Программа КОП "Волшебный сундучок"
Оценка 4.6

Программа КОП "Волшебный сундучок"

Оценка 4.6
Образовательные программы
docx
воспитательная работа
Детсад
09.03.2018
Программа КОП  "Волшебный сундучок"
Программа дополнительной образовательной культурной практики «Волшебный сундучок» рассчитана для для детей дошкольного возраста от 2-7 лет. Основной задачей программы является знакомство детей дошкольного возраста с художественной литературой, внедрение технологии аудирования в образовательный процесс как средства воспитания навыка совместного слушания для формирования предпосылок УУД.
Программа Волшебный сундучок.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение   «Рождественская средняя общеобразовательная школа» Структурное подразделение «Детский сад» Утверждаю. Директор школы: _________________ /Н.Г.Анянова/ Согласовано. Рассмотрено  Заместитель директора по дошкольному образованию: __________________ /Е.В.Пегушина/ на заседании методического совета. Протокол № __ от __________20__г. Председатель методического совета: _______________________ /Г.А.Анянова/ образовательной  культурной практики для детей дошкольного возраста от 2­7 лет Программа дополнительной   «Волшебный сундучок»  Руководитель: Осинникова С.И., воспитатель  средней группы 1 с. Рождественск, 2016г. «Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя». В. А. Сухомлинский Пояснительная записка Главная   задача   знакомства   детей   дошкольного   возраста   с   художественной литературой – воспитание интереса и любви к книге, стремление к общению с ней, умения слушать   и   понимать   художественный   текст,   т.е.   то,   что   составляет   основание   и фундамент для воспитания будущего взрослого талантливого читателя, литературно образованного человека. Основные черты такого человека­читателя:   ­ Человек, который любит книгу.   ­ Подлинного читателя привлекает не только движение сюжета произведения, но и идея, и концепция, заложенная в нём, и отношение к событиям, героям, их переживаниям и чувствам.   ­   Человек   способен   исторически   и   критически   осмыслить   книгу,   проникнуть   в замысел автора, а иногда и поспорить с писателем.   ­   Особое   эстетическое   наслаждение   доставляет   такому   читателю   язык художественной   литературы   со   всеми   тончайшими   нюансами   и   оттенками,   всё   то,   что составляет художественное многообразие, неповторимый художественный аромат каждого произведения, созданного настоящим мастером слова.   ­   Умение   читателя   уверенно   отличать   художественное   произведение   от нехудожественного, оценивать форму литературного произведения, а также способность к восприятию метафорического языка искусства.   Высокий   уровень   осмысления   обязательно   предполагает   эмоциональный   отклик читателя. Актуальность Воспитание   вдумчивого,   чуткого   читателя   ­   процесс   длительный   и   сложный, состоящий из ряда этапов, каждому из которых соответствуют свои задачи. Исключить из этого процесса период дошкольного детства невозможно, поскольку он крепчайшими нитями связан с последующими ступенями литературного образования и во многом определяет их. Именно   дошкольный   период   должен   рассматриваться   как   первая   ступень   в литературном развитии будущего, большого, талантливого читателя. Специфическими целью и задачами литературного образования ребёнка в детском саду являются подготовка его к последующим ступеням. Не к обучению в первом классе школы, а к долгому пути литературного образования, в том числе практическая подготовка к освоению теоретических литературоведческих знаний в старших классах. Говоря   о   задачах   ознакомления   детей   с   художественной   литературой,   Л.С. Выготский указывал, что они состоят не в том, чтобы изучать классическую литературу, её историю, а в том, чтобы открыть ребёнку мир словесного искусства. Это   значит,   познакомить   ребёнка   с   существованием   этого   искусства   ­   как неотъемлемой части жизни каждого человека, приучить малыша к постоянному общению с ним, показать многообразие жанров художественной литературы: проза, поэзия, рассказы, 2 сказки,   пословицы,   загадки,   песенки,   потешки   и   др.,   воспитать   чувство   слова,   вызвать интерес, любовь и тягу к жанрам художественной литературы, к книге. Первая сторона содержания   литературного   образования   ­   тот   учебный   материал,   который   должен     ­ формирование   умения   воспринимать   и   понимать   произведения   литературы.   Из   чего складывается это умение? Прежде   всего,   это   умение   представить   и   вообразить   словесные   картины, нарисованные писателем, увидеть обстановку, действия героев, их внешность, поступки, взаимоотношения. И не только увидеть, но и услышать звуки, почувствовать запахи и т.д. Воссоздающее   воображение   помогает   читателю   сделать   чувственно   ощутимыми выраженные словами образы литературы. От точности и яркости воссозданных образов во многом зависит глубина осмысления текста. Другим важнейшим компонентом процесса восприятия литературного произведения является   познавательная   деятельность,   в   результате   которой   человек   осознаёт воспринятое,   проникает   в   смысл   произведения,   его   идею.   Понимание   предполагает   в читателе умение установить существенные связи в тексте, уяснить причины тех или иных событий.   Центральной   фигурой   в   литературном   произведении   является   литературный персонаж.   Ребёнку   необходимо   увидеть   и   понять   его   действия,   поступки.   К   старшему дошкольному   возрасту   у   ребёнка   накапливается   довольно   обширный   жизненный   опыт, помогающий более сложные литературные факты. Дети уже способны понимать в книге и тексте такие события, каких подчас не было в их собственном опыте. У детей накоплен жизненный   опыт,   обогащается   опыт   опосредованный   и   в   частности   литературный, проявляющийся, прежде всего в сознательном отношении к авторскому слову. У ребёнка формируются умения воспринимать литературное произведение в единстве содержания и формы,   осмысливать   словесный   образ,   относиться   к   нему   как   к   авторскому   приёму. Возникает также умения не только замечать выразительное, яркое слово, но и осознавать его роль в тексте. Усложняется   и   понимание   литературного   героя.   Внимание   ребёнка   продолжает привлекать главным образом действия и поступки, он начинает проникать во внутренний смысл произведения не только на уровне устанавливания связей между внешними фактами. Он начинает проникать во внутренний смысл произведения, в эмоциональный подтекст. Такого   рода   способность   свидетельствует   о   формировании   умения,   становится   в отдельных случаях над героем, рассматривать события с точки зрения автора. Формирование   у   ребёнка   способности   улавливать   эмоциональный   подтекст произведения   свидетельствует   о   возникновении   новых   возможностей   в   эстетическом восприятии   литературы.   