Программа комплексных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию "Мы - дети православной России!"
Оценка 4.8

Программа комплексных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию "Мы - дети православной России!"

Оценка 4.8
Руководства для учителя
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
15.02.2018
Программа комплексных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию "Мы - дети православной России!"
Данная программа, отвечая запросам времени, направлена на системное, комплексное, поэтапное формирование основ духовно-нравственного, гражданско-патриотического, экологического развития личности в системе работы школы. Механизм реализации программы основан на интеграции комплекса обязательных и дополнительных образовательных программ, системы сложившихся в школе традиций по основным направлениям воспитательной системы. Программы «Мы – дети православной России!» нацелена на формирование у школьников убеждений и взглядов, отражающих интересы государства и общества, воспитание чувства гордости за свою страну, народ, малую родину, развитие нравственных идеалов, соблюдения норм и правил общечеловеческой морали, понимание общечеловеческих понятий долга и чести, справедливости, честности, порядочности и др.
Программа Мы -дети православной России!.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Хованщинская средняя общеобразовательная школа»   Рузаевского муниципального района республики Мордовия                                                               Программа  комплексных мероприятий  по духовно­нравственному воспитанию «Мы – дети православной России!»  (программа рассчитана на детей 8­18лет,  срок реализации программы 5лет)                                                                                                                                                                                                                          Автор: Зоткина Мария Ивановна,                                                                                 заместитель директора                                                                                 по воспитательной работе                                                                                              с. Хованщина, 2017г. 1 Содержание Введение.   Актуальность проблемы духовно­нравственного воспитания  школьников.   Пояснительная записка. 1. Содержание программы. 1.1. Концептуальная часть. 1.2. Принципы программы.  1.3. Внешние связи школы. Социальная сфера.  2. Этапы реализации программы. 3. Диагностика. 4. Формы работы с родителями.  5. Формы работы с обучающимися. 6. Основные направления работы. 7. Ожидаемый результат. 8. Механизмы реализации программы воспитательной работы. Используемая литература. 2 Актуальность проблемы духовно­нравственного воспитания школьников Проблема духовно­нравственного образования сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро.  В своем послании к Федеральному Собранию 12 декабря 2012 г. В.В. Путин оценил состояние дел в духовно­нравственной сфере как «демографическую   и   ценностную   катастрофу»,   происшедшую   в   результате утраты   многих   нравственных   ориентиров.   «Мы   должны   всецело   поддержать институты, которые являются носителями традиционных ценностей, укрепить прочную духовно­нравственную основу общества», – отметил Президент России. Основные посылы в этой работе были адресованы сфере образования. Почему так?   Школа заботится о нравственном становлении личности: передает от поколения к поколению духовные ценности человечества, учит  честности, справедливости, добру, любви,   милосердию.   Школа воспитывает   в школьниках национальное достоинство русского человека,  ориентирует на активную жизненную позицию, готовит   к   выбору   дальнейшего   пути   развития.  Школа  понимает   проблему возрождения утерянных традиций русской православной семьи, основанных на любви и взаимном уважении ее членов.  Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина,   способного   самостоятельно   оценивать   происходящее   и   строить свою   деятельность   в   соответствии   с   интересами   окружающих   его   людей. Решение   этой   задачи   связано   с   формированием   устойчивых   нравственных свойств личности школьника. 3 Актуальность   проблемы   духовно­нравственного   воспитания   школьников определяется  и следующими обстоятельствами: Во­первых, обществу необходимы   широко образованные, высоконравственные люди, обладающие не только знаниями, но и положительными чертами личности. Во­вторых,   в   современном   мире   маленький   человек     окружен   множеством источников сильного воздействия как позитивного, так и негативного характера, которые     обрушиваются   на   неокрепший   интеллект   и   чувства   ребенка,   на несформировавшуюся  нравственность. В­третьих, нравственные знания  не только информируют школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях его поступка для окружающих людей. Духовно­нравственное развитие личности опирается на духовные, культурные и общественные   ценности,   сложившиеся   на   протяжении   многих   веков   на территории великой России. Основными ценностями были и остаются жизнь в гармонии   с   природой,   забота   о   близких   людях,   причастность   к   судьбам Отечества, личное самоопределение человека и его достоинство. От   успешного   решения   вопроса   духовно­нравственного   воспитания подрастающего поколения зависит как личное благополучие каждого человека, так и благосостояние всего общества. В условиях современной общественной жизни   это   и   вопрос   национальной   безопасности.   Нравственная   незрелость   и духовная опустошенность подрастающего поколения лишают страну ее главного национального богатства – честных, трудолюбивых, любящих свое Отечество людей.   Поэтому   развитие   духовного   образования   является   основой   для воспитания   нравственной,   интеллектуально   развитой   личности,   условием сохранения   национальных   культурных   традиций,   барьером   против   внешних 4 негативных сил, нацеленных на разрушение традиционных нравственных устоев общества.                                                                      Пояснительная записка. Время   выдвинуло   перед   школой   необходимость   создания   эффективных воспитательных   программ,   способных   сформировать   качества   гражданина, патриота России, любящего свою Родину, стремящегося найти свое призвание и достичь   высшей   степени   мастерства   в   свободно   избранной   им   сфере деятельности.   