Желание сохранить красоту быстротечной жизни создало удивительный вид искусства – фотографию. Её историю многие сравнивают с увлекательным романом, действие которого разворачивается в декорациях различных исторических эпох и национальных культур. В стремлении к созданию точных изображений всего, того, что нас окружает, человечество прошло долгий путь от примитивных наскальных рисунков до современной цифровой фотографии.
Фотография – одно из самых массовых увлечений. Соответственно и бизнес, связанный с обслуживанием фотолюбителей хорошо развит. Бурное развитие цифровой фотографии вносит в жизнь фотодела большие коррективы. Создание минилабораторий, позволяющих при изготовлении отпечатков с цифровых носителей применять традиционную фотобумагу, а при печати фотографий с традиционной фотопленки использовать все современные возможности цифровой обработки изображения, стало настоящей революцией в фотоделе.
Особенностью проведения занятий является объединение теоретической и практической частей.
Теоретическая часть – это знакомство с историей фотодела, с этапами развития отечественного фотоаппаратостроения, с современной фототехникой, с правилами работы в графическом пакете Photoshop, с характеристикой фотобумаги, качеством изображения и т.д.
Практическая часть – это работа с современной фототехникой, компьютерной техникой.
Выделяются также обобщающие практические работы с последующим обсуждением и анализом.
Программа предусматривает не только знакомство с фототехникой, работой с ней и обработке фотоизображений в компьютерном режиме, но и знакомство с профессиями, связанными с фотоделом, с основными принципами создания мини-фотолабораторий.
Кружок ФОТОМАСТЕР.doc
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
Утверждена педагогическим советом
от «_____» _____________ 20___ г.
Директор МОУ ДОД «ДДТ»
____________________ Малахова Н.Г.
Возраст детей: 11-15 лет
Срок реализации: 2 года
Педагог
Кудинова Людмила Геннадьевна
Новомичуринск, 2016 г.
2 1.Пояснительная записка
1.1. Обоснование.
пройти по всей земле горящими ступнями.
Всё видеть, всё понять, всё знать, всё пережить,
Всё воспринять – и снова воплотить.
Максимилиан Волошин
Желание сохранить красоту быстротечной жизни создало удивительный
вид искусства – фотографию. Её историю многие сравнивают с
увлекательным романом, действие которого разворачивается в декорациях
различных исторических эпох и национальных культур. В стремлении к
созданию точных изображений всего, того, что нас окружает, человечество
прошло долгий путь от примитивных наскальных рисунков до современной
цифровой фотографии.
История русской фотографии насчитывает более 160 лет. Русские
фотографы, ученые – изобретатели своими открытиями внесли неоценимый
вклад в развитие как отечественной так и мировой фотоиндустрии.
Фотография – одно из самых массовых увлечений. Соответственно и
бизнес, связанный с обслуживанием фотолюбителей хорошо развит. Бурное
развитие цифровой фотографии вносит в жизнь фотодела большие
коррективы. Создание минилабораторий, позволяющих при изготовлении
отпечатков с цифровых носителей применять традиционную фотобумагу, а
при печати фотографий с традиционной фотопленки использовать все
современные возможности цифровой обработки изображения, стало
настоящей революцией в фотоделе.
Особенностью проведения занятий является объединение теоретической
и практической частей.
Теоретическая часть – это знакомство с историей фотодела, с этапами
развития отечественного фотоаппаратостроения,
с современной
фототехникой, с правилами работы в графическом пакете Photoshop, с
характеристикой фотобумаги, качеством изображения и т.д.
Практическая часть – это работа с современной фототехникой,
компьютерной техникой.
Выделяются также обобщающие практические работы с последующим
обсуждением и анализом.
Программа предусматривает не только знакомство с фототехникой,
работой с ней и обработке фотоизображений в компьютерном режиме, но и
знакомство с профессиями, связанными с фотоделом, с основными
принципами создания мини-фотолабораторий.
1.2. Цель:
Цель программы:
Дать целостное представление об истории развитии фотодела.
Формировать специальные знания в области технической деятельности с
использованием материально-технического оснащения.
Научить настраивать современную цифровую фототехнику.
Научить пользоваться компьютерной техникой.
Научить работать с графическими пакетами.
Формировать личность юного фотомастера посредством вовлечения его в
творческую деятельность по созданию фотоальбомов, организации
фотовыставок, участии в фотоконкурсах различных уровней.
3 Побуждать у детей интерес к науке и технике, способствование развитию конструкторских
задатков и способностей, творческих технических решений.
