Программа кружка внеурочной деятельности "Кубань- моя малая Родина" 5 класс
Оценка 4.6

Программа кружка внеурочной деятельности "Кубань- моя малая Родина" 5 класс

Оценка 4.6
Мероприятия
docx
классное руководство
5 кл
24.03.2019
Программа кружка внеурочной деятельности "Кубань- моя малая Родина" 5 класс
Данная программа по внеурочной деятельности рассчитана на 68 часов, включает разделы по истории края, г. Краснодара, поселка, выездные мероприятия. Программа разработана для учащихся 5 класса общеобразовательной школы. Реализуется программа на классных часах. Конечным продуктом являются презентации, рисунки, сочинения, детей. Для подготовки к занятиям используется различная литература по истории края, г. Краснодара.
Программа Внеурочка Кубань- моя малая родина.docx
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №38 Программа внеурочной деятельности духовно­нравственного направления «Кубань – моя малая  Родина»                                                                                  Разработана                                                                                                     учителем русского языка и                                                                           литературы                                                                                           МБОУ СОШ № 38.                                                                                          Ивановой Ю.А. Краснодар 2018 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА                  Внеурочная познавательная деятельность традиционно является одним из самых распространенных видов внеурочной деятельности детей младшего возраста в образовательных учреждениях России. Она может быть организована в форме факультативных, кружковых, библиотечных, классных   и   иных   занятий   познавательной   направленности, познавательных   экскурсий,   творческих   работ,   олимпиад,   викторин, исследовательских   проектов,   работы   научных   обществ   учащихся, интеллектуальных   клубов   и   т.п.   Любая   из   этих   форм   обладает достаточно большим воспитательным потенциалом, реализация которого является задачей педагога, организующего свою работу в соответствии  с новыми   федеральными   государственными   образовательными стандартами.             Одним   из   приоритетных   направлений   внеурочной   деятельности обучающихся является духовно­нравственное направление. Данная   программа   разработана   на   основе   Примерной   программы духовно­нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени общего   образования,   составлена   в   соответствии   с   требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта, Областного   базисного   учебного   плана,   на   основе   Концепции краеведческого образования  Краснодарского края Предмет   изучения  составляют   история   Кубани,   её   природно­ климатические   и   экологические   особенности,   этносоциальные, конфессиональные   и   культурные   традиции   народов,   населяющих   наш край,   представленные   в   интегрированной   форме.   В   ходе   реализации программы школьники получают знания об охране окружающей среды и бережного   отношения   к   ней.   Кроме   того,   в   процессе   углубленного изучения своей родины, дети знакомятся с жизнью замечательных людей своего   города   и   края,   занимаются   изучением   материальной   и традиционной   культуры   народов,   учащиеся совершенствуют навыки и умения научно­исследовательской работы.    живущих   рядом,              Актуальность и обоснованность программы  предопределены практической   направленностью   на   реализацию   органического   единства интересов   личности,   общества   и   государства   в   деле   воспитания гражданина   России,   способного   определить   свою   жизненную   позицию. Разноплановая формация о малой родине поможет расширить кругозор учащихся,   адаптироваться   в   жизни   и   реализовать   свои   гражданские права,   свободы   и   обязанности.   Внеурочная   деятельность   данного направления   может носить коллективный, групповой, индивидуальный характер. Теоретические и практические занятия должны проводиться с использованием новейших методик и технологий.   Программа духовно­ нравственной деятельности рассчитана на учащихся среднего школьного возраста   с   учётом   возрастных   особенностей,   предусматривает приобретение   основных   краеведческих   знаний   о   родном   крае, соответствует интересам учащихся и является реально выполнимой.         Реализация   программы   строится   на   формировании   самостоятельной   работы   обучающихся,   предполагает   проведение конкурсов и исследовательских проектов, викторин, интеллектуальных марафонов,   олимпиад,   научно­практических   конференций.   Ведущим видом   деятельности   является   развитие   познавательной   активности   и творческих   способностей   учащихся.   Содержание   программы   носит личностно­ориентированный и развивающий характер.         Цель программы: систематизация знаний о Кубани, накопленных в различных   предметных   областях,   выявление   общего   и   особенного   в развитии регионального социума в общероссийском контексте, а также создание   целостного  nпредставления   о   Кубани   как   самобытной   части Российского государства. Задачи программы:     Образовательные задачи: ­   формирование   представлений   о   различных   сторонах   жизни   своего города и края и его населения; ­   ознакомление   с   историей   и   современной   жизнью   своего   города   и Краснодарского края, как опорного края России; ­ развитие умения сочетать панорамный взгляд на регион с вычленением отдельных деталей повседневного бытия конкретной местности;  ­ изучение проблем развития края (города); ­ изучение литературы края.     