Программа Интеллектуального направления "Мой край" для 1 класса
Оценка 4.9

Программа Интеллектуального направления "Мой край" для 1 класса

Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
окружающий мир
1 кл
05.05.2017
Программа Интеллектуального направления "Мой край" для 1 класса
Предлагаемая программа факультативного курса «Мой край» разработана в соответствии с требованиями развивающей программы О. Т. Поглазовой , главной задачей которой является формирование у учащимся целостной картины окружающего мира средствами науки, литературы, искусства и непосредст¬венного познания. Она дополняет и расширяет интегрированный курс «Окру¬жающий мир».Предлагаемая программа факультативного курса «Мой край» разработана в соответствии с требованиями развивающей программы О. Т. Поглазовой , главной задачей которой является формирование у учащимся целостной картины окружающего мира средствами науки, литературы, искусства и непосредст¬венного познания. Она дополняет и расширяет интегрированный курс «Окру¬жающий мир».
Мой край программа внеурочки.docx
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 4 п. Анджиевский г. Минеральные Воды УТВЕРЖДЕНО УТВЕРЖДАЮ_____________ на заседании методического СОШ №___ совета МКОУ СОШ №___ Председатель МО «___»______________20___ г. _________________________ _________________________ директор МКОУ Программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Мой край». Срок реализации: 1 год Рассчитана: на детей 6-7 лет Составитель: Журавлева Н.Н., учитель начальных классов МКОУ СОШ №4 имени Героя России Андрея Скрябина, п.Анджиевский Минераловодского округа Минеральные Воды 2016 г. Пояснительная записка.      Предлагаемая  программа факультативного курса «Мой край» разработана в соответствии с требованиями развивающей программы  О. Т. Поглазовой , главной   задачей   которой   является   формирование   у   учащимся   целостной картины   окружающего   мира   средствами   науки,   литературы,   искусства   и непосредственного познания. Она дополняет и расширяет интегрированный курс «Окружающий мир».        В настоящее время ощущается необходимость изучения истории народа, восстановления духовности для формирования нравственной личности, граж­ данина и патриота России.      Для современного человека стало актуальным восстановление культурно­ исторических связей с родным краем, своей малой Родиной.     Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей ­ по­ знания личности самого ребенка, жизни его семьи. Знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемствен­ ность   поколений,   начинают   понимать   свою   причастность   к     историческим событиям.    Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного   края,   к   культурно­историческому   наследию   предков.   Воспитание патриотических   чувств   следует   проводить   через   осознание   ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной   жизненной   позиции,   через   осознание   своей   значимости, неповторимости.           Чтобы   учащиеся   стали   носителями   и   продолжателями   культурно­ исторического наследия своего народа, необходимо их знакомить, убеждать в ценности этих традиций, приобщать к ним, вырабатывать привычку следовать им. Проблемы возрождения, сохранения и развития культурного наследия на­ рода будут в дальнейшем решаться современными детьми. И успешное их ре­ шение возможно только при наличии любви, знаний и понимания истории сво­ ей Родины, своего края.         Чем   сознательнее   ребёнок   усвоит   определённую   систему   историко­ обществоведческих знаний (на данном этапе ­ на уровне представлений), тем быстрее он займёт необходимую каждому человеку личностно­гражданскую позицию, тем более ответственно и осознанно он будет принимать решения.        Актуальна и экологическая направленность занятий. В настоящие время особую значимость  приобретает  Пришвинская   фраза: «...Охранять  природу ­значит охранять Родину...». Вопросы экологии стоят очень остро и в нашем регионе, поэтому ряд занятий посвящён этой теме. Цель данного курса  — расширить знания ребёнка   об истории и культуре родного края.   