Программа КОП «Играем в подвижные игры Забайкальцев»

  • Работа в классе
  • docx
  • 09.11.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель: Познакомить детей с местными национальностями, населяющими Забайкалье, их культурой, обычаями, традициями. Задачи: Образовательная: Разучить национальные игры, закрепить правила. Прививать любовь к родному краю, народному творчеству. Обогащать опыт совместной деятельности детей с различными образовательными областями, используя информационные технологии. Развивающая: - Развивать физические качества: быстроту, силу, ловкость, волевые качества - Создание условий для развития внимания, координационных способностей. -Развивать игровую деятельность детей. - Содействие сплочению детей в коллективе.Ожидаемый результат. -Дети будут знать народы, проживающие на территории Забайкалья, их традиции, обычаи, быт, научатся играть в их традиционные народные игры.
Иконка файла материала Играем в подвижные игры Забайкальцев.docx
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №17 «Ручеек» Программа  Краткосрочной образовательной практики (КОП) по направлению «физическое развитие» «Играем в подвижные игры Забайкальцев»                           Составитель:                                                                                                                                                                                       Воспитатель  по физической культуре I квалификационная категорияКалашникова Марина Владимировна г. Краснокаменск. Программа краткосрочной образовательной практики (КОП) « Играем в подвижные игры Забайкальцев» Актуальность.      Забайкалье обширно. А сколько народов проживает на его территории. Каждый народ имеет свои обычаи, традиции, игры. В то же время, игровая деятельность современных детей скудна. А ведь игровая деятельность одна из основных видов   деятельности   дошкольников.   Через   игру   дети   познают   окружающий   их   мир.   Национальные   игры   помогают старшему   поколению   передать   младшему   поколению   накопленный   предками   бесценный   положительный   опыт, касающегося рационального ведения хозяйства, жизни в гармонии с природой. Игры выполняют различные функции: познавательную, развивающую, развлекательную, диагностирующую, коррекционную, они служат средством приобщения детей к народной культуре.      Поэтому так необходимо широко использовать народные игры в работе с дошкольниками. Цели и задачи программы КОП Цель: Познакомить детей с местными национальностями, населяющими Забайкалье, их культурой, обычаями,  традициями. Задачи: Образовательная:  Разучить национальные игры, закрепить правила.  Прививать любовь к родному краю, народному творчеству. Обогащать опыт совместной деятельности детей с различными образовательными областями, используя информационные  технологии.Развивающая: ­ Развивать физические качества: быстроту, силу, ловкость, волевые качества ­ Создание условий для развития внимания,  координационных способностей. ­Развивать игровую деятельность детей. ­ Содействие сплочению детей в коллективе. Воспитательная:  Воспитание уважения друг к другу, чувства ответственности, внимательного отношения к окружающим. ­ Воспитание чувства уважения к традициям народов Забайкалья. Возраст участников:   5­7 лет Наполнение группы (количество детей): 8­10 человек. Длительность практики:  25­30 мин. Место проведения занятий: зимний сад. Кол­ во встреч – 4 (месяц январь) Ожидаемый результат. ­Дети будут знать народы, проживающие на территории Забайкалья, их традиции, обычаи, быт, научатся играть в их  традиционные народные игры. Перспективный план № Задачи 1 Структура программы КОПа I.Вводная часть Педагог даёт сигнал в колокольчик, дети встают вокруг. ­ Здравствуй правая рука, здравствуй левая рука. Здравствуй друг, здравствуй друг,  Здравствуй, здравствуй дружный круг. Результат Расширят   кругозор через   знакомство   с народами   Забайкалья, обычаями, их традициями,   бытом,   Оборудование ИКТ   –   слайды: (Жизнь.   Культура. Быт)   «Эвенки.», «Буряты», «Забайкальскиетрадиционными занятиями.   