Программа кружка «Мой край родной» 6 класс
Оценка 5

Программа кружка «Мой край родной» 6 класс

Оценка 5
Разработки курсов
docx
география
6 кл
02.04.2017
Программа кружка  «Мой край родной»  6 класс
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 14» Составила Е.А. Патрахина Учитель географии 2016 – 17 уч. год г. Тобольск «Познавайте свой край, свою горушку или речонку. Не бойтесь, что малы те горушки и реки, ведь из малого вырастает большое». А.Е.Ферсман Пояснительная записка «Любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества» Д.С.Лихачев Программа «Мой край родной» направлена на формирование у учащихся основ краеведческой культуры и способствует формированию высоких моральных качеств, таких как бережное отношение к природе, любовь к Родине, патриотизм, чувство гордости за свою Родину. Эта мысль прослеживается, как одна из главных задач нашей школы – воспитывать уважение к историческому прошлому нашей страны, любовь к Родине, начиная с малой родины. Одно из важнейших положений – интегрирующая роль краеведения в системе наук вообще. Изучение природы своего края переплетается со знакомством с произведениями местных авторов, фольклорными произведениями и традициями коренного населения. Привлечение литературы, этнографии дают возможность обогатить новое поколение непреходящими ценностями: почтительное отношение к взрослым, забота о младших, доброта, гостеприимство, порядочность, духовное единство с природой. Краеведение помогает видеть красоту в природе, находить прекрасное в народном творчестве, с чем навсегда свяжутся незабываемые образы родного края. Изучение природы своего края способствует эстетическому воспитанию, оно учит находить в окружающем мире красоту природы: даже от простого созерцания на экскурсии могут возникать волнующие переживания. Наблюдения многих природных явлений вызывают у детей любознательность и желание больше вникать в тайны природы, побуждают беречь её. Изучение своего края исключительно, как и в воспитательном, так и в познавательном отношении. В процессе познавательной активности дети получают жизненно необходимые знания, являющиеся основой успешного усвоения природоведения в 5 классе и предметах естественного цикла в средней школе. При этом реализуется принцип преемственности между начальной и средней школой. Содержание кружка предполагает разнообразные виды деятельности учащихся: использование различных источников информации, знакомство со способом составления картосхем, комплексное исследование территории, географическое описание, наблюдение, анкетирование, проектирование, составление компьютерных презентаций, практические работы на местности. Программа географического кружка «Мой край родной» предусматривает необходимость изучения территории, на которой школьник проживает и которую может непосредственно обозревать, исследовать и предлагать конкретные пути решения возникающих на данной территории проблем. «Прекрасный ландшафт имеет такое огромное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога, и день, проведенный среди рощ и полей, стоит многих недель, проведенных на школьной скамье» - сказал известный педагог К.Д. Ушинский Цель работы кружка: - развитие интереса к изучению природы и истории родного края; -воспитание патриотизма и любви к малой Родине Задачи: Обучающие: - углубленное изучение истории родного края; - ознакомление с основами краеведческой работы, практическое накопление опыта; - привитие навыков исследовательской работы с историческими, архивными и литературными источниками. Развивающие: - обучение приемам самостоятельной и коллективной работы, самоконтроля и взаимоконтроля; - организация творческой деятельности, самостоятельных занятий по краеведению. Воспитывающие: - воспитание уважения к историческому прошлому родного края, бережного отношения к памятникам истории и культуры; - формирование личности ребенка, способной ориентироваться в обществе, воспитывать естественную потребность к познанию окружающего мира. Ожидаемый результат: - учащиеся должны знать и уважать народные традиции; - знать исторические события и памятники; - должны знать и хранить историко-духовную память своего народа, любовь к родной земле, к своему дому, к старшим. - участие в конкурсах краеведческой направленности К концу учебного года кружковцы Знают: - историю своего города, - знаменитых и интересных людей; Умеют: - работать с литературой, источниками информации; - активно участвовать в работе по краеведению; Программа кружка основана на следующих принципах: - Преемственность -Доступность -Наглядность -Научность - Опора на индивидуальные возможности, интересы каждого учащегося Учебный план Программа кружка «Мой край родной» рассчитана на 1 год и состоит из двух подпрограмм. 1 подпрограмма «Особенности природы» - (17 час). 