Программа кружка по экологии Юный эколог
Оценка 4.6

Программа кружка по экологии Юный эколог

Оценка 4.6
Научно-исследовательская работа
docx
экология +1
Взрослым
14.11.2018
Программа кружка по экологии Юный эколог
Программа кружка включает в себя подробную пояснительную записку с нормативными документами, задачами , целями, формами и методами обучения. Представлен результат. В программе КТП практической и теоретической части, подробное описание каждого часа. К программе прилагаются приложения с подробными инструкциями, карточками и литературой. Имеется итоговое мероприятие в разработкеПрограмма кружка Юный эколог
Кружок юный эколог.docx
Волгодонской район хутор Морозов Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение: Морозовская основная общеобразовательная школа                                                   «Утверждаю» Директор МБОУ: Морозовская ООШ ____________  В.И. Шишова                                                                        Приказ от 29.08.2018 №  РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Юный эколог» Дополнительное образование, 6­9 класс Возраст детей ­  11­15 лет Количество часов ­ 35 Срок реализации ­ 1 год Педагог дополнительного образования Тюнина Наталья  Васильевна Программа разработана на основе  Примерной   программы    допущенной  Министерством образования и науки Российской Федерации  2014 года выпуска – авторы Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник    «Экология»,    СОГЛАСОВАНО                                                                     СОГЛАСОВАНО Протокол заседания                                               Заместитель директора по  УВР                            Методического совета                                                                                от 24.08.2018г № 1                                                      __________ О.П. Гаврилова 1 __________ О.П. Гаврилова                                         25.08.2018г                                       Пояснительная записка Программа опирается на нормативные правовые и методические документы: 1.  Федеральный закон от 29.12.2012 № 273­ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2.  Приказ Минобрнауки от 29.08.2013 №1008 «Об утверждении Порядка организации и  осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным  программам». 3. Постановление главного санитарного врача от 04.07.2014 №41 «Об утверждении СанПиН  2.4.4.3172­14 «Санитарно­эпидемиологические требования к устройству, содержанию и  организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования  детей». 4.  Приказ Минобрнауки от 23.08.2017 №816 «Об утверждении Порядка применения  организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного  оборудования, дистанционных образовательных технологий при реализации  образовательных программ» 5. Положение об организации и осуществлении образовательной деятельности по  дополнительным общеобразовательным (общеразвивающим) программам МБОУ:  Морозовская ООШ 6.  Программы «Юный эколог» на основе программы «Экология», допущенной   Министерством образования и науки Российской Федерации 2014 года выпуска – авторы  Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник.   7.   Календарного учебного графика МБОУ: Морозовская ООШ на 2018­2019 учебный год;   8.   Расписания кружков в МБОУ: Морозовская ООШ  на 2018­2019 учебный год.  Актуальность.           Актуальность программы в том, что в настоящее время перед обществом остро стала проблема загрязнения окружающей среды. К сожалению, общество осознало это, когда уже стали ощутимы отрицательные последствия потребительского отношения людей к природе, когда состояние среды обитания отрицательно сказалось на здоровье огромного количества людей, когда на планете практически не осталось уголков нетронутой природы. Рост  промышленности, нерациональное использование природных ресурсов и мн.др. ведет к  гибели природы, а значит и человечества. Основным из решений данной проблемы является воспитание «нового» человека, становление экологической культуры личности и общества.  В развивающей системе непрерывного экологического образования все более весомую роль стало играть дополнительное образование. Экологическое образование направлено на  формирование у человека гуманного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом. Оно должно помочь  людям выжить, сделать их среду  обитания приемлемой для существования. В настоящее время общество заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны  самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к  изменяющимся условиям жизни. В создавшихся условиях естественным стало появление  разнообразных личностно ориентированных технологий. Личностно ориентированное обучение призвано обеспечить необходимые условия для  развития индивидуальных способностей обучаемого. 2 Метод проектов как технология прекрасно решает многие  задачи, именно поэтому его  актуальность не снижается уже многие годы.             Последовательность содержания материала основана на сезонных изменениях в  жизни животного и растительного мира нашей местности, а затем природных зон России.              В программе курса большое место занимают  вопросы  охраны природы и  окружающей среды, практическая работа, направленная на защиту и бережное отношение к родной природе.   ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ. Цели:  Освоение знаний о многообразии растительного и животного мира, связи живой и неживой природы, животного и растительного мира, изменениях природной  среды под воздействием человека,     2. Овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учёт,  опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы,     3.  Развитие интереса  к изучению природы, интеллектуальных и творческих  способностей в процессе решения познавательных задач,     4. Воспитание положительного эмоционально – ценностного отношения к природе,  стремление действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами  поведения,     5.   Применение полученных знаний и умений для решения практических задач в  повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде. ОБУЧАЮЩИЕ ЗАДАЧИ:  1. Ознакомление с животным и растительным миром нашей Родины, нашей местности в  связи с сезонными изменениями.   2. Изучение  взаимоотношений  растительных и животных  организмов со средой обитания.  3. Изучение природных сообществ.  4. Формирование познавательных и практических умений и навыков.  5. Ознакомление с закономерностями живой природы.  6. Расширение и укрепление знаний, полученных на уроках биологии, географии,  природоведения, естествознания.    ВОСПИТЫВАЮЩИЕ ЗАДАЧИ:  1. Воспитание любви к Родине, природе родного края, ко всему живому.  2. Воспитание ответственного отношения к использованию богатств родной природы, её  охраны и защиты.  3. Развитие чувства патриотизма на основе воспитания  любви к природе, бережного  отношения к ней, потребности в её охране.  4. Воспитание к  любви к труду.  5. Формирование умений самостоятельно добывать знания.  6. Воспитание любви и бережного отношения к природе как источнику эстетических и  нравственных чувств человека.  