Воспитательные задачи: ­ развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю; ­   формирование   личностно­ценностного   отношения   к   своей   малой родине, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства; ­ формирование толерантности и толерантного поведения  ­ укрепление семейных связей:   деятельности не только учащихся, но и их родителей;            наличие богатых возможностей для большого количества учащихся изучения   истории   края   через   семейные   архивы,   рассказы   родителей, бабушек и дедушек, других родственников;             изучение жизни края (города) в семье через беседы, совместное чтение   краеведческой   литературы,   книг   местных   писателей,   семейные экскурсии, просмотр видеоматериалов и видеофильмов;                   заинтересованность   содержанием   программы   внеурочной общая работа детей и родителей в деле охраны и восстановления природы, памятников истории и культуры;              совместное решение задач, стоящих перед местными жителями (все   это   объективно   работает   на   укрепление   отношений   между   пред­ ставителями разных поколений в семье);                       формирование экологической культуры, способности само­ стоятельно   оценивать   уровень   безопасности   окружающей   среды   как сферы   жизнедеятельности;   позитивно­сберегающего   отношения   к   ок­ ружающей среде и социально­ответственного поведения в ней; Развивающие задачи: ­   развитие   познавательных   интересов,   интеллектуальных   и   творческих способностей,   стимулирование   самостоятельной   познавательной деятельности; ­ стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, интереса учащихся к изучению малой родины через тематические акции НОУ;      ­   адаптация   к   реальной   действительности,   к   местной   социально­ экономической и социально­культурной ситуации; ­ ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы; ­   формирование   способности   и   готовности   к   использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни;  ­   стимулирование   участия   учащихся   в   повседневной   реальной   жизни своего города, развитие установки на стремление внести личный вклад в совершенствование жизни своего края, реализацию культурно­творческой инициативы.        Программа рассчитана для учащихся 5 классов. Продолжительность реализации   1   год.   Программа   реализуется   при   двухчасовом   режиме работы в неделю, всего 68 часа, продолжительность занятия – 40 минут.  Содержание программы   для       широкие возможности       Содержание разработанной программы достаточно универсально, что предоставляет создания индивидуализированных учебно­тематических планов. При этом учителю предлагается   дать   собственный   подход   в   части   структурирования материала,   а   также   путей   формирования   системы   знаний,   умений   и способов деятельности, развития и социализации учащихся. Тем самым, данная программа содействует сохранению единого образовательного и воспитательного   пространств,   не   сковывая   творческой   инициативы, предоставляет   широкие   возможности   для   реализации   различных подходов   к   построению   всего   курса,   формированию   ключевых компетенций. Программа выполняет две функции: ­ информационно­методическая функция ­ позволяет всем участникам внеурочной деятельности получить представление о целях, содержании, воспитании и развитии учащихся средствами данного направления;       ­   организационно   ­   планирующая     функция   ­   предусматривает   выделение   этапов   деятельности,   структурирование   материала, определение   его   количественных   и   качественных   характеристик   на каждом из этапов. Реализация   обозначенного   подхода   предполагает   следование   общим принципам:          ­ признание приоритета воспитательных задач, его нацеленности на формирование   патриотов   страны,   своего   края,   района,   города, рачительных хозяев;             ­   выделение   этапов   подготовки   школьников   в   соответствии   с возрастом   учащихся,   с   определением   конкретных   образовательных   и воспитательных задач этих этапов при соблюдении преемственности  в подготовке   учащихся   от   ступени   к   ступени,   сохранении   на   всем протяжении   реализации   программы   внеурочной   деятельности   единства целей и принципов. В содержании:                  ­ изложение содержания с территориально ­ хронологических позиций;                ­ понимание этапов представляемой программы, позволяющих учащимся увидеть край как сложный, многообразный, противоречивый, но целостный, единый мир.  Следовательно,   курс   данной   программы,   должен   быть   интегративным, вбирающим   в   себя   географические,   биологические,   экологические, хозяйственно­экономические,   правовые, конфессиональные,   этнографические,   лингвистические,   исторические, культурологические   компоненты.   Однако,   опираясь   на   содержание традиционных школьных предметов (на их НРК), содержание программы духовно­нравственного   направления   при   этом   не   должно   являться повтором сведений из этих предметов;           несводимость   данного   курса   к   содержанию   ни   одного   другого школьного предмета (окружающий мир, география, история и др.): имея свой   объект   изучения,   выступая   средством   рассмотрения   края   как целостной системы, оно выходит на вопросы, которые не рассматривает ни один из других школьных предметов;        принципиальное различие содержания национально­регионального и краеведческого   компонента   для   каждого   конкретного   населённого пункта;            пристальное внимание к субрегиональному материалу, к изучению истории   и  сегодняшней   жизни   своего   города,  района,  посёлка,   улицы, дома;             опора   на   принцип   рассмотрения   краеведческих   вопросов   через единство России и края (в единстве соотношения Краснодарского края как части географического и исторического целого ­ России;   социально­политические, ­   реализация   важнейшей   особенности   данного   направления           обращение   к   реалиям   повседневной   жизни   кубанцев,   решение воспитательных   задач   курса   с   помощью   содержания,   актуального   для учащихся,   осуществление   личностно­ориентированного   подхода   при определении сущности изучаемого курса. В организации:   внеурочной деятельности;          ­ придание особой роли наглядности в реализации программы в ау­ диторных   условиях,   интенсивное   использование   аудио   ­   и   визуальных материалов, мультимедийных технологий;                ­  вовлечение  в  практическую   деятельность   по   изучению   края (города) через обучение учащихся работе с источниками и справочной литературой   и   ученические   исследования   (НОУ),   экспедиции (археологические,   экологические,   геологические,   этнографические, фольклорные   и   археографические   и   т.