Программа кружка "Подвижные игры"
Оценка 4.6

Программа кружка "Подвижные игры"

Оценка 4.6
Образовательные программы
doc
воспитательная работа
2 кл
19.02.2017
Программа   кружка "Подвижные игры"
Программа кружка "Подвижные игры"составлена для обучающихся начальной школы. Она состоит пояснительной записки, цель и задачи , а также составлен подробный тематический план на все часы. В программе предоставлены игры,которые должны играть дети на кружках, а в конце ожидаемые результаты после года обучения.программка
подвижные игры.doc
Министерство образования и науки Российской Федерации Управление образования Кудымкарского муниципального района МАОУ «Ошибская средняя общеобразовательная школа»                    Рабочая программа для внеурочной  деятельности  «Подвижные игры» 9 ­10 лет                                                             Составитель :                                                                                                  Брагина Светлана Анатольевна                                                                                            учитель  начальных классов 1 Пояснительная записка. 2017       Рабочая программа составлено на основе следующих нормативных документов:        Письмо МО и РТ от 18.08.2010 г №6871/10 «О введении ФГОС НОО»      «Стандарты второго поколения: Рекомендации по организации  внеучебной деятельности учащихся».         Подвижные игры – естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Народные  подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные  устои, представления о чести, смелости, мужестве; желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений; проявлять  смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. По содержанию все народные игры классически лаконичны,  выразительны и доступны младшему школьнику. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений  об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов.         Подвижные игры всегда требуют от играющих двигательных усилий, направленных на достижение условной цели, оговорённой в правилах.  Особенность подвижных игр – их соревновательный, творческий, коллективный характер.        Все свои жизненные впечатления и переживания младшие школьники отражают в условно­игровой форме, способствующей конкретному  перевоплощению в образ ("Гуси­ лебеди”, например). Игровая ситуация увлекает и воспитывает младшего школьника, а встречающиеся в некоторых играх  зачины, диалоги непосредственно характеризуют персонажей и их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе, что требует от детей активной  умственной деятельности.         В играх, не имеющих сюжета и построенных лишь на определённых игровых заданиях, также много познавательного материала, содействующего  расширению сенсорной сферы младшего школьника, развитию его мышления и самостоятельности действий. Большое воспитательное значение заложено в правилах игр. Они определяют весь ход игры; регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения;  содействуют формированию воли, т.е. они обеспечивают условия, в рамках которых ребёнок не может не проявить воспитываемые у него качества.        В народных играх много юмора, шуток, задора; движения точны и образны; часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами заманчивыми и любимыми младшими школьниками считалками, жеребьёвками, потешками . Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и  составляют ценнейший неповторимый игровой фольклор.        Итак, народные подвижные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования  гармонически развитой, активной личности ,сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Впечатления детства  глубоки и неизгладимы в памяти взрослого человека. Они образуют фундамент развития его нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно­ полезной и творческой деятельности. 2 Цели : 1.Формирование устойчивого, заинтересованного , уважительного отношения к культуре родной страны. 2.Формирование толерантности.   3.Охрана и укрепление физического и психического здоровья младших школьников.    4.Обеспечение эмоционального благополучия.  5.Формирование этических норм поведения.  6. Воспитание уважительного отношения друг к другу.   Задачи: 1.Пропаганда здорового образа жизни. 2.Формирование осознанного отношения к своему физическому и психическому здоровью. 3.Отработка навыков, направленных на развитие и совершенствование различных физических качеств: а) повышение уровня выносливости (беговые упражнения), б) укрепление основной группы мышц, увеличивая подвижность в суставах, улучшая координацию движений . Универсальными компетенциями учащихся по курсу являются:           умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели; умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей; умения доносить информацию в доступной, эмоционально­яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми  людьми. Личностными результатами освоения учащимися содержания курса являются следующие умения: активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и  сопереживания; проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях; проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей; оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы. Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по курсу являются следующие умения: характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта; находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления; общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности; 3       обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;  организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий; планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения; анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения; видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека; оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами; управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;       технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной  деятельности. Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по курсу являются следующие умения: представлять игры как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека; оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно  объяснять ошибки и способы их устранения; организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство; бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;       организовывать и проводить игры с разной целевой направленностью взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований; в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять; находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы; выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности; применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных  условиях. 4 Календарно ­ тематическое планирование на 2016 ­2017 учебный год № Тема занятия Количеств о часов Характеристика деятельности учащихся или  виды учебной деятельности Планируемые результаты Инструкция   по   ТБ.   Цели   и задачи   курса   Общие   подвижные символические   игры.       «Бабки», «Редька»,   «Бес   соли   соль»,   «Серый волк»,  «Платок», «Пирожок». Общие подвижные символические  игры.   «Борящаяся цепь», «Платок», «Пирожок». «Кто подходил»,  «Салки»  1  1 Первое полугодие Инструкция по ТБ. Цели и задачи курса  Подвижные   игры.   Эстафеты. скоростно­силовых способностей   Развитие Уметь   выполнять   общеразвивающие упражнения,   эстафету   с   бегом, самостоятельно играть в разученные игры. Подвижные игры. Развитие скоростно­силовых способностей Уметь   выполнять   общеразвивающие упражнения,   эстафету   с   переноской предметов,   с   прыжками   с   ноги   на   ногу, самостоятельно играть в разученные игры. 1. 2 3 Игры   для   формирования  1 правильной осанки.  Подвижные   игры.   Эстафеты. скоростно­силовых способностей.   Развитие Самостоятельные игры: футбол, прыжки через скакалку, «классики». Уметь   выполнять   общеразвивающие упражнения, эстафету  с прыжками с ноги на   ногу,   самостоятельно   играть   в разученные игры.  «Бои на бревне», «Ванька­встанька», «Лошадки». «Здравствуйте»,  «Догони меня» 4 Игры со скакалками  1 Преодоление малых препятствий.  Развитие  Уметь   выполнять   общеразвивающие 5 5. 6. 7.   «Найди жгут»,  «Скакалочка»,  «Люлька», «Удочка». «Вызов  номеров», «День и ночь»  Игры с бегом     «Дорожки», «Караси и щука»,  «Змейка», «Пятнашки  обыкновенные», «Салка»,  «Городок­  бегунок».     Игры с прыжками      «Кто дальше», «Перетягивание  прыжками», «Попрыгунчики»,  «Воробушки и   кот», «Болото».   «Волк во рву», «Горелки».  Игры для развития внимания     «Волк и овцы», «Жмурки»,  «Ловишка», «Заря», «Корзинки».  «Наперегонки парами», «Ловишки­ перебежки». 1 1 1 выносливости. Развитие скоростно­силовых  способностей. упражнения,   самостоятельно   играть   в разученные игры. Подвижные игры.  Эстафета по кругу.  Самостоятельные игры Развитие скоростно­ силовых способностей Уметь   выполнять   общеразвивающие упражнения,   знать   разученные   игры, самостоятельно играть в разученные игры. Равномерный бег . Развитие выносливости.  