Программа курса «Основы проектной деятельности» для учащихся 8 классов
Оценка 4.7

Программа курса «Основы проектной деятельности» для учащихся 8 классов

Оценка 4.7
Образовательные программы
doc
технология
8 кл
18.06.2017
Программа курса  «Основы проектной деятельности» для учащихся 8 классов
Представленный курс имеет развивающую, деятельностную и практическую направленность, носит метапредметный характер. Учащиеся получат не только некоторые первоначальные знания из области проектного метода, что понадобиться при дальнейшем обучении разных школьных дисциплин, но и расширят свой кругозор, повысят эрудицию, уверенность в себе. Необходимость введения курса «Основы проектной деятельности» определяется современными требованиями в рамках нового федерального государственного стандарта к обучающемуся в части исследовательской грамотности.
Основы проектной деятельности_8 класс.doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №15 Программа курса  «Основы проектной деятельности»  для учащихся 8 классов    Автор программы: Заречнева Елена  Викторовна, учитель технологии. г. Сургут 2016­2017г.г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Актуальность  программы   вызвана   новыми   требованиями   к   образованию,   которые   вступают   в противоречие   с   традиционными   системами   обучения.  С   позиций   компетентностного   подхода   смыслом образования становится развитие у обучаемых способностей к самостоятельному решению проблем в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого становится и собственный опыт обучаемых. Основная цель курса ­ формирование ключевых компетентностей учащихся (проектной, рефлексивной, технологической,   социальной,   коммуникативной,   информационной)   для   решения   конкретных   практических задач с использованием проектного метода. Сопутствующая  цель курса  –  развитие  личностных  качеств  обучающихся  на основе  формирования ключевых   компетентностей   (комплексное   применение   знаний,   умений   и   навыков,   субъективного   опыта   и ценностных ориентаций в решении актуальных проблем личности и общества). Задачи курса: формирование устойчивых интересов и социально значимых мотивов к овладению проективными умениями формирование ценностных ориентаций и смыслов; формирование личности, способной к самообразованию, саморазвитию; развитие   творческих   способностей,   познавательной   активности,   самостоятельности   учащихся,   умения • и навыками (способами деятельности) для решения проблем; • • • осуществлять поиск, анализ и преобразование необходимой информации; • • • • формирование умения работать в команде, коммуникативной активности; формирование у учащихся умений пользоваться полученными знаниями; развитие творческого мышления и технологической культуры; развитие речевого интеллекта. Представленный   курс   имеет   развивающую,   деятельностную   и   практическую   направленность,   носит метапредметный   характер.   Учащиеся   получат   не   только   некоторые   первоначальные   знания   из   области проектного метода, что понадобиться при дальнейшем обучении разных школьных дисциплин, но и расширят свой кругозор, повысят эрудицию, уверенность в себе.  Необходимость   введения   курса   «Основы   проектной   деятельности»  определяется  современными требованиями   в   рамках   нового   федерального  государственного  стандарта   к   обучающемуся   в   части исследовательской грамотности.  ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА По своей структуре программа «Основы проектной деятельности»  состоит из отдельных модулей.        Программа рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю). Единицей учебного процесса является урок.  МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ 1 модуль «ЗНАКОМИМСЯ С ПРОЕКТОМ» (5 часов) Содержание модуля   Тема 1. Значение проектов и проектной деятельности в современной жизни. Понятие проекта, проектной деятельности, проектной культуры. Проект ­ основа бизнес­планирования. Соотнесение успешности и умений проектировать свою деятельность. Практическая деятельность учащихся: работа в группе по исследованию  бизнес­сообществ в различных странах. Тема 2. Виды и типы проектов. Основания для классификации. Практическая     различных проектов. Выбор проектов под решение сформулированной учителем проблемы. Тема 3. Структура проекта. Основные характеристики проекта. Практическая  деятельность  учащихся: сравнение проектов по заданным учителем критериям, индивидуальная работа по выбору проекта для решения собственной проблемы или задачи. деятельность сравнению   учащихся: группах по    работа в       Курс рассчитан на 5 часов: 2 часа – теория, 3 часа – практика. Тема 1. Проблемы и потребности.  2 модуль «РАЗВИТИЕ ИДЕЙ» (6 часов) Содержание модуля Проблема как разрыв между желаемой и действительной ситуацией бытия. Потребность как цель деятельности и путь разрешения проблемы. Практическая деятельность учащихся: работа в группах по анализу проблем и определению вытекающих из них потребностей. Тема 2. Первоначальные идеи как варианты решения проблемы. Методы активизации творческих решений: мозговой штурм, нелогические связи, ассоциации, небо образов, РТВ (развитие творческого воображения), стратегия «IDEAL». Рекомендации к предъявлению идей. Практическая деятельность учащихся  по освоению методов активизации творческого воображения и созданию банка идей для решения проблемы.   Тема 3. Исследование потребительских предпочтений. Анкетирование и интервьюирование, как способы получения данных о предпочтениях потенциальных потребителей. Конкретизация целей. Требования к формулировке задач: Что? Для кого? С какой целью? Практическая деятельность учащихся:  работа в группах по составлению вопросников для исследования мнения людей по отношению к первоначальным идеям.  Тема 4. Выбор лучшей идеи. Критерии анализа идей. Качественный и количественный анализ идей с  учетом выявленных потребностей «за и против». Синтез идей. Эвристическое комбинирование. Конкретизация задачи. Практическая деятельность учащихся: анализ идей с учетом выявленных потребностей «за и против».  Курс рассчитан на 6 часов: 2 часа  – теория, 4 часа – практика. 3 модуль «РАБОТА С КАТАЛОГАМИ» (4 часа) Содержание модуля Тема 1. Организация информации в каталоге.  Виды каталогов. Поиск информации в каталоге по заданному параметру. Практическая деятельность учащихся: индивидуальная работа с каталогом по поиску информации; работа в группе по анализу успешности поиска информации в каталоге. Тема №2. Параметры поиска информации в каталоге. Поиск информации  по самостоятельно заданному параметру. Практическая   деятельность   учащихся:  индивидуальная   или   групповая   (в   зависимости   от   вида   проекта) работу по установлению параметра поиска информации в каталоге; работа с каталогом по поиску информации; работа в группе по анализу успешности поиска информации в каталоге. Тема 3. Поиск информации в карточном и электронном каталоге. Практическая деятельность учащихся:  работа с карточным и электронным каталогом; работа в группе по анализу успешности поиска информации в каталоге. Курс рассчитан на 4 часа: 1 час – теория, 3 часа – практика. 4 модуль  «РАБОТА СО СПРАВОЧНОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ» (6 часов) Содержание модуля  Тема 1. Знакомство с видами справочной литературы и со способами размещения информации в  справочной литературе. Практическая деятельность учащихся:  организация информации, предоставленной учителем, в справочник; презентация созданного учащимися справочника (­ов). Тема 2.  Поиск информационных лакун.  Поиск и отбор информации, необходимой для заполнения информационных лакун. Оформление ссылок.  