п.),   экскурсии   и   туристические походы.                    Программа курса духовно­нравственного направления в ходе внеурочной   деятельности     школьников   по   программе   «Кубань   –   моя малая родина», представлена в виде восьми блоков, каждый из которых предусматривает   реализацию   целей,   задач,   ключевых   вопросов представляемой программы.  1. Вводная беседа (1час). 2. История моей семьи (5 часов). 3. История моего города (5 часов).     4. История создания нашего края (5 часов). 5. Город Краснодар­ столица края (5 часов). 6. Традиции Кубани (18 часов). 7.Краснодарский край –  субъект Российской Федерации (6 часов). 8. Кубань литературная (14 часов). 9. Природные комплексы края (9 часов). Каждый блок разделён на разделы по тематике курса ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ Личностные результаты: 1. Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма,: любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее  многонационального   народа   России;   осознание   своей   этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ   культурного   наследия   народов   России   и   человечества;   усвоение   демократических   и   традиционных   ценностей гуманистических, многонационального   российского   общества;   воспитание   чувства ответственности и долга перед Родиной. 2. Формирование ответственного отношения к учению, овладение навыками саморазвития и самообразования. 3. Формирование   целостного   мировоззрения,   соответствующего coвременному   уровню   развития   науки   и   общественной   практики, учитывающего   социальное,   культурное,   языковое,   духовное   многообразие современного мира 4.   Формирование   осознанного,   уважительного   и   доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку. вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания. 5. Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм  социальной жизни в группах и сообществах. 6. Развитие морального сознания, повышение уровня компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения. 7. Формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста,  взрослыми. 8.  Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи. 9.  Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия   народов   России   и   мира,   творческой   деятельности   эстетического характера. Метапредметные результаты: 1. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и   формулировать   для   себя   новые   задачи   в   учёбе   и   познавательной деятельности. 2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. 3. Умение   соотносить   свои   действия   с   планируемыми результатами,   осуществлять   контроль   своей   деятельности   в   процессе достижения   результата,  определять   способы   действий   в   рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. 4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  правильность или ошибочность её решения. 5. Владение   основами   самоконтроля,   самооценки,   навыками принятия   решений   и   осуществления   осознанного   выбора   в   учебной   и познавательной деятельности. 6. Умение   определять   понятия,   обобщать,   устанавливать аналогии,   классифицировать,   самостоятельно   выбирать   основания   и критерии   для   классификации,   устанавливать   причинно­следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения и делать выводы. 7.  Владение навыками смыслового чтения текста и усвоения его  содержания. 8. Умение   организовывать   учебное   сотрудничество   и   совместную деятельность с учителем и сверстниками. 9. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.  Предметные результаты: 1. Овладение   целостными   представлениями   о   природных особенностях своего региона и его историческом пути. 2. Систематизация знаний о природе, истории, особенностях развития хозяйства   кубанского   региона   и   культуры   народов,   проживающих  на   его территории. 3. Чтение исторических и географических карт Краснодарского края с опорой на легенду. Определение 4.   своего   отношения (аргументированно) к наиболее значительным событиям и личностям в истории Кубани.   и   объяснение 5.   навыков деятельности в курсе «Кубановедение». Формирование   проектно­исследовательской 6. Выполнение информационно­творческих проектов. В РЕЗУЛЬТАТЕ  ИЗУЧЕНИЯ  ПРОГРАММЫ Учащиеся должны  знать/понимать ­ географическое положение кубанского региона; ­ рельеф территории и природно­ресурсный потенциал; ­ климатические условия на Кубани и внутренние воды; ­ типы   почв   Краснодарского   края   и   каково   их   хозяйственное использование; ­ растительный и животный мир Кубани и своей местности; ­ редкие и исчезающие виды растений и животных Краснодарского края; ­ природные   и   природно­хозяйственные   комплексы   на   территории Кубани; ­ экологические проблемы и пути их разрешения; ­ особенности населения и хозяйственного развития региона; ­ основные этапы и ключевые события истории Кубани в контексте российской истории; ­ открытия   кубанских   учёных   и   их   вклад   в   сокровищницу отечественной и мировой науки; ­ историко­культурные   и   природные   памятники   родного   края (своего района, города); ­ произведения кубанских писателей и публицистов; ­ фольклор народов, населявших Кубань в различные исторические периоды; ­ истоки и наиболее характерные черты кубанских говоров; ­ значение диалектных слов в произведениях кубанского фольклора; их роль в художественной литературе; ­ литературные произведения, отражающие кубанскую тематику; ­ музыкально­культурное наследие региона; ­ выдающихся представителей художественной культуры Кубани прошлого и настоящего (художников, архитекторов, скульпторов, мастеров