2 подпрограмма «Тюменский край – часть России» - (17 час) В течение полугодия изучаются и исследуются особенности географического положения и природных компонентов малой родины. В течение второго полугодия – изучаются и выявляются экологические проблемы, намечаются и реализуются пути их решения, ведется природоохранная деятельность, изучается и апробируется технология проектирования. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Занятие лекционного характера в кабинете имеет продолжительность – 25- 30 минут. Практические работы на местности, экскурсии на природе имеют продолжительность 60 минут. Тематическое планирование составлено таким образом, что в нем присутствуют как теоретические, так и практические занятия. Возраст учащихся: 11-12 лет (учащиеся 5 класса) Содержание подпрограммы «Особенности природы» Тема Географическое положение нашей местности, состав. Положение Тюменской области на карте Российской Федерации. Географическое положение г. Тобольска на карте Тюменской области. Местоположение и состав. Объяснение названий населенных пунктов. Учащиеся знают: - особенности географического положения своей местности и их влияние на природу; - историю происхождения географических названий. Учащиеся научатся -составлять карты-схемы; -составлять описание географического положения своей местности. Тема «Особенности рельефа» Тюменская область как часть Западно-Сибирской равнины. Положение г. Тобольска. Учащиеся знают: -особенности рельефа территории своей местности; -процессы, формирующие рельеф конкретной территории; Учащиеся научатся: -описывать рельеф и выявлять особенности рельефа данной территории; -определять горные породы, распространенные в своей местности. Тема «Особенности климата» Характеристика климата Тюменской области. Климатообразующие факторы. Способы обработки информации: роза ветров, графики, диаграммы. Учащиеся знают: -особенности климата своей местности; -климатообразующие факторы, определяющие климат своей местности. Учащиеся научатся: -вести наблюдения за погодой; -обрабатывать полученные во время наблюдения данные; -делать выводы на основе собственных наблюдений; -объяснять причины климатических явлений. Тема «Особенности внутренних вод» Виды внутренних вод, их роль и значение в жизни природы и человека. Методы изучения внутренних вод. Способы изучения гидрологических показателей воды (цветность, прозрачность, запах, вкус, жесткость). Учащиеся узнают: -виды внутренних вод своей местности; -особенности внутренних вод своей местности; Учащиеся умеют: -объяснять особенности внутренних вод, их зависимость от рельефа, климата. -давать описание рек и родников своей местности; -определять гидрологические показатели воды; -делать выводы, проводить сравнительный анализ; составлять экологический паспорт водного объекта. Тема «Растительный и животный мир» Растительный и животный мир Костромской области. Положение местности в южной подзоне тайги, на границе смешанных лесов и таежной зоны. Виды растительных сообществ. Виды животных, обитающих в нашей местности. Роль растений и животных в жизни природы и человека. Учащиеся должны знать: -Виды растительных сообществ своей местности; -Причины, объясняющие наличие данных видов растительности на определенной территории; -Группы животных, обитающих в своей местности; -Приспособленность растительного и животного мира к обитанию в холодных условиях южной тайги. Учащиеся должны уметь: -определять растения по внешнему виду и по определителю; -оформлять гербарий собранных растений; -давать характеристику флоры и фауны своей местности; -объяснять причины произрастания растений, обитания животных на данной территории. Содержание подпрограммы «Тюменский край – часть России» Тема Коренные народы Тюменского края о жизни и быте коренных народов края; история заселения русскими. Тема Обычаи, традиции народов Знают традиции и обычаи народов проживающих на территории Тюменской области Тема Памятники архитектуры г. Тобольска. Ознакомление с памятниками архитектуры нашего города. Тема Наши земляки в годы Великой Отечественной войны Летопись боевой славы (экскурсии в школьный музей) Тематическое планирование № Тема занятия Вид занятия Кол-во час Количество часов Домашнее задание Особенности природы 1 Тема 1 «Географическое положение нашей местности, состав» Лекция 2 Написать стихи, сочинение, нарисовать рисунок, принести фотографии своей местности. 