в деятельности     экологических   организаций;   работа   творческой   группы, направленной на формирование физически, психически и социально здоровой личности; профилактические мероприятия по предупреждению  табакокурения и   других   вредных   привычек;   участие   в   месячнике   «Здоровье»,   реализации воспитательных   программ   «Мой   выбор»,   «Соревнование   классов   здоровья», «ЛадьЯ.   В   ладу   с   собой»,   «Новые   подходы   к   профилактике   наркомании»; конкурсы   рисунков,   плакатов,   газет   по   профилактике   вредных   привычек; проведение детско­юношеских и  военно­спортивных игр; участие в спортивных праздниках   и   соревнованиях;   занятия   в   творческих   кружках   и   спортивных секциях. 6) Условия  реализации  программы. Для   координации   и   реализации   деятельности   всех   структур   школы, заинтересованных   организаций   в   реализации   системы   гражданско­ 12 патриотического   воспитания   и   образования     создан   координационный   совет, который обсуждает промежуточные результаты работы по программе, уточняет механизм   ее   реализации.   В   состав   совета   входят:   администрация   школы, руководители МО классных руководителей, учителя истории и обществознания, заведующая   библиотекой,   преподаватель­организатор   ОБЖ,   руководитель школьного   музея   Боевой   Славы,   актив   школьного   ученического самоуправления.   Для решения поставленных задач используется сложившееся социально­педагогическое пространство школы, а также тесное сотрудничество со     школами   города,   краеведческим   музеем,   библиотеками   города,   Центром культуры,   ДДТ   «Городской»,   ДДТ   «Октябрьский»,   Центром   патриотической песни, общественными организациями, театрами города, т.д..   Воспитательная работа   строится   с  учетом   возрастного   критерия.    При   планировании   работы учитываются   традиционные   общешкольные,   областные, всероссийские   мероприятия,   связанные   с   юбилейными   и   государственными датами; положения о городских, областных, всероссийских конкурсах.   городские, 7.  Адресность программы. Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий. Программа имеет школьный статус и ориентирована на учащихся 1­11­х классов и  имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем. Механизм реализации программы   предполагает   совершенствование   форм   и   методов   работы педагогического коллектива в целях обеспечения роста патриотизма у учащихся и   создание   благоприятных   условий   для   духовного   и   культурного   подъема учащихся.   Администрация   школы   осуществляет   координацию   процесса патриотического   воспитания   в   пределах   своих   полномочий,   объединяя   все усилия   в   целях   обеспечения   эффективного   функционирования   системы патриотического воспитания в школе.  Финансирование   мероприятий   программы   осуществляется   за   счет бюджетных средств, спонсорской помощи. 8. Срок реализации программы. I этап: проектный. 2012­2014 гг. Цель:  подготовка   условий   создания   системы   гражданско­патриотического воспитания. Задачи: Изучить нормативную базу, подзаконные акты; разработать, обсудить и утвердить программу по гражданско­патриотическому воспитанию; проанализировать   материально­технические,   педагогические   условия реализации программы. II этап: практический. 2014­2016 гг 13 Цель:  реализация   программы   по   гражданско­патриотическому   воспитанию. Задачи: отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы   воспитательного   воздействия;   обогащать   содержание   гражданско­ патриотического   воспитания;   развивать   ученическое   самоуправление; расширять   и   укреплять   связи   и   отношения   школы   учреждениями дополнительного   образования,   культуры,   спортивными   школами   города; вовлекать  в  систему  гражданско­патриотического   воспитания  представителей всех субъектов образовательной деятельности; принимать участие в конкурсах по гражданско­патриотическому воспитанию.  