Программа "Краеведение"
Оценка 4.9

Программа "Краеведение"

Оценка 4.9
Руководства для учителя
docx
окружающий мир
4 кл
04.12.2018
Программа "Краеведение"
Программа внеурочной деятельности "Краеведение" Изучение родного края необходимо уже на начальной ступени образования, так как именно в этом возрасте закладываются основные качества личности. Не зря народная мудрость гласит: «Дерево питают корни, а человека Родина», «Мира не узнаешь, не зная края своего!». Краеведение – благодатная почва, позволяющая воспитывать у детей любовь к родному городу, краю, Отечеству. Краеведение помогает формированию у младших школьников целостного представления о своём крае, сохранения и развития социально- экономических и культурных достижений и традиций края за счёт становления ключевых компетенций. Это способствует развитию креативных способностей учащихся, становлению гражданской позиции по отношению к окружающему миру и общественным явлениям, формированию толерантности и толерантного поведения, укреплению семейных связей: заинтересованность содержанием работы кружка не только учащимися, но и родителями; наличие богатых возможностей для большого количества учащихся; изучение истории города через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников; изучение жизни края в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии; формированию экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как среды жизнедеятельности, развитию познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, интереса учащихся к краеведению через тематические акции, конкурсы, ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы, формированию способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни, видению своего места в решении местных проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем.
%22Краеведение%22 .docx
«Мира не узнаешь, не зная края своего!».  Пояснительная записка         Программа курса «Краеведение» составлена для работы с младшими школьниками и направлена на социокультурную адаптацию младшего школьника, на подготовку его к гражданской и нравственной деятельности,  формирующая   ценностное   отношение   к   социальной   реальности.  В  основе   ­   развитие личности ребенка посредством знакомства с историей родного края.   Программа   модифицирована  на   основе    «Примерных   программ   внеурочной   деятельности. Начальное и основное образование».  (Стандарты второго поколения) под редакцией В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2011г. и авторской программы С.П. Казачковой / Сборник программ для организации внеурочной деятельности в начальной школе. – Волгоград: Учитель, 2011. Изучение родного края необходимо уже на начальной ступени образования, так как именно в этом возрасте   закладываются   основные   качества   личности.  Не   зря   народная   мудрость   гласит:   «Дерево питают корни, а человека Родина», «Мира не узнаешь, не зная края своего!».            Краеведение – благодатная почва, позволяющая воспитывать у детей любовь к родному городу, краю,   Отечеству.   Краеведение  помогает   формированию   у   младших   школьников   целостного представления   о   своём   крае,   сохранения   и   развития   социально­   экономических   и   культурных достижений и традиций края за счёт становления ключевых компетенций. Это способствует развитию креативных способностей учащихся, становлению гражданской позиции по отношению к окружающему миру и общественным явлениям, формированию толерантности и толерантного поведения, укреплению семейных   связей:   заинтересованность   содержанием   работы   кружка   не   только   учащимися,   но   и родителями; наличие богатых возможностей для большого количества учащихся; изучение истории города     через   семейные   архивы,   рассказы   родителей,   бабушек   и   дедушек,   других   родственников; изучение жизни края в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии; формированию экологической культуры, способности самостоятельно оценивать   уровень   безопасности   окружающей   среды   как   среды   жизнедеятельности,   развитию познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, интереса учащихся к краеведению через тематические акции, конкурсы, ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы, формированию способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной   жизни,   видению   своего   места   в   решении   местных   проблем   сегодня   и   тех   вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем.    Программа   внеурочной   деятельности   «Краеведение»   является   актуальной   т.к.   занимается решением данной проблемы – воспитанием юных патриотов своей Родины. История страны, как в зеркале, отражается в судьбах её граждан. Чем больше изучаешь жизнь своих предков, тем лучше познаешь нюансы крупных исторических событий, более точно понимаешь их влияние на судьбы людей. А Родина каждого человека начинается с города, села, с улицы и с дома, в котором он живёт. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края.             Когда учащиеся понимают, что их родной край играл и играет свою, особую роль в истории России, они ощущают  гордость как  за свою  землю, так и  за себя;  у них поднимается  самооценка, появляется желание и стремление прославить свой край и свою Родину.                Изучение краеведения в школе, особенно в начальной, воспитывает гордость за свою страну и свой край, стремление быть лучшим.                              Актуальность программы  заключается в усилении внимания к таким важным понятиям как патриотизм, чувство гордости за своих земляков, способствует развитию: духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом. Особое внимание уделяется знакомству детей с родным краем: с историко­ культурными, национальными, географическими, природными особенностями.   Новизна   программы:  интеграция   природоведческих   и   социальных   знаний,   формируют целостный взгляд на природу, общество, место человека в них, причем происходит это во взаимосвязи с изучением красоты родной природы, её экологических особенностей, истории края  и  истории своей семьи.  