Цель факультативного курса конкретизируют следующие задачи: ­содействие   ребёнку  в  понимании   особенности   общественных   отношений   в семье, в поселке, районе и крае, входящего в целую страну Россию; ­воспитание патриотизма через осознание ребёнком сопричастности к истории своего поселка, района, края; ­   воспитание   толерантности,   уважения   к   ценностям   народов,   населяющий Северный Кавказ, их культур, вероисповеданий, понимания неповторимости и уникальности каждого человека; ­обогащение знаниями, раскрывающими прошлое, историю, способствующими присвоению   ребёнком   социальных   ценностей,   определённых   норм   морали, нравственности; ­   изучение   природы   родного   края,   его   ресурсов,   воспитание   экологически грамотного поведения в природе. ПЛАНИРОВАНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Особенности программы Курс рассчитан на 1 год обучения. В первом классе курс состоит из четырёх частей: «Моя семья» (10ч) «Моя школа» (5 ч.) «Мой поселок» (8 ч.) «Мой район. Природа родного края» (10 ч.)         Широко   используются   местные   ресурсы:   краеведческий   музей,  другие культурные учреждения села, памятные места. Практическая направленность программы позволяет учащимся усваивать материал в деятельности.     Рассчитан факультативный курс на 33 часа (1 час в неделю).         Форма занятия – групповая, оптимальное количество детей в группе – 10 ­ 12 человек. Продолжительность занятия:  40 минут Набор в группу:  свободный. Срок реализации:  1 год.                     Показателями эффективности реализации данной образовательной программы могут выступить следующие характеристики: ­ высокий уровень мотивации учащихся к познавательной деятельности; ­творческая   самореализация   учащихся,   участие   в   реализации   различных проектов, связанных с краеведением. Планируемые результаты     Знания и умения учащихся в конце 1­го года обучения:  ­знать   историю   своей   семьи,   происхождение   своего   имени   и   фамилии,   се­ мейных традиций; ­уметь правильно вести себя в школе, в коллективе учащихся;  ­знать историю происхождения своего поселка, района, уметь бережно отно­ ситься к Земле, её дарам; ­знать растительный и животный мир родных мест, охраняемые виды;  ­ уметь экологически грамотно вести себя в природе;      Занятия спецкурса способствуют обучению навыкам общения, развитию речи, наблюдательности, сообразительности.                       Учебно – тематический план. № Раздел Тема I Моя  семья (10 ч.) Что такое семья? II Моя школа (5 ч.) III Мой поселок  (8 ч.) IV Мой район.  Природа родного  края (10 ч.)  «Дорожите именем своим». Тайны наших  имён и фамилий.  Мой папа. Моё отчество. Моя мама. Я ­ сын. Я ­ дочь. Каков я? Знакомство   с   профессиями.   Показ   детской презентации «Такие разные профессии». Профессии моих родителей. Экскурсия на производство, где трудятся  родители первоклассников. Моя родословная. Заключительное занятие по теме «Моя  семья».  Проект  «Моя семья» Что такое школа? Вводное занятие. Дом, в котором я учусь. Экскурсия по школе  и школьному двору. Традиции школы. Законы и заповеди. Мой класс. Правила поведения в классе.  Ролевая игра. Заключительное   занятие   по   теме   «МОЯ ШКОЛА».   Акция   «Вырасти   цветок   для школы». Мой поселок. Вводное занятие. История моего поселка. Экскурсия в краеведческий музей.  Профессии людей в поселке.  Памятные места моего поселка. Экскурсия. Посещение поселковой библиотеки. Ветераны войны в моём поселке. Встреча с  ветеранами. Конкурс рисунков «Мой родной поселок» Минераловодский район. Вводное занятие. Заповедные места. Горы Пятигорья. . Кол­во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1     1 1 1 1 1 1 1 1 Растения родного края. Экскурсия в природу. Насекомые нашего края. Обитатели вод. Общие признаки рыб. Птицы нашего края. Охрана птиц. Сооружение и установка  скворечников, кормушек. Звери, обитающие на территории нашего  района Охраняемые виды животных родного края. Познавательная игра «Край, в котором я  живу» 1 1 1 1 1 1 1 1                           Содержание программы Основная идея: Я вижу мир. Я ощущаю себя в мире. 1  блок.   МОЯ СЕМЬЯ. (10 часов) Цель блока: изучить историю своей семьи, показать историю происхождения имён и фамилий, воспитывать интерес и уважение к своей семье, её истории, предкам,   воспитывать   толерантность,   содействовать   ребёнку   в   понимании особенности общественных отношений в семье.  