7. Овладение элементарными  практическими  умениями по охране природы. РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАДАЧИ: 1. Развитие у учащихся чувства прекрасного в природе на основе изучения её целостности,  гармоничности. 2. Развитие художественного творчества при изображении учащимися явлений и объектов  природы. 3 3. Развитие творческих способностей учащихся посредством формирования их  познавательных интересов, самостоятельности мышления, удовлетворения потребностей в  познании окружающего мира и подготовки к свободному осознанному выбору направления  будущей профессиональной деятельности. 4. Развитие логического мышления у учащихся. 5. Развитие умений проводить сравнения, обобщение  знаний, распознавание. 6. Развитие памяти и речи, умения последовательно излагать материал. 7. Развитие любознательности и познавательного интереса к занятиям, биологии. 8.Развитие активности и самостоятельности в познании природы. 9. Развитие творческих способностей и духовных сил личности ребёнка. 10. Совершенствовать умения и формировать навыки работы с живыми объектами, по  уходу за животными и растениями, с/х инвентарём, исследовательской работы. Педагогическая целесообразность.      Педагогическая целесообразность программы заключается в дополнении и расширении  знаний по экологии, полученных в школе и формирование элементарных навыков изучения  природы, через проектную деятельность. При определении педагогической  целесообразности в основу были положены следующие концепции и подходы: совокупность идей о дополнительном образовании детей как средстве творческого развития (В.А.  Березина), концепция развития дополнительного образования в общеобразовательной  учреждении (Е.Б. Евладова), концепция развития школьников в личностно­ ориентированном учебно­воспитательном процессе (Н.Ю. Синягина), идеи формирование   у школьников ответственного отношения к природной среде (А.Н. Захлебный, И.Т.  Суравегина), совокупность идей об единстве учебной и неучебной деятельности в  подготовке детей безопасному поведению в природной среде (А.Г. Маслов), совокупность  идей о развитии дополнительного образования в России (А.В. Егорова), концепция  государственного управления развитием системы образования (Н.И. Булаев).  Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной  программы 12­15лет. Сроки реализации образовательной программы – 1 год обучения. Проводится занятие   1  раз в неделю 34 часа за год. Количество обучающихся в группе ­15 человек.  Формы подведения итогов реализации программы: 1.Выставки поделок из природных материалов;  2.Фотовыставки; 3.Учебно­исследовательские конференции; 4.Выставки рисунков; 5.Демонстрация презентаций, проектов, экологических представлений; 6.Участие в районных, областных конкурсах. Содержание тем. Тема 1. Вводное занятие  1 час Беседа с детьми «Человек и природа».Выборы актива кружка. Знакомство с планом работы кружка. Тема 2. Осень в природе  3 час Приметы осени. Фенологические периоды осени. Загадки, пословицы и поговорки об осени. Фоторепортаж с экскурсий. 4 Практическая часть.  Сбор и гербаризация осенних  листьев. Экскурсия  «Мир осенних красок», наблюдения в  природе. Осенний пейзаж, его красота. Изменения в природе с приходом осени. Изменения  в природе после первого заморозка. Выставка детского рисунка «Природа осенью». Распознавание растений, найденных в походе с помощью определителя. Отчёт об  увиденном на экскурсии. Тема 3.Жизнь растений осенью 2 часа Приспособленность растений к условиям окружающей среды. Осенние изменения в жизни  растений. Осенняя окраска листьев. Причины изменения окраски. Листопад, его причины.  Распространение плодов и семян. Цветущие растения поздней осенью. Тема 4. Жизнь насекомых осенью 2 часа Подготовка насекомых к зиме. Приспособления насекомых к зимовке. Места зимовки  разных видов насекомых. Практическая часть.  Распознавание насекомых по внешнему виду с помощью определителя. Составление  описаний и рассказов о насекомых. Работа с коллекциями. Тема 5.Сезонные явления в жизни животных 2 часа Осень в жизни животных. Животные обитатели лесов, полей, лугов и огородов. Их  приспособление к смене времён года. Птицы. Перелётные птицы. Зимующие птицы. Запасы  на зиму птиц и зверей. Кладовые лесных жителей. Линька животных, её причины. Смена  окраса шерсти и оперения некоторых видов птиц и зверей. Спячка. Перенесение  неблагоприятных условий. Тема 6. Охрана окружающей среды. Красная книга 2 часа Охрана природы как комплекс государственных, международных и общественных  мероприятий, направленных на рациональное природопользование, восстановление,  умножение и охрану природных ресурсов для блага человеческого общества. Влияние хозяйственной деятельности человека на природу страны. Охрана растительного  мира. Охрана животного мира. Значение природоохранной деятельности. Охрана  атмосферы. Охрана вод. Охрана земель. Охраняемые территории. Заповедники и  заказники, их значение. Роль подрастающего поколения в охране природы. Правила  поведения в природе. Природоохранные документы. Красная книга как совокупность  сведений о состоянии и мерах охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения  видов диких животных и дикорастущих растений. Практическая часть.  Распознавание охраняемых растений нашего края по определителю. Составление памятки  поведения в природе. Оформление плакатов на природоохранную тему. Выставка детского рисунка «Сохраним родную природу». Тема 7. Лес. Растения леса. Лес нашего края 2 часа Лес – богатство нашей страны. Лес, как один из типов растительности нашего края.  Основные лесные массивы области. Типы леса, их размещение. Лесообразующие породы  костромских лесов. Ель – основная хвойная порода. Берёза – символ России. Берёзовый  сок, правила заготовки. Лесная растительность – главная сырьевая база Костромской  области. Лесные ягоды, их разнообразие и правила сбора. Лесные травы – лекарственные,  съедобные, витаминные, красильные и др. Грибы. Их виды. Съедобные и ядовитые грибы. Использование грибов человеком.  Редкие и исчезающие растения леса. Лес – место отдыха и труда человека. Охрана лесов.  Меры по восстановлению и уходу за лесом. Лесные пожары, борьба с ними. Правила  5 поведения в лесу. Традиционные народные промыслы, связанные с лесом и участие в них  школьников. Растения леса в поговорках, пословицах и поверьях. Практическая часть.  Определение растений леса по определителю. Биологическая оценка ели и берёзы, как  представителей лесообразующих пород. Описание лесного сообщества. Определение  возраста древесных пород по спилу. Анализ лекарственного сырья. Оформление гербария  «Многообразие растений леса». Поделки из природного материала. Экскурсия  Тема 8. Зима в природе 2 часа Приметы зимы. Фенологические периоды зимы. Погода зимой. Приметные дни зимы. Снег,  его структура, происхождение. Снежинки. Форма снежинок. Снежные узоры на окнах.  Иней. Гололёд. Значение снега в жизни растений. Тема 9. Жизнь животных зимой 2 часа Особенности жизнедеятельности зверей и птиц в зимний период. Животные леса, Жизнь зимой обитателей наших лесов (белка, волк, заяц, лиса, лось, кабан  и др.).  Помощь человека обитателям леса. Охрана диких зверей зимой. Зимующие птицы.  