Статья по биологии на тему"Формирование умений смыслового чтения на уроках биологии – необходимое условие развития метапредметных результатов "
Оценка 4.9

Статья по биологии на тему"Формирование умений смыслового чтения на уроках биологии – необходимое условие развития метапредметных результатов "

Оценка 4.9
Семинары
docx
биология
5 кл
20.06.2017
Статья по биологии на тему"Формирование умений смыслового чтения на уроках биологии – необходимое условие развития метапредметных результатов "
В ФГОС подчеркивается важность обучения смысловому чтению в школе и отмечается, что чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный» характер и умения чтения относятся к универсальным учебным действиям.Поэтому в условиях современной модернизации образования одной из главных дидактических проблем обучения (независимо от преподаваемого предмета) в свете реализации ФГОС основного общего образования (ООО) становится формирование умений смыслового чтения.Статья по биологии
Шишова. doc..docx
Формирование умений смыслового чтения на уроках биологии – необходимое условие развития метапредметных результатов . Шишова И.А. Одной из важнейших целей образования в соответствии с Федеральным   государственным   образовательным   стандартом (ФГОС) является формирование учебной деятельности. В этой связи   проблема   обучения   чтению   становится   наиболее актуальной в свете модернизации общего образования. В ФГОС подчеркивается важность обучения смысловому чтению в школе и   отмечается,   что   чтение   в   современном   информационном обществе   носит   «метапредметный»   характер   и   умения   чтения относятся к универсальным учебным действиям.  Очевидно,   что   умение   читать   одинаково   важно   для обучающихся, находящихся на различных ступенях образования. Но   обладают   ли   школьники,   получившие   основное   общее образование,   вышеперечисленными   умениями?   Анализ результатов   тестирований   показывает,   что   учащиеся   в   своем большинстве не готовы к свободному использованию полученных в школе знаний, во всяком случае, на уровне тех требований, которые предъявляются в настоящее время. Поэтому   в   условиях   современной   модернизации образования одной из главных дидактических проблем обучения (независимо   от   преподаваемого   предмета)   в   свете   реализации ФГОС   основного   общего   образования   (ООО)   становится формирование умений смыслового чтения. Во ФГОС основного общего   образования   данная   позиция   отражена   в   концепции универсальных учебных действий (УУД).  Каким   образом   стараюсь   найти   выход   из   сложившийся ситуации? В своей практике я использую различные приемы, поэтапно, по мере усложнения заданий, формирующие умение смыслового чтения и владения устной речью. Таких приемов существует   довольно   много,   остановлюсь   на   некоторых   в качестве примеров: 1.Найдите   ошибки   в   приведенном   тексте.   Укажите   номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их. 1. Бактерии гниения относят к эукариотическим организмам. 2).  Они выполняют в природе санитарную роль, т.к. минерализуют  органические веществ. 3). Эта группа бактерий вступает в  симбиотическую связь с корнями некоторых растений. 4). К  бактериям также относят простейших. 5). В  благоприятных  условиях бактерии размножаются прямым делением клетки. 2.Прием «Составь задание».  Цель: сформировать умение  вдумчиво читать, преобразовывать текстовую   информацию   с   учётом   цели   дальнейшего использования.  3. Прием «Сконструируй определение» Цель: сформировать умение  вдумчиво читать, преобразовывать  текстовую информацию с учётом цели дальнейшего  использования. Учащимся предлагается возможность самим    сконструировать» понятие  (например, предложить  сконструировать понятие «выделение»), сопоставив информацию из нескольких предложений текста. 4.Прием «Задай вопрос» Цель:  сформировать   умение     самостоятельно   работать   с текстом,   понимать   информацию,   содержащуюся   в   тексте, овладение приёмом постановки вопросов к тексту. Учитель   провоцирует   ситуацию,   когда   ученик самостоятельно   формулирует   вопросы   к   новому   учебному материалу. Удачно составленный вопрос – это уже наполовину полученный   ответ.   Можно   дать   ученикам   несколько   иное задание. Во время самостоятельной работы над текстом ученики получают задание составить вопросы.Например, задать вопросы, которые   начинались   бы   со   слов   «Что…?»,   «Какой…?», «Где…?», «Почему…?» и т.д.  Целесообразно ограничить число вопросов и время на их составление. Ребятам не ставится задача прочесть текст, а затем задать вопросы. Это очень важно. Так или иначе, чтобы грамотно и лаконично сформулировать вопрос, ученик должен хотя бы бегло ознакомиться с текстом. Но он делает это гораздо быстрее, чем в режиме «Прочти…». Подводя итоги,   отмечаем   лучшие   вопросы,   тут   же   предлагая   ученикам ответить   на   них.   