«МИР ЦВЕТОВ»
Социальное направление
Планируемые результаты курса внеурочной деятельности
-Образовательные - систематизировать знания учащихся о строении .жизни, развитии и многообразии, о значении растений в природе и жизни человека, познакомить учащихся со строение цветов.
-Воспитательные– продолжить работу по формированию научного мировоззрения, раскрывая связь строения с функцией, с условиями обитания, осуществление экологического и природоохранительного воспитания, раскрывая вред, наносимый растениям, трудовое воспитание в процессе самостоятельной работы учащихся с книгой, при составлении сообщений, биологических карт по растениям, при выполнении рисунков и лабораторных работ, осуществление эстетического воспитания при раскрытии вопросов, касающихся расположения комнатных растений, при выполнении фотографий, составлении гербария и коллекций семян однолетних и многолетних растений.
-Развивающие – продолжить умение работать с книгой, текстом учебника, с микропрепаратами, развивать умение при изготовлении наглядных пособий, навыки выращивания и ухода за комнатными растениями, решить проблему озеленения и ухода за комнатными растениями в школе, работа на пришкольном участке, с целью сделать красивой школу.
Содержание курса внеурочной деятельности “Мир Цветов”
Формы работы – экскурсии, практические работы, изготовление наглядных пособий, составление сообщений, опытническая работа, работа с литературой
Практические работы. Отбор растений для семенников; сбор и сушка плодов; очистка семян. Наблюдения за созреванием плодов и семян однолетников. Проведение опытов по влиянию прищипки, удалению части соцветий на сроки созревания плодов и семян однолетников.
Фотографирование объектов живой природы Экскурсия Подведение итогов фотоконкурса
Моя клумба»”
Тема 1. Вводное занятие (1 ч)
Ознакомление с планом работы кружка, с видами общественно полезного труда, с массовыми мероприятиями, в которых будут участвовать члены кружка. Выборы старосты.
Тема 2. Цветочно-декоративные растения, их значение в жизни человека (1 ч) ознакомление с грунтовыми и комнатными цветочно-декоративными растениями, деревьями, кустарниками, травами, используемыми для озеленения; беседа о значении зеленых насаждений в жизни человека, в народном хозяйстве нашей страны.
Тема 3. Биологические особенности однолетних растений (3 ч)
Понятие о цветочно-декоративных растениях; их группировка; разнообразие однолетних цветочно-декоративных растений; их биологические особенности; способы выращивания.
Практические работы: Сбор и изучение строения семян однолетних растений; выкапывание и пересадка цветущих растений в горшки. Изготовление наглядных пособий: гербариев и коллекций семян однолетников. Работа с книгой: выписка кратких сведений об однолетних растениях.
Тема 4. Биологические особенности комнатных растений (4 ч)
Значение комнатных растений; их группировка; биологические особенности. Практические работы. Знакомство с комнатными растениями; проведение паспортизации растений. Работа, со справочной литературой по комнатному цветоводству. Изготовление наглядных пособий: карты родины комнатных растений; проведение викторины по распознаванию комнатных растений.
Тема 5. Уход за комнатными растениями (4 ч)
Требовательность комнатных растений к влажности почвы и воздуха температуре, освещению; виды ухода за комнатными растениями и сроки его проведения в связи с его биологическими особенностями растений и временами года. Значение перевалки и пересадки для роста и развития растений; сроки и техника проведения этой работы.
Практические работы: Размещение растений соответственно их требованиям к освещению, температуре; поливка, опрыскивание, обмывание листьев, рыхление почвы в горшках; мытье горшков; удаление пожелтевших листьев; приготовление почвенных смесей; определение необходимости перевалки и пересадки растений; проведение работ по перевалке и пересадке растений. Наблюдения, за ростом и развитием комнатных растений.
