Программа индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ как часть общеобразовательной программы в школе
Оценка 4.8

Программа индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ как часть общеобразовательной программы в школе

Оценка 4.8
Документация +2
docx
Междисциплинарный 3
Взрослым
21.04.2017
Программа индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ как часть общеобразовательной программы в  школе
Программа предназначена для руководителей организаций, педагогов-психологов, администрации. Данную программу можно использовать при прохождении курсов по программе повышения квалификации для руководителей образовательных организации, реализуемой в рамках обучающих мероприятий Государственной программы «Доступная среда». Программа раскрывает особенности инклюзивного образования. В данной работе имеется нормативно-правовая база для работы с данном направлении.
Программа.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №8 г.Миллерово «Программа индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ как часть общеобразовательной программы в  школе». по программе повышения квалификации для руководителей образовательных организации, реализуемой в рамках обучающих мероприятий Государственной программы «Доступная среда» Подготовила: педагог­психолог Смыкова Елена Сергеевна Содержание. Введение…………………………………………………………………………….3 Глава 1.Теоретические основы   проектирования программы индивидуального сопровождения   ребенка   с   ОВЗ   как   часть   общеобразовательной   программы   в школе …………………………………………………………………………….....7 1.1 Особенности становления инклюзивного образования в России………..7 1.2.Целевые   ориентиры   комплексноголонгэтюдногопсихолого­педагогического сопровождениядетей   с   ОВЗи   инвалидов   в   общеобразовательном   учреждении …………………………….……………….11 Выводы по главе №1……………………………………………………………13 Глава 2.Технологические основыиндивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ как   части   общеобразовательной   программы   в     школе   (из   опыта   работы) …………………………………………………………………………….14 2.1.Условия реализации программы индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ как часть общеобразовательной программы в  школе …….…..……......14 2.2. Структура программыиндивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ как часть общеобразовательной программы в школе……………………………..17 Выводы по главе № 2…………………………………………………………….19 Заключение………………………………………………………………………….20 Литература………………………………………………………………..………… 22 2 Введение. С каждым годом в нашем небольшом городе Миллерово увеличивается число детей, имеющих ограниченные возможности здоровья (ОВЗ). Родителям (законным представителям) предоставлено правопринять решение о выборе ОУ и   формы   интеграции   (integration   –   соединение)   от   полной   и   постоянной   до минимальной   и   эпизодической.   Первым   идею   интегрированного   обучения   и воспитания высказал Л.С. Выготский. «Мне представляется, что широчайшая ориентировка на нормальных детей должна служить исходной точкой нашего пересмотра   специальной   педагогики…Никто   не   вздумает   отрицать необходимость   специальной   педагогики.   Но   эти   специальные   знания   нужно подчинить общему воспитанию, общей выучке. Специальная педагогика должна быть растворена в общей деятельности ребенка».[23 ] Инклюзия   («inclusion»   в   пер.   с   англ.   «включенность»),   как   включение ребенка с ОВЗ в образовательную среду, дает право получения  образования в соответствии   с   его   образовательными   потребностями   и   возможностями. Различают   инклюзию   социальную   и   образовательную,   взаимодополняемые   и взаимозависимые   друг   от   друга.   Инклюзивное   образование   предполагает предоставление возможности всем детям в полном объеме участвовать в жизни коллектива образовательного учреждения, при этом все воспитанники должны быть обеспечены поддержкой, позволяющей им добиваться успехов, ощущать ценность совместного пребывания в коллективе. В основе инклюзивного образования лежит право человека на образование, провозглашенное   во   Всемирной   декларации   Прав   человека   (1949).   Столь   же важным   является   право   ребенка   не   подвергаться   дискриминации,   которое предусмотрено в Конвенции о правах ребенка (1989). Следствием этого права 3 является   то,   что   дети   вправе   получать   тот   вид   образования,   который   не подвергает   их   дискриминации   на   основании   умственной   или   физической инвалидности,   обеспечивает   развитие   личности,   способствует   включению   в общество и преодолению отчуждения.Права  детей – инвалидов и детей с ОВЗ на инклюзивное образование определяются так же международными документами –   Декларацией   Всемирной   Конференции   по   образованию   для   всех   (1990, Джомтьен),   Стандартными   правилами   ООН   по   обеспечению   равных   прав   и возможностей для людей с инвалидностью (1993), Саламанкской декларацией действий (ЮНЕСКО, 1994), Дакарскими рамками действия (Всемирный форум по   образованию   2000).Обеспечение   прав   инвалидов   на   образование   помимо соответствующей   политики   государства   требует   механизмов   и   поддержки системы   образования,   чтобы   обеспечить   эти   права,   особенно   для   детей   и молодежи.   Законодательство   Российской   Федерации,   в   соответствии   с основополагающими   международными   документами   в   области   образования, предусматривает принцип равных прав на образование для лиц с ограниченными возможностями здоровья ­ как взрослых, так и детей. Гарантии права детей с ограниченными возможностями здоровья на получение образования закреплены в Конституции Российской Федерации, Федеральных законах от 22 августа 1996 г. № 125­ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», от 24   ноября   1995   г.   181­ФЗ     «О   социальной   защите   инвалидов   в   Российской Федерации»,   от   24   июня   1999   г.   №   120­ФЗ     "Об   основных   гарантиях   прав ребенка в Российской Федерации», от 6 октября 1999г. № 184­ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов   государственной   власти   субъектов   Российской   Федерации»,   от   6 октября   2003   г.   №   131­ФЗ   «Об   общих   принципах   организации   местного самоуправления   в   Российской   Федерации»,   в   Постановлении   от   25   сентября 2013 №585  «Об утверждении государственной программы Ростовской области «Доступная среда»,  в Федеральном  законе  РФ от 29 декабря 2012 №273­ФЗ 4 РФ». «Об В.В. Путин отмечает важность данного вопроса: «  Перед государством стоит образовании     в   задача снизить, а по возможности и полностью ликвидировать сохраняющиеся барьеры для инвалидов. Имею в виду всё то, что мешает людям пользоваться услугами транспорта, жилищно­коммунального хозяйства, получать образование и   медицинскую   помощь,   делать   профессиональную   карьеру   и   быть востребованными на рынке труда, без проблем обращаться в государственные учреждения, в органы власти любого уровня» [25 ] Теоретической основой для разработки данных методических рекомендаций послужили основные концепции, теории и положения общей и коррекционной педагогики и психологии такие как,идеи гуманизации педагогического процесса (И.Ю. Алексашина, С.В. Алексеев, Ш.А. Амонашвили, Н.В. Бордовская, Т.Г. Браже, С.Г. Вершловский, В.Г. Воронцова, Г.Д. Кириллова, И.А. Колесникова, Л.Г.   Татарникова,   Н.И.   Элиасберг   и   др.);теория   поэтапного   формирования умственных   действий   (П.Я.   Гальперин,   Н.Ф.   Талызина);   концепция   Л.С. Выготского о культурно­исторической обусловленности развития; положение о качественном   своеобразии   формирования   личности   ребенка   с  ограниченными возможностями   как   одной   из   закономерностей   аномального   развития   (Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, В.И. Лубовский, Ж.И. Шиф);  выделение ведущего и вторичных дефектов в развитии аномальных детей (Л.С. Выготский);учение о ведущей роли деятельности в развитии ребенка (Б.Г. Ананьев, Г.И. Вергелес, А.Н.   Леонтьев,   Д.Б.   Эльконин     и   др.);   положение   о   роли   специального (коррекционного) обучения детей с проблемами в развитии (Л.С. Выготский, Р.И. Лалаева, А.Н. Леонтьев,  В.И.  Лубовский, Н.Н. Малофеев, М.С. Певзнер, В.Г. Петрова и др.);теория о единстве закономерностей развития нормальных и аномальных детей (Л.С. Выготский); учение о компенсаторных возможностях развивающегося   мозга   в   условиях   стабилизации   патологического   процесса (П.К.Анохин,   Л.С.   Выготский,   В.В.Лебединский,     А.Р.   Лурия,   С.С. 5 Ляпидевский); концепция о роли социальных условий развития ребенка и роли общения в становлении личности (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, В.И. Мясищев, С.Л. Рубинштейн).  Проблема оказания помощи детям­инвалидам и детям с ограниченными возможностями помощи актуальна во всем мире, и у нас в стране считается значимой,   о   чем   говорят   следующие   статистические   данные.   За   последние десятилетия   в   мире   отмечается   нарастание   частоты   рождения   детей   с врожденными физическими аномалиями, дефектами интеллекта и хроническими заболеваниями.   Проблема   инвалидности   не   ограничиваются   медицинским аспектом,   она   в   гораздо   большей   степени   является   социальной   проблемой неравных стартовых возможностей здоровья.  Цель: определение структурно­содержательных  особенностей программы индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ как часть общеобразовательной программы в  школе. Задачи:  1) выявить особенности становления инклюзивного образования в России ; 2)   определить   целевые   ориентиры     комплексного   лонгэтюдного   психолого­ педагогического   сопровождения   детей   с   ограниченными   возможностями здоровья и инвалидов общеобразовательном учреждении; 3) обосновать  условия реализации программы индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ как частью общеобразовательной программы в  школе;   структура   программы   индивидуального 4)   определить   особенности   сопровождения   ребенка   с   ОВЗ   как   часть   общеобразовательной   программы   в школе. Методы исследования: 6 Теоретические методы:  анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме исследования, обобщение и синтез полученных данных, индукция, дедукция, аналогия, сравнение. Эмпирические   методы:  обобщение   педагогического   опыта,   анализ творческой деятельности специалистов сопровождения при включении детей с ОВЗ в образовательный процесс общеобразовательной школы. Практическая значимость результатов. Разработанные   и   предложенные   методические   материалы   могут   быть   специалистами   сопровождения: использованы   для   работы   следующими   учителями   –   логопедами,   учителями   –   дефектологами,   педагогами   – психологами,   социальными   педагогами   образовательного   тьюторами, учреждения.   Теоретические   основы   проектирования   программы   сопровождения   ребенка   с   ОВЗ   как   часть Глава   1. индивидуального   общеобразовательной программы в школе. 1.1. Особенности становления инклюзивного образования в России. Инвалиды,   как   социальная   категория   людей,   нуждается   в   социально   – психологической   защите,   помощи,   поддержке.   Но   важнее,   когда   инвалиды умеют   самостоятельно   решать   свои   проблемы.   По   существу,   речь   идет   о социальной   интеграции   инвалидов,   которая   является   конечной   целью сопровождения.   Ребенок   с   ограниченными   возможностями   должен рассматриваться,   независимо   от   своей   дееспособности   и   полезности   для общества,   как   объект   социальной   помощи   и   защиты,   ориентированных   на создание   ему   условий   для   максимально   возможной   его   самореализации, реализации всех имеющихся возможностей его интеграции в общество. Помочь ребенку­инвалиду – это, прежде всего, воспринять и понять его мир. В данный 7 момент   образование   лиц   с   ограниченными   возможностями   здоровья рассматривается как приоритетное направление современной политики. В связи с   этим   возникает   необходимость   анализа   проблемной   ситуации,   связанной   с образованием,   социальной   адаптацией   лиц   с   ограниченными   возможностями здоровья, определение современных принципов и организационных подходов к ее решению.  