ТЕМЫ ЗАНЯТИЙ: 1.  Что такое семья? Вводное занятие. (1 ч.) 2.   «Дорожите именем своим». Тайны наших имён и фамилий. (1ч.) 3.  Мой папа. Моё отчество. (1ч.) 4.  Моя мама. (1ч.) 5.  Я ­ сын. Я ­ дочь. Каков я? (1ч.) 6.  Знакомство с профессиями. Показ детской презентации «Такие разные профессии». (1ч.) 7. Профессии моих родителей. (1ч.) 8.  Экскурсия на производство, где трудятся родители первоклассников. (1ч.) 9. Моя родословная. (1ч.) 10. Заключительное занятие по теме «Моя семья».  Проект  «Моя семья» (1ч.) 2 блок. МОЯ ШКОЛА. (5 ч.) Цель   блока:  прививать   любовь   к   родной   школе,   учить   чувствовать   пер­ воклассника частью большой школьной семьи, изучать традиции родной шко­ лы, воспитывать дружеское отношение к одноклассникам, коммуникативные качества. ТЕМЫ ЗАНЯТИЙ: 1.  Что такое школа? Вводное занятие. (1 ч.) 2.  Дом, в котором я учусь. Экскурсия по школе и школьному двору. (1ч.) 3.  Традиции школы. Законы и заповеди. (1ч.) 4.  Мой класс. Правила поведения в классе. Ролевая игра. (1ч.) 5.  Заключительное занятие по теме «МОЯ ШКОЛА». Акция «Вырасти цветок для школы» (1ч.) 3 блок. МОЙ ПОСЕЛОК. (8 ч.) Цель блока: прививать любовь к родному поселку, воспитывать патриотизм через   осознание   ребёнком   сопричастности   к   истории   своего   поселка, познакомить   с   традициями   его,   рассказать   о   жителях   родного   поселка, воспитание гордости за свою Малую Родину. ТЕМЫ ЗАНЯТИЙ: 1.   Мой поселок. Вводное занятие. (1ч.) 2.   История моего поселка. (1ч.) 3.   Экскурсия в краеведческий музей. (1ч.) 4.   Профессии людей в поселке. (1ч.) 5.   Памятные места моего поселка. Экскурсия. (1ч.) 6. Посещение поселковой библиотеки. (1ч.) 7. Ветераны войны в моём поселке. Встреча с ветеранами. (1ч.) 8. Конкурс рисунков «Мой родной поселок» (1 ч.) 4 блок. МОЙ РАЙОН. ПРИРОДА РОДНОГО КРАЯ. (10 ч.)  Цель блока   ­ обогатить детей знаниями, раскрывающими прошлое, историю района,   прививать   любовь   к   родной   природе,   воспитывать   экологически грамотное отношение к природе.  ТЕМЫ ЗАНЯТИЙ: 1.  Минераловодский район. Вводное занятие. (1ч.) 2.  Заповедные места. Горы Пятигорья. (1ч.) 3.   Растения родного края. Экскурсия в природу. (1ч.) 4.  Насекомые нашего края. (1ч.) 5. Обитатели вод. Общие признаки рыб. (1ч.) 6.  Птицы нашего края. (1ч.) 7.  Охрана птиц. Сооружение и установка скворечников, кормушек. (1ч.) 8.  Звери, обитающие на территории нашего района (1ч.) 9.  Охраняемые виды животных родного края. (1ч.) 10. Познавательная игра «Край, в котором я живу» (1ч.)                                                Методическое обеспечение 1  блок   МОЯ СЕМЬЯ     Формы занятий: беседы, ролевые игры, экскурсии, конкурсы, викторины.       Основные   методы  организации   учебно­воспитательного   процесса:   ис­ следовательские, объяснительно­иллюстративные, репродуктивные связаны с усвоением готовых знаний, которые сообщаются учителем   и   затем   воспроизводятся   учащимися.   Им   соответствуют   такие приемы,   как   рассказ   учителя,   объяснение,   демонстрация   видеофильмов, презентаций.        Одним из видов деятельности учащихся также является поисково­ ис­ следовательский.   Задача   учителя   на   этом   этапе   состоит   в   том,   чтобы практические, учащиеся первого класса постепенно осваивали этот вид деятельности.       Большое   внимание   уделяется   практическим   работам,   например:   приго­ товить   сообщение,   нарисовать   иллюстрации,   оформить   родословную   своей семьи, составить альбом по определённой теме и т.д.      Работа по изучению данной темы проходит в совместной деятельности с родителями   учеников,   которые   не   только   помогают   в   подготовке   и проведении   различных   мероприятий,   но   и   сами   становятся   активными участниками. Такая совместная деятельность благоприятно воздействует на создание особого творческого микроклимата и в классном коллективе, и в семье,   когда   дети   и   их   родители   демонстрируют   взаимопонимание, взаимопомощь. Дидактический материал, техническое оснащение занятий: ­       Зубова   Е.Н.   Тайна   вашего   имени,   фамилии,   отчества   ­   М.:   Изд.   Дом Славянской книги, 2007. ­   Горбаневский М.