Рабочая программа «Юные инспектора движения» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе примерной программы внеурочной деятельности социально-педагогического направления под редакцией В. А. Горского и авторской программы «Юные инспекторы дорожного движения» Н. Ф. Виноградовой.
Класс – 5. Количество занятий в неделю – 2 часа. Количество часов в год –68 часов. Срок реализации – 1 год.документ
программа по ЮИД.docx
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
досуговоразвлекательной деятельности «Тропинка к своему «Я»
(указать учебный предмет, курс)
Уровень общего образования (класс)
_начальное общее образование 5 «В»класс_________
(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)
Учитель ___Каргина Светлана Васильевна___
Программа разработана на основе
«Юные инспекторы дорожного движения» разработана на основе
Примерных программ внеурочной деятельности начального и основного
образования под редакцией В. А. Горского, М: «Просвещение», 2011год и
авторской программы «Юные инспекторы дорожного движения» Н. Ф.
Виноградовой,
в соответствии с требованиями Федерального
Государственного образовательного стандарта начального общего
образования.
Количество часов по
учебному плану
Всего за учебный год
В т.ч.
на I полугодие на II полугодие
учебный год 201516
Пояснительная записка
Рабочая программа «Юные инспектора движения» составлена в соответствии с
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования, на основе примерной программы внеурочной
деятельности социальнопедагогического направления под редакцией В. А.
Горского и авторской программы «Юные инспекторы дорожного движения» Н.
Ф. Виноградовой.
Класс – 5. Количество занятий в неделю – 2 часа. Количество часов в год –68
часов. Срок реализации – 1 год.
Актуальность: развитие сети дорог, резкий рост количества транспорта породил
целый ряд проблем. В последние годы в России наблюдается значительное число
детей и подростков, которые становятся причиной дорожнотранспортных
происшествий. Для предупреждения роста детского дорожнотранспортного
травматизма необходимо обучение детей младшего школьного возраста
правилам безопасного поведения на улице и формирование у них специальных
навыков. Если взрослый может контролировать свое поведение на улице, то для
ребенка это весьма проблематично. Для детей школьного возраста характерен
синкретизм восприятия, т. е. не ребенок контролирует ситуацию, а ситуация
захватывает ребенка на столько, что он не замечает окружающий
действительности и часто подвергается опасности. Это подтверждается данными
статистики. Основной причиной происшествий на протяжении ряда лет является
переход дороги в неустановленном месте перед близко идущим транспортом.
Попадание ребенка в дорожнотранспортное происшествие это трагедия: даже
если ребенок остался жив и не получил дорожной травмы; ведь то морально
психологическое потрясение, которое он испытал при этом, травмирует его на
всю жизнь. Одним из методов решения проблемы детского дорожно
транспортного травматизма является работа образовательных учреждений в
данном направлении. Уже с раннего возраста у детей необходимо воспитывать
сознательное отношение к Правилам дорожного движения (ПДД), которые
должны стать нормой поведения каждого культурного человека. Правила
дорожного движения являются важным средством трудового регулирования в
сфере дорожного движения, воспитания его участников в духе дисциплины, ответственности, взаимной предусмотрительности, внимательности. Выполнение
всех требований Правил дорожного движения создает предпосылки четкого и
безопасного движения транспортных средств и пешеходов по улицам и
дорогам.). В течение периода обучения учащиеся знакомятся с Правилами
дорожного движения в доступной игровой форме, с использованием средств
ИКТ.
Цель программы:
создание условий для саморазвития и самореализации личности; обеспечение
защиты прав здоровья и жизни детей в рамках безопасного образовательного
процесса.
Задачи программы: привлечение школьников к активной пропаганде правил
дорожного движения; вовлечение их в деятельность по профилактике детского
дорожного травматизма.
Общая характеристика программы: программа «Юные инспекторы движения»
входит во внеурочную деятельность по направлению социализации личности
учащихся в обществе.
Программа составлена по трём основным видам деятельности:
ознакомление детей с правилами дорожного движения и поведения на улицах
городов и сельских населённых пунктов.
творческие работы учащихся (изучение и создание тематических иллюстраций,
плакатов, слайдов и выполнение ситуативных заданий, способствующих
развитию их познавательных способностей, необходимых для правильной и
безопасной ориентации учащегося в дорожной среде);
практическая отработка координации движений, двигательных умений и
навыков безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте с
использованием для этого комплекса игр (сюжетные, ролевые, игры по правилам
и дорожного р.) и специальных упражнений (вводные, групповые,
индивидуальные).