Способного   быть   лидером,   вести   за   собой,   осознавая   свое предназначение,   умеющего   работать   во   славу   свою   и   Отечества   и   быть счастливым у себя на Родине.  Данная   программа,   отвечая   запросам   времени,   направлена   на   системное, комплексное, духовно­нравственного,   поэтапное   формирование   основ  гражданско­патриотического,   экологического   развития   личности   в   системе работы   школы.   Механизм   реализации   программы   основан   на   интеграции комплекса обязательных и дополнительных образовательных программ, системы сложившихся   в   школе   традиций   по   основным   направлениям   воспитательной системы.  Основанием для разработки и реализации являются:   Федеральный закон «Об образовании   в   Российской   Федерации»,   Конвенция     о   правах   ребенка, Конституция Российской Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации, Федеральный   государственный   образовательный   стандарт   начального   и основного общего образования, Концепция духовно­нравственного воспитания 5 российских   школьников, школы, Программа развития школы.   Устав   школы,   Образовательная   программа Предлагаемая   модель   духовно­   нравственного   воспитания   обучающихся базируется на сочетании четырех компонентов:  1)   учебных   курсов,   формирующих   базовое   представление   обучающихся   об основах   культуры,   системы   ценностей   и   нравственных   норм   православного христианства;  2)   целенаправленного   включения   содержания   духовно­нравственной направленности в программы общеобразовательных учебных предметов с учетом их предметной специфики;  3) учебных курсов, направленных на формирование углубленных представлений об отдельных аспектах христианской культуры и нравственности на основном и среднем уровне образования;  4) программ внеурочной деятельности и дополнительного образования Новые образовательные стандарты общего образования подчеркивают важность духовно­нравственного воспитания и предусматривают наличие в учебном плане предметной области  «Основы православной культуры» Системообразующим  элементом духовно­нравственного воспитания в средней школе   является   учебный   курс   «Мировая   художественная   культура». Расширение пространства духовно­нравственного воспитания обеспечивается за счет включения содержательных элементов соответствующей направленности в программы   обязательных   учебных   предметов   «Окружающий   мир», «Литературное   чтение», «Технология».   «Изобразительное   искусство»,   «Музыка», 6 Другим   средством   реализации   Концепции   на   ступени   основного   общего образования   является   расширение   содержания   общеобразовательных   учебных предметов   за   счет   специально   подобранного   учебного   материала, способствующего формированию духовно­нравственных ценностей личности на основе   обращения   к   истории   и   культуре   христианства.   Наиболее   широкие возможности для включения дополнительного материала духовно­ нравственной направленности предоставляют социально­гуманитарные предметы («История», «Литература»,   «Русский   язык»,   «Обществознание»),   а   также   предметы образовательной   области   «Искусство».   Однако   Концепция   не   забывает   и   о воспитательном потенциале математики и естественнонаучных предметов. Этим предметам   отводится   важная   роль   в   постижении   универсальности   законов мироздания,   совершенства   и   красоты   материального   мира.   Их   содержание позволяет   затронуть   вопрос   об   этической   ответственности   в   науке   и   любой профессиональной деятельности, чрезвычайно остро стоящий в условиях XXI в.  Выбор названия   Программы   «Мы – дети православной России!»  нацелен на формирование   у   школьников   убеждений   и   взглядов,   отражающих   интересы государства и общества, воспитание чувства гордости за свою страну, народ, развитие нравственных идеалов, соблюдения норм и правил общечеловеческой морали, понимание общечеловеческих понятий долга и чести, справедливости, честности, порядочности и др. Педагогический   коллектив   школы   совершенствует   воспитательный   процесс, используя   различные   педагогические   технологии,  развивает   и   укрепляет сложившиеся в процессе многолетней совместной работы школьные ценности,  в числе которых следует выделить: ­ уважение к истории школы и родного края; ­ доверие друг к другу всех субъектов педагогического процесса; 7 ­ атмосфера свободы творчества;  ­ стремление к высокому уровню психологической комфортности,  самоорганизации; ­ обеспечение стандарта образования для всех выпускников школы; ­ стремление к обеспечению социальной адаптации школьника. Основные доминанты, нашедшие отражение в Программе: ­  всестороннее развитие личности школьника  с опорой  на познавательную, игровую,   спортивную,   творческую,   коммуникативную,   досуговую, организаторскую виды деятельности; ­   ориентиры   на   воспитание   личности   образованной,   творческой, самостоятельной, гуманной, способной ценить себя и уважать других; ­   учет   возрастных   возможностей,   интересов,   потребностей   и индивидуального развития ребенка; ­ взаимодействие   с  семьей   как   равноправным   участником   воспитательного процесса в школе; ­ воспитание   ребенка   в   социуме   с   учетом   социальной   обстановки   и региональных особенностей; ­   признание   и   принятие   школьниками     абсолютных   ценностей:   Человек, Семья, Отечество, Труд, Знания, Здоровье, Культура, Мир, Земля. Человек  – разумное существо, часть, природы, общества.  Изучает и изменяет себя и окружающий мир, создаёт культуру и собственную историю. 8 Семья  –   союз   супругов,     связанных   духовно,   общностью   быта   и   взаимной моральной ответственностью. Отечество обозначает   страну   предков   человека,   а   также   особое   чувство, которое сочетает в себе любовь и чувство долга ­ патриотизм. Труд ­ основа бытия. Знание ­ результат процесса познавательной деятельности. Здоровье ­ отсутствие выявленных расстройств и заболеваний.  Культура ­ совокупность созданных человечеством материальных, духовных и социальных ценностей. Мир, Земля – Вселенная, планета  и её обитатели. Творчество ­ необходимое условие реализации личности. Дружба,   любовь,   доброта  как   основа   взаимоотношений   между   людьми   к окружающему миру.  