На современном этапе развития нашего общества нарастает потреб-ность в региональном компоненте содержания образования. В условиях совершенствования работы общеобразовательной школы, при наличии различных вариантов учебных планов, возникает необходимость нового подхода к организации краеведческого образования: оно должно быть обязательным, доступным для всех учащихся, комплексным, ориенти-рующим на профессиональную деятельность и гражданскую активность в региональном пространстве.
В связи с этим на основе концепции регионального компонента госу-дарственного образовательного стандарта "Новгородский край" и обяза¬тельного минимума к блоку "Человек и природа" составлена данная про-грамма. Она нацелена на объединение и систематизацию разрозненных знаний о Новгородском крае, получаемых учащимися при изучении предметов естественнонаучного и общественно-гуманитарного цикла. Программа раскрывает характер природных процессов, взаимодействие природы и человека, как в историческом прошлом, так и на современном этапе развития Новгородской области.
Программа предназначена для организации обучения учащихся в 5-6 классах в классе-комплекте. Объектом изучения, в соответствии с данной программой, является Маловишерский Край.
Основной целью программы является формирование целостного представления о закономерностях развития природы, хозяйства и населе¬ния родного края на региональном и локальном уровнях.На современном этапе развития нашего общества нарастает потребность в региональном компоненте содержания образования. В условиях совершенствования работы общеобразовательной школы, при наличии различных вариантов учебных планов, возникает необходимость нового подхода к организации краеведческого образования: оно должно быть обязательным, доступным для всех учащихся, комплексным, ориенти-рующим на профессиональную деятельность и гражданскую активность в региональном пространстве.
В связи с этим на основе концепции регионального компонента госу-дарственного образовательного стандарта "Новгородский край" и обяза¬тельного минимума к блоку "Человек и природа" составлена данная про-грамма. Она нацелена на объединение и систематизацию разрозненных знаний о Новгородском крае, получаемых учащимися при изучении предметов естественнонаучного и общественно-гуманитарного цикла. Программа раскрывает характер природных процессов, взаимодействие природы и человека, как в историческом прошлом, так и на современном этапе развития Новгородской области.
Программа предназначена для организации обучения учащихся в 5-6 классах в классе-комплекте. Объектом изучения, в соответствии с данной программой, является Маловишерский Край.
Основной целью программы является формирование целостного представления о закономерностях развития природы, хозяйства и населения родного края на региональном и локальном уровнях.
Краеведение 5 класс программа.doc
Программа по краеведению.
5 класс.
Пояснительная записка
На современном этапе развития нашего общества нарастает
потребность в региональном компоненте содержания
образования. В условиях совершенствования работы
общеобразовательной школы, при наличии различных
вариантов учебных планов, возникает необходимость
нового подхода к организации краеведческого
образования: оно должно быть обязательным, доступным
для всех учащихся, комплексным, ориентирующим на
профессиональную деятельность и гражданскую
активность в региональном пространстве.
В связи с этим на основе концепции регионального
компонента государственного образовательного
стандарта "Новгородский край" и обязательного минимума
к блоку "Человек и природа" составлена данная про-
грамма. Она нацелена на объединение и систематизацию
разрозненных знаний о Новгородском крае, получаемых
учащимися при изучении предметов естественнонаучного
и общественно-гуманитарного цикла. Программа
раскрывает характер природных процессов,
взаимодействие природы и человека, как в историческом
прошлом, так и на современном этапе развития
Новгородской области.
Программа предназначена для организации обучения
учащихся в 5-6 классах в классе-комплекте. Объектом
изучения, в соответствии с данной программой, является
Маловишерский Край.
Основной целью программы является формирование
целостного представления о закономерностях развития
природы, хозяйства и населения родного края на
региональном и локальном уровнях.
Задачи обучения заключаются в следующем:
формирование представлений о природно-территориальных и
социально экономических комплексах района, их
целостности и закономерностях развития; формирование исторического и экологического мышления, а
также
географической культуры, как необходимых условий
современного от
ношения человека и природы;
формирование активной гражданской позиции молодого
поколения;
развитие на основе интереса к своей малой родине
познавательных и творческих способностей учащихся,
навыков самостоятельной интеллектуальной и
продуктивной деятельности.
Программа изучения краеведческого материала разработана
с учетом развития познавательного интереса учащихся к
своему району, области, как части России. В процессе
изучения данного курса формируется образ Новгородской
земли, как уникального природного Дома, нуждающегося
в предельно бережном отношении к себе каждого его
жителя. Это позволяет обеспечить новый, более высокий
уровень естественнонаучной и социально-экологической
образованности и воспитанности учащихся.
Программа рассчитана на 34 часа в год, т.е. 1 час в неделю.
Краеведческий поиск с элементами исследования, соче-
тающий романтику и разнообразный, упорный и
кропотливый труд, создает возможность самореализации
и самоутверждения учащихся.
1.Географическое положение Новгородской области и
Маловишерского района. Новгородская область на карте
нашей Родины. Границы области, района. Областной центр -
Великий Новгород. Районный центр. Свой населенный пункт.
2.Рельеф и история формирования территории Новгородской
области и Маловишерского района. Приильменская
низменность. Валдайская возвышенность.