1.3. Задачи кружка:
Задачи программы:
сформировать умения работать с современной фототехникой;
познакомить с видами и типами фотобумаги, правилами ее выбора;
сформировать навыки работы в графическом пакете Photoshop;
сформировать навыков творческой, поисковой, проектной деятельности;
развивать умения по организации фотовыставок и создания
фотоальбомов.
1.4. Методы реализации программы
формы:
В процессе реализации программы, используются следующие методы и
поисково-исследовательский метод (самостоятельная работа детей по
сбору необходимой информации, с дальнейшим созданием эскизов
газетных жанров);
метод наблюдений, активизирующий активный познавательный процесс
(информирование учащихся о свойствах и отношениях реально
существующих явлениях, процессов, что предполагает объективность в
выводах и обобщениях);
моделирование (создание фотозаготовок в графическом пакете
Photoshop);
метод эксперимента (вмешательство в естественные условия
существования предметов и явлений или воспроизведение их
определенных сторон в специальных условиях с целью их изучения);
метод контроля (самоконтроль, взаимоконтроль, контроль успеваемости
и качества усвоения программного материала, диагностика результатов
обучения).
1.5. Формы реализации программы
Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также
используется групповая и индивидуальная формы работы.
Программа включает в себя составные части:
1. Теоретическую часть;
2. Практическую часть;
Теоретические занятия:
Беседы
Сообщения
Встречи с интересными людьми
Семинары
Часы общения
Экскурсии
Практические занятия:
Конкурсы творческих работ
Выставки
Практикум
4 Программа рассчитана на два года обучения. Общее количество часов – 144.
Первый год обучения - 72 часов (2 часа в неделю), второй год обучения – 72
часов (2 часа в неделю).
Учебные группы смешанные разновозрастные (ребята группируются по
талантам, творческим способностям).
1.6. Знания и умения.
По завершению курса обучения учащиеся должны знать и уметь:
историю и этапы развития фотодела;
принципы и особенности работы с фототехникой;
правила работы с компьютерной техникой: принтером, сканером,
правила работы в графическом пакете Photoshop;
основные принципы фотографирования
камерой, портами и т.д.;
а также:
знать устройство фотоаппарата и принципы его работы;
уметь настраивать фотоаппарат на определенный режим фотографирования
разбираться чем фотоаппараты отличаются друг от друга;
правильно настраивать и держать фотоаппарат во время фотографирования;
подбирать верные параметры съемки;
добиваться хорошего качества снимков;
правильно использовать освещение;
видеть и понимать основные характеристики света;
использовать свет для передачи объёма и фактуры снимаемых объектов;
точно управлять яркостью снимков;
настраивать правильную цветопередачу;
контролировать свет;
осознанно располагать объекты в кадре;
правильно выбирать точку съёмки;
определять угол обзора и границы кадра;
расставлять акценты и избавляться от лишних деталей, отвлекающих зрителя;
предавать на снимке статику или динамику объектов;
создавать настроение и интерес у зрителя;
реализовывать свои творческие способности;
смотреть поновому на привычные вещи;
использовать оригинальные техники и приёмы;
обрабатывать фотографии в графическом редакторе, приводя их к желаемому результату;
разбираться в жанрах фотографии и понимать особенности съёмки в разных условиях;
объективно оценивать свои и чужие фотографии;
1.7. Необходимые материальные ресурсы
В процессе реализации данной программы необходимы следующие
материальные ресурсы:
компьютер
цифровой фотоаппарат
пленочный фотоаппарат
5
мобильный телефон
принтер
сканер
фотобумага
2. Учебно - тематический план и содержание
программы
2.1.Учебно-тематический план /1 год обучения/.
Тематика занятий
Количество часов
Всег
Теория Практика
о
№
п/
п
1.
Вводное
Распределение
занятие.
обязанностей. Цели и задачи работы кружка.
Создание рабочих групп.
2. История фотоаппарата.
3.
развития
Этапы
фотоаппаратостроения и фотодела.
отечественного
4. История фотографии. Даты и события.
5. Искусство фотографии. Заочные экскурсии.
6. Фотографы-изобретатели.
1
1
1
1
3
1
5
8
8
5
10
8
6
4
6
4
1
1
1
1
1
1
2
2
2
1
2
2
2
1
1
1
-
-
-
-
2
-
3
6
6
4
8
6
4
3
5
3
Художественная фотография /мини-выставка/
Объект.
Композиция.
Современная фототехника.
7.
8. Фотоаппарат. Принципы работы.
9. Первые шаги фотографирования.
10
.
11
.
12
.
13
.
14
.
15
.
16
.
Фотопортрет.
Фотопейзаж.
Сюжет.