Ценность   человеческой   жизни,   смысл   жизни;   ценность   мира   –   как   принципа жизни;   ценность   добра,   справедливости,   милосердия,   чести,   достоинства; толерантность, представление о вере. Личность, способная ориентироваться в системе ценностей, умеющая осваивать их,  становится источником активности,  знатоком жизни. Ей присущи качества: 9 ­ высокоразвитое   сознание   (понимание   самого   себя,   формирование   своего отношения к людям, труду, семье, обществу, нахождение своего места среди людей, понимание своих возможностей и желание их реализовать); ­ психическое, физическое и нравственное здоровье; ­   образованность  (воспитание потребности  знать больше,  постоянно учиться, познавать, развивать себя); ­ благочестивое   воспитание   (образ   жизни   интеллигентного,   культурного, нравственного человека); ­ патриотизм в сочетании с активной гражданской позицией. Поддержание   традиций   школы   является   важным   элементом   воспитательной системы. Одни из них   ведут свою историю со дня рождения образовательной организации,   другие   создаются   в   процессе   совершенствования   содержания, форм и методов организации учебно­воспитательной работы. Они содействуют возникновению   духовного   притяжения,   укрепляют   чувства   патриотизма   и национальной   гордости.   Через   школьные   традиции   формируется   отношение ученика к окружающей действительности, происходит совместное участие детей и взрослых в общественно значимых событиях.  К ним относятся: День Знаний,  День Учителя, День самоуправления, Посвящение в первоклассники,  Осенний бал, Синичкин день, День Матери, День неизвестного солдата, Новогодние утренники и бал­маскарад,  День защитника Отечества, 10 Международный женский день 8 марта, Масленица, Православные чтения «Прикоснись к святыне…» Предметные недели, День Победы, Последний звонок, День славянской письменности Выпускной бал, День защиты детей.  На   традициях   школы   происходит   гражданско­патриотическое   становление личности школьника, освоение ценностей культуры, формирование  отношения к малой родине, языку, своему народу, его традициям, обычаям, идеалам. Так, в стенах школы располагается музейная комната, экспонаты которой множатся по инициативе самих детей и  за счет плодотворной работы кружка «Краеведение». Ведется   сбор   материала   по   самым   разным     направлениям:     истории   и   быте мордовского народа,  ветеранах войны и труда, истории школы и общественных организаций, участниках военных конфликтов в современной истории нашего государства.  В числе новых традиций митинги у памятника погибшим воинам, поисковая   работа,   составление     мультимедийных   презентаций.  Приобретают значимость Всероссийские уроки, не оставляют равнодушными акции. Школа взаимодействует с поисковиками республики Мордовия.  Важный показатель эффективности воспитательной работы ­заинтересованность детей   школьной   жизнью.   удовлетворенности  детей и родителей школьной жизнью достаточно высок.      По   данным   проведенных   опросов,   уровень Достоинством воспитательной системы является ее распределение по месячным циклам,   что   позволяет   сосредоточить   силы   участников   воспитательного процесса на общей теме и организовать работу более плодотворно: 11 Сентябрь ­ месячник безопасности жизнедеятельности Октябрь ­ месячник старшего поколения Ноябрь ­  месячник правовой культуры Декабрь ­ месячник воспитания гражданственности Январь ­ месячник воспитания культуры жизненного самоопределения Февраль ­  месячник военно­патриотического воспитания Март ­ месячник профессиональной ориентации Апрель ­ месячник добра и здоровья Май ­ месячник гражданско­патриотического воспитания   Вышеуказанный     порядок   мероприятий   помогают   становлению   ценностных ориентаций обучающихся, соответствующих современному обществу. Цель  Программы   ­  социально­педагогическая   поддержка   становления   и развития   высоконравственного,   творческого,   инициативного,   компетентного гражданина   России,    принимающего   судьбу   Отечества   как   свою   личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны;  воспитание в духовных и культурных традициях многонационального  народа Российской Федерации. Общие задачи: ­умело   использовать воспитательные   компоненты образовательных программ школы;  ­повысить воспитательную  значимость культурно­досуговых мероприятий;  ­активно приобщать обучающихся к традициям и ценностям школы;  ­развивать формы самоуправления;  ­улучшать социально­психологический  климат школы;  12 ­повышать  квалификацию учителей в сфере воспитательной работы с детьми;  ­повышать   эффективность   работы   с   родителями   в   сфере   нравственного   и патриотического воспитания. Задачи  воспитания гражданина и патриота: ­осознавать свою принадлежность к семье, роду, малой родине, России; ­найти свое призвание в жизни; ­освоить основы гражданского общества и самоуправления; ­осуществлять социально­культурные проекты; ­осознавать свой долг по защите Родины;  ­участвовать  в работе с ветеранами, в проведении акций, военных игр и другой   необходимой деятельности;  ­ изучать  историю Государства Российского ;  ­знать родословную своей семьи;  ­ участвовать в музейной работе;  ­восстанавливать и поддерживать традиции; ­ вести поисковую работу.  Задачи  формирования экологической культуры: ­формировать экологическое  мировоззрение;  ­осуществлять экологические акции, проекты;  13 1.1 Концептуальная часть. Воспитание   нравственности   и   духовности   во   все   времена   являлось   одной   из основных   педагогических   проблем,   занимающей   умы   великих   педагогов, писателей, государственных деятелей, таких как Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, Я.А. Каменский, В.А. Сухомлинский и др. Классическая   педагогика   рассматривала   духовность   как   некую внутреннюю нравственную сущность человека. «Назначение первичного воспитания в том, чтобы   вовремя   разжечь   божественные   огоньки,   таящиеся   под   телесной оболочкой», ­ писал Я.А. Каменский. 14 Человек, по учению духовных отцов Православной церкви, представляет собой триединство духа, души и тела.   С   этим   утверждением   соглашался   К.Д. Ушинский.   