3.Климат и воздушный бассейн Маловишерского района.
Сроки сезонных изменений в природе района.
Наблюдения за погодой своего населенного пункта
(температура воздуха, облачность, осадки, движения
ветра). Фенологические наблюдения в природе. Народные приметы.*
Приспособления растений, животных и человека к
сезонным климатическим изменениям.
Влияние климата на жизнь, хозяйственную деятельность и
здоровье человека.
4.Внутренние воды Маловишерского района.
Реки области ( Мета, Веребенка, Большая и Малая Вишера,
Хуба, Лановщинка). Озера области (озеро Ильмень,
Валдайское озеро). Местные водоемы. Озёра района
(Папоротно, Спасс)
Роль рек и озер в жизни населения области. Укрепление
здоровья при отдыхе на водоемах. Правила поведения на
водоемах.
5 Почвы Маловишерского района.
Знакомство с разнообразием местных типов почв. Меры по
улучшению плодородия почв и их охране.
6.Растительный и животный мир.
Типичные представители растительного и животного мира
Новгородской области: деревья, кустарники и травы,
птицы, звери и насекомые.
Основные культурные растения, съедобные и лекарственные,
сорные и ядовитые растения.
Домашние животные и уход за ними.
7.Природные ресурсы Маловишерского района.
Основные виды природных ресурсов области и их
распределение. Полезные ископаемые и их
местонахождение (гг. Боровичи, Угловка, Старая Русса и
другие).
8.Человек и природа.
Понятие о защитных и охраняемых территориях, прибрежных
полосах водоемов. Охраняемые растения и животные
области.* Природоохранные нормы и правила поведения в природе.
Общественные обычаи, регулирующие отношения с
природой. Праздники, памятные дни, посвященные
природным явлениям и природоохранным действиям (день
птиц, масленица, день Земли, и другие).
9. Население Маловишерского района.
Представление об изменении численности и состава
жителей населенных пунктов, Типичные занятия
населения района Основные требования к знаниям и умениям
учащихся
№Название
раздела
1. Географическое
положение
Маловишерск
ого района
Должны знать
Должны уметь
положение области,
района, своего
населенного
пункта
.
показывать на карте Но
вгородской области свой
район; показывать на ка
рте района свой
населенный пункт
2. Рельеф и
история
формирован
ия
территории
Маловишерс
кого района
3. Климат и возду-
шный
бассейн
Новгородско
й области
4. Внутренние
воды
Маловишерс
кого района
особенности
рельефа своей
местности;
местонахождения
Приильменской
низменности и
Валдайской
сезонные изменения
природы;
приспособленнос
ть растений и
животных к
сезонным
изменениям по-
основные реки
области: Волхов,
Мета, Шелонь,
Ловать; реки
своего района;
знать озера
области: озеро
5. Почвы
Маловишерс
кого района Значение почвы в
развитии
растений
рассказывать об особен
ностях рельефа своей
местности; показывать
на карте Приильменскую
низменность и
Валдайскую
возвышенность
вести сезонные наблюде
ния за погодой; вести
фенологические наблю
дения; описывать народ
ные приметы
показывать реки области и
реки своего района; ха
рактеризовать роль рек
и озер в жизни
человека; выполнять
правила поведения на
водоемах
Различать почвы по про
стым признакам (цвет,
песчаная, глинистая) 6. Растительный и
животный
мир
Маловишерс
кого района
7. Природные ре-
сурсы
Маловишерс
кого района
8. Человек и при-
рода
9 Население
Маловишерс
кого района
различать и описывать
представителей расти-
тельного и животного мира;
знать и называть культурные
растения; узнавать
съедобные, лекарственные
растения; узнавать сорные и
ядовитые растения;
ухаживать за домашними
животными
различать полезные ис-
копаемые: гравий, глина,
кварцевые пески, известняк,
бурый уголь, торф и другие;
показывать на карте
месторождение полезных
ископаемых
иметь представление об охране
природы; выполнять правила
поведения в природе
описывать занятия населения
района, показывать ос-
новные центры: г. Новгород,
Боровичи, Старая Русса,
Валдай
типичных
представите
лей
растительно
го и живот-
ного мира;
основные ку-
льтурные
растения;
некоторые
съедобные и
лекар-
ственные
растения;
некоторые
сорные и
ядовитые
разнообразие
природных
ресурсов;
основные
полезные
ископаемые;
основные
месторожде
ния: г.
Боровичи,
Старая
Некоторые
охраняемые
территории;
знать типичные
занятия
населения;
знать
крупные
населенные
пункты об-
ласти
(Боровичи, 1 Хозяйство
Маловишерс
кого района
основные
промышленн
ые и
культурные
центры;
знать
отрасли
сельского
хозяйства
уметь рассказать о про-
мышленности своего на-
селенного пункта различать
виды сельхозугодий (луга,
поля, пастбища)
Программа. Краеведение 5 класс.
Программа. Краеведение 5 класс.
Программа. Краеведение 5 класс.
Программа. Краеведение 5 класс.
Программа. Краеведение 5 класс.
Программа. Краеведение 5 класс.
Программа. Краеведение 5 класс.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.