Основные направления работы:
1. Изучение детьми Правил дорожного движения.
2. Овладение методами предупреждения детского дорожнотранспортного
травматизма и навыками оказания первой помощи пострадавшим при дорожно
транспортных происшествиях. 3. Знакомство учащихся с оперативнотехническими средствами регулирования
дорожного движения.
4. Пропаганда Правил дорожного движения в школе с использованием
технических средств, знакомство с правилами для юных велосипедистов.
5. Воспитание коллективизма, дисциплинированности, ответственности за свои
поступки. 6. Воспитание на героических, трудовых традициях юных инспекторов
движения в духе гуманного отношения к людям.
Место курса в учебном плане
Авторская программа рассчитана на 68 часов со сроком реализации на 2 года. В
соответствии с Базисным учебным планом учебный год составляет 34 учебные
недели, таким образом, рабочая программа внеурочной деятельности рассчитана
на 34 часа (1 час в неделю) в 5 и 6 классах. Темы 8, 9, 10 реализуются на
протяжении 2 лет обучения.
Методы и средства обучения:
Словесные – рассказ, объяснение, беседа.
Наглядные – показ иллюстрационных пособий, плакатов, схем, зарисовок на
доске, стендов, видеофильмов, презентаций.
Практические – выполнение практических заданий в тетрадях, игровые
ситуации, с помощью которых проверяется знание ПДД, решение задач,
кроссвордов, тестирование, экскурсии по селу с целью изучения программного
материала.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета способствуют:
умственному развитию – учащиеся получают и закрепляют знания по
Правилам дорожного движения, ОБЖ, учатся логически мыслить,
обобщать, составлять рассказы по темам, делиться жизненным опытом,
грамотно излагать свои мысли, отвечать на вопросы;
нравственному воспитанию – на занятиях у учащихся формируется
культура поведения в кругу сверстников и в семье, закрепляются навыки
соблюдения Правил дорожного движения, желание оказывать помощь
пожилым людям по мере необходимости. Учащиеся учатся безопасности
жизнедеятельности в окружающей среде, уважению к людям;
эстетическому воспитанию – учащиеся участвуют в конкурсах рисунков,
плакатов, литературных викторинах, фотоконкурсах. На занятиях
учащиеся работают с наглядными материалами;
трудовому воспитанию – учащиеся изготавливают необходимые пособия,
макеты, дидактические игры для занятий по программе, декорации и
костюмы к выступлениям (с помощью родителей);
физическому воспитанию – на каждом занятии с детьми и подростками
проводятся подвижные игры и различные двигательные игровые задания по
темам.
Условия реализации программы
Программа предусматривает групповую и коллективную работу учащихся,
совместную деятельность учащихся и родителей, закрепление получаемых
знаний во время практических занятий и мероприятий по безопасности
дорожного движения. Программа предполагает как групповые занятия, так и
индивидуальные, а также проведение массовых мероприятий. Так как программа
больше всего уделяет внимание пропаганде знаний ПДД и профилактике
детского дорожнотранспортного травматизма через реализацию творческих
возможностей детей и подростков, то с этой целью рекомендуется использование
таких форм проведения занятий:
тематические занятия;
игровые тренинги;
разбор дорожных ситуаций на настольных играх;
экскурсии, конкурсы, соревнования, КВН, викторины.
Формы и методы контроля:
организация тестирования и контрольных опросов по ПДД;
проведение викторин, смотров знаний по ПДД;
организация игртренингов;
анализ результатов деятельности.
Формирование универсальных учебных действий. Личностные:
принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»; самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на
здоровый образ жизни;
уважительное отношение к другим участникам дорожного движения;
осознание ответственности человека за общее благополучие;
этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально
нравственная отзывчивость;
положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по программе
«Дорожная азбука»;
способность к самооценке;
начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.
Метапредметные:
навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
умение ставить и формулировать проблемы;
навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в
том числе творческого характера;
установление причинноследственных связей;
Регулятивные:
использование речи для регуляции своего действия;
адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других
людей по исправлению допущенных ошибок;
умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно
усвоить;
умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и
результата действия с требованиями конкретной задачи;
Коммуникативные:
работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
ставить вопросы; обращаться за помощью;
формулировать свои затруднения;
предлагать помощь и сотрудничество;
слушать собеседника;
договариваться и приходить к общему решению;
формулировать собственное мнение и позицию;
осуществлять взаимный контроль;
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Содержание курса
1. Понятие об участниках дорожного движения
Элементам улиц и дорог. Дорожная разметка и дорожные знаки, сигналы
светофора и регулировщика дорожного движения.