В   старшем   дошкольном   возрасте   эта   способность   только зарождается. Трудно ребёнок воспринимает аллегорический подтекст басен. Очень сложно детям осознавать иронический и сатирический подтекст в сказках Андерсена. Очевидно, осознание   аллегории,   иронии,   сатиры   произойдёт   у   детей   позже   уже   за   пределами дошкольного возраста. Искусство   слова   отражает   действительность   через   художественные   образы, показывает наиболее типичное, осмысливая и обобщая реальные жизненные факты. Это помогает   ребенку   познавать   жизнь,   формирует   его   отношение   к   окружающему. Художественные   произведения,   раскрывая   внутренний   мир   героев,   заставляют   детей волноваться, переживать, как свои, радости и горести героев. Детский сад знакомит дошкольников с лучшими произведениями для детей и на этой основе решает целый комплекс взаимосвязанных задач нравственного, умственного, эстетического воспитания. Процесс развития эстетического восприятия очень заметен в дошкольном возрасте. Понять,   что   художественное   произведение   отражает   типичные   черты   явлений,   ребенок 3 может   уже   в   4—5   лет.   Исследователи   отмечают   такую   особенность   художественного восприятия   ребенка,   как   активность,   глубокое   сопереживание   героям   произведений.   У старших дошкольников появляется способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, как бы становиться на место героя. Например, вместе с героями сказки дети   испытывают   чувство   страха   в   напряженные   драматические   моменты,   чувство облегчения, удовлетворения при победе справедливости. Художественное произведение привлекает ребенка не только своей яркой образной формой, но и смысловым содержанием. Старшие дошкольники, воспринимая произведение, могут   дать   сознательную,   мотивированную   оценку   персонажам.   Прямое   сопереживание героям,   умение   следить   за   развитием   сюжета,   сопоставление   событий,   описанных   в произведении,   с   теми,   что   ему   приходилось   наблюдать   в   жизни,   помогают   ребенку сравнительно быстро и правильно понимать реалистические рассказы, сказки, а к концу дошкольного   возраста   —   перевертыши,   небылицы.   Недостаточный   уровень   развития отвлеченного   мышления   затрудняет   восприятие   детьми   таких   жанров,   как   басни, пословицы, загадки, обусловливает необходимость помощи взрослого. Исследователями   установлено,   что   дошкольники   способны   к   овладению поэтическим слухом и могут понимать основные различия между прозой и поэзией. В настоящее время в педагогике для определения речевой деятельности, имеющей ярко выраженную эстетическую направленность, принят термин «художественно­речевая деятельность детей». По своему содержанию это деятельность, связанная с восприятием литературных   произведений   и   их   исполнением,   включающая   развитие   начальных   форм словесного творчества (придумывание рассказов и сказок, загадок, рифмованных строк), а также образности и выразительности речи. Ясно видно, что в данное понятие входят и формирование связной речи, словарная работа и др. Однако мы будем сейчас касаться только задач, связанных с ознакомлением детей с литературными произведениями.  Педагоги   знакомят   детей   в   каждой   возрастной   группе   с   большим   количеством произведений   детской   художественной   литературы.   Обеспечить   усвоение   ребенком содержания произведений, правильное их понимание — важная задача. Воспитатель   формирует   у   детей   умение   воспринимать   литературное произведение.   Слушая   рассказ   (стихотворение   и   др.),   ребенок   должен   не   только усвоить   его   содержание,   но   и   пережить   те   чувства,   настроения,   которые   хотел передать автор. Важно также учить детей сопоставлять прочитанное (услышанное) с фактами жизни. Слушание является одним из четырех фундаментальных навыков (чтение, письмо, говорение и аудирование), благодаря которым происходит изучение языка, и одним из двух навыков,   которые   используются   людьми   в   ходе   устного   общения.   В   процессе   роста   и развития   детей,   аудирование   играет   важную   роль,   потому   что   таким   образом   ребенок знакомится с окружающим его миром.    Раннее обучение аудированию обеспечивает развитие речи ребенка, его языковых способностей,   а   также   грамотности.   Аудирование   –   важный   навык,   потому   что   таким образом дети естественно и непринужденно пополняют свой словарный запас и улучшают знания русского языка.  Программа разработана на основе нормативно­правовых документов: 1. Ф.З. «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г. №273 ­ Ф.З.». 2. Программа развития МБОУ «Рождественской общеобразовательной школы» на 2016­ 2017г. 3. Федеральные Государственные Образовательные Стандарты ДО 4 4. СанПиН 2.4.1.2660­10 «Санитарно­эпидемиологические требования к      устройству, содержанию   и   организации   режима   работы   в   дошкольных   организациях»    вступил   в действие с 01.10.2010г.      5. Устав МБОУ «РСОШ». Цель:  Внедрение   технологии   аудирования   как   средства   воспитания   навыка совместного   слушания,   умения   индивидуального   и   организованного   комментирования прослушанного, прочитанного произведения, формирование предпосылок УУД. Задачи:  Формировать   самостоятельность   детей   в   художественно­речевой   и театрально­игровой деятельности; Развивать их творческие способности, интеллектуальные и личностные качества. Программа основывается на принципах: 1. Принцип доступности.  2. Принцип систематичности и последовательности. 3. Принцип индивидуально­личностной ориентации воспитания. 4. Принцип целостности. 5. Принцип активного обучения. 6. Принцип креативности. 7. Принцип результативности. Вся  работа с детьми построена с учётом их возрастных особенностей. Совместная деятельность проводится  один раз в неделю: с детьми младшей группы 10­15 минут, средней группы 15­20 минут, старшей группы по 20 – 25 минут. Создание развивающей предметно­пространственной среды  Для   эффективной   реализации   Программы   создана   развивающая   предметно­ пространственной среда Материально­техническое обеспечение: ­   Групповая   комната   для   осуществления   воспитательно–образовательного   процесса   в соответствии с СанПиН, ФГОС. ­ Техническое оснащение для деятельности в группе (мультимедийный проектор, экран, ноутбук, музыкальный центр). ­ Библиотека детской и познавательной литературы. ­ Коллекция детских мультимедийных презентаций. ­ Интернет – ресурсы, сайт ОО. Учебно­методическое обеспечение: ­ Портреты писателей. ­ Литературный материал (художественные книги, книги писателей родного края). ­ Схемы, таблицы, модели для составления описательных рассказов. ­ Картотека дидактических, творческих, развивающих и подвижных игр, игр­драматизаций и материалов. ­ Театр (настольный, пальчиковый, бибабо, кукольный, и т.д.). ­ Костюмы театральные. ­ Альбомы для творческих работ.  Ожидаемый результат Реализация программы предполагает получение следующих результатов: Обучающиеся будут знать: • детских писателей и их произведения • правила обращения с книгой • литературные жанры (сказка, стихотворение, рассказ, быль) Обучающиеся будут уметь: 5 слушать и воспринимать литературное произведение ориентироваться в книге читать стихи наизусть рассказывать сказки участвовать в инсценировке произведений использовать полученные знания в разнообразных видах деятельности. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик. Использование феномена культурных практик в содержании образования в рамках его культурной парадигмы вызвано объективной потребностью: расширить социальные и практические компоненты содержания образования.  Особенностью организации образовательной деятельности является ситуационный подход. Игровая   деятельность   является   ведущей   деятельностью   ребенка   дошкольного возраста.   