Педагогический совет на тему "Духовно-нравственное воспитание как ключевое требование ФГОС"
Оценка 4.7

Педагогический совет на тему "Духовно-нравственное воспитание как ключевое требование ФГОС"

Оценка 4.7
Педсоветы
doc
воспитательная работа +1
Взрослым
11.01.2018
Педагогический совет на тему "Духовно-нравственное воспитание как ключевое требование ФГОС"
Цель: выявление и определение педагогических позиций по проблеме духовно-нравственного воспитания обучающихся и корректировка подходов и технологий духовно-нравственного воспитания учащихся. Вопросы: 1. Проблемы нравственного и духовного воспитания современных условиях. 2. Основы нравственности у младших школьников и школьников подросткового периода. 3. Нравственные и духовные ориентиры на уроках гуманитарного цикла.
Текст выступления 17-18.doc
Педагогический совет  "Духовно­нравственное воспитание как ключевое требование ФГОС»                                                      Особая сфера воспитательной работы –                                                           ограждение детей,  подростков и юношей                                             от одной из самых больших бед –                                           пустоты души, бездуховности …                                                 Настоящий человек начинается там ,                             где есть святыни души… В.А.Сухомлинский Цель:   выявление   и   определение   педагогических   позиций   по   проблеме духовно­нравственного воспитания обучающихся и корректировка подходов и технологий духовно­нравственного воспитания учащихся.  Повестка дня  Проблемы нравственного и духовного воспитания  современных условиях. Основы   нравственности   у   младших   школьников   и   школьников подросткового периода. Нравственные и духовные ориентиры на уроках гуманитарного цикла. 1. 2. 3. Ход педсовета В числе важнейших проблем воспитания серьёзную тревогу вызывают вопросы   духовного   и   нравственного   воспитания   молодёжи,   поскольку   это затрагивает   как   судьбы   самих   молодых   людей,   так   и   судьбу   России.   Актуальность проблемы духовно­нравственного воспитания обоснована следующими параметрами: Во­первых,   общество   нуждается   в   подготовке   широко   образованных, высоконравственных   людей,   обладающих   не   только   знаниями,   но   и прекрасными чертами личности.     Во­вторых,   в   современном   мире   ребенок   развивается,   окруженный множеством   разнообразных   источников   сильного   воздействия   на   него   как позитивного,  так  и  негативного  характера   на   еще  только   формирующуюся сферу духовности, нравственности.   В­третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно­ нравственной воспитанности.  В­четвертых,   нравственные   знания   информируют   ребенка   о   нормах поведения   в   современном   обществе,   дают   представления   о   последствиях нарушения этих норм или последствиях данного поступка для окружающих людей. Методологической   основой   разработки   и   реализации   федерального государственного образовательного стандарта общего образования является Концепция   духовно­нравственного   развития   и   воспитания.   Концепция определяет   цели   и   задачи   духовно­нравственного   развития   и   воспитания личности,   систему   базовых   национальных   ценностей,   принципы   духовно­ нравственного   развития   и   воспитания   личности.     Законом   Российской Федерации   «Об   образовании»   (ст.   9,   п.   1)   установлено,   что   «основные общеобразовательные   программы   начального   общего,   основного   общего   и среднего   (полного)   общего   образования   обеспечивают   реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учётом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся,   воспитанников   и   включают   в   себя   учебный   план,   рабочие программы   учебных   курсов,   предметов,   дисциплин   (модулей)   и   другие материалы,   обеспечивающие   духовно­нравственное   развитие,   воспитание   и качество обучающихся». Таким образом, духовно­нравственное развитие и воспитание обучающихся является   первостепенной   задачей   современной   образовательной   системы   и представляет собой важный компонент социального заказа для образования. Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально­ педагогическая   поддержка   становления   и   развития   высоконравственного, ответственного,   творческого,   инициативного,   компетентного   гражданина России. подготовки     В   концепции   отмечается:   духовно­нравственное   воспитание   ­ педагогически   организованный   процесс   усвоения   и  принятия   обучающимся базовых   национальных   ценностей,   освоение   системы   общечеловеческих ценностей   и   культурных,   духовных   и   нравственных   ценностей многонационального   народа   Российской   Федерации     Духовно­нравственное развитие   ­    осуществляемое   в   процессе   социализации   последовательное расширение   и   укрепление   ценностно­смысловой   сферы   личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом. Исходя   из   приведенных   положений,   можно   заключить,   что  духовно­ нравственное воспитание ­ организованная и целенаправленная деятельность преподавателей,   родителей   и   священнослужителей,   направленная   на формирование высших нравственных ценностей у учащихся, а также качеств патриота   и   защитника   Родины.  В   широком   плане   духовно­нравственное воспитание   ­   интегральный,   стратегический,   интеллектуальный   ресурс общества и всего государства. Основным содержанием духовно­нравственного  развития, воспитания и социализации   являются   базовые   национальные   ценности.   Эти   ценности   мы храним   в   культурных   и   семейных   традициях,   передаем   от   поколения   к поколению.   Опора   на   эти   ценности   помогает   человеку   противостоять разрушительным влияниям. Каковы же наши традиционные источники нравственности?  Это Россия, наш   многонациональный   народ   и   гражданское   общество,   семья,   труд, искусство, наука, религия, природа¸ человечество.  Соответственно этому и определяются базовые национальные ценности: –      патриотизм – любовь к своей малой Родине, своему народу, к России, служение Отечеству; –       гражданственность   –   закон   и   порядок,   свобода   совести   и вероисповедания, правовое государство; –      социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям,  институтам   государства   и  гражданского   общества,   справедливость, милосердие, честь, достоинство; –       человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество, –      наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира; –       семья   –   любовь   и   верность,   здоровье,   достаток,   уважение   к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода; –       труд   и   творчество   –   уважение   к   труду,   творчество   и   созидание, целеустремленность и настойчивость; –       традиционные   российские   религии   –   представление   о   вере, духовности,   религиозной   жизни   человека,   толерантности,   формируемые   на основе межконфессионального диалога; –      искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный   выбор,   смысл   жизни,   эстетическое   развитие,   этическое развитие; –       природа   –   эволюция,   родная   земля,   заповедная   природа,   планета Земля, экологическое сознание; Базовые   ценности   должны   лежать   в   основе   уклада   школьной   жизни, определять урочную, внеурочную и внешкольную деятельность детей. Иными словами необходима интегративность всех программ духовно­нравственного развития личности.  Духовно­нравственное   развитие   гражданина   России   –   это   процесс последовательного   расширения   и   укрепления   ценностно­смысловой   сферы, формирования   способности   человека   сознательно   выстраивать   и   оценивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм и нравственных идеалов, ценностных установок.   Главную   задачу   воспитания   кратко   можно   определить   как передачу   подростку   норм   нравственности,   норм   жизненных   установок, дающих   ему   возможность   в   любой   жизненной   ситуации   сохранять нравственное отношение к окружающему миру.   На   каком   фоне   идёт   формирование     молодёжи?   Роль   семьи   в воспитании     сегодня   чрезвычайно   низка,   общеобразовательная   школа   как социальный   институт   воспитания   в   настоящее   время     также   испытывает определённые   трудности.   Серьёзное   влияние   на   формирование   ценностных ориентаций молодёжи оказывает СМИ, особенно телевидение и социальные сети. Тогда чему учить и как учить? Примером может служить   наследие В.А.Сухомлинского (как бы старо это не звучало). Нравственный   идеал в понимании В.А. Сухомлинского выглядит следующим образом: 1) умение   дорожить     святынями   Отечества   как   личными   ценностями   и святынями своего сознания и сердца; 2) гармоническое   единство   общественного   и   личного   ,   большого   и   малого   в духовной жизни личности; 3) потребность человека  в человеке как носителе духовных ценностей; 4)  чувство человеческого достоинства, уважение самого себя, умение дорожить своей честью, стремление к нравственному  совершенствованию;  любовь к труду;  открытость сердца радостям и горестям других людей. 