Программа кружка дополнительного образования объединения «Мир леса»
Оценка 4.8

Программа кружка дополнительного образования объединения «Мир леса»

Оценка 4.8
Образовательные программы
doc
биология
6 кл—8 кл
20.06.2017
Программа кружка дополнительного образования объединения «Мир леса»
Лес – бесценное богатство, мы обязаны его беречь и сохранять для будущих поколений. Саратовский край обладает уникальными природными ресурсами. Территория Саратовской области покрыта различными лесами. С этой целью в школах необходимо создавать «Школьные лесничества», где школьники могли бы получить основы знаний о лесном сообществе, научились бережно относиться к природе.
Программа кружка дополнительного образования объединения «Мир леса»..doc
Программа кружка дополнительного образования объединения «Мир леса» для учащихся 6 – 8 классов возраст 11­14 лет сроки реализации программы   учебный год       Автор:                    Учитель  биологии                                        Лунгу Наталья Владимировна                                  МБОУ СОШ с.Барнуковка                      Балтайского района                       Саратовской области Пояснительная записка. Привет тебе, приют свободы и покоя, Родного севера неприхотливый лес! Ты полон свежести, и все в тебе живое, И столько у тебя загадок и чудес! Вс. Рождественский Среди   природных   ресурсов   нашей   планеты   самыми   распространенными   наиболее ценными являются леса. Лес – бесценное богатство, мы обязаны его беречь и сохранять для будущих поколений.  Лес –  это сложный организм, все компоненты которого – деревья и кустарники, травы и  мхи,   грибы   и  лишайники,   насекомые   и  птицы,   звери   и  пресмыкающиеся,   бактерии  и вирусы – тесно взаимосвязаны, влияют друг на друга, на почву, воздух, на окружающую среду. Человек, не знакомый с жизнью леса, может нарушить эти связи и причинить лесу существенный ущерб. Леса   являются   основным   средообразующим   фактором,   они   стабилизируют климатические условия нашей планеты. Каждый человек, проживающий на земле должен знать о своей природе все, для того чтобы   будущие   поколения   могли   жить   в   нормальных   условиях   обитания,   пользоваться природными ресурсами. Саратовский   край     обладает   уникальными   природными   ресурсами.   Территория Саратовской области покрыта  различными лесами. С этой целью в школах необходимо создавать «Школьные лесничества», где школьники могли бы получить основы знаний о лесном сообществе, научились бережно относиться к природе.  Целями данной программы являются: Повысить интерес и углубить знания в области лесного хозяйства и экологии; Способствовать развитию интеллектуальных, креативных способностей учащихся; Развивать   умения   применять   знания   на   практике,   направленные   на   приумножение лесных богатств; Познакомить с основными методами сохранения и защиты лесных сообществ; Профориентационная направленность. Основные задачи данного курса:  1. Формирование у детей научного мировоззрения, творческого воображения.  2. Обучение учащихся специальным навыкам исследования природы леса и участие в опытно   –   исследовательской   работе   для   решения   проблем     в   области   охраны природы. 3. Воспитание   бережное,   экологическое   и   социального   активного   отношения   к природе. 4. Обеспечение   разнообразной   практической   деятельности   учащихся   по   изучению растений и животных. 5. Расширение и конкретизация знаний о лесных сообществах Саратовской области. Данный   курс   программы   рассчитан   на     один   год   дополнительного   образования обучающихся.   Программа   направлена   на   изучение   естественно   –   научного   цикла учащимися   от   11­14   лет.   Проникновение   в   тайны   леса   происходит   поэтапно,   в соответствии с уровнем развития ребенка. На   первом   уровне   развития   (11­   12   лет)   развиваются   и   формируются   знания   о компонентах   леса;   изучаются   законы   общества,   правила   поведения   в   лесу;   проводятся путешествия в хвойные и березовые леса; обучаются способам и методам описания леса. На   втором   уровне   развития   (12­14   лет)   каждый   учащийся   или   группа   исследуют конкретную проблему,  и ищут пути благоприятного ее решения, осваивают практические навыки   по   восстановлению   природных   ландшафтов;     оформляют   и   защищают исследовательские  работы на семинарах и  научно – практических конференциях. Овладев   знаниями   о   лесе,   умеющий   вести   наблюдения,   оказывающий   практическую помощь   в   восстановлении   леса,   изучающий   лесоводство,   получает   возможность определиться с выбором своей будущей профессии. Календарно­тематическое планирование занятий. № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Название темы занятия. Введение. Лес – наш  друг. Инструктаж по  Т.