2 Географические названия населенных пунктов нашей местности Лекция 1 Оформление выставки «Топонимика населенных пунктов тюменского края» 3 Тема 2 «Особенности рельефа» Лекция 1 Описание особенностей рельефа нашей местности», 4 Тема 3 «Особенности климата» Лекция 2 Принести фотографии времен года нашей местности. Вести «Календарь погоды» 5 Практическое занятие Пр\р 1 6 Тема 4 «Особенности внутренних вод» Лекция 1 Принести фотографии рек 7 Практическое занятие Описание р. Иртыш Пр\р 1 Придумать стихотворения, легенды, нарисовать рисунки 8 Практическое занятие Составление экологического паспорта реки Пр\р 1 Составление карты-схемы «Река нашей местности». Оформление выставки 9 Река моей Родины Экскурсия в музей р. Иртыш школа № 15 1 10 Тема 5 «Растительный и животный мир» Лекция 1 11 Растительные сообщества нашей местности экскурсия 1 Высушить растения для гербария, подобрать стихи, загадки о растениях 12 Практическое занятие Оформление гербария, составление перечня растений нашей местности, составление схемы «Растительные сообщества» Практическое занятие 1 Высушить растения для гербария, подобрать стихи, загадки о растениях 13 Практическое занятие Животные нашей местности Практическое занятие 2 Подобрать изображения животных, стихи, загадки и т.д. 14 Итоговое оформление 1 части альбома «Мой край родной» 1 Подготовить презентацию альбома. Тюменский край – часть России 15 Быт коренных народов края лекция 2 Подобрать материал 16 Быт русских (сибиряков) Лекция 2 Подобрать материал 17 Быт татар Экскурсия в ЦСТК 2 Подобрать материал 18 Обычаи, традиции 1 Подобрать материал 19 Экскурсия в музей школы Экскурсия 1 20 Искусство, праздники Экскурсия 1 21 Памятники архитектуры нашего города Экскурсия 1 фотоальбом 22 Памятники архитектуры нашего города Экскурсия 1 фотоальбом 23 Летопись боевой и трудовой славы города Школьный музей 1 Мой дед - герой 24 Летопись боевой и трудовой славы города Школьный музей 1 Мой дед - герой 25 Знаменитые земляки Школьный музей №1 1 26 Круглый стол - анкетирование о работе кружка; -пожелания 1 Написать пожелание 27 Круглый стол - анкетирование о работе кружка; -пожелания, благодарственные письма активным членам кружка. 1 Мини-сочинение 28 Земля, где я родился 1 Итого - 34 часа
программа предметного кружка по географии Office Word (4).docx
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 14» Составила  Е.А. Патрахина Учитель географии 2016 – 17 уч. год г. Тобольск «Познавайте свой край, свою горушку или речонку. Не бойтесь, что малы те горушки и реки, ведь из малого вырастает большое». А.Е.Ферсман Пояснительная  записка «Любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества»                                Д.С.Лихачев     Программа   «Мой   край   родной»     направлена   на   формирование   у   учащихся     основ краеведческой культуры и способствует формированию высоких моральных качеств, таких как бережное отношение к природе, любовь к Родине, патриотизм, чувство гордости за свою Родину. Эта   мысль   прослеживается,   как   одна   из   главных   задач   нашей   школы   –   воспитывать уважение к историческому прошлому нашей страны, любовь к Родине, начиная с малой родины. Одно   из   важнейших   положений   –       интегрирующая   роль   краеведения   в   системе   наук вообще. Изучение природы своего края переплетается со знакомством с произведениями местных   авторов,   фольклорными   произведениями   и   традициями   коренного   населения. Привлечение   литературы,   этнографии       дают   возможность   обогатить   новое   поколение непреходящими   ценностями:   почтительное   отношение   к   взрослым,   забота   о   младших, доброта, гостеприимство, порядочность, духовное единство с природой. Краеведение   помогает   видеть   красоту   в   природе,   находить   прекрасное   в   народном творчестве, с чем навсегда свяжутся незабываемые образы родного края. Изучение   природы   своего   края   способствует   эстетическому   воспитанию,   оно   учит находить   в   окружающем   мире   красоту   природы:   даже   от   простого   созерцания   на экскурсии    могут   возникать   волнующие   переживания.   Наблюдения   многих   природных явлений вызывают у детей любознательность и желание больше вникать в тайны природы, побуждают беречь её. Изучение своего края исключительно, как и в воспитательном, так и в познавательном отношении. В процессе познавательной активности дети получают жизненно необходимые знания, являющиеся основой успешного усвоения природоведения в 5 классе и предметах естественного цикла в средней школе. При этом реализуется принцип преемственности между начальной и средней школой. Содержание   кружка   предполагает   разнообразные   виды   деятельности   учащихся: использование различных источников информации, знакомство со способом составления картосхем, комплексное исследование территории, географическое описание, наблюдение, анкетирование,   проектирование,   составление   компьютерных   презентаций,   практические работы   на   местности.   Программа   географического   кружка   «Мой   край   родной» предусматривает необходимость изучения территории, на которой школьник проживает и которую может непосредственно обозревать, исследовать и предлагать конкретные пути решения возникающих на данной территории проблем. «Прекрасный ландшафт имеет такое огромное влияние на развитие  молодой  души, с которым  трудно соперничать  влиянию педагога, и день, проведенный среди рощ и полей, стоит многих недель, проведенных на школьной скамье» ­ сказал известный педагог К.