Особенности обитания зимующих птиц. Помощь человека зимующим птицам. Практическая часть. Распознавание следов диких зверей на снегу. Распознавание зимующих птиц. Изготовление  кормушек для птиц. Подготовка к выставке рисунков «Звери зимой». Тема 10. Жизнь растений зимой 2 часа Зимний лес. Деревья зимой. Состояние покоя. Распознавание деревьев зимой. Вечнозелёные деревья нашего леса. Вечнозелёные травянистые растения леса. Ягоды под снегом.  Экскурсия «Зимнее царство». Распознавание деревьев и кустарников. Красота зимнего  пейзажа. Сбор природного материала. Тема 11. Весна в природе 2 часа Фенологические периоды весны. Приметы весны. Погода весной. Весенние изменения в  природе. Приметные дни весны. Наст. Таяние снега. Вскрытие рек. Ледоход. Капель,  проталины. Паводок. Экскурсия «Дыхание весны». Наблюдение в природе. Записи в дневниках наблюдений.  Отметить состояние снега в лесу: есть ли проталины, растаял ли снег на дорогах, в лесу.  Вскрылись ли реки. Очистились ли водоёмы от воды. Половодье. Запись в походный  дневник встретившихся в лесу появившихся растений. Сбор материала для коллекции  «Весенние первоцветы». Наблюдения за деревьями: набухание почек, сокодвижение у  берёз. Запись фенологического отчёта об увиденном в лесу. Тема 12. Сезонные явления в жизни животных (весна) 2 часа Жизнь животных весной. Птицы. Перелётные птицы. Встреча перелётных птиц.  Скворечники, их значение. Правила расположения скворечников. Размножение зверей,  птиц. Охрана зверей и птиц. Выход из спячки и сна некоторых видов животных. Начало  жизнедеятельности земноводных, пресмыкающихся и насекомых. Мероприятие,  посвящённое прилёту птиц «День птиц». Практическая часть.  Наблюдения за птицами, пресмыкающимися, земноводными и насекомыми. Записи в  дневниках наблюдений. Подготовка к выставке рисунков «Птицы прилетели».  Тема 13. Жизнь растений весной 2 часа Лес ранней и поздней весной. Сокодвижение у деревьев и кустарников. Правила сбора  берёзового сока. Цветение деревьев и кустарников, значение раннего цветения. Первые  цветы. Приспособленность их к раннему цветению. Экскурсия в лес «Весенний лес».  Наблюдения за растениями. Наблюдения за изменениями в природе. Практическая часть.  6 Проверить народные приметы, сделать необходимые наблюдения. Определить названия  собранных цветущих растений. Тема 14. Водоёмы. Жизнь растений в водоёмах нашего края 4 часа Основные реки, крупные водоёмы нашего края. Особенности распределения растений в  проточных и непроточных водоёмах, значение водных ресурсов. Основные представители  водных и прибрежно­водных растений, их значение в природе и жизни человека, влияние на них загрязнения воды, меры по охране растений водоёмов. Тема 15. Жизнь животных в пресноводных водоёмах 2 часа Биотипы и биоценозы водоёмов. Группировки организмов, обитающих в пресных водоёмах: планктон, бентос, нектон. Животные прибрежной зоны. Особенности их строения.  Приспособленность к обитанию в водоёмах. Значение животных водоёма в природе и  жизни человека. Охрана животного мира водоёмов. Экскурсия на водоём «Обитатели  водоёма». Практическая часть. Распознавание прибрежной и водной растительности пол определителю. Распознавание  животных водоёма. Описание водного сообщества. Тема 16. Итоговое занятие 1 час Анализ проведённой за год натуралистической работы. Планирование наблюдений в летний период. ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ.          По истечении учебного года кружковцы должны овладеть следующими знаниями и  навыками: ­должны быть сформированы знания об основных классах животных и видах растений:  внешний вид, характерные особенности, приспособленность, биологическое  строение  растений и животных, ­усвоить такие понятия, как фитоценоз, биоценоз, биогеоценоз, смена биоценозов, ­понимать необходимость охраны растительного и животного мира, ­применять полученные знания для охраны и восстановления окружающей природы, ­знать растения и животных, занесённых в Красную книгу России и Ростовской области. ­хорошо знать флору и фауну Ростовской  области и Волгодонского района, ­знать взаимосвязь растений, животных с неживой природой, друг с другом, человеком, ­должны научиться пользоваться справочной, занимательной, учебно–методической  литературой,  ­в результате пройденного курса у детей должны быть развиты такие качества, как  целеустремлённость, наблюдательность, настойчивость, старательность, трудолюбие,  коммуникативность. МАССОВАЯ РАБОТА. Массовые акции (День Земли, День птиц, Дни экологической безопасности, месячники по  экологии, акции по озеленению и пр.)  Экологические выставки и экспозиции детских работ, творческих, прикладных работ  природной тематики, Экологические праздники, конференции, фестивали.  Участие в районных конкурсах. Критериями   оценки,   на   основании   которых   можно   судить   о   личностном   росте обучающихся в объединении " Юный эколог", являются: ­ умение самостоятельно добывать знания и применять их на практике; 7 ­   умение   грамотно   вести   диалоги   и   аргументировано   участвовать   в   обсуждении, задавать и отвечать на вопросы различного характера; ­ активное участие в коллективной познавательной деятельности; ­   умение   проводить   опыты   с   целью   изучения   вредных   воздействий   на   здоровье человека; ­ умение самостоятельно работать с литературой, вести дневник наблюдений, писать рефераты; ­ знание основных экологических проблем страны, области, форм и методов охраны окружающей среды. ­ участвовать в районных и областных  конкурсах. Условные обозначения: П.К – персональный компьютер М.П­ мультимедийный проектор К.П­ компьютерная презентация               Тематический планирование  кружка,  «Юный эколог» № п\п 1. 2. 3. 4. № п\п 1 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 5. 9. Название темы Беседа с детьми «Человек и природа».  Знакомство с планом работы кружка. Осень в природе. Приметы осени.  Фенологические периоды осени.  Практическая часть.  Сбор и гербаризация осенних  листьев.  Экскурсия «Мир осенних красок».  Фоторепортаж. Жизнь растений осенью. Растения  Ростовской области. Жизнь насекомых осенью. Насекомые  Ростовской области.  Практическая часть.  Распознавание насекомых по внешнему виду  с помощью определителя. Составление  описаний и рассказов о насекомых. Сезонные явления в жизни животных. Животные Ростовской области. Как  8 Кол  ­во часов       1 Теоре тич. часть 0.5 Практич. часть 0,5 3 2 2 2 1 2 1 1 2 1 1 Дата  прове дения 07.09 14.09 21.09 28.09 05.10 12.10 19.10 26.10 02.11 09.11 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 животные готовятся к зиме. Охрана окружающей среды. Красная книга.  Красная книга Ростовской области.  Практическая часть.  Распознавание охраняемых растений  Ростовской области  по определителю Лес. Растения леса. Леса Ростовской  области. Экологические проблемы области. Природная зона нашей местности­ степь  Практическая часть.  Определение растений леса по  определителю... Зима в природе. Приметы зимы.  Фенологические периоды зимы. Наблюдения за погодой. Жизнь животных зимой. Растения  Ростовской области. Практическая часть. Распознавание следов диких зверей на снегу. Распознавание зимующих птиц.  Изготовление кормушек для птиц.  Жизнь растений зимой. Растения Ростовской области Весна в природе. Фенологические периоды  весны.  Наблюдения за погодой Сезонные явления в жизни животных (весна). Практическая часть.  