Тема 6 . Насекомые-вредители комнатных растений и борьба с ними (3 ч)
Вредители комнатных растений и вред, причиняемый ими; меры борьбы с вредителями с учетом их биологических особенностей. Практические работы: Ознакомление с наиболее распространенными насекомыми, повреждающими комнатные растения; рассматривание в лупу и зарисовка вредных насекомых; обмывание листьев и стеблей; знакомство с устройством опрыскивателя.
Тема 7. Семена однолетников и подготовка их к посеву (4 ч)
Практические работы: Знакомство с семенами однолетников по внешнему виду; очистка; определение всхожести семян; стратификация; намачивание и другие способы подготовки семян к посеву.
Тема 8. Подготовка к опытнической работе. (1 ч)
Осуждение и распределение тем опытов между членами кружка; разработка планов проведения опытов, оформление записей в дневнике.
Тема 9. Питание комнатных растений из почвы и их подкормка (8 ч)
Питание комнатных растений. Питательные вещества необходимые для правильного развития комнатных растений.
Виды удобрений их характеристика; подкормка как добавочное питание. Сроки, правила и количество подкормок в течение вегетационного периода. Практические работы: Распознавание минеральных удобрений; составление календаря подкормки комнатных растений; приготовление растворов для подкормки и проведение подкормок.
Работа со справочной литературой по подкормке комнатных растений. Наблюдения за ростом и развитием растений, за появлением вредителей.
Тема 10. Вегетативное размножение комнатных растений черенками (6 ч)
Биологические обоснование размножения комнатных растений черенками; растения, размножающиеся черенками. Условия, необходимые для укоренения черенков; правила черенкования и пересадка окоренившихся черенков.
Практические работы: Заготовка песка, земли; подготовка ящиков парников, горшков для посадки; черенкование комнатных растений; пересадка окоренившихся черенков; уход за черенками. Наблюдения за укоренением черенков и их ростом, температурой, влажностью помещения.
Тема 11. Выращивание рассады однолетников (6 ч)
Практические работы: Подготовка ящиков, плошек и земли для посева; посев семян; написание и установка этикеток на ящиках; уход за посевами; пикировка; уход за рассадой. Наблюдения за появлением всходов, ростков и развитием растений. Постановка опытов по выяснению лучших способов выращивания рассады.
Тема 12. Подготовка почвы под цветочно-декоративные растения (2 ч)
Понятие о почве, ее свойствах, плодородии; питание растений из почвы; значение обработки, почвы и внесение удобрений для роста и развития растений.
Практические работы: Внесение удобрений; перекопка почвы и разбивка участка.
Тема 13. Выращивание цветов посевом семян в грунт (4 ч)
Значение выращивания цветочно-декоративных растений посевом семян в грунт. Сроки и способы посева. Площади питания и глубина заделки семян.
Практические работы: Выбор участка для грунтового посева семян однолетников; подготовка почвы; разбивка делянок; поделка бороздок и посев семян; уход за подсевами; пересадка грунтовой рассады на постоянное место.
Тема 14. Высадка рассады в грунт (4 ч)
Практические работы: Распределение клумб, рабаток, грядок между юннатами; подготовка почвы; подготовка рассады и высадка ее в грунт; уход за высаженной рассадой.
Тема 15. Общественно полезный труд в весенний период (2 ч)
Размножение комнатных растений для озеленения помещений школы.
Тема 16. Летние работы на участке однолетников (7 ч)
Правила ухода за однолетниками; потребности цветочно-декоративных растений в питательных веществах; значение подкормок для роста и цветения растений.
Практические работы: Полив, прополка, подкормка однолетников; ведение календаря цветения. Фотографирование лучших цветущих однолетних растений.
Тема 17. Проведение Праздника цветов (1 ч)
Подготовка экспонатов на выставку; изготовление и оформление наглядных пособий, панно из засушенных растений, фотомонтажей и дневников.
Тема 18. Сбор и хранение семян (7 ч)
Признаки созревания плодов и семян; правила их сбора; правила сушки и хранения семян.
Практические работы. Отбор растений для семенников; сбор и сушка плодов; очистка семян. Наблюдения за созреванием плодов и семян однолетников Подведение итогов работы.
