Технологическая карта урока для 5 класса по биологии "Разнообразие растений" и презентация "Растения" к уроку. Урок начинается с задания проклассифицировать организмы, затем выполнить задание "Закончите предложение", дети определяют тему, цели урока. В течение последующего времени урока, изучают растения с точки зрения их разнообразия, значения для человека, в природе, выясняют наличие опасных растений, изучают их, проверяют знания об опасных растениях края. В заключении тест "Верное-неверное" утверждение.Разработка урока в форме технологической карты "Разнообразие растений" для 5 класса биология с презентацией "Растения"
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 17»
г.Сарапула Удмуртской Республики
Технологическая карта урока биологии 5 класс
«Ботаника наука о растениях»
Автор Еремеева Людмила Анатольевна
учитель биологии высшей категории МБОУ «СОШ № 17»
г. Сарапул, 2017г.Технологическая карта урока
обучения,
частичнопоисковый,
наглядный,
проблемного
Данные об учителе: Еремеева Людмила Анатольевна учитель биологии
высшей категории, МБОУ «СОШ № 17», г.Сарапула, Удмуртская
Республика
Предмет: биология класс: 5 а
Учебник (УМК): В.В.Пасечник Биология. Бактерии, грибы, растения. М.,
Дрофа, 2016.
В.В.Пасечник.Поурочные планы по учебнику В.В. Пасечника «Дрофа», М.,
2014.
Тема урока: «Ботаника – наука о растениях».
Тип урока: комбинированный
Оборудование: дидактический материал рисунки «Многообразие растений»,
«Царство Растения», «Значение растений для человека»;
Видеоурок «Ботаника – наука о растениях» (фрагмент), презентация
«Растения»
Формы работы: фронтальная, в парах, индивидуальная
Методы:
словесный, ИКТ.
Характеристика учебных возможностей класса: у
учащихся
сформирована учебная мотивация, взаимоотношения между учащимися
дружеские.
Учащиеся владеют УУД:
*Коммуникативными УДД: включаются в коллективное обсуждение
вопросов, эстетическое восприятие природы 1 уровень)
*Познавательными
информацию, существенную для достижения цели.
*Регулятивными УДД: умение организовать выполнение заданий учителя,
развитие навыков самоанализа
*Личностными УДД: осуществлять рефлексию своего отношения к
содержанию темы (1 уровень)
Цели урока как планируемые результаты обучения: формирование знаний
о растениях, как царстве живых организмов, их признаках, роли растений в
биосфере; выявление
наиболее опасных растений нашего региона;
способствовать формированию познавательных, личностных, регулятивных
и коммуникативных учебных действий.
Личностные действия способствовать формированию положительных
эмоций от результатов своей деятельности, способствовать воспитанию
ответственности за свое здоровье.
Познавательные действия – способствовать формированию умений
анализировать, сравнивать, делать выводы, классифицировать, обобщать,
извлекать знания из дополнительной информации. Познакомить
обучающихся с наукой ботаникой и вопросами, котрые она изучает.
и частично структурировать
УДД: выделятьРегулятивные действия – формировать умения проводить самопроверку
теста и оценивать его, корректировать ошибки.
Коммуникативные действия формирование умений работать в паре,
слушать других, сотрудничать.
Деятельность учителя
Ход урока
Деятельность
обучающихся
Формируемые
УУД
1.Организационный момент
Приветствие, отметка отсутствующих, внимание осанке.
2.Актуализация знаний (повторение) и выход на тему урока
1.Обучающимся
предлагается
проклассифицировать
организмы
2.Обучающимся
предлагается задание 1.
текст с предложениями без
начала.
Прочитайте и назовите
слово начало каждого
предложения
3.Обучающимся
предлагается ответить на
вопрос: Какая наука
занимается изучением
растений? Для этого можно
воспользоваться рис. 1 на
с. 6. Что изучает ботаника?
4. Формулируем тему урока.
«Ботаника – наука о
растениях».
Почему наука о растениях
получила такое название?
Обучающимся предлагается
найти объяснение понятия
на с. 91 учебника биологии
5 класс
Формулировка целей
Вспоминают понятия
Высказывают свои
появившиеся мысли,
возможно дети выйдут
на термин «растения».
Обучающиеся
отыскивают название
науки о растениях,
объясняют её название.
Попытка объяснить, что
обозначает термин.
Предположение, что
будет изучать наука
ботаника?
Обучающиеся
формулируют тему
урока, записывают её в
тетрадь
Обучающиеся
формулируют цели
урока.
Использование
языка и речи для
получения
информации и ее
передачи
Выделяют
существенные
признаки растений.
Самовыражение,
монологическое
высказывание
Высказывают
предположение,
делают прогноз.
Целеполагание:
постановка
учебной задачи на
основе того, что
известно и что
неизвестно.
Формирование
познавательной
цели
Высказываютпредположение о
том, что может
изучать ботаника о
растениях.
Выявляют
разнообразие
растений
Монологическое
высказывание
Минутка
расслабления
Проводить
сравнение, анализ,
делать выводы.
Работа с текстом,
поиск и выделение
нужной
информации.
Сотрудничество
при работе в
парах.
Выражают мысли
вслух
Монологическое
высказывание
3.Изучение нового материала
Работают в парах.