Наблюдения за птицами, пресмыкающимися, земноводными и насекомыми. Жизнь растений весной. Необыкновенные  растения. Лекарственные растения.  Лекарственные растения Ростовской  области. Водоёмы. Жизнь растений в водоёмах  нашего края. Жизнь животных в  пресноводных водоёмах. Жизнь растений в водоемах нашего края  Практическая часть. Распознавание прибрежной и водной  растительности пол определителю.  Распознавание животных водоёма. Описание водного сообщества. 9 2 2 2 2 2 2 2 2 4 1 1 1 1 1 1 1 1 2 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 16.11 23.11 30.11 07.12 14.12 21.12 28.12 11.01 18.01 25.01 01.02 08.02 15.02 22.02 01.03 15.03 22.03 29.03 05.04 12.04 19.04 26.04 16. 33 34 35 Итоговое занятие. Защита проектов.  Конкурсно ­ игровая программа «Давайте с  природой дружить!» 3 ­ 1 2 17.05 24.05 31.05 10 Развернутое  календарно ­ тематическое планирование занятий экологического кружка «Юный эколог» Тема урока № п/ п К о л ­ в о     ч а с о в 1. Беседа с детьми  1 «Человек и  природа».  Знакомство с  планом работы  кружка. 2­ 3­ 4 5­ 6. Осень в природе.  Приметы осени.  Фенологические  периоды осени.  Практическая  часть.  Сбор и  гербаризация  осенних  листьев.  Экскурсия «Мир  осенних красок».  Фоторепортаж. Жизнь растений  осенью. Растения  Ростовской  области. 3 2 Форма занятия Элементы  содержания Требования к уровню подготовки обучающихся Беседа,  презента ция   Организационные  вопросы. Знакомство с  планом работы кружка. Разъяснение сущности и значения экологии.. Виды  деятельности  учащихся Форма  подведения  этогов Беседа.  Привитие  навыков  введение  наблюдений в  природе. Беседа с  презент ацией.  Экскур сия Подготовка растений и  животных к зимовке.  Фенологические  периоды осени Различать природные  объекты и изделия  (искусственные  предметы), предметы  живой и неживой  природы(выделять  главное, существенное в материале). Сбор  природного  материала для  поделок и  изучения.  Выставка  фотографий.ри сунков. . Беседа с  презента цией, виктори Техника безопасности  при выполнении с/х  работ. Многолетние и  Работать с  различными  приборами и  11 Практические  навыки ухода  зарастениями,  Материальн о­ техническое обеспечение Дата  проведен ия урока к а р е к т и р о в К о р 07.09 14.09 21.09 28.09 05.10 12.10 П.К М.П К.П№1«Чело век и  природа». Правила техники безопасност и П.К М.П К.П№2 «Мир  осенних  красок».  Плакаты  «Растительны й и животный  мир».Иллюст рации,  карточки. П.К М.П К.П№3»Жизн ь растений 2 2 7­ 8. 9­ 10 . Жизнь насекомых  осенью.  Практическая  часть.  Распознавание  насекомых по  внешнему виду с  помощью  определителя.  Составление  описаний и  рассказов о  насекомых.  Сезонные явления  в жизни животных. Животные  Ростовской  области на однолетние  декоративные растения. оборудованием,  необходимыми для  проведения в природе  наблюдений и  измерений; сбор семян. Выставка  рисунков осенью»  .Картины,  карта  Ростовской  области.  Беседа с  презента цией. викторина Применять правила  поведения на природе  во время учебных  занятий и в  повседневной жизни. Ведение  наблюдений в  природе.  Работа с  коллекциями П.К М.П К.П№4«Жизн ь насекомых  осенью.» 19.10 26.10 Беседы,  конкурс  рассказов,  викторина,  составлять план  проведения простейшего исследования (под  руководством учителя). 02.11 09.11 Природоохра нные плакаты. Иллюстрации, карточки. Ставить  вопросы,  оценивать свои знания о предметах  окружающего мира.  Вырабатывать в себе  личностные качества,  необходимые для  работы на природе  Знакомство с  зимующими,  качующими  и  оседлыми  птицами.  Выставка  рисунков . 12 2 2 2 11 ­ 12 . 13 ­ 14 1 5- 1 6 Охрана  окружающей  среды. Красная  книга.  Практическая  часть.  Распознавание  охраняемых  растений  Ростовской  области  по  определителю.  Лес. Растения леса. Природная зона  нашей местности­  степь  Практическая  часть.  Определение  растений леса по  определителю... Зима в природе.  Приметы зимы.  Фенологические  периоды зимы. Беседы с  презента цией,  экскурсия,  викторина,  Красная книга России,  Ростовской области.  Охраняемые растения и  животные нашей страны,  нашей области, нашего  района Пополняем наши  знания о живой  природе. Разнообразие  животного и  растительного мира.  Животный мир,  растительный мир.  Рассказ о роли. Беседа с  презента цией,  викторина  Экскурсия Изучение интересных  познавательных фактов  из мира флоры и фауны. Ставить  вопросы,  оценивать свои знания о предметах  окружающего мира. Практичес кая и  индивидуа льная  работа Состояние растений  в  зимний период.  Состояние животных в  зимний период.  Привитие навыков  введение наблюдений  в природе. 13 16.11 23.11 П.К М.П К.П№5«Крас ная книга.» Фильм о  деятельности  Гринпис 30.11 07.12 П.К М.П К.П№6 «  Степь» Картины,  карта  Ростовской  области.  14.12 21.12 Рисунки Иллюстрации, карточки. Составление  памятки  поведения в  природе.  Оформление  плакатов на  природоохранн ую тему.  Выставка  детского  рисунка  «Сохраним  родную  природу». Введение  наблюдений в  природе.  Конкурс  плакатов.  Анализ  лекарственного сырья. Наблюдения.   Подготовка  презентаций.  Выступления.  Выставка  рисунков Жизнь животных  зимой.  Практическая  часть. Распознавание  следов диких  зверей на снегу.  Распознавание  зимующих птиц.  Изготовление  кормушек для  птиц.  Жизнь растений  зимой. Весна в природе.  Фенологические  периоды весны.  1 7- 1 8 19 ­ 20 . . 21 22 . 2 Беседа с  презента цией Изучение интересных  познавательных фактов  из мира флоры и фауны. Знакомство с  перелетными птицами  нашего района.  Поведение птиц  весной. Выпуск  экологической  газеты  «Помоги  птицам зимой». Подготовка к  выставке  рисунков  «Звери зимой». Уход за  комнатными  растениями.  Правила  размещения  декоративных  растений. Презентация.  Сообщения о  содержании  животных в  квартире.  Выставка  рисунков 2 2 Беседа с  презента цией,  викторина Зимний лес. Деревья  зимой. Состояние покоя. Распознавание деревьев  зимой.  Ставить  вопросы,  оценивать свои знания о предметах  окружающего мира. Привитие навыков  введение наблюдений  в природе. Беседы,  презента ция   Признаки весны.  Изменения в жизни  растений весной. Изменения в жизни  животных весной. Экскурсия в лес. Поведение птиц весной. Выяснить роль света и  14 28.12 11.01 П.К М.П К.П№7  «Жизнь  животных  зимой.»  Иллюстрации, карточки. 18.01 25.01 П.К М.П К.П№8«Жизн ь растений  зимой.» 01.02 08.02 Картины,  карта  Ростовской  области.  Картины из  курса  «История  русской тепла в жизни живого. Беседа с  презента цией  Экскурсия. Пополняем наши знания  о разнообразии живой  природы. Лекарственные растения. Рассказ о роли  растений и животных   в природе и жизни  людей;  о растениях и  животных своего  региона и обсуждение  полученных сведений. Охраняемые  растения и  животные  нашего района. Подго товка к выставке рисунков  «Птицы  прилетели».  Выставка  рисунков 2 2 4 23 ­ 24 25 26 27 28 29 30 Сезонные явления  в жизни животных  (весна).  Практическая  часть.  Наблюдения за  птицами,  пресмыкающимися , земноводными и  насекомыми.  Жизнь растений  весной.  Необыкновенные  растения.  Лекарственные  растения. Водоёмы. Жизнь  растений в  водоёмах нашего  края. Жизнь  животных в  пресноводных  водоёмах. Беседа с  презента цией,  викторина Беседа.  