Программа предназначена для детей 8-11 лет. Программа состоит из пояснительной записки, календарно-тематического плана,краткого изложения материала, так же указан репертуарный план. Вокально-хоровая работа в коллективе проводится на каждом занятии и включает в себя различные распевки, попевки. Использование шумовых инструментов и инсценирование песен.
Программа ХОРОВОГО ПЕНИЯ.doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4»
Программа хорового пения «Весёлые нотки »
(программа дополнительного образования детей 811 лет, срок реализации
программы 2 года)
автор: педагог дополнительного образования:
Ефимова Татьяна Анатольевна с. Сотниковское, 20112012 год
Пояснительная записка
Важнейшей частью музыкально эстетического воспитания в школе является
формирование и развитие у ребенка понимания произведения искусства,
постижение языка музыки. В своей концепции музыкального воспитания мы
рассматриваем хоровое пение как самый доступный и активный вид творческой
деятельности: в школе, наряду с уроками музыки, создана система музыкально
эстетического воспитания детей на основе собственно хорового пения, в процессе
которого освещаются вопросы истории и теории музыки, эстетики и культуры.
В основе реализации концепции лежат следующие принципы:
1. Обучение всех детей без отбора в условиях общеобразовательной школы;
2. Методика вокальной работы с детьми строится на понимании
физиологических механизмов звукообразования в различных голосовых
регистрах и позволяет педагогу произвольно управлять
творческим процессом;
3. Основу учебного репертуара составляют музыкальные произведения,
которые позволяют решать следующие ключевые учебные задачи:
* развитие музыкальности образного и ассоциативного мышления,
творческого воображения;
• музыкальной памяти;
•
умственное и эмоциональное развитие ребенка;
•
музыкального вкуса учащихся, устойчивого интереса к музыке;
воспитание эмоциональноценностного отношения к музыке,
• приобретение навыков пения по нотам.
Программа хорового коллектива основана на произведениях современных
композиторов, народной и джазовой музыке, песен композиторовклассиков.
Поскольку в реализации программы участвуют все дети без исключения,
деятельность педагога дополнительного образования, детей и родителей строится
на принципах сотрудничества, взаимопонимания, активности сторон.
Цели и задачи дополнительной образовательной программы
Цель программы: содействовать развитию художественного вкуса,
творческих способностей, познавательного интереса учащихся к музыке,
расширению их музыкального кругозора, воспитанию личностных качеств, учитывая
индивидуальные возможности детей, заложенный в них творческий потенциал;
научить петь каждого ребенка, независимо от его природных данных. Задачи программы
Образовательные:
освоение знаний о музыке, ее
стилевом
•
интонационнообразной природе, жанровом
многообразии, особенностях музыкального языка;
• освоение знаний о музыкальном фольклоре, классическом
наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных
композиторов; освоение знаний о воздействии музыки на человека;
освоение знаний о ее взаимосвязи с другими видами искусства и
жизнью;
и
Развивающие
•
развивать
музыкальные
способности обучающихся, их
исполнительские навыки;
• развивать творческую активность и творческие
способности учащихся;
• развивать у детей стремление к творческой
деятельности.
Воспитательные
• формировать у детей интерес и любовь к музыкальному искусству;
•
воспитывать понимание народного, классического и современного
музыкального творчества;
способствовать расширению музыкального кругозора;
•
• формировать навыки общения и культуры поведения.
Принципы обучения:
•
•
•
доступности содержательного материала в соответствии с возрастными
особенностями детей, тщательный подбор музыкальных произведений
для каждой ступени обучения, обучение пению по нотам всех детей без
исключения;
последовательности и систематичности изложения;
принцип сбалансированного сочетания разнообразных форм и видов
мыследеятельности; •
единства художественного и технического развития учащихся,
оптимального сочетания индивидуальной, групповой и коллективной форм
организации педагогического процесса
Основные знания, умения, навыки
з
Программа рассчитана на два года обучения. В случае успешной реализации и
сформированное постоянного, стабильного хорового коллектива разрабатывается
дополнительная программа.