В. В мире имён и названий ­ М.: Знание 1987. ­       Мультимедийное   оборудование,   программное   обеспечение   учебного процесса:   презентации «Такие разные профессии»,   «Все   работы хороши», «Профессии моих родителей». Формы подведения итогов:  конкурс рисунков, проект «Родословная моей семьи», тестирование по теме. 2 блок МОЯ ШКОЛА       Формы занятий:  беседы,  ролевые   игры,   экскурсии   по   школе,   конкурс рисунков «Моя школа», просмотр видеофильмов о школе, компьютерных пре­ зентаций «Правила поведения в школе»;         Основные  методы  организации   учебно­воспитательного   процесса,   де­ монстрационный и иллюстративный, в этом блоке удачно сочетаются со сло­ весными и практическими методами обучения. Остаются также такие методы, как   объяснительно­иллюстративный,   репродуктивный   и   поисково­ исследовательский. Им соответствуют такие приемы, как конкурс рисунков, рассказ учителя, объяснение, демонстрация видеофильмов, презентаций. Практические работы: нарисовать рисунок о школе, классе, о своих друзьях. Одной   из   эффективных   форм   работы   является   проектная   деятельность учащихся.    Работа по изучению данной темы очень важна в первом классе, т. к. учитель выявляет адаптацию ученика первого класса к школе и с помощью занятий может   на   ранних   стадиях   предупредить   негативное   отношение   ученика   к школе, снять тревожность. Дидактический материал, техническое оснащение занятий: ­   Экспонаты школьного музея; ­   Попова Г.П. Классные часы 1 класс ­ Волгоград, Изд. Учитель, 2008; ­       Мультимедийное       оборудование,   программное   обеспечение   учебного процесса: презентации, видеофильмы «Школа моей мечты», «Правила поведе­ ния в школе» и другие; Формы подведения итогов: выставки работ учащихся, тестирование по теме, соревнования. 3 блок МОЙ ПОСЕЛОК.    Формы занятий: конкурсы, беседы, встречи с ветеранами ВОВ, экскурсии в краеведческий   музей   ,   конкурс   рисунков   «Мой   поселок»,   «Моя   родная улица», просмотр компьютерных презентаций.       Основные   методы  организации   учебно­воспитательного   процесса:   час­ тично­исследовательский,   объяснительно­ иллюстративный,   репродуктивный.   Им   соответствуют   такие   приемы,   как объяснение, иллюстрация, демонстрация видеофильмов, презентаций.          Большое внимание уделяется практическим работам: приготовить со­ общение   об   истории   своей   улицы,   нарисовать   рисунок   родного   места   в поселке и т.д.         Основная   задача   учителя   состоит   в   том,   чтобы   при   помощи   методов учебно­воспитательного процесса научить детей добывать и закреплять зна­ ния, полученные на занятиях спецкурса по данной теме.   поисково­исследовательский, Дидактический материал, техническое оснащение занятий: ­       Карта   Ставропольского   края,   иллюстрации,   экспонаты   краеведческого музея, школьного музея. ­     Мультимедийное оборудование, программное обеспечение: «Моя малая родина». ­   Иллюстрированный альманах «Земля Ставропольская» М., 2002. ­       Кругов,   А.И.,   Кругова,   С.А.   «Страницы   истории   края»   в   2­х.   частях Методическое пособие ­ Ставропольское книжное издательство, 2002. ­ Очерки истории «Край наш Ставрополье» Ставрополь: Шат ­ гора 1999.     Формы подведения итогов:  конкурс знатоков «Знай и люби свою малую родину», конкурс рисунков, тестирование по теме. 4 блок МОЙ РАЙОН. ПРИРОДА РОДНОГО КРАЯ Формы   занятий:  викторины,   интеллектуальные   игры,   экскурсии   в   крае­ ведческий музей села, беседы, конкурсы рисунков, конкурсы знатоков приро­ ды, просмотр компьютерных презентаций, видеофильмов о природе родного края.    Основные методы организации учебно­воспитательного процесса: рассказ, изложение, объяснение эффективны в данном блоке, т.к. учебный материал носит информационный характер. Для активизации познавательной деятель­ ности перечисленные методы необходимо сочетать с такими методами как де­ монстрация, иллюстрация.     