Итоговые занятия:
- подведение итогов занятий;
-диагностика уровня знаний и умений
учащихся;
- подготовка и оформление фотовыставки;
- презентации по результатам работы.
Итого:
72
22
50
2.2.Содержание программы /1 год обучения/.
Вводное занятие. Распределение обязанностей. Цели и задачи работы кружка.
Знакомство с целями и задачами кружка. Выбор старосты. Распределение
обязанностей между членами кружка. Создание рабочих групп.
6 История фотоаппарата.
История фотоаппарата. Первые фотографические камеры в России.
Этапы развития отечественного фотоаппаратостроения и фотодела.
Этапы развития отечественного фотоаппаратостроения и фотодела
достижения мировой и отечественной фотоиндустрии.
История фотографии. Даты и события.
История фотографии в России. Даты и события. Фотоизобретения.
Производство фотографии.
Искусство фотографии. Заочные экскурсии.
Искусство фотографии. Заочные экскурсии на фотовыставки /Интернет,
литература/.
Фотографы-изобретатели.
Фотографы –изобретатели: А. Бестужев-Рюмин, А.Греков, С.А. Левицкий, Ф.
Араго, И.И. Карпов и др.
Современная фототехника.
Современная фототехника: пленочные фотоаппараты, цифровые
фотоаппараты, фотокамеры, мобильные телефоны.
Фотоаппарат. Принципы работы.
Фотоаппарат. Принципы работы с фотоаппаратами.
Первые шаги фотографирования.
Первые шаги в фотографировании. Снимок на свободную тему.
Художественная фотография /мини-выставка/.
Художественная фотография. Организация фотовыставки.
Композиция.
Композиция. Создание композиций. Авторская мысль. Средства композиции:
освещение, тональность, колорит, точка и момент съемки, план, ракурс,
акцент, контраст.
Объект.
Объект. Выделение объекта. Обрамление объекта.
Сюжет.
Сюжет. Выбор сюжета. Фотопробы.
Фотопортрет.
Фотопортрет. Искусство фотопортрета. Сложный мир человеческого
характера. Фотопробы.
Фотопейзаж.
Фотопейзаж. Красота природы. Состояние природы. Природа и поэзия.
Фотомиг. Фотопробы.
2.3. Ожидаемые результаты /1 год обучения/.
историю и этапы развития фотодела;
принципы и особенности работы с современной фототехникой,
В результате реализации программы 1 года обучения обучающиеся должны:
знать:
1)
2) жизнь и творчество известных фотографов-изобретателей;
3)
компьютерной техникой;
4)
натюрморта, портрета.
уметь:
1) работать с компьютерной техникой: сканером, принтером;
2) работать с плёночным и цифровым фотоаппаратом;
3) работать с объектами, композициями;
4) проводить фотосессию портретов, сюжетов, пейзажей;
основные принципы фотографирования пейзажа,
композиции,
7 5) подготовить и оформить фотовыставку.
2.4. Перечень учебно-методической литературы /1 год
обучения/
Для педагога:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Для обучающегося:
Какого цвета радуга – М: Детская литература, 1975.
1.
Интернет-сайты.
2.
3. Журнал «ФотоМАСТЕРСКАЯ», Москва «Пресса России», 2009.
Практическая информатика. С. Симонович – М.: Просвещение, 2005.
Специальная информатика. С. Симонович – М: Просвещение, 2000.
Какого цвета радуга – М: Детская литература, 1975.
Интернет-сайты.
Журнал «ФотоМАСТЕРСКАЯ», Москва «Пресса России», 2009.
Фотография Э. Митчелл – М.: «Мир», 1988.
Фотография. Техника и искусство Э Хокинс, Д.Эйвон – М.: «Мир», 1986.
Экспозиция в фотографии Л. Гонт – М.: «Мир», 1988.
Свет и освещение Д. Килпатрик – М.: «Мир», 1988.
Светофильтры Р. Хейман – М.: «Мир», 1988.
2.5.Учебно-тематический план /2-ой год обучения/
№
п/
п
Тема учебного материала
Количество часов
Всего Теория Практика
Основы композиции в фотографии
1. Основные композиции в фотографии:
правила, законы, приемы.
Композиция.
2.
3. Пересекающиеся (диагональные) линии.
4. Правило одной трети.
5.
Выделение объекта.
Выделение контрастом.
6.
Светотень.
7.
8.
Ракурс.
9. Обрамление объекта.
10
.
11
.
12
.
Тональность фотографии.
Выделение светом.
Использование линий.