В   организованной   образовательной   деятельности   она   выступает   в   качестве основы для интеграции всех других видов деятельности ребенка дошкольного возраста. Культурные   практики  ребёнка  обеспечивают   активную   и   продуктивную образовательную деятельность.  По сути, «интрига» возраста (дошкольного) состоит в столкновении изначального игрового   ­   процессуального   (непрагматичного)   отношения   ребенка   к   реальности (опробования   себя   в   ней)   с   дифференцированными,   идущими   от   взрослого   видами деятельности,   требующими   специфических   средств­способов,   и   в   постепенном   (без форсирования) «разламывании» диффузной инициативы ребенка на разные ее направления (сферы). Эти  идущие   от   взрослого   виды   деятельности,   в   отличие   от   собственной активности ребенка, мы будем называть культурными практиками. К   ним   мы   относим  игровую,   продуктивную,   познавательно­исследовательскую деятельность   и   коммуникативную   практику.  Именно   в   этих   практиках   появляется   и обогащается   внутренний   план   действия,   оформляется   замысел,   который   становится артикулированным (словесно оформленным, осознанным), и осуществляется  переход от изначальной   процессуальности   к   результативности   (воплощению   артикулированного, оформленного замысла в определенном продукте ­ результате). Каждая из культурных практик, особым образом моделируя реальность, по­своему «прорывает» первоначальную ситуационную связанность и процессуальность ребенка. Продуктивная   деятельность,  моделирующая   вещный   мир,   в   максимальной степени требует изменения игрового (процессуального) отношения, поскольку связана с реальным   преодолением   сопротивления   материала   в   ходе   воплощения   замысленного   ­ создания реального продукта­результата с определенными критериями качества. Познавательно­исследовательская деятельность как культурная практика, суть   которой   в   вопрошании   ­   как   устроены   вещи   и   почему   происходят   те   или   иные события, ­ требует перехода к осознанному поиску связей, отношений между явлениями окружающего мира и фиксации этих связей как своеобразного результата деятельности. Коммуникативная практика, осуществляемая на фоне игровой, продуктивной, познавательно­исследовательской   деятельности,   требует   артикулирования   (словесного оформления)   замысла,   его   осознания   и   предъявления   другим   (в   совместной   игре   и исследовании)   и   задает   социальные   критерии   результативности   (в   совместной продуктивной деятельности). 6 Из   сказанного   видно,   что   культурные   практики   взаимодополняют   друг   друга   в формировании общего движения ребенка к оформленному замыслу и его результативному воплощению. Освоение   культурных   практик   способствует   дифференциации   сфер инициативы   ребенка:   как   созидающего   волевого   субъекта   (в   продуктивной   деятель­ ности),   как   творческого   субъекта   (в   игровой   деятельности),   как   исследователя   (в познавательно­исследовательской   деятельности),   как   партнера   по   взаимодействию   и собеседника (в коммуникативной практике). Отсутствие в опыте ребенка того или иного вида культурной практики приводит к существенному   ущербу   в   его   становлении   как   личности   или,   по   крайней   мере,   к неблагоприятной для развития фиксации на какой­либо одной сфере инициативы. Отсюда становится очевидной чрезвычайная уязвимость дошкольного возраста, его зависимость   от   разнообразия   и   полноты   культурных   практик,   в   которые   включается ребенок, которые  «оформляют»  (переводят  в  разную  форму) его  изначальную  игровую процессуальную активность. Таким   образом,   основанием   организации   целостного  образовательного   процесса   в детском   саду   должны   выступать   возрастные   закономерности,   связанные  с   динамикой изменения   игрового   отношения   в   дошкольном   детстве   ­   дифференциацией   видов деятельности ребенка, органично (генетически) связанных, коренящихся в процессуальной игре. Расщепление   изначальной   диффузной   активности   детей   осуществляется   за   счет вводимых взрослым культурных практик: чтения художественной литературы, игры (во всем разнообразии форм сюжетной игры и игры с правилами), продуктивной и познава­ тельно­исследовательской   деятельности   и   их   совместных   форм,   на   фоне   которых совершенствуется коммуникативная практика (взаимодействие и общение). Эти   культурные   практики,   выступающие   в   образовательном   процессе   в   форме партнерства взрослого (их носителя) с детьми, на наш взгляд, могут быть представлены для дошкольного возраста как стержневые, формообразующие, обеспечивающие в своем со­ четании полноценное развитие ребенка. Они и должны составлять нормативное содержание целостного образовательного процесса в детском саду. Современные образовательные технологии:   ­   на   основе   деятельностного   подхода   ­  педагогическая   технология   ­   метод проектов, технология развивающего обучения;  ­ педагогическая технология обучения и развития – игровая;   ­  информационно­комуникационная   технология  –   технология   критического мышления. Взаимодействие с семьей Привлечение   родителей   расширяет   круг   общения,   повышает   мотивацию   и интерес   детей.   Формы   и   виды   взаимодействия   с   родителями:   приглашение   на презентации   продуктов   деятельности,   подготовка   фото­видео   отчетов   создания приборов, моделей, механизмов и других технических объектов как в детском саду, так и дома,   оформление   буклетов.  Традиционные   формы   взаимодействия   устанавливают прямую и обратную взаимосвязь на уровне детского сада.                               Содержание психолого­педагогической работы в 1 младшей группе (2­3 года) Внедрить   аудио­слушание   художественных   произведений   предусмотренных программой для чтения в первой младшей группе. 7 Продолжать   приучать   детей   слушать   народные   песенки,   сказки,   авторские произведения. Сопровождать чтение показом игрушек, картинок, персонажей кукольного театра и других средств наглядности. Приучать слушать художественные произведения без наглядного сопровождения. Сопровождать   слушание   небольших   поэтических   произведений   игровыми действиями. Предоставлять   детям   возможность   договаривать   слова,   фразы   при   слушании знакомых стихотворений. Поощрять попытки прочитать стихотворный текст целиком с помощью взрослого. Помогать детям старше 2 лет 6 месяцев  играть в знакомую сказку. Продолжать   приобщать   детей   к   рассматриванию   рисунков   в   книгах.   Побуждать называть знакомые предметы, показывать их по просьбе воспитателя, приучать задавать вопросы: «Кто (что) это?», «Что делает?». Календарно­тематическое планирование работы с детьми. 1 квартал (сентябрь, октябрь, ноябрь) Песенки, потешки «Наши уточки с утра…»,  «Пошел котик на торжок…»,  «Заяц Егорка…» Сказки Поэзия Проза «Козлятки и волк» в обработке К. Ушинского,  «Три веселых братца» пер. с нем.  Л. Яхнина,  «Бу­бу, я рогатый», лит. обр. Ю. Григорьева А. Барто «Мишка», «Грузовик» (из цикла «Игрушки»), «Кто как кричит»;  В.  Берестов «Большая кукла»; Г. Лагздынь «Петушок»;  С. Маршак «Сказка о  глупом мышонке»;  Э. Мошковская «Приказ» (в сокращении);  Н. Пикулева  «Лисий хвостик»;  К. Чуковский «Федотка». Л. Толстой «Спала кошка на крыльце», «Был у Пети и Миши конь…» 2 квартал (декабрь, январь, февраль) Песенки, потешки «Наша Маша маленька…»,  «Чики, чики, кички…», «Ой, ду­ду, сидит ворон на  Сказки Поэзия Проза дубу…»,  «Теремок» обр. М. Булатова;  «Котауси и Мауси» обр. К. Чуковского,  «Ой ты,  заюшка – пострел…» обр. И. Токмаковой А. Барто «Слон», «Лошадка» (из цикла «Игрушки»);  В. Берестов «Котенок»;  Н.  