Б. Задачи школьных  лесничеств. Общая  характеристика лесов   и лесной кодекс  Саратовской области. Пресс – конференция  «Почвозащитная роль  леса». Климатогеная роль  леса. Что мы можем  сделать? Конкурс  рисунков,  посвященный  Всемирному дню  охраны животных. Лесные заповедные  зоны. Встреча работников  лесхоза с учащимися. Практическая работа  «Санитарная рубка  деревьев». 10 Общая  характеристика особо  охраняемых  территорий. Заказники и  заповедники  Саратовского края. 11 Количество Теоретические  Практические Дата часов проведения 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 0,5 0,5 0,5 1 1 0,5 0,5 1 0,5 1 12 Природные парки и  памятники природы. 13 Практическое занятие  «Правила разведения  костров». 14 Практическое занятие  «Выпуск стенгазеты». 15 Викторина «Красная  книга Саратовской  области». 16 Практическая работа   « Составление  Красной книги своего  села» III Структура лесов. 17 Характеристика лесов. Практическое занятие  «Правила поведения в  лесу». 18 История  возникновения леса. 19 Лесопользование. 20 Важнейшие хвойные и  лиственные  лесообразующие  породы. 21 Морфологическая и  лесохозяйственная  характеристика  кустарников,  кустарничков, трав.  Структура биоценоза. Практическая работа:  «Описание  биогеоценоза» 22 23 Функции биоценоза.  Выпуск стенгазеты. IV .  Лес как среда  обитания животных. 24 Климатические,  кормовые, защитные  гнездо ­ пригодные  условия леса для  животных. 25 Практическое занятие  «Условия жизни  1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 0,5 0,5 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 0,5 0,5 1 1 животных зимой». 26 Морфологические,  экологические и  поведенческие  особенности лесных  зверей и птиц. 27 Практическое занятие  28 ­ 29 «Определение  животных по их  следам». Проектная работа  «Определение степени деградации лесного  фитоценоза по  состоянию древесных  растений». V Лес и здоровье  30 человека Растительные  лекарственные  ресурсы.  Сбора лекарственных  растений 31 Практическое занятие  «Составление  гербария  лекарственных  растений». VI Исчезновение лесов – глобальная  экологическая  проблема. 32 Противопожарная  безопасность леса. 33  Конкурс рисунков  «Берегите лес». 34 Посадка  хвойного  леса. Операция «Ель». 1 1 2 1 1 1 1 1 1 0,5 1 2 1 1 0,5 1 1 Содержание программы. Раздел I. Введение. Лес   и   его   значение.   Профессионалы   лесного   хозяйства.   Задачи   школьных   лесничеств. Общая характеристика лесов   и лесной кодекс Саратовской области. Климатогеная роль леса. Выпуск стенгазеты к 4 октября – Всемирному дню защиты животных. Что мы можем сделать? Практические занятия. Почвозащитная роль леса – пресс­конференция. Раздел II. Лесное законодательство. Лесные   заповедные   зоны.   Общая   характеристика   особо   охраняемых   территорий. Заповедники Саратовского края. Заказники. Природные парки. Памятники природы. Красная книга. Основные правила поведения на природе. Викторина «Красная книга Саратовской области».  Практическая работа « Составление красной книги своего села». Раздел III. Структура  лесов. Характеристика   лесов.   История   возникновения   леса.   Лесопользование.   Основные закономерности   функционирования   лесных   экосистем.   Морфологическая   и лесохозяйственная   характеристика   кустарников,   кустарничков,   трав.   Морфологические, биологические и экологические особенности основных древесных пород. Отличие деревьев от   других   видов   растений.   Важнейшие   хвойные   лесообразующие   породы.   Важнейшие лиственные лесообразующие породы. Структура биоценоза. Практическая работа: «Описание биогеоценоза». Функции биоценоза. Выпуск стенгазеты. Раздел IV. Лес как среда обитания животных. Климатические,   кормовые,   защитные   гнездо   ­   пригодные   условия   леса   для   животных. Морфологические,   экологические   и   поведенческие   особенности   лесных   зверей   и   птиц. Животные   ресурсы   таежных   экосистем,   их   использование   человеком.   Экологические группы млекопитающих и растений в лесных зонах. Раздел V. Лес и здоровье человека. Растительные лекарственные ресурсы. Правила сбора лекарственных растений. Сосна –  жемчужина наших лесов. Биолого­экологическая характеристика сосны обыкновенной.  Динамика восстановления  хвойных лесов. Сосна  – целитель. Практическое занятие  «Составление гербария лекарственных растений». Раздел VI. Исчезновение лесов – глобальная экологическая проблема.  Лес и нефть. Лесные пожары. Рекреационное использование леса. Лесные болезни и борьба с ними. Противопожарная безопасность леса. Выставка рисунков по теме: «Берегите лес». Посадка  хвойного леса. Операция «Ель». Работа совместно с лесничеством. Беседы и лекции на экологические темы. Правила поведения в лесу. Противопожарная безопасность. День птиц. Изготовление и развешивание скворечников на территории школы. Рубки, ухода за лесом с участием членов школьного лесничества. Работа на территории поселка. Участие в слетах, соревнованиях. Работа в обходах школьного лесничества. Озеленение поселковой территории, и школьной. Встреча работников лесхоза с учениками, проведение занятий. Выпуск стенгазет. Конкурс рисунков. Фотовыставки. Посадка хвойного леса «Операция «Ель». Мероприятия. Сентябрь – День лесного хозяйства 4 октября – Всемирный День защиты животных 1 апреля – Международный день птиц. 7 апреля – День Здоровья. 