Все     это   предполагает     расширение     краеведческого     кругозора,     развитие     способностей учеников. Основными критериями  отбора материала при составлении программы является её культурная значимость в жизни края, актуальность, воспитательная ценность.             Главной целью  данного курса является расширение и углубление  знаний учащихся, освещение истории   г.Хабаровска   и   Хабаровского   края,   знакомство   с   выдающимися   людьми   родного   края,   с памятниками истории, культуры и архитектуры, привитие чувства ответственности и заботы за их судьбу. сформировать   познавательную   потребность   в   освоении   исторического   материала; Цели программы:        формирование осознанного отношения детей  к природе, экологической культуры, любви к природе родного края.     расширить     формировать   умения   и   навыки   общения,   подготовки   мероприятий,   оформления   исследовательских работ;    воспитывать патриотизм.            учащихся родном   углубить крае;   знания   и       о             Задачи программы:                      расширение и углубление знаний, дополняющих школьную программу;         содействие гармоничному развитию личности, совершенствование духовных и физических потребностей;              формирование жизненной самостоятельности и деловых качеств;               формирование гуманного отношения к окружающей среде, воспитание патриотизма и любви к родному краю.            формирование   человека   и   гражданина,   интегрированного   в   современное   общество   и   нацеленного   на совершенствование этого общества.                   укрепление семейных связей: ­ наличие возможностей для большего количества учащихся изучения истории края через семейные архивы, рассказы родственников; ­ изучение жизни края в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии, просмотр телематериалов и видеофильмов; ­ общая работа детей и родителей в деле охраны и восстановления природы, памятников истории и культуры; ­ формирование экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности   окружающей   среды   как   сферы   жизнедеятельности;   позитивно   –   сберегающего отношения к окружающей среде и социально – ответственного поведения в ней;   развитие   познавательных   интересов,   интеллектуальных   и   творческих   способностей, стимулирование самостоятельной познавательной деятельности; стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, интереса учащихся к изучению малой родины;  адаптация к реальной деятельности, к местной социально­экономической и социокультурной ситуации;   ориентация  при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы;  формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни;  стимулирование участия учащихся в повседневной жизни своего края, развитие установки на стремление внести личный вклад в совершенствование жизни своего города.        Обязательным   требованием   достижения   поставленных   задач   является   соблюдение  следующих принципов:  наглядность:  наглядных   пособий, дополнительной научной и справочной литературы, ИКТ;  использование   иллюстраций,   авторских   работ,  системность и последовательность занятий:  1 раз в неделю; обеспечение преемственности обучения;  научность:  соблюдение   логики   изложения   материала   в   соответствии   развития   современных научных знаний;   доступность:  от легкого к трудному, от простого к сложному, от неизвестного к известному, использование методов соответствующих данному возрасту детей и их развитию;  деятельностный подход:  использование проблемного материала, постановка проблемы, поиск  решения проблемы с учителем и самостоятельно; активность   и   сознательность:  понимаются   цели   и   задачи   учеником,   ученик   обучается самоанализу   и   самооценке,   думает   и   действует   самостоятельно,   умение   опираться   не   на авторитет учителя, а на доказательства и логику мышления;  прочность знаний (завершённость обучения):  завершение каждой темы итоговым занятием, призванным закрепить полученные знания  и навыки, и подготовить учащихся   к восприятию материала   следующей   темы,   сопоставления, противопоставления;   применение   технологии   сравнения,  принципы уважительного отношения к детскому творчеству: представление свободы выбора, создание атмосферы раскованности и талантливости, умение педагога оценить художественные достоинства детских работ. Организация достижения целей:   Целенаправленная внеклассная и внешкольная воспитательная работа;  Связь с социосредой (родителями, культурой и природой). Основными   критериями  отбора   материала   при   составлении   программы   является   ее культурная значимость в жизни края, актуальность, воспитательная ценность.  При отборе краеведческих сведений для занятий следует придерживаться правил:   События местной истории и культуры должны быть важными для данного края, приятными и  доступными, эмоционально насыщенными;  Представлять учащимся возможность совершать маленькие “открытия”, привлекая их к участию  в работе по какой­нибудь теме или знакомому объекту;  Формировать умение наблюдать окружающую действительность, искать неизвестное в известном,  незнакомое в знакомом;  Вызвать интерес к родным местам, городу, улице, дому, школе, содействовать формированию  патриотических чувств. словесные методы: рассказ, беседа, сообщения ­ эти методы способствуют обогащению Методы работы: ­ теоретических знаний детей, являются источником новой информации. ­ наглядные   методы:   демонстрации   рисунков,   плакатов,   коллекций,   иллюстраций. Наглядные   методы   дают   возможность   более   детального   обследования   объектов,   дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей; ­ практические   методы:   изготовление   рисунков,   плакатов,макетов,   практические работы,   презентации.   Практические   методы   позволяют   воплотить   теоретические   знания  на практике, способствуют развитию навыков и умение детей.  Обучение   по   программе   осуществляется   в   виде   теоретических   и   практических   занятий   с учащимися. Занятия могут проводиться в различных формах:  исследование, экскурсии, работа в группах,     дискуссии,   путешествия,   виртуальные   путешествия   беседы,   викторины,   встречи   с интересными людьми, конкурсы, выставки, походы с осмотром краеведческих объектов.   Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология   развивающего   воспитания   и   обучения,   здоровье   сберегающие   технологии,   игровые технологии, компьютерные технологии,  проектные технологии.         Объекты изучения: История: история  своей  семьи, история населенных пунктов, географических объектов; прошлое,  настоящее и будущее  края; происхождение названий улиц, населенных пунктов и географических  объектов. Природа: типичные и редкие виды представителей животного и растительного мира края; природные  ресурсы края; охраняемые территории; памятники природы. Экология: важность охраны природной среды от загрязнения, разрушения и истощения, жизненная  необходимость охраны своего здоровья и здоровья окружающих людей.                                          Население: национальный состав населения; отношение к окружающей природной среде; труд людей в  городе и селе; Культура: народные промыслы; произведение профессионального искусства; писатели  и художники,  памятники архитектуры, достопримечательности.   На   занятиях   проводится   демонстрация   фотозарисовок,   видеозарисовок,   мультимедийных презентаций, видеофильмов, используется разнообразный раздаточный материал. Программа рассчитана на учащихся 2­4 классов.   Срок реализации 3 года. Режим занятий:  Общее количество часов в год –  34 ч.  Количество часов в неделю – 1 час.  Периодичность занятий – 1 раз в неделю    Личностные универсальные учебные действия У выпускника будут сформированы:  учебно­познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;  ориентация  на понимание причин  успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ  и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;  способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;  основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности; Регулятивные универсальные учебные действия Выпускник научится:  планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;   учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;  осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;  адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;  различать способ и результат действия. Выпускник получит возможность научиться:  в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;  проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;  самостоятельно   адекватно   оценивать   правильность   выполнения   действия   и   вносить   необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и  в конце действия. Познавательные универсальные учебные действия Выпускник научится: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета; осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ; строить сообщения, проекты  в устной и письменной форме;  проводить сравнение и классификацию по заданным критериям; устанавливать причинно­следственные связи в изучаемом круге явлений; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. Выпускник получит возможность научиться: осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;  записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ; осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;  осуществлять   выбор   наиболее   эффективных   способов   решения   задач   в   зависимости   от   конкретных условий; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно­следственных связей. Коммуникативные универсальные учебные действия Выпускник научится:  адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя,  в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;  допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной,  и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;  учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;  формулировать собственное мнение и позицию;  договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;  задавать вопросы;  адекватно   использовать   речевые   средства   для   решения   различных   коммуникативных   задач,   строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. Выпускник получит возможность научиться:  учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;  учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;  понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;  аргументировать   свою   позицию   и   координировать   её   с   позициями   партнеров   в   сотрудничестве   при выработке общего решения в совместной деятельности;  задавать   вопросы,   необходимые   для   организации   собственной   деятельности   и   сотрудничества   с партнером;  осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;  адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;  адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.  Ожидаемые результаты реализации  программы Воспитательные  результаты внеурочной деятельности  «Краеведение»  распределяются по трем уровням.   1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной  реальности и повседневной жизни):  приобретение  школьниками  знаний  об  истории   и географии   своего   края   через   изучение   достопримечательностей   ближайшего   окружения   и   школы,   в которой они учатся;  развитие краеведческих понятий, помогающих сформировать целостный взгляд на окружающий мир, в котором природное  и социальное рассматривается в неразрывном единстве. 2. Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к истории и географии своего края, к прошлому и настоящему своей школы, к школьному опыту своих родителей.  3.   Результаты   третьего   уровня   (приобретение   школьником   опыта   самостоятельного социального действия):  приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия в получении   интервью,   анкетировании,   взаимодействия   с   одноклассниками   и   взрослыми,   посещения культурно­образовательных   учреждений,   сбора   и   обработки   историко­географической   краеведческой информации. Воспитательные и развивающие результаты отслеживаются по параметрам:  приобретение практических навыков поведения в природе;  активная жизненная позиция детей;  экологическая грамотность, ответственность за свои действия;  разумное отношение к своему здоровью;  сформированность потребности заниматься природоохранными мероприятиями;  способность к адекватной самооценки, саморазвитию и самопознанию;  направленность личности в профессиональном выборе;  сформированность коммуникативной культуры в детском коллективе;  выбор личных, жизненных приоритетов.               