Пикулева «Надувала кошка шар…»;  Н. Саконская «Где мой пальчик?» Л. Толстой «Три медведя», В. Сутеев «Кто сказал мяу?»;  П. Воронько  «Обновки»;  С. Капутикян «Маша обедает» 3 квартал (март, апрель, май) Песенки, потешки «Из­за леса, из­за гор…», «Бежала лесочком лиса с кузовочком…»,  Сказки Поэзия «Огуречик…», «Солнышко – ведрышко…». «Маша и медведь»  обр. М. Булатова;  «Ты, собачка, не лай…»  И. Токмакова;  «Разговоры»  Л. Яхнин;  «Снегирек» В. Викторов;  «Сапожник» Б. Заходер. «Ветер по морю гуляет…» А. Пушкин; «Спи, младенец…» М. Лермонтов;   «Кораблик» А. Барто;  «Девочка – ревушка» А. Барто;  «Мышка» А. Введенский; «Сельская песня» А. Плещеев;  «Кошка»  Г. Сапгир;  "Путаница" К. Чуковский. 8 Проза «Лис и мышонок» В. Бианки;  «Желтячок» Г. Балл;  «Земляничка» Н. Павлова;   «Га­га­га!» Н. Шерешевский;  «В магазине игрушек» Ч. Янчарский;  «Друзья» В.  Приходько. К концу года дети могут: Слушать доступные им по содержанию стихи, рассказы, сказки, проговаривая слова и небольшие фразы при повторном чтении; Вместе с педагогом рассматривать иллюстрации в знакомых книжках; Читать стихи А. Барто «Игрушки» с помощью взрослого. Содержание психолого­педагогической работы во 2 младшей группе (3­4 года) Слушать   знакомые,   любимые   детьми   художественные   произведения, рекомендованные программой для 2 младшей группы. Воспитывать умение слушать новые сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия,   сопереживать   героям   произведения.   Объяснять   детям   поступки   персонажей, последствия этих поступков. Повторять наиболее интересные, выразительные отрывки из прочитанного   произведения,   предоставлять   детям   возможность   договаривать   слова   и несложные для воспроизведения фразы. Учить   с   помощью   воспитателя   инсценировать   и   драматизировать   небольшие отрывки из народных сказок. Учить детей читать наизусть потешки, небольшие стихотворения. Продолжать   способствовать   формированию   интереса   к   книгам.   Регулярно рассматривать с детьми иллюстрации. Календарно­тематическое планирование работы с детьми 1 квартал (сентябрь, октябрь, ноябрь) Песенки, потешки Сказки Поэзия Проза «Пальчик – мальчик…», «Заинька, попяши…», «Ночь пришла…», «Еду к бабе, еду к деду…», « Сорока, сорока…»,  «Тили­ бом, тили­бом…», «Кораблик», «Храбрецы» С. Машак;  «Что за грохот» С. Маршак;   «Помогите!» С. Маршак «Колобок» обр. К. Ушинского;  «Волк и козлята» обр. А. Толстого;  «Кот, петух и лиса» обр. М. Боголюбовой. «Рукавичка»  обр. Е. Благининой;  «Два жадных медвежонка» обр. А. Краснова;   «Упрямые козы» обр. Ш. Сагдуллы «Осень» К. Бальмонт;  «Зайчик» А. Блок;  «Дуют ветры…» А. Кольцов;  «Осень наступила» А. Плещеев;  «Колыбельная  песня» А. Майков;  «Ветер! Ветер» А. Пушкин;  «Приставалка», «Про Катюшу»  С. Черный;   «Детки в клетке» С. Маршак;   «Путаница», «Краденое солнце»,  «Мойдодыр» К. Чуковский.  «Ежик и барабан» Е. Виеру;  «Хитрый ежик» П. Воронько;  «Быстроножка и серая Одежка»  М. Маринова;  «Три лисички» Н.  Слепакова. «Петушок с семьей», «Уточки»  К. Ушинский;  «Медвежонок Бурик» Т. Александрова;  «Что я видел» Б. Житков; «Умная  птичка» М. Зощенко;  «Про друзей», «Когда не хватает игрушек» Г. Цыферов;    «Так и не так» К. Чуковский.  «Лягушка в зеркале» Н. Шерешевская;  «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду» О. Образцова;   «Игры», «Самокат» В. Приходько. 2 квартал (декабрь, январь, февраль) Песенки, потешки «Как у нашего кота…», «Сидит белка на тележке…», «Ай, качи…», «Жили у бабуси…», « Чики­чики, чикалочки…»,  «Кисонька­мурысонька…», Заря – заряница…»;  «Маленькие феи» С. Маршак;  «Танцуй, моя кукла» Ю. Вронский;  «Купите  9 Сказки Поэзия Проза лук…» И. Токмакова;  «Две фасольки, три боба» Е. Юдин. «Гуси – лебеди»,  «Снегурочка и лиса» в обр. М. Булатова;   «Лиса и заяц» в обр. В. Даля;  «У солнышка в гостях» С.  Могилевская;  «Лиса – нянька»  Е. Сойня;  «Храбрец­молодец»  Л. Грибова. «Кто это?» С. Городецкий;  «Свет наш, сонышко…» А. Пушкин;  «Месяц, месяц…» А. Пушкин;  «Бычок», «Курица с  цыплятами» В. Берестов;  «Как мыши с котос воевали» Н. Заболоцкий;  «Тихая сказка» С. Маршак;  «Что такое хорошо и что  такое плохо»  В. Маяковский;  «Елка», «Ежики смеются», «Муха – цокотуха»  К. Чуковский; «Стишок с отгадками» Я. Балтвилкс;  «Карандаш» З. Александрова;   «Кто скорее допьет»  С. Капутикян. «Сказка про храброго зайца…» Д. Мамин­Сибиряк;  «Маша – растеряша», «Снег идет»  Л. Воронкова;  «Ступеньки» Н. Носов;  «Храбрый еж» Д. Хармс;  «Петушки» А. Толстой;  «Капустный лист» Г. Лукин;  «Трое» В. Викторов;  «Ухти – Тухти» О.  Образцова;  «Трудный день», «В лесу», «Кукла Яринка»  Й. Чапек;   3 квартал (март, апрель, май) Песенки, потешки Сказки Поэзия Проза Для заучивания наизусть «Травка – муравка…», «На улице три курицы…», «Тень, тень, потетень…», «Курочка – рябушечка…», «Дождик», « Божья  коровка», « Радуга – дуга…»; «Три зверолова» С. Маршак;  «Разговор лягушек», Несговорчивый удод» С. Маршак;  «Ой, в  зеленом бору…» Р. Заславский «Бычок – черный бочок» М. Булатов;  «У страха глаза велики» М. Серова;  «Теремок» обр. Е. Чарушина;  «Пых» Н. Мялик;   «Лесной мишка и проказница мышка» Л. Воронкова;  «Коза – дереза» Е. Благинина;  «Петух и лиса» ; «Свинья и коршун» пер.  Ю. Чубкова. «Комарики­макарики» К. Бальмонт;  «Все она» И. Косяков;  «Ласточка примчалась» А. Майков;  «Сельская песня», «Весна»  А. Плещеев;  «Девочка чумазая» А. Барто;  «Сказка об умном мышонке» С. Маршак;  «Что ни страница, то слон, то львица» В.  Маяковский;  «Песенка друзей» С. Михалков;  «Жадина» М. Мошковская;  «Медведь» И. Токмакова; «Айболит», «Чудо­ дерево» «Черепаха» К. Чуковский;  «Дождь» И. Мазнин;  «Поет зяблик» И. Токмакова;  «Маша не плачет» С. Капутикян;  «Мой кот» М. Кудинова. «Ворона» В. Даль;  «Птица свила гнездо», «Таня знала буквы», «У Вари был чиж», «Пришла весна», Л. Толстой;   «Васька», «Лиса Патрикеевна». К. Ушинский;  «Купание медвежат» В. Бианки;  «Синий шалашик» Ю. Дмитриев;  «Маша и  Ойка», «Когда можно плакать», «Сказка о невоспитанном мышонке» С. Прокофьева;   «Три котенка» В. Сутеев; «Еж», «Лиса» А. Толстой;  «Козлик – герой» Т. Давитьянц;   «Маленький утенок» М. Качунова;  «Покойной ночи, Дуку!» М. Олсуфьев;  «Не только в детском саду» Т. Иванова «Пальчик – мальчик…»,  «Как у нашего кота»,  «Огуречик, огуречик…», «Мыши водят хоровод»; А. Барто «Мишка», «Мячик», «Кораблик»; В. Берестов  «Петушки»;  Е. Ильин «Наша елка»;  «Сельская песня» А. Плещеев;  «Где мой пальчик?» Н. Саконская;  «Елка»  К. Чуковский. К концу года дети могут: Заинтересованно слушать знакомые и новые сказки, стихотворения, рассказы; Рассказывать содержание произведения с опорой на рисунки в книге, на вопросы воспитателя; Называть произведение (в произвольном изложении), прослушав отрывок из него; Читать наизусть небольшое стихотворение при минимальной помощи взрослого. Содержание психолого­педагогической работы в средней группе (4­5 лет) Продолжать приучать детей слушать сказки, рассказы, стихотворения; запоминать небольшие и простые по содержанию считалки. Используя разные приемы и педагогические ситуации,   учить     правильно   воспринимать   содержание   произведения,   сопереживать   его героям. Повторять   слушание   по   просьбе   ребенка   понравившегося   отрывка   из   сказки, рассказа, стихотворения, помогая становлению личностного отношения к произведению. Поддерживать внимание и интерес к слову в литературном произведении. 