По   Ушинскому,   «сущность   духовно­нравственного   воспитания состоит в том, чтобы научить душу человека господствовать над телом, усилием воли   преодолевать   его   инерцию,   стремление   к   получению   примитивного удовольствия». Значительную роль в воспитании духовности классическая педагогика отводит религии.   Я.А.   Каменский   считал,   что   «…стремление   к   всеобщей   гармонии добродетелей   возможно,   если   сердца   будут   насыщаться   «божественной любовью», и только ту школу можно назвать «истинной мастерской людей», в которой «дети уже на земле приучались бы жить небесною жизнию». К.Д. Ушинский называл религию «неисчерпаемым источником нравственного и умственного развития». По его мнению, «есть только один идеал совершенства, перед которым преклоняются все народности, ­ это идеал, представляемый нам христианством». Классики советской педагогики стержнем духовных поисков человека считают его идеалы.   Идеалы   как   духовные   стремления   побуждают   человека   к деятельности,   к   активному   преобразованию   мира.   «Идеал   ­   это   духовная сердцевина личности», ­ утверждал В.А. Сухомлинский.  Таким образом,  духовность развивается в процессе нравственно­эстетического освоения   мира   и   проявляется   в   поведении   человека   в   соответствии   с общечеловеческими   моральными   ценностями,   а   также   в   созидательном творческом труде на благо общества. Мы   –   сторонники   гуманистической   психологии   и   педагогики,   мы   разделяем идеи   народной   педагогики.   Вместе   с   тем   считаем,   что   все   перечисленные 15 подходы   нуждаются   в   интеграции,   так   чтобы   всем   этим   богатством   мог воспользоваться каждый учитель. Педагог   совместно   с   воспитанником   определяет   интересы,   цели,   пути преодоления препятствий в обучении, воспитании, общении, образе жизни.  Как явление школьной и общественной жизни воспитательная система школы характеризуется рядом отличительных черт: Это система социальная.    Это система целенаправленная.  Это система педагогическая.  Это система ценностно­ориентированная.  Это система целостная.   Это система открытая.  Это система саморазвивающаяся и самоуправляемая. Воспитательная   концепция     школы,   создаваемая   совместными   усилиями педагогов,   детей,   родителей   направлена   на   достижение     успеха   школьника, обеспечение благополучия в их семьях,   развитие села, района и республики, процветание России. Воспитательной системой определяются ценностные  основы взаимодействия с   общественными   организациями, учреждениями   культуры   и   спорта, религиозными   объединениями,   средствами   массовой   информации   и   др., осуществляемые     в   целях   совместного   обеспечения   условий   для   духовно­ нравственного развития и патриотического воспитания юных граждан. 16 Кроме того,  в воспитательном порядке школы  объединяется целый комплекс программ, методик и технологий, детское объединение «Рост», методических объединений  педагогов, общественных объединений, оказывающих  поддержку или     участвующих   в   воспитательном   процессе.   То   есть,   создается   особая образовательная   и   развивающая   среда,   дающая   возможность   гармоничного развития личности. Воспитательная   система   школы   охватывает   весь   педагогический   процесс, интегрируя   учебные   занятия,   внеурочную   жизнь   детей,   разнообразную деятельность и общение за пределами школы.  Организация   воспитательного   процесса   закладывает   у   подрастающего поколения   основы   общественных   идеалов   и   ценностей,   создает   условия,   при которых каждый ребенок может научиться делать выбор и осуществлять его в соответствии с нормами, которыми руководствуются школа и общество. 1.2. Принципы реализации Программы Принцип   нравственного   примера   педагога.  моральные   нормы,   которыми   он   руководствуется   в   профессиональной деятельности  и жизни, его отношение к педагогическому труду,   ученикам,   Нравственность   учителя, коллегам. Принцип гуманистической   направленности,   создающий   условия   для раскрытия и развития способностей школьника, его самореализации. Принцип   сотрудничества   и   сотворчества  как   условие   для   личностного самоопределения школьника, помогающее  добиваться радости успеха, осознать свои возможности, поверить в себя, свои силы. 17 Принцип самоактуализации, выражающийся в умении побудить и поддержать стремление   учащихся   развитию   природных   и   социально   приобретенных возможностей.  Принцип доверия и поддержки, основанный на  вере в ребёнка, поддержке его устремлений к самореализации. Принцип природосообразности,   предполагающий   отношение к ребенку как части природы, воспитание его с учетом закономерностей природного развития, половозрастных   особенностей,   особенностей   психофизической   организации   и задатков; Принцип   культуросообразности,   использование   в   воспитании   и   образовании   культуры   той   среды,   нации, общества, страны, региона, в которой находится учебное заведение. предусматривающий   максимальное  Принцип творчества и успеха предполагает  умение создавать новое, находить нестандартное решение жизненных проблем.  Соблюдение  этих  принципов  позволит  максимально  эффективно  воплотить   в идею   школы   успеха,   реализовать   на   практике     творческий   союз:   успешный ученик – успешный учитель – успешная школа. 1.3. Внешние связи школы. Социальная сфера. Социальные   партнеры   школы:    администрация   сельского   поселения, культурно­досуговый   центр,     сельская   библиотека,   фельдшерско­акушерский пункт,  церковный приход.  Все   они   обладают   определенным   воспитательным   потенциалом   и   реализуют свою функцию по отношению к конкретным социальным и возрастным группам 18 населения,   а   также   служат   механизмом   их   интеграции   в   воспитательном   и образовательном пространстве. В своей работе школа учитывает особенности социальной среды и выступает как культурно­просветительный   и   образовательный   центр   не   только   для   детей, родителей, но и села в целом. Школа является организатором культурно­массовых мероприятий,  спортивных соревнований,   социальных   акций,   прилагает   усилия   по   сохранению   и преумножению   культурных   традиций,   намерена   продолжать   сотрудничество, проявляя встречную инициативу.  