ДПИ); ­ особенности декоративно­прикладного искусства местных этнических  общностей; уметь ­ показывать на карте основные географические объекты края; ­ характеризовать наиболее известные природные объекты, памятники  истории и культуры своей местности; ­ объяснять последствия влияния человека на природные компоненты; ­ описывать внешний вид представителей живого мира Кубани; ­ находить необходимую информацию по кубановедению в разных  источниках краеведческой литературы: материалах местных СМИ, сети  Интернет и др.; ­ систематизировать разнообразную информацию о Краснодарском крае на  основе собственных представлений об основных закономерностях развития  общества; ­ показывать   на   исторической   карте   территорию   Кубани   в различные   исторические   эпохи   и   периоды,   расселение   народов, основные   населённые  пункты,   места   важнейших   исторических событий; ­ излагать   в   устной   и   письменной   форме   полученные   знания   по кубановедению,  участвуя  в дискуссиях,  викторинах, олимпиадах,  конкурсах, выполняя творческие работы (сочинения, отчёты об экскурсиях, рефераты); ­ объяснять   своё   отношение   к   наиболее   значительным   событиям   и личностям, аргументировать собственную точку зрения; ­ анализировать   идейное   содержание   и   художественные   достоинства произведений литературы и искусства кубанских авторов; ­ понимать   образный   язык   разных   видов   искусства;   оценивать творчество   местных   художников,   архитекторов,   скульпторов, народных мастеров Кубани; ­ отличать литературные слова и выражения от диалектных; использовать приобретённые знания и умения в практической  деятельности и повседневной жизни для ­ определения   опасных   для   человека   растений,   грибов   и   животных,   в чающихся в своей местности; ­ понимания   роли   антропогенного   фактора   в   изменении   природных комплексов Краснодарского края; ­ познания себя как представителя этнокультурного, конфессионального сообщества и пространства; ­ понимания причин и значимости происходящих событий и определения собственного отношения к ним; ­ объяснения обычаев и традиций, распространённых на Кубани; ­ сохранения и дальнейшего развития культурных традиций своего народа; ­ высказывания   собственных   суждений   о   культурно­историческом наследии народов многонациональной Кубани; ­ общения с людьми различных национальностей и религиозных взглядов: ­ формирования   художественного   вкуса,   эмоционально­ценностного отношения к художественно­культурному наследию; ­ адекватной   оценки   собственных   способностей   и   возможностей   их изменения в будущем.                      Календарно­тематическое планирование Тема урока Кол­ во часов Характеристика деятельности учащегося Разъяснить цели и задачи занятий 1 1. Вводная беседа История моей семьи (5ч) 1 1 2. История моей семьи 3. Моя родословная Генеалогическое дерево семьи.  Рассказать историю семьи, семейные традиции, о  семейном воспитании, праздниках. Подвести итоги  урока.   Объяснять   понятия   родословная,  генеалогическое дерево.  Составить  генеалогическое   дерево   семьи. Рассказ   учителя,   беседа,   практическая   работа, творческий   проект   с   защитой,   исследовательский проект. 4. 1 Просмотр   и   исследование   семейных   фото, Старые фотографии рассказали. Вклад   семьи   в развитие   своего края.  5. Традиции семьи 6. Практическая работа. 1 1 обсуждение, выполнение практической работы Характеризовать   традиции   и   уклад   жизни   семьи. Определить семейные ценности. Изучение традиций семьи и их описание. Составление генеалогического дерева.  1 История моего города ( 5 ч) 7. История создания строительства города Краснодара  Изучить историю города. Называть дату основания Екатеринодара, знать первого главу города                ( Д.С.Волкорез) Начать «Екатеринодар­Краснодар»   сбор   материалов   для   альбома 1 1 1 1 8. История   школы и других учреждений города.   9. Народы, населяющие наш город   в 10. Традиции народов, живущих городе 11. Практичес кие работы. Изучение   материалов   об   истории   школы   и   других учреждений родного города Характеризовать традиции и уклад жизни народов, населяющие наш город. Изучение   и   описание   традиций   народов, живущих в городе. Провести экскурсию по городу целью изучения его истории развития. История создания нашего края.(5 ч.) 1 1 1 1 12. Переселение  казаков на  Кубань. 13.  Выгодное  расположение.  Велик ли  Краснодарский  край?  14.  Поверхность  края. Причуды  климата. Тайны  географических  названий края.  15. Полезные  ископаемые  Краснодарского  края. Древняя  история  подземных  сокровищ  Кубани. 16. Практические  работы. 1 Изучить   историю   переселения   казаков   на   Кубань. Характеризовать   образ   жизни   казаков.   Определить территорию   расселения.   Переселение   казаков­ раскольников.   Знать   роль   лидеров   казачьего переселения. Знать   расположение   Краснодарского   края. Научиться   определять   по   карте   территории   края, раскрыть   значение   понятий   административно­ территориальное образование. Знать   основные   формы   рельефа   территории   края. Знать в зоне каких климатических поясов находится наш край. Знать   полезные   ископаемые   нашего   края.   Делать вывод   об   обеспеченности   региона   природными богатствами. Работа с картой Краснодарского края. Исследование полезных ископаемых края.  Город Краснодар – столица края (5 часов) 17.  История  города. 18. Происхождение названий улиц  города.  19. 1 1 1 Изучить   историю   образования   города   от   даты освоения   до   сегодняшнего   дня.   Провести   анализ развития   города.   Знать   дату   освоения,   дату ежегодного празднования «Дня города Краснодара» Изучить   названия   улиц   города   Краснодара.  Узнать их происхождение. Узнать историю улиц названных в честь выдающихся личностей России, края и героев Великой отечественной войны. Изучить   символику   города.   Знать   главу Символика  города.  20.Известные и  почетные  жители города.  21. Практическая  работа. 