Практичес кая и  индивиду альная  работа Ориентировка  в   понятиях  и  терминах:  вода, свойства воды,  растворитель, тело,  вещество.  Опыты   с   водой:   определение  свойств  Привитие навыков  введение наблюдений  в природе. Выставка  рисунков,  газет. Круглый стол 15 15.02 22.02 живописи» П.К М.П К.П №9 »  Весна» Рисунки. П.К М.П К.П№10  «Лекарствен ные растения.» Плакат. Схема  круговорота  воды в природе Презентация  «Чистая вода» 01.03 15.03 22.03 29.03 05.04 12.04 Беседа.  Практичес кая и  индивиду альная  работа Защита  проектов Виктори на 2 3 31 32 33 34 35 . Жизнь растений в  водоемах нашего  края  Практическая  часть. Распознавание  прибрежной и  водной  растительности  пол определителю.  Распознавание  животных водоёма. Итоговое занятие. Защита проектов.  Конкурсно ­  игровая  программа.  «Давайте с  природой  дружить!» воды как вещества. Наблюдение и  доказательство,  через  простейшие опыты  значения воды в природе и жизнедеятельности  человека.  Описание  применения воды в  хозяйстве человека Ставить  вопросы,  оценивать свои знания о предметах  окружающего мира. 19.04 26.04  Организацион ные вопросы.  Знакомство с  планом работы  кружка.  Беседа.  Картины,  карта  Ростовской  области.  Иллюстрации, карточки. Анализ проведённой  за год  натуралистической  работы. Планирование наблюдений в летний  период. Анализ  проведённой за год. Защита  проектов.  Подведение  итогов работы  кружка. 17.05 24.05 31.05 Выставка  Природоохра нных  плакатов.  Рисунков,  листовок. 16 Приложение №1 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:  При объяснении теоретического материала используются иллюстрации, карточки. При проведении практических занятий сначала проводится инструктаж по ТБ и проведению  работы, а затем самостоятельно, но под контролем педагога выполняют задание. В конце занятия  подводятся итоги. В работе используются различные формы занятий: рассказ, беседа, игра, конкурсно ­ игровые  программы, подвижные игры, массовые мероприятия выставки и др. Проводятся экскурсии в  природу.                 Для успешного проведения занятий используется следующий дидактический материал: ­наглядные пособия, изготовленные педагогами и детьми, а также готовые наглядные пособия, ­влажные препараты, ­методические разработки занятий и массовых мероприятий, ­гербарии, ­различный занимательный материал, ­конкурсно – игровые программы и интеллектуально – познавательные игры. По окончании каждой темы проводятся конкурсы рисунков, викторины, конкурсно – игровые  программы, интеллектуальные игры. Список литературы 1. Астафьев В.М. Познавательные задачи, задания и вопросы экологического содержания в  школьном курсе биологии //Самара, 2012г.. 2. Басов В.М., Капитонов В.И. Летний полевой практикум по экологии. Учебное пособие.  Ижевск: Изд­во ИжГТУ, 2003.­ 160 с. 3. Величковский Б.Т., Кирпичев В. И., Суравегина И.Т. Здоровье человека и окружающая  среда. Учебное пособие. М.: Новая школа,2007. – 240с 4. Горлов А.А. Жить в согласии с природой. – М., 2003 5. Губарева Л.И., Мизирева О.М., Чурилова Т. М. Экология человека: Практикум для вузов. – М.: Гуманитарн. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 112с. 6. Методические указания по организации научно­исследовательской работы учащихся / Под  общ. ред. Л.В.Егорова – Чебоксары. 1999. – 106с. 7. Мурманцев В.С., Юшкин Н.В. Человек и природа. – М.: 2005  8. Пасечник В.В. Школьный практикум. Экология. 9 класс. М.: Дрофа, 2008. 9. Федорова А.И., Никольская А.Н. Практикум по экологии и охране окружающей среды:  Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений. –М.: гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008.­ 288 с.  17 10. Школьный экологический мониторинг. Учебно­методическое пособие / Под ред. Т.Я.  Ашихминой. – М.: АГАР, 2009. 11. Плешаков, А. А. Зелёные страницы  Текст /А. А. Плешаков. –М.: Просвещение, 2008. 12. Энциклопедия. Я познаю мир. Экология. – М.: ООО Издательство «Астрель», 2012. 13. Энциклопедия. Мир животных (т. 2, т. 7). – М.: Просвещение, 2011.                                                                                                                                                            Приложение №2 ДИДАКТИТЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ПРИРОДОЙ Карточка № 1.      Определение кислотности и плодородия почв по составу произрастающих на них растений. 1 Определите по развитию вегетативных частей растений (хорошо, плохо) качество  плодородия почвы на нескольких участках (у дороги, на свалке, в глубине леса, на опушке  леса, на выгоне и т.д.). нейтральные почвы – клевер, тимофеевка; 2 По составу растительного покрова определите характер почвенного раствора почвы:  ­ ­ щелочные – вьюнок полевой; ­ кислые – фиалка трехцветная, багульник, голубика, клюква, мхи. Карточка № 2.            Определение и сравнение растений в разных условиях обитания. 1 Найдите растения одуванчика лекарственного, выросшие в тени при условии умеренной  влажности и на ярко освещенном более сухом месте. 2 Выкопайте оба растения. 3 Сравните эти растения по следующим признакам. Сравнение растений самого вида (одуванчика лекарственного) в разных условиях обитания: Признаки Местообитание в тени на свету 1. Общая высота растений 2. Длина и количество  корней 3. Количество листьев, их  длина и ширина 4. Изрезанность листовой  пластинки 5. Цвет листовой пластинки 6. Количество соцветий и  их диаметр 4 Сделайте вывод о влиянии света на рост и развитие растений (теневая и световая форма  растений). Карточка № 3.            Заполните таблицу. Рядом с названием растения в скобках укажите ярус. 18 Растения елового леса Название растения  (ярус) Условия обитания  (свет, теплота, влажность) Карточка № 4.            Заполните таблицу. Рядом с названием растения в скобках укажите ярус. Растения соснового леса Название растения  (ярус) Условия обитания  (свет, теплота, влажность) Карточка № 5.            Заполните таблицу. Рядом с названием растения в скобках укажите ярус. Растения луга Название растения  (ярус) Условия обитания  (свет, теплота, влажность) Карточка № 6             Выявите признаки загрязнений и отметьте их в таблице, проставив соответствующее  количество баллов. Признаки загрязнений слабое ­   1 балл Степень загрязнения сильное –  3 балла среднее –  2 балла очень  сильное –  4 балла 1. Поломки деревьев 2. Поломки кустарников 3. Сухие деревья 4. Сухие кустарники 5. Суховершинность деревьев 6. Наличие трутовиков 7. Наличие гнили, дупел 8. Наличие растений – спутников  человека 9. Вытаптывание Степень загрязнения определяется по следующим признакам: ­ малая – 1 – 5 % от общего количества объектов; ­ средняя – до 25 %; 19 ­ ­ сильная – до 50 %; очень сильная – более 50 %. Карточка № 7.            Определение бытового загрязнения.     Оборудование: пакеты, перчатки, наконечник.     