Практическая   деятельность   учащихся:  анализ   информации   с   точки   зрения   поиска   информационных   лакун (индивидуальная или групповая в зависимости от типа проекта работа); поиск и отбор информации, необходимой для заполнения информационных лакун; составление таблицы, в которой отражены информационные лакуны, информация   для   заполнения   информационных   лакун   (найденная   в   справочной   литературе),   ссылки   на использованную справочную литературу. Тема 3. Индивидуальный алгоритм работы со справочной литературой. Практическая деятельность учащихся: составление индивидуального алгоритма работы со справочной  литературой. Курс рассчитан на 6 часов: 1 час – теория, 5 часов – практика. 5 модуль «ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ: ТЕХНОЛОГИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ Тема 1. Понятие компьютерных коммуникаций. Виды компьютерных сетей. РЕСУРСОВ СЕТИ ИНТЕРНЕТ» (8 часов) Содержание модуля Информационная   коммуникационная   среда   –   совокупность   условий   и   средств   обмена   информацией. Компьютерная  коммуникационная  среда – информационная  среда,  сформированная на основе компьютеров. Понятие   о   компьютерной   сети,   локальные   и   глобальные   сети.   Аппаратно­программное   обеспечение   работы компьютерных   сетей.   Каналы   связи.   Характеристики   каналов   связи   (скорость   передачи   данных, помехоустойчивость,   стоимость,   резервы   развития).   Сетевые   адаптеры   (сетевые   карты)   –   технические устройства,   выполняющие   функции   сопряжения   компьютеров   с   каналами   связи.   Модем.   Протокол   обмена данными. Тема 2. Глобальная сеть Интернет.  Сеть  Интернет  –  глобальная  сеть,  объединяющая  миллионы  компьютеров  во  всем   мире.   Основные  сервисы Интернета – электронная почта (e­mail) и Всемирная паутина (WWW). Основная организация информации в Интернете   –   гипертекстовый   документ.  Web­документ   (сайт).  URL  –   адрес  Web­документа.   Браузер   – компьютерная программа для просмотра Web­документов.  Практическая деятельность учащихся:  тренинг: извлечение информации из гипертекстового документа по заданию учителя. Тема 3. Доменная система имён. Поиск информации по известным адресам. Сохранение информации. Система адресации компьютеров в сети Интернет. Доменная система адресации. Числовой и текстовый адреса в Интернете. База данных DNS. Вызов  Web­документов  (сайтов)   по известному  адресу  для  получения  информации.   Вызов  Web­документов (сайтов) по ссылкам для получения информации.  Создание папки «Избранное». Сохранение информации на диске. Авторское право, культура оформления ссылок на источник. Практическая деятельность учащихся:  тренинг: вызов Web­документов, сохранение информации;  получение, первичная обработка и сохранение информации, полученной по содержанию текущего проекта с сайтов, адреса которых рекомендованы учителем. Тема 4. Поисковые системы. Поиск информации по ключевым словам. Поиск информации по ключевым словам. Поисковые системы. Наиболее известные поисковые системы Rambler, Yandex, Google и другие. Формирование запросов поисковой системе. Поиск информации в разных поисковых системах. Практическая деятельность учащихся: тренинг: поиск по ключевым словам; мозговой штурм: стратегии поиска; соревнования по поиску ответов на вопросы, поставленные учителем. Итоговая практическая работа: поиск по ключевым словам, первичная обработка и сохранение информации по содержанию текущего проекта. Курс рассчитан на 8 часов: 2 часа – теория, 6 часов – практика. 6 модуль «СПОСОБЫ ПЕРВИЧНОЙ ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ» (6 часов) Тематическое планирование модуля Тема 1.Чтение и анализирование текста. Стратегии   работы   с   информационным   текстом:   составление   кластера,   ИНСЕРТ,   таблица   Донны   Огл, двухчастные дневники, составление «свободной таблицы».  Практическая деятельность учащегося:  актуализация и фиксация имеющихся знаний; обсуждение в паре; маркировка текста; обсуждение в группе. Тема 2. Чтение и формирование понятий.  