Формы   отслеживания   результатов:   эксперименты   и   наблюдения   в   природе,   практические   и исследовательские дела, экологические конференции, анкетирование, тестирование, изучение мнений обучающихся, родителей, учителей школы.                  Личностные результаты : готовность и способность к саморазвитию и самообучению,  достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки; личностные   качества,   позволяющие   успешно   осуществлять   учебную   деятельность   и взаимодействие с её участниками. воспитание уважительного отношения к своей страна, её истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания; понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;  формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни.             Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:   осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;  обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;   овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);  использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;  расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.     Оценка результативности: подведение итогов работы в кружке  участие в различных конкурсах; проведение конференции по итогам краеведческих исследований. Работа с родителями индивидуальные встречи с родителями в течение года; посещение родителями различных выставок, мероприятий; проведение занятий совместно с родителями. Система отслеживания и оценивания результатов представлена в виде бесед, экскурсий, встреч   с   интересными   людьми,   творческими   конкурсами,   викторинами,   интеллектуально­ познавательными   играми,   наблюдениями,   акциями,   фестивалями,   праздниками,   выставками, концертами, индивидуальными самостоятельными работами.     Формы учета знаний, умений: ­ педагогическое наблюдение; ­ тестирование; ­ тематический опрос; ­ рисуночные тесты («Мой класс», «В школе»); ­   выполнение   творческих   заданий   (составление   устных   и   письменных   рассказов,   вопросов   для проведения   викторин,   подбор   обучающимися   иллюстративного   материала   по   заданию,   подготовка рисунков,презентаций); НАУЧНО­МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ. Нормативные документы, материалы, инструкции по технике безопасности;   Методические материалы для педагогов;  Материалы периодической печати;    Экспозиции музея; Фототека (фотопортфель по истории края); Атлас РФ, Хабаровского края. Основные источники краеведческой информации: 1) периодическая печать (газеты, журналы,  статьи, очерки);  2) художественная литература; 3) архивные фонды; 4) фонды музеев; 5) материалы статистики; 6) устные свидетельства старожилов.   Методы работы по краеведению:   Интервью,   рассказы,   воспоминания,   правила   оформления(   теория   +   практическое   задание   на   дом: составить   воспоминания   родственников,   знакомых   в   соответствии   с   указанными   требованиями) ( практические занятия, консультации).. Работа с документальными источниками краеведческой информации  Работа с архивными материалами, фотографиями, правила оформления документов, посещение музеев. Работа с живыми источниками краеведческой информации: Общение с местными жителями  (старожилы  ,знатные люди, орденоносцы, ветераны  войны  и труда), специалистами­краеведами,   научными   сотрудниками   архивов   музеев.     Формы   занятий:   интервью, индивидуальная работа, сбор устной информации, сбор видео и фотоматериалов, Обобщение материала: Оформление     альбомов,   написание   рефератов,   исследовательских   работ,   выступление   с   беседами перед   обучающимися. Формы занятий: монтаж, оформление фотоматериалов, написание рефератов, оформление альбомов, отчёт о проделанной работе, выступление на научно­практической  конференции. Структура   содержания   программы   предусматривает   разделение   на   теоретические   и практические занятия. Такой подход  позволяет разнообразить формы работы, вызывая интерес у детей к краеведению.       Работая по данной программе, обучающиеся получают: ­ интересную жизнь, наполненную делами, с участием в них самих ребят; ­ возможность проявить себя, показать свои способности и таланты; – выполнение реальных дел, имеющих большое значение для окружающих. – МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ. Занятия по программе «Краеведение» проходит в помещении школы в классной комнате. Для проведения   занятий   используется   фиксирующее   и   воспроизводящее   оборудование   (проектор, ноутбук, проигрыватель, доска). Наша задача вырастить добрых, порядочных, честных людей, любящих свою Родину. И помогает им в этом краеведение.  Основные понятия курса Конституция, закон, право, правительство, президент, гражданин, федерация, государственные праздники, Государственная дума, независимость, обязанность, государство, Россия, Родина, Отечество, малая Родина, флаг, герб, гимн, столица, поколение, старина, уважение, дружба, взаимопомощь,  добро, зло, защита, жадность. Взаимопомощь – взаимная помощь, помощь друг другу. Герб  – эмблема государства, города, рода, изображаемая на флагах, монетах, печатях, государственных и других официальных документах. Гимн – торжественная песня, принятая как символ государства. Государство – механизм управления обществом в какой­либо стране. В государстве должно быть правительство, законы, служба порядка, армия. Государственная   дума  –   так   в   России   называют   собрание   избранных   народом   представителей,   которое разрабатывает и утверждает законы. Государственные праздники  – праздники,  нерабочие   дни,   которые  по  решению  правительства   отмечает   вся страна. Государственные символы ­ флаг, герб и гимн государства. Гражданин   государства  –   человек,   который   связан   с   каким­то   определенным   государством:   признает   это государство своим, пользуется его защитой, использует свои права и выполняет гражданские обязанности. Добро – нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу. Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. Жадность – настойчивость в стремлении удовлетворить своё желание, скупость.    Закон – обязательные для всех правила поведения людей в обществе, установленные государством. Защита – охрана, безопасность от враждебных действий, от опасности. Зло – нечто плохое, вредное, противоположное добру. Конституция – основной закон государства, определяющий основные права и обязанности граждан. Независимость – самостоятельность, свобода. Общество – так можно назвать всех жителей какой­либо страны, которых связывает друг с другом их настоящее, их история, их культура. Обязанность – круг действий, возложенных на кого­нибудь, обязательных для выполнения. Отечество – страна, где человек родился и к гражданам которой он принадлежит. Поколение – одновременно живущие люди близкого возраста. Правительство – высший исполнительный орган государственной власти в стране. Право  – совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе. Президент ­ глава государства. Родина  – так человек называет место, где он родился и вырос; свой город, село, а также страну, гражданином которой он является. Российская Федерация  – полное название современного российского государства, которое образовано союзом всех входящих в него территорий (республик, краев). Старина ­ давнее, давно минувшее время. Столица – главный город государства, место пребывания правительства и правительственных учреждений. Уважение ­ почтительное отношение, основанное на признании чьих­нибудь достоинств. Федерация – это государство, образованное в результате союза (объединения) всех входящих в него территорий (земель). Каждая территория­ участник такого союза, имеет свои законы и свое местное правительство. Но есть общие   для   всех   союзные   (федеральные)   законы,   единая   армия,   единые   для   всех   деньги   и   центральное правительство, которое управляет всей страной. Флаг – прикрепленное к древку или шнуру полотнище определенного цвета или нескольких цветов, часто с эмблемой.  Содержание изучаемого курса программы «Краеведение» 2 класс     (34 ч) Тема 1:    Введение  (2ч) Что изучает краеведение. Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники.     Природа   –   наш   второй   дом.  Правила   поведения   в   группе   и   режим   работы.   Техника безопасности. Тема 2: Мой край на карте Родины (6 ч) Россия ­ Родина моя. Символы государства – герб и флаг. Гимн России. Символ России – берёза. Рисование   дерева.  Загадки,  пословицы.        Понятие     край.  Территория   и  географическое   положение Хабаровска. Знакомство с картой края, границы, история образования.         Символика края.  Город, в котором живем. Исторические корни нашего края. Легенды и предания. Происхождение названия города. Практическая работа. Подготовка выставки «Хабаровск сегодня». Тема 3: Я и моя семья. (4 ч)            Мой дом. Понятие «дом»: дом – семья, дом – это место жизни человека.  Мир твоего дома.   Практическая работа. Изображение своего дома. Устный рассказ. Жизнь каждого члена семьи. Состав семьи. Знакомство с терминами родства. «Вся семья вместе, так и душа на месте». Семейные вечера и праздники. «На что и клад, когда в семье лад».           Исследовательская работа.   Изучение семейных архивов: фотографий, трудовых книжек, военных билетов, наградных документов. Отношения   в   семье.  Этика   и   психология   семейных   взаимоотношений   в   русских   волшебных, социально­бытовых сказках, притчах. «Корми деда на печи, сам там будешь». Нравственные обязанности младших перед старшими.  Практическая работа. Изображение на рисунке членов семьи. Моя   родословная.  Знакомство   с   понятиями:   поколение,   потомки,   предки.   События,   которые отразились в истории семьи. Практическая работа. Составление родословного древа (работа вместе с родителями). Тема 4: Моя улица. (1 ч)  Названия улиц города по месту жительства детей. Названия улиц, прилегающих к школе. История названия улиц, их роль в жизни современного человека. Практическая работа. Схематическое изображение улиц, прилегающих к школе. Ребята рисуют свой путь к школе. Форма контроля:  рассказ «Прогулка по улицам моего района».   Тема 5: Наша школа (1 ч)  Я – ученик. Традиции школы. Символика школы. Правила поведения и обязанности школьника. В самых простых формах обучающиеся знакомятся с традициями, историей своей школы,  выпускниками, которыми гордится школа. Экскурсия по школе (кабинеты, учителя). Профессии работников школы: директор, учитель, уборщица и т.д  Составление макета «Школа – мой дом».   Защита проекта «Моя школа» Тема 6:  Природа нашего края. (20 ч) Растительный и животный мир. Внутренние воды (реки, озёра, пруды, подземные воды), их практическое применение. Объекты и памятники природы края. Охранять природу – значит охранять Родину.  Экскурсия в природу (общение с живой природой). Лекарственные растения нашего края.  Правила поведения в лесу, в парковой зоне. Конкурс рисунков: «Правила поведения в природе». Редкие     и  исчезающие  виды  растений. Красная книга. Викторина «Зелёный мир вокруг нас». Игры, загадки, пословицы, поговорки о деревьях, кустарниках, растениях. Животный мир Хабаровского края. Какие животные нашего края занесены в Красную книгу? Игры, загадки, пословицы, поговорки о животных. Викторина «В мире животных». Птицы  родного  края Географические названия населенных пунктов нашей местности. Народные промыслы Хабаровского края. Что дает наш край стране. Что мы узнали за год? Подведение итогов. С участием родителей посадить деревья и кустарники у школы, в парке, у себя в саду, на даче, уход за  ними. Разведение комнатных растений, цветов в школе и дома. В зимний период изготовить кормушки и подкармливать птиц. Операция «Чистый двор» Формы диагностики и контроля:        1.Выставка «Хабаровск сегодня».  2.Исследовательской работа «Улицы моего города»    3.