Д. Ушинский Цель работы кружка: ­ развитие интереса к изучению природы и истории родного края; ­воспитание патриотизма и любви к малой Родине Задачи: Обучающие: углубленное изучение истории родного края; ознакомление с основами краеведческой работы, практическое накопление опыта; привитие   навыков   исследовательской   работы   с   историческими,   архивными   и литературными источниками. Развивающие: обучение   приемам   самостоятельной   и   коллективной   работы,   самоконтроля   и взаимоконтроля; организация творческой деятельности, самостоятельных занятий по краеведению. Воспитывающие: воспитание   уважения   к   историческому   прошлому   родного   края,   бережного отношения к памятникам истории и культуры; формирование   личности   ребенка,   способной   ориентироваться   в   обществе, воспитывать естественную потребность к познанию окружающего мира. Ожидаемый результат: учащиеся должны знать и уважать народные традиции; знать исторические события и памятники; должны знать и хранить историко­духовную память своего народа, любовь к родной земле, к своему дому, к старшим.  участие в конкурсах краеведческой направленности К концу учебного года кружковцы  Знают: историю своего города, знаменитых и интересных людей; Умеют: работать с литературой, источниками информации; активно участвовать в работе по краеведению;   Программа кружка основана на следующих принципах: ­ Преемственность ­Доступность ­Наглядность ­Научность ­ Опора на индивидуальные возможности, интересы каждого учащегося Учебный план ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ Программа   кружка   «Мой   край   родной»   рассчитана   на   1     год     и   состоит   из   двух подпрограмм. 1 подпрограмма «Особенности   природы» ­   (17 час). 2 подпрограмма «Тюменский край – часть России» ­   (17 час) В течение полугодия  изучаются и исследуются особенности географического положения и природных   компонентов   малой   родины.   В   течение   второго   полугодия     –   изучаются   и выявляются экологические проблемы, намечаются и реализуются пути их решения, ведется природоохранная деятельность, изучается и апробируется технология проектирования. Занятия  проводятся  1 раз  в неделю.  Занятие  лекционного  характера  в  кабинете  имеет продолжительность – 25­   30 минут. Практические работы на местности, экскурсии на природе   имеют   продолжительность   60   минут.   Тематическое   планирование   составлено таким образом, что в нем присутствуют как теоретические, так и практические занятия. Возраст учащихся: 11­12  лет (учащиеся 5 класса) Содержание подпрограммы «Особенности   природы» Тема   Географическое положение нашей местности, состав. Положение   Тюменской     области   на   карте   Российской   Федерации.   Географическое положение   г.   Тобольска     на   карте   Тюменской     области.   Местоположение   и   состав. Объяснение названий населенных пунктов. Учащиеся знают: ­ особенности географического положения своей местности и их влияние на природу; ­ историю происхождения географических названий. Учащиеся научатся ­составлять карты­схемы; ­составлять описание географического положения своей местности. Тема   «Особенности рельефа»   Тюменская область  как часть Западно­Сибирской  равнины. Положение  г. Тобольска. Учащиеся   знают: ­особенности рельефа территории своей местности; ­процессы, формирующие рельеф конкретной территории; Учащиеся научатся: ­описывать рельеф и выявлять особенности рельефа данной территории; ­определять горные породы, распространенные в своей местности. Тема   «Особенности климата»   Характеристика   климата   Тюменской   области.     Климатообразующие   факторы.   Способы обработки информации: роза ветров, графики, диаграммы. Учащиеся   знают: ­особенности климата своей местности; ­климатообразующие факторы, определяющие климат своей местности. Учащиеся научатся: ­вести наблюдения за погодой; ­обрабатывать полученные во время наблюдения данные; ­делать выводы на основе собственных наблюдений; ­объяснять причины климатических явлений. Тема   «Особенности внутренних вод»  Виды внутренних вод, их роль и значение в жизни природы и человека. Методы изучения внутренних   вод.   Способы   изучения   гидрологических   показателей   воды   (цветность, прозрачность, запах, вкус, жесткость). Учащиеся узнают: ­виды внутренних вод своей местности; ­особенности внутренних вод своей местности; Учащиеся умеют: ­объяснять особенности внутренних вод, их зависимость от рельефа, климата. ­давать описание рек и родников своей местности; ­определять гидрологические показатели воды; ­делать выводы, проводить сравнительный анализ; составлять экологический паспорт водного объекта. Тема   «Растительный и животный мир»   Растительный   и   животный   мир   Костромской   области.   