Игры. Эстафеты. Развитие скоростно­силовых  способностей. Соревнования по подвижным  играм Уметь   выполнять   общеразвивающие упражнения,   знать   разученные   игры, самостоятельно играть в разученные игры. Преодоление малых препятствий.  Развитие  выносливости. Игры Эстафеты.  Комбинированная эстафета Развитие  скоростно­силовых способностей. Уметь   выполнять   общеразвивающие упражнения,   эстафету   с   бегом, самостоятельно играть в  разученные игры. 8. Игры   с   метанием,   передачей   и 1 ловлей мяча Прыжки. Подвижные игры. Эстафета с  прыжками с ноги на ногу. «Охотники и утки», «Сильный  бросок», «Мячик кверху», «Свечки»,  «Лови мяч»,   «Колодка», «Зевака».  Самостоятельные игры. Развитие скоростно­ силовых способностей. Уметь   выполнять   общеразвивающие упражнения, эстафету  с прыжками с ноги на   ногу,   самостоятельно   играть   в разученные игры. 6 «Лягушки­цапли»,  «Быстрее по  местам».. 9. Игры лазанием и перелезанием 1 10 «Распутай верёвочку», «Защита  укрепления», «Кошки ­ мышки»,   «Пролезай­убегай», «Пчёлки».  Игры с разными предметами «Домики», «Городки», «Лапта»,  «Единоборство», «Бирюльки».  «Перетягивание каната»  «Не намочи ног». 11.  Игры­ шутки       «Кольцо», «Чур», «Орехи»,  «Барабанщик», «Черепаха». «Береги предмет» «Кто первый через обруч к флажку?» 12. Игры с камешками, шариками и  палками    «Двенадцать  палочек»,  «Достань камешек», «Коршун»,  «Кольцо», «Рулетка».  1 1 1 Прыжки. Подвижные игры. ». Эстафета с  прыжками через движущее препятствие.  Перетягивание каната. Развитие скоростно­ силовых способностей. Уметь   выполнять   общеразвивающие упражнения,   эстафету   с   прыжками   на одной ноге, с прыжками через движущее препятствие,   самостоятельно   играть   в разученные игры. Подвижные   игры.   Эстафета   с   переноской предметов   Развитие   скоростно­силовых способностей Уметь выполнять общеразвивающие  упражнения, эстафету с переноской  предметов, с прыжками с ноги на ногу,  самостоятельно играть в разученные игры. Подвижные   игры.   Эстафеты. скоростно­силовых способностей   Развитие Уметь выполнять общеразвивающие  упражнения, эстафету  с прыжками  на  двух ногах, самостоятельно играть в  разученные игры Подвижные игры. Самостоятельные игры.  Развитие скоростно­силовых способностей Уметь выполнять общеразвивающие  упражнения, самостоятельно играть в  разученные игры. 7 13. Хороводные игры       «Ясное золото», «Плетень», «Просо  сеяли»,  «Жених ищет невесту»,   «Луг ­ лужочек», «Заинька»,  «Ручеёк».  14.  «Кто дольше не собьётся»,  «Удочка».  «Попрыгунчики­воробышки»,  «Удочка»,  «Аисты» 15. Сюжетные игры       «Два Мороза», «Гуси­Лебеди»,  «Волк во рву», «У медведя во бору»,  «Зайцы в   огороде», «Кошки­ мышки», «Пчёлки и ласточки». 16.  Игры в фанты      «Работа и забава», «Птичник»,  «Тяни ­ пускай», «Голуби». «Упасть  не давай», «Совушка» 17.  Катание на лыжах.  «Трамвай», «Найди себе пару».   1 1 1 1 1     Хороводные   игры.       Эстафеты.   Игры   по выбору. скоростно­силовых способностей   Развитие   Уметь   выполнять   общеразвивающие упражнения,   эстафету   из   различных исходных   положений,   самостоятельно играть в разученные игры. Подвижные игры. Игры по выбору. Эстафеты.  Развитие скоростно­силовых способностей Уметь   выполнять   общеразвивающие упражнения, эстафету   с прыжками через скакалку,   самостоятельно   играть   в разученные игры. Подвижные игры. Весёлые старты. Ловля и  передача мяча в движении. Ведение на месте  правой и левой рукой в движении. Броски в  цель. Весёлые старты. Уметь   выполнять   общеразвивающие упражнения,   самостоятельно   играть   в разученные игры. Подвижные   игры.   Эстафета   с   мячами, скакалками   Развитие   скоростно­силовых способностей Уметь   выполнять   общеразвивающие упражнения,   самостоятельно   играть   в разученные игры. ТБ на уроках лыжной подготовки. Разгибание толчковой   ноги   в   скользящем   шаге. Попеременный   двушажный   ход.   Подъём «лесенкой»   наискось,   опираясь   на   лыжные палки. Игры. Знать   технику   безопасности   катания   на лыжах,   правила   поведения   при   играх, самостоятельно играть в разученные игры. 8 18. Катание на лыжах .«Гонки санок» 1 Игры на санках, по выбору «Попади в цель».          Знать технику безопасности катания на  санках, правила поведения при играх,  самостоятельно играть в разученные игры. 19.  Катание на лыжах. «Быстрые  упряжки»,  «На санки»   20. Катание на лыжах .«Поменяй  флажки», «Через препятствия» 1 1    Катание на лыжах. Подъём «лесенкой»  наискось, опираясь на лыжные палки. Знать технику безопасности катания на  лыжах, правила поведения при играх,   Игры. Катание на лыжах .Самостоятельные игры.  Изменение скорости передвижения  скользящим шагом и попеременным  двушажным ходом. самостоятельно играть в разученные игры. Знать технику безопасности катания на  лыжах, правила поведения при играх,   самостоятельно играть в разученные игры. 21.  Катание на лыжах .«Идите за мной»,  «Сороконожки» 1 Катание на лыжах Попеременный двушажный ход. Подъём «лесенкой» наискось, опираясь на лыжные палки. Игры. Знать технику безопасности катания на  лыжах, правила поведения при играх,  самостоятельно играть в разученные игры. 22.   Катание на лыжах .«Пройди и не  задень», «Зима и лето» 23.  Эстафета на лыжах.   1 1 Разгибание толчковой ноги в скользящем шаге. Попеременный   двушажный   ход.   Подъём «лесенкой»   наискось,   опираясь   на   лыжные палки. Игры. Знать технику безопасности катания на  лыжах, правила поведения при играх,   самостоятельно играть в разученные игры. Эстафета на лыжах. Самостоятельные игры.  Игры по выбору: снежки, катание на санках с  ледяных горок 24. Ходьба на лыжах парами, тройками. 1 Эстафета на лыжах. Игры по выбору: снежки,  катание на санках с горок. 9 Знать технику безопасности катания на  лыжах, правила поведения при играх,  уметь выполнять эстафету,  самостоятельно играть в разученные игры. Знать технику безопасности катания на  лыжах и санках, правила поведения при  играх, самостоятельно играть в разученные 25.   Эстафеты. «Гонки парами», «Будь  внимателен» 1 Эстафета на лыжах. Игры. игры. Знать технику безопасности катания на  лыжах, правила поведения при играх,  уметь выполнять эстафету,  самостоятельно играть в разученные игры. 26. «Метко в цель», «Конники  ­спортсмены 27.  «Мяч соседу», «Гуси­лебеди».  Эстафета с передачей палочки.   28. Игры с мячом. .«Быстрые и меткие», «Зайцы в  огороде».  1 1 1 29.  « Успей поймать», «Космонавты».. 1 Ловля и передача мяча в движении. Ведение на месте правой и левой рукой в движении.  Броски в цель. ». Эстафета прыжками. Уметь   выполнять   бег   в   среднем   темпе, эстафету   с   прыжками   на   двух   ногах, самостоятельно играть в разученные игры с ручным мячом и в футбол.  Самостоятельные игры: ручной мяч, футбол. Ловля и передача мяча в движении. Ведение на месте   правой   и   левой   рукой   в   движении. Броски   в   цель.   Развитие   скоростно­силовых способностей. Эстафета с передачей 1палочки. Самостоятельные игры Уметь   выполнять   бег   в   среднем   темпе, эстафету  с мячом, самостоятельно играть в   разученные   игры   с   ручным   мячом   и   в футбол. Развитие скоростно­силовых способностей.  Ловля и передача мяча в движении. Ведение на месте правой и левой рукой в движении.  Броски в цель. Эстафета по кругу. Уметь выполнять бег в среднем темпе,  эстафету  с мячом, самостоятельно играть  в разученные игры с ручным мячом и в  футбол. Игры по выбору: ручной мяч. Развитие глазомера, выносливости, скоростно­ силовых   способностей.   Соревнования   на точность   броска   мяча   в   корзину. Самостоятельные игры. Уметь   выполнять   бег   в   среднем   темпе, эстафету  с мячом, самостоятельно играть в   разученные   игры   с   ручным   мячом   и   в футбол. 30. «Попади в последнего», «Дальше и  1 Развитие глазомера, выносливости, скоростно­Уметь   выполнять   бег   в   среднем   темпе, 10 выше», «Беги и хватай». 31.  «Фигуры», «Зайцы, сторож и Жучка» «Через ручеёк».  1 32. Игры в помещении  1    «Дедушка – рожок», «Море  волнуется», «Игровая», «Коза»,   «Колечко», «Все в   кружок»,  «Слепой козёл». «День и ночь»,  «Волк во рву».  33. Подвижные игры «Запрещённое  1 движение»,  «Ловишки с  приседанием». «День и ночь», «Волк  во рву».   .  34 Праздник «Мир народных игр»    1   Игры к различным народным  праздникам: «Проводы берёзы», «Бой крашенками»,   «Коробейники»,  «Сказочница», Гусиное перо»,   «Подвижки льда». силовых   способностей.   Подвижные   игры. Эстафета «Паровозик». эстафету  с мячом, самостоятельно играть в   разученные   игры   с   ручным   мячом   и   в футбол. Подвижные игры. Комбинированная  эстафета. Игры по выбору Развитие глазомера, выносливости, скоростно­силовых  способностей. Уметь   выполнять   бег   в   среднем   темпе, эстафету  с мячом, самостоятельно играть в   разученные   игры   с   ручным   мячом   и   в футбол. Подвижные   игры. выносливости, способностей.   Развитие   глазомера, скоростно­силовых   Уметь   выполнять   бег   в   среднем   темпе, эстафету  с мячом, самостоятельно играть в   разученные   игры   с   ручным   мячом   и   в футбол. Подвижные игры. Эстафета с обменом мячей.  Игры по выбору Комбинированная эстафета  Развитие глазомера, выносливости, скоростно­ силовых способностей. Уметь   выполнять   бег   в   среднем   темпе, эстафету  с мячом, самостоятельно играть в   разученные   игры   с   ручным   мячом   и   в футбол. Подвижные игры. Эстафета с обменом мячей.  