5) 6)     Проблемы современной семьи относятся к числу наиболее важных и актуальных. Её значимость определяется тем, что семья ­ один из основных социальных институтов общества, краеугольный камень человеческой жизни, и   этот   институт   в   настоящее   время   переживает  кризис.   Педагогический коллектив всегда стремится к тесному сотрудничеству с семьями учащихся, старается привлекать как можно больше родителей к участию в школьной жизни,   информировать   родителей   по   различным   вопросам.   Однако,   к сожалению,   не   всегда   все   удается.   На   это   есть   как   объективные,   так   и субъективные причины. Тесному взаимодействию семьи и школы мешают и кризисные явления в жизни семьи: Разрушены   нравственные   представления   о   браке   к   семье:     супружеские отношения   в   современном   мире   перестали   быть   выражением   жертвенной любви   и   духовного   единства,   но   выродились   в   проявление   пристрастия человека к своему “я”; Повреждены устои семьи:     утрачен традиционный уклад семейной жизни; традиционные   отношения   послушания,   почитания,   уважения   старших вытеснены   из   современной   жизни   и   заменены   активным   противостоянием авторитету взрослых, игнорированием мнения родителей, педагогов. Утрачено   традиционное   восприятие   родительства   и   детства:     культ жизненного   успеха,   материального   благополучия,   профессионального   и общественного   роста   привел   к   катастрофическому   падению   социального престижа материнства и отцовства; продолжает снижаться рождаемость. Деформация коснулась и сферы семейного воспитания: утрата родителями традиционных   нравственных   ориентиров   приводит   к   тому,   что   семья оказывается не в силах удержать юных от порока, но часто провоцирует к нему.   Следствием   кризиса   семьи   являются   многочисленные   проблемы детства:     чрезвычайно   велик   процент   детей   с   отклонениями   от   нормы   в состоянии здоровья, эмоционально­волевого развития и поведения духовно­ нравственная   неразвитость,   отсутствие   четких   представлений   о   пороке   и добродетели   толкают   подростков   на   путь   алкоголизма,   наркомании, проституции, криминала; у подрастающего поколения российских детей не сформировано   чувство   ответственности   перед   семьей,   обществом,   нацией, государством; Современное общество утратило представление о чистоте и целомудрии: массовая   культура   и   средства   массовой   информации   пропагандируют насилие, цинизм. Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глубокие социально­экономические   преобразования,   происходящие   в   современном обществе,   заставляют   нас   размышлять   о   будущем   России,  о   ее   молодежи. Именно   поэтому   сегодня     мы   рассматриваем     проблемы   нравственного воспитания школьников.  Судьбы целых народов зависят иногда от характера воспитанности   и   нравственных   убеждений,   хотя   при   этом   уровень   знаний имеет далеко не первостепенное значение. Важная истина заключается в том, что   если   нет   доброго   воспитания,   то   рухнет   даже   могущественное государство. Педагогический смысл работы по нравственному становлению личности   школьника   состоит   в   том,   чтобы   помогать   ему   продвигаться   от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность   принятия   решения   и   нравственный   выбор.   Успешность данного вида деятельности в формировании нравственных качеств школьника зависит от грамотности педагога, разнообразии применяемых им методов и эмоциональном   отклике   детей.     Роль   педагога   в   духовно­нравственном воспитании настолько огромна, что трудно выразить ее в нескольких фразах.  Роль педагога заключается в следующем: 1) Каждый поступок, слово учителя должны быть выверены. 2)  Движение глаз, взгляд, улыбка должны влиять на настроение и чувства детей. 3) Педагог   должен   быть   примером   для   ребенка,   оказывать   влияние   на   его внутренний мир. Педагог должен уметь понимать учащихся и сострадать им, одновременно уделяя внимание собственному внутреннему миру 4) Учить детей адекватному выражению чувств, развивать эмоциональную сферу ребенка,  чувство   любви   ко   всему   высокому,  святому   как   основе   духовно­ нравственного воспитания.  Показателями процесса духовно­нравственного воспитания являются: 1) Профессиональные   умения   и   личностные   качества   учителя.   Мера реализации условий воспитания. 2) Моральная   атмосфера   в  образовательном   учреждении,  классе,   семье, круг внутреннего и внешнего общения, неформальное общение 3) Действенная эмоциональная и словесная реакция. 1. 2. 3. 