Ход работы: собрать мусор; 1 2 классифицировать; 3 4 5 результаты внести в таблицу; сделать вывод о причине данного загрязнения; разработать предложения о предотвращении загрязнения. Виды загрязнения Количество Способы утилизации   Карточка АФС (антропогенные факторы среды)          Встречаемость того или иного загрязнения можно рассчитать по формуле:                                                                    n x 100% f = ­­­­­­­­­­­­     , где                 N          f –  встречаемость;          n – количество загрязнений;          N – общее число загрязнений                                                                                                                    Приложение№3 ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ХИМИЧЕСКОГО  СОСТАВА ВОДЫ. Работа № 1.       Определение хлоридов.             К 5 – 10 мл исследуемой воды добавить 2 мл раствора нитрата серебра. В  присутствии хлоридов выпадает белый творожистый осадок. Примерное содержание  хлоридов определяется по таблице: Осадок слабая муть сильная муть хлопья оседают не сразу объемистый осадок Содержание  Cl ­, мг/л 1 –10 10 – 50 50 – 100 более 100 20 Работа № 2.       Определение солей железа (111).             К 5 – 10 мл исследуемой воды на кончике шпателя добавить гидросульфат калия и  столько же роданида калия. В присутствии солей железа (111) наблюдается красное  окрашивание раствора. Примерное содержание Fe3+ определяется по таблице: Осадок слабо желтовато­красный желто­красный красный ярко­красный Работа № 3.       Определение сульфатов. Содержание Fe3+ , мг/л 0,05 – 0,4 0,4 – 1,0 1,0 – 3,0 3,0 – 10,0             К 5 – 10 мл исследуемой воды добавить 2 мл раствора хлорида бария. В присутствии  сульфатов выпадает белый осадок. Примерное содержание сульфатов определяется по  таблице: Осадок Содержание  SO4 2­, мг/л слабая муть сильная муть осадок Работа № 4.       Определение солей аммония. 1 –100 100 – 500 более 500            Первоначально пробу необходимо освободить от соединений щелочно­земельных  металлов. Для этого к 5 – 10 мл исследуемой воды следует добавить на кончике шпателя  сегнетовой соли. Затем прилить 1 мл реактива Несслера. В присутствии солей аммония  раствор приобретает желтое окрашивание. Примерное содержание NH4 таблице: + определяется по  Осадок слегка желтоватый желтоватый слабо­желтый желтый буро­желтый буро­желтый, мутный Работа № 5.       Определение рН. + , мг/л Содержание NH4 0,05 – 0,3 0,3 – 0,6 0,6 – 1,0 1,0 – 2,0 2,0 – 7,0 более 7 21 Проводится с использованием универсального индикатора. Цвет индикатора сравнивается со стандартной шкалой О качестве воды можно судить, сравнивая полученные данные с результатами следующей  таблицы: Показатель ПДК в сточной воде, мг/л 1. реакция среды 2. Fe 3+ 3. SO4 2­ 4.  Cl­ 5. NH4 + 7 1,7 380 30 1,8 ЛИХЕОИНДИКАЦИЯ ЗЕЛЕНЫХ НАСАЖДЕНИЙ Лишайники как индикаторы. Тело лишайника, слоевище, состоит из гриба и одноклеточных водорослей, находящихся в  симбиозе. По строению слоевища лишайники делятся на три группы: ­ ­ ­ накипные ( корнеподобные), похожи на плоские корки, плотно срастающихся с корой,  камнями, почвой; они трудно отделяются, на ощупь бархатистые, влажноватые. листовые (листовидные) имеют форму мелких пластинок, прикрепляются к поверхности  тонкими нитями гриба и довольно легко отделяются от нее;  кустистые, которые либо растут вверх как маленькие кустики, либо свисают с дерева вниз,  подобно бороде. Окраска лишайника очень разнообразна. Только одного цвета не дала им природа – ярко­зеленого.  По этому признаку их легко отличить ото мхов. Для существования лишайника есть одно условие:  чистота воздуха. В загрязненном он погибает. Поэтому лишайник может служить индикатором загрязненности  воздуха двуокисью серы. Знание экологии лишайников, их отношения к загрязнению среды  позволяет использовать их в качестве индикаторов. Изучение лихеонофлоры городов выявило ряд общих закономерностей: чем больше  индустриализован город, чем более загрязнен воздух, тем меньше встречается в его границах  видов лишайников, тем меньшую площадь покрывают лишайники на стволах деревьев и других  субстратов, тем ниже жизненность видов лишайников.  Установлено, что при повышении степени загрязнения воздуха первыми исчезают кустовые,  затем листовые и последними – накипные формы. Состав флоры лишайников в различных частях городов оказался настолько различным, что исследователи в пределах городов выделяют так  называемые зоны лишайников.  Практическая работа. Цель работы: проведение качественной оценки загрязненности воздуха с помощью  лишайников. Оборудование: лупа, рамка для определения степени покрытия лишайниками стволов  деревьев. Выполнение работы: 1 Определить парк, в котором будут проводиться наблюдения. 22 2 Составить карту парка. 3 Отметить на карте близлежащие заводы, дороги с интенсивным транспортным  движением. 4 На каждом дереве подсчитать количество видов лишайников.  Для более точного  подсчета используют лупу. Все обнаруженные виды разделить на 3 группы: кустистые, листоватые, накипные. 5 6 Провести оценку степени покрытия древесного ствола. Для этого на высоте 30 –150  см на наиболее заросшую часть коры лишайника наложить рамку. Подсчитать, какой процент  общей площади рамки занимают лишайники. 7 Полученные результаты занести в таблицу.  Признаки Общее количество видов, в том числе:  Кустистых Листовых Накипных Степень покрытия  древесного ствола  лишайниками, % Лихеоиндикация липового парка Деревья 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Обработка результатов по таблице и выводы. Степень загрязнения Наличие (+) или отсутствие (­) лишайников Зона 1 2 3 4 Приложение№4 ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ИГРА “ДАВАЙТЕ С ПРИРОДОЙ ДРУЖИТЬ!” Форма: экологическая игра­урок для 6­9 классов. Цели: расширить знания учащихся о природе; воспитывать экологическую культуру;  развивать память, мышление у школьников. 23 Оформление, оборудование: грамзаписи, карточки с заданиями, ватман, карандаши, сувениры,  подарки Содержание игры Ведущий: Сегодня мы проводим экологическую игру “Давайте с природой дружить”. Экология в  переводе с греческого обозначает “Эко” — дом, “логос” — наука. Наука о доме. Глаза земли. Душа земли... Да, земля живая. У нее есть душа. И эта душа болит. И глаза у нее есть.  Эти глаза полны слез. Ведь чего только не делали со своей маленькой и хрупкой землей! Ее  взрывали и бомбили, ее посыпали ядами. Рубили леса, защищавшие ее от зноя. Осушали озера,  поившие ее влагой. Долго терпела земля. Она вздыхала и стонала, люди не слышали ее стонов. И вот земля вскричала:  “Спасите меня! Я гибну!” И люди, наконец, услышали. Они поняли, что если погибнет земля, то все живое погибнет, и они  сами погибнут тоже. И встали люди на защиту земли, на защиту природы. В нашей стране они объединились в движение, которое называется “Спасем мир и природу”.  Каждый может стать участником этого движения. И ты, юный друг, тоже. Для этого надо только  любить свою землю и слышать ее крик: “Помогите мне, люди!” и помогать ей.. 1­й конкурс — Дать название своей команде (1 минута) 2­й конкурс — “Окажи помощь”. Каждая команда получает карточку с заданием. Обдумав 1  минуту, команда дает ответ. № 1 — На краю поля валяются разорванные мешки с удобрением. Дожди смывают их содержимое в реку.  № 2 — Береза с глубоко подсеченной корой. Кто­то напился березового соку и ушел, оставив  дерево с открытой раной... И сок продолжает стекать по стволу...  