Тема 19. Подведение итогов работы кружка (4 ч)
Фотографирование объектов живой природы Экскурсия. Подведение итогов фотоконкурса “Моя клумба»”
№ занятия |
Тема занятия |
Дата |
Основные вопросы по теме |
Форма проведения, методы, приёмы |
|
|
|
|
|
1 |
Вводное занятие. Основные понятия |
|
Организационные мероприятия. Что мы будем делать на занятиях кружка. |
Рассказ, беседа. |
2 |
Цветочно-декоративные растения .Правила ухода |
|
Знакомство со строением комнатных растений. Части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод, семена. |
«Мы учёные – исследователи растений!» Наблюдение. |
3-4-5 |
Биологические особенности растений |
|
Световой и температурный режим, поддержание влажности воздуха. |
Беседа. |
6 |
Практическая работа с растениями |
|
Размножение растений стеблевым и листовым черенкованием, отводками, делением корневища, корневыми отростками, семенами. |
Показ с объяснением. |
7-8-9 |
Знакомство с комнатными растениями |
|
Посуда для посадки растений, подготовка почвенной смеси. |
Практическое занятие. |
10-11-12-13 |
Паспортизация комнатных. растений. Уход .Практическая работа по размещению растений |
|
Знакомство с правильными названиями, на латыни . |
Показ с объяснением, практическая работа. |
14-15 |
Насекомые ,вредители ,Борьба с вредителями |
|
Удаление пыли с листовой пластины. |
Показ с объяснением, практическая работа. |
16-17 |
Уход за геранями .Черенкование. |
|
Знакомство с правилами посадки растений . |
Показ с объяснением, практика |
18-19 |
Подготовка растений к зиме |
|
Уход за посаженными комнатными растениями (применение полученных знаний на практике). |
Практическое занятие. |
20-2 |
Посадка. перевалка. |
|
Знакомство с правилами посадки |
практика |
22-23 |
Обрезка .формирование растений .Расстановка цветов. |
|
Кактусы, папоротники, пальмы. Место на подоконнике и в группе |
Практика |
24-25 |
Удобрения азотные. Фосфорные ,калийные. Составление удобр.смесей . |
|
Создание удобрительных смесей по правилам химии, , др. |
Рассказ. |
26 |
Написание рассказа на сайт
|
|
Наиболее яркие впечатления о знакомстве с цветами ,передача
|
Рассказ. Наблюдение.
|
27-28-30 |
Полив. Уход за растениями. Расстановка. |
|
Светолюбивые комнатные растения, условия их расположения в помещении. |
Рассказ. Практическая деятельность. |
31-33 |
Классификация папоротников |
|
Тенелюбивые растения. Оформление подоконников и балконов цветами. |
Рассказ. Практическая деятельность. |
34-35-36 |
Высадка растений ,черенкование. |
|
Полив, опрыскивание, мытьё поддонов, удаление пыли с листовой пластины. |
Практическое занятие. |
37-38 |
Классификация луковичных |
|
Обобщение полученных знаний. особенности сортов |
Викторина. |
|
|
|
|
|
39-42 |
Уход за цветами. обрезка, формирование |
|
Полив, опрыскивание, мытьё поддонов, удаление пыли с листовой пластины. Рыхление. |
Практическое занятие. |
44-44 |
Создание проекта. |
|
Виды, размножение, уход. |
Рассказ. |
45-47 |
Перевалка растений |
|
Виды, размножение, уход за растением. Лекарственные свойства. |
Рассказ. Практическая деятельность. |
23,24 |
Работа над проектом |
|
Виды, размножение, уход за растением. Лекарственные свойства. |
Рассказ. Практическая деятельность. |
25.-37 |
Размещение растений в холле .Уход за растениями в холле- . |
|