Программа хорового пения способствует формированию системы специальных
знаний и навыков:
звукообразования в различных регистрах,
артикуляции,
дыхания,
слухового внимания и самоконтроля,
выразительности пения.
Формирование хоровых навыков единый педагогический процесс. Они
формируются относительно одновременно,
обуславливая друг друга.
Существенным признаком их формирования являются качественные изменения
основных свойств голоса ученика. Развитие основных свойств звучания голоса
должно происходить в следующих направлениях: звуковысотныи диапазон,
динамический диапазон, тембр, дикция, подвижность голоса.
В результате воспитательной деятельности учащиеся получат: опыт
творческой деятельности;
радость общения с музыкальным искусством и единомышленниками; навыки
коллективного творчества;
возможность для воплощения собственных творческих интересов и идей.
Кроме того, они приобретают опыт эмоциональноволевого отношения к
окружающему миру, который вместе со знаниями и умениями формирует систему
ценностей ребенка.
Ожидаемые результаты и способы их проверки
На уровне педагога:
интегративность программы хорового пения с программами
•
«Сольфеджио», «Вокал», «Мировая художественная культура»,
участие в разного рода конкурсах,
развитие новых форм учебновоспитательной работы,
•
•
• проведение открытых занятий,
участие в семинарах, в курсах
•
повышения квалификации. На уровне учащегося:
• формирование и поддержание интереса к данному курсу,
•
участие всех детей в проводимых мероприятиях, конкурсах,
•
творческое выполнение учебных заданий, заинтересованность в личном
росте,
• качество выполнения учебных заданий,
•
объем музыкальной
эрудиции.
Способы диагностики
результативности:
тесты, беседы с детьми,
наблюдение за участием детей в общешкольных музыкальных конкурсах и
праздниках,
выполнение учащимися самостоятельных творческих заданий во время
учебного процесса.
предоставление самостоятельного выбора произведений для разучивания и
исполнения,
наблюдение и беседы с учащимися и их родителями на музыкальных
праздниках и конкурсах.
Критерии эффективности обучения хоровому пению
Основной объективной оценкой эффективности работы педагога
являются открытые учебные занятия, концертная деятельность
коллектива. Именно чистота пения, сложность репертуара,
многоголосное пение, сольное пение является оценкой качества работы
учащихся и педагога.
Для определения эффективности обучения важно, чтобы учащиеся первого и
второго года обучения должны получить следующие вокальноинтонационные
навыки:
1. Певческая установка при пении сидя и стоя, постоянное певческое место у
каждого поющего.
2. Певческое дыхание, умение следить за дирижерским показом одновременного
вступления и окончания пения, спокойный, бесшумный вдох, смена дыхания
между фразами, задержка дыхания, быстрая смена дыхания между фразами в
быстром темпе.
3. Звуковедение. Пение без напряжения, «мягким» звуком, правильное
формирование и округление гласных, ровное звуковедение. Развитие певческого
диапазона от ре1 фа2 октавы. 4. Дикция. Элементарные приемы артикуляции, собранные уголки губ,
артикуляционные упражнения, «разогревающие» голосовой аппарат,
короткое произнесение согласных в конце слова, раздельное произнесение
одинаковых согласных, соблюдение единой позиции для всех согласных,
выделение логических ударений, скороговорки.
5. Вокальные упражнения:
смена гласных на повторяющемся звуке,
мажорная гамма в нисходящем и восходящем движении.
трезвучия вниз и вверх,
небольшие мелодические обороты,
простые поступенные секвенции.
6. Выразительностью исполнения:
выражение глаз, лица, мимика, многообразие тембровых красок голоса, точная и
выразительная фразировка, соблюдение темпа, пауз, цезур. Навыки строя и
ансамбля:
1. Чистота унисона слитность голосов, умение слушать себя и ноющих, не
выделяться из общего звучания, фермата, ударения, правильное воспроизведение
ритмического рисунка.
1. Сольфеджирование и транспонирование доступных по трудности песен. 2.