Игры по выбору Комбинированная эстафета  Развитие глазомера, выносливости, скоростно­ силовых способностей. Уметь   проводить   игры   на   праздниках, самостоятельно играть в разученные игры. 11 34 Ожидаемый результат реализации программы «Подвижные игры»:    Укрепление здоровья;  Формирование коммуникативных умений;   Повышение физической  активности;   Развитие физических качеств, силы, быстроты, выносливости;  Сформированная потребность  активном участии в играх, в их поиске и самостоятельном проведении; 12    Формирование умения проведения физкультурно – оздоровительных мероприятий.  Выступать в роли участника и в роли организатора игры.   Методическое обеспечение и технологии программы: Теоретический  материал   программы   лучше   давать   темами,   сообщение   знаний   организовывать   в   форме   бесед   (групповых   или индивидуальных) до, после или в процессе выполнения двигательной деятельности.  Практические  упражнения   объединяются   в   комплексы,   которые   периодически   изменяются,   обновляются;   широко   применяются упражнения с использованием различных предметов и снарядов. Занятия проводятся интегрировано. При проведении занятий должны быть учтены особенности организма учащихся, его пониженные функциональные возможности, также то, что в группе могут быть ученики с различным диагнозом. Поэтому индивидуальный подход должен быть одним из основных принципов организации занятий. Педагогические возможности преподавания содержания программы «Русские народные игры» будут эффективны, так как учащиеся учатся оценивать свою и чужую деятельность с точки зрения законов природы. А это первый шаг к формированию привычек ведения здорового образа жизни. Основная функция этой программы ­ воспитание национального самосознания. Русские народные игры, входящие в первый компонент, поделены на разделы, по характеристикам игр. Здесь есть игры, отражающие отношение человека к природе, ведь народ всегда трепетно относился к природе, берёг её, прославлял. Есть игры, которые воспитывают доброе отношение к окружающему миру. Сюда относятся народные игры: «Гуси­лебеди», «Волк во рву», «Волк и овцы», «Вороны и воробьи», «Змейка», «Зайцы в огороде», «Пчелки и ласточки», «Кошки­мышки», «У медведя во бору» и их различные варианты.  С историческим наследием русского народа знакомят игры, отражающие повседневные занятия наших предков. Это народные игры: «Дедушка­рожок», «Домики», «Ворота», «Встречный бой», «Заря», «Корзинки», а также различные их варианты.  С большим интересом школьники знакомятся с играми сверстников прошлых столетий. К этим играм относятся: «Бабки», «Городки», «Горелки», «Городок­бегунок», «Двенадцать палочек», «Жмурки», «Игровая», «Кто дальше», «Ловишка», «Лапта», и др.  Возможность помериться силой и ловкостью появляется у ребят при изучении игр, которые отражают стремление детей стать сильнее, победить всех. Как тут не вспомнить о легендарных русских богатырях, которые не уступали ранее в популярности современным киногероям. Здесь применяются игры: «Единоборство» (в различных положениях, с различным инвентарем), «Достань камешек», «Перетяни за черту», «Борющаяся   цепь»,   «Цепи   кованы»,   «Перетягивание   каната»,   «Перетягивание   прыжками»,   «Вытолкни   за   круг».   «Защита   укрепления», 13 «Сильный бросок», «Каждый против каждого», «Бои на бревне» и их различные варианты. Эти игры подразумевают знакомство детей с историей возникновения каждой из игр.  Таким   образом,   при   моделировании   обновленной   парадигмы   педагогической   классификации   русских   народных   игр   выявляется компонент, направленный  на духовное  совершенствование  личности  учащегося  начальной  школы,  расширение  его  историко­культурного кругозора и повышение уровня национального самосознания.  Материально­ техническое обеспечение программы:               гимнастическая дорожка (8 матов); 25 теннисных мячей; 4 набора кубиков (по 9 штук в каждом); 15 гимнастических обручей; 15 гимнастических палок; 10 мячей – прыгунок; 6 мячей для минибаскетбола; 25 миниклюшек; 25 платочков; 15 скакалок; 30 камешков одного размера (галька); 2 декоративные удочки; 14 флажков; 2 набора «Городки»; Распределение часов на разделы условно, т.к. в большинстве занятий предусмотрено содержание теоретического и практического материала, упражнения, комплексы упражнений, игры различных разделов в одном занятии. 14 Описание игр и эстафет. «Салки». Играющие разбегаются по площадке (она должна быть ограничена линиями), а водящий ловит их. Пойманный становится водящим. При большом количестве играющих можно выделить двух­трех водящих. В дальнейшем игру можно усложнить, оговорив способ передвижения. Например, игрокам разрешается передвигаться только спиной к щиту, на половине поля которого они находятся, т. е. бегать и ходить спиной вперед, приставными шагами, боком. «Вызов   номеров».  Играющих   делят   на   две   команды,   которые   выстраиваются   в   две   колонны   у   лицевой   линии.   Команды рассчитываются по порядку. Каждый игрок запоминает свой номер. На средней линии напротив каждой колонны ставят булавы. Педагог называет один из номеров. Игроки обеих команд, стоящие под этим номером, бегут до булав, обегают их и возвращаются обратно. Победитель приносит своей команде очко. Игра продолжается до тех пор, пока не будут вызваны все номера. Команда, набравшая наибольшее количество очков, побеждает. Можно усложнить игру, если предложить игрокам бежать спиной вперед, боком, приставными шагами или поставить на пути препятствия.                  «Пустое место».  Играющих выстраивают в круг, руки за спиной. Водящий бежит за кругом и дотрагивается до руки одного из играющих. Игрок, до которого дотронулся водящий, бежит в обратную сторону, стремясь быстрее водящего занять свое место. Кто из бегущих останется без места, тот и становится водящим. «Команда быстроногих». Играющие образуют четыре команды, стоящие в колоннах по одному перед линией старта. В 10­15 м от линии старта чертят кружки, в которые кладутся кубики. По сигналу педагога первые четверо бегут к кубикам, берут их, ударяют о пол и возвращаются на свое место. Игрок, прибежавший первым, получает 4 очка, вторым ­ 3 очка, третьим ­ 2 очка и четвертым ­ одно очко. Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество очков. «День и ночь». Играющих делят на две команды, которые становятся в две шеренги у средней линии площадки спиной друг к другу на расстоянии 2 м. Одна команда ­ «день», другая ­ «ночь». Педагог называет ту или иную команду неожиданно. Если он говорит «ночь», то эта команда убегает, а команда «день» догоняет ее. Затем подсчитывают осаленных, и все игроки становятся на свои места. Очередность вызовов команд не соблюдают, но число вызовов должно быть одинаковым. Выигрывает команда, осалившая больше игроков. Исходное положение можно менять: стоя лицом, боком друг к другу и т. д. «Эстафета с булавами». Играющих делят на две равные команды, выстраивают в колонны по одному у линии старта. На расстоянии 12­15 м против каждой колонны ставят в ряд три булавы в 0,5 м одна от другой.  По сигналу педагога стоящие впереди бегут к булавам, собирают их, бегут обратно и передают их следующему  игроку. Те бегут с булавами, расставляют их по местам (которые должны быть помечены) и возвращаются обратно и т. д. Выигрывает команда, закончившая игру раньше. «Встречная эстафета». Играющих делят на две равные команды и выстраивают в колонны. Колонну делят на две группы, которые располагаются друг против друга на расстоянии 12­15 м (можно и больше). Перед всеми группами проводят стартовые линии. Двум игрокам, 15 стоящим впереди колонн на одной стороне, дают по флажку. По сигналу педагога игроки с флажками бегут к противоположной группе, отдают   впередистоящим   флажки,   а   сами   становятся   сзади   этой   половины   команды.   То   же   делают   игроки,   получившие   флажки.   Игра заканчивается, когда последний из перебегающих игроков какой­либо из команд передает флажок начавшему эстафету игроку. Побеждает команда, закончившая передачу флажков раньше. «Круговая охота». Игроки, распределенные на две команды, образуют два круга ­ внешний и внутренний. По сигналу педагога игроки начинают двигаться приставными шагами или скачками в разные стороны. По второму сигналу игроки внешнего 1 круга разбегаются, а игроки внутреннего круга стараются их поймать.                «Кто подходил ?» Все играющие образуют круг, водящий с завязанными глазами стоит в центре. Руководитель указывает на кого­либо из играющих, и тот подходит к водящему, слегка дотрагивается до его плеча, подаёт голос какого­либо  животного или называет его по имени, изменив свой голос. Водящий открывает глаза по указанию руководителя, когда подходивший займёт свое место. Он должен отгадать, кто к нему подходил. В  случае, если водящий отгадал того, кто к нему подходил, игроки меняются ролями. Побеждает тот, кто ни разу не был водящим. Водящий не должен раньше времени открывать глаза. 2. Голос подаёт только тот, на кого укажет руководитель. 3. Первый водящий не  считается проигравшим.             «Караси и щука. На одной стороне площадки находятся "караси", на середине "щука". Содержание игры. По сигналу "караси" перебегают на другую сторону. "Щука" ловит их. Пойманные "караси" (четыре­пять) берутся за руки  и, встав поперёк площадки, образуют сеть. Теперь "караси" должны перебегать на другую сторону площадки через сеть (под руками). "Щука" стоит за сетью и подстерегает их. Когда  пойманных "карасей" будет восемь­девять, они образуют корзины ­ круги, через которые нужно пробегать. Такая корзина может быть и одна,  тогда её изображают, взявшись за руки, 15­18 участников. "Щука" занимает место перед корзиной и ловит "карасей". Когда пойманных "карасей" станет больше, чем непойманных, играющие образуют верши ­ коридор из пойманных карасей, через который  пробегают непойманные. "Щука", Находящаяся у выхода из верши, ловит их. Победителем считается тот, кто остался последним. Ему и поручают роль новой "щуки".  Игра начинается по сигналу руководителя. Все "караси" обязаны при перебежке пройти сеть, корзину и верши. Стоящие не имеют права  задерживать их. Игроки, образующие корзину, могут поймать "щуку", если им удастся закинуть сплетенные руки за спину "щуки" и загнать её  в корзину или захлопнуть верши. В этом случае все "караси" отпускаются, и выбирается новая "щука". 16 « Два Мороза». На противоположных сторонах площадки отмечаются два города. Играющие, разделившись на две группы,             «Белый медведь» Площадка представляет собой море. В стороне очерчивается небольшое место ­ льдина. На ней стоит водящий ­  "белый медведь". Остальные "медвежата" произвольно размещаются по всей площадке. Медведь" рычит: "Выхожу на ловлю!" ­ и устремляется ловить "медвежат". Сначала он ловит одного "медвежонка" (отводит на льдину), затем  другого. После этого два пойманных "медвежонка" берутся за руки и начинают ловить остальных играющих. "Медведь" отходит на льдину.  Настигнув кого­нибудь, два "медвежонка" соединяют свободные руки так, чтобы пойманный очутился между руками, и кричат: "Медведь, на  помощь!" "Медведь" подбегает, осаливает пойманного и отводит на льдину. Следующие двое пойманных также берутся за руки и ловят  "медвежат". Игра продолжается до тех пор, пока не будут переловлены все "медвежата". Последний пойманный становится "белым  медведем". Побеждает последний пойманный игрок.  "Медвежонок" не может выскальзывать из­под рук окружившей его пары, пока не осалил "медведь". 2. При ловле запрещается хватать  играющих за одежду, а убегающим выбегать за границы площадки.             располагаются в них. В середине площадки помещаются "братья Морозы": "Мороз Красный Нос" и "Мороз Синий Нос" По сигналу руководителя они обращаются к играющим со словами: Мы ­два брата молодые, Два Мороза удалые: Я ­ Мороз Красный Нос, Я ­ Мороз Синий Нос. Кто из вас решится В путь­дороженьку пуститься? Ребята хором отвечают: Не боимся мы угроз, И не страшен нам мороз! ­  и начинают перебегать из одного города в другой. "Морозы" их ловят. Тот, кого им удастся запятнать, считается замороженным. Он остаётся  на том месте, где был пойман, и должен с распростёртыми руками преграждать путь играющим при следующих перебежках. Когда  замороженных окажется так много, что пробегать станет трудно, игра прекращается. 17 Победителями считаются те, кого ни разу не заморозили. Начинать бег можно только после окончания речитатива. Осаливание за линией города не считается. 3. Осаленных ребят можно выручить: для этого остальные играющие должны коснуться их рукой.  «Мяч»  Все играющие образуют круг. Двое играющих становятся в середину круга. Стоящие по кругу опускаются но одно или два колена. У  них один волейбольный мяч. Водящие поворачиваются лицом к мячу.  По сигналу руководителя играющие начинают перекатывать мяч по полу, стараясь задеть им ноги водящих. Водящие бегают от мяча в кругу,  подпрыгивают, спасаясь от него. Если кому­нибудь из играющих удастся попасть мячом в ноги водящего, он занимает его место, а бывший  водящий становится в круг. Выигрывают те, кто ни разу не были водящими. Первые водящие не считаются проигравшими. Игра начинается по сигналу.  Осаленный по  ногам водящий сразу же идёт на место осалившего его. Осаливать можно не выше коленей. Первый водящий не считается проигравшим. «Метание в цель». Играющих выстраивают в колонну по три (четыре) в 4­5 м от стены. Перед каждой колонной на стене на высоте 2­ 2,5 м фанерный щит (1x1 м). По команде первые в каждой колонне встают на линию метания и бросают теннисный мяч в щит. Метают три мяча подряд. То же выполняют остальные. За каждое попадание в цель начисляют пять очков. Побеждает команда, набравшая больше очков. «Гонка мячей над головой, сидя в колоннах». Две­ четыре равные команды выстраивают в колонну по одному. Играющие садятся на пол. У первых игроков в руках мяч. По сигналу играющие передают его над головой прямыми руками. Последний игрок, получив мяч, встает, бежит вперед, садится перед колонной и передает мяч тем же способом. Когда игроки, начавшие передачу первыми, снова окажутся впереди своих команд, они поднимают мяч вверх. Побеждает команда, закончившая игру первой. «Подвижная цель».  Все играющие встают за линией круга. В центре круга водящий. У одного из игроков мяч. Он бросает его в водящего (в ноги). Каждый игрок, поймавший мяч, в случае промаха тоже выполняет бросок. Попавший игрок становится водящим. «Мяч соседу».  Играющие стоят в кругу на расстоянии 1 м один от другого. У двух игроков, стоящих на двух противоположных сторонах круга, по волейбольному мячу. По сигналу играющие начинают передавать мячи друг другу вправо или влево так, чтобы один мяч догнал другой. Проигрывает игрок, у которого окажутся два мяча. Играют 3­4 мин., после чего отмечают игроков, которые лучше передавали мяч. Эту игру можно проводить в шеренгах, передавая мяч перед собой, или в колоннах, передавая мяч над головой и под ногами. В этом случае игру проводят как эстафету. Побеждает команда, быстрее всех закончившая передачу. «Передал ­ садись». Играющих выстраивают в две­три колонны. Перед ними на расстоянии 2­4 м встают капитаны с мячами в руках. По сигналу капитаны передают мяч двумя руками от груди (или одной рукой от плеча): первым игрокам в колонне, которые ловят его, возвращают тем же способом обратно и принимают положение упора присев. Затем следуют передачи вторым игрокам и т. д. Когда последний в колонне передает мяч капитану, тот поднимает его вверх и вся команда быстро встает. Команда, сделавшая это раньше, побеждает. 18 «Быстрая передача». Играющие в парах. Расстояние между учащимися 4­5 м. По сигналу они начинают передавать мяч заданным способом. Пара, быстрее всех сделавшая 15­20 передач, выигрывает. «Бросай­беги». Играющие стоят в двух разомкнутых на 3­4 шага шеренгах. Одна шеренга рассчитывается на первый­второй, а другая ­ на  второй­первый. Первые номера ­ одна команда, вторые ­ другая. У края каждой шеренги лежат мячи. По сигналу крайние игроки берут мяч, передают его по диагонали игроку своей команды, стоящему напротив, и сами бегут вслед за мячом. Игрок, получивший мяч передает его по диагонали игроку, стоящему напротив, и сам бежит на его место и т. д. Когда мяч достигнет крайних игроков, они ведут мяч, обегая противоположную колонну, на место игрока, начавшего передачу первым, и передают мяч по диагонали напротив, т. е. игра начинается сначала. Игра заканчивается, когда игроки, начавшие передачу первыми, вернутся на свои места. Команда, сделавшая это первой, побеждает. «Не давай мяча водящему». Все играющие образуют круг, В середине круга два­три водящих. Игроки начинают передавать мяч друг другу, а водящие пытаются перехватить его. Если одному из них это удается, то водящим становится игрок, делавший последнюю передачу. «Мяч среднему».  Играющих   делят   на   две   команды,   которые   образуют   два   круга.   В   центре   каждого   круга   становится   игрок   с волейбольным   мячом.   По   сигналу   игроки   в   центре   поочередно   бросают   мяч   своим   игрокам   и   получают   его   обратно.   Получив   мяч   от последнего, игрок в центре поднимает его вверх. Команда, уронившая мяч меньшее число раз, побеждает. Затем в центр становится другой игрок. Можно ввести дополнительное упражнение: игрок, получивший мяч от центрового, сначала должен ударить мячом о пол и только после этого передать мяч обратно. «Охотника и утки». Играющие в двух командах. «Охотники» образуют круг. Перед ними проводят черту, за которую переступать нельзя. «Утки» произвольно располагаются внутри круга. По сигналу охотники, перебрасывая мяч, стараются неожиданно бросить мячом в уток. Осаленная мячом утка выбывает из игры. Когда все утки осалены, учитель отмечает затраченное время. Затем играющие меняются ролями. Выигрывает команда, которая быстрее осалила всех уток. «Гонка мячей по кругу». Две команды играющих образуют два круга. Игроки в кругу становятся на расстоянии вытянутых рук и рассчитываются на первые и вторые номера. Первые номера ­ одна команда, вторые ­ другая. Назначаются капитаны, им дают по мячу. По сигналу один капитан начинает передавать мяч вправо, другой влево от себя своим ближайшим игрокам. Мячи передают по кругу, пока они не возвратятся к капитанам. Выигрывает команда, закончившая передачу первой. «Гонка мячей по рядам». Все играющие в двух шеренгах, стоящих лицом друг к другу. Первые игроки в шеренгах (с одной стороны) по сигналу передают мячи своим соседям, а те дальше. Последние игроки в шеренгах, получив мячи, бегут и становятся впереди своих шеренг, затем начинают передавать мяч своим соседям и т. д. Когда игроки, начинавшие гонку мячей, окажутся снова на своем месте, они поднимают мяч вверх. Команда, сделавшая это раньше, побеждает. 