1 1 муниципального образования города Краснодар. Подготовить сообщения, презентации об известных, почетных гражданах города. Изучить их биографию. Работа   по     контурной   карте   с   целью   обозначения границ города. Работа с топонимическим словарём. Подготовить информационные проекты  Выяснить   уважительное   положение   матери   для казаков;   подобрать   кубанские   песни   о   матери; готовиться к проведению праздника 4 2 Традиции Кубани(18 часов) 22­23 Исторические  традиционные  праздники  народов  Кубани. (проект) 24­27 День матери –  казачки ­21  ноября.  (подготовка и  проведение праздника для  мам и бабушек) 28­29 Рождественские встречи.  Экскурсия в  поселковую  церковь Серафима  Саровского 30­31 Широкая  масленица.  Традиции  проведения на  Кубани. 32­33 День  космонавтики.  2 2 2 Рассказать о традициях празднования Рождества на Кубани. Подготовить памятку «Правила поведения в храме». Посетить храм. Описать свои впечатления в сочинении. Рассказать о традициях празднования Масленицы на Кубани Рассказать о космонавтах­ кубанцах. Рассказать   о   традициях   празднования   Пасхи   на Кубани. Посетить храм. Беседа со священником  о «Празднике праздников». Подготовить   рассказ   о   родственниках­   участниках Вов. 2 Виртуальная  экскурсия в  музей  космонавтики.  ВДЦ «Орленок» 34­35 Пасхальный  перезвон.  Экскурсия в  поселковую  церковь Серафима  Саровского 36­37 День Победы.  Участие в  параде,  посвященном  Дню Победы.  Участие в  шествии  «Бессмертный  полк» 38­39 Троицин день.  Встреча с отцом Ефремом Краснодарский край –  субъект Российской Федерации. ( 5 часов) Рассказать   о   традициях   празднования   Троицы   на Кубани. Посетить храм. Беседа со священником  о празднике. 2 2 40. Краснодарский  край на картах  мира и  России.  41. Границы, пограничные территории. 42.  Города нашего  края. 43.  Официальные  1 1 1 1 Работа   с   контурными   картами,   определение территории края. Изучить субъекты, ближайших соседей края. Работа с картами. Изучить   города   края.   Выделить   города­герои. Провести роботу с   дополнительными источниками по истории происхождения городов края. Изучить символику края. Герб, гимн, флаг. символы. 1 1 44. Губернатор и  правительство  края. 45.  Практическая  работа. Знать губернатора края, правительство края.  Работа   по   контурной   карте   с   целью   обозначения границ Краснодарского края. Изобразить герб, флаг. Оформить   фотоальбом   достопримечательностей города Краснодара. Знакомство   с   произведениями   кубанского фольклора и кубанских писателей о семье  Знакомство   с   произведениями   кубанского фольклора   и   кубанских   писателей   о   казачестве, воинской службе, долге перед Родиной. 1 1 Кубань литературная (13 часов) 46. «Мир в семье –  семья в мире»  День кубанской семьи – 18 сентября 47. «Родились мы  казаками, с  нами слава  родилась» День кубанского  казачества – 15  октября 48. «На ком дом  казачий  держится» День матери – казачки. 21 ноября 49. «Где песня  льётся, там  легче живётся» 50. «Кубань  православная:  Рождество»  Рождество  1 1 1 Знакомство   с   произведениями   кубанского фольклора и кубанских писателей о матери Знакомство с казачьими песнями. Знакомство с Рождественскими песнями Христово –  7января 51. «Дети Кубани в годы Великой  Отечественной  войны». День юного героя  антифашиста ­8 февраля 52. «Православная  вера кубанских  казаков»  Декада  православной книги­ 1­10  марта 53.  «Природные  сокровища  Кубани» День  Земли – 22  апреля 54. «Краснодар –  город Воинской славы» День  победы ­9 мая 55. «Писатель  Кубани –  детям»:  Приключения  казачат. 56. «Писатель  Кубани –  детям»: Стихи  В.Д  Нестеренко. 57. «Писатель  Кубани –  детям»:  Рассказы  1 Знакомство с произведениями писателей­ кубанцев о ВОв 1 Знакомство с произведениями о вере казаков 1 1 1 1 1 Знакомство с произведениями писателей­ кубанцев о сокровищах  родной земли. Стихи кубанских поэтов о войне и победе. Знакомство с произведениями кубанских поэтов о детстве. Подготовить рассказ о жизни и творчестве. Подготовить рассказ о жизни и творчестве. Подготовить рассказ о жизни и творчестве. 1 В.Бардадым. («Ванькины  проблемы») 58. Писатели  Кубани. И.Ф.  Варавва 59. «Писатель  Кубани –  детям»:  «Казацкие  сказки» Природные комплексы нашего края.( 5 ч) 1 Подобрать   кубанские   сказки.   Инсценировать   одну из известных кубанских сказок 1 1 1 1 1 60.  Представители  животного и  растительного  мира, редкие и  исчезающие  растения и  животные.  61.  Красная книга  Кубани. 62.  Край рек,  морей и  лиманов.  Водные  объекты нашего края. 63. Моря – водные здравницы. 64. Характеристик а местных рек и лиманов,  использование в хозяйственной  Приводить   примеры   растений   местности.   Изучить лекарственные   растения   края.   Называть   растения, наиболее встречающиеся на Кубани. Рассказывать, как   меняется   растительный   мир   с   изменением высоты.   Изучить   животных   края   и   их распространение по территориям края Изучить   животных   и   растения,   занесенных   в красную книгу Кубани. Подготовить презентации на заданную тему. Объяснить   понятия   плавни,   лиманы.   Работа   по карте, изучить границы Черного и Азовского морей, характеризовать   их   географическое   положение. Изучить реки Кубани. Сравнить моря края с морями России, установить черты   сходства   и   различия.   Рассказывать   об обитателях   морей   Краснодарского   края.   Знать   о города­курорты, их функциональную деятельность. Раскрывать   понятия   старица,   рукав   реки,   пойма. Называть и показывать на карте степные и горные реки.   Оценить   роль   и   значение   рек   и   лиманов   в жизни и хозяйственной деятельности  кубанцев. деятельности. 65.  Природные  комплексы и их охрана. 66. Заповедники  XXI  века. 67.  Практическая  работа. 68. Поездка в  Кавказский  биосферный  заповедник 1 1 1 1 Изучить памятники природы края. Знать какие меры проводятся для их сохранения. Изучить   заповедники   края.   Сравнить   заповедники края и России. Заочная   экскурсия   в   Кавказский   государственный заповедник.   Конкурс плакатов и рисунков «Берегите природу!»  