Именно социальная адаптация и должна быть основой системы психолого­ педагогической   помощи   детям   с   ограниченными   возможностями   здоровья. Данный подход позволяет рассматривать коррекцию и компенсацию нарушений развития не как  конечную  цель, а как одно из важнейших условий наиболее адекватного   и   эффективного   вхождения   ребенка   или   подростка   в   социум. Главная   проблема   ребенка   с   ограниченными   возможностями   заключается   в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со   сверстниками,   в   ограниченном   общении   с   природой,   недоступности   ряда культурных   ценностей,   а   иногда   и   элементарного   образования.   Отсутствие достаточного   круга   общения   приводит   к   изоляции   и   соответственно   к недостаткам развития. Как отмечает один из руководителей Детского Ордена милосердия Д. Брасловский: «В 14 – 16 лет барьер, разделяющий ребенка – инвалида и его здорового сверстника практически непреодолим. В 7–12 лет он почти   незаметен   и   легко   преодолевается».[22   ]   Эта   проблема   является следствием   не   только   субъективного   фактора,   каковым   является   состояние физического   и   психологического   здоровья   ребенка.   Но   и   результатом социальной   политики   и   сложившегося   общественного   сознания,   которые санкционируют существование недоступной для инвалида архитектурной среды, бытового обслуживания, общественного транспорта, социальных служб.  Малер А.Р. отмечает, что у детей – инвалидов часто возникают сложности в процессе   овладения   той   или   иной   социальной   ролью.  Чаще   всего   причинами возникновения этих трудностей является несоответствие требований к ребенку 8 в   процессе   его   взаимоотношений   с   социумом   и   готовности   ребенка   к   этим отношениям.   В   результате   этого   они   выпадают   из   нормальных   социальных отношений   и   поэтому   нуждаются   в   социальной   помощи.   Освоение   детьми   – инвалидами   социального   опыта,   включение   их   в   существующую   систему общественных отношений требует от общества определенных дополнительных мер, средств и усилий. Успешность адаптации, социализации, интеграции детей с нарушением развития зависит не только от характера и степени, имеющихся у них физических и психических нарушений, но и от системы отношений к таким детям   со   стороны   социального   окружения   (и   прежде   всего   в   той образовательной   среде,   в   которой   он   обучается).   Учителя   обычных   школ проявляют   зачастую   негативное   отношение   к   детям   с   ограниченными   медико­ возможностями,   это   свидетельствует   о   необходимости, психологического,   социально­психологического   и   психолого­педагогического просвещения, направленного на изменение у участников учебно­воспитательного процесса массовых школ отрицательных социальных установок и стереотипов по проблемами.[29]  отношению детям     с   О современных элементах интегрированного обучении в России можно говорить с   60­х   годов   прошлого   столетия,   несмотря   на   то,   что   массовые   школы практически всегда обучали детей со снижением слуха, зрения, с нарушениями опорно­двигательного   аппарата.   Однако   именно   на   тот   период   приходится организация   специальных   классов   для   детей   с   умеренной   интеллектуальной   В   70­е   годы   начинается патологией   во   вспомогательных   школах. экспериментальная   работа,  результатом   которой   станет   возможность   обучать глухих детей в школах общеобразовательных (экспериментальная работа Э.И. Леонгард).   Еще   одной   предпосылкой   интегрированного   обучения   стала организация с 1992 при общеобразовательных школах классов компенсирующего (коррекционно­развивающего обучения). Данные классы были созданы для детей 9 «группы   риска»,   имеющих   незначительные   нарушения   познавательной деятельности и речи и испытывающие трудности в обучении.[27] В   Москве   в   нескольких   школах   и   дошкольных   учреждениях (преимущественно  в  ЦАО) реализуются  принципы  инклюзивного обучения. В обычных классах вместе с нормально развивающимися детьми учатся школьники с   легкой   и   умеренной   степенью   интеллектуального   снижения,   а   также   с физическими, сенсорными и сложными нарушениями. В   последние   годы   обнаруживается   еще   одна   тревожная   тенденция. Несколько   лет   назад   отечественные   исследователи   довольно   осторожно высказывались   о   возможности   реализации   интегрированного   обучения, предупреждая, что это процесс длительный, который займет много времени, и потребует   соблюдения   целого   ряда   условий   социального,   общественного, политического, правового, юридического характера. [28] Предлагались обобщенные рекомендации по реализации интегрированного обучения. Сама интеграция называлась эволютивной и предполагала сохранение традиционных формам оказания помощи всем категориям «особенных» детей, к   Анализируя которым   добавлялись   различные   варианты   интеграции. существовавшую социальную и образовательную ситуацию, а также возможные последствия   реализации   интегрированного   обучения,   исследователи   делали вывод о нецелесообразности его внедрения на государственном уровне в нашей стране по нескольким причинам: невозможность прямого копирования западной модели интеграции (различия в типах общественного устройства); сложности в подготовке   законодательной   базы;   сложности   финансирования;   неготовность общества, а именно, педагогов, родителей, детей. [28] Как   показала   практика,   идею   инклюзивного   обучения   поддерживают родители   и   родительские   организации   «особенных   детей»;   остальная   часть 10 общества (педагогическая общественность, родители нормально развивающихся детей)   относятся   к   данному   процессу   чрезвычайно   осторожно.   Кроме   того, реализация концепции интегрированного обучения изначально содержит в себе ряд   противоречий   и   проблем,   которые   достаточно   сложно   разрешить   с организационной   точки   зрения.   Это   касается   не   только   источников финансирования   общего   и   специального   образования,   но   и   подготовки,   установления переподготовки   специалистов   и   их   трудоустройства; образовательного   ценза   для   «особенных»   детей   и   подростков   в   условиях массового обучения, академическая составляющая методического обеспечения процесса   обучения;   целесообразности   введения   дифференциации   внутри общеобразовательной школы. Положительное   отношение,   понимание   и   принятие   ребенка   с отклонениями   в   развитии   оказывает   прямое   влияние   на   его   умственное, эмоциональное и социальное развитие. В связи с этим можно заключить, что знание   системы   отношений   учителей,   сверстников   к   имеющим   ограниченные возможности в обучении детям является чрезвычайно важным с точки зрения их успешной социализации.  