III этап: аналитический. 2016­2017 гг   обобщить   результаты Цель:  анализ   итогов   реализации   программы.  Задачи:  работы   школы;   провести   коррекцию   затруднений   в   реализации   программы, спланировать работу на следующий период. 9.Планируемые результаты. Оценка   результативности   реализации   программы   осуществляется   на основе   использования   системы   объективных   критериев,   представленных нравственно­духовными   и   количественными   параметрами.   В   патриотическом воспитании   значительная   часть   самого   его   содержания   –   исторические, культурные, личностные проблемы. Чему будем учить и какие качества личности воспитывать: ­   формировать   патриотическое   сознание   и   гражданское   поведение;   развивать нравственные качества, такие, как гуманизм, совесть, честь, достоинство, долг, принципиальность,   ответственность,   товарищество,   коллективизм,   доброта, стыд,   уважение   к   людям,   милосердие   через   создание   проблемных   ситуаций, социально­значимую деятельность, акции и проекты. ­   формировать   опыт   социального   поведения,   соответствующего   принятым этическим   нормам   и   традициям;   нравственные   привычки,   нравственное сознание,   основными   категориями   которого   является   нравственный   идеал, этические ценности и нормы, моральная мотивация, этические оценки. Формы организации деятельности учащихся:  тематические классные часы, уроки   Мужества,   социально­значимые   акции,   деловые   и   спортивно­ военизированные   игры,   предметные   недели,   беседы,   встречи   с   ветеранами Великой   Отечественной   войны,   воинами–интернационалистами,   конкурсы, посещение   музеев,   праздники,   посвященные   памятным   датам,   коллективные творческие   дела,     викторины,   праздники,   диспуты,   круглые     столы,   выпуск листовок,   газет,   беседы,   родительские   собрания,   родительский   лекторий, индивидуальное   консультирование,   игры, анкетирование, часы общения, единые классные часы.   совместные   мероприятия, 14 Реализация программы призвана способствовать: развитию целостной системы патриотического воспитания, позволяющей формировать у учащихся высокой   общей   культуры,   патриотических   чувств   и   сознания   на   основе исторических ценностей России; воспитанию у учащихся любви к своей «малой» Родине,   родному   краю,   её   замечательным   людям;     формированию ответственного   понимания   учащихся   своего   гражданского   долга   и конституционных   обязанностей;   созданию   благоприятных   условий   для нравственного   интеллектуального   и   физического   формирования   личности ребенка и подрастающего поколения.        В   результате   осуществления   программы   ожидается:  повышение эффективности патриотической работы; повышение качества   мероприятий по организации   и   проведению   патриотической   работы   с   детьми   и   подростками; формирование гражданской грамотности учащихся; внедрение новых форм   и методов   работы   по   данному   направлению;   развитие   толерантности   и  сохранение   славных   боевых   и   трудовых   традиций   нашего края;  сформированность идеала жизни и идеала человека. 15 действующих областных и городских конкурсах, с целью патриотического воспитания школьников. Проведение  тематических   мероприятий  по  истории России,  символике России и  Липецкой области «Вахта памяти»  № 1   2   3   4 5 План мероприятий.  1) Военно­патриотическое направление. Мероприятия Период Формы Ответственные Участие в постоянно Ежегодно Согласно условиям конкурсов  Зам. директора по ВР, учителя – предметники, классные руководители Ежегодно Классные часы, часы общения, лекции, беседы Классные руководители, учителя истории. Ежегодно Участие в  «День в истории» Ежегодно несении  почетной вахты  на Посту № 1 на площади Героев  г.