19 «Встречная эстафета с мячом    ».  Играющих делят на две команды и выстраивают в колоннах. Каждую  колонну делят на две группы, которые располагаются друг против друга на расстоянии 12­15 м. У первых двух  игроков по мячу. По сигналу они передают мяч игроку в противоположную группу, а сами становятся в конец своих колонн. Выигрывает команда, быстрее закончившая передачу. В этой игре возможны варианты: после передачи бежать в противоположную группу и там встать в конец колонны; передавать мяч одной рукой, с отскоком от пола; вместо передачи вести мяч и передавать мяч после остановки перед игроком, стоящим напротив. «Эстафета с ведением мяча»  Играющие в двух колоннах, выстраиваются параллельно друг другу у лицевой линий. По сигналу первые ведут мяч вперед до противоположной стороны (до отмеченного места), останавливаются, бросают мяч двумя руками в стену, ловят его, и ведут мяч обратно. На расстоянии 3­4 м от колонны они останавливаются, передают мяч двумя руками от груди очередному игроку и сами становятся в конец колонны. Команда, закончившая ведение быстрее, выигрывает. Можно на пути ведения расставить булавы, тогда игроки должны вести мяч, обводя их. «Бомбардировка». Играющих делят на две равные команды. На каждой половине поля параллельно лицевой линии на расстоянии 2­3 м от нее проводят линию города. Команды получают по 8­10 булав и расставляют их произвольно в своем городе. Игроки размещаются на своей половине площадки между средней линией и линией города. Каждой команде дают по два волейбольных мяча. По сигналу играющие бросают мячи, стараясь сбить булавы. Каждая команда старается перехватить мячи, которые бросает команда противника. Сбитые булавы убирают. Играют 5­8 мин. Побеждает команда, сбившая большее количество булав. Вбегать в свой город для защиты булав запрещается. «Перестрелка».  Играют две команды на площадке не менее 6x12 м. Посредине площадки проводят линию. Параллельно лицевым линиям в 1­1,5 м от них проводят линии «плена», образуя «коридор плена». Команды размещаются на своей половине поля от средней линии до линии плена. Педагог подбрасывает мяч между капитанами на средней линии. Каждый из них старается отбросить мяч своим игрокам. Получив мяч, игрок бросает его в противника. Осаленные мячом игроки идут за линию плена к противоположной команде. «Пленный» находится там до тех пор, пока его не выручат свои игроки (перебросят ему мяч), после   этого он возвращается в свою команду. Пленный должен поймать мяч с воздуха, вернуть мяч в свою команду и только после этого вернуться сам. Играют 10­15 мин. За каждого пленного команда получает очко. Можно играть до тех пор, пока, одна из команд не пересалит всех игроков противника. ГОРЕЛКИ Выбирают водящего. Затем участники распределяются парами и должны взяться за руки. Они становятся перед водящего «столбцом», т. е. выстраиваются в колонну в затылок друг другу.  Начинают играть по команде водящего, например:  «Раз, два, три — беги!»;  «Рыба, галка, хлеб, мочало... Сзади пара — побежала!» и т. д.  Можно произнести любые приговорки, например, замечательную приговорку, придуманную для горелок С. Маршаком: 20 "Косой, ты косой,  Не ходи ты босой,  А ходи ты обутый,  Лапочки ты закутай.  Если будешь ты обут, Волки зайца не найдут, Не найдет тебя медведь,  Выходи, тебе гореть!" Итак, как только водящий дал команду "Выходи ...", последняя пара бежит вперед, разъединяя руки (один участник обегает колонну слева, а Водящий пытается помешать этому, и если ему удается засалить (поймать) одного из игроков, он становится вместе с пойманным во главе Задача пары — встать впереди колонны и вновь взяться за руки. другой справа).  колонны.  Игрок, оставшийся без пары, идет водить.  Если же водящему не посчастливится засалить кого­либо из бегущих и они сумеют стать первой парой, то он продолжает водить.  Русская народная игра «Стадо» Играющие выбирают пастуха и волка, а все остальные – овцы. Дом волка в лесу, а у овец два дома на противоположных концах площадки.  Овцы громко зовут пастуха:          Пастушок! Пастушок! Заиграй во рожок! Гони стадо в поле, Погулять на воле! Пастух выгоняет овец на луг, они ходят, бегают, прыгают. По сигналу пастуха: «Волк!» ­ все овцы бегут в дом на противоположную  сторону площадки.Пастух встает на пути волка, защищает овец. Все, кого поймал волк, выходят из игры. Правила игры: Во время перебежки овцам нельзя возвращаться в тот дом, из которого они вышли. Пастух только заслоняет овец от волка,  но не задерживает его руками. «Вороны и воробьи» 21 На линиях в 3 – 5 м. друг от друга команды располагаются шеренгами спиной друг к другу. Одна команда – «Вороны», другая –  «Воробьи». По сигналу «вороны» одноименная команда убегает, а другая старается догнать и «осалить» убегающих до определенной  отметки. Побеждает команда, «осалившая» большее число игроков другой команды.  «Петушиный бой» Дети перестраиваются в две шеренги. Игроки стоят на линии лицом друг к другу. По сигналу они, передвигаясь на одной ноге, руки за  спиной, стараются вытолкнуть соперника за контрольную линию. Подсчитывается количество вытолкнутых, и выигрывает команда, у  которой было больше побед.  «Повяжу я шелковый платочек» Дети делятся на команды. На двух стойках, между которыми натянута веревка, висят на нитках 10­15 надувных шаров, которые  разрисованы  под матрешек. У каждого игрока небольшой платочек, который необходимо по сигналу повязать на шар. Побеждает та  команда, которая быстрее повяжет платочки. Русская народная игра «Краски» Участники игры выбирают хозяина и двух покупателей. Остальные игроки­краски. Каждая краска придумывает себе цвет и тихо называет  хозяину. Когда все краски выбрали себе цвет и назвали его хозяину, он приглашает одного из покупателей. Покупатель стучит: Тук! Тук!  ­ Кто там?  ­ Покупатель.  ­ Зачем пришел? ­ За краской.  ­ За какой?  ­ За голубой. Если голубой краски нет, хозяин говорит: «Иди по голубой дорожке, найди голубые сапожки». Если же покупатель угадал цвет краски, то краску забирает себе. Идет второй покупатель, разговор с хозяином повторяется. И так они подходят по очереди и разбирают краски. Выигрывает покупатель,  который набрал больше красок. 22 Правила игры: Хозяином становится покупатель, который угадал больше     красок.  «Космонавты» На площадке в разных частях чертим контуры ракеты. Их должно быть на несколько штук меньше играющих. Все дети берутся за руки. Они  идут по кругу со словами: «Ждут нас быстрые ракеты для прогулок по планетам. На какую захотим, на такую полетим! Но в игре один  секрет: опоздавшим места нет!» Как только сказано последнее слово, дети разбегаются, стараясь занять свободное место в «ракете».  Опоздавшие собираются в центре круга. Отмечаем тех детей, которые ни разу не опоздали на «ракету». «Второй лишний» Все желающие играть образуют круг. С внешней стороны круга остаются двое: один водит, другой от него убегает. Когда водящий догонит и  «осалит» убегающего игрока, они меняются ролями. «Два Мороза» Играющие располагаются по одной стороне площадки, на середине двое водящих – два Мороза». Морозы обращаются к ребятам со словами:  «Мы два брата молодые, два Мороза удалые!» Один из них, указывая на себя, говорит: «Я Мороз – синий нос». Другой: «Я Мороз – красный  нос». И вместе: «Кто из вас решится в путь­дорожку пуститься?» Все ребята отвечают: «Не боимся мы угроз, и не страшен нам мороз!» После этих слов дети перебегают на другую сторону площадки. Водящие стараются «осалить» перебегающих, «осаленные» остаются на том месте,  где их «заморозил Мороз». Во время следующих перебежек играющие могут выручить «замороженных» ребят, дотрагиваясь до них руками. После нескольких перебежек  назначаются другие Морозы. Отмечаются те дети, которые не попали к Морозам ни разу, а также лучшая пара водящих.. «КТО КОГО» Игра похожа на подвижную игру  "Перетягивание" 2 участника. Плоскость грунта разделена линией. Соперники ­ по две стороны. Они берутся двумя руками за палку. Задача: перетащить соперника на свою сторону. 23 Белые медведи Белые медведи — подвижная коллективная игра для детей младшего школьного возраста. Развивает активные творческие двигательные  действия, мотивированные сюжетом игры. На краю площадки, представляющей собой море, очерчивается небольшое место — льдина, на которой стоит водящий — «белый медведь».  