Социокультурная   деятельность   охватывает   сферу   семьи,   быта,   свободного   и учебного   времени   детей,   общественной   и   творческой   активности   детей   и взрослых по месту жительства.        Развитие   социокультурного центра предусматривает:   сельской   школы   в   условиях   деятельности   школы   как ­ привлечение к социальному партнерству структур разных уровней,; ­ создание условий для повышения  роли  органов  местного  самоуправления  и других организаций в решении проблем образования на селе; ­ обеспечение социальной и профессиональной ориентации школьников; ­ возможность использования новых форм взаимодействия. Задачами  данной сферы деятельности ставятся: ­     разработка     механизма   и   плодотворное   взаимодействие   между   сельскими структурами; ­   повышение   заинтересованности   жителей   села   в   воспитании   и   развитии подрастающего поколения; ­ привлечение  районных структур к проблемам и деятельности молодежи села; ­ активизация работы по выявлению и развитию талантливых детей. 19 Реализация   социокультурного   взаимодействия   следующих направлениях:   осуществляется   в ­   воспитательная   система   школы   во   взаимодействии   с   сельскими структурами; Содержание работы: ­ составление плана воспитательной работы школы с учетом мероприятий на уровне села, района; ­  организация деятельности социально профилактической службы; ­   разработка   базы   данных   «Одаренные   дети»   и   планирование   работы   с талантливыми детьми.  ­  организация совместных мероприятий; ­  работа Управляющего совета.   ­    школа   в   сотрудничестве   с   жителями   села   в   воспитании   и   развитии подрастающего поколения; Содержание работы:   ­      Проведение   мероприятий,   направленных на привлечение жителей села к активному,  творческому, организованному досугу. ­ школа и районные структуры  в решении проблем сельской молодежи Содержание работы: ­  участие в районных целевых программах; ­  организация взаимодействия со школами района; ­  разработка проектов и  предложений в работе с молодежью села и района.  В   рамках   сотрудничества   становится   возможной   реализация   социально­ образовательных   проектов.  Так,    с  утверждением   в  стране  (по   предложению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла)   Дня православной книги   благочиния Рузаевского района и центральная библиотека разработали 20 целевую   комплексную   программу «Исток». В   её   рамках   проходит   конкурс  «Родник   духовного   наследия»,   где  и   наши   школьники   активно участвуют и   занимают призовые места.  Огромный   резерв   нравственного   воспитания   на   селе   представляет   собой совместная работа школы   и сельской библиотеки, так как  одним из важных источников получения информации для детей продолжает  оставаться книга. За последние семь лет   сотрудничество с данным очагом культуры значительно окрепло и переросло в тесное сотрудничество со многими библиотеками района в рамках проводимых ими мероприятий.   Неподдельный   интерес   к   вопросам   воспитания   и   передачи   опыта подрастающему   поколению   проявляет   старшее   поколение.  Ветераны  войны  и труда села ­ почетные гости на школьных мероприятиях. Общение с ними всегда оказывает   позитивное   влияние   на   детей.     Дети,   в   свою   очередь,   оказывают посильную   помощь   пожилым   людям.   Кроме   того,   школа   уделяет   внимание малообеспеченным,  многодетным, социально незащищенным семьям. Здоровье  обучающихся под контролем  работников  фельдшерско­акушерского пункта. Медосмотры, профилактические беседы,  месячники безопасности – не полный перечень совместных дел. Результат – приобщение детей к здоровому образу жизни, снижение уровня заболеваемости, профориентационный фактор.  Человек   славен   трудом.   Возможность   почувствовать   это   и   понять появляется у ребят во время трудовых десантов и в период летней занятости на пришкольном   участке,   где     совместным   трудом   выращиваются   овощи   для   Через   рабочие   профессии   родителей   реализуется школьной   столовой.   республиканский образовательный модуль «Старт в профессию». Площадками для   встреч   являются   диспетчерская   служба   станции   Хованщина,   подстанция электрических сетей, почта, торговые точки села,  библиотека, сельский совет, медпункт. 21 В течение ряда лет школа успешно сотрудничает с   протоиреем Александром   настоятелем   Покровской   церкви   деревни   Русское Баймаково Логиновым,   и  Рузаевского   района   республики   Мордовия. материальной помощи   мы   посещаем православные Святыни  и музеи родного   его   благословения    С   края. Беседы с подростками  о православных ценностях,  духовных заповедях, соблазнах и пороках современности многого стоят. Отец Александр ­ частый гость   не   только   в   селе,   семьях   наших   воспитанников,   но   и   на   школьных мероприятиях.  С его моральной  поддержки, личного участия, участия наших старшеклассников и учителей поставлен в селе памятник погибшим воинам. С его благословления на получение знаний начинается новый учебный год в школе. С   его   участием   проходят   месячник   военно­патриотической   работы, традиционные   Православные   чтения   «Прикоснись   к   святыне…»     Стабильная ситуация в подростковой среде и семьях  наших учеников  в течение ряда лет – хорошее тому подтверждение.     Всё,   что   выполняется   совместно   –   это   только   начало   пути   по   созданию социокультурной среды для становления активной жизнестойкой личности.  И   только   во   взаимодействии   с   социокультурной   средой,   с   семьёй     можно добиться оптимальных результатов воспитания личности.    22 2. Этапы реализации Программы Программа рассчитана на 5­летний срок реализации (2014­2019 годы) I этап ­ подготовительно­организационный  (2014­2015 г.) Поиск   форм,   методов,   способов   воспитания   и   изучение   инновационных технологий   с   учетом   личностно   значимой   модели   образования.   Определение стратегии и тактики деятельности всех субъектов образовательного процесса. II этап ­ содержательно­деятельностный  (2015­2017 г.) Реализация основных направлений программы. Осуществление промежуточного контроля их реализации. III этап ­ коррекционно­аналитический  (2017­2019 г.) Анализ результатов реализации программы и их соотношение с поставленными целью и задачами. Определение перспектив и путей дальнейшего формирования воспитательной системы образовательного учреждения. 