Практическая работа: изучение действий участников дорожного движения по
конкретным дорожным знакам.
2. Правила безопасного поведения на дорогах и улицах
Правила для пешеходов и водителей транспортных средств. Виды перекрёстков
и правила разъезда на них. Ответственность за нарушение правил.
Практическая работа: разбор действий пешеходов и велосипедистов в
конкретных дорожных ситуациях.
3. Освоение навыков безопасного движения пешехода и велосипедиста
Разбор движения пешеходов и водителей транспортных средств на сложных
перекрёстках. Правила движения для велосипедистов. Порядок движения группы велосипедистов. Разбор дорожной обстановки на маршруте, определение
опасных для движения мест.
Практическая работа: подготовка велосипеда к походу.
4. Освоение приёмов профилактических и ремонтных работ велосипеда
Особенности устройства велосипеда. Назначение основных частей велосипеда.
Физические основы устойчивости
двухколёсного велосипеда. Особенности маневрирования на велосипеде в
условиях площадки для фигурного вождения велосипеда. Освоение приёмов
безопасного падения.
Практическая работа: освоение приёмов профилактических и ремонтных работ
велосипеда.
5. Правила безопасного дорожного движения пешеходов и автотранспорта
Изучение правил дорожного движения. Разбор реальных ситуаций, имеющих
место в практике дорожного движения.
Практическая работа: работа на тренажёрах; освоение правил работы с
электронными экзаменаторами.
6. Оказание первой доврачебной помощи пострадавшим в ДТП
Состав и назначение автоаптечки. Классификация возможных травм и первая
доврачебная помощь пострадавшим в дорожнотранспортном происшествии
(ДТП). Обработка ран и способы остановки кровотечения. Виды перевязочных
средств и правила наложения повязок. Правила транспортировки пострадавших.
Практическая работа: отработка различных приёмов оказания первой
доврачебной помощи пострадавшему.
7. Профилактика детского дорожного травматизма
Виды и назначение автогородков. Устройство автогородка, назначение его
основных элементов и особенности технического оборудования. Разработка
маршрутов по схеме безопасного движения и безопасного поведения на занятиях
в автогородке.
Практическая работа: тренинг по безопасному вождению велосипеда (педального
автомобиля) в автогородке; участие в настольной игре на тему правил дорожного
движения. 8. Подготовка и проведение игр и конкурсов юных знатоков правил
дорожного движения
Организация утренников, смотров, викторин, КВНа и соревнований по правилам
безопасного дорожного движения. Подготовка конкурса эрудитов по истории
транспортных средств и на знание правил дорожного движения.
Практическая работа: проведение утренников, Смотров, викторин, конкурса
эрудитов и т. п.
9. Подготовка и проведение соревнований «Безопасное колесо»
Подготовка соревнований «Безопасное колесо».
Практическая работа: проведение соревнований.
10. Выступление агитбригады юных инспекторов дорожного движения
Подведение итогов работы по программе. Подготовка выступлений агитбригад
юных инспекторов дорожного движения.
Практическая работа: проведение выступлений агитбригады.
План работы отряда ЮИД на 2015 – 2016 г.
№
п/п
1.
Срок
выполнения
Сентябрь
2. Сентябрь
3.
4.
Сентябрь
Сентябрь,
май
Мероприятия
Введение
Организационный сбор отряда.
Распределение поручений.
Знакомство с планом.
Дидактический фильм «Безопасные дороги
детства»
Организация и проведение акции «Дорога
глазами детей».
Участие в районной акции.
Участие во Всероссийской операции
«Внимание – дети!»
Примечание
02.09.15
09.09.15
16.09.15
23.09.15 5.
Сентябрь,
декабрь,
апрель, июнь
6. Октябрь
7. Октябрь
8. Октябрь,
Организация встреч с инспекторами ГАИ
БДД по пропаганде ПДД
23.09.15
30.09.15
07.10.15
История развития автотранспорта и
проблемы безопасного движения
Анализ детского дорожнотранспортного
травматизма.
Разбор конкретных случаев дорожно
транспортного происшествия, их причин в
районе, в городе (использование материала
газеты «Дорожный патруль сообщает»).
Выпуск стенгазет, молний
январь,
апрель
Еженедельно Изучение Правил дорожного движения
9.
10. В течение
года
11. В течение
года
12. Согласно
графику
13. Ноябрь
14. Ноябрь
апрель
15.