C   каждым   годом   в   общеобразовательную   школу   приходит   все   больше детей, которые имеют отклонения от условной возрастной нормы; это не только часто   болеющие   дети,   но   и   дети   с   логоневрозами,   дисграфией,   дислексией, повышенной   возбудимостью,   нарушениями   концентрации   и   удержания внимания,   плохой   памятью,   повышенной   утомляемостью,   а   также   с   гораздо более серьезными проблемами (ЗПР, аутизм, эпилепсия, ДЦП). Они нуждаются в специализированной помощи, индивидуальной программе, особом режиме. Все   больше   осознается,   что   психофизические   нарушения   не   отрицают человеческой   сущности,   способности   чувствовать,   переживать,   приобретать социальный опыт. Пришло понимание того, что каждому ребенку необходимо 11 создавать благоприятные условия развития, учитывающие его индивидуальные образовательные потребности и способности. 1.2.   Целевые   ориентиры   комплексного   лонгэтюдного   психолого­ педагогического   сопровождениядетей     с   ограниченными   возможностями здоровья и инвалидов  в образовательном учреждении. Согласно «Словарю русского языка» сопровождать   ­    значит следовать рядом, вместе с кем­либо в качестве спутника или провожатого. Целью успешного   психологического сопровождения является   создание комплексной   системы   психолого­педагогических   условий,   способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме. Основными задачами   психолого­педагогического сопровождения можно обозначить следующие:  предупреждение возникновения проблем развития ребенка;  помощь   (содействие)   ребенку   в   решении   актуальных   задач   развития, обучения,   социализации:   учебные   трудности,   проблемы   с   выбором образовательного   и   профессионального   маршрута,   нарушения эмоционально­волевой   сферы, сверстниками, учителями, родителями;   проблемы   взаимоотношений   со  психологическое обеспечение образовательных программ;  развитие   психолого­педагогической   компетентности   (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов. Важнейшим   направлением   психолого­педагогического   сопровождения развития учащихся является сохранение и укрепление здоровья детей. Решение   задач   психолого­педагогического   сопровождения   ребенка   не может быть ограничено областью непосредственного взаимодействия психолога с  ребенком,  но   требует   организации   работы   с  педагогами   и  родителями   как участниками учебно­воспитательного процесса. 12 Специальную работу следует вести с родителями данной категории детей по   обеспечению   их   необходимыми   знаниями   об   особенностях   ребенка, оптимальных   формах   взаимодействия,   обучению   эффективным   методам помощи. У   детей   с   ограниченными   возможностями   необходимо   развивать социальную компетентность, навыки общения с окружающими. Преодоление   социальной   изоляции,   расширение   возможностей произвольного   взаимодействия   со   сверстниками   ­   существенное   условие позитивных   изменений   в   развитии   таких   детей,   совершенствования   их способностей к обучению. Анализ показывает, что на сегодняшний день ресурсы недостаточно системы   психолого­педагогического задействованы   в  решении   актуальных   задач   воспитания.  В  этом   направлении сопровождения     необходимо:обеспечить активное участие педагогов­психологов в разработке и сопровождении программ воспитания; осуществлять поиск и апробацию форм эффективного взаимодействия классных руководителей, классных воспитателей и   учителей­предметников,   социальных   педагогов   и   педагогов­психологов, педагогов   дополнительного   образования, всех образовательных учреждениях       педагогов­организаторов   в видов; типов и       использование   в   воспитательном   процессе   методов   работы   с   ценностно­ смысловыми   ориентациями   учащихся;   тренингов   личностного   роста, взаимодействия, межличностного самостоятельности; методов развития критического мышления, противостояния бесконфликтного общения,       негативным   социальным   влияниям   (СМИ,   реклама),   групповому   давлению   и манипуляциям. Выводы по главе №1. Построение   эффективной   системы     индивидуального   сопровождения позволит решать проблемы развития и обучения детей внутри образовательной 13 среды учреждения, избежать необоснованной переадресации проблемы ребенка внешним   службам,   сократить   число   детей,   направляемых   в   специальные образовательные учреждения.  Одним из обоснованных направлений решения задачи обеспечения доступа к качественному образованию детей с особыми нуждами (с особенностями в развитии, с ограниченными возможностями) выступает реализация вариативных моделей   социального   и   педагогического   взаимодействия     данной   категории детей.  Важнейшим условием эффективности обучения  и социализации ребенка с ОВЗ   является   наличие   грамотной   системы   психолого­педагогического   включающей   помимо   систематического   обучения   по сопровождения, индивидуальным   программам   обучения,   а   так   же     работа   с   окружающей внешней     средой,   в   которой   находится     ребенок. Глава   2.  Технологические   основы   индивидуального   сопровождения ребенка с ОВЗ   как частью общеобразовательной программы  вшколе (из опыта работы МОУ СОШ №8, г.Миллерово, Ростовской области) 2.1. Условия реализации  программы индивидуального сопровождения   ребенка  с ОВЗ  как часть общеобразовательной программы в школе. В   настоящий   момент   в     МОУ   СОШ№8   города   Миллерово   из   818 учащихся,   обучаются   5   детей­инвалидов,   а   также   2   детей   с   ОВЗ   (имеющих заключение   ПМПК).   