Липецка Часы общения,  посвященные  памятным датам истории «Встреча поколений» Ежегодно Беседы с  ветеранами  Великой  Отечественной  войны и  тружениками  16 Зам. директора по ВР, преподаватель­ организатор ОБЖ. Классные руководители, учителя истории. Зам. директора  по ВР,  классные руководители. тыла; воинами­ интернационали стами Часы мужества Классные руководители, учителя истории. Единые  классные часы Классные руководители. «Никто не забыт. Ничто не забыто» Ежегодно «Этот День Победы» «Защитники Отечества» Май (ежегодно) Февраль (ежегодно) «Славы предков  достойны» 2012­2013 Участие в  городской  акции 6 7 8 Зам. директора по ВР, педагогический коллектив. Зам. директора  по ВР Преподаватель­ организатор ОБЖ, руководитель музея Боевой Славы 9 «День Победы» Май Участие в (ежегодно) торжественном митинге 10«Синий платочек» Ежегодно Участие в  субботниках по  уборке  территории,  прилегающей к  стеле Л.  Доватора,  линейка памяти  героя 11   «Вперед, мальчишки!» Ежегодно Военно­ Преподаватель­ спортивная игра организатор ОБЖ  12«Сталинград. Страницы истории» Ежегодно Экскурсии по музею Боевой Славы Руководитель школьного музея Боевой Славы и лекторская группа 13  «Героическое  прошлое  Ежегодно Конкурсы.  Учителя истории, 17 России и города»  14    «Доброта спасет мир»  (День защиты детей),  «Пусть всегда будет  солнце» (День Победы), «Самое главное слово  на свете» (День  матери). 15  Легкоатлетический   кросс  для  обучающихся,  посвященный  Дню  Победы 16 «День в истории»  (в  соответствии с  календарем памятных  дат) Подготовка рефератов Выставка Ежегодно (ноябрь, май, июнь) рисунков, плакатов классные руководители Руководитель изостудии «Творчество» Ежегодно Спортивные соревнования Учителя физкультуры Ежегодно Часы общения, классные часы. Классные руководители 17 «Сохраним тебя  Ежегодно Конкурс чтецов, Классные русская речь, великое  русское слово» песенный фестиваль «День 9 мая» 18    Ежегодно Экскурсии 19 «Листая страницы  Ежегодно истории»  «Я только слышал о  войне» 20   Ежегодно   Выставка в школьной библиотеке Конкурс сочинений, стихов 18 руководители, руководитель музыкального кружка «Остров детства»  Руководитель школьного музея, учителя истории Заведующая школьной библиотекой Учителя русского языка и литературы «Живая летопись» 21   Ежегодно Посещение  областного  краеведческого  музея Классные  руководители 22   «Герои и подвиги» Ежегодно Беседы,  посвященные   героям  Липецкой  области Линейки Ежегодно 23 Участие во  Всероссийской  молодежно­ патриотической акции    «Георгиевская  ленточка» под девизом   «Мы помним, мы  гордимся» Учителя истории,  классные  руководители Зам. директора по ВР, классные руководители, учителя истории 24 «Ф.Г. Ганус. Страницы  биографии» 25 «Я – липчанин» Ежегодно Ежегодно Экскурсия Руководитель школьного музея Классные часы по программе «Я – липчанин» Классные руководители 2) Гражданско­правовое направление. Мероприятия Участие в постоянно  действующих областных  и городских конкурсах с  целью  правового  воспитания школьников. «Мой выбор»  № 1    2    Период Формы Ответственные Ежегодно Согласно условиям конкурсов  Ежегодно Классные часы, часы общения по программе 19 Зам. директора по ВР, учителя – предметники, классные руководители Классные руководители 3 4 «Я  ­ гражданин» «Мой выбор». Единый  классный час Ежегодно «Права ребенка» Ежегодно Час общения «Ты имеешь право» 5 Ежегодно Лекции Классные руководители Классные руководители Сотрудники ОП  № 3 УВД  г. Липецка «Ваши права и  6 обязанности» Ежегодно Круглый стол Сотрудники правоохранительны х органов, методисты ДДТ «Октябрьский» «Безопасность на  дорогах». 