Январь
февраль
Март
Апрель
Апрель
Апрель
Участие агитбригады в общешкольных
мероприятиях
Организация просмотра видеофильмов по
Правилам дорожного движения
Организация патрулирования в селе
Проведение олимпиады «Дорожная
азбука»
Проведение викторины по ПДД в младших
классах
Подготовка к районному конкурсу
«Безопасное колесо»:
1) повторение знаков дорожного движения;
2) изучение велотехники и Правил
дорожного движения для велосипедистов;
3) повторение ПДД;
4)
медицинской помощи при ДТП;
5) тренировочные занятия по фигурному
катанию на велосипеде.
Подготовка и проведение школьных
соревнований «Безопасное колесо».
Участие в районном соревновании
«Безопасное колесо»
занятия по оказанию первой Календарнотематический план работы
юных инспекторов движения
на 2015 – 2016 учебный год
Тема занятия
№
п\
п
1. Вводное занятие. Ознакомление с работой
ЮИД. Выборы штаба ЮИД
2. Изучение правил дорожного движения.
Эрудиты ЮИД
Изучение сигналов светофора и
регулировщика
3,
4
5 Изучение предупреждающих знаков
6 Изучение предупреждающих знаков
7 Изучение знаков приоритета
8 Изучение знаков приоритета
9 Рейд в селе с раздачей листовок,
посвященный Дню памяти жертв ДТП
10 Школьная олимпиада «Дорожная азбука»
11 Изучение запрещающих знаков
12 Изучение запрещающих знаков
13 Изучение запрещающих знаков
14 Изучение предписывающих знаков
15 Изучение предписывающих знаков
16 Изучение предписывающих знаков
17 Изучение знаков особых предписаний
18 Изучение знаков особых предписаний
19 Изучение знаков особых предписаний
20 Изучение информационных знаков
21 Изучение информационных знаков
22 Изучение информационных знаков
23 Изучение знаков сервиса
24 Изучение знаков сервиса
25 Изучение знаков дополнительной
информации
26 Изучение знаков дополнительной
информации
Обобщение по всем группам знаков
27
28
29 Изучение правил дорожного движения для
пешеходов
Дата
пред
Дата
факт
02.09.15
02.09.15
09.09.15
09.09.15
16.09.15
16.09.15
23.09.15
23.09.15
30.09.15
30.09.15
07.10.15
07.10.15
14.07.15
14.07.15
21.10.15
21.10.15
28.10.15
28.10.15
11.11.15
11.11.15
18.11.15
18.11.15
25.11.15
25.11.15
02.12.15
02.12.15
09.12.15 30 Изучение правил дорожного движения для
09.12.15
пешеходов
31 Изучение правил дорожного движения для
16.12.15
пешеходов
32 Изучение правил дорожного движения для
16.12.15
велосипедистов
33 Изучение правил дорожного движения для
23.12.15
велосипедистов
34 Изучение правил дорожного движения для
23.12.15
велосипедистов
Изучение первой медицинской помощи Виды
кровотечений. Способы наложения повязок.
35
36
37
38
39
40
42
43
44
45
46
47 Изучение первой медицинской помощи
Изучение первой медицинской помощи .
Раны, вывихи, переломы, ожоги, отравления.
Первая помощь
Изучение первой медицинской помощи
теория. Автомобильная аптечка
Изучение первой медицинской помощи
практика Реанимация пострадавшего. Разное.
практика
48 Изучение первой медицинской помощи
практика
История ЮИД
13.01.16
20.01.16
27.01.16
03.02.16
10.02.16
17.02.16
24.02.16
02.03.16
09.03.16
16.03.16
23.03.16
06.04.16
13.04.16
20.04.16
27.04.16
04.05.16
13.05.16
11.05.16
Перекрёстки и их виды
Безопасность на дорогах(изготовление и
подбор материала для агит. работы)
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60 Проведение викторины по ПДД в младших
Подготовка к конкурсу «Безопасное колесо»
теория и практика
классах
История правил дорожного движения
Решение задач по ПДД
61
62
63
64 65
67
68
69
70
Участие во Всероссийской операции
«Внимание – дети!»
Организация просмотра видеофильмов по
Правилам дорожного движения
18.05.16
25.05.16
Программа кружка ЮИД
Программа кружка ЮИД
Программа кружка ЮИД
Программа кружка ЮИД
Программа кружка ЮИД
Программа кружка ЮИД
Программа кружка ЮИД
Программа кружка ЮИД
Программа кружка ЮИД
Программа кружка ЮИД
Программа кружка ЮИД
Программа кружка ЮИД
Программа кружка ЮИД
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.