10 Продолжать   работу   по   формированию   интереса   к   книге.   Предлагать   вниманию детей иллюстрированные издания знакомых произведений. Объяснять, как важны рисунки в книге. Показать, как много интересного можно узнать, внимательно рассматривая книжные иллюстрации. Познакомить с книгами, оформленными художниками – иллюстраторами Ю. Васнецовым, Е Рачевым, Е. Чарушным. Песенки, потешки Сказки Литературные сказки Поэзия Проза Песенки, потешки Сказки Литературные сказки Поэзия Проза Календарно­тематическое планирование 1 квартал (сентябрь, октябрь, ноябрь) «Наш козел…», «зайчишка – трусишка…», «Дон! Дон! Дон!...», «Лень –  потягота», «Гуси, вы гуси…», «Разговоры» Л. Яхнин;  «Барабек» К. Чуковский; «Рыбки», «Утята» Н. Гернет;   «Про Иванушку ­  дурачка» М. Горький;  «Война грибов с ягодами» В. Даль;   «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» А. Толстой;  «Жихарка» И.  Карнаухова» Травкин хвостик» Г. Снегирев;   «Колосок» С. Могилевская;  «Три поросенка» С. Михалков;  «Заяц и еж» С.  Маршак «Воробьишко» М. Горький;  «Волшебная иголочка» В. Осеева;  «Сказка о  кругленьких и длинненьких человечках» Р. Сеф;  «Телефон», «Тараканище» К.  Чуковский;  «Гном Гномыч и Изюмка» А. Балинт;  «Винни  ­ Пух и все, все,  все» Б. Заходер. «Листопад» И. Бунин;  «Осенние листья по ветру кружат» А. Майков;   «Уж небо осенью дышало» А. Пушкин;  «Мама! Глянь­ка из окошка!» А. Фет;   «Первый снег» Я. Аким;  «Уехали» А. Барто;  «Добежали до вечера» Э.  Мошковская;  «Ветрено!» И. Токмакова;   «Считалочка» В. Витка;  «Чудеса» В. Приходько. «Братишка» В. Вересаев;  «О девочке маше, о собачке петушке, и о кошке  Ниточке» А. Введенский;  «Показательный ребенок» М. Зощенко;  «Зачем  мыши хвост» Ю. Казаков; «Лисята» Е. Чарушин 2 квартал (декабрь, январь, февраль) «Ножки, ножки, где вы были?», «Сидит, сидит зайка», «Кот на печку пошел»,  «Сегодня день целый…», «Чи, чив, ворбей…», В. Климов;  «Шалтай – болтай»  С. Маршак;  «Пальцы» Л. Яхин «Лисичка – сестричка и волк» М. Булатов;  «Зимовье» И. Соколов – Микитов;   «Лиса и козел» О. Капица;  «Чудесные лапоточки» Н. Колпакова; «Страшный  гость» А. Граф;  «Три брата» В. Гуров;  «Красная Шапочка» Ш. Перро «Думы» М. Михалков; «Приключения Незнайки и ег друзей» Н. Носов;   «Федорино горе» К. Чуковский;  «Знаменитый утенок Тим» Э. Паперная;  «Приключения в лесу Елки­на­горке» Л. Брауде. «Улицей гуляет…» С. Дрожжин;  «Поет зима – аукает…» С. Есенин;   «Не ветер бушует над бором…» А. Некрасов;  «Зима» И. Суриков;  «Кто чему  научился» А. Берестов»; «Чудаки» Ю. Владимиров;  «Сорок  сорок» Ю. Кушак; «Багаж» ,«Про все на свете» С. Маршак;  «Дядя Степа» С. Михалков; «Дом  гнома, гном дома!» Ю. Мориц; «Слезы» Ф. Грубин;   «Про пана Трулялинского» Б. Заходер «Бодливая корова» К. Ушинский;  «Воинственный Жако» С. Воронин;   «Бабушкин садик» С. Георгиев;  «Заплатка» Н. Носов;  «На море» Л.  Пантелеев;   11 3 квартал (март, апрель, май) Песенки, потешки Сказки Литературные сказки Поэзия Проза Басни Для заучивания наизусть «Барашеньки…», «Идет лисичка по мосту…», «Солнышко – ведрышко…»,  «Иди, весна, иди, красна…»; «Мкшок» Л. Кузьмина;  «Ласточка» И.  Токмакова;  «Скрюченная песня» К. Чуковский «Привередница», «Лиса – лапотница» В. Даль;  «Петушок и бобовое зернышко»  О. Капица;  «Лисичка со скалочкой» М. Булатов; «Хитрая лиса» Г.  Меновщинова;  «Бременские музыканты»  бр. Гримм;  «Врун» С. Маршак «Сказка про Комара Комаровича…» Д. Мамин – Ситбиряк;  «Первая охота»  В. Бианки;  «У слоненка день рожденья» Д. Самойлов;  «Про мальчика, который  рычал на тигров» Н. Шерешевская; «Мафин и его веселые друзья» О.  Образцова «Весна, весна» Е. Баратынский;  «Кто?» С. Черный;  «Вот какой рассеянный»,  «Мяч» С. Маршак;  «Песенка про сказку» Ю. Мориц;  «Разгром» Э. Успенский;  «Очень страшная история» Д. Хармс. «Подкидыш» В. Бианки;  «Затейники» Н. Носов;  «Журка» М. Пришвин;  «Как  я стал обезьянкой» Я. Сегель;  «Неслух» Н. Сладков; «Подснежники» В.  Берестов. «Отец приказал сыновьям…», «Галка хотела пить…», « Мальчик стерег  овец…»  Л. Толстой;   «Дед хотел уху сварить», «Ножки, ножки, где вы были?»,  «Ветер, ветер, ты  могуч…» А. Пушкин;  «Елочка» З. Александрова;  «Я знаю, что надо  придумать» А. Барто;  «Кто рассыпал колокольчики»  Л. Николаенко;  «С  базара», «Почему медведь зимой спит» В. Орлов;  «Одуванчик», «Кошачьи  лапки» Е. Серова;  «Купите лук» И. Токмакова К концу года дети могут: Высказывать желание послушать определенное литературное произведение; С интересом рассматривать иллюстрированные издания детских книг; Назвать любимую сказку, прочесть понравившееся стихотворение, под контролем взрослого выбрать с помощью считалки водящего; С помощью взрослого драматизировать небольшие сказки; Отвечать на вопросы: «Понравилось ли произведение?», «Кто особенно понравился и почему?», «Какой отрывок прочесть еще раз?». Содержание психолого­педагогической работы в старшей группе (5­6 лет) Продолжать развивать интерес к художественной литературе. Учить   внимательно   и   заинтересованно   слушать   сказки,   рассказы,   стихотворения; запоминать   считалки,   скороговорки,   загадки.   Прививать   интерес   к   чтению   больших произведений (по главам). Способствовать   формированию   эмоционального   отношения   к   литературным произведениям. Побуждать рассказывать о своем восприятии конкретного поступка литературного персонажа.   Помочь   детям   понять   скрытые   мотивы   поведения   героев   литературного произведения. Продолжать объяснять (с опорой на прочитанное произведение) доступные детям жанровые особенности сказок, рассказов, стихотворений. 12 Воспитывать чуткость к художественному слову. Зачитывать отрывки с наиболее яркими,   запоминающимися   описаниями,   сравнениями,   эпитетами.   Учить   детей вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста. Помогать выразительно, с естественными интонациями читать стихи, участвовать в чтении текста по ролям, в инсценировках. Продолжать знакомить с книгами. Обращать внимание детей на оформление книги, на   иллюстрации.   Сравнивать   иллюстрации   разных   художников   к   одному   и   тому   же произведению. Выяснить симпатии и предпочтения детей. Календарно­тематическое планирование 1 квартал (сентябрь, октябрь, ноябрь) Песенки Сказки Поэзия Проза Литературные сказки «Как на тоненький ледок…», «Николаенька – гусачок», «Уж я колышки  тешу…»» «Гречку мыли…» Ю. Григорьев;  «Старушка» С. Маршак «Лиса и кувшин» О. Капица;  «Крылатый, мохнатый да масляный» И.  Карнаухова;  «Хаврошечка» А. Толстой;  «Кукушка» К. Шавров;  «О мышонке,  который был кошкой, собакой и тигром» Н. Ходза;  «Чудесные истории про  зайца по имени Лек» О. Кустова  «Первый снег» И. Бунин;  «Уж небо осенью дышало…» А. Пушкин;  «Осень,  обсыпается весь наш бедный сад…» А. Толстой;»У кроватки» М. Цветаева;   «Приятная встреча» Б. Заходер;  «Пудель» С. Маршак;  «Бесконечные стихи» Р.  Сеф; «Баллада о королевском бутерброде» С. Маршак; «Про летающую корову»  Б. Заходер. «Малыш и Жучка» В. Дмитриева;  «Косточка», «Прыжок» Л. Толстой;  «Белый  домик», «Как я ловил человечков» Б. Житков;  «Живая шляпа» Н. Носов;   «Пингвиний пляж», «К морю»,  «Отважный пингвиненок»  Г. Снегирев;    «Домовенок Кузька» Т. Александрова;  «Сова» В. Бианки;  «Серая звездочка» Б.  