Согласно плану на изучение данного предмета отводится 8,5 часов в год (0,5 ч в 2 недели или 0,25 ч в неделю).
Данная рабочая программа по изобразительному искусству для обучения по индивидуальному учебному плану (Фамилия имя уч-ся, 5 класс) составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство и художественный труд» 1-9 классы под руководством Б.М.Неменского (Москва, Просвещение, 2012 г).Согласно плану на изучение данного предмета отводится 8,5 часов в год (0,5 ч в 2 недели) ( Если 0,25 ч в неделю, то тему разбить на 2 занятия).
Данная рабочая программа по изобразительному искусству для обучения по индивидуальному учебному плану (Фамилия имя уч-ся, 5 класс) составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство и художественный труд» 1-9 классы под руководством Б.М.Неменского (Москва, Просвещение, 2012 г).
изо 5 кл до.docx
«Изобразительное искусство» 5 класс Индивидуальное обучение
1 Пояснительная записка.
Рабочая программа по учебному предмету
Согласно плану на изучение данного предмета отводится 8,5 часов в год (0,5 ч в 2 недели).
Данная рабочая программа по изобразительному искусству для обучения по индивидуальному
учебному плану (Фамилия имя учся, 5 класс) составлена на основе примерной программы для
общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство и художественный труд» 19 классы под
руководством Б.М.Неменского (Москва, Просвещение, 2012 г).
Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» для основной школы строится как
продолжение и развитие программы для начальной школы. Основная школа – это базовый этап
художественного образования учащихся.
Связь искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества
главный смысловой стержень программы.
Основные формы учебной деятельности практическое художественное творчество посредством
овладения художественными материалами, зрительское восприятие произведений искусства и
эстетическое наблюдение окружающего мира.
Основная цель школьного предмета «Изобразительное искусство» развитие визуально
пространственного мышления учащихся как формы эмоциональноценностного, эстетического
освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном
пространстве культуры.
Основные задачи предмета «Изобразительное искусство»:
• формирование опыта смыслового и эмоциональноценностного восприятия визуального образа
реальности и произведений искусства;
• освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных
формах духовных ценностей;
• формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуальнопространственной
формы;
• развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в
ситуации неопределенности;
• формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к
смысловой, эстетической и личностнозначимой ценности;
• воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре,
изобразительном искусстве, в национальных образах предметноматериальной и пространственной
среды и понимании красоты человека;
• развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;
• овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть
реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа на основе его
эмоциональнонравственной оценки;
• овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами
и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной
среды.
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета
По окончании 5 класса учащийся должен:
знать истоки и специфику образного языка декоративноприкладного искусства;
знать особенности уникального крестьянского искусства, семантическое значение
традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);
знать несколько народных художественных промыслов России; различать по стилистическим
особенностям декоративное искусство разных народов и времен (например, Древнего Египта,
Древней Греции, Китая, Западной Европы XVII века);
различать по материалу, технике исполнения современные виды декоративноприкладного
336 искусства (художественное стекло, керамика, ковка, литье, гобелен, батик и т. д.);
выявлять в произведениях декоративноприкладного искусства (народного, классического,
современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов, а также
видеть единство материала, формы и декора;
умело пользоваться языком декоративноприкладного искусства, принципами декоративного
обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста
уровне); выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного
искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т. д.) на основе
ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;
создавать художественнодекоративные объекты предметной среды, объединенные единой
стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определенной эпохи);
владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы,
объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или
объемных декоративных композиций;
владеть навыком работы в конкретном материале (батик, витраж и т. п.)
Учащийся должен уметь:
Связывать графическое и цветовое решение с основным замыслом изображения;
Работать на заданную тему, применяя эскиз и зарисовки;
Изображать пространство с учётом наблюдательной перспективы;
Выполнять элементы оформления альбома или книги;
Отстаивать своё мнение по поводу рассматриваемых произведений;
Вести поисковую работу по подбору репродукций, книг, рассказов об искусстве.
3. Содержание учебного предмета
5 КЛАСС ДЕКОРАТИВНОПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИЧЕЛОВЕКА
Рабочая программа рассматривает следующее распределение учебного материала
Разделы
«Древние корни народного искусства»
«Связь времен в народном искусстве»
«Декор человек, общество, время»
«Декоративное искусство в современном мире».
Всего
Колво
часов
2
3,5
2
1
8,5
«Древние корни народного искусства» (2 ч)
Древние образы в народном искусстве
Традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства — солярные знаки,
конь, птица, матьземля, древо жизни — как выражение мифопоэтических представлений
человека о мире, как память народа. Декоративные изображения как обозначение жизненно важных
для человека смыслов, их условносимволический характер.