Знакомство с видами, приёмами размножения, правилами ухода за растениями. |
Рассказ. Практическая деятельность. |
38-41 |
Оборудование цветочниц - |
|
Знакомство с видами, приёмами размножения, правилами ухода за растениями. |
Рассказ. Практическая деятельность. |
42-45 |
Традесканция и её разновидность. |
|
Знакомство с видами, приёмами размножения, правилами ухода за растениями. |
Рассказ. Практическая деятельность. |
46-50 |
«Цветок- паук»- хлорофитум. |
|
Знакомство с видами, приёмами размножения, правилами ухода за растениями. |
Рассказ. Практическая деятельность. |
51-53 |
Колеус и его разновидность. |
|
Знакомство с видами, приёмами размножения, правилами ухода за растениями. |
Рассказ. Практическая деятельность. |
54-60 |
Работа над проектом |
|
Обобщение пройденного материала. |
Викторина. |
|
|
|
|
|
61 |
Уход за комнатными растениями. |
|
Полив, опрыскивание, мытьё поддонов, удаление пыли с листовой пластины. Рыхление почвы. |
Практическое занятие. |
62 |
Будь внимателен, заводя комнатное растение. |
|
Польза и вред некоторых видов комнатных растений, их воздействие на окружающих, в частности, на человека. |
Рассказ. |
63 |
Цветочные композиции. |
|
Основные правила цветочных композиций из комнатных растений. |
Показ с объяснением. |
64 |
Цветочные композиции. |
|
Составление цветочных композиций из имеющихся комнатных растений. |
Практическое занятие. |
65 |
Бонсаи – одно из древних декоративных искусств Китая. |
|
Общее представление о бонсаи. |
Рассказ. |
66 |
Пересадка комнатных растений. |
|
Посадка заготовленных черенков, отводок, корневищ в цветочные вазоны. |
Практическое занятие. |
67 |
Уход за растениями .на улице |
|
Полив, опрыскивание, мытьё поддонов, удаление пыли с листовой пластины. Рыхление почвы. |
Практическое занятие. |
68 |
Итоговое занятие. |
|
Подведение итогов работы кружка. |
Итого 68 |
Материально-техническая база
1. Гербарий растений Коллекции образцов растений, почвы, вредителей, насекомых
2. Набор удобрений, Приборы для демонстрации Коллекция плодов и семян. Вредители сада
3. Таблицы Муляжи Микроскопы Лупы
4. Модели Пресс для гербария Горшки Вёдра Грабли Лопатs Совки Ящики посевные и другой необходимый инвентарь
Используемая литература
1. 1000+1 совет по уходу за комнатными растениями./ Авт. – сост. Е. Манжос. – М, 1999. – 432 с.
2. Аксёнов Е.С., Аксёнова Н.А. Декоративные растения. Т. II. (Травянистые растения).
3. Вакуленко В.В., Лайцева Е.Н., Клевенская Т.М и др. Справочник цветовода. М. Колос, 1996.
4. Гончарова Т.А. Энциклопедия лекарственных растений: (лечение травами): Т.1.- М.: Изд. Дом МСП,1997. – 560 с.
5. Д-р Д.Т. Хессайон. Всё о комнатных растениях Expert Books 1998.
6. Капранова Н.Н. Комнатные растения в интерьере. – М.: Изд – во МГУ, 1989. – 190 с.
7. Клинковская Н.И.; Пасечник В.В. Комнатные растения в школе. – М. Просвещение, 1986. – 143 с.
8. Комнатные растения – Сост. Е.Сербина.-М.: “РИПОЛ-КЛАССИК”, 1999.-192 с.
9. Комнатные растения. Сост. Галкина Е.Г. : Изд – во “Феникс”, 1997. – 384 с.
10. Н. Верзилин. Путешествие с домашними растениями. – Л, 1951
11. Тавлинова Г.К. Цветы в комнате и на балконе. – Л.: Колос. Ленингр. Отделение, 1982. – 192 с.
12. Биология: Ботаника: Книга для учителя. – М.: Издательство “Первое сентября”, 2
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.