23 3. Диагностика Диагностика   развития   духовно­нравственной   сферы   ребенка   чаще   всего включает исследование осознания детьми нравственных норм и представлений о нравственных   качествах,   изучение   нравственных   чувств   ребенка,   выявление нравственного   поведения   в   ситуации   морального   выбора,   нравственной направленности во взаимодействии со сверстниками и т.д. Изучение особенностей обучающихся, понимание мотивов их поведения дают возможность   предвидеть   их   реакцию   в   различных   ситуациях,   что,   в   свою очередь, делает воспитательную работу разумно обоснованной.    Результаты   духовно­нравственного   развития   и   воспитания   обучающихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, ведущими методами которых будут   экспертные   суждения,   анонимные   анкеты,     тестовые   инструменты, самооценочные суждения  детей.   Мониторинги, способные отследить результаты:  1. Уровень воспитанности;  2. Уровень социализации;  3. Уровень учебной мотивации;  4. Уровень удовлетворённости учебным процессом;  5. Оценка здоровьесберегающей деятельности школы; 6. Занятость обучающихся во внеурочной деятельности. 7. Оценивающие тренинги. 8. Анкетирование. 9. Интервью. 24 Направления диагностики: 1. Изучение индивидуальных особенностей обучающихся: способности; темперамент; тип личности в общении; самооценка; успешность в деятельности; уровень воспитанности. 2. Изучение межличностных отношений: тип личности в общении;  социально­психологический климат в классе; самооценка; успешность в деятельности; уровень воспитанности. Формы диагностики: анкетирование; тестирование; наблюдение; 25 беседа. 4. Работа с родителями  Школа и семья –  два социальных института, от чьих согласованных действий зависит эффективность процесса воспитания ребенка.    Семья – основа будущего благополучия человека, уверенность в завтрашнем дне. Ребёнок – надежда и опора родителей, они вправе надеяться на его помощь и поддержку, на уважительное к себе отношение.   Ребёнок   должен   расти   и   развиваться   в   атмосфере   любви,   доброты   и поддержки, свободной от любых форм насилия. Школа должна помочь ребёнку  Обе   стороны сохранить   и   укрепить   связь   с   отчим   домом   и   семьёй. воспитательного процесса   должны быть заинтересованы  в изучении ребенка, раскрытии   и   развитии   в   нем   лучших   качеств   и   свойств,   необходимых   для самоопределения   и   самореализации.   В   основе   такого   взаимодействия   лежат принципы   взаимного   уважения   и   доверия,   взаимной   поддержки   и   помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.  Огромный   потенциал   воспитательных   возможностей   семьи   обусловливается глубокой духовной связанностью ее членов. Эта связь не навязывается семье извне, а является законом ее внутренней жизни. Детей бессознательно влечет к своим родителям, они подражают их внешнему образу, усваивают их привычки, их   мировосприятие,   систему   ценностей.   Родителям   легко   привить   ребенку 26 милосердие,   сострадание,   стремление   оказать   помощь   ближнему.   Ребенок, получивший внутри семьи опыт любви, перенесет его и во внешний мир.  Формы работы с родителями: родительский всеобуч;  собрания;  консультации;  анкетирование; совместные мероприятия;  тестирование с целью коррекции процесса духовно­нравственного воспитания в семье;  наглядная пропаганда; дни открытых дверей; создание родительского актива;  посещение семей, оказание им консультативной  помощи; участие   родителей   в   управлении   школой   через   Совет   школы,   родительский комитет. 27 5. Формы работы с обучающимися: 1. Через учебную деятельность. 2. Через внеклассную и внеурочную деятельность:  кружковая работа; беседы, классные часы, лекции, конференции, диспуты, «круглые столы»; праздники; экскурсии, походы, игры; просмотр фильмов, прослушивание аудиозаписей; конкурсы,   викторины,   выставки   детского   творчества,   вечера,   тематические утренники; деловые и ролевые игры, дискуссии;  моделирование, проектирование; встречи с интересными людьми;  коллективные творческие дела; 28 презентация книг; благотворительные акции; тематические эстафеты, соревнования и др. 6. Основные направления работы  «Я – гражданин» 1.   Воспитание   понимания   Отечества   как   непреходящей   ценности,   связи   с предыдущими поколениями. 2. Формирование гражданского отношения к Отечеству. 3. Воспитание верности духовным традициям России. 4. Развитие общественной активности, воспитание сознательного отношения к народному достоянию, уважения к национальным традициям. «Я – защитник Отечества» 29 1.   Воспитание   чувства   патриотизма,   сопричастности   к   героической   истории Российского государства, формирование у подрастающего поколения верности Родине, готовности служению Отечеству и его вооруженной защите. «Я и здоровье» 1. Создание условий для сохранения физического, психического, духовного и нравственного здоровья учащихся. 2. Воспитание негативного отношения к вредным привычкам. 3. Пропаганда физической культуры и здорового образа жизни «Я и культура» 1. Раскрытие духовных основ отечественной культуры. 2.   Воспитание   чувства   прекрасного,   развитие   творческого   мышления, художественных способностей, формирование эстетических вкусов, идеалов. 3. Формирование понимания значимости искусства в жизни каждого гражданина. «Я и семья» 1.   Формирование   представлений   о   семейных   ценностях,   уважения   к   членам семьи, воспитание семьянина, любящего своих родителей. 3.   Привитие понимания сущности основных социальных ролей сына – мужа, дочери­матери. «Я и школа» 30 1.   Формирование   осознания   принадлежности   к   школьному   коллективу, стремление   к   сочетанию   личных   и   общественных   интересов,   к   созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе. 2.   Воспитание   сознательного   отношения   к   учебе,   развитие   познавательной активности, формирование готовности к сознательному выбору профессии. «Я и планета» 1. Воспитание понимания взаимосвязей между человеком, обществом, природой, гуманистического отношения к людям. 3. Формирование эстетического отношения к окружающей среде и труду как источнику радости и творчества людей. 