Программа курса внеурочной деятельности «Экология растений» (5 класс)
Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
биология
5 кл
09.10.2018
Курс внеурочной деятельности "Экология растений ", вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая обучающимся развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирования научного мировоззрения и ценностных ориентаций.
Курс "Экология растений " рассматривает взаимосвязи растений и окружающей среды, роль биологического разнообразия в поддержании устойчивости биосферы и сохранении жизни на Земле.
Изучение курса направлено на формирование у обучающихся представлений об отличительных особенностях растений, их многообразии и эволюции. Для формирования у обучающихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения основное внимание уделяется знакомству обучающихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от обучающихся самостоятельной деятельности по их разрешению.
Программа курса внеурочной деятельности Экология растений 5 класс.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №65/23» г. Пензы
Принято
протокол педагогического совета
№ __ от __________
Утверждаю:
Приказ №_____ от ____________
Директор МБОУ СОШ №65/23
____________Э. Г. Маткова
«___» ____________
Программа
курса внеурочной деятельности
«Экология растений»
(5 класс)
ФГОС ООО
Рассмотрена на заседании МО
учителей естественногеографического цикла
протокол №___ от _____________г
председатель МО ____________ Силкина Г.М.
Составитель: Голубева И.А. Пенза, 2015г.
Пояснительная записка
Общая характеристика курса внеурочной деятельности "Экология животных "
Курс внеурочной деятельности "Экология растений ", вносит значительный вклад в
достижение целей общего образования,
обеспечивая обучающимся развитие
интеллектуальных и творческих способностей, формирования научного мировоззрения и
ценностных ориентаций.
Курс "Экология растений " рассматривает взаимосвязи растений и окружающей
среды, роль биологического разнообразия в поддержании устойчивости биосферы и
сохранении жизни на Земле.
Изучение курса направлено на формирование у обучающихся представлений об
отличительных особенностях растений, их многообразии и эволюции. Для формирования у
обучающихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и
познавательных интересов в процессе изучения основное внимание уделяется знакомству
обучающихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем,
требующих от обучающихся самостоятельной деятельности по их разрешению.
Ценностные ориентиры содержания курса
Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий,
обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности.
Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу
которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить
вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы,
объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать
материал и др. Обучающиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где
преобладают такие её виды, аргументировать свою точку зрения, работать в группе,
представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и
т. д.
Результаты изучения
личностные результаты:
знать систему основных принципов и правил отношения к живой природе, единство и
целостность окружающего мира, возможности его познаваемости;
сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение
живой природы, интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения,
анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым
объектам;
постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение;
осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках
самостоятельной деятельности вне школы;
оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы. метапредметные результаты:
владеть исследовательской и проектной деятельностью, включая умения видеть
проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям,
классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения,
структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
уметь работать с разными источниками экологической информации: находить
информацию в различных источниках ( научнопопулярной литературе, биологических
словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать
информацию из одной формы в другую;
выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к
живой природе, здоровью своему и окружающих;
уметь адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей
позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать
свою позицию.
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие
цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
предметными результатами курса
в познавательной (интеллектуальной) сфере:
овладеть методами экологической науки: наблюдение и описание экологических
объектов и процессов; постановка экологических экспериментов и объяснение их
результатов;
определять роль растений в природе ;
объяснять роль растений в круговороте веществ экосистемы.
находить черты, свидетельствующие об усложнении растений по сравнению с предками, и
давать им объяснение;
перечислять отличительные свойства;
различать (по рисункам) основные группы растений;
понимать смысл экологических терминов;
использовать знания экологии при соблюдении правил повседневной гигиены;
сравнивать биологические объекты и процессы, делать выводы и умозаключения на
основе сравнения;
выявлять и объяснять изменчивость организмов; приспособлений организмов к среде
обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме;
в ценностноориентационной сфере:
знание основных правил поведения в природе;
анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска
на здоровье человека.
в сфере трудовой деятельности:
соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами
(препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
в эстетической сфере:
овладеть умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
Курс внеурочной деятельности "Экология растений ".
Содержание
1.Экология растений: раздел науки.(2 час)
Экология растений: раздел науки. Биосферная жизнь растений на планете Земля.
5 класс (19 часов, 1 час в неделю) Многообразие влияния растений на окружающую среду. Особенности взаимодействия
растений и животных с окружающей средой.
Экскурсия: Живой организм, его среда обитания и условия существования
2. Свет в жизни растений (3 часа)
Свет и фотосинтез. Влияние света на рост и цветение растений. Свет как экологический
фактор. Экологические группы растений по отношению к свету. Приспособление растений
к меняющимся условиям освещения
Практическая работа: Определение количества солнечных дней в году в своей
местности.
Опыт в домашних условиях: Влияние света на рост и развитие растений
Лабораторная работа: Изучение строения листьев светового и тенелюбивого растений
под микроскопом.