Остальные «медвежата» произвольно размешаются по всей площадке. «Медведь» рычит: «Выхожу на ловлю!» — и бежит ловить «медвежат». Поймав одного «медвежонка», отводит его на льдину, затем ловит  другого. Два пойманных «медвежонка» берутся за руки и начинают ловить остальных играющих. Поймав кого­нибудь, два «медвежонка» соединяют  свободные руки так, чтобы пойманный очутился между руками, и кричат: «Медведь, на помощь!». «Медведь» подбегает, осаливает пойманного и отводит на льдину. Следующие двое пойманных также берутся за руки и ловят остальных «медвежат». Когда будут переловлены все «медвежата» — игра заканчивается. Побеждает последний пойманный игрок, который и становится «белым медведем». Примечание. Пойманный «медвежонок» не может выскальзывать из­под рук окружившей его пары, пока его не осалил «медведь». При ловле  запрещается хватать играющих за одежду, а убегающим выбегать за границы площадки. Возраст: от шести лет Игра развивает: ловкость, реакция, фантазия Количество игроков: 7 и более Три, Тринадцать, Тридцать Три, Тринадцать, Тридцать — игра, которая хорошо развивает внимание и быструю реакцию детей. Может использоваться в школе на  физкульт­минутках учеников младших классов. Участники игры заранее оговаривают: какое из чисел — какое действие обозначает. Игроки строятся в Шеренгу на расстоянии вытянутых в  стороны рук. Если водящий (учитель) говорит «три» — все игроки должны поднять руки вверх, при слове «тринадцать» — руки на пояс, при слове  «тридцать» — руки вперед и т. д. (Можно придумать самые разные движения). Игроки должны быстро выполнить соответствующие  движения. Возраст: от шести лет 24 Игра развивает: внимательность, реакция Количество игроков: 7 и более "БИТВА Петухи" 4­14 участников. Подвижные игры для младших школьников коллективные это когда участников делят на пары, так, чтобы силы противников были примерно  равны. Но в данном случае это не обязательно. Для каждой пары определяется определенный терн (круг, квадрат), за который выходить  запрещено. Кто вышел ­ проигрывает автоматически. Правила: каждый из участников берет себя правой рукой за правую голень (так, чтобы передвигаться можно было только прыгая). Задача ­  вытолкнуть противника за пределы круга или заставить его отпустить руку, которой он держит ногу. Оба варианта ­ проигрыш. Выталкивать  можно только туловищем. Запрещено: сбивать с ног, толкаться свободной рукой. Если участник упал, и смог встать, но не отпустил руки, то игра продолжается Попади в шляпу! Раздайте детям пять игральных карт, орешков в скорлупе, соломинок для питья воды и т.д. и попросите их попасть этими предметами в  шляпу, стоя на определенном расстоянии от мишени.                                                                   Жучок Играющие становятся в полукруг а водящий на шаг впереди, спиной к ним. Правую ладонь он прижимает к правой стороне лица, ограничивая  свой обзор, а левую – к правому боку, ладонью наружу. Кто­нибудь из играющих несильно ударяет ладонью по ладони водящего, и все  играющие протягивают вперед правую руку с поднятым вверх большим пальцем. Водящий после удара поворачивается к игрокам и старается  угадать, кто прикасался к его ладони. Если он угадывает, то опознанный становится водящим. Если нет, то он опять водит. Подними стул 25 Взявшись руками за верхнюю часть спинки стула, поднять его прямыми руками над головой и опустить вниз. Победитель тот, кто выполнит  это задание большее количество раз, не отпуская стул на пол. Варианты: поднять стул, взявшись одной рукой за заднюю ножку, за переднюю и  т.д.  Выходят по двое от каждой команды и становятся рядом: рука об руку. По парам соприкасающиеся руки связывают, а свободными руками,  то есть один из участников левой, а другой правой рукой, должны завернуть приготовленный заранее сверток, обвязать его тесемкой и  завязать на бантик. Чья пара справится вперед – получает очко.  Зомби Дай руку Перед игрой дети выбирают территорию, за пределы которой нельзя выбегать. Выбирается один ведущий — салка, остальные игроки вольно перемещаются по площадке. Салка начинает ловить игроков, которые убегают от него, при этом дети стремятся взяться за руки с самым близким игроком. Взявшись за руки, они останавливаются друг другу лицом. В этом случае салка не имеет право их осалить. Если салка догнал одиночного игрока, они меняются ролями. Возраст: от шести лет Игра развивает: внимательность, выносливость, ловкость, реакция Количество игроков: 4 и более Место игры: улица Попрыгунчики — воробушки Замечательная детская игра. Предварительно на асфальте чертиться круг с помощью мела. В центре круга находится ведущий — «ворона». За кругом стоят все игроки, которые являются «воробушками». Они запрыгивают в круг и прыгают внутри него. Затем так же из него выпрыгивают. «Ворона» старается поймать «воробушка», когда тот скачет внутри круга. Если «воробушка» все­таки словили, то он становится ведущим и игра начинается сначала. Возраст: от шести лет Игра развивает: внимательность, ловкость, мышление, реакция 26 Количество игроков: 3 и более Место игры: улица Бездомный заяц Интересная игра для детей младшего школьного возраста. Из числа игроков выбирается охотник и бездомный заяц. Остальные игроки —  зайцы, чертят себе круг, и встают во внутрь. Бездомный заяц убегает, а охотник его догоняет. Заяц может спастись от охотника, забежав в любой круг, тогда заяц, что стоял в кругу,  должен сразу же убегать, потому что он становится бездомным, и охотник будет за ним охотиться. Как только охотник поймает зайца, он сам  станет зайцем, а бывший заяц — охотником. Возраст: от шести лет Игра развивает: внимательность, выносливость, мышление, реакция Количество игроков: 3 и и более Место игры: улица Гуси­лебеди Игра развивает реакцию и выносливость вашего ребенка. На одной стороне площадки проводится черта, отделяющая «гусятник». По середине площадки ставится 4 скамейки, образующие дорогу  шириной 2 — 3 метра. На другой стороне площадки ставится 2 скамейки — это «гора». Все играющие находятся в «гусятнике» — «гуси». За  горой очерчивается круг «логово», в котором размещаются 2 «волка». По сигналу — «Гуси­лебеди, в поле», «гуси» идут в «поле» и там гуляют. По сигналу «Гуси­лебеди домой, волк за дальней горой», «гуси»  бегут к скамейкам в «гусятник». Из­за «горы» выбегают «волки» и догоняют «гусей». Выигрывают игроки, ни разу не пойманные. Возраст: от шести лет Игра развивает: внимательность, выносливость, координация, ловкость, мышление, реакция Количество игроков: 4 и более Место игры: улица По алфавиту Чтобы имена лучше запомнились, чтобы потренировать внимание и умение быстро переключаться с одного задания на другое, можно провести в компании до 15 человек и такую игру. 27 Ведущий предлагает ребятам за определенное количество времени (за 10, 15 или 20 секунд) поменяться местами так: — чтобы все имена расположились по алфавиту; — чтобы все встали по цвету волос (слева — брюнеты, справа — блондины); — чтобы все встали по росту (слева — маленькие, справа — большие). Примечание. Эти упражнения могут быть еще веселее, если есть широкие скамьи, диваны, или очень устойчивые крепкие стулья. Тогда  ребята должны выполнить задания, стоя на скамьях, и переходить, не ступая на пол. Возраст: от шести лет Игра развивает: внимательность, координация Количество игроков: 5 и более Место игры: помещение Успей подобрать С этой игрой можно весело провести время в коллективе. В круг, диаметром 1 метр, становится участник с волейбольным мячом в руках. Сзади игрока лежат 8 тенисных (резиновых) мячей. По сигналу участник подбрасывает мяч вверх, и пока он находится в воздухе, старается подобрать как можно больше мячей и, не выходя из  круга, поймать мяч. Побеждает участник, которому удалось подобрать больше мячей. Возраст: от шести лет Игра развивает: внимательность, координация, ловкость, реакция Количество игроков: 2 Место игры: улица Необходимы вещи: мячи Шишки, желуди, орехи Подвижная игра, которая очень сильно нравится детям. Дети встают тройками и, взявшись за руки, образуют круг. Каждый из тройки имеет название: «шишки», «желуди», «орехи». Ведущий  находится за пределами круга. Ведущий произносит слово «орехи» (или «шишки», «желуди»), и все игроки, которые имеют это название, меняются местами, а ведущий  старается занять чье­то место. 28 Если это ему удается, то он стает орехом («желудем», «шишкой»), а тот, кто остался без места, стает на место ведущего. Возраст: от шести лет Игра развивает: внимательность, координация, ловкость, мышление, реакция Количество игроков: 7 и более Место игры: улица Цель Это интересная игра, развивающая ловкость, меткость и координацию. Дети стоят за линией круга. В центре круга — ведущий. У одного из  игроков мяч. Те, что стоят за кругом, кидают мяч в ведущего, стараясь попасть в него, или передают мяч товарищу, чтобы тот сделал бросок. Ведущий бегает, уклоняясь от ударов мяча. Игрок, который не попал мячом в ведущего, встает на его место. Возраст: от шести лет Игра развивает: внимательность, выносливость, координация, ловкость, меткость, реакция Количество игроков: 3 и более Место игры: улица Необходимы вещи: мяч Жмурки В игре может принимать участие сколько угодно детей, но не менее трех. Желательно иметь некоторое пространство, чтобы была  возможность двигаться, не натыкаясь на препятствия. Игра начинается с выбора водящего. Можно воспользоваться считалкой или просто  кинуть жребий. «Водиле» завязывают глаза и выводят на середину площадки, затем поворачивают его несколько раз вокруг собственной оси.  Дальше можно прочесть стишок или просто по команде разбежаться. Задача жмурки поймать игрока.  Правила игры:  1. Когда жмурка подходит к опасному предмету, все кричат «огонь», чтобы избежать травм. Но нельзя использовать это слово, чтобы  отвлечь внимание жмурки от игрока, который не может убежать.  