Декор русской избы
Дом – мир, обжитой человеком, образ освоенного пространства. Избы севера и средней
полосы России. Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Отражение
картины мира в трехчастной структуре и в декоре крестьянского дома (крыша, фронтон небо,
рубленая клеть земля, подклеть (подпол) подземноводный мир).
337 Декоративное убранство (наряд) крестьянского дома: охлупень, полотенце, причелина, лобовая
доска, наличники, ставни.
Внутренний мир русской избы
Деревенский мудро устроенный быт. Устройство внутреннего пространства крестьянского
дома, его символика (потолок — небо, пол — земля, подпол — подземный мир, окна — очи, свет и
т. д.). Жизненно важные центры в крестьянском доме: печное пространство, красный угол, круг
предметов быта, труда и включение их в пространство дома. Единство пользы и красоты.
Конструкция, декор предметов народного быта и труда
Русские прялки, деревянная резная и расписная посуда, предметы труда — область
конструктивной фантазии, умелого владения материалом. Единство пользы и красоты,
конструкции и декора. Подробное рассмотрение различных предметов народного быта, выявление
символического значения декоративных элементов.
Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки
Крестьянская вышивка — хранительница древнейших образов и мотивов, их устойчивости и
вариативности. Условность языка орнамента, его символическое значение. Особенности орнамен
тальных построений в вышивках на полотенце.
Народный праздничный костюм
Народный праздничный костюм — целостный художественный образ. Северорусский и южнорусский
комплекс одежды. Разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма в различных
республиках и регионах России.
Свадебный костюм. Форма и декор женских головных уборов. Выражение идеи целостности мира,
нерасторжимой связи земного и небесного в образном строе народной праздничной одежды.
Народные праздничные обряды
Календарные народные праздники — это способ участия человека, связанного с землей, в событиях
природы (будь то посев или созревание колоса), это коллективное ощущение целостности мира.
Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение.
«Связь времен в народном искусстве» (3,5 ч)
Включение детей в поисковые группы по изучению традиционных народных художественных
промыслов России (Жостово, Хохломы, Гжели). При знакомстве учащихся с филимоновской,
дымковской, каргопольской народными глиняными игрушками, следует обратить внимание на
живучесть в них древнейших образов: коня, птицы, бабы.
Темы: Древние образы в современных народных игрушках.
Искусство Гжели. Истоки и современное развитие творчества
Искусство Городца. Истоки и современное развитие творчества
Искусство Хохломы. Истоки и современное развитие творчества
Искусство Жостова. Истоки и современное развитие творчества
Роль народных художественных промыслов в современной жизни.
Древние образы в современных народных игрушках
Магическая роль глиняной игрушки в глубокой древности. Традиционные древние образы (конь,
птица, баба). Особенности пластической формы глиняных игрушек, принадлежащих различным
художественным промыслам. Единство формы и декора в игрушке. Цветовой строй и основные
элементы росписи филимоновской, дымковской, каргопольской и других местных форм игрушек.
.Искусство Гжели Истоки и современное развитие творчества
Краткие сведения из истории развития гжельской керамики, слияние промысла с художественной
промышленностью. Разнообразие и скульптурность посудных форм, единство формы и декора.
Особенности гжельской росписи: сочетание синего и белого, игра тонов, тоновые контрасты,
виртуозный круговой мазок с растяжением, дополненный изящной линией.
Искусство Городца Истоки и современное развитие творчества
338 Краткие сведения из истории развития городецкой росписи. Изделия Городца – национальное
достояние отечественной культуры.Своеобразие городецкой росписи, единство предметной формы и
декора. Бутоны, розаны и купавки — традиционные элементы городецкой росписи. Птицы и конь –
традиционные мотивы городецкой росписи. Основные приемы городецкой росписи.
1Искусство Хохломы Истоки и современное развитие творчества
Краткие сведения из истории развития хохломского промысла. Своеобразие хохломской росписи.
Травный узор. Существует два типа письма: верховое и фоновое. Классическим примером «верхового»
письма может служить «травка» Для «фоновой» росписи было характерно применение чёрного или
красного фона, тогда как сам рисунок оставался золотым.
Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла
Краткие сведения из истории художественного промысла. Разнообразие форм подносов, фонов и
вариантов построения цветочных композиций, сочетание в росписи крупных, средних и мелких форм
цветов. Основные приемы жостовского письма, формирующие букет: замалевок, тенежка, прокладка,
бликовка, привязка.
Щепа . Роспись по лубу и дереву Краткие сведения из истории художественного промысла
Роль народных худож промыслов в современной жизни (обобщение темы)
Выставка работ и беседа на темы «Традиционные народные промыслы – гордость и достояние
национальной отечественной культуры». «Промыслы как искусство художественного сувенира».