3.Тепло в жизни растений.(3 часа)
Тепло как необходимое условие жизни растений. Значение тепла для прорастания семян,
роста и развития растений. Температура как экологический фактор. Разнообразие
температурных условий на Земле. Экологические группы растений по отношению к теплу.
Приспособления растений к различным температурам. Выделение тепла растениями.
Зависимость температуры растений от температуры окружающей среды.
Практическая работа: Определение среднегодовой и среднесезонных температур своей
местности и растений, приспособленных к ним.
4.Вода в жизни растений.(3 час)
Вода как необходимое условие в жизни растений. значение воды для питания, охлаждения,
расселения, для прорастания семян, роста и развития растений. Влажность как
экологический фактор. Экологические группы растений по отношению к воде.
Приспособление растений к различным условиям влажности.
Практическая работа: Определение количества дождливых и засушливых дней в году в
своей местности.
Практическая работа: Приспособленность растений своей местности к различным
условиям влажности.
Опыт в домашних условиях: Влияние воды и тепла на прорастание растений
Лабораторная работа: Знакомство с водными, влаголюбивыми и засухоустойчивыми
растениями.
5.Воздух в жизни растений.(4 час)
Газовый состав и движение масс воздуха как экологические факторы в жизни растений.
Значение для растений азота, кислорода и углекислого газа. приспособление растений для
извлечения азота, кислорода и углекислого газа. Приспособления растений к опылению и
распространению ветром.
Лабораторная работа: Изучение приспособления растений к опылению и
распространению ветром.
Лабораторная работа: Определение с помощью домашних растений степени
запыленности воздуха
6.Почва в жизни растений (4 час)
Почва как необходимое условие жизни растений. Виды почв. Состав почвы.
Экологические группы растений по отношению к разным видам почв. Плодородие почв.
Действия человека, влияющие на качество почв.
Практическая работа: Влияние механического состава почвы на прорастание семян.
рост и развитие проростков.
Экскурсия: Человек и почва Тематический план
Курс внеурочной деятельности "Экология растений "5 класс (19 ч., 1 час в неделю)
№
п/п
Тема
Дата
Корректи
ровка
даты
Форма
организац
ии занятия
Вид
деятельности
ученика
1.Экология растений: раздел науки.(2 час)
1/1
2/2
Экология растений: раздел
науки. Биосферная жизнь
растений на планете Земля.
Лекция
Определяют
понятия:
экология
растений
Многообразие влияния растений
на окружающую среду.
Особенности взаимодействия
растений и животных с
окружающей средой.
Экскурсия: Живой организм,
его среда обитания и условия
существования
Экскурсия Описывают
различные
условия
существования
, периоды
жизни и
возрастные
состояния
растений
2. Свет в жизни растений (3 часа)
3/1
4/2
5/3
Лекция
Практиче
ская
работа.
Свет и фотосинтез. Влияние
света на рост и цветение
растений. Свет как
экологический фактор.
Опыт в домашних условиях:
Влияние света на рост и
развитие растений
Экологические группы растений
по отношению к свету.
Приспособление растений к
меняющимся условиям
освещения
Практическая работа:
Определение количества
солнечных дней в году в своей
местности.
Лабораторная работа:
Изучение строения листьев
светового и тенелюбивого
растений под микроскопом.
Лаборато
рная
работа
Называют
основные
экологические
факторы в
жизни
растений
Называют
экологические
группы
растений по
отношению к
свету:светолю
бивые,
тенелюбивые,
теневынослив
ые
Изучают под
микроскопом
микропрепара
ты листьев
камелии и
герани 3.Тепло в жизни растений.(3 часа)
6/1
7/2
8/3
Лекция
Лекция
Практиче
ская
работа
Тепло как
необходимое
условие жизни
растений
Определяют
понятия:
тепловые
пояса
Определяют
понятия:
теплолюбивые
растения
Тепло как необходимое условие
жизни растений. Значение тепла
для прорастания семян, роста и
развития растений.
Температура как экологический
фактор. Разнообразие
температурных условий на
Земле. Экологические группы
растений по отношению к теплу.
Приспособления растений к
различным температурам.
Выделение тепла растениями.
Зависимость температуры
растений от температуры
окружающей среды.
Практическая работа:
Определение среднегодовой и
среднесезонных температур
своей местности и растений,
приспособленных к ним.
4.Вода в жизни растений.(3 часа)
9/1
10/2
Вода как необходимое условие в
жизни растений. значение воды
для питания, охлаждения,
расселения, для прорастания
семян, роста и развития
растений. Приспособление
растений к различным условиям
влажности.
Практическая работа:
Определение количества
дождливых и засушливых дней
в году в своей местности.
Опыт в домашних условиях:
Влияние воды и тепла на
прорастание растений
Влажность как экологический
фактор. Экологические группы
растений по отношению к воде.
Практическая работа:
Приспособленность растений
своей местности к различным
условиям влажности.
Практиче
ская
работа
Определяют
понятия: Вода
как
необходимое
условие в
жизни
растений
Практиче
ская
работа
Определяют
понятия:
Влажность как
экологический
фактор.