4. Для   создания   условий   духовно­нравственного   развития   учащихся,  их воспитания и полноценной социализации, необходимо:    Осознанное   стремление   каждого   педагога   к   собственному  духовному росту   и   оказание   помощи   своим   воспитанникам   в   духовном   взрослении. Создание   в   коллективе   атмосферы   товарищества,   доброжелательности, уважительного   отношения   к   личности   и   индивидуальности   каждого учащегося, признание за ним права на собственную точку зрения, развитие диалоговых форм общения.      Систематическое   изучение   каждого   школьника.   Школьный   психолог должен стать первым помощником классного руководителя в решении многих вопросов, в возможности разработки индивидуальных вариантов воспитания и развития школьника.      Взаимодействие   с   религиозными   и   общественными   организациями, гражданско­патриотическими,   детско­ юношескими и молодежными движениями, организациями, разделяющими в своей деятельности базовые  национальные российские ценности и готовыми содействовать достижению национального педагогического идеала.   экологическими,   культурными,   Повышение   педагогической   культуры   родителей,   через   проведение родительских конференций, собраний­диспутов, встреч за круглым столом, семейные гостиные, вечер вопросов и ответов, тренинги для родителей. Для   формирования   у   младших   школьников   нравственного   идеала педагог, осуществляя   процесс духовно­нравственного воспитания ребёнка, решает  следующие   задачи:     развитие  эмоциональной   восприимчивости,  т.е. умение видеть и оценивать доброе и злое, истинное  и ложное;  формирование нравственных   чувств,   понимания   таких   категорий   как   сострадание,   долг, ответственность,   совесть   и   т.д.;     воспитание   правильного   отношения   к окружающему миру. Младшие   школьники   знакомятся   с   тем,   что   нравственная   культура имеет два аспекта: ценности – это честность, верность, уважение к старшим, трудолюбие,   патриотизм   и   правила   поведения.     Процесс   формирования нравственных ценностей длительный  и быстрого результата быть не может. ВЫСТУПЛЕНИЕ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ   Русская литература  является основным предметом, который отражает в современной школе содержание русской духовной культуры. Произведения русской литературной  классики имеют огромное воспитательное  значение.  Они   дают   юношеству   нравственный   идеал   как   жизненный   ориентир.   Они представляют   образцы   гуманного   отношения   к   ближнему,   бескорыстия   и гражданственности. Наконец, они в целом создают высокое представление о ценности русской культуры: весь художественный мир человека ­ живопись, архитектура, музыка ­ основан на литературе. Именно   русская литература дает   возможность   сохранить   в   сознании   юношества   нравственные   и художественные ценности, традиционно объединяющие общество. ВЫСТУПЛЕНИЕ УЧИТЕЛЕЙ  РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУЫ Важным   дополнением   является   система   классных   часов,   часов общения,   специальных   уроков,   выходящих   за   рамки   образовательной программы,   и   потому   позволяющих   особо   акцентировать   внимание   на вопросах   духовно­   нравственной   жизни   человека.    Необходимо   еще   раз подчеркнуть,   что   духовно­нравственное   воспитание   подразумевает   не развитие   лишь   способностей   и   интеллекта,   а,   прежде   всего,   нацелено   на воспитание   личности   целостной,   творческой,   активной.   Задача   каждого педагога ­  дать ученикам определенный, неисчезающий во времени, прочный нравственный   стержень, на  котором  они  сами  будут  строить впоследствии прочное   здание   ясного,   разумного   понимания   нравственной   жизни.   В основании   классных   часов,   посвященных   вопросам   нравственности,   лежит понимание   смысла   человеческой   жизни,   без   которого   рассуждения   о нравственности не имеют вообще никакого смысла. КЛАССНЫЕ РУКОВОДИТЕЛИ 5­11­Х КЛАССОВ У   многих   людей   потеряны   ценностные   ориентиры,   утрачено   чувство любви к своей Родине. Горько осознавать, что в нашем современном обществе граждане   не   связывают   себя,   свою   жизнь   с   процветанием   и   могуществом Отечества,   забыли   его   историю,   не   понимают,   что   «без   прошлого   нет настоящего, не может быть будущего, что без любви к Отечеству нет и не может быть любви к Человечеству». Сама специфика таких предметов как история и обществознание предполагает значительное внимание, уделяемое развитию   ценностно­смысловой   компетенции   учащихся.   