Содержание   этого   блока   спецкурса   содействует   формированию практических умений ориентироваться в окружающем мире, знать природу родного края. Структура занятий может включать в себя несколько взаимосвязанных по темам, но различных по типу деятельности частей, например, рассказ учителя, игру, разбор иллюстраций, литературных произведений, беседу. Основным ви­ дом   деятельности   учащихся   становится   поисково­исследовательский. Большое внимание уделяется практическим работам. Дидактический материал, техническое оснащение занятий: ­   Физические карты России, Ставропольского края, иллюстрации раститель­ ного   и   животного   мира   края,   таблицы   природных   зон,   экспонаты краеведческого музея, школьного музея; ­   Мультимедийное оборудование, видеофильмы «Природа родного края». ­       Кругов,   А.И.,   Кругова,   С.А.   «Страницы   истории   края»   в   2­х.   частях Методическое пособие ­ Ставропольское книжное издательство, 2002. ­   Очерки истории «Край наш Ставрополье» Ставрополь: Шат­гора 1999. ­   Акимушкин, И.И. Мир животных. ­М.:Мысль, 1998. ­     Бушуев, Ю. А. Экология. Школьная энциклопедия. ­ Смоленск: Русич, 2001. ­   Грехова, Л.И. В союзе с природой. ­ М.­Ставрополь: Сервис­школа, 2003. ­   Экологическое образование и воспитание в начальной школе. — М., 2003. Формы подведения итогов: викторина, конкурс знатоков родного края, кон­ курс рисунков, беседа, тестирование по теме. Литература,   используемая   педагогом   для   разработки   программы   и организации образовательного процесса: 1.     Зубова   Е.Н.   Тайна   вашего   имени,   фамилии,   отчества   ­   М.:   Изд.   Дом Славянской книги, 2007. 2. Горбаневский М.В. В мире имён и названий ­ М.: Знание 1987. 3. Попова Г.П. Классные часы 1 класс ­ Волгоград, Изд. Учитель, 2008. 4.   Авксентьев А.В. и Авксентьев В.А. Северный Кавказ в             этнической карте мира. ­ Ставрополь, изд­во СГУ, 1998. 5.     Ахметова   М.  X.   Марчануков   Т.   А.   Край,   овеянный   легендами.   ­ Ставропольское книжное издательство, 1990. 6. Иллюстрированный альманах «Земля Ставропольская» М., 2002. 7 . Брокгауз Ф. А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. ­ СПб., 1990. 8.     Кругов,   А.И.,   Кругова,   С.А.   «Страницы   истории   края»   в   2­х.   частях Метод.пособие ­ Ставропольское книжное издательство, 2002. 10. Экологическое образование и воспитание в начальной школе. ­М., 2003. 11. Гриценко В.Б. «История земли Минераловодской», 1998 12. Гриценко В.Б. «Чтобы знали, чтобы помнили», 2001 Литература,   рекомендуемая   для   детей   и   родителей   по   данному спецкурсу: 1.     Зубова   Е.Н.   Тайна   вашего   имени,   фамилии,   отчества   ­   М.:   Изд.   Дом Славянской книги, 2007. 2. Горбаневский М.В. В мире имён и названий ­ М. Знание, 1987. 3. Акимушкин, И.И. Мир животных. ­ М. Мысль, 1998. 4.   Бушуев, Ю. А. Экология. Школьная энциклопедия. ­ Смоленск: Русич, 2001. 5. Грехова, Л.И. В союзе с природой. ­ М.­Ставрополь: Сервис­школа, 2003. 6. Ашурков В. Н., Кацюба Д. В. Матюшин Г. Н. Историческое краеведение ­ М., П., 1980.. 7. Малышева А.Н., Ермолаева Н.В. Мир природы. ­ М.: Изд. Астрель, 2005. 8. Гриценко В.Б. «История земли Минераловодской», 1998 9. Гриценко В.Б. «Чтобы знали, чтобы помнили», 2001

Программа Интеллектуального направления "Мой край" для 1 класса

Программа Интеллектуального направления "Мой край" для 1 класса

Программа Интеллектуального направления "Мой край" для 1 класса

Программа Интеллектуального направления "Мой край" для 1 класса

Программа Интеллектуального направления "Мой край" для 1 класса

Программа Интеллектуального направления "Мой край" для 1 класса

Программа Интеллектуального направления "Мой край" для 1 класса

Программа Интеллектуального направления "Мой край" для 1 класса

Программа Интеллектуального направления "Мой край" для 1 класса

Программа Интеллектуального направления "Мой край" для 1 класса

Программа Интеллектуального направления "Мой край" для 1 класса

Программа Интеллектуального направления "Мой край" для 1 класса

Программа Интеллектуального направления "Мой край" для 1 класса

Программа Интеллектуального направления "Мой край" для 1 класса

Программа Интеллектуального направления "Мой край" для 1 класса

Программа Интеллектуального направления "Мой край" для 1 класса

Программа Интеллектуального направления "Мой край" для 1 класса

Программа Интеллектуального направления "Мой край" для 1 класса

Программа Интеллектуального направления "Мой край" для 1 класса

Программа Интеллектуального направления "Мой край" для 1 класса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.05.2017