7   Ежегодно Кружковая работа  Преподаватель организатор ОБЖ «Человек и закон» 8 Ежегодно Лекции Сотрудники прокуратуры Октябрьского округа «Воспитание  гражданина» 9   Ежегодно Часы общения, классные часы Классные руководители «ПДД – законы улиц и  дорог»    10 Ежегодно Лекции Сотрудники  ГИБДД «Преступления и  правонарушения» 11  «На краю бездны» 12 Ежегодно Подготовка рефератов Учителя обществознания Ежегодно Видео­лекции Сотрудники УФСКН России по Липецкой области 20 «Диалог цивилизаций» «Школьный парламент» Ежегодно Фестиваль  лидеров  ученического  самоуправления Ежегодно Деятельность  школьного  ученического  самоуправления Зам. директора по  ВР Зам. директора по  ВР «Служба 01»  Ежегодно Посещение Классные музея пожарной руководители «Права гражданина» Ежегодно «Ты и улица» Ежегодно охраны Выставка методической литературы, круглый стол Классные часы «Твое будущее в твоих  руках» Ежегодно Мастер­классы 13 14 15 16 17 18 Зав. школьной библиотекой Классные руководители Сотрудники ВУЗов, других учебных заведений Учителя ИЗО «Права гражданина  страны» 19 Ежегодно Выставка плакатов и рисунков 20 21 22 23 «День самоуправления» Ежегодно «День Конституции» Ежегодно День Классные самоуправления руководители  Классный час Классные руководители «День независимости  России» Ежегодно Час общения «Я – липчанин. Я –  гражданин» Ежегодно Участие в работе Воспитатели школьного лагеря Учителя истории 21 Декада правовых знаний 24 Ежегодно творческой руппы Участие в  реализации  запланирован ных  мероприятий Зам. директора по  ВР, педагоги  школы № 1   2 3 4 5    6 3) Социальное  направление. Мероприятия Период Формы Ответственные «Только вместе» «Совет профилактики» Ежегодно Совместные внутриклассные мероприятия Ежегодно Заседания Совета профилактики «День пожилого человека» Час общения Ежегодно Классные руководители, родительский комитет Администрация школы, социальный педагог, школьный психолог, сотрудники ОП  № 3 УВД  г. Липецка Классные руководители, родительский комитет «С Днем учителя» «День матери» «Долг» Ежегодно Торжественный  Зам. директора по концерт Торжествен Ежегодно ВР Зам. директора по ный концерт ВР Ежегодно Благотворитель ная акция Классные руководители, родительский 22 «Новогодний серпантин» Ежегодно Общешкольные  Администрация комитет мероприятия «Защитникам Отечества» Ежегодно Часы общения школы, родительский комитет Классные руководители, родительский комитет «День рождения школы» Ежегодно Торжественный Зам. директора по концерт ВР Мы и наши дети» Ежегодно Лекторий «Спортивная семья» 11  Ежегодно День здоровья 7 8 9 10 12 13 14 Зам. директора по ВР, сотрудники правоохранительны х органов и медицинских учреждений Классные руководители, учителя физкультуры, родительский комитет Классные руководители, родительский комитет «Школьный двор» Ежегодно Субботник по уборке школьной территории «Семейные традиции» Ежегодно Часы общения Классные  руководители,  родительский  комитет «И силу рук, и сердца жар  отдам Земле, где я  родился» Ежегодно Круглый стол Классные  руководители,  23 15 «Новые подходы к  профилактике  наркомании» Ежегодно Видео­лекции,  круглые столы родительский  комитет Руководитель  творческой группы  «Формирование  ЗОЖ. Реализация  воспитательных  программ» 4) Духовно­нравственное направление Мероприятия Период Формы Ответственные «Истоки» «Моя страна.  Моя Россия» «Мир прекрасного» «Театр и мы» «Неделя православной  культуры» Ежегодно Экскурсии по Липецкой области Ежегодно Экскурсии за пределы области Классные руководители Классные руководители Ежегодно Посещение  художественных выставок Классные руководители Ежегодно Посещение театров г. Липецка Ежегодно Согласно плану  мероприятий Классные руководители Классные руководители, учителя литературы, истории «Предметные недели» Ежегодно Согласно плану Руководители МО № 1 2 3 4 5 6 предметных недель истории, литературы 24 7 8 9 10 11 12 13 14 «Наше творчество» Ежегодно Кружковая