7. Ожидаемые результаты: ­сохранение патриотического и культурного наследия; ­ возрождение духовно­нравственных традиций в семейном воспитании. ­ социальная   адаптация   детей,   в   том   числе     детей     с   ограниченными возможностями здоровья.  ­  снижение уровня подросткового  и семейного неблагополучия; 31 ­ повышение   удовлетворённости   учащихся   и   их   родителей   образовательным процессом в школе. ­сформированная мотивация обучающихся к соблюдению морально­этических норм и здорового образа жизни. ­   овладение   педагогами   формами   и   методами   работы   по   формированию духовно­нравственной личности ребёнка. Можно выделить следующие показатели духовности обучающихся:  1) наличие таких качеств личности, как доброта, искренность, открытость,   эмоциональная   устойчивость, щедрость, общительность, сострадание, радость, стыд;    наблюдательность,   оптимизм, 2)   достаточно   развитые   качества   познавательных   процессов:   мышление восприятие, память, речь, внимание, воображение;  3)   благоприятное   творческое   самочувствие:   вдохновение,   увлеченность делами, ясность мысли, положительный энергетический потенциал;  4)   наличие   внутренней   свободы:   свобода   от   страхов,   сознательное   и добровольное выполнение обязанностей в учебе,  труде;  5) бесконфликтность во взаимодействии, поиск причин внешних проблем в себе, жизнь по законам природы;  6) стремление жить не только для себя, но и для других;  7) гуманизм в отношении к человеку, миру, природе. Достижения общеобразовательной школы за 2014­2017 г. Всероссийский уровень 32 ФИО учащегося, Название конкурса Результат учителя Казеев А.Н. Надина С.С. «Лев­царь зверей» «Гений Град» Порваткин А.В. «Newkonkurs – Талант  2016» 3место ІІ место ІІ место Порваткин А.В. Порваткин  А.В. «Гордость России» Диплом 1 степени   «Моя профессия   будущая Диплом 2 место  Надина С.С. «Россия ­  моя  любимая Диплом 1 место страна» Кумакшева Н.А. «Солнечный свет» победитель Исаева Л.И. Лищук Е.А. Резяпкина С.А. «Гордость России» «Гений Град» «Рассударики»  2 место 3 место  лауреат                                                Республиканский уровень Макеева М.Ю.  «Старт в профессию» Сертификат лауреата Дерина М.И. «Причастники  Диплом II степени Муниципальный уровень божественного света» Сузикова И.Г. Сузикова И.Г. «Ученик года» Призер «Причастники  Диплом 1степени божественного света» Надина С.С. «Причастники  Диплом II степени божественного света» Паниев Л.Ю. олимпиада школьников  1 место (технология) 33 Дерина М.И. Дёрина М.И. Антинаркотический  проект детской и  юношеской прессы  «Право на жизнь»  «Вдохновляющий  Эрмитаж», III место III место Паниева К.Ю. «Живая классика»      победитель  Резяпкина Д.Ю.  «Жизнь прекрасна»            ІІІ место Дерин Я.И. «Безопасное колесо»   Победитель Надина С.С.   «Если   бы   я   был ІІ место  депутатом…» Резяпкина Д.Ю.   «Рождественская 1 место «Проза, малая  звезда». форма» Паниева К.Ю.   «Рождественская  1 место  Резяпкина Д.Ю. звезда»   звезда» «Рождественская Резяпкина Д.Ю.  «Искусство слова» Медведева Д.Д.  «Зимние фантазии» Резяпкина Д.Ю.  «Зимние фантазии» «Православный  социально­значимый  проект» 1 место  «Декоративно­ прикладное искусство»   2место «Публицистика» Победитель   «Символ 2017 года»  1 место  «Символ 2017 года»,  34 Медведева Д.Д. Пронькина  А.А. Зоткина М.И. Победитель  Победитель III место 2014г. «Полиция и дети» К 100­летию  М.Девятаева» конкурс   на   лучшую организацию   работы   по профилактике правонарушений несовершеннолетних. Зоткина М.И. конкурс   на   лучшую III место 2015г. организацию   работы   по профилактике правонарушений несовершеннолетних Зоткина М.И. конкурс   на   лучшую  ІІ место 2016г. организацию   работы   по профилактике   детского дорожно­транспортного травматизма   Зоткина М.И. за   организацию Грамота Главы  творческих работ учащихся   и   активное   городского поселения  Рузаевка   Новогодних участие конкурсах Творческий коллектив  За   активное   участие     в муниципальных Грамота начальника  управления образования  конкурсах Рузаевского  муниципального района 35 Творческий коллектив Диплом  2016г. Победитель конкурса на Главы премию   Рузаевского муниципального   района среди     образовательных учреждений   в   рамках реализации приоритетного национального   проекта «Образование» 36 8. Механизмы реализации программы  Кадровое   обеспечение:   заместитель     директора   по   воспитательной   работе, классные руководители, учителя – предметники, родители, Совет школьников. Заместитель   директора   по   воспитательной   работе   разрабатывает   план воспитательной   работы,   отвечает   за   реализацию   программы   воспитательной работы. Классные   руководители  планируют   воспитательную   работу,   вовлекают   в различные   виды   полезной   деятельности,   предусмотренные   программой, отслеживают результаты обучающихся. Учителя   ­   предметники строят   работу   с   учетом   интересов   детей,   оказывают индивидуальную педагогическую помощь с ориентацией на успех. 37 Родители   оказывают   помощь   в   вопросах   семейной   педагогики,   участвуют   в жизни школы. Совет   школьников  влияет   на   организацию   и   реализацию   воспитательного процесса, выдвигает идеи,  ищет пути решения проблем. Используемая литература 1. Амонашвили Ш.А. «Школа жизни». Москва, 2010. 2. Андреев А.А. «Изучение удовлетворённости учащегося школьной жизнью», Москва,2011. 3. Библия. Книги священного писания Ветхого и нового завета.1990. 4. Виноградова   Н.Ф.   Концептуальные   основы   построения   учебно   – методического   комплекта  «Начальная  школа  21  века»,  Вентана­Графф, 2013. 38 5. Журова   Л.Е.   «Беседы   с   учителем.   Методика   обучения».   1­4   классы, Вентана­Графф, 2015. 6. Максимцева   Т.А.,   Кузьмина   О.В.   Воспитываем   гражданина:   система гражданского образования в школе. «Панорама», ООО «Глобус», 2014 7. От   гражданского   образования   –   к   демократической   школе:   материалы проекта   «Роль   администраторов   школ   в   гражданском   образовании».   – Ярославль, 2011 8. Стандарты второго поколения. Концепция под редакцией А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. 9. Стандарты второго поколения. Примерная основная общеобразовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа под редакцией А.М. Кондакова, Л.П. Кезина. Москва «Просвещение», 2010 39