Этим   самым   мы   закрепляем   только   что изученный материал. Зачастую оценка за красивый и лаконичный вопрос   гораздо  весомее,   чем   вызубренный   по  учебнику   ответ. Согласитесь, составить вопрос не так уж и просто.  5. Установите соответствие между особенностями строения,  функцией и органоидом клетки. Так же к этим формам работы на уроке можно отнести всем известные   и  используемые   в   педагогической   практике   приемы как : 1. Прием «толстых» и «тонких» вопросов.  Цель:  сформировать   умение     самостоятельно   работать   с текстом,   понимать   информацию,   содержащуюся   в   тексте, овладение приёмом постановки вопросов к тексту и составления плана. 2. Прием «Кластер» Цель:  сформировать   умения   целенаправленно   читать   текст, преобразовывать   текстовую   информацию   с   учётом   цели дальнейшего использования.  3. Прием памятки на полях «Инсерт» Цель:  сформировать умение   читать вдумчиво,  самостоятельно работать   с    текстом,   понимать   информацию,   содержащуюся   в тексте.   Данный   прием   является   средством,   позволяющим ученику   отслеживать   свое   понимание   прочитанного   текста   и многое другое. В   заключении   хотелось   бы   отметить   ,   что   смысловое   чтение имеем для учителя очень большое значение, т.к. перед учащимся ставятся   большие   требования   при   сдачи   итоговых   экзаменов, ведь   среди   заданий   ГИА   есть   такие,   которые   проверяют   эти умения. Задача учителя – формировать и закреплять глубокие стержневые     добиваясь   одновременно разностороннего чтения.  Ведь при внимательном вчитывание и знания   детей, проникновение в смысл с помощью анализа текста, в диалоге с другими,   иногда   в   споре,   происходит   не   простое   усвоение информации, а самостоятельное управление через осмысленное чтение   своим   собственным   развитием.  Обеспечение возможности   сотрудничества:   умение   слышать,   слушать   и понимать   партнера,   планировать   и   согласованно   выполнять совместную деятельность, вести дискуссию, правильно выражать свои   мысли,   оказывать   поддержку   друг   другу   и   эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками. Поэтому можно   сказать,   что   самостоятельная   организация   речевой деятельности   в   устной   и   письменной   форме   –   способствуют формированию УУД. Результаты смыслового чтения: 1.Общая ориентация в тексте. 2.Глубокое понимание текста. 3.Применение полученной информации в практической  деятельности. 4.Положительные результаты при выполнении ВПР и при  сдаче  ОГЭ, ЕГЭ  по биологии Список использованной литературы 1. Асмолов Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др./под ред. А.Г.   Асмолова.   Формирование   универсальных   учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя  – М.: Просвещение, 2010. – с 103. 2. Доблаев   Л.П.   Смысловая   структура   учебного   текста   и проблемы его понимания. М., 1982.  – с 176с.  3. Лернер   Г.И.   Работа   с   учебными   текстами   на   уроках биологии. /Биология в школе, – 2011, № 6, – 2011, с.28 – 34. 4. Федеральный   государственный   образовательный   стандарт основного общего образования /Министерство образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2011. – 221 с Cведения   об   авторе:  Шишова   Ирина   Анатольевна, учитель биологии, МБОУ «СОШ №25 с УИОП им. Б.И. Рябцева»   г.   Россоши   ,  адрес:   396658   г.   Россошь,   ул. Воровского,   д15­е,   кВ.63,   т.   8­920­410­46­42,  адрес электронной почты: irina­[email protected]

Статья по биологии на тему"Формирование умений смыслового чтения на уроках биологии – необходимое условие развития метапредметных результатов "

Статья по биологии на тему"Формирование умений смыслового чтения на уроках биологии – необходимое условие развития метапредметных результатов "

Статья по биологии на тему"Формирование умений смыслового чтения на уроках биологии – необходимое условие развития метапредметных результатов "

Статья по биологии на тему"Формирование умений смыслового чтения на уроках биологии – необходимое условие развития метапредметных результатов "

Статья по биологии на тему"Формирование умений смыслового чтения на уроках биологии – необходимое условие развития метапредметных результатов "

Статья по биологии на тему"Формирование умений смыслового чтения на уроках биологии – необходимое условие развития метапредметных результатов "

Статья по биологии на тему"Формирование умений смыслового чтения на уроках биологии – необходимое условие развития метапредметных результатов "

Статья по биологии на тему"Формирование умений смыслового чтения на уроках биологии – необходимое условие развития метапредметных результатов "

Статья по биологии на тему"Формирование умений смыслового чтения на уроках биологии – необходимое условие развития метапредметных результатов "

Статья по биологии на тему"Формирование умений смыслового чтения на уроках биологии – необходимое условие развития метапредметных результатов "
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.06.2017