работа «Уроки прошлого» Ежегодно Посещение тематических мероприятий в ДДТ «Октябрьский», Липецкой детской библиотеке Руководители кружков вокала, ИЗО, хореографии Классные руководители «Наше творчество» «Мир глазами детей» «Здоровье души» «И ежели вы вежливы» Ежегодно Беседы «Отцы и дети» Ежегодно Родительские собрания «Золотая осень» Ежегодно Ярмарка Ежегодно Выставки, творческие отчеты Руководители кружков вокала, ИЗО, хореографии Ежегодно Тематические выставки плакатов и рисунков Ежегодно Часы общения Классные руководители Классные руководители Классные руководители Классные руководители, родительский комитет Классные руководители, родительский комитет 5) Здоровьесберегающее направление. № Мероприятия Период Формы Ответственные 25 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 Участие в городском месячнике «Здоровье» Программа  Соревнований классов Здоровья. Программа «Мой выбор»  Программа «Новые подходы к профилактике наркомании» Программа «ЛадьЯ» Программа  «Навыки жизни» Программа  «Шаги к  здоровью» «Формирование ЗОЖ. Реализация воспитательных программ» Ежегодно Согласно плану Зам. директора по месячника ВР Ежегодно Согласно положению Классные руководители Ежегодно Согласно  положению Классные руководители Ежегодно Согласно положению Классные руководители Ежегодно Согласно  положению Ежегодно Согласно положению Школьный психолог Школьный психолог Ежегодно Согласно  положению Учителя физкультуры Ежегодно Работа Руководитель творческой творческой группы группы. «Добрый доктор Айболит»   Ежегодно Беседы, лекции Сотрудники детской поликлиники № 2 «От улыбки станет всем светлей…» «Здоровый образ жизни» «Скажи «нет» наркотикам» «Твой выбор» Ежегодно Беседы, лекции Сотрудники стоматологической поликлиники Ежегодно Беседы, лекции Сотрудники ЛОНД Ежегодно Видео­лекции Работниками УФСКН России по Липецкой области Ежегодно Беседы, лекции Работники ГКВД 26 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 «Жизнь – не игра» Беседы, лекции Ежегодно Социальный с учащимися, находящимися на ВШУ) педагог, совместно с сотрудниками профилактических «Простые правила» Ежегодно Видео­лекции учреждений Работники Центра/Анти СПИД) Ежегодно Беседы, лекции Социальный Посещение ЦентрАнти/СПИД (учащиеся, находящиеся на ВШУ)  «Вредные привычки»  по книге В.П. Трушова.  Ежегодно Час общения «Что такое ЗОЖ» Ежегодно Анкетирование Социальный учащихся педагог, школьный педагог Школьный психолог психолог Зам. директора по ВР Учителя ИЗО  «Мы – за ЗОЖ!» Ежегодно Конкурс  агитбригад «Мои друзья витамины» «Я выбираю жизнь!» «Быстрее! Выше! Сильнее!»  «Культура приема пищи»  «Наркологические вести» Ежегодно Выставка рисунков и плакатов Ежегодно Конкурс Учителя ИЗО видеороликов и презентаций Ежегодно Спортивные соревнования Час общения Ежегодно Учителя физкультуры Классные руководители Ежегодно Классный час по Зав. библиотекой страницам газеты 27 25 26 27 28 «Интернет­урок» «Здоровому городу – здоровое поколение» Всемирный день борьбы со СПИД. Ежегодно Классный час Ежегодно Единый классный час «Международный день отказа от курения» Ежегодно Беседы Классные руководители Классные руководители Классные руководители «Школа после уроков» Ежегодно Спортивные Руководители занятия спортивных секций 28 29 Заключение.   эгоизм, Коренные преобразования в нашей стране конца 20 – начале 21 веков, определившие крутой поворот в новейшей истории России, сопровождаются негативными   изменениями   в   социально­экономической,   политической, культурной и духовной сферах жизни общества. В общественном сознании получили   широкое   распространение   равнодушие,   цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным   институтам.   Появляется   устойчивая   тенденция   падения престижа   военной   и   государственной   службы.   