Программа комплексных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию "Мы - дети православной России!"

Программа комплексных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию "Мы - дети православной России!"

Программа комплексных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию "Мы - дети православной России!"

Программа комплексных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию "Мы - дети православной России!"

Программа комплексных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию "Мы - дети православной России!"

Программа комплексных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию "Мы - дети православной России!"

Программа комплексных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию "Мы - дети православной России!"

Программа комплексных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию "Мы - дети православной России!"

Программа комплексных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию "Мы - дети православной России!"

Программа комплексных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию "Мы - дети православной России!"

Программа комплексных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию "Мы - дети православной России!"

Программа комплексных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию "Мы - дети православной России!"

Программа комплексных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию "Мы - дети православной России!"

Программа комплексных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию "Мы - дети православной России!"

Программа комплексных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию "Мы - дети православной России!"

Программа комплексных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию "Мы - дети православной России!"

Программа комплексных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию "Мы - дети православной России!"

Программа комплексных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию "Мы - дети православной России!"

Программа комплексных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию "Мы - дети православной России!"

Программа комплексных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию "Мы - дети православной России!"

Программа комплексных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию "Мы - дети православной России!"

Программа комплексных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию "Мы - дети православной России!"

Программа комплексных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию "Мы - дети православной России!"

Программа комплексных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию "Мы - дети православной России!"

Программа комплексных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию "Мы - дети православной России!"

Программа комплексных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию "Мы - дети православной России!"

Программа комплексных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию "Мы - дети православной России!"

Программа комплексных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию "Мы - дети православной России!"

Программа комплексных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию "Мы - дети православной России!"

Программа комплексных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию "Мы - дети православной России!"

Программа комплексных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию "Мы - дети православной России!"

Программа комплексных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию "Мы - дети православной России!"

Программа комплексных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию "Мы - дети православной России!"

Программа комплексных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию "Мы - дети православной России!"

Программа комплексных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию "Мы - дети православной России!"

Программа комплексных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию "Мы - дети православной России!"

Программа комплексных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию "Мы - дети православной России!"

Программа комплексных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию "Мы - дети православной России!"

Программа комплексных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию "Мы - дети православной России!"

Программа комплексных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию "Мы - дети православной России!"

Программа комплексных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию "Мы - дети православной России!"

Программа комплексных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию "Мы - дети православной России!"

Программа комплексных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию "Мы - дети православной России!"

Программа комплексных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию "Мы - дети православной России!"

Программа комплексных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию "Мы - дети православной России!"

Программа комплексных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию "Мы - дети православной России!"

Программа комплексных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию "Мы - дети православной России!"

Программа комплексных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию "Мы - дети православной России!"

Программа комплексных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию "Мы - дети православной России!"

Программа комплексных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию "Мы - дети православной России!"

Программа комплексных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию "Мы - дети православной России!"

Программа комплексных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию "Мы - дети православной России!"

Программа комплексных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию "Мы - дети православной России!"

Программа комплексных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию "Мы - дети православной России!"

Программа комплексных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию "Мы - дети православной России!"

Программа комплексных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию "Мы - дети православной России!"

Программа комплексных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию "Мы - дети православной России!"

Программа комплексных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию "Мы - дети православной России!"

Программа комплексных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию "Мы - дети православной России!"

Программа комплексных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию "Мы - дети православной России!"

Программа комплексных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию "Мы - дети православной России!"

Программа комплексных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию "Мы - дети православной России!"

Программа комплексных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию "Мы - дети православной России!"

Программа комплексных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию "Мы - дети православной России!"

Программа комплексных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию "Мы - дети православной России!"

Программа комплексных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию "Мы - дети православной России!"

Программа комплексных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию "Мы - дети православной России!"

Программа комплексных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию "Мы - дети православной России!"

Программа комплексных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию "Мы - дети православной России!"

Программа комплексных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию "Мы - дети православной России!"

Программа комплексных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию "Мы - дети православной России!"

Программа комплексных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию "Мы - дети православной России!"

Программа комплексных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию "Мы - дети православной России!"

Программа комплексных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию "Мы - дети православной России!"

Программа комплексных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию "Мы - дети православной России!"

Программа комплексных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию "Мы - дети православной России!"

Программа комплексных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию "Мы - дети православной России!"

Программа комплексных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию "Мы - дети православной России!"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.02.2018