15 апреля ­ День экологических знаний. 22 апреля – День Земли. 22 мая – Международный день биологического разнообразия. 5 июня – Всемирный день окружающей среды. Исследовательские работы членов лесничества. 1. Определение степени деградации лесного фитоценоза по состоянию древесных  растений. 2. Биоиндикация загрязнения воздуха по комплексу признаков сосны обыкновенной. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы      «Мир леса» №п/п Название темы занятия. Техническое  1 2 3 Введение. Лес – наш  друг. Инструктаж по  Т.Б. Задачи школьных  лесничеств. оснащение Презентация  наиболее ярких  представителей  растительного  мира Таблица,  видеоматериалы. Общая характеристика  лесов  и лесной кодекс  Саратовской области. Справочники,  ресурсы  интернет. Приемы и методы  организации УВП Научно –  познавательная   работа Форма занятий Познавательная  беседа Научно­ исследовательская деятельность,  работа со  специальной  литературой Трудовая  деятельность Семинар Эвристическая  беседа,  семинар,  практические 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 Плакаты, схемы,  рисунки,  фотографии Презентация Что мы можем  сделать? Конкурс  рисунков, посвященный Всемирному дню  охраны животных. Лесные заповедные  зоны. Встреча работников  лесхоза с учащимися. Блокнот, ручка.  Практическая  занятия,  выставка Семинар Лекционное  занятие Практикум,  фотоотчет,  выставка. Лекционное  занятие,  викторина Экскурсионное  и лекционное  занятие практическая  работа Диспут Экскурсионное  и лекционное  занятие Экскурсионное  и лекционное  занятие Лекционное и  практические  занятия Смотр –  конкурс Научно –  познавательная  деятельность Научно­ исследовательская деятельность,  работа со  специальной  литературой Научно –  познавательная   работа Научно –  познавательная  деятельность работа,  топографическое  изучение участка,  аналитическое  моделирование.  Научно – прикладная и  трудовая   Научно –  познавательная  деятельность,  работа со  специальной  литературой Научно –  познавательная  деятельность,  работа со  специальной  литературой Научно –  познавательная  деятельность Познавательно –  практическая  деятельность Творчески –  эстетическая,  трудовая  Пресс – конференция  «Почвозащитная роль  леса». Климатогеная роль  леса. Видео ­ сюжеты Видеоматериалы, фотоматериалы. Практическая работа  «Санитарная рубка  деревьев». Общая характеристика  особо охраняемых  территорий. Пилы, топоры. Презентация,  фотоматериалы Заказники и  заповедники  Саратовского края. Фотоматериалы Природные парки и  памятники природы.  фотографии Практическое занятие  «Правила разведения  костров». Практическое занятие  «Выпуск стенгазеты». Биологический  материал (сухие  ветки, спички) Чертежное  оборудование,  фотоматериалы 15 16 III  17 18 19 20 21 22 23 IV.  24 Викторина «Красная  книга Саратовской  области». Практическая работа «  Составление красной  книги своего села» Карты – схемы,  карточки,  гербарий. Красная книга. Структура лесов. Характеристика лесов.  Практическое занятие  «Правила поведения в  лесу». История возникновения леса. Листовки. Презентация,  справочники. Лесопользование. Журналы, газеты. Научно –  Викторина  Экскурсия деятельность Научно –  познавательная  деятельность Научно –  познавательная  деятельность,  работа со  специальной  литературой  Познавательно –  практическая  деятельность           Практические  занятия Научно –  познавательная  деятельность,  работа со  специальной  литературой познавательная  деятельность Исследовательская деятельность Круглый стол Лекционное  занятие Экскурсия  Важнейшие хвойные и  лиственные  лесообразующие  породы. Морфологическая и  лесохозяйственная  характеристика  кустарников,  кустарничков, трав.  Структура биоценоза.  Практическая работа:  «Описание  биогеоценоза» Функции биоценоза.  Выпуск стенгазеты. Лес как среда  обитания животных. Климатические,  кормовые, защитные  гнездо ­ пригодные  условия леса для  животных. Атлас –  определитель,  блокнот, ручка Справочники,  блокнот, ручка. Научно –  познавательная  деятельность Экскурсия  Блокнот, ручка Познавательно –  практическая  деятельность Экскурсия Чертежное  оборудование,  фотоматериалы Научно –  прикладная,  трудовая  деятельность Практическое  занятие Справочники Познавательная,  исследовательская и практическая  деятельность Лекционное   занятие 25 26 27 Практическое занятие  «Условия жизни  животных зимой». Морфологические,  экологические и  поведенческие  особенности лесных  зверей и птиц. Практическое занятие  «Определение  животных по их  следам». 28­29 Проектная работа  «Определение степени  деградации лесного  фитоценоза по  состоянию древесных  растений». Лес и здоровье  человека Растительные  лекарственные  ресурсы.  