Происходящие   сегодня   в стране   политические   и   социально­экономические   изменения   оказали серьезное   влияние   на   все   стороны   жизни   и   деятельности   людей. Сформировались   новые   установки   и   ценности,   появились   непривычные критерии оценок тех или иных фактов, процессов, явлений. Это привело к изменению   ценностных   ориентаций   молодежи,   деформированию   ранее существовавших убеждений и взглядов. Размытость понятий «долг», «честь», «духовность»,   «патриотизм»   вносит   свой   негативный   вклад   в   морально­ психологическое состояние школьников. Исходя из этого отметим основные причины   снижения   статуса   процесса   воспитания   как   в   социуме,   так   и   в системе образования. В Концепции модернизации российского образования отмечается,  что   воспитание   как   первостепенный   приоритет   в  образовании должно   стать   органичной   составляющей   педагогической   деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Важнейшей задачей воспитания   является   формирование   у   школьников   гражданской ответственности   и   правового   самосознания,   духовности   и   культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации   в   обществе.   Патриотизм,   как   нравственное   чувство   и совокупность   социально­политических   отношений   является   мощным фактором,   необходимым   условием   для   защиты   национально­политических интересов,  для сохранения и укрепления российской цивилизации. Будущее России   зависит   от   степени   готовности   молодых   поколений   к   достойным ответам   на   исторические   вызовы,   готовности   к   защите   интересов многонационального государства. 30 31 Литература.   вечеров, 1.   Военно­патриотическое   воспитание   в   школе.   Сборник   мероприятий   к празднованию дня Победы, дня защитника Отечества и другим патриотическим праздникам:   сценарии   торжественных   линеек,   литературно­ музыкальных   композиций,   классных   часов,   военно­спортивных   игр.   Автор­ составитель М.В. Видякин. ­ Волгоград: «Учитель», 2006. 2. Вяземский Е.Е. Гражданское образование в основной школе. // Преподавание истории и обществознания в школе.­ 2001.­ № 9.  3.   Гражданственность,   патриотизм,   культура   межнационального   общения   – российский путь развития. // Воспитание школьников.­ 2002. – № 7. 4.   Иоффе   А.Н.   Современные   вызовы   и   риски   развития   гражданского образования   в   России.  //   Преподавание   истории   и   обществознания   в   школе.­ 2006.­ № 9.  5.   Кузнецова   Л.В.   Развитие   содержания   понятий   «гражданственность»   и «гражданское воспитание» в педагогике ХХ века. // Преподавание истории и обществознания в школе.­ 2006.­ № 9.  6.   Мастер­класс   для   заместителей   директора   по   воспитательной   работе: Организация и планирование работы. Автор­составитель Т.М. Кумицкая.­ М.: 5 за знания,2006. 7. Патриотическое воспитание. Нормативные правовые документы. 2­е издание, переработанное. М.: 2006. 8.   Патриотическое   воспитание.   Система   работы,   планирование,   конспекты уроков,   разработки   занятий.   Автор­составитель   И.А.   Пашкович.   Волгоград: «Учитель», 2006. 9. Салихова Р. Воспитание гражданина. // Воспитание школьников.­ 2003. – № 1 10. Следзевский И.В., Вяземский Е.Е., Саватеев А.Д. Концепция гражданского образования в общеобразовательных учреждениях. // Преподавание истории и обществознания в школе.­ 2002.­ № 4. 11. Гражданско­патриотическое воспитание детей и молодежи: проблемы и  стратегия. // Преподавания истории и обществознания в школе// 2009. №5 12. Концепция гражданского образования в общеобразовательных  учреждениях. // Преподавания истории и обществознания в школе// 2008. №4 13. О гражданском образовании учащихся общеобразовательных учреждений  РФ. Инструктивное письмо министерства образования РФ №13­51­08 от  15.01.2003 г. // Преподавания истории и обществознания в школе// 2002. №4 32