«Место произведений традиционных народных промыслов в современной жизни и быту».
Проведение беседы или занимательной викторины. Поисковые группы активно используют собранный
материал во время обобщения информации о тех промыслах, которые не были затронуты на
уроках этой четверти, а также задают вопросы классу, предлагают открытки для систематизации
зрительного материала по определенному признаку.
К этому занятию учащиеся готовят выставку работ для более полного обобщения темы четверти.
Декор – человек, общество, время. (2 ч)
Зачем людям украшения.
Предметы декоративного искусства несут на себе печать определенных человеческих
отношений. Украсить значит наполнить вещь общественно значимым смыслом, определить социальную
роль ее хозяина. Эта роль сказывается на всем образном строе вещи: характере деталей, рисунке
орнамента, цветовом строе, композиции.
Особенности украшений воинов, древних охотников, вождя племени, царя и т. д.
Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.
Роль декоративноприкладного искусства в Древнем Египте. Подчеркивание власти,
могущества, знатности египетских фараонов с помощью декоративноприкладного искусства.
Символика элементов декора в произведениях Древнего Египта, их связь с мировоззрением египтян
(изображение лотоса, жукаскарабея, ладьи вечности и др.).
Различие одежд людей высших и низших сословий. Символика цвета в украшениях.
Одежда «говорит» о человеке.
Декоративноприкладное искусство Древней Греции. Древнего Рима и Древнего Китая. Строгая
регламентация в одежде у людей разных сословий. Символы правителей и императоров. Знаки отличия
в одежде высших чиновников. Одежды знатных горожанок, их украшения.
Декоративноприкладное искусство Западной Европы XVII века (эпоха барокко), которое было
совершенно не похоже на древнеегипетское, древнегреческое и древнекитайское своими формами,
орнаментикой, цветовой гаммой. Однако суть декора (украшений) остается та же выявлять роль людей,
их отношения в обществе, а также выявлять и подчеркивать определенные общности людей по
классовому, сословному и профессиональному признакам.
О чем рассказывают гербы и эмблемы.
Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность гербов Преемственность
цветового и символического значения элементов гербов древности и современности.
339 Роль декоративного искусства в жизни человека и общества ).
Итоговая игравикторина с привлечением учебнотворческих работ, произведений декоративно
прикладного искусства разных времен, художественных открыток, репродукций и слайдов, собранных
поисковыми группами.
Декоративное искусство в современном мире. (1ч).
Темы: Современное выставочное искусство.
Ты сам мастер декоративноприкладного искусства (Декоративная ваза)
Ты сам мастер декоративноприкладного искусства ( Мозаичное панно)
Современное выставочное искусство.
Многообразие материалов и техник современного декоративноприкладного искусства
(художественная керамика, стекло, металл, гобелен, роспись по ткани, моделирование одежды).
Современное понимание красоты профессиональными художниками мастерами декоративно
прикладного искусства. Насыщенность произведений яркой образностью, причудливой игрой фантазии
и воображения.
Пластический язык материала, его роль в создании художественного образа. Творческая интерпретация
древних образов народного искусства в работах современных художников.
Ты сам мастер декоративноприкладного искусства
Реализация в конкретном материале разнообразных творческих замыслов.
Технология работы, постепенное, поэтапное выполнение задуманного изделия Выполнение эскиза
будущей работы. Деление общей композиции на фрагменты. Соединение готовых фрагментов в более
крупные блоки.
4. Тематическое планирование уроков изобразительного искусства
5 класс обучение по индивидуальному плану
Тема года: «Декоративноприкладное искусство в жизни человека».
№
п/п
1.
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
Наименование раздела
Темы уроков
Древние корни народного искусства
Древние образы в народном искусстве
Декор и внутренний мир русской избы. Предметы народного быта
и труда
Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки
Народный праздничный костюм
Народные праздничные обряды.
Связь времен в народном искусстве
Древние образы в современных народных игрушках
Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла
Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла
Искусство Хохломы. Истоки и современное развитие промысла
Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла
Щепа. Роспись по лубу и дереву
Роль народных худ промыслов в современной жизни
Декор – человек, общество, время
Зачем людям украшения
Одежда говорит о человеке
О чем рассказывают гербы и эмблемы
Роль декоративного искусства в жизни человека и общества
Декоративное искусство в современном мире
Современное выставочное искусство
Ты сам – мастер декоративноприкладного искусства
340
Колво час
2:
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
3,5:
2:
1:
Программа изо 5 класс индивидуальное обучение
Программа изо 5 класс индивидуальное обучение
Программа изо 5 класс индивидуальное обучение
Программа изо 5 класс индивидуальное обучение
Программа изо 5 класс индивидуальное обучение
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.