1
3
3
3
2
2
2
2
2
2
2
2
6
8
8
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
2
-
2
2
2
1
1
1
1
1
1
1
1
4
6
6
8
Уроки Photoshop
Правила работы с графическим пакетом
Photoshop.
Коррекция фотоизображения.
13
.
14
.
15 Работа с корректирующими слоями. Фильтры.
Уровни.
Физический размер. Снимка.
Принтеры, сканеры, их характеристики.
Фотобумага.
Печать фотографий на принтере.
Коллекция фотографий.
.
16
.
17
.
18
.
19
.
20
.
21
.
22
.
23
.
Итоговые занятия:
- подведение итогов занятий;
-диагностика уровня знаний и умений
учащихся;
- подготовка и оформление фотовыставки;
- презентации по результатам работы.
Итого:
4
4
2
1
1
6
3
3
1
1
1
1
1
1
-
1
3
3
1
-
-
5
3
2
72
25
47
2.6. Содержание программы /2 год обучения/.
Основы композиции в фотографии
Основные композиции в фотографии: правила, законы, приемы.
Основные композиции в фотографии: правила, законы, приемы.
Композиция.
Выразительные средства композиции: освещение, тональность, колорит, точка
и момент съемки, план, ракурс, изобразительный акцент, контрасты. Элемент.
Объединение элементов. Произведение – как художественное целое
Пересекающиеся (диагональные) линии.
Пересекающиеся (диагональные) линии. Правило «Золотого сечения».
Стартовая точка.
Правило одной трети.
Правило одной трети. Разбиение кадра на части. Расположение объектов в
кадре.
Выделение объекта.
Выделение объекта. Главные и второстепенные объекты в кадре.
Выделение контрастом.
Выделение контрастом. Цветовой контраст. Контрастные места.
Светотень.
Светотень. Оттенки светотени: свет, блик, тень, полутень, рефлекс.
Композиция и выразительность снимка.
Ракурс.
9 Ракурс. Изменение объекта. Усиление впечатления движения, силы, мощи,
выразительности.
Обрамление объекта.
Обрамление объекта. Съемка с эффектами: через арку, из пещеры и т.д.
Выделение светом.
Выделение светом. Выделение желаемого объекта на фоне остальных менее
освещенных.
Использование линий.
Использование линий. Изогнутые линии. Ломаные линии. Вертикальные линии.
Горизонтальные линии. Диагональные линии. Прямые линии. Вводящие линии.
Тональность фотографии.
Тональность фотографии. Темные тональности. Светлые тональности.
Уроки Photoshop
Правила работы с графическим пакетом Photoshop.
Правила работы с графическим пакетом Photoshop. Панель инструментов
редактора. Инструментальные палитры: Палитра Кисти, Палитра Параметры,
палитра Инфо, Палитра Контуры, Палитра Слои.
Коррекция фотоизображения.
Коррекция фотоизображения. Работа с палитрами. Динамический диапазон.
Гамма-коррекция. Местная коррекция и ретушь изображения.
Работа с корректирующими слоями.
Работа с корректирующими слоями. Коррекция изображения: яркость,
контраст, насыщенность и т.п.
Фильтры.
Фильтры. Имитация. Размытие. Штрихи- Акцент. Зигзаг Круги. Шум-Ретушь.
Освещение - Эффекты. Резкость. Эскиз- Мел и уголь. Барельеф. Текстура.
Уровни.
Уровни. Работа с изображением.
Физический размер. Снимка.
Физический размер снимка. Установка размера. Сохранение пропорций.
Принтеры, сканеры, их характеристики.
Принтеры, сканеры, их характеристики.
Фотобумага.
Фотобумага. Типы и качество фотобумаги.
Печать фотографий на принтере.
Печать фотографий на принтере. Основные правила.
Коллекция фотографий.
Коллекция фотографий. Создание коллекций: компьютерная, альбомная.
Оформление фотовыставки.
Фотовыставка. Выбор темы фотовыставки. Подбор сюжетов. Коллекции
фотографий. Отбор фотографий. Оформление тематической фотовыставки.
2.7. Ожидаемые результаты /2 год обучения/.
В результате реализации программы 2 года обучения обучающиеся должны:
Знать:
основные принципы, правила, законы и приемы работы с фотографией;
5)
основные композиции в фотографии;
6)
принципы и особенности работы с современной фототехникой,
7)
компьютерной техникой;
8)
9)
10)
правила работы с графическим пакетом Photoshop;
характеристики компьютерной техники: принтеров, сканеров;
правила работы с компьютерной сетью Интернет;
10 11) типы и качество фотобумаги;
Уметь:
6) работать с современной компьютерной техникой: сканером, принтером;
7) работать с плёночным и цифровым фотоаппаратом;
8) обрабатывать фотографии при помощи графического пакета Photoshop;
9) печатать фотографии на принтере;
10) работать со сканером;
11) подготовить и оформить фотовыставку.