Родословное древо  4.Макета«Школа – мой дом».   5.Проект «Моя школа»  6.Операция «Чистый двор»  7.«Красная книга» своими руками. Календарно­тематическое планирование «Краеведение»  2 класс 1 раз в неделю (34 занятия в год) № п/п Раздел и тема Тема 1: Введение все го ча­ сов 2 В том числе тео­ рия 1 прак тика 1 Дата по пла­ ну Дата фак­ тиче ская 1. 2. Что   изучает   краеведение.   Источники   краеведческих знаний:   карта   как   источник   информации   и   другие источники.   Природа – наш второй дом. Правила поведения в группе и режим работы. Техника безопасности. Тема 2:  Мой край на карте Родины 6 3. Россия ­ Родина моя. Символы государства – герб и флаг. Гимн России. 1   4 1  1 2 4. 5. 6. 7. 8.   край. Символ России – берёза. Понятие    Территория   и   географическое положение   Хабаровска.   Знакомство   с   картой   края, границы, история образования. Символика края. Город, в котором живем.  Исторические   корни   нашего   края.   Легенды   и предания. Происхождение названия города.  Тема 3:   Я и моя семья 9. 10. 11. 12.   Мой дом. Понятие «дом»: дом – семья, дом – это место жизни человека.  Мир твоего дома.  Жизнь каждого члена семьи. Отношения в семье. Моя родословная. Тема 4:   Моя улица 13.   Названия улиц города по месту жительства детей.  Названия улиц, прилегающих к школе. История названия  улиц, их роль в жизни современного человека Тема 5:  Наша школа 14. Знакомство с историей, традициями своей школы. Тема 6: Природа нашего края 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. Растительный и животный мир. Внутренние   воды   (реки,   озёра,   пруды,   подземные воды), их практическое применение Объекты и памятники природы края. Охранять природу – значит охранять Родину.  Экскурсия в природу (общение с живой природой). Лекарственные растения нашего края. Викторина «Что это за листья?»  Правила поведения в лесу, в парковой зоне. Конкурс рисунков: «Правила поведения в природе». Редкие         и   исчезающие   виды   растений. Красная книга. Викторина «Зелёный мир вокруг нас». Игры,   загадки,   пословицы,   поговорки   о   деревьях, кустарниках, растениях. Животный мир Хабаровского края. Какие   животные   нашего   края   занесены   в   Красную книгу? Игры, загадки, пословицы, поговорки о животных. Викторина «В мире животных». Птицы  родного  края Географические названия населенных пунктов нашей  местности. Народные промыслы Хабаровского края. Что дает наш край стране. Что мы узнали за год? Подведение итогов. ИТОГО:   4 1 1   20 1 34 1 1 3 1 0,5 1 0,5 1 1 1 1 9 0,5 0,5 1 1 1 1 0,5 1 0,5 0,5 15 1 1 1 1 0,5 0,5 12 1 1 0,5 1 0,5 1 1 1 0,5 1 0,5 1 0,5 1 1 19 Содержание изучаемого курса программы «Краеведение» 3 класс     (34 ч) Тема 1:    «Москва – столица нашей Родины.» (4 ч) Москвичи – жители Москвы. Кремль. Красная площадь. Практическая работа. Виртуальное путешествие: «Достопримечательности Москвы». Сто народов – одна страна.                Россия – многонациональное государство. Народы России. Традиции и обычаи народов         России, народные и религиозные праздники. Практическая работа.  Работа с иллюстрациями, с изображением национальных костюмов народов России. Я – надежда Отечества. Предназначение   человека.   Представление   о   настоящем   человека.   Осознание   ребенком   себя   как надежды Отечества. Умение ценить в других людях положительные качества и поступки. Значение здорового образа жизни. Практическая работа. Составление памятки «Законы дружбы». Земля – общий дом для всех людей.  Страны, государства, языки, способы обобщения и взаимодействия людей.  Практическая работа. Ролевая игра: «Мы из разных стран». Тема 2:    «Мы  живем  в  России»   (2ч)   Географическое положение  России. Углубить  основные     знания   учащихся о своей стране, символах РФ.   Познакомить     учащихся     с     государствами     с     которыми     граничит     Россия.     Развивать   умения ориентироваться  по  политической  и  физической  карте  мира  и  России.          Народы  РФ. Дать  первичные  сведения  о  национальном  составе  России. Практические  работы.  1. Россия  на  карте  мира,  обучение  умению  находить  и  показывать  на   политической   карте мира   Россию,  страны  с  которыми  граничит, обозначить  их  на  контурной  карте. Тема 3:   «Край, в  котором  мы  живем» (  14 ч)        Географическое  положение Хабаровского края. Углубить  знания   учащихся  об   истории  своего  края,  символах.   Сформировать  представление   о  территории, географических  объектах. Учить  детей   ориентироваться  по  физической  карте    края. Поверхность.         История  нашего  края. Главные  исторические   события  края.        Погода  и  климат.  Углубить  знания  детей  о  сезонных   изменениях   в  природе  по  краю.         Растительность  нашего  края. Создать  у  учащихся  представление  о  флоре  и  фауне. Познакомить   учащихся  с  яркими  представителями  животного  и  растительного  мира.  Формировать   представления  об  особенностях   природных   комплексов  края.  Познакомить  с  ролью  заповедников  и  ботанических  садов,  в  решении  экологических  проблем. Охрана  и   восстановление  лесов  и  растительности.        Животный  мир края.               Водоемы    края.  Экологические    проблемы    водоемов.                Изменение     водоемов    в    результате деятельности  человека.  Охрана  и  восстановление  водоемов         Природные  ресурсы  края. Полезные  ископаемые, в  каких  отраслях  используются Охрана  недр.  Как рационально   использовать природные  ресурсы.         Промышленность       и   с/х   края.  Вклад   края   в   хозяйство   страны. Дать   первичные   сведения   об особенностях  отраслевой  структуры  хозяйства  родного  края:  совокупности  отраслевой  промышленности, сельского  хозяйства,  непроизводственной  сферы. Влияние  предприятий  на  окружающую  среду.         Экология  края. Сформировать  первичные  представления  об  экологических  проблемах  области,  о   причинах  их  возникновения,  способах  их  предотвращения.  Систематизировать  знания  о  взаимодействии   человека   и  природы. Понятие  «экологическая  катастрофа», источники    ее  возникновения.  