казаки» Герб, флаг эвенков:   атрибуты к играм. Музыкальные запись. Беседа  ­Где мы живем? (на экране карта Забайкалья) Забайкалье – это за Байкалом, Это там где сопки и тайга, Это там где снег по перевалам, Где зимой беснуется пурга… Придет весна и все проснется Настанет праздник для души И все живое встрепенется И зазвенит в степной выси Немало есть чудес на свете, Природу разных мест везде видали Второго Забайкалья я не встретила Одно такое Бог планете дал! (стихи сопровождаются слайдами о природе Забайкалья). ­А, вы знаете,   кто проживает рядом с нами?  (на экране фото: бурята,  эвенка, казаха, украинца, русского) Чтобы попасть в далекий эвенкийский район, Тунгиро­Алекминский, мы с вами полетим на вертолете! Туда только так и можно добраться, потому  что в глухой тайге дорог почти нет. Поэтому заводим моторы,  раскручиваем вертушку и полетели!  (дети бегут по залу, имитируя руками движение вертолета на фоне  шумоимитации). Основная часть  Останавливаются в центре, где изображен флаг, герб эвенков, картинки  костюмов.(рассматривают) ­Мы прилетели с вами, ребята, в Тунгиро­Алекминский район, где у нас в  Забайкалье проживают эвенки – самая маленькая часть нашего народа.  (Слайды)  Эвенки ­ это оленеводы и рыбаки, они разводят оленей и ловят рыбу. Этосамый холодный район нашего края, зимой здесь очень холодно, а летом очень жарко. Это таежный район, здесь много грибов и ягод, кедровых орешек, в лесу водятся Получили умение работать в паре медведи, лисы, волки,   белка.   Это   очень   дружный,   выносливый   и   веселый   народ.   На большие   праздники   они   собираются   все   вместе   –   поют,   танцуют национальные танцы и играют в разные игры. А вы хотите поиграть?  Тогда отгадайте загадку: «Стройный, быстрый, рога ветвисты, пасется  весь день. Кто же это? (Олень) Правильно. 1.Эвенская  игра «Ловля оленей»  (Дети по считалке выбирают 2 пастухов, которые берутся за руки,  остальные – олени. Под бубен дети­олени бегают по залу. По окончании  музыки пастухи начинают ловить оленей, заключая их в соединенные  руки. Кого поймают, отводят в «стойло», остальные продолжают играть.  Играют 3­4 раза, затем выбираются другие «пастухи»). Забайкальская считалка:  Шла машина из Тунгира, Потеряла 2 корзины, Кто найдет – тот вон пойдет! 2. Эвенская игра «Соколиный бой»  дети эвенки играют парами. Играющие становятся на одну правую ногу друг против друга и стараются правым плечом оттолкнуть один другого так, чтобы другой стал на обе ноги. Заключительная часть Ребята, пора возвращаться в детский сад.  ­Куда мы с вами летали?  ­Что вы узнали?   ­В какие игры играли? I.Вводная часть Начало группового сбора. Звучит сигнал (звук колокольчика). ­Здравствуй правая рука, здравствуй левая рука. ­ Ребята, давайте вспомним, люди какой национальности живут в  2 Дети   познакомились   с правилами подвижных  игр эвенков.   Получили работать в паре   умение умения Закрепили работать в команде. Научились   играть   в игры подвижные     ИКТ – слайды Герб, флаг бурят, Атрибуты к играм. Музыкальныебурятов. запись. Забайкалье? (слайды)   ­­Где у нас в Забайкалье проживают эвенки? Что вы знаете о них?  (используются картинки символы) Следующая наша поездка в поселок Агинское, Забайкальского края. Там  проживает большая часть народа нашего Забайкальского края – буряты.  Как вы думаете, на чем нам можно туда добраться? Правильно, на  лошадях.  Разыгрался мой конь, Закусил удила. Рыжий, словно огонь, Вот такие дела. Удила закусил, Словно просится в бой. Глаз лиловый скосил, И зовет за собой. Вроде хочет сказать, Что казак так глядишь. Нам степями скакать, А ты дома сидишь. (Звучит шумоимитация бегущих лошадей, дети бегут по залу, высоко  поднимая колени и прищелкивая языком).  II.Основная часть Останавливаются в центре бурятских игр. ­Здравствуйте, по­бурятски «мэндэ».  В поселке Агинское проживает большая часть населения Забайкальского  края – буряты. (Слайды)  Это очень гостеприимный, добрый, трудолюбивый народ. Они скотоводы  и охотники, разводят овец, коров и лошадей, а также охотятся на диких  животных. Собираясь на свои праздники, буряты много поют, танцуют  национальный танец «Ехор», проводят спортивные национальные игры.3 Очень популярна стрельба из лука и борьба.  Бурятская игра «Перетяни канат». Дети делятся на 2 команды, садятся на пол гуськом, держат друг друга за  талию, капитаны команд берут обеими руками за палку, упираясь друг в  друга ногами. Чья команда перетянет, та­победила. Ребята, вы сказали что буряты отличные охотники и хорошо ходят на  лыжах.  2. Бурятская игра «Охота на лис» III.