Упражнения на развитие ладового чувства, пение отдельных ступеней, интервалов,
трезвучий, гамм, звукорядов.
Работа над исполнением хорового произведения
1. Показ исполнение песни педагогом, общая характеристика содержания,
разбор текста и музыки: сопоставление музыкальных фраз по направлению
мелодии и ее строения, показ движения мелодии рукой; средства
выразительности: темп, размер, ритм, динамические оттенки:
2. Исполнение передача художественного образа, фразировка, нюансы, мягкие
окончания, кульминации.
По программе хорового пения осуществляются следующие виды
контроля:
предварительный выявляющий подготовленность группы
•
детей к слуховой и певческой деятельности, развитие интонационных,
ритмических способностей,
текущий контроль систематическая проверка развития
•
мелодического, вокального и ритмического слуха, интонации,
результативности обучения.
8 итоговый контроль чистота интонирования на концертных мероприятиях,
•
участие в открытых уроках, итоговых конкурсах.
~;
Формы проверки
Формами проверки работы педагога по реализации данной программы
являются:
открытые уроки,
сольные выступления,
хоровые конкурсы,
полугодовые и годовые отчетные концерты.
В конце каждой четверти проводятся контрольные урокиконцерты,
интегрированные уроки, музыкальнолитературные композиции.
По окончании первого и второго полугодия проводятся хоровые концерты, на
которых исполняются произведении русских и зарубежных композиторов, народные
песни.
Хоровой коллектив выступает на праздничных концертах, участвует в
конкурсах.
Учебнотематический план дополнительной
образовательной программы хорового пения «Песня»
Содержание и виды работ
Общее
Теория
Практика
Пение произведений
Пение учебнотренировочного
материала
Слушание музыки
Хоровое сольфеджио
Итого
количест во
часов
86
31
18
5
140
4
5
2
2
13
82
30
9
6
127
№
п.п
1.
2.
3.
4.
5. Содержание изучаемого курса
I.Пение произведений.
Беседа о разучиваемых произведениях яркой, лаконичной, доступной для
школьников форме с привлечением материала из школьной программы, из других
видов искусств. Краткий экскурс об исторической эпохе, в которую жил и творил
композиторклассик. Рассказ о творчестве, доступный данному возрасту. Анализ
музыкального и поэтического текста, а также стилевых, жанровых, национальных и
других особенностей произведения. Показисполнение песни педагогом. Разбор его
содержания. Разучивание произведения с сопровождением и a capella. Доведение
исполнения песни до уровня, пригодного для публичного выступления.
2.Пение учебнотренировочного материала.
Раскрытие роли и смысла каждого нового упражнения для музыкально
певческого развития ребенка. Рассказ об упражнениях для развития дыхания,
гибкости к ровности голоса. Показ упражнений, их разучивание и впевание.
Контроль над качеством исполнения. Формирование у учащихся самоконтроля.
З.Слушание музыки.
Слушание вокальнохорового материала, осваиваемого учениками на
занятиях хора, а также инструментальных произведений для расширения кругозора
учащихся, введения их в многообразный мир художественных образов.
Формирование умения грамотно оценивать музыкальные произведения.
4.Хоровое сольфеджио.
Пение сольфеджио упражнений,
затем
многоголосных. Музыкальное «озвучивание» правил, изучаемых на уроке
«Сольфеджио». Пение сольфеджио канонов, отрывков песен. Все упражнения по
хоровому сольфеджио исполняются вокально, напевно, с хорошей дикцией и
дыханием.
сначала одноголосных,
Ресурсное обеспечение дополнительной образовательной программы
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
хорового пения включает в себя описание: приемов развития слуха и
голоса, методов вокальнохорового воспитания детей, форм проведения
уроков, дидактического материала.
Приемы развития слуха и голоса: Приемы развития слуха и голоса:
1. Вслушивание в показ учителя и повторение отдельных звуков, мотивов, фраз в
фальцетном и грудном регистре.
2. Словесное описание качества певческого голоса и звука, аншшз и оценка их после
прослушивания.