Влияние   загрязнения  окружающей   среды  на  человека.   Логические  задачи  по  экологии. Проблемы  предприятий.   Влияние  предприятий  на  окружающую  среду.        Люди  нашего  края. Познакомить  с  знаменитыми  людьми края.  Поэты,  писатели,  артисты,  герои   Великой  Отечественной   войны  и  труда. Практические  работы.   Обучение   работы  с  картой  Хабаровского края,  умению  находить  и  показывать   на  физической  карте.  Рассматривание  гербарных  экземпляров  растений  встречающихся  на  территории   края,  выявление  признаков  приспособленности  этих  растений  к  условиям  жизни. 4. Рассматривание   образцов  полезных  ископаемых. Обучение  умению  находить  и  показывать  на  физической  карте   Хабаровского края месторождения  полезных  ископаемых. Решение задач  по  экологии. Тема 4:    «Город,  в  котором  я  живу» (14 ч)  История  города. Историческая  справка  города. Символика  города. Углубить  знания учащихся  об  истории  города  в котором  живут,   символах   города.  Карта  нашего  города.  Создать  целостное  представление  о  расположении  районов города,  улиц  и   площадей.  Архитектура  города. Познакомить  с  архитектурой  города,  историей  появления  тех  или  иных   архитектурных   объектов. Практическая работа. Рисуем карту родного города.   Музеи города. . Какие бывают музеи. Музейные профессии. Практическая работа. Игра «В музее». Памятники истории и культуры на территории Хабаровска.  Краеведческий музей, Площадь Славы.Экскурсия к памятникам. Практическая работа. Работа с фотографиями памятных мест.  Путешествие по главным улицам г. Хабаровска. Практическая работа. «Нарисуй современную улицу» Обобщающий урок. «Люби и знай свой город». Место и значение музеев, памятников в истории развития  города Хабаровска и края. Формы диагностики и контроля:        Выставка « Достопримечательности Москвы»   Проект «Костюмы народов России.».   Памятка «Законы дружбы».   Работа с картой Хабаровского края   Решение задач  по  экологии.   Макет карты Хабаровска   Исследовательская работа.  Фотоальбом памятных мест Хабаровска Календарно­тематическое планирование «Краеведение»  3 класс 1 раз в неделю (34 занятия в год) № п/п Раздел и тема  «Москва – столица нашей Родины.»  1 2 3 4 Сто народов – одна страна. Я – надежда Отечества. Земля – общий дом для всех людей. Земля – общий дом для всех людей. «Мы  живем  в  России»  5 6 Географическое положение  России Народы  РФ. «Край, в  котором  мы  живем» 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20  Географическое  положение Хабаровского края. История  нашего  края. Главные  исторические   события края. История  нашего  края. Погода  и  климат  Растительность  нашего  края. Животный  мир края.  Водоемы  края. Экологические  проблемы  водоемов. Природные  ресурсы  края.  Промышленность    и  с/х  края Экология  края  Понятие  «экологическая  катастрофа», источники    ее   возникновения.   Логические  задачи  по  экологии. Проблемы  предприятий.  Влияние  предприятий  на   окружающую  среду.  Люди  нашего  края «Город,  в  котором  я  живу»  История  города. Символика  города. Карта  нашего  города Карта  нашего  города  Архитектура  города История  появления   архитектурных   объектов. Музеи города. . Музейные профессии. Памятники истории и культуры на территории  Хабаровска.  Краеведческий музей Площадь Славы.Экскурсия к памятникам Путешествие по главным улицам г. Хабаровска. Путешествие по главным улицам г. Хабаровска. Место   и   значение   музеев,   памятников   в   истории развития города Хабаровска и края. Обобщающий урок. «Люби и знай свой город».  34   все го ча­ сов 4 2 14 14 Дата по пла­ ну Дата фак­ тиче ская В том числе прак тика 2  1 тео­ рия 2 1   1 1 1 1 7 1 1 1 1 1 1 1 3 1 1 1 13 1 1 7 1 1 1 1 1 1 1 11 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 21 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Содержание изучаемого курса программы «Краеведение» 4 класс     (34 ч) Тема 1:   «Литературная гостиная» (6ч)  Литературная гостиная. Художественное чтение произведений дальневосточных писателей Центральная   детская   библиотека   имени   М   Горького   г.   Комсомольск­на­Амуре.   Писатели   Дальнего Востока   http://www.kidslibrary.ru/tags/pisateli­dalnego­vostoka?page=2 Практическая работа. Разучивание понравившихся стихотворений. Дальневосточная государственная научная библиотека Знакомство с библиотекой, её фондами, краеведческим отделом. Районная  библиотека г. Хабаровска. Знакомство с библиотекой, её фондами, краеведческим отделом. Фольклор – духовное богатство народа.  Праздники народов Дальнего Востока Сказки народов Хабаровского края и Дальнего Востока. Практическая работа. «Сочиняем сказку». Практическая работа. Оформление альбома «Местный фольклор». Тема 2:  « Люди интересных профессий» (8 ч) Люди интересных профессий Практическая работа. «Моя будущая профессия». Информационные службы Хабаровска.  Экскурсия ( Радио) Практическая работа. Знакомство с газетами Хабаровска. Информационные службы Хабаровска.  Экскурсия (Телевидение) Учебные заведения Хабаровска. Учреждения культуры Хабаровска.  Экскурсия ( Хабаровский краевой музыкальный театр) Учреждения культуры Хабаровска. (Хабаровский государственный цирк) Учреждения культуры Хабаровска.  Экскурсия.( Театр кукол) Учреждения культуры Хабаровска.  Экскурсия (ТЮЗ) Практическая работа. «Мое любимое место в Хабаровске» рассказ. Тема 3:   «Мой город» (6 ч) Основатели города Место  и роль Хабаровска в судьбе страны Место и роль Хабаровска в судьбе страны Численность населения Хабаровска Награды Хабаровска Районы Хабаровска Викторина «Знаете ли вы их имена?» Тема 4:   «Дальний Восток в годы Великой Отечественной войны.» (14 ч) Работа с краеведческой литературой Экскурсия. Музей «Поиск» "Хабаровск ­ город воинской славы" Работа с краеведческой литературой Встреча с ветеранами войны и тыла Героическое прошлое города Вклад Хабаровска в дело победы над врагом в Гражданскую и Великую Отечественную войну Памятные места Хабаровска, связанные с его героическим прошлым. Улицы города, названные в честь героев гражданской войны на Дальнем Востоке Улицы города, названные в честь героев Советского Союза, погибших на фронтах Великой Отечественной войны Выдающиеся люди Хабаровска.  