Заключительная часть. малоподвижная игра «КАК ЖИВЕШЬ?»  Давайте попрощаемся с Агинском и по бурятски и скажем «баяртэ» В каком центре мы побывали? Ч то вы узнали? В какие игры играли? Как  они называются? Где в них играют? I.Вводная часть Начало группового сбора. Звучит сигнал (звук колокольчика). ­Здравствуй правая рука, здравствуй левая рука. ­ Ребята, давайте вспомним, люди какой национальности живут в  Забайкалье? (слайды)   ­­Где у нас в Забайкалье проживают эвенки, буряты? Что вы знаете о  них? (используются картинки символы) Ребята,  столица нашего Забайкалья.­город Чита. (слайд) Следующая наша поездка в город Чита.  Ну а нам нужно торопиться, ведь путь предстоит не близкий, в город  Читу, где в стародавние времена наши потомки казаки Петра Бекетова  основали острог и назвали его Чита, что в переводе означает «берестяной  коврик». А мы потомки этих казаков, которых впоследствии прозвали  «гуранами» т.е. небольшой лесной козлик. На чем же мы туда поедем? Вы  с родителями, на чем ездите в Читу? Да, есть для этого машины, накачать  бы только шины! Научились   играть   в казачьи игры. Знают правила игры.     флаг ИКТ – слайды Герб, забайкальского края. Музыкальные записи забайкальских народных ансамблей «Забайкальские узоры», «Забайкальские казаки»; Казачья   фуражка, для эстафеты набор строительногоматериала, обручи, туннель,  дуги. Дыхательная гимнастика «Насос» (имитируют все движения) Мы качаем, мы качаем Воздух в шины надуваем Проверяем каждый раз И аварий нет у нас Пассажиры торопитесь По два рядышком садитесь За рулем сидит шофер Смотрит он на светофор»! Затем дети бегут по залу под шумоимитацию звуков работающей машины, крутят руль, гудят) II.Основная часть  Стоп! Приехали! Останавливаются в центе, где висят флаг и герб  Забайкальского края и точка населенного пункта ­ город Чита. ­ Ребята, как называется наш край? А столица нашего края? А наш район?  А наш поселок? Покажите флаг Забайкальского края. А герб? Молодцы,  ребята, все знаете. (Слайды).  Мы потомки тех казаков, которые основали город Читу. Забайкальские  казаки очень трудолюбивый и воинственный народ. Они умеют и  трудиться и веселиться. Чита наша – красивый и зеленый город. Вокруг  Читы зеленая тайга, где обитает очень много птиц и зверей. Казаки  занимались земледелием – выращивали пшеницу, овес, рожь и  животноводством. Забайкалье – песенный край, любят казаки и танцевать  и в игры разные играть. И сегодня мы с вами поиграем в старинную  народную казачью игру «Казачья фуражка»  1. Игра «Казачья фуражка» (Фуражка лежит на стуле, дети под музыку  бегают вокруг стула, по окончании музыки нужно быстро схватить  фуражку и надеть на голову – он атаман. Атаман «дает приказ» – дети  выполняют). Играют 2­3 раза. Забайкальские казаки выполняли очень важную задачу: они охраняли  границы нашей Родины и сроили сторожевые башни.гербы с символы­ карточки: народов Забайкалья, орнаменты, картинки   изображением национальных костюмов Закрепили   названия подвижных игр разных народов.   Научились играть, соблюдать правила.   4 2. «Построй сторожевую башню» (эстафета с препятствиями) III.Заключительная часть Игровой самомассаж с мячиками.  Где мы побывали? А в какие игры поиграли?  I.Вводная часть Педагог даёт сигнал в колокольчик, дети встают вокруг. ­ Здравствуй правая рука, здравствуй левая рука. Здравствуй друг, здравствуй друг,  Здравствуй, здравствуй дружный круг.  Психогимнастика «Веселый пирог» На экране карта Забайкалья. Что вам больше всего запомнилось?  Выбор детьми центров активности.   II   .Основная часть Дети поездом едут по залу, желающие останавливаются в центре игр. Работа детей в центрах игр. Дети приглашают поиграть в игры  эвенков,  бурятов,  казаков. III.Заключительная часть Ну, вот и закончилось наше путешествие по Забайкальскому краю. В краю багуловом далеком Где сопки, сосны до небес, Живет народ, судьбой нелегкой, Среди степей, лесных чудес. Народ живет здесь – забайкальцы! Эвенки, русский и бурят, В соседях под руки китайцы, Все нам о дружбе говорят. Живет народ здесь разноликий Что наций всех не перечесть, Но тем Россия и велика, Народов дружба все же есть!Литература: Детские подвижные игры народов СССР: Пособие для воспитателя детского сада \ Составитель А.В. Кенеман; Под редакцией Т.И.Осокиной. ­ М.: Просвещение, 1988. – 239 с.