Заходер;  «Как лягушку продавали», «Небылицы в лицах» Г. Сапгир;  «Господин  Ау!» Э. Успенский 2 квартал (декабрь, январь, февраль) Песенки Сказки Поэзия Проза Литературные сказки «Как у бабушки козел…», «Ты, мороз, мороз…», «По дубочку постучишь…»;  «Дом, котрый построил Джек» С. Маршак;  «Счастливого пути!» И. Токмакова «Заяц – хвастун» О. Капица;  «Царевна – лягушка» М. Булатов;  «Рифмы» Б.  Шергин;  «Как братья отцовский клад нашли» М. Булатов; «Златовласка» К.  Паустовский;  «Желтый аист» Ф. Ярлин «Береза» С. Есенин;  «Встреча зимы» И. Никитин; «Зимний вечер» А. Пушкин;   «Кот поет, глаза прищурил…» А. Фет;  «Волк» С. Черный;  «Сундук», «Лошадь»  В. Левин;  «Мирная считалка» М. Яснов;  «На горизонтских островах» Б.  Заходер;  «Шумный Ба­бах!» М. Бородицкая «Горбушка» Б. Алмазов;  «Чук и Гек» А. Гайдар;  «Я спас Деда Мороза» С.  Георгиев;   «Буква «ты» Л. Пантелеев  «Сказка о царе Сальане…» А. Пушкин;  «Серебряное копытце» П. Бажов;   «Кот, который умел петь» Л. Петрушевская;  «Слоненок» Р. Киплинг 13 3 квартал (март, апрель, май) Песенки Сказки Поэзия Проза Литературные сказки Для заучивания наизусть «Ранним – рано по утру…», «Грачи – киричи…», « Уж ты, пташечка…»,  «Ласточка, ласточка…», «Дождик, дождик веселей…», «Божья коровка…»;   «Веснянка» Г. Литвак;  «Друг за дружкой» Н. Гребнева «Сивка – Бурка» М. Булатов;  «Финист – ясный сокол» А. Платонов; «Лесная  дева» В. Петрова;  «Три золотых волоска деда Всеведа» Н. Аросьева «Котенок» С. Городецкий;  «Черемуха» С. Есенин;  «Мой садик» А. Плещеев;   «Зима не даром злится…» Ф. Тютчев; «Веревочка» А. Барто;  «Почта» С.  Маршак; «Письмо ко всем детям…» Ю. Тувим;  «О том, у кого три глаза» Р. Сеф «Лев и собачка» Л. Толстой;  «Друг детства», «Сверху вниз, наискосок»  В.  Драгунский;   «Кроха» М. Москвина;  «Кот – ворюга» К. Паустовский «Крупеничка» Н. Телешов;  «Цветик – семицветик» В. Катаев;  «Сказка про трех  пиратов» А. Митяев; «Карлсон, который живет на крыше…» А. Линдгрен «По дубочку постучишь…», «Весенняя гостья» И. Белоусов;  «Посидим в  тишине» Е. Благинина;  «Мамин день» Г. Виеру;  «Пять маленьких щенят» С.  Городецкий;  «Поезжай за моря – океаны…» М. Исаковский;  «Мирная считалка» В. Берестов; «У лукоморья дуб зеленый…» А. Пушкин;  «Осень наступила» А.  Плешеев;  «Вот моя деревня…» И. Суриков К концу года дети могут: Определять жанр произведения; называть любимые сказки и рассказы; Проявлять интерес к объемным произведениям, которые читаются по главам; Драматизировать небольшие произведения, читать по ролям стихотворения; Вспомнить 2­3 программных стихотворения (при необходимости можно напомнить ребенку первые строчки), 2­3 считалки, загадки. Назвать любимого детского писателя. Содержание психолого­педагогической работы в подготовительной к школе  группе (6­7 лет) Продолжать   развивать   интерес   детей   к   художественной   литературе.   Пополнять литературный багаж сказками, рассказами, стихотворениями, считалками, скороговорками. Воспитывать   слушателя   и   читателя,   способного   испытывать   сострадание   и сочувствие героям книги, отождествлять себя с полюбившимися персонажами. Развивать у детей чувство юмора. Обращать внимание детей на выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты,   сравнения);   помогать   почувствовать   красоту   и   выразительность   языка произведения; прививать чуткость к поэтическому слову. Продолжать   совершенствовать   художественно­речевые   исполнительские   навыки детей   при   чтении   стихотворений,   в   драматизациях   (эмоциональность   исполнения, естественность поведения, умение интонацией, жестом, мимикой передать свое отношение к содержанию литературной фразы). Помогать   детям   объяснять   основные   различия   между   литературными   жанрами: сказка, рассказ, стихотворение. Продолжать знакомить детей с иллюстрациями известных художников. Календарно­тематическое планирование 14 1 квартал (сентябрь, октябрь, ноябрь) Песенки, прибаутки, небылицы Сказки, былины Поэзия Проза Литературные сказки «Лиса рожью шла…», «Чигарики – чок­чигарок…», «Братцы, братцы!», «Федул,  что губы надул…», «Ты пирог съел?», «Богат Ермошка»; «Перчатки»,  «Кораблик» С. Маршак;  «Мы пошли по ельнику» И. Токмакова; «Илья Муромец и Соловей­разбойник», «Садко», «Ставр Годинович», «Василиса  Прекрасная», «Белая уточка» А.Н. Афанасьев;  «Волк и лиса» И. Соколов –  Микитов;  «Мальчик ­с­пальчик», «Кот в сапогах» Ш. Перро;  «Айога» Д.  Нагишкин «Осенью» М. Волошин;  «Первый снег» С. Городецкий;  «Горные вершины» М.  Лермонтов;  «Калечина – малечина» А. Ремизов;  «Волшебник» С. Черный;   «Оркестр» Ю. Владимиров;   «Хитрые старушки» Э. Машковская; «Считалки, скороговорки» Т. Сапгир;   «Осенняя гамма» И. Токмакова «Слон» А. Куприн;  «Великие путешественники» М. Зощенко;  «Курица на  столбах» М. Пришвин «Сказка о мертвой царевне…» А. Пушкин, «Хлебный голос» А. Ремизов;   «Теплый хлеб» К. Паустовский;  «Про умную собачку Соню» А. Усачев;  Х.К.  Андерсен «Дюймовочка»,  «Бемби» Ю. Нагибин;  «Сказка про Джемаймлу  Нырнивлужу» И. Токмакова 2 квартал (декабрь, январь, февраль) Песенки, прибаутки, календарные, обрядовые песни Сказки, былины Поэзия Проза Литературные сказки «Зима пришла…», «Коляда, коляда…», «Коляда, коляда, подай пирога…», «Как  пошла коляда…», «Где кисель – тут и сел…», « Глупый Иван…»; «Что я  видел…», «Трое гуляк…» Н. Гернет «Добрыня и змей», «Снегурочка», «Чудесное облачко» Л. Елисеева;  «Каждый  свое получил» М. Булатов;  «Голубая птица» А. Александрова «Пороша» С. Есенин;  «Зима! Крестьянин, торжествуя…» А. Пушкин;  «День и  ночь» П. Соловьева;  «Дракон» В. Берестов;  «Какие бывают подарки» Э.  Мошковская;  «Про зайца» Н. Рубцов;  «Страшная история», «Память» Э.  Успенский; «Зимний разговор через форточку» К. Орешин;  «Мудрецы» Р. Сеф «Белка» К. Коровин;  «Первый ночной таран» С. Алексеев;  «Стожок»,  «Выстрел»  Ю. Коваль;  «Тридцать зерен» Е. Носов «Старик – годовик» В. Даль;  «Конек – горбунок» П. Ершов;  «Слепая лошадь»  К. Ушинский;  «Лекарство от послушности» К. Драгунская; «Принцесса, не  желающая играть в куклы» А. Линдгрен;  «Три ржаных колоска» А. Любарская;  «Краски» И. Кузнецова 3 квартал (март, апрель, май) Песенки, прибаутки, календарные, обрядовые песни, небылицы «Идет матушка весна…», «Когда солнышко взайдет…», «Как на масленой  неделе…», «Тин­тин­ка…», « Масленица! Масленица!», «Сбил, сколотил – вот  колесо…», «Вы послушайте, ребята…»;  «Ой, зачем ты, жаворонок…», «Улитка» И. Токмакова 15 Сказки, былины Поэзия Проза Литературные сказки Для заучивания наизусть Для чтения в лицах «Семь Симеонов…» И. Карнаухова;  «Сынко – Филипко» Е. Поленова; «Не плюй  в колодец – пригодится воды напиться» К. Ушинский; «Беляночка и Розочка» Л.  Кон,  «Самый красивый наряд на свете» В. Маркова;   «На лугу» А. Блок;  «Весенняя песенка» С. Городецкий;  «Жаворонок» В.  Жуковский;  «Птичка» А. Пушкин;  «Весенние воды» Ф. Тютчев;  «Уж верба вся  пушистая» А. Фет;  «Песенка о дожде» А. Введенский;  «На реке» Н.  Заболоцкий;  «Мне грустно» И. Токмакова;  «Иван Торорышкин» Д. Хармс;  «Лимерики» , «Жил­был старичок из Винчестера», «Жила на горе старушонка…» Г. Кружков «Уха» Н. Телешов;  «Обрывок провода» Е. Воробьев;  «Русачок – травник» Ю.  Коваль;  «Как ворона на крыше заблудилась» Е. Носов;  «На танцах» С.  Романовский; Х.К. Андерсен «Гадкий утенок»;  «Приключения Таро в стране  гор» Г. Ронская «Гуси – лебеди» А. Ремизов;  «Соль земли» И. Соколов – Микитов;  «Бобик в  гостях у Барбоса» Н. Носов;  «Всяк по­своему» Г. Скребицкий «Апрель» Я. Аким;  «Лучше нет родного края» С. Маршак;  «Шинель» Е.  Благинина;  «Очень, очень вкусный пирог» Д. Хармс;  «Береза» С. Есенин;  «Тает месяц молодой» С. Маршак;   «Добежали до вечера» Э. Мошковская;  «Ты лети к нам, скворушка…» В. Орлов;  «Уж небо осенью дышало…» А. Пушкин;  «Про зайца» Н. Рубцов;  «Зима» И.  