Программа гражданско-патриотического воспитания "Истоки"

Программа гражданско-патриотического воспитания "Истоки"

Программа гражданско-патриотического воспитания "Истоки"

Программа гражданско-патриотического воспитания "Истоки"

Программа гражданско-патриотического воспитания "Истоки"

Программа гражданско-патриотического воспитания "Истоки"

Программа гражданско-патриотического воспитания "Истоки"

Программа гражданско-патриотического воспитания "Истоки"

Программа гражданско-патриотического воспитания "Истоки"

Программа гражданско-патриотического воспитания "Истоки"

Программа гражданско-патриотического воспитания "Истоки"

Программа гражданско-патриотического воспитания "Истоки"

Программа гражданско-патриотического воспитания "Истоки"

Программа гражданско-патриотического воспитания "Истоки"

Программа гражданско-патриотического воспитания "Истоки"

Программа гражданско-патриотического воспитания "Истоки"

Программа гражданско-патриотического воспитания "Истоки"

Программа гражданско-патриотического воспитания "Истоки"

Программа гражданско-патриотического воспитания "Истоки"

Программа гражданско-патриотического воспитания "Истоки"

Программа гражданско-патриотического воспитания "Истоки"

Программа гражданско-патриотического воспитания "Истоки"

Программа гражданско-патриотического воспитания "Истоки"

Программа гражданско-патриотического воспитания "Истоки"

Программа гражданско-патриотического воспитания "Истоки"

Программа гражданско-патриотического воспитания "Истоки"

Программа гражданско-патриотического воспитания "Истоки"

Программа гражданско-патриотического воспитания "Истоки"

Программа гражданско-патриотического воспитания "Истоки"

Программа гражданско-патриотического воспитания "Истоки"

Программа гражданско-патриотического воспитания "Истоки"

Программа гражданско-патриотического воспитания "Истоки"

Программа гражданско-патриотического воспитания "Истоки"

Программа гражданско-патриотического воспитания "Истоки"

Программа гражданско-патриотического воспитания "Истоки"

Программа гражданско-патриотического воспитания "Истоки"

Программа гражданско-патриотического воспитания "Истоки"

Программа гражданско-патриотического воспитания "Истоки"

Программа гражданско-патриотического воспитания "Истоки"

Программа гражданско-патриотического воспитания "Истоки"

Программа гражданско-патриотического воспитания "Истоки"

Программа гражданско-патриотического воспитания "Истоки"

Программа гражданско-патриотического воспитания "Истоки"

Программа гражданско-патриотического воспитания "Истоки"

Программа гражданско-патриотического воспитания "Истоки"

Программа гражданско-патриотического воспитания "Истоки"

Программа гражданско-патриотического воспитания "Истоки"

Программа гражданско-патриотического воспитания "Истоки"

Программа гражданско-патриотического воспитания "Истоки"

Программа гражданско-патриотического воспитания "Истоки"

Программа гражданско-патриотического воспитания "Истоки"

Программа гражданско-патриотического воспитания "Истоки"

Программа гражданско-патриотического воспитания "Истоки"

Программа гражданско-патриотического воспитания "Истоки"

Программа гражданско-патриотического воспитания "Истоки"

Программа гражданско-патриотического воспитания "Истоки"

Программа гражданско-патриотического воспитания "Истоки"

Программа гражданско-патриотического воспитания "Истоки"

Программа гражданско-патриотического воспитания "Истоки"

Программа гражданско-патриотического воспитания "Истоки"

Программа гражданско-патриотического воспитания "Истоки"

Программа гражданско-патриотического воспитания "Истоки"

Программа гражданско-патриотического воспитания "Истоки"

Программа гражданско-патриотического воспитания "Истоки"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.06.2017