2. Нельзя убегать далеко(желательно заранее обговорить границы участка для игры) и прятаться за какие­то предметы.  3. Жмурка должен узнать пойманного игрока не снимая повязки.  29 Пятнашки или салочки В игре принимает участие любое количество игроков, но не менее 3­х. Для игры желательно наличие площадки, по краям которой рисуют 2  круга – дома. Сначала выбирается водящий­ пятнашка или салочка. Затем все игроки разбегаются по площадке, а пятнашка их ловит.  Правила игры:  1. Игрок, которого салочка коснулся рукой меняется с ним местами. 2. Если игрок встает двумя ногами на какой­нибудь предмет, то он «спасся» от пятнашки.  3. Если игрок запрыгал на двух ногах, то он в безопасности, водящий не может его запятнать.  4. Игрок спасается от пятнашки, если забегает в круг­дом.  Большой мяч Для игры нужна достаточно ровная площадка(подойдет полянка) и большой мячик. Игроков желательно не менее 5. Все игроки, взявшись за руки встают в круг, а водящий внутри круга с мячом. Его задача выкатить мяч за пределы круга ногами. Тот, между чьими ногами проскочил мяч, становится водящим, только уже за кругом. Все игроки поворачиваются спиной к центру круга, а  водящий старается вкатить мяч в круг. Затем все повторяется. В течении всей игры запрещено брать мяч в руки и он не должен подниматься выше колен играющих.  Гонки на руках В игре принимает участие четное количество детей. Они делятся на команды по 2 человека. Один игрок берет второго члена команды за ноги.  Таким образом они должны добраться до финиша. На середине пути игроки меняются местами и продолжают двигаться дальше. Побеждает  команда, первой добравшаяся до финиша.  В игре может участвовать любое количество игроков. Сначала выбирается водящий. Он становится лицом к стенке или просто спиной к  остальным игрокам, которые располагаются в 10­15 шагах за ним. «Водила» произносит фразу «Тише едешь – дальше будешь» и быстро  оборачивается, внимательно оглядывая игроков. Игроки могут двигаться, только пока водящий произносит фразу. Когда он поворачивается,  Тише едешь ­ дальше будешь 30 все должны быть полностью неподвижными. Если игрок хоть немного пошевелится или даже просто улыбнется, то он выбывает из игры.  Побеждает тот, кто сможет вплотную приблизиться к водящему и коснется его рукой, когда он отвернется.  Зайцы в огороде В игре принимают участие не менее 3­х человек. Для игры требуется площадка , на которой чертятся два круга, один в другом. Диаметр  внешнего круга может быть 3­4 м, а внутреннего – 1­2 м. Водящий­ «сторож» находится во внутреннем круге (огороде), остальные игроки –  «зайцы» во внешнем. Зайцы прыгают на двух ногах – то в огород, то обратно. По сигналу ведущего, сторож ловит зайцев, которые оказались в  огороде, догоняя их в пределах внешнего круга. Те, кого сторож осалил, выбывают из игры. Когда все зайцы будут пойманы, выбирается  новый сторож и игра начинается снова.  Игра  для детей «Руки вверх!» В игре принимают участие 8 и более человек. Необходимо иметь 1 монету. Все делятся на 2 команды и садятся напротив друг друга за стол.  Одна команда получает монету, и участники передают ее друг другу под столом. Командир противоположной команды медленно (можно про  себя) считает до десяти, а затем говорит: «Руки вверх!». Игроки команды, передававшей монету, тут же должны поднять руки вверх, причем  руки сжаты в кулаки. Затем командир говорит: «Руки вниз!» – и игроки должны положить руки ладонями вниз на стол. Тот, у кого монета,  старается прикрыть ее ладонью. Теперь игроки противоположной команды совещаются, решают, у кого монета. Если они отгадали правильно,  монета переходит к ним, если нет – остается у той же самой команды. Передай апельсин Две команды встают в две шеренги напротив друг друга. Игроки в каждой команде, от первого до последнего, должны передать друг другу  какую­то круглую вещь: апельсин, мячик, круглую игрушку. При этом можно пользоваться только подбородком или плечом. Руками себе  помогать нельзя. Если вещь падает на пол, все начинается сначала. Укротитель диких зверей Поставьте в комнате стулья, на один меньше, чем гостей. Все занимают стулья, а один из играющих становится укротителем диких зверей. Он  медленно идет по кругу и называет подряд всех животных. Тот, чье животное названо (играющие предварительно выбирают их для себя),  31 встает и начинает медленно идти вслед за своим укротителем. Как только укротитель произносит слова «Внимание, охотники!», все  играющие, включая укротителя, стараются занять пустые стулья. Тот, кому места не хватило, становится укротителем диких зверей.  Попробуй, проколи! Один или два воздушных шарика привязывают к ноге или к обеим ногам детей. Задача игроков – проколоть любым способом чужие шары и  защитить свои собственные.  Пожарники Выверните рукава двух курток и повесьте их на спинки стульев. Стулья поставьте на расстоянии одного метра, спинками друг к другу. Под  стульями положите веревочку длиной два метра. Оба участника стоят у своих стульев. По сигналу они должны взять куртки, вывернуть  рукава, надеть застегнуть все пуговицы. Потом обежать вокруг стула соперника, сесть на свой стул и дернуть за веревочку.  Разыгрывание приза на счет три Два участника стоят друг против друга – перед ними на стуле лежит приз( чупа­чупс). Ведущий считает: раз, два, три… ста, раз, два, три….  надцать, раз, два, три… дцать и т.д. Побеждает тот, кто окажется внимательней и первым возьмет приз, когда ведущий скажет счет – три.  Угадай, кто я! Игра приходит веселее, когда в ней принимает участие сразу много гостей. Ведущему завязывают глаза, остальные берутся за руки и встают  вокруг «слепого». Ведущий хлопает в ладоши, и дети начинают двигаться по кругу. Ведущий хлопает еще раз – и круг замирает. Теперь  ведущий должен указать на какого­либо игрока и попытаться угадать, кто это. Если ему удается это сделать с первой попытки, то тот, кого  угадали, водит. Если же ведущий с первой попытки не угадал, кто перед ним, он имеет право дотронуться до этого играющего и попробовать  угадать второй раз. В случае правильной догадки водит ребенок, которого опознали. Как вариант этой игры, можно ввести правило, по  которому ведущий может попросить игрока что­либо произнести, изобразить животное – погавкать или мяукнуть. 32 Игра Кот и мышь Здесь такое правило, что «кот» ­ мальчик, а «мышка» ­ девочка.Оба становятся посередине круга, в котором мальчики среди  девочек. Держатся крепко за руки, идут неторопливо по кругу и приговаривают. А в нору, Миша, в нору, А к золотой кладовой. Мишка ­ в норку, А котик ­ за ножку: ­ Иди сюда! ­А что это за мышка­не убежит, А что же это за котик­Не догонит! Мишка ­ в норку, Котик ­ за ножку: ­ Иди сюда, иди сюда! Когда поднимают руки вверх, «мышка» убегает от «кота». Он бросается за ней, но перед ним опускают сцепленные  руки, не дают выскочить. Как прорвется и поймает «мышку», то те, кто не удержал, выходят на середину круга, и игра продолжается. 7.  Советы к проведению подвижных игр. Там, где подвижная игра, нет места скуке. Эти игры помогают сделать эмоциональную разведку, лучшему общению детей. Подвижная игра всегда требует от играющих двигательных усилий, направленных на достижение условной цели, оговоренной в правилах.  Особенность подвижной игры – ее творческий и соревновательный характер. В ней проявляется умение действовать вместе с коллективом в  меняющихся условиях. Каждая подвижная игра имеет свою игровую задачу: «догони», «поймай», «найди» и др. Не стоит в начале  ограничиваться дежурной фразой: «А сейчас мы поиграем в …» Организуя подвижную игру, помните, что лучше, если Вы будете в них  участником, как и ребята. Каждая игра имеет свои правила. Четко объясните их. Эффективнее это можно сделать, если одновременно с  рассказом Вы покажите действия, т. е. создадите образ предстоящей игры. Если во время игры правила не выполняются, приостановите игру,  сделайте комментарий происходящего и покажите, в чем ошибка. В ходе игры будьте эмоциональны и непосредственны.  Подбадривайте  ребят. Не упустите момент, когда игру лучше завершить. И еще, для некоторых игр требуется несложный инвентарь, приготовьте его заранее.  Хорошо подумайте, где Вам лучше организовать игру. Пусть это будет удобное и безопасное место. Часто для проведения игр надо разбиться  на команды, держите для этого несколько оригинальных считалок. 33 Литература: ­ Богданов Г.П., Утенов О.У. Система внеурочных занятий со школьниками  оздоровительной физической культурой, спортом и туризмом, 1993. ­ Богданов В.П. Будьте здоровы: Оздоровительная физическая культура, спорт и   туризм в кружковой работе с молодежью и взрослыми: методическое пособие, 1990. ­ Васильков Г.А., Васильков В.Г. От игры ­ к спорту, 1985. ­ Виноградов П.А. Физическая культура и здоровый образ жизни, 1991. ­ Каралашвили “Е.А.Физкультурная минутка” .Динамические упражнения для детей 6­10 лет. /Творческий центр “Сфера”Москва, 2002/  ­Ковалько В.И. “Поурочные разработки по физкультуре” /ВАКО, Москва, 2003/ 34 ­ Литвинова М.Ф. Русские народные игры. Москва, /Просвещение/ 1986. ­ Панкеев И. Русские народные игры.­ Москва, 1998. ­ Шмаков С. Нетрадиционные праздники в школе.­ /Новая школа/, Москва,  1997.  / 35