Суриков;  «Подснежник» П. Соловьева;  «Зима не даром злится…» Ф. Тютчев  «Лизочек» К. Аксаков;  «Великан и мышь» Ю. Коринц;  «У слоненка день  рожденья» Д. Самойлов;   «Сундук» Л. Левин;  «Кошкин дом» С. Маршак К концу года дети могут: Различать жанры литературных произведений, аргументировать свой ответ; Называть любимые сказки и рассказы; прочесть 2­3 любимых стихотворения, 2­3  считалки; вспомнить 2­3 загадки; Называть 2­3 авторов и 2­3 иллюстраторов детских книг; Выразительно, в собственной манере прочесть стихотворение, пересказать отрывок  из сказки, рассказа.  Культурных образовательных практик в структурном подразделении «Детский сад»  МБОУ «Рождественская средняя общеобразовательная школа»  Расписание Дни недели Группа Младшая Время Средняя Время на 2016­2017 учебный год. Четверг «Волшебный сундучок» 16­25­16­35 «Волшебный сундучок» 16­05­16­20 16 Старшая Время «Волшебный сундучок» 15­35­16­00  Педагогическая диагностика Реализация программы предполагает оценку индивидуального развития обучающихся. Такая оценка производится в рамках педагогической диагностики.     Педагогическая   диагностика   проводится   в   ходе   наблюдений   за   активностью обучающихся   в   кружковой   деятельности.   Инструментарий   для   педагогической диагностики   –   карты   наблюдений   детского   развития,   позволяющие   фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого обучающегося в ходе:       коммуникации со сверстниками и взрослыми (как меняются способы установления и поддержания контакта, принятия совместных решений, разрешения конфликтов, лидерства и пр.); игровой деятельности; познавательной   деятельности   (как   идет   развитие   детских   способностей, познавательной активности); проектной   деятельности   (как   идет   развитие   детской   инициативности, ответственности и автономии, как развивается умение планировать и организовывать свою деятельность); художественной деятельности; физического развития.         Основная   задача   диагностики   заключается   в   том,   чтобы   выявить   педагогическую эффективность реализации программы.          Диагностика детского развития проводится два раза в год: вводный ­   в сентябре, итоговый – в мае.   Диагностика приобщения к художественной литературе детей дошкольного возраста (см. Приложение) Диагностика по методике Н.Ф. Комаровой, О.А. Сафоновой. Диагностика по методике Н.Е. Вераксы. Планируемые результаты освоения детьми Программы   При   успешном   освоении   Программы   достигается   следующий   уровень   развития    обучающегося: Целевые ориентиры на этапе дополнительного дошкольного образования  Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства;   активно   взаимодействует   со   сверстниками   и   взрослыми, участвует в совместных играх.  Способен   договариваться,   учитывать   интересы   и   чувства   других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои   чувства,   в   том   числе   чувство   веры   в   себя,   старается   разрешать конфликты.   Умеет   выражать   и   отстаивать   свою   позицию   по   разным вопросам.  Проявляет умение слышать других и стремление быть понятым другими.  Ребенок  обладает  развитым   воображением,  которое  реализуется  в   разных 17   видах  деятельности,  и прежде всего  в игре;  владеет разными  формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации; умеет подчиняться разным   правилам   и   социальным   нормам.   Умеет   распознавать   различные ситуации и адекватно их оценивать. Ребенок  достаточно  хорошо  владеет  устной  речью,  может выражать  свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности. Ребенок   проявляет   любознательность,   задает   вопросы   взрослым   и сверстникам,   интересуется   причинно­следственными   связями,   пытается самостоятельно   придумывать   объяснения   явлениям   природы   и   поступкам людей;   склонен   наблюдать,   экспериментировать.   Обладает   начальными знаниями   о   себе,   о   природном   и   социальном   мире,   в   котором   он   живет; знаком   с   произведениями   детской   литературы,   обладает   элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.  Соблюдает   элементарные   общепринятые   нормы,   имеет   первичные ценностные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», стремится   поступать   хорошо;   проявляет   уважение   к  старшим   и   заботу  о младших. Ребенок Знает: Умеет: •детских писателей и их произведения • правила обращения с книгой • литературные жанры (сказка, стихотворение, рассказ, быль)       читать стихи наизусть рассказывать сказки участвовать в инсценировке произведений ориентироваться в книге использовать полученные знания в разнообразных видах деятельности. Контроль за реализацией программы Контроль за реализацией культурной образовательной практики для детей  дошкольного возраста  «Волшебный сундучок» осуществляет:   Администрация муниципального бюджетного образовательного учреждения  «Рождественская средняя общеобразовательная школа»; Родители (законные представители) детей дошкольного возраста; Контроль за реализацией культурной образовательной практики  для детей  дошкольного возраста  «Волшебный сундучок» осуществляется через: организацию открытых инсценировок по произведениям; создание творческих альбомов детских рисунков по прочитанным произведениям.     Механизм реализации программы          Координатором программы по дополнительной культурно образовательной практике является Администрация МБОУ «Рождественская средняя общеобразовательная школа».    квалификационной категории.    Исполнителем   программы   является   Осинникова   С.И.   воспитатель   первой 18 Координатор: ­Разрабатывает перечень показателей для контроля за ходом реализации Программы. ­Анализирует ход выполнения плана мероприятий по реализации Программы. ­Подготавливает   и   вносит   предложения   по   совершенствованию   и   корректировки механизмов реализации программы:  Исполнитель: ­ Участвует в реализации мероприятии Программы. ­Разрабатывает календарно­тематический план, необходимый для реализации программы. ­Подготавливает ежеквартально инсценировки, фотовыставки, оформляет альбомы. ­Несет   ответственность   за   своевременную   качественную   подготовку   и   реализацию программы. ­ Обеспечивает  методическое  и  организационно­техническое  сопровождение  реализации программы. ­Проводит педагогическую диагностику по реализации Программы.  Реализация программы включает три  последовательных этапа: 1.Организационный этап  Анкетирование родителей.  Формирование группы детей для работы.  Проведение диагностики по определению уровня сформированности интереса и    потребности в чтении (восприятии) книг  у детей дошкольного возраста. 2. Основной этап Реализация мероприятий направленных на формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг  у детей дошкольного возраста. 3.  Заключительный этап Итоговые   занятия.   Организация   выставок   детских   поделок.   Итоговая   педагогическая диагностика. 1. Примерная Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Литература. Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. 2. ООП ДО МБОУ «Рождественская СОШ».       3. Дунаева Н. О значении художественной литературы в формировании личности ребёнка. // Дошкольное воспитание – 2007, № 6, с. 35 – 40. 4.  (http://top­bal.ru/literatura/37324/index.html            5. http://mdoy53.caduk.ru/p31aa1.html 19