Высказывают мнение,
что растения очень
разнообразны по
размерам, форме,
продолжительности
жизни
Физминутка
Дети читают вслух
стишок и выполняют
упражнения
Вспоминают термин
биосфера.
Работают в парах с
дополнительной
информацией – читают и
определяют, который
текст описывает роль
растений в природе, а
который роль растений в
жизни человека.
5.Обучающимся
предлагается работа с доп.
информацией рис. 13,
статьей в учебнике§17
«Разнообразие растений»,
слайдами презентации
«Растения» и сделать
выводы о разнообразии
растений.
6.Найдите физминутку.
Читаем вслух и выполняем
или физминутка для глаз
(видео)
7.Продолжаем работу.
Выясняем какую роль
растения играют в
биосфере.
Обучающимся предлагается
вспомнить понятие
«биосфера».
Обучающимся предлагается
два текста о роли растений
в биосфере. Обучающимся
предлагается подтвердить
свой вывод о роли
растений, рассмотреть
рис.5,6 из доп
инф.«Значение растений»8.Всегда ли роль растений
положительна.
Просмотр слайдов
презентации «Опасные
растения»
Просматривают
презентацию, слушают
рассказ об опасных
растениях края
9.Учащимся предлагается
тест на знание опасных
растений УР
Просматривают слайды
презентации фотографии
опасных растений без
названий под номерами
Обучающиеся читают
текст
Обучающиеся слушают,
рассматривают рис. 4 и
высказывают свое
мнение о разнообразии
царства растения
10.Учащимся предлагается
работа с текстом учебника
с целью выяснить на какие
группы по строению делят
все растения.
11.Заключение по теме
урока с перспективой на
будущее: рассмотрите рис.4
«Царство растения».
Какие растения включает
царство? В 7 классе
обучающиеся будут изучать
еще одно царство живых
организмов –животные.
4.Закрепление и проверка знаний
12.Тест по теме урока
Задание 3 «Верноеневерное
утверждение»
Выполняют тест в
матрице.
Проверяют по эталону
5.Рефлексия учебной деятельности
Высказывают
мнение вслух о
роли опасных
растений.
Необходимость
знаний для
сохранения
здоровья
Решают тест,
сначала
записывают сами
названия растений,
затем проверяют
по эталону,
называют вслух
Составляют схему
деления растений
на группы высшие
и низшие.
Объясняют
понятие «низшие» и
«высшие» растения,
приводят примеры
тех и других.
Использование
средств языка и
речи, умение
выражать мысли
вслух хоровые
ответы
(артикуляционная
гимнастика)
Положительные
эмоции от
правильных
ответов
Контроль и оценка
результатов
действий.
Самовыражение.
Сотрудничество.Обучающиеся выражают
свои мысли по теме
урока и приходят к
выводу, что цели урока
мы достигли.
Выражение мыслей
вслух.
Делать обобщение.
Умение подводить
итоги и оценивать
свои действия.
13.В начале урока вы
показали свои знания о
растениях. Давайте
подведем итоги.
1) Что нового вы узнали о
растениях?
2)Действительно ли
растения – это основное
царство на Земле?
3)Какие знания вы
возьмете с собой в жизнь?
14.Урок окончен.
Благодарю за внимание,
старание и работу. Всего
хорошего.
Приложения Биология 5 класс
1.Запишите начало предложения. О каком царстве живых организмов идет речь.
1…часть живой природы.
2…. имеют общее строение.
3….приспособились к жизни в разных условиях.
4….очень разнообразны.
5…. играют важнейшую роль в жизни биосферы.
6….содержат зеленый пигмент хлорофилл.
(Ответы растения)
Задание 2. Работа с текстами. Прочитайте тексты и решите в каком тексте идет
речь о роли растений в природе, в жизни человека. Какие признаки вам
помогли это сделать?
Текст № 1
Обогащают воздух кислородом, который
необходим всем живым существам.
Создают органические вещества из
неорганических. Служат домом для
животных. Являются пищей для других
организмов, входят в цепи питания.
Укрепляют почву в оврагах, на откосах.
Леса – накопители влаги,
формируют климат местности.
Текст № 2
Обогащают воздух кислородом.
Создают органические вещества из
неорганических. Служат пищей.
Выделяют кислород, поглощают
углекислый газ. Служат лекарством,
строительным материалом и топливом.
Дают сырьё для промышленности
(получение бумаги, спирта, канифоли).
Имеют эстетическое значение. Развитие
земледелия потребовало новых знаний о
качествах и признаках растений.
Задание 3. Тест «Верноеневерное утверждение»
Утверждение
1.Самое высокое растение эвкалипт.
2.Стебель пальмы ротанг достигает в длину 20 м.
Да/нет
Да3.Морские водоросли могут достигать в длину сотни метров.
4.Растения обогащают воздух углекислым газом..
5.Растения обитают только в тропическом климате.
6.Все растения являются полезными.
7.Ландыш лесной ядовитое растение.
8.Незнакомые растения нельзя пробовать на вкус и брать в руки.
Нет
Да
Нет
Нет
Нет
Да
Да
Матрица ответов__________________________ 5 класс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Тест «Верныеневерные утверждения»
Верные – 1 3 7 8
Неверные 2 4 5 6
Критерии оценки
8 баллов «5»
76 баллов «4»
54 баллов «3»
рис.1рис.2
рис.3Рис.4
Рис.5Рис.6