На   этих   уроках   в значительной степени осуществляется формирование основных нравственных качеств личности. Здесь не бывает мелочей, здесь воспитывает всё. Уроки истории   всегда   были   призваны   способствовать   воспитанию гражданственности, патриотизма учащихся, благодатный материал для этого дает изучение истории России. Познавая  идею Родины, переживая  чувство любви к ней, восторженности, испытывая тревогу об ее нынешнем и будущем, школьник утверждает свое достоинство, стремится быть похожим на героев Родины. УЧИТЕЛЯ МО ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ На   сознание   подрастающего   поколения   оказывает   разрушающее воздействие   пропаганда   в   средствах   массовой   информации   чуждых традиционному   российскому   менталитету   идеологических,   социально­ политических,   духовно­нравственных   стереотипов   и   штампов, фальсификация   отечественной   истории   и   истоков   российской   культуры. Героические   события   отечественной   истории,   выдающиеся   достижения страны   в   области   политики,   экономики,   науки,   культуры   и   спорта   еще сохранили качества нравственных идеалов, что создает реальные предпосылки для   разработки   комплекса   мероприятий   по   патриотическому   воспитанию подрастающего   поколения   с   учетом   сложившихся   к   настоящему   времени тенденций, связанных с консолидацией  общества  и подъемом патриотизма. Все это свидетельствует о необходимости продолжения работы, направленной на решение комплекса проблем патриотического воспитания программными методами. Коллектив школы ставит перед собой цель:  становление нравственной и духовной, свободной и творческой личности; гармоничное духовное развитие личности   школьника   и   привитие   ему   основополагающих   принципов нравственности   на   основе   православных,   патриотических,   культурно­ исторических   традиций   России.   Работа   основана   на   том,   чтобы   помочь учащимся увидеть себя как носителей духовных ценностей, понять, что уже сегодня у них есть все данные стать творцами своей судьбы. Осознание этих моментов   сложно   даже   для   взрослых,   а   тем   более   для   детей.     Будущее зависит от степени готовности молодых поколений к достойным ответам на исторические   вызовы,   готовности   к   защите   интересов   многонационального государства.   Но   воспитание   нравственных   чувств   не   может   этим ограничиваться.   Формирование   нравственного   достоинства   предполагает также   способность   человека   к   более   или   менее   широким   обобщениям,   к оценке окружающего с нравственной точки зрения, суждение о своих и чужих поступках, т.е. требует активной умственной деятельности. Отсюда следует вывод,   что   воспитание   тонкого   духовно­нравственного   чувства   требует   и тонкого   интеллектуального   развития   ­   выработки   способности   сравнивать, сопоставлять, судить и обобщать.  «Быть человеком — это и значит чувствовать, что ты за все в ответе» (А. де Сент­Экзюпери). Что есть духовность? Синтез совершенства,  Стремленье духа к новой высоте. Путь к Богу ­ утверждает духовенство.   Мудрец ответит просто ­ путь к себе. Поэт с художником подскажут – вдохновенье. Певец и композитор ­ песнь души. Политик ­ совесть, физик – убежденье.  И все они по­своему правы. Духовность ­ это творчества начало, Полет души, что ввысь устремлена,      В которой звонкой песней зазвучала Космической гармонии струна. Духовность не имеет постулатов, В ней Дух Святой, лишь с нею мы богаты.  (О. Рубежов)  Проект решения педагогического совета: 1. 2. 3. 4. 5. 6. Каждому педагогу осознанно стремиться к собственному духовному росту   и   оказанию   помощи   своим   воспитанникам   в   духовном   взрослении. Создать   в   коллективе   атмосферу   товарищества,   доброжелательности, уважительного   отношения   к   личности   и   индивидуальности   каждого учащегося, признать  за ним право  на собственную точку зрения, развивать диалоговые формы общения. Педагогическому   коллективу   продолжить   работу   по   повышению уровня   воспитанности   личности   учащихся   и   поддержанию   количества учащихся,   имеющих   «высокий»   и   «достаточно   высокий»   уровни,   через усовершенствование воспитательной среды школы. В   рамках   родительского   лектория   организовать   выступление     по проблеме   нравственного   и   духовного   воспитания   с   привлечением специалистов (администрация). Классным   руководителям   запланировать   и   провести   родительские собрания по вопросу  духовно­нравственного воспитания в семье. Повышать педагогическую культуру родителей. Учителям­предметникам   при   отборе   материалов   к   уроку   ориентированными   на руководствоваться   воспитательными   целями, духовность и нравственность. Классным   руководителям,   учителям­предметникам   организовать участие   воспитанников   в   конкурсах,   мероприятиях   духовно­нравственной направленности