Участие в викторине об охраняемых территориях и заповедниках нашего края, памятниках природы. Заочное путешествие по реке Белой. Составление   правил   поведения   на   территории памятников природы. Экскурсия   по   Кавказскому   биосферному заповеднику.   Применение   правил   поведения   на территории составленных самостоятельно на предыдущих занятиях заповедника,     УЧЕБНО­МЕТОДИЧЕСКОЕ  ОБЕСПЕЧЕНИЕ Учебные пособия Близнюк   Е.   П.,   Лукьянов   С.   А.,   Терская   И.   А.   Рабочая   тетрадь   по кубановедению   для   6   класса   общеобразовательных   учреждений.   Краснодар, 2016. Бодяев   Ю.   М.  Символы   Краснодарского   края:   Пособие   для   общеобразо­ вательной школы: 2­е изд. Краснодар, 2017. Гриценко   Р.   М.  Русский   язык:   Литературная   норма   и   кубанские   говоры: Учебник для 5­9 кл. общеобразовательной школы. Краснодар, 2007. Гриценко   Р.   М.,   Терская   И.   А.,   Шаламов   Р.   Ю.   Рабочая   тетрадь   по кубановедению   для   8   класса   общеобразовательных   учреждений.   Краснодар, 2016. Лукьянов   С.   А.,   Верич   А.   Н.,   Терская   И.   А.   Рабочая   тетрадь   по кубановедению для 7 классов общеобразовательных учреждений. Краснодар, 2016. Науменко Т. А., Хачатурова Е. А. Рабочая тетрадь по кубановедению для 5 классов общеобразовательных учреждений. Краснодар, 2014. Ратушняк   В.   Н.,   Еремеева   А.   Н.,   Лукьянов   С.   А.,   Шевченко   А.   В. Кубановедение:   Учебное   пособие   для   9   класса   общеобразовательных учреждений. Краснодар, 2017. Трехбратов   Б.   А.,   Бодяев   Ю.   М.,   Лукьянов   С.   А.,   Гриценко   Р.   М. Кубановедение:   Учебное   пособие   для   8   класса   общеобразовательных учреждений. Краснодар,2014. Трехбратов Б. А., Бодяев Ю. М., Терская И. А., Криштопа А. Н., Лукьянов С. А. Кубановедение: Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. Краснодар, 2016. Трехбратов Б. А., Бондарь В. В., Терская И. А., Казарян К. П., Криштопа А. Н.,   Лукьянов   С.   А.   Кубановедение:   Учебник   для   6   класса   общеобразо­ вательных учреждений. Краснодар, 2016. Трехбратов   Б.   А.,   Хачатурова   Е.   А.,   Науменко   Т.   А.   Кубановедение: археология, мифология, культура: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. Краснодар, 2015. Шаргородская   Т.   И.   Вопросы   обществознания   в   курсе   кубановедения. Элективный   курс:   Учебное   пособие   для   учащихся  8­9  классов   общеобразо­ вательных учреждений. Краснодар,2012. Дополнительная литература Адыгская (черкесская) энциклопедия / Гл. ред. проф. М. А. Кумухов. М., 2006. Апостолов   Л.   Я.   Географический   очерк   Кубанской   области.   Краснодар: Традиция, 2010 Аутлев М. Г. Адыги и русские: дорогами второго тысячелетия. Краснодар, 2000. Ачкасова   А.  Ф., Дмитриев   А.  В. и  др. Дольмены:  современники  древних цивилизаций. Краснодар, 2001. Бардадым В. П. Зодчие Екатеринодара. Краснодар, 1995. Бардадым В. П. Радетели земли кубанской: 2­е изд. Краснодар, 1998. Бардадым В. П. Этюды о Екатеринодаре. Краснодар, 1992. Бодяев Ю. М. Кубанские были: Книга для чтения. Краснодар, 2012. Бондарь   В.   В.   Город   Екатеринодар   в   пространстве   и   времени:   Опыт исторической урбанистики: Монографический сборник. Краснодар, 2006. Гангур Н. А. Материальная культура кубанского казачества (конец XVIII ­ начало XX в.): В 2­х т. Краснодар, 2009. Голиков В. И. Фауна Кубани: видовой состав и экология. Краснодар, 2007. Денисов   Н.   Г.,   Лях   В.   И.   Художественная   культура   Кубани.   Краснодар, 2000. Захарченко В. Г. Народные песни Кубани. Вып. 1,2. Краснодар, 1987. Зеленский   Ю.   В.   Земля   незнаемая:   Очерк   о   средневековой   Тамани. Краснодар, 2014. Ильяхов А. Г. Эллада и Кубань: сквозь времена и дали: Очерки. Краснодар, 2012. История   Кубани   с   древнейших   времен   до   конца   XX   века:   В   2   ч.   Ч.   1: История Кубани с древнейших времен до 1917 года. Краснодар: Перспективы образования,2011. Казачинский В. П., Бондарь В. В. Архитектура и градостроительство Кубани ХГХ­ХХвв. Ч. 2: Архитектура Кубани до 1917 г.Краснодар, 2001. Кирей   Н.   И.   Урбанизационные   тенденции   в   интерьере   современного сельского жилища славянского населения Кубани // Археология и этнография Северного Кавказа. Краснодар, 1998. Ковешников   В.   Н.   Населённые   пункты   Кубани:   Краткий   топонимический словарь. Краснодар, 2014. Комиссинский   В.   Г.   На   пути   к   песенному   театру:   Частушки,   припевки, страдания, кубанские застольные песни. Краснодар, 2002. Корсакова   Н.   А.   Подвижники   Кубани:   Очерки.   Краснодар:   Перспективы образования,2015. Красная книга Краснодарского края. Краснодар, 2007. Крюкова А. В. Досуг и развлечения горожан Кубанской области и Черно­ морской губернии (1861­1914 гг.). Краснодар, 2017. Кубановедение от А до Я: Энциклопедия / Под общ. ред. В. Н. Ратушняка. Краснодар,2008. Кубанская свадьба. Краснодар,2008 Кубань   многонациональная:   Этнографический   словарь­справочник   /   В.   И. Колесов и др. Краснодар, 2007. Кулинич М. В., Щурик Н. Л. Женский костюм как этнографический  ис­ точник (К вопросу о женском костюмном комплексе кубанского казачества) // Вопросы казачьей истории и культуры. Майкоп, 2002. Летопись Кубанского казачьего войска: 1696­2006 гг. / Под ред. В. Н. Ра­ тушняка. Краснодар, 2007. Литвинская   С.   А.   Экологическая   энциклопедия   деревьев   и   кустарников (экология, география, полезные свойства). Краснодар, 2006. Литература   Кубани:   Хрестоматия   для   5­6   классов   общеобразовательных учреждений / Сост. С. А. Лукьянов. Краснодар, 2013. Литература   Кубани:   Хрестоматия   для   7­8   классов   общеобразовательных учреждений / Сост. С. А. Лукьянов. Краснодар, 2013. Литература   Кубани:   Хрестоматия   для   9   класса   общеобразовательных учреждений / Сост. С. А. Лукьянов. Краснодар, 2013. Лотышев   И.   П.   Популярный   иллюстрированный   географический   словарь Краснодарского края: 2­е изд. Краснодар, 2009. Маслов А. В. Кубанская старина. Жизнь и быт казаков: 2­е изд. Краснодар, 2008. Маслов А. В. Три века истории Кубани. XVIII­XX  вв.:  вопросы, ответы. Краснодар, 2013. Матвеев   О.   В.   