Создания   в   школе   полноценной   безбарьерной   среды позволяет     детям     данной   категории   посещать   все   занятия   и   внеурочные мероприятия   в   школе,   что   позволяет   им   быть   более   адаптированными   и социализированными в обществе. В нашем образовательном учреждении   созданы   условия для получения образования   детьми   с   ограниченными   возможностями     здоровья   и   детьми­ инвалидами такие как: 14    специальные   (коррекционные)   программы   начального   общего   и основного   общего   образования   для   учащихся   с   ограниченными возможностями здоровья (VII вид, VIII вид);   прием  детей  с ограниченными   возможностями   здоровья (VII  вида, VIII вида)   осуществляется   на   основании   рекомендаций   ПМПК   г.Каменск­ Шахтинский;   на основании заявления родителей (законных представителей) для данных обучающихся     организуется   индивидуальное   обучение   на   дому,   что подтверждается   медицинскими   и   социально­педагогическими показаниями;  все   вопросы   деятельности   образовательного   учреждения   общего   типа, касающиеся организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями   здоровья   регламентированы   Уставом   (пункт   2.4.)   и локальными актами образовательного учреждения;  в   целях   обеспечения   успешного   освоения   детьми   с   ограниченными возможностями здоровья в полном объеме образовательных программ, а также   коррекции   недостатков   их   физического   и   (или)   психического развития   в  школе  работает   педагог­психолог  и медицинский работник;  для   обеспечения   эффективной   инклюзии   детей   с   ограниченными возможностями   здоровья   в   образовательном   учреждении   проводится    информационно­просветительская, разъяснительная работы по вопросам, связанным   с   особенностями   образовательного   процесса   для   данной категории   детей,   со   всеми   участниками   образовательного   процесса   ­ учащимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их   родителями   (законными   представителями), работниками.   педагогическими Информация  об организации обучения учащихся, в том числе  детей   с ОВЗ и детей – инвалидов в 2014­2015 учебном году в МОУ СОШ №8 г.Миллерово: 15 № п/п Наименование 1 2 3 4 Всего обучающихся Всего  учащихся с ОВЗ Количество детей ­ инвалидов Обучаются по общеобразовательным программам в  образовательной организации Обучаются по адаптированной программе для детей с задержкой психического развития в образовательной  организации 5 Количество 818 7 5 5 2 С момента поступления  детей  с ОВЗ в учреждение,  с их семьями ведется тесная работа по разработанному и действующему алгоритму действий с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми­инвалидами, посещающих образовательное учреждение. На начальном этапе проводится первичная встреча с   семьей   с   целью   знакомства   и     сбора   информации   о   развитии   ребенка, выяснения образовательного запроса со стороны родителей. Осуществляют     индивидуальный   подход   к   детям   при   организации воспитательно­образовательного   процесса.    Обязательный   этап   ­   углубленное психолого­педагогическое  обследование всех сфер деятельности детей данной категории,   эмоционально­волевой   сферы,   высших   психических   функций, речевого   развития, обследования   выносятся   на   ПМПК   с     интеллектуального   развития.   Результаты   данного   целью   определения   дальнейшего образовательного маршрута.  Далее     проводится   организационная   работа   по   проектированию, разработке и утверждению образовательной программы для ребенка с ОВЗ  или ребенка­инвалида.   Учитывая   возрастные   и   индивидуальные   особенности ребенка,   медицинские   показатели,   рекомендации.   Данные   индивидуальные образовательные маршруты   включают содержание основных разделов базовой программы,   а   также   коррекционные   направления   для   конкретного   ребенка, рекомендованные специалистами учреждения.   16 Заключительным   этапом   в   работе   с   данной   категорией   обучающихся является   рефлексивный.   Это   период   осмысления   результатов   деятельности    специалистов   сопровождения   по   решению   той   или   иной   проблемы.   На  задач,  данном   этапе   проводится   анализ   реализации   поставленных   выполнения  рекомендаций  всеми  участниками  сопровождения.   Таким  образом,  технология  педагогического  сопровождения  адаптации  детей   с   ОВЗ   включает   следующие   этапы:   диагностический,   проективный,  которых  коррекционно­развивающий,   рефлексивный,   реализация   способствует   успешному   включению   ребенка   с   ОВЗ   в   среду   здоровых  сверстников. 2.2. Структура программы индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ как часть общеобразовательной программы в школе. В   нашем   образовательном     учреждении  порядок   разработки   и корректировки индивидуальных образовательных программ для детей с ОВЗ или детей­инвалидов   проходит   в   рамках   общеобразовательной   программы учреждения.   Образовательная   программа   разрабатывается   педагогами   и специалистами и утверждается директором.   Индивидуальная образовательная программа   для  ребенка   с  ОВЗ   или   ребенка ­  инвалида  в  нашем  учреждении имеет стандартную  структуру:  Титульный лист, который включает  в себя  наименование  учреждения, назначение программы, срок реализации, адресность программы (фамилия, имя обучающегося, год обучения), гриф утверждения руководителем, согласование с родителями. На титульном листе можно указать специалиста, который является ответственным за реализацию индивидуальной программы. Пояснительная   записка,  в   которой   излагается   сведения   о   ребенке: возраст,     социальное   окружение,   интересы;   ожидания   родителей;   диагноз; психолого­педагогическая характеристика ребенка с перечнем сформированных умений   и   навыков   и   тех,  которые   не   сформированы   в   должной   степени.   На 17 основе данных психолого­педагогической диагностики формулируются цель и задачи   сопровождения   ребенка   на   определенный   временной   промежуток.   В пояснительной записке указываются основные общеобразовательные программы, на основе которых разработана индивидуальная образовательная программа, а также   обосновывается     варьирование,   если   имеет   место   перераспределение количества   часов,   отводимых   на   изучение   определенных   разделов   и   тем, изменение последовательности изучения тем и др. Индивидуальный   учебный   план.   