2.8. Перечень учебно-методической литературы /2 год
обучения/
Для педагога:
1. Практическая информатика. С. Симонович – М.: Просвещение, 2005.
2. Специальная информатика. С. Симонович – М: Просвещение, 2000.
3. Какого цвета радуга – М: Детская литература, 1975.
4. Интернет-сайты.
5. Журнал «ФотоМАСТЕРСКАЯ», Москва «Пресса России», 2009.
6. Фотография Э. Митчелл – М.: «Мир», 1988.
7. Фотография. Техника и искусство Э Хокинс, Д.Эйвон – М.: «Мир», 1986.
8. Экспозиция в фотографии Л. Гонт – М.: «Мир», 1988.
9. Свет и освещение Д. Килпатрик – М.: «Мир», 1988.
10. Светофильтры Р. Хейман – М.: «Мир», 1988.
Для обучающегося:
1. Какого цвета радуга – М: Детская литература, 1975.
2. Интернет-сайты.
3. Журнал «ФотоМАСТЕРСКАЯ», Москва «Пресса России», 2009.
4. Фотография Э. Митчелл – М.: «Мир», 1988.
5. Фотография. Техника и искусство Э Хокинс, Д.Эйвон – М.: «Мир», 1986.
6. Экспозиция в фотографии Л. Гонт – М.: «Мир», 1988.
7. Свет и освещение Д. Килпатрик – М.: «Мир», 1988.
8. Светофильтры Р. Хейман – М.: «Мир», 1988.
3. Методическое обеспечение образовательной
программы
Тема из
плана
Форма
занятия
№
п/
п
1. Фотографы-
изобретател
и.
2. Фотоаппара
т. Принципы
работы
Коллективная
Групповая
Дидактические
материалы
Справочники,
энциклопедичес
кие данные
Методы
проведения
занятия
Рассказ,
беседа,
демонстрация
Мини-беседа,
мини-диалог,
самостоятель
ная работа
Техническо
е
оснащение
Форма
подведе
ния
итогов
Фотоаппара
т.
3.
Композиция. Коллективная Лекция
4. Фотопейзаж. Групповая
Беседа,
практическая
работа в
группах
Демонстрация
фотографий
Темы
фотографий
Фототехник
а
Анализ
работы
учащихся,
подведен
ие итогов.
Оценка
педагога.
Анализ
работы
групп.
Оценка
11 5.
6.
7.
8.
9.
Светотень
Использован
ие линий.
Правила
с
работы
графически
м пакетом
Photoshop.
Уровни.
Принтеры,
сканеры
10
.
Оформление
фотовыставк
и.
Групповая
Коллективная Лекция,
Групповая
демонстрация
Беседа,
практическая
работа
Коллективная Беседа,
демонстрация
Групповая,
индивидуальн
ая
Практическая
работа
Коллективная Беседа,
демонстрация
,
Практическая
работа
Демонстрация
фотографий
Демонстрация
фотографий
Фототехник
а
Компьютерн
ая техника
Компьютерн
ая техника.
Компьютерн
ая техника
Темы
фотовыставок.
Витражи,
слайдшоу
педагога.
Подведен
ие итогов.
Оценка
педагога
Оценка
педагога
Анализ
работ.
Оценка
педагога
Анализ
работ.
Оценка
педагога.
4. Досуговые мероприятия
Первый год обучения.
1. Семинар «Фотографы – изобретатели».
2. Конкурс творческих работ на темы: «Моё любимое животное»,
3. Беседа «История российской фотографии».
4. Тематические мини-фотовыставки /в течение года/.
«Осень», «Зима», «Весна».
Второй год обучения.
1. Тематические мини-фотовыставки.
2. Экскурсии на природу. Фотопробы.
3. Работа в мини-лаборатории. Композиция. Фотопортрет.
4. Часы общения «Профессия – фотограф», «Фоторепортер».
5. Публикация фоторабот в школьной газете.
12
Программа кружка "Фотомастер"
Программа кружка "Фотомастер"
Программа кружка "Фотомастер"
Программа кружка "Фотомастер"
Программа кружка "Фотомастер"
Программа кружка "Фотомастер"
Программа кружка "Фотомастер"
Программа кружка "Фотомастер"
Программа кружка "Фотомастер"
Программа кружка "Фотомастер"
Программа кружка "Фотомастер"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.