Кавказская   война:   от   фронта   к   фронтиру:   Историко­ан­ тропологические очерки. Краснодар: Эдвин, 2015. Матвеев О. В., Фролов Б. Е. Очерки истории форменной одежды кубанских казаков (конец XVIII в. ­ 1917 г.). Краснодар, 2000. Научно­практическое  использование календаря природы в Краснодарском крае / Авт.­сост. В. П. Чучмай. Краснодар, 2005. Пархоменко Н. К. Русские песни казаков Дона и Кубани. Краснодар, 1998. Печёрина   Л.   А.   Занимательное   кубановедение:   Вопросы   и   ответы. Краснодар, 2014. Печёрина Л. А., Терская И. А., Оробец А. А. Краснодар: география, исто­ рия. Краснодар, 2013. Печёрина Л. А. Памятники природы Кубани. Краснодар, 2012. Писатели   Кубани:   Сб./   Сост.  Краснодарская   краевая   детская   библиотека имени братьев Игнатовых; отв. за вып. В. Ю. Соколова. Краснодар, 2007. Платонов И. Кубань православная ­ первозванная: Фотоальбом. Краснодар, 2000. Платонов   И.,   Рябухин   А.   Красавица   Кубань.   Достопримечательности Краснодарского края и Республики Адыгея: Фотоальбом. Краснодар, 2007. Плотников Г. К., Стрельников В. В., Островских С. В., Пашков А. Н., Жу­ кова Т. И., Пескова Т. Ю. Редкие и исчезающие животные Краснодарского края. Краснодар, 2007. Плотниченко Г. М. Статьи и воспоминания. М., 1980. Ратушняк   В.   Н.   История   Кубани   в   датах,   событиях,   фактах.   Краснодар, '.003. Ратушняк   В.   Н.   Кубанские   исторические   хроники.   Малоизвестное   об известном: Очерки: 3­е изд. Краснодар, 2015. Ратушняк В. Н., Кумпан В. А. Северо­Западный Кавказ в условиях рыночной экономики: Очерки социально­экономического развития (Начало и конец XX в.). Краснодар, 2007. Родная Кубань: Книга для чтения / Под ред. В. Н. Ратушняка. Краснодар, 2008. Савва   М.   В.   Межнациональные   отношения:   теория,   практика,   проблемы. Краснодар, 2002. Сень Д. В. «Войско Кубанское Игнатове Кавказское»: исторические пути казаков­некрасовцев (1708 г. ­ конец 1920­х гг.): 2­е изд. Краснодар, 2002. Серова М. И. Декабристы на Кубани. Краснодар, 2001. Соловьев В. А. Екатеринодарская крепость. Краснодар, 1997. Соловьев В. А. Суворов на Кубани. Краснодар, 2001. Терновский С. С. Свято­Георгиевский храм. Краснодар, 2000. Ткаченко П. Кубанский говор: Опыт авторского словаря. М., 1999. Трепавлов В. В. История Ногайской Орды. М., 2001. Трехбратов   Б.   А.   Кубановедение:   Историко­краеведческий   словарь   шко­ льника. Ч. I. Краснодар, 2007. Трехбратов   Б.   А.,   Жадан   В.   А.   Кубановедение:   Историко­краеведческий словарь школьника. Ч. II. Краснодар, 2007. Туравец   Н.   Р.   Система   регионального   непрерывного   художественно­ эстетического образования. Ч. 3: Музыкальная культура Кубани. Краснодар, 1997. Фролов Б. Е. Одежда черноморских казаков в конце XVIII ­ начале XIX в. // Новые материалы по этнографии кубанских казаков. Краснодар, 1993. Хмара Е. В. Имена на карте Кубани: Рассказы и очерки. Краснодар: Пер­ спективы образования, 2012. Хрестоматия   по   истории   населения   Кубани   и   Восточного   Причерномо­ рья/Под ред. В. Б. Виноградова. Ч. 1. Армавир, 2001 Чирг А. Ю. Культура жизнеобеспечения адыгов // Культура и быт адыгов (Этнографические исследования). Вып. VIII. Майкоп, 1991. Шаповалова А. В. Костюм кубанских казачек второй половины XIX ­ начала XX в.: компонентный анализ // Социально­гуманитарные знания: Региональный выпуск. 2009. Шахова   Г.   С.   Штрихи   к   портрету   города   //   Кубанский   краевед.   Вып.   3. Краснодар, 1992. Щербина Ф. А. История Кубанского казачьего войска: В 2­х т. Краснодар, 2007. Энциклопедический  словарь  по  истории  Кубани  с древнейших  времен  до 1917 г./ Сост. и науч. ред. Б. А. Трехбратов. Краснодар, 1997. Атласы и карты История Кубани: Атлас с комплектом контурных карт, 10­11 кл. Краснодар, 2014. Карта   Краснодарского   края   и   Республики   Адыгея   административная (120x120). Карта Краснодарского края и Республики Адыгея физическая (120 х 120). Цуциев   А.  А.  Атлас   этнополитической   истории   Кавказа   (1774­2004).  М., 2006. Наглядные пособия (плакаты, таблицы) Выдающиеся деятели Кубани: Портреты (10 шт. A3). Комплект таблиц «История Кубани в костюме». Комплект таблиц «Кубань в древности». Пособие по краеведению «Символика Краснодарского края». (4 л. A3). Мультимедийные пособия География Краснодарского края. Природа. Население. Хозяйство: DVD (60 мин.). Краснодар, 2010. Животный мир Кубани: Интерактивное учебное пособие. Краснодар, 2014. История Кубани с древнейших времён до наших дней: DVD (45 мин.) Кубановедение: Интерактивное учебное пособие. Краснодар, 2012. Интернет­ресурсы www.admkrai.krasnodar.ru ­ сайт администрации Краснодарского края. www.yuga.ru ­ информационный портал Южного региона. www.kubes.ru ­ группа предприятий «Кубань­Образование­Сервис» (издание учебных пособий по кубановедению). www.cossackdom.com ­ история казачества XV­XXI вв. http://krasnodar.bip.ru ­ краснодарская коллекция рефератов. http://kuban.retroportal.ru  ­ календарь памятных и знаменательных дат Юга России. Взгляд в историю (история Кубани XVIII­XX вв.). http://kubankazak.narod.ru  ­   «Войско   Кубанское   Игнатово   Кавказское»: исторические   пути   казаков­некрасовцев   (1708   г.   ­   конец   1920­х   гг.). Комплексное   исследование   основных   вопросов   исторического   прошлого некрасовских казаков в период с 1708 г. до конца 1920­х гг. http://budetinteresno.info ­ сайт «Активный туризм на Юге России». www.felicina.ru  ­   сайт   Краснодарского   государственного   историко­ археологического музея­заповедника им. Е. Д. Фелицына (и его филиалов). www.kkx.ru(about) ­ сайт Кубанского казачьего хора. http://krinitza.ru ­ ансамбль казачьей песни «Криница». http://otdih.nakubani.ru ­ отдых в Краснодарском крае и Адыгее. www/mprkk.ru   ­   сайт   министерства   природных   ресурсов   Краснодарского края. Красная книга Краснодарского края. культуракубани.рф ­ сайт министерства культуры Краснодарского края. http://www.ignatovka.ru/  ­   Краснодарская   краевая   детская   библиотека   им. братьев Игнатовых. http://pushkin.kubannet.ru/  ­ Краснодарская краевая универсальная научная библиотека им. А. С. Пушкина