Составление понятийно­терминологической карты. Прием  «Лестница сужения и расширения понятий». Практическая деятельность учащихся: обсуждение в группе; презентация полученных результатов. Тема 3. Организация информации с помощью денотатного графа. Практическая   деятельность   учащегося:  графическое   представление   информации;   презентация   денотатного графа; обсуждение в группе. Тема 4. Коллажирование как способ обработки первичной информации.  Практическая деятельность учащегося: индивидуальная работа по составлению коллажа; обсуждение в группе. Курс рассчитан на 6 часов: 1 час  – теория, 5 часов – практика. 7 модуль «ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ: РАБОТА  С ПРОГРАММОЙ ПОДГОТОВКИ ПРЕЗЕНТАЦИЙ POWER POINT» (8часов) Содержание модуля Тема 1. Понятие презентации. Интерфейс программы Power Point. Понятие   о   мультимедиа   технологиях.   Компьютерная   презентация   –   представление   информации   с   помощью компьютера, состоящее в смене слайдов на экране с использованием эффектов мультимедиа. Слайд – отдельный кадр презентации. Программа Power Point – средство для создания и демонстрации компьютерных презентаций. Интерфейс программы. Меню и пиктограммы. Отбор содержания презентации. Жанр презентации.  Открытие, создание и сохранение презентации с помощью пиктограмм «Открыть», «Создать», «Сохранить». Сохранение презентации с заданным именем в выбранной папке с помощью меню «Файл – Сохранить как…». Шаблоны презентации. Практическая деятельность учащихся: ­ тренинг: извлечение информации из мультимедийных источников по заданию учителя, создание вторичного информационного продукта;  тренинг: выполнение ситуативного задания, состоящего в анализе связанного текста и отборе содержания презентации; определение содержания презентации материалов проекта учащегося, определение шаблона на основе целей презентации учащегося. ­ ­ тренинг: создание слайда по техническому заданию, предложенному учителем; создание презентации материалов проекта учащегося. Тема 2. Макет слайда. Создание слайда. Вставка в слайд текста и рисунков. Создание фона слайда. Понятие макета слайда: заголовок, текст, картинки, анимация. Вставка нового слайда с помощью меню «Вставка – Создать слайд». Выбор макета нового слайда из набора заданных. Вставка текста, изменение размера и типа шрифта. Вставка картинок из библиотеки MS Clip Gallery.  Создание   фона   слайда   с   помощью   меню   «Формат   –   Фон».   Выбор   цвета   фона   из   набора   заданных. Дополнительные цвета фона, способы заливки. Практическая деятельность учащихся: ­ ­ Тема 3. Настройка анимации текста, рисунков. Анимация  и озвучивание  различных  объектов  слайда:   заголовка,   текста,  картинок.  Пиктограмма  «Эффекты анимации». Меню «Показ слайдов – Настройка анимации». Выбор типа «эффекта анимации» и «звука анимации» из набора заданных. Просмотр эффекта анимации. Практическая деятельность учащихся: ­ ­ Тема 4. Демонстрация презентации. Печать презентации. Демонстрация презентации: нормы публичного выступления  с использованием мультимедиа­поддержки. Меню «Показ слайдов – Показ». Печать слайдов, печать структуры презентации. Меню «Файл – Печать». Практическая деятельность учащихся: демонстрация презентации материалов проектов учащихся. тренинг: анимация и озвучивание объектов слайда по техническому заданию, предложенному учителем; анимация и озвучивание презентации материалов проекта учащегося. Курс рассчитан на 8 часов: 2 часа  – теория, 6 часов – практика. 8 модуль «КАК РАБОТАТЬ ВМЕСТЕ» (5 часов) (тренинг группового взаимодействия)  Содержание модуля  Тема 1. Что такое команда?  Понятия   команды   и   группы.   Приемы   установления   взаимопонимания   и   демонстрации   готовности   к взаимодействию. Определение правил командного поведения. Зона личного комфорта.  Практическое обучение:  коммуникативная игра; тренинг  на установление телесно­ориентированного контакта и определения зоны комфорта. Тема 2. «Кто со мной?» Роль договора при эффективном взаимодействии. Принятие правил совместной работы. «Ведущий» и «ведомый» во взаимодействии. Роль «ярлыков» в общении.  