3. Использование ручных знаков, нотной записи в пении упражнений, мелодий,
песен.
4. Пение без сопровождения.
5. Транспонирование мелодий, секвенций, песен с целью развития диапазона голоса
и определения более удобной тональности для певцов.
6. Вокализация песен и упражнений с целью выравнивания тембра, достижения
кантилены, выразительной фразировки.
7. Активная артикуляция при мысленном пении, выразительное чтение текста.
8. Выразительная фразировка, логические ударения.
9. Сознательное управление дыханием, верхним небом, лицевыми мышцами для
воспроизведения более высокого и мягкого звука, приближения вокальной позиции
и активного резонирования.
Ю.Самоконтроль и самооценка в процессе пения.
11 .Одобрение и поощрение учеников учителем, положительные эмоции на уроке,
юмор.
В работе используются следующие методы вокальнохорового
воспитания детей:
концентрический,
фонетический метод показа и подражания,
мысленного пения.
Разнообразные формы проведения урока: урок
хорового сольфеджио, урокпраздник, урок
концерт, тематический концерт,
урок спектакль,
урок музыкальнолитературная композиция,
индивидуальные занятия с солистами и ансамблями.
Дидактический материал включает в себя:
хрестоматии вокальнохорового репертуара, хоровые партитуры, материалы о
творчестве композиторов, об известных произведениях и т.д., записи музыкальных
произведений. Репертуар хорового коллектива (1 год обучения)
1. Г. Струве, сл. К. Ибреева «Школьный корабль»
2. Русские народные прибаутки «Скокпоскок», «Барашеньки», «Андрей
воробей».
3. Немецкая народная песня «Наш оркестр»
4. М. Гретли «В лесу осел с кукушкой»
5. М. Красев «Заключительный хор из оперы «МухаЦокотуха»
6. Л. Бетховен «Сурок»
7. М. Глинка сл. Кукольника «Жаворонок»
8. Ю. Слонов сл. Н. Найденовой «За окошком весна»
9. В. Шаинский сл. М. Тинича «Когда мои друзья со мной»
10. Ю. Юдахина сл. В. Татирнова «Слон и скрипочка»
11. Дж. Гершвин сл. А. Гершвин «Хлопай в такт»
12. Э. Ди. Капуа «Мое солнышко»
13. Е. Птичкин сл. Р. Рождественский «Сладка ягода»
14. Итальянская народная песня «Санталючия»
Список литературы:
1. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения а
общеобразовательной школе. М.: Просвещение, 1983. 112 с.
2. Апраксина О. А., Орлова Н. Д. Выявление неверно поющих детей и методы
работы с ними. Музыкальное воспитание в школе. Вып. 10. // М.:1975. С. 104113.
3. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе. М.:
Просвещение, 1983. 220 с.
4. Виноградов К. П. Работа над дикцией в хоре. М.: Музыка, 1967. 148с.
5. Дмитриев Л,Б. Основы вокальной методики. М.: Музыка, 1996. 367с.
6. Левандо П. П. Проблемы хороведения. Л.: Музыка, 1974. 282 с.
7. Менабени А.Г. Вокальные упражнения в работе с детьми. // Музыкальное
воспитание в школе. Вып. 13. М.: Музыка, 1978. С. 2837.
8. Морозов В.П. Развитие физических свойств детского голоса.// От простого к
сложному. Л., 1964. С. 97=106..
Струве Г. Школьный хор.//М. «Просвещение», 1981.
Программа хорового пения «Весёлые нотки »
Программа хорового пения «Весёлые нотки »
Программа хорового пения «Весёлые нотки »
Программа хорового пения «Весёлые нотки »
Программа хорового пения «Весёлые нотки »
Программа хорового пения «Весёлые нотки »
Программа хорового пения «Весёлые нотки »
Программа хорового пения «Весёлые нотки »
Программа хорового пения «Весёлые нотки »
Программа хорового пения «Весёлые нотки »
Программа хорового пения «Весёлые нотки »
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.