Выдающиеся люди Хабаровска.  Дальневосточные композиторы. Гимн Хабаровска Обобщающий урок­ викторина «Знаете ли вы их имена?» Итоговое занятие Практическая работа. Создание Книги Памяти Формы диагностики и контроля:       Конкурс чтецов Альбом «Местный фольклор» Презентация «Мое любимое место в Хабаровске»  Викторина «Знаете ли вы их имена?»  Книга Памяти Календарно­тематическое планирование «Краеведение»  4 класс 1 раз в неделю (34 занятия в год) № п/п Раздел и тема Литературная гостиная.  1 2 3 4 5 6 Литературная гостиная.  государственная Дальневосточная научная библиотека Районная  библиотека г. Хабаровска. Фольклор – духовное богатство народа.  Праздники народов Дальнего Востока Сказки народов Хабаровского края и Дальнего Востока. Люди интересных профессий: 7 8 9 10 11 12 13 Люди интересных профессий Информационные службы Хабаровска. Экскурсия  ( Радио) Информационные службы Хабаровска. Экскурсия  (Телевидение) Учебные заведения Хабаровска. Учреждения культуры Хабаровска. Экскурсия  ( Хабаровский краевой музыкальный театр) Учреждения культуры Хабаровска. (Хабаровский государственный цирк) Учреждения культуры Хабаровска. Экскурсия. ( Театр кукол ) все го ча­ сов 6 8 В том числе тео­ рия прак тика Дата по пла­ ну Дата фак­ тиче ская 6 1 1 1 1 1 1 7 1 1 1 1 1 1   1 1 14 Учреждения культуры Хабаровска. Экскурсия  (ТЮЗ) Мой город 15 16 17 18 19 20 Основатели города Место  и роль Хабаровска в судьбе страны Место и роль Хабаровска в судьбе страны Численность населения Хабаровска Награды Хабаровска Районы Хабаровска Дальний Восток в годы Великой Отечественной войны. 6 14 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Работа с краеведческой литературой Экскурсия.  Музей «Поиск» "Хабаровск ­ город воинской славы" Работа с краеведческой литературой Встреча с ветеранами войны и тыла Героическое прошлое города Вклад   Хабаровска   в   дело   победы   над   врагом   в Гражданскую и Великую Отечественную войну Памятные места Хабаровска, связанные с его героическим прошлым. Улицы города, названные в честь героев гражданской  войны на Дальнем Востоке Улицы города, названные в честь героев Советского Союза, погибших на фронтах Великой Отечественной войны Выдающиеся люди Хабаровска.  Выдающиеся люди Хабаровска.  Дальневосточные композиторы. Гимн Хабаровска Обобщающий   урок­   викторина   «Знаете   ли   вы   их имена?» Итоговое занятие   Литература: 1 2 1 1 9 1 1 1 1 1 1 1 1 4 1 1 1 1 6 1 1 1 1 1 34 17 1 14 1. Русские столицы Москва и Петербург. (составители: А.Н.Замятин, Д.Н.Замятин) М. МИРОс., 1993. 2. Юдина И. Г. Природоведение . Нестандартные уроки и творческие задания. 1­4 классы, издательство Учитель ­АСТ, Волгоград, 2002  3.Посмитная С. Л. Программа пропедевтического обществоведческого курса «Край, в котором я  живу», Хабаровск, 2011г. 4.Т.А. Шорыгина Беседы о дальнем Востоке Творческий центр М., 2010 5. М.Д.Маханева  Экология в детском саду и начальной школе Творческий центр, М., 2009 6.Лукошко. Хрестоматия по дальневосточной литературе 1­4 класс. 7.Хрестоматия по дальневосточной литературе. Хабаровск, 1992 8. Дальний Восток. Фотоальбом. М.: Планета, 1989 г. Хабаровский музей археологии Музеи Хабаровска Телефон: (4212) 32 4177 Адрес: 680000, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Тургенева, 86 показать на карте Режим работы:  Ежедневно с 10.00 до 18.00, кроме понедельника и последней пятницы каждого месяца. Внимание: только экскурсионное обслуживание Входная плата: Для граждан РФ: взролый — 45 руб., детский — 30 руб, дети до 5 лет — бесплатно.  Иностранные граждане — 180 руб. Интернет:  www.museum.ru/M2087 — официальная страница Хабаровский краевой краеведческий музей им. Н.И. Гродекова — W301, официальный сайт   [email protected][email protected]  Музей Тихоокеанского государственного университета Хабаровск, ул. Тихоокеанская, 136 www.khstu.ru  ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ Хабаровск, ул. Шевченко, 7 Музей Геологический Хабаровск, ул. Ленина, 15 Хабаровский Краевой Музей им. Н.И. Гродекова Хабаровск, ул. Шевченко, 11 hkm.ru  музей: краеведческий Вернисаж Арт подвальчик Хабаровск, ул. Муравьева­Амурского, 17 музей: изобразительное искусство ВОЕННО­ИСТОРИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ КДВО Хабаровск, ул. Шевченко, 20 М   узей Археологииим. А.П. Окладникова филиал Краеведческого Музея МУ Хабаровск, ул. Тургенева, 86 музей: общеисторический Рыбы Амура Хабаровск, Амурский бул., 13, стр. А tinro.khv.ru/aquarium.htm  музей: естественнонаучный; цена: 180 руб.; выходной: пн, вт; аудиогид ср­вс 11:00­17:00 музей Амурского моста  Тихоокеанского государст…  Музей    ул. Тихоокеанская, 136, +7 (4212) 22­43­85  ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ…  ул. Шевченко, 7, +7 (4212) 31­48­71   Геологический  Музей    ул. Ленина, 15, +7 (4212) 21­53­70  Хабаровский   Краевой Музей им. …    ул. Шевченко, 11, +7 (4212) 30­31­92  Вернисаж Арт подвальчик  ул. Муравьева­Амурского, 17, +7 (4212) 33­73­85

Программа "Краеведение"

Программа "Краеведение"

Программа "Краеведение"

Программа "Краеведение"

Программа "Краеведение"

Программа "Краеведение"

Программа "Краеведение"

Программа "Краеведение"

Программа "Краеведение"

Программа "Краеведение"

Программа "Краеведение"

Программа "Краеведение"

Программа "Краеведение"

Программа "Краеведение"

Программа "Краеведение"

Программа "Краеведение"

Программа "Краеведение"

Программа "Краеведение"

Программа "Краеведение"

Программа "Краеведение"

Программа "Краеведение"

Программа "Краеведение"

Программа "Краеведение"

Программа "Краеведение"

Программа "Краеведение"

Программа "Краеведение"

Программа "Краеведение"

Программа "Краеведение"

Программа "Краеведение"

Программа "Краеведение"

Программа "Краеведение"

Программа "Краеведение"

Программа "Краеведение"

Программа "Краеведение"

Программа "Краеведение"

Программа "Краеведение"

Программа "Краеведение"

Программа "Краеведение"

Программа "Краеведение"

Программа "Краеведение"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.12.2018