Сбора лекарственных  растений Практическое занятие  «Составление гербария  лекарственных  растений». Исчезновение лесов –  глобальная  экологическая  проблема. Противопожарная  безопасность леса.  Конкурс рисунков  «Берегите лес» . Посадка  хвойного  леса. Операция «Ель». V 30 31 VI 32 33 34 Таблица,  видеоматериалы Справочники Справочники Таблица,  видеоматериалы,  справочники,  интернет ресурс Познавательно –  практическая  деятельность Научно –  познавательная  деятельность,  работа со  специальной  литературой Познавательно –  практическая  деятельность Познавательно –  практическая  деятельность Карта местности, справочник,  памятки. Справочник Научно –  прикладная,  научно –  исследовательская , трудовая  деятельность Научно –  прикладная,  научно –  исследовательская , трудовая  деятельность Практическое  занятие  Диспут Практическое  занятие Лекционные и  практические   занятия по  оформлению  проектов Практическая  работа Практическая  работа Презентация Таблица,  видеоматериалы фотографии Древесные  деревья, семена  голосеменных  растений,  Научно –  прикладная  деятельность Познавательная,  исследовательская и практическая  деятельность Взаимопомощь,  трудовая  деятельность Круглый стол Выставка Субботник садовый  инвентарь Основные требования к уровню знаний, умений и навыков учащихся. Учащиеся должны знать:  значение леса для Саратовского края;  характеристику лесов Саратовского края. структуру леса;        основные профессии работников лесного хозяйства; основные закономерности функционирования таежных экосистем; экологические группы млекопитающих и растений в Саратовском крае;  морфологические, биологические и экологические особенности основных  древесных пород своего края;  морфологические, экологические и поведенческие особенности лесных зверей и                  птиц;  основные виды лекарственных растений;  правила сбора лекарственных растений; лесные заповедные зоны Саратовского края; причины, приводящие к исчезновению лесов; виды растений и животных, занесенных в Красную книгу Саратовской области; основные правила поведения в природе; Учащиеся должны уметь: пользоваться справочной, научно­популярной литературой; проводить наблюдения за состоянием лесных биоценозов; принимать   участие   в   практической   деятельности   по   восстановлению   лесных биоценозов своей местности; определять видовой состав флоры и фауны лесных биоценозов. Ожидаемые результаты: успешная самореализация школьников в учебной деятельности;  участие в слетах и соревнованиях школьных лесничеств; умение применять полученные знания в жизни;  умение видеть взаимосвязи между живыми организмами в природе; знание природы родного края;  повышение уровня экологической воспитанности. Формы занятий. Лекционная форма проведения занятий, практические занятия, опыты, экскурсии в природу, самостоятельные творческие работы, работа в группах и парах, индивидуальная работа, работа со словарями, определителями растений, справочной литературой, встречи с   работниками   лесного   хозяйства   позволяют   на   протяжении   длительного   времени поддерживать интерес учащихся. Литература. 1. Аксенова   Н.А.,   Ремезов   Г.А.,   Ромашова   А.Т.   Фенологические   наблюдения   в школьных лесничествах. М.,1995. 2. Грехова Л.И. В союзе с природой. Эклого­природоведческие игры и развлечения с детьми. М.,2009. 3. Иванова Н.А., Сторчак Т.В., Гребенюк Г.Н. Экология леса. Хрестоматия. 2006. 4. Летвинова Л.С., Жиренко О.Е. Нравственно­экологическое воспитание школьников. М.,2007. 5. Пугал Н.А., Лаврова В.Н., Зверев И.Д. Практикум по курсу «Основы экологии»: Учебно­методический комплект. М., 2006. 6. М.С. Александрова, П.В. Александров, Хвойные растения  в вашем саду. М.:  Феникс. 2005. – 156 с. 7. Мак – Милан Броуз Ф., Размножение растений. М.: Мир, 1992 – 193 с. Немова Е.М., Стилистика сада. М.: Фитон +, 2001 – 159 с. 8.  Тяглова Е,В., Исследовательская и проектная деятельность учащихся по биологии.  М.: Глобус, 2008 – 108с. 9.  Щербакова Ю.В., Козлова И.С. Занимательная биология на уроках  и внеклассных  мероприятиях. 6­9классы / Авт. – сост. Ю.В. Щербакова, И.С. Козлова. – М.: Глобус,  2008. – 208 с . Мультимедийная поддержка дополнительной образовательной программы «Школьное лесничество» 1. Библиотека электронных наглядных пособий «Биология. 6­ 9 классы.» ­ ООО  «Кирилл и Мефодий», 2002. 2. Большая энциклопедия  Кирилла и Мефодия. – ООО «Кирилл и Мефодий», 2006. 3. Мультимедийная энциклопедия « Высшие растения» ­ Медиа – Арт, 1997. 4. Электронный атлас для школьника «Ботаника. 6­7 класс». – «Новый диск», 2004    .  edu  Интернет  ­ ресурсы. www   .  fcior    .  ru   /  wps ресурсов www  www     /  portal    /  main ­ Федеральный центр информационно  ­ образовательных   .  school – collection.edu.ru – Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов  .  wikipedia    .  org – Википедия, свободная энциклопедия.