Практическое обучение: тренинг на определение и присвоение командных ролей, игра «Наклеивание ярлыков». Тема 3. «За» и «против». Конфликтное и бесконфликтное общение. Спор и его роль в общении. Причины возникновения конфликтов. Можно ли совершенно избежать конфликтов в общении? Поиск консенсуса. Практическое обучение: тренинг невербальной коммуникации, тренинг на достижение компромисса. Тема 4. Как работать вместе. Методы   ведения   продуктивного   группового   взаимодействия.   Причины   неудач   и   способы   их   ликвидации. Ответственность за результат. Практическое обучение: тренинг эффективного взаимодействия; коммуникативная игра. Курс рассчитан на 5 часов: 1 час  – теория, 4 часа – практика. 9 модуль «ИСКУССТВО РЕЧИ» (6часов) Содержание модуля  Тема 1. Что такое быть оратором? Ораторское искусство. Великие ораторы древности. Что такое быть хорошим оратором? Критерии хорошей речи. Риторика как искусство хорошей речи. Практическая   деятельность   учащихся:  анализ   образцов   публичных   речей;   выработка   под   руководством учителя критериев хорошей речи. Тема 2. Рождение текста. Разработка темы на уровне идей и плана речи. Метод Ломоносова. «Дерево идей». План и цель выступления. Обязательные части публичного выступления. Нормы этикета. Практическая деятельность учащихся: разработка плана выступления по заданной теме; составление текста к определенному пункту плана. Тема 3. ЧТО и КАК мы говорим.  Вербальные и невербальные формы передачи информации. Элементы вербальной коммуникации, влияющие на восприятие   речи   (темп,   тембр   голоса,   громкость,   четкость   и   т.д.).   Элементы   невербальной   коммуникации (выражение   лица,   жесты,   поза,   параметры   голоса,   зрительный   контакт,   внешность,   личное   пространство). Сочетание вербальной и невербальной информации, некоторые правила этикета выступающего. Нормы речи при публичном выступлении. Практическая деятельность учащихся: коммуникативная игра на использование различных форм вербальной и невербальной коммуникации, наблюдение за выступлением учащихся. Тема 4. «Украшения» для речи. Риторические  приемы, позволяющие сделать речь более удобной для восприятия (анафора,  период, повтор, риторический  вопрос,  сравнение,   др.  тропы).  Целесообразность  использования  риторических  приемов.   Мера красоты и доступности в речи (логическое и эстетическое начала публичного выступления). Некоторые методы привлечения внимания аудитории.  Практическая   деятельность   учащихся:  использование   заданных   приемов   в   письменной   речи;   подготовка импровизированной   речи   по   заданным   теме   и   плану   с   использованием   риторических   приемов,   указанных учителем; анализ выступления. Тема 5. Работа с вопросами. Для чего мы спрашиваем? Виды вопросов в зависимости от их цели и формы. Виды ответов по форме. Речевые формулы задания вопроса. Связь цели и формы вопроса. Поведение выступающего при вопросах. Форма вопроса и форма ответа. Практическая   деятельность   учащихся:  составление   вопросов   по   заданной   речевой   формуле;   тренинг вопросов/ответов («на понимание», «к источнику», «в развитие темы»). Тема 6. Групповое выступление. Особенности   группового   выступления.   Композиция   и   распределение   ролей.   Эффективное   взаимодействие участников выступления (тренинг).  Практическая деятельность учащихся:   работа в групповом тренинге, подготовка и презентация группового выступления по теме, заданной учителем. Курс рассчитан на 6 часов: 1 час  – теория, 5 часов – практика. 10 модуль «САМ СЕБЕ ЭКСПЕРТ» (6 часов) Содержание модуля  Тема 1. Понятия «отметка», «оценка», «контроль». Тема  2.  Понятие «эталон».  Общепризнанные   эталоны.   «Что   такое   хорошо   и   что   такое   плохо».   