Возможно   варьирование   внутри содержания   индивидуальной   программы   путем   усиления   отдельных   тем, разделов. Варьирование на уровне содержания индивидуальной образовательной программы   осуществляется   путем   перепланировки   количества   часов   в структурных   единицах   программы;   изменения   последовательности   изучения отдельных   разделов   программы,   некоторых   тем;   увеличения   объема интегрированных занятий внутри индивидуальной программы. Содержание программы. Включает в себя три основных компонента или блока:  Образовательный   компонент,   в   котором   раскрывается   содержание образования   на   определенном   году   обучения   (промежуточные   планируемые результаты) с включением календарно­тематического планирования, критериев оценивания достижений по образовательным областям и др. Образовательный компонент является обязательным, если в индивидуальную программу включен индивидуальный учебный план.  Коррекционный компонент, в рамках которого излагаются направления коррекционной   работы   с   воспитанниками,     приемы,   методы   и   формы.   В коррекционный   блок   входят   разделы   специалистов   образовательного учреждения:   педагога­психолога,   преподавателя     по   физической   культуре, преподавателя   музыки,  классного  руководителя, который  имеет  возможность реализовывать   приемы   и   методы   коррекционной   работы   с   обучающимся   во 18 время   непосредственно­образовательной   деятельности   и   в   свободной деятельности. Воспитательный   компонент  содержит   условия   взаимодействий классного   руководителя,   специалистов   с   ребенком   с   ОВЗ   или   ребенком­ инвалидом,   а   также   с     родителями   в   процессе   психолого­педагогического сопровождения. Заключение   и   рекомендации.  В   данном   разделе   формулируется обоснование внесения корректив по результатам промежуточной диагностики и заключение о реализации индивидуальной программы в целом при обсуждении данного   вопроса   в   рамках   итогового   тестирования,   психолого­медико­ педагогического   консилиума   для   составления   образовательного   маршрута. Рекомендации   формулируются   с   целью   обеспечения   преемственности   в процессе   индивидуального   сопровождения   ребенка   с   ограниченными возможностями   здоровья   и   ребенка­инвалида   специалистами   на   следующем этапе его обучения. Выводы по главе 2. В данной главе  рассмотрена и представлена  структура индивидуальной общеобразовательной  программы обучения, развития и сопровождения ребенка с ОВЗ как необходимая часть общеобразовательной программы, направленной на формирование личностного подхода к данному обучающемуся, обязательное включение   вопросов   теории   и   практики     диагностической   работы     в   работу педагогических советов, семинаров, консультаций. Необходимопроводить   педагогические   советы,   направленные   на подробное разъяснение, раскрытие и обоснование инклюзивного образования, о создании  образовательного пространства для обучения ребенка  с ОВЗ  и детей – инвалидов  в рамках городской школы. 19 Благодаря внедрению   системы организации деятельности педагогов   по формированию образовательного пространства  можно повысить эффективность управления   процессом   обучения   детей   с   ОВЗ,       благодаря   соблюдению следующих условий: систематичности, последовательности, целесообразности. Заключение. Решая вышеперечисленные задачи  исследования, мы пришли к выводу о том, что инклюзивное образование сегодня с полным правом может считаться одним   из   приоритетов   государственной   образовательной   политики   России. Переход   к   нему   предопределен   уже   тем,   что   наша   страна   ратифицировала Конвенции ООН в области прав детей, прав инвалидов. Однако, чтобы такой переход совершился, нужны не только соответствующие правовые акты, но и необходимые условия, благоприятное общественное мнение.  Рассмотренные   выше   понятия   и   направления   программы   инклюзивного обучения,   на   наш   взгляд,   могут   быть   полезны   в   общеобразовательном учреждении.   Можно   также   надеяться,   что   данная   информация     поможет сориентироваться   в   разработке   индивидуальных   программ   в общеобразовательном учреждении  по преодолению трудностей обучения детей­ инвалидов в общеобразовательной школе. К сожалению, вопрос об инклюзивном 20 образовании пока еще обсуждается недостаточно. Однако до сих пор не введены единые   нормативы   организации   учебного   и   реабилитационного   процессов,   а также   механизмы   их   материально­технического,   социального,   психолого­ педагогического, кадрового и реабилитационного сопровождения. Продолжать работу по реализации  государственной программы  реабилитации инвалидов и специальной   подготовки   и   переподготовки,   повышения   квалификации преподавателей ­ специалистов инклюзивного обучения. Подобные меры должны способствовать расширению доступности образования для детей­инвалидов. Тем самым   будут   создаваться   более   благоприятные   условия   для   социальной мобильности   выходцев   из   наименее   обеспеченных   слоев   современного российского общества. Роль   инклюзивного   образования   в   жизни   ребенка   с   ОВЗ   и   ребенка­ инвалида, так же как и в жизни здорового ребенка очень велика. Благодаря совместному воспитанию, обучению будущее каждого ребенка, включенного в этот очень не простой процесс, может измениться. Перспектива пожизненного сидения дома, без   радостей, без удовольствия от жизни, для ребенка с ОВЗ и ребенка­инвалида,   может   превратиться   в   полноценную   жизнь,   наполненную общением,   работой,   мелкими   удовольствиями,   а   самое   главное   чувством нужности   обществу.   А,   для   здоровых   детей,   это   способ   научиться  толерантности,  взаимопомощи  и  заботе, что в дальнейшем, как я уже отмечала, поможет изменить взгляды общества на инвалидов, то есть поможет внедрению социальной   модели   инвалидности,   тем   самым,   способствуя   развитию инклюзивного общества – общества для всех/общества для каждого.  21 Литература. 1. «Об   образовании   в   Российской   Федерации» ­   Закон   Российской федерации от 29 декабря 2012 года.  2. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации   и   признании   утратившими   силу   законодательных   актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» ­ Закон Российской Федерации от 2.07.2013 № 185­ФЗ. 22 3. «О   социальной   защите   инвалидов   в   Российской   Федерации»   ­   Закон Российской федерации от 24 ноября 1995 г. N 181­ФЗ (с дополнениями и изменениями)  4. «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» ­ Закон Российской Федерации, Принят Государственной Думой 3 июля 1998 года и одобрен Советом Федерации 9 июля 1998 года, (с изменениями от 20 июля 2000 г., 22 августа, 21 декабря 2004 г., 26, 30 июня 2007 г.) 5. Национальная   образовательная   инициатива «Наша   новая   школа» (Утверждена   Президент   Российской   Федерации   Д.   Медведевым   04 февраля 2010 года, Пр­271) 6. «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» ­ Федеральный закон Российской Федерации от 3 мая 2012 г. N 46­ФЗ 7. «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» ­ Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 599 8. "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 ­ 2017 годы» ­ Указ Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года № 761 9. «Концепция   долгосрочного   социально­экономического   развития   РФ на период до 2020 года» ­ Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 года № 1662­р 10.«О   плане   первоочередных   мероприятий   до   2014   года   по   реализации важнейших   положений   Национальной   стратегии   действий   в   интересах детей  на 2012 ­ 2017  годы» ­  Распоряжение Правительства   Российской Федерации от 15 октября 2012 г. № 1916­р,  23 11.«О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011 ­ 2015 годы» ­ Распоряжение Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. N 163­р 12.«О   государственной   программе   Российской   Федерации   «Доступная среда» на 2011 ­ 2015 годы» ­ Постановление Правительства РФ от 17 марта 2011 г. №175 13.«Положение   о   психолого­медико­педагогической   комиссии»   ­   Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 г. N 1082 г.  14.«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности   по   основным   общеобразовательным   программам   ­ образовательным   программам   дошкольного   образования»   ­   Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. N 1014. 15.«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности   по   основным   общеобразовательным   программам   ­ образовательным   программам   начального   общего,   основного   общего   и среднего   общего   образования»   ­   Приказ   Министерства   образования   и науки РФ от 30 августа 2013 г. N 1015 16.«О   психолого­медико­педагогическом   (ПМПк) образовательного   учреждения)   ­   Письмо   Министерства   образования консилиуме   Российской Федерации    от 27.03.2000 № 27/901­6) 17.«О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми­инвалидами – Письмо Министерства образования и науки РФ  от 18.04.2008 № АФ­150/06 24 18.«Об утверждении и введении в действие федерального  государственного  образовательного   стандарта   начального   общего   образования»   ­   Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года № 373 19.Д.З. Ахмедова «Инклюзивное образование ­  путь к инклюзивному  обществу» Журнал  « Педагогическое образование и наука» 2014 №1 20.Л.И.Аксенова  Б.А.Архипов,  Л.И.Белякова  Специальная педагогика –  М.: Издательский центр  Академия ,2001 с.400. ″ ″ 21.С.А.Беличева.   Психолого­педагогическая реабилитация детей с  ограниченными возможностями М.: Педагогика, 1998. ­ 210 с. 22.Волжина Т.И. «Если ваш ребенок не такой, как другие».  М., 1997, с. 12 23. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1991. 24.Генеральная Ассамблея. Материалы 4 сессии. Право инвалидов на  инклюзивное образование. П.2 от 15.03.2006, с. 5. 25.Концепция инклюзивного образования. С.5­10. 26.И.Г.Кутепова « Проектирование инклюзивной среды в муниципальной   образовательной системе» журнал «Педагогическое образование и наука»  2014 №2, с.134­139. 27.Леонгард   Э.И.,   Самсонова   Е.Г.,   Иванова   Л.И.   Нормализация   условий воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в   Методическое   пособие. условиях   инклюзивного   образования. Инклюзивное образование. Выпуск 7.­ Москва: МГППУ, 2011. 28.Малофеев   Н.Н.   Становление   и   развитие   государственной   системы специального образования в России. – М.: Просвещение, 2011. 29.Маллер   А.Р.Ребенок   с   ограниченными   возможностями   здоровья.  Книга для родителей.­ М. Педагогика, Пресс, 2006 г. 30.Н.Е.Мальцева Как создать комфортную среду для детей с ограниченными возможностями здоровья. Журнал Педагогическая мастерская №5,2013 с.8. 25 31.Л.И.Рыбальченко. Управление образовательным процессом в условиях  инклюзивного образования. Журнал «Методист» 2014 №6 с.29­32. 32. Словарь ­ справочник по социальной работе / под ред. Е. И. Холостовой.  М.: Юрист, 1997. – 367 с.  33.СанПиН 2.4.1.3049­13 от 15.05.2013 № 26. 34.Федеральный закон от 8.06.2007 № 163249­4­ ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской федерации по вопросу о  гражданах с ограниченными возможностями здоровья ", изд. "Собрание  законодательства РФ", № 31, ст. 3823 35.Е.Ю.   Шинкарева   Право   на   образование   ребенка   с   ограниченными возможностями в российской федерации и за рубежом: монография  2007 Архангельск. С.96. 36.Л.М. Шипицына Интеграция и инклюзия: проблемы и перспективы. 37.Материалы   российского   форума   «Педиатрия   Санкт­Петербурга:   опыт, инновации, достижения» 20­21 сентября 2010 г. ­ СПб, 2010. ­ 200 с. (С. 14­18).  26 Интернет­ресурсы 1. Материалы сайта Министерства образования и науки РФ http://mon.gov.ru/ 2. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»  http://mon.gov.ru/ 3. Материалы сайтов:  http://inpravo.ru/, www.consultant.ru/popular http://inpravo.ru/, www.consultant.ru/popular http://inpravo.ru/, www.consultant.ru/popular 4. Аналитические обзоры: Система образования Великобритании: Реформы  образования в индустриально развитых странах. http://www.international.edu.ru.  5.  Материалы РООИ «Перспектива».  http://www.perspektiva­inva.ru. 6.   Саламанская декларация и рамки действий по образованию лиц с  особыми потребностями, принятые Всемирной конференцией по  образованию лиц с особыми потребностями: доступ и качество, Саламанка,  Испания, 7­10 июня 1994 года.  http://www.un.org/russian/documen/declarat/salamanka.pdf. 27