3­й конкурс ­ "Природоохранные знаки". Вам предстоит нарисовать природоохранные знаки на  тему:      "Не рви в лесу, на лугу цветов. Пусть красивые растения остаются в природе! Помни, что  букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком". "Не разоряй птичьи гнезда!" "Если у тебя есть собака, не пускай ее гулять в лесу весной или в начале лета". Она легко  может поймать не летающих птенцов и беспомощных детенышей зверей. "Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых". 24 4­й конкурс — “Лесная поляна”. На рисунке отыскать все ошибки, которые указывают на  нанесенный ущерб природе. 5­й конкурс — “Красная книга”. Ведущий: Международным Союзом охраны природы было принято решение создать специальную  книгу, куда занести все находящиеся под угрозой исчезновения виды животных и растений. Эту  книгу назвали “КРАСНОЙ КНИГОЙ”.  Почему красной? Красный цвет — сигнал тревоги, надвигающейся опасности, предупреждения.  Международная Красная книга не совсем обычная. Листы ее можно вынимать и перекладывать с  одного места на другое. Листы имеют различную окраску: красные, белые, зеленые, желтые. Это  зависит от того, насколько редок или уже исчезает данный вид. Кроме общего перечня животных,  которые уже нуждаются в защите, в Красной книге имеются краткие, но точные сведения о каждом  из этих видов. Первые тома этой книги вышли в 1971 году. Внимание! Конкурс” Перечислите виды животных и растений, находящихся на территории области, занесенные в Красную книгу РСФСР (приложение 1, 2). 6­й конкурс — “Рассказ с ошибками”. Перед вами рассказ. Вы в течение 5 минут должны выявить ошибки, которые допущены в этом  рассказе.  Рассказ с ошибками «Воскресенье в лесу» За неделю только и было разговоров в классе, о будущей поездке в лес. В последний момент  заболела учительница Анна Васильевна. Но мы решили все же поехать в лес сами. Дорогу мы уже  знали, запаслись продуктами, взяли компас, не забыли и транзистор. Веселой музыкой мы оповестили лес — мы прибыли! Дни стояли жаркие, сухие, но в лесу жара не  ощущалась. Знакомая дорога привела нас к березовой роще. По дороге нам часто попадались грибы  — белые, подберезовики, сыроежки. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, кто  выкручивал их, а кто и вырывал. Все грибы, которые мы не знали, мы сбивали палками. Привал. Быстро наломали веток и разожгли костер. Заварили в котелке чай, закусили и пошли  дальше. Перед уходом из рощи Петя выбрасывал банки и полиэтиленовые мешки, сказав:  “Микробы все равно их разрушат!” Горящие угли костра подмигивали нам на прощание. В кустах  мы нашли гнездо какой­то птицы. Подержав теплые голубоватые яички и положили обратно.  Солнце все выше поднималось над горизонтом. Становилось все жарче. На лесной опушке мы  нашли маленького ежика. Решив, что мать его бросила, взяли его с собой — в школе пригодится.  Мы уже порядочно устали. В лесу довольно много муравейников. Петя решил нам показать, как  добывают муравьиную кислоту. Он настругал палочек и начал ими протыкать весь муравейник.  Через несколько минут мы уже с удовольствием обсасывали муравьиные палочки. 25 Постепенно начали набегать тучи, стало темней, засверкали молнии, загремел гром. Пошел  довольно сильный дождь. Но нам было уже не страшно — мы успели добежать до одиноко  стоящего дерева и спрятаться под ним.  Оживленные, мы шли до станции, перепрыгивая лужи. И вдруг поперек дороги проползла змея.  “Это гадюка!” — закричал Петя и ударил ее палкой. Мы подошли к неподвижной змее и увидели у  нее на затылке два желтых пятнышка. “Это не гадюка, — тихо сказала Маша, — это уж”. “Все  равно — гадина!” — ответил Петя. С охапками луговых и лесных цветов мы подошли к станции. Через час поезд уже подходил к  окраине города. Весело прошел день! Вот так надо вести себя в лесу: 1. не включать громкую музыку; 2. не вырывать грибы, а также не сбивать даже несъедобные; так как разрушается грибница,  исчезает лекарство для животных, нарушается сообщество насекомые — грибы — деревья; 3. для костра собирать сушняк, а не ломать ветки. В теплую, сухую погоду в лесу разводить  костры запрещается; 4. не оставлять полиэтилен, так как он плохо разрушается микроорганизмами (полностью  разрушается через 220 лет) и металлические банки (разрушаются через 100 лет); 5. костер после прогорания следует забросать землей или залить водой до полного  прекращения горения; 6. не трогать яйца птиц — птица может покинуть гнездо; 7. не брать зверят и птенцов из леса в город — если они не погибнут в городе, то погибнут,  когда вы захотите снова вернуть их в лес; 8. не втыкать в муравейник палочки— нарушаются взаимоотношения в этом сложном  сообществе; 9. не прятаться во время грозы под одиноким деревом — в него может попасть молния! 10. никоим образом не уничтожать змей, даже гадюк; 11. луговые и лесные цветы рвать не следует — жизнь сорванных цветов недолговечна. Кроме  того, в букет могут попасть редкие и охраняемые растения. 7­й конкурс — “Мудрые мысли”. Из карточек которые вы получили, вам нужно составить выражения. Например: “Природа — не  храм, а мастерская”. Задания: 26 1. Лес — наше богатство — берегите его! 2. Охранять природу — значит охранять Родину! 3. Земля — колыбель человека! 4. Птицы — наши друзья. 5. Вода — источник жизни. 6. Охрана природы — дело народа. 7. Поведение человека в природе — это зеркало его души  8­й конкурс — “Чудо ­ дерево”. Каждая команда по очереди будет отрывать шишку с елки, на которой дан номер задания. Вы,  обсудив минуту, даете ответ. 1. Что такое заповедник? Самый большой заповедник региона ? (Это место в различных зонах,  где проводятся исследования в течение многих лет. Цель их: сохранить богатство различных видов растений и животных).  2. Что такое заказник? (Это территория. Образуется на время. Здесь запрещаются  определенные виды деятельности человека: охота, рыбная ловля, заготовка леса, сбор  грибов и ягод).  3. Все вы знаете слова А.С. Пушкина “Почернело сине море...” О какой экологической  проблеме может говорить этот цвет? (Загрязнение морей нефтепродуктами).  4. Почему только в виде исключения нужно подбирать животное, оставшееся в природе без  родителей? (Если вы найдете маленькое животное или птицу и принесете их домой, а потом  выходите, снова выпустите в лес, помните, что эти звери могут погибнуть. Дикое животное,  привыкнув к человеку, теряет инстинкт самосохранения, изнеживается и, как правило,  гибнет, оказавшись в условиях дикой природы).  5. Какие дела по восстановлению природных ресурсов вы можете сделать своими силами?  (Посадить дерево, очистить водоем, сбор макулатуры и металлолома, запуск в водоем  рыбы).  6. Кто, по вашему, говорит эти слова: “Летом я съедала в день 39 кузнечиков, 43 гусеницы  бабочки­капустницы, 5 личинок майского жука, 50 личинок щелкунов и чернотелок, 3  куколки бабочек, 4 паука”? (Кукушка).  7. Природные богатства, находящиеся в глубинах земли, которые человек использует в  хозяйстве (Ископаемые).  8. Деятельность человека, нацеленная на защиту живой и неживой природы. (Охрана природы). 9. Распространенное вещество, встречающееся на земле в трех состояниях. (Вода).  27 10. Верхний слой земли, необходимый растениям. (Почва).  11. Организмы, которые встречаются во всех природных зонах и не могут жить без света, воды,  воздуха. (Растения).  12. Живое существо, активно воздействующее на живую и неживую природу и изменяющее ее.  (Человек). 28 29