Программа кружка дополнительного образования объединения «Мир леса»

Программа кружка дополнительного образования объединения «Мир леса»

Программа кружка дополнительного образования объединения «Мир леса»

Программа кружка дополнительного образования объединения «Мир леса»

Программа кружка дополнительного образования объединения «Мир леса»

Программа кружка дополнительного образования объединения «Мир леса»

Программа кружка дополнительного образования объединения «Мир леса»

Программа кружка дополнительного образования объединения «Мир леса»

Программа кружка дополнительного образования объединения «Мир леса»

Программа кружка дополнительного образования объединения «Мир леса»

Программа кружка дополнительного образования объединения «Мир леса»

Программа кружка дополнительного образования объединения «Мир леса»

Программа кружка дополнительного образования объединения «Мир леса»

Программа кружка дополнительного образования объединения «Мир леса»

Программа кружка дополнительного образования объединения «Мир леса»

Программа кружка дополнительного образования объединения «Мир леса»

Программа кружка дополнительного образования объединения «Мир леса»

Программа кружка дополнительного образования объединения «Мир леса»

Программа кружка дополнительного образования объединения «Мир леса»

Программа кружка дополнительного образования объединения «Мир леса»

Программа кружка дополнительного образования объединения «Мир леса»

Программа кружка дополнительного образования объединения «Мир леса»

Программа кружка дополнительного образования объединения «Мир леса»

Программа кружка дополнительного образования объединения «Мир леса»

Программа кружка дополнительного образования объединения «Мир леса»

Программа кружка дополнительного образования объединения «Мир леса»

Программа кружка дополнительного образования объединения «Мир леса»

Программа кружка дополнительного образования объединения «Мир леса»

Программа кружка дополнительного образования объединения «Мир леса»

Программа кружка дополнительного образования объединения «Мир леса»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.06.2017