Программа кружка внеурочной деятельности "Кубань- моя малая Родина" 5 класс

Программа кружка внеурочной деятельности "Кубань- моя малая Родина" 5 класс

Программа кружка внеурочной деятельности "Кубань- моя малая Родина" 5 класс

Программа кружка внеурочной деятельности "Кубань- моя малая Родина" 5 класс

Программа кружка внеурочной деятельности "Кубань- моя малая Родина" 5 класс

Программа кружка внеурочной деятельности "Кубань- моя малая Родина" 5 класс

Программа кружка внеурочной деятельности "Кубань- моя малая Родина" 5 класс

Программа кружка внеурочной деятельности "Кубань- моя малая Родина" 5 класс

Программа кружка внеурочной деятельности "Кубань- моя малая Родина" 5 класс

Программа кружка внеурочной деятельности "Кубань- моя малая Родина" 5 класс

Программа кружка внеурочной деятельности "Кубань- моя малая Родина" 5 класс

Программа кружка внеурочной деятельности "Кубань- моя малая Родина" 5 класс

Программа кружка внеурочной деятельности "Кубань- моя малая Родина" 5 класс

Программа кружка внеурочной деятельности "Кубань- моя малая Родина" 5 класс

Программа кружка внеурочной деятельности "Кубань- моя малая Родина" 5 класс

Программа кружка внеурочной деятельности "Кубань- моя малая Родина" 5 класс

Программа кружка внеурочной деятельности "Кубань- моя малая Родина" 5 класс

Программа кружка внеурочной деятельности "Кубань- моя малая Родина" 5 класс

Программа кружка внеурочной деятельности "Кубань- моя малая Родина" 5 класс

Программа кружка внеурочной деятельности "Кубань- моя малая Родина" 5 класс

Программа кружка внеурочной деятельности "Кубань- моя малая Родина" 5 класс

Программа кружка внеурочной деятельности "Кубань- моя малая Родина" 5 класс

Программа кружка внеурочной деятельности "Кубань- моя малая Родина" 5 класс

Программа кружка внеурочной деятельности "Кубань- моя малая Родина" 5 класс

Программа кружка внеурочной деятельности "Кубань- моя малая Родина" 5 класс

Программа кружка внеурочной деятельности "Кубань- моя малая Родина" 5 класс

Программа кружка внеурочной деятельности "Кубань- моя малая Родина" 5 класс

Программа кружка внеурочной деятельности "Кубань- моя малая Родина" 5 класс

Программа кружка внеурочной деятельности "Кубань- моя малая Родина" 5 класс

Программа кружка внеурочной деятельности "Кубань- моя малая Родина" 5 класс

Программа кружка внеурочной деятельности "Кубань- моя малая Родина" 5 класс

Программа кружка внеурочной деятельности "Кубань- моя малая Родина" 5 класс

Программа кружка внеурочной деятельности "Кубань- моя малая Родина" 5 класс

Программа кружка внеурочной деятельности "Кубань- моя малая Родина" 5 класс

Программа кружка внеурочной деятельности "Кубань- моя малая Родина" 5 класс

Программа кружка внеурочной деятельности "Кубань- моя малая Родина" 5 класс

Программа кружка внеурочной деятельности "Кубань- моя малая Родина" 5 класс

Программа кружка внеурочной деятельности "Кубань- моя малая Родина" 5 класс

Программа кружка внеурочной деятельности "Кубань- моя малая Родина" 5 класс

Программа кружка внеурочной деятельности "Кубань- моя малая Родина" 5 класс

Программа кружка внеурочной деятельности "Кубань- моя малая Родина" 5 класс

Программа кружка внеурочной деятельности "Кубань- моя малая Родина" 5 класс

Программа кружка внеурочной деятельности "Кубань- моя малая Родина" 5 класс

Программа кружка внеурочной деятельности "Кубань- моя малая Родина" 5 класс

Программа кружка внеурочной деятельности "Кубань- моя малая Родина" 5 класс

Программа кружка внеурочной деятельности "Кубань- моя малая Родина" 5 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.03.2019