Программа индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ как часть общеобразовательной программы в школе

Программа индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ как часть общеобразовательной программы в  школе

Программа индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ как часть общеобразовательной программы в школе

Программа индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ как часть общеобразовательной программы в  школе

Программа индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ как часть общеобразовательной программы в школе

Программа индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ как часть общеобразовательной программы в  школе

Программа индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ как часть общеобразовательной программы в школе

Программа индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ как часть общеобразовательной программы в  школе

Программа индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ как часть общеобразовательной программы в школе

Программа индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ как часть общеобразовательной программы в  школе

Программа индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ как часть общеобразовательной программы в школе

Программа индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ как часть общеобразовательной программы в  школе

Программа индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ как часть общеобразовательной программы в школе

Программа индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ как часть общеобразовательной программы в  школе

Программа индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ как часть общеобразовательной программы в школе

Программа индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ как часть общеобразовательной программы в  школе

Программа индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ как часть общеобразовательной программы в школе

Программа индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ как часть общеобразовательной программы в  школе

Программа индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ как часть общеобразовательной программы в школе

Программа индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ как часть общеобразовательной программы в  школе

Программа индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ как часть общеобразовательной программы в школе

Программа индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ как часть общеобразовательной программы в  школе

Программа индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ как часть общеобразовательной программы в школе

Программа индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ как часть общеобразовательной программы в  школе

Программа индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ как часть общеобразовательной программы в школе

Программа индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ как часть общеобразовательной программы в  школе

Программа индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ как часть общеобразовательной программы в школе

Программа индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ как часть общеобразовательной программы в  школе

Программа индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ как часть общеобразовательной программы в школе

Программа индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ как часть общеобразовательной программы в  школе

Программа индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ как часть общеобразовательной программы в школе

Программа индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ как часть общеобразовательной программы в  школе

Программа индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ как часть общеобразовательной программы в школе

Программа индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ как часть общеобразовательной программы в  школе

Программа индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ как часть общеобразовательной программы в школе

Программа индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ как часть общеобразовательной программы в  школе

Программа индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ как часть общеобразовательной программы в школе

Программа индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ как часть общеобразовательной программы в  школе

Программа индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ как часть общеобразовательной программы в школе

Программа индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ как часть общеобразовательной программы в  школе

Программа индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ как часть общеобразовательной программы в школе

Программа индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ как часть общеобразовательной программы в  школе

Программа индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ как часть общеобразовательной программы в школе

Программа индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ как часть общеобразовательной программы в  школе

Программа индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ как часть общеобразовательной программы в школе

Программа индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ как часть общеобразовательной программы в  школе

Программа индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ как часть общеобразовательной программы в школе

Программа индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ как часть общеобразовательной программы в  школе

Программа индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ как часть общеобразовательной программы в школе

Программа индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ как часть общеобразовательной программы в  школе

Программа индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ как часть общеобразовательной программы в школе

Программа индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ как часть общеобразовательной программы в  школе

Программа индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ как часть общеобразовательной программы в школе

Программа индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ как часть общеобразовательной программы в  школе
Скачать файл