Программа КОП "Волшебный сундучок"

Программа КОП  "Волшебный сундучок"

Программа КОП "Волшебный сундучок"

Программа КОП  "Волшебный сундучок"

Программа КОП "Волшебный сундучок"

Программа КОП  "Волшебный сундучок"

Программа КОП "Волшебный сундучок"

Программа КОП  "Волшебный сундучок"

Программа КОП "Волшебный сундучок"

Программа КОП  "Волшебный сундучок"

Программа КОП "Волшебный сундучок"

Программа КОП  "Волшебный сундучок"

Программа КОП "Волшебный сундучок"

Программа КОП  "Волшебный сундучок"

Программа КОП "Волшебный сундучок"

Программа КОП  "Волшебный сундучок"

Программа КОП "Волшебный сундучок"

Программа КОП  "Волшебный сундучок"

Программа КОП "Волшебный сундучок"

Программа КОП  "Волшебный сундучок"

Программа КОП "Волшебный сундучок"

Программа КОП  "Волшебный сундучок"

Программа КОП "Волшебный сундучок"

Программа КОП  "Волшебный сундучок"

Программа КОП "Волшебный сундучок"

Программа КОП  "Волшебный сундучок"

Программа КОП "Волшебный сундучок"

Программа КОП  "Волшебный сундучок"

Программа КОП "Волшебный сундучок"

Программа КОП  "Волшебный сундучок"

Программа КОП "Волшебный сундучок"

Программа КОП  "Волшебный сундучок"

Программа КОП "Волшебный сундучок"

Программа КОП  "Волшебный сундучок"

Программа КОП "Волшебный сундучок"

Программа КОП  "Волшебный сундучок"

Программа КОП "Волшебный сундучок"

Программа КОП  "Волшебный сундучок"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.03.2018