Критерии оценки. Процедура оценивания. Практическая деятельность учащихся: оценивание продуктов своей познавательной (проектной) деятельности с помощью одного из общепризнанных эталонов. Тема 3. Индивидуальные эталоны. Критерии оценки. Оценка продукта. Оценочные шкалы. Практическая деятельность учащихся: разработка критериев оценки. Тема 4. Эксперт. Экспертиза.  Субъективное мнение эксперта. Экспертное заключение. Практическая деятельность учащихся: подготовка экспертного заключения. Тема 5. Самооценка.  «Сильные»   и   «слабые»   стороны   деятельности   и   их   анализ.   Успех   и   как   его   добиться.   Неудача,   или   как преодолеть трудности и избежать неудач. Оценка собственного продвижения. Практическая  деятельность   учащихся:  рефлексия по поводу своего собственного продвижения в процессе освоения учебного модуля. Курс рассчитан на 6 часов: 2 часа  – теория, 4 часов – практика. Тема 1. Презентация как вид деловой коммуникации. 11 модуль «ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОДУКТА» (8 часов) Содержание модуля Деловая коммуникация: основные характеристики и содержание. Средства делового общения. Презентация в ряду различных форм делового общения. Публичность как основная характеристика презентации. Практическая деятельность учащихся: работа в группе по трансформации предложенных диалогов в деловой стиль; работа в группе по выбору средств коммуникации для презентации.  Тема 2. Типы презентации. Цели презентации. Основные типы презентации: презентация по памяти, презентация по плану, презентация с удовлетворением потребностей, презентация с решением проблем. Организационные формы презентации. Практическая деятельность учащихся: работа в группе по выбору наиболее эффективных типов презентации для своих продуктов. Тема 3. Подготовка презентации. Алгоритм   процесса   презентации   по   «продаже»   продукта.   Коммуникативные   приемы   подхода   к   «клиенту». Подготовка к презентации. Практическая   деятельность   учащихся:  работа   в   группе   по   планированию   основных   шагов   в   рамках подготовки презентации конкретного продукта.  Тема 4. Самопрезентация. Имидж   как   продукт   самопрезентации.   Приемы   установления   контакта.   Основные   типы   коммуникативных, «деловых» партнеров. Практическая деятельность учащихся:  индивидуальная работа и работа в группе по освоению некоторых приемов, способствующих формированию позитивного имиджа. Тема 5. Использование программного продукта Power Point при подготовке и во время презентации.  Основные   возможности   программного   продукта  Power  Point.   Особенности   использования   программного продукта   при   подготовке   и   проведении   презентации:   содержание   презентационного   материала,   работа   с презентационным материалом во время публичного выступления. Практическая деятельность учащихся: работа в группе по подготовке модели презентационного материала на одном из примеров; проведение презентации с использованием Power Point.  Курс рассчитан на 8 часов: 3 часа – теория, 6 часов – практика.

Программа курса «Основы проектной деятельности» для учащихся 8 классов

Программа курса  «Основы проектной деятельности» для учащихся 8 классов

Программа курса «Основы проектной деятельности» для учащихся 8 классов

Программа курса  «Основы проектной деятельности» для учащихся 8 классов

Программа курса «Основы проектной деятельности» для учащихся 8 классов

Программа курса  «Основы проектной деятельности» для учащихся 8 классов

Программа курса «Основы проектной деятельности» для учащихся 8 классов

Программа курса  «Основы проектной деятельности» для учащихся 8 классов

Программа курса «Основы проектной деятельности» для учащихся 8 классов

Программа курса  «Основы проектной деятельности» для учащихся 8 классов

Программа курса «Основы проектной деятельности» для учащихся 8 классов

Программа курса  «Основы проектной деятельности» для учащихся 8 классов

Программа курса «Основы проектной деятельности» для учащихся 8 классов

Программа курса  «Основы проектной деятельности» для учащихся 8 классов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.06.2017