Положение   местности   в   южной подзоне   тайги,   на   границе   смешанных   лесов   и   таежной   зоны.   Виды   растительных сообществ. Виды животных, обитающих в нашей местности. Роль растений и животных в жизни природы и человека. Учащиеся должны знать: ­Виды растительных сообществ своей местности; ­Причины,   объясняющие   наличие   данных   видов   растительности   на   определенной территории; ­Группы животных, обитающих в своей местности; ­Приспособленность растительного и животного мира к обитанию в холодных условиях южной тайги. Учащиеся должны уметь: ­определять растения по внешнему виду и по определителю; ­оформлять гербарий собранных растений; ­давать характеристику флоры и фауны своей местности; ­объяснять причины произрастания растений, обитания животных на данной территории. Содержание подпрограммы «Тюменский край – часть России» Тема   Коренные народы Тюменского края  о жизни и быте коренных народов края;    история  заселения русскими. Тема Обычаи, традиции народов Знают традиции и обычаи народов проживающих на территории Тюменской области Тема  Памятники архитектуры г. Тобольска. Ознакомление с памятниками архитектуры нашего города. Тема   Наши земляки в годы Великой Отечественной войны Летопись боевой славы (экскурсии в школьный музей) Тематическое планирование №       а м е Т я и т я н а з   Особенности природы 1 Тема 1  «Географическое  положение нашей  местности, состав»           д и В     я и т я н а з Лекция 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Географические  названия населенных  пунктов нашей  местности Тема 2 «Особенности  рельефа»   Лекция Лекция Тема 3 «Особенности  климата»    Лекция Практическое занятие Пр\р Лекция   Пр\р Пр\р Экскурсия в  музей р.  Иртыш  школа  № 15 Лекция  экскурсия Практическое  занятие Тема 4 «Особенности  внутренних вод» Практическое занятие  Описание р. Иртыш Практическое занятие  Составление  экологического паспорта реки Река моей Родины Тема 5  «Растительный и  животный мир» Растительные  сообщества нашей  местности Практическое занятие Оформление гербария,  составление перечня  растений нашей  местности, составление  схемы «Растительные  сообщества»   о в ­ л о К   с а ч   е н ш а м о Д е и н а д а з   е 2 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 Написать стихи, сочинение,  нарисовать рисунок, принести  фотографии своей местности. Оформление выставки  «Топонимика населенных  пунктов тюменского края» Описание особенностей  рельефа нашей местности», Принести фотографии времен  года нашей местности. Вести  «Календарь  погоды» Принести фотографии рек Придумать стихотворения,  легенды, нарисовать  рисунки Составление карты­схемы  «Река  нашей местности».  Оформление выставки Высушить растения для  гербария, подобрать стихи,  загадки о растениях Высушить растения для  гербария, подобрать стихи,  загадки о растениях 13 14   Практическое занятие Животные нашей  местности Итоговое оформление 1  части альбома «Мой  край родной» Практическое  занятие Тюменский край – часть России 15 лекция Быт  коренных  народов края Быт   (сибиряков) Быт татар русских Лекция Экскурсия в  ЦСТК 2 1 2 2 2 1 1 1 1 1 Подобрать изображения  животных, стихи, загадки и  т.д.  Подготовить презентацию  альбома. Подобрать материал Подобрать материал Подобрать материал Подобрать материал фотоальбом фотоальбом 1 Мой дед ­ герой 1 Мой дед ­ герой 1 1 Написать пожелание 1 Мини­сочинение 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 Экскурсия Экскурсия Экскурсия Обычаи, традиции Экскурсия   в   музей школы Искусство, праздники Памятники  архитектуры нашего  города Памятники  архитектуры нашего  города Летопись боевой и  трудовой славы города Летопись боевой и  трудовой славы города Знаменитые земляки Школьный  Школьный  музей Школьный  музей Экскурсия музей №1 Круглый стол  ­ анкетирование о работе кружка; ­пожелания Круглый стол  ­ анкетирование о работе кружка; ­пожелания, благодарственные письма активным членам кружка.  Земля, где я родился  Итого ­ 34 часа 1

Программа кружка «Мой край родной» 6 класс

Программа кружка  «Мой край родной»  6 класс

Программа кружка «Мой край родной» 6 класс

Программа кружка  «Мой край родной»  6 класс

Программа кружка «Мой край родной» 6 класс

Программа кружка  «Мой край родной»  6 класс

Программа кружка «Мой край родной» 6 класс

Программа кружка  «Мой край родной»  6 класс

Программа кружка «Мой край родной» 6 класс

Программа кружка  «Мой край родной»  6 класс

Программа кружка «Мой край родной» 6 класс

Программа кружка  «Мой край родной»  6 класс

Программа кружка «Мой край родной» 6 класс

Программа кружка  «Мой край родной»  6 класс

Программа кружка «Мой край родной» 6 класс

Программа кружка  «Мой край родной»  6 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.04.2017