Программа кружка "Подвижные игры"

Программа   кружка "Подвижные игры"

Программа кружка "Подвижные игры"

Программа   кружка "Подвижные игры"

Программа кружка "Подвижные игры"

Программа   кружка "Подвижные игры"

Программа кружка "Подвижные игры"

Программа   кружка "Подвижные игры"

Программа кружка "Подвижные игры"

Программа   кружка "Подвижные игры"

Программа кружка "Подвижные игры"

Программа   кружка "Подвижные игры"

Программа кружка "Подвижные игры"

Программа   кружка "Подвижные игры"

Программа кружка "Подвижные игры"

Программа   кружка "Подвижные игры"

Программа кружка "Подвижные игры"

Программа   кружка "Подвижные игры"

Программа кружка "Подвижные игры"

Программа   кружка "Подвижные игры"

Программа кружка "Подвижные игры"

Программа   кружка "Подвижные игры"

Программа кружка "Подвижные игры"

Программа   кружка "Подвижные игры"

Программа кружка "Подвижные игры"

Программа   кружка "Подвижные игры"

Программа кружка "Подвижные игры"

Программа   кружка "Подвижные игры"

Программа кружка "Подвижные игры"

Программа   кружка "Подвижные игры"

Программа кружка "Подвижные игры"

Программа   кружка "Подвижные игры"

Программа кружка "Подвижные игры"

Программа   кружка "Подвижные игры"

Программа кружка "Подвижные игры"

Программа   кружка "Подвижные игры"

Программа кружка "Подвижные игры"

Программа   кружка "Подвижные игры"

Программа кружка "Подвижные игры"

Программа   кружка "Подвижные игры"

Программа кружка "Подвижные игры"

Программа   кружка "Подвижные игры"

Программа кружка "Подвижные игры"

Программа   кружка "Подвижные игры"

Программа кружка "Подвижные игры"

Программа   кружка "Подвижные игры"

Программа кружка "Подвижные игры"

Программа   кружка "Подвижные игры"

Программа кружка "Подвижные игры"

Программа   кружка "Подвижные игры"

Программа кружка "Подвижные игры"

Программа   кружка "Подвижные игры"

Программа кружка "Подвижные игры"

Программа   кружка "Подвижные игры"

Программа кружка "Подвижные игры"

Программа   кружка "Подвижные игры"

Программа кружка "Подвижные игры"

Программа   кружка "Подвижные игры"

Программа кружка "Подвижные игры"

Программа   кружка "Подвижные игры"

Программа кружка "Подвижные игры"

Программа   кружка "Подвижные игры"

Программа кружка "Подвижные игры"

Программа   кружка "Подвижные игры"

Программа кружка "Подвижные игры"

Программа   кружка "Подвижные игры"

Программа кружка "Подвижные игры"

Программа   кружка "Подвижные игры"

Программа кружка "Подвижные игры"

Программа   кружка "Подвижные игры"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.02.2017