Педагогический совет на тему "Духовно-нравственное воспитание как ключевое требование ФГОС"

Педагогический совет на тему "Духовно-нравственное воспитание как ключевое требование ФГОС"

Педагогический совет на тему "Духовно-нравственное воспитание как ключевое требование ФГОС"

Педагогический совет на тему "Духовно-нравственное воспитание как ключевое требование ФГОС"

Педагогический совет на тему "Духовно-нравственное воспитание как ключевое требование ФГОС"

Педагогический совет на тему "Духовно-нравственное воспитание как ключевое требование ФГОС"

Педагогический совет на тему "Духовно-нравственное воспитание как ключевое требование ФГОС"

Педагогический совет на тему "Духовно-нравственное воспитание как ключевое требование ФГОС"

Педагогический совет на тему "Духовно-нравственное воспитание как ключевое требование ФГОС"

Педагогический совет на тему "Духовно-нравственное воспитание как ключевое требование ФГОС"

Педагогический совет на тему "Духовно-нравственное воспитание как ключевое требование ФГОС"

Педагогический совет на тему "Духовно-нравственное воспитание как ключевое требование ФГОС"

Педагогический совет на тему "Духовно-нравственное воспитание как ключевое требование ФГОС"

Педагогический совет на тему "Духовно-нравственное воспитание как ключевое требование ФГОС"

Педагогический совет на тему "Духовно-нравственное воспитание как ключевое требование ФГОС"

Педагогический совет на тему "Духовно-нравственное воспитание как ключевое требование ФГОС"

Педагогический совет на тему "Духовно-нравственное воспитание как ключевое требование ФГОС"

Педагогический совет на тему "Духовно-нравственное воспитание как ключевое требование ФГОС"

Педагогический совет на тему "Духовно-нравственное воспитание как ключевое требование ФГОС"

Педагогический совет на тему "Духовно-нравственное воспитание как ключевое требование ФГОС"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.01.2018