Экологические
группы
растений по 11/3
Лабораторная работа:
Знакомство с водными,
влаголюбивыми и
засухоустойчивыми
растениями.
Лаборато
рная
работа
5.Воздух в жизни растений.(4 часа)
12/1
13/2
14/3
15/4
Газовый состав и движение масс
воздуха как экологические
факторы в жизни растений.
Приспособления растений к
опылению и распространению
ветром.
м.
Значение для растений азота,
кислорода и углекислого газа.
приспособление растений для
извлечения азота, кислорода и
углекислого газа.
Лекция
Лекция
Лабораторная работа:
Изучение приспособления
растений к опылению и
распространению ветром
Лабораторная работа:
Определение с помощью
домашних растений степени
запыленности воздуха
Лаборато
рная
работа
Лаборато
рная
работа
6.Почва в жизни растений (4 часа)
16/1
Почва как необходимое условие
жизни растений. Виды почв.
Плодородие почв. Действия
человека, влияющие на качество
почв.
Лекция
отношению к
воде.
Изучают по
гербарным
материалам и
рисункам
особенности
строения
растений с
разным
отношением к
влаге
Определяют
понятия:
Газовый
состав и
движение масс
воздуха
Показывают
Значение для
растений
азота,
кислорода и
углекислого
газа
Изучают по
коллекции
плодов и
семян с
помощью лупы
Определяют с
помощью
лентыскотча
степени
запыленности
воздуха
Определяют
понятия:
минеральные и
органические
вещества 17/2
18/3
19/4
Состав почвы. Экологические
группы растений по отношению
к разным видам почв.
Практическая работа:
Влияние механического
состава почвы на прорастание
семян. рост и развитие
проростков.
Лекция
Практиче
ская
работа
Экскурсия: Человек и почва
Экскурсия
Определяют
состав почвы
Проращивают
семена в
разных типах
почвы: песке,
глине, в почве
с огорода
Знакомятся с
процедурой
подготовки
почвы на
примере
выращивания
комнатных
растений
Планируемые результаты
Обучающийся научится:
называть основные экологические факторы в жизни растений;
описывать различные условия существования, периоды жизни и возрастные состояния
растений;
приводить примеры различных растительных сообществ и их видового состава, различных
жизненных форм растений;
описывать и объяснять приспособление растений к различным экологическим факторам и
влияние экологических факторов на жизнедеятельность растений;
давать характеристику различным растительным сообществам, взаимосвязям внутри
растительного сообщества, различным сезонным изменениям растений;
определять антропогенное влияние на растительные сообщества, уровни жизненного
состояния растений;
объяснять значение различных экологических факторов для растений разных периодов
жизни и возрастных состояний; для устойчивости растительных сообществ, видового
разнообразия растений, разнообразия растительных сообществ;
объяснять роль и значение растений, грибов и бактерий в круговороте веществ и
непрерывности жизни;
объяснять роль человека в охране растительного мира, в сохранении биоразнообразия
растений;
прогнозировать изменения в развитии растительных сообществ и отдельных растений под
воздействием усилившейся антропогенной нагрузки;
применять знания об экологических факторах для повышения выживаемости комнатных
и сельскохозяйственных растений
Описание учебнометодического и материальнотехнического обеспечения
Библиотечный фонд
образовательного процесса 1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
В.В. Пасечник, Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс.
Учебник для общеобразовательных учреждений, рекомендовано Министерством
образования и науки РФ, /М. Дрофа, 2013 г.
Книга для чтения по зоологии
Билич Г.Л., Крыжановский В.А. Биология. Полный курс: В 3 т. – М.: «Оникс 21
век», 2002.
Кемп Б., Армс К. Введение в биологию. – М.: Мир, 1986.
Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология: В 3 т. – М.: Мир, 1990. Т.1 – 3.
Красная книга Пензенской области (животные)
Пензенская лесостепь /Пенза 1999 г.
Верзилин Н.М. По следам Робинзона
Информационные средства
Интернетресурсы:
http://www.gnpbu.ru/web_resurs/Estestv_nauki_2.htm. Подборка интернетматериалов для
учителей биологии по разным биологическим дисциплинам.
http://schoolcollection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
Энциклопедия животных Кирилла и Мефодия», 2002.
Экраннозвуковые пособия
1. Коллекция видеофильмов по темам курса (ВВС)
Технические средства обучения
1. Компьютер
2. Проектор
3. Микроскоп цифровой
4. Интерактивная доска
Программа курса внеурочной деятельности «Экология растений» (5 класс)
Программа курса внеурочной деятельности «Экология растений» (5 класс)
Программа курса внеурочной деятельности «Экология растений» (5 класс)
Программа курса внеурочной деятельности «Экология растений» (5 класс)
Программа курса внеурочной деятельности «Экология растений» (5 класс)
Программа курса внеурочной деятельности «Экология растений» (5 класс)
Программа курса внеурочной деятельности «Экология растений» (5 класс)
Программа курса внеурочной деятельности «Экология растений» (5 класс)
Программа курса внеурочной деятельности «Экология растений» (5 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.