Программа кружка по экологии Юный эколог

Программа кружка по экологии Юный эколог

Программа кружка по экологии Юный эколог

Программа кружка по экологии Юный эколог

Программа кружка по экологии Юный эколог

Программа кружка по экологии Юный эколог

Программа кружка по экологии Юный эколог

Программа кружка по экологии Юный эколог

Программа кружка по экологии Юный эколог

Программа кружка по экологии Юный эколог

Программа кружка по экологии Юный эколог

Программа кружка по экологии Юный эколог

Программа кружка по экологии Юный эколог

Программа кружка по экологии Юный эколог

Программа кружка по экологии Юный эколог

Программа кружка по экологии Юный эколог

Программа кружка по экологии Юный эколог

Программа кружка по экологии Юный эколог

Программа кружка по экологии Юный эколог

Программа кружка по экологии Юный эколог

Программа кружка по экологии Юный эколог

Программа кружка по экологии Юный эколог

Программа кружка по экологии Юный эколог

Программа кружка по экологии Юный эколог

Программа кружка по экологии Юный эколог

Программа кружка по экологии Юный эколог

Программа кружка по экологии Юный эколог

Программа кружка по экологии Юный эколог

Программа кружка по экологии Юный эколог

Программа кружка по экологии Юный эколог

Программа кружка по экологии Юный эколог

Программа кружка по экологии Юный эколог

Программа кружка по экологии Юный эколог

Программа кружка по экологии Юный эколог

Программа кружка по экологии Юный эколог

Программа кружка по экологии Юный эколог

Программа кружка по экологии Юный эколог

Программа кружка по экологии Юный эколог

Программа кружка по экологии Юный эколог

Программа кружка по экологии Юный эколог

Программа кружка по экологии Юный эколог

Программа кружка по экологии Юный эколог

Программа кружка по экологии Юный эколог

Программа кружка по экологии Юный эколог

Программа кружка по экологии Юный эколог

Программа кружка по экологии Юный эколог

Программа кружка по экологии Юный эколог

Программа кружка по экологии Юный эколог

Программа кружка по экологии Юный эколог

Программа кружка по экологии Юный эколог

Программа кружка по экологии Юный эколог

Программа кружка по экологии Юный эколог

Программа кружка по экологии Юный эколог

Программа кружка по экологии Юный эколог

Программа кружка по экологии Юный эколог

Программа кружка по экологии Юный эколог

Программа кружка по экологии Юный эколог

Программа кружка по экологии Юный эколог
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.11.2018