РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии

  • Образовательные программы
  • docx
  • 01.11.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии 5 класс «Биология: Бактерии. Грибы. Растения» (35 часов, один раз в неделю) Авторы УМК: В. В. Пасечник и др. Рабочая программа составлена на основе программы авторского коллектива под руководством В.В.Пасечника (сборник «Биология. Рабочие программы. 5—9 классы.» - М.: Дрофа, 2014.), рассчитанной на 35 часов (1 урок в неделю) в соответствии с альтернативным учебником, допущенным Министерством образования Российской Федерации: Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Учебник / М.: Дрофа, 2014 г. и соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.Рабочая программа составлена на основе программы авторского коллектива под руководством В.В.Пасечника (сборник «Биология. Рабочие программы. 5—9 классы.» - М.: Дрофа, 2014.), рассчитанной на 35 часов (1 урок в неделю) в соответствии с альтернативным учебником, допущенным Министерством образования Российской Федерации: Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Учебник / М.: Дрофа, 2014 г. и соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Иконка файла материала 5 класс биология.docx
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение  «СОШ а.Бесленей» Рассмотрено  на заседании                  «Согласовано»                             «Утверждено» методического совета                         Зам. директора по УВР                  Директор школы                       Протокол  №___________                    ____________________                _____________________           «    » _______________2017 г            «    » _______________2017 г      «  »_____________2017 г            РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии  5 класс «Биология: Бактерии. Грибы. Растения»  (35  часов, один раз в неделю) Авторы УМК: В. В. Пасечник и др.                                                                                                       высшей категории                                                              Гутякулова Аминат Хасановна  Составитель: учитель химии и биологии2017– 2018 уч. год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая  программа составлена на основе программы авторского коллектива под  руководством  В.В.Пасечника (сборник «Биология. Рабочие программы. 5—9 классы.» ­ М.: Дрофа,  2014.), рассчитанной на 35 часов (1 урок в неделю) в соответствии с альтернативным учебником,  допущенным Министерством образования Российской Федерации: Пасечник В. В. Биология.  Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Учебник / М.: Дрофа, 2014 г. и соответствует положениям  Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. В программе особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию  современной естественнонаучной картины мира, показано практическое применение биологических  знаний. Отбор содержания проведён с учётом культуросообразного подхода, в соответствии с  которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной,  нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности. Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к  частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено  взаимодействие научного, гуманистического, аксиологического, культурологического,  личностнодеятельностного, историко­проблемного, интегративного, компетентностного подходов. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА «БИОЛОГИЯ 5 КЛАСС» Изучение биологии на ступени основного общего образования традиционно направлено на  формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях объектов живой природы, их многообразии и эволюции; о человеке как биосоциальном существе. Для формирования у  учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и  познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется знакомству  учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от  учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.  Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий,  обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся  включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие  учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать,  проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать  определения понятий, структурировать материал и др. Учащиеся включаются в коммуникативную  учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои  мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать  информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д. В 5 классе учащиеся узнают, чем живая природа отличается от неживой; получают общие  представления о структуре биологической науки, ее истории и методах исследования, царствах  живых организмов, средах обитания организмов, нравственных нормах и принципах отношения к  природе. Учащиеся получают сведения о клетке, тканях и органах живых организмов, углубляются  их знания об условиях жизни и разнообразии, распространении и значении бактерий, грибов и  растений, о значении этих организмов в природе и жизни человека. Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма,  популяции, биоценоза, биосферы и об ответственности человека за жизнь на Земле.Учащиеся должны усвоить и применять в своей деятельности основные положения  биологической науки о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и  историческом развитии, структуре, функционировании, многообразии экологических систем, их  изменении под влиянием деятельности человека; научиться принимать экологически правильные  решения в области природопользования. Изучение биологии по предлагаемой программе предполагает ведение фенологических  наблюдений, опытнической и практической работы. Для понимания учащимися сущности  биологических явлений в программу введены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации  опытов, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность  учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности,  способствовать развитию любознательности и интереса к предмету. Изучение биологии направлено на достижение следующих целей: 1) формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях её развития  исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере  в результате  деятельности человека, для развития современных естественно­научных представлений о картине  мира; 2) формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах,  процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной  организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и  изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии; 3) приобретение опыта использования методов биологической науки  и проведения несложных  биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения  экологического мониторинга в окружающей среде; 4) формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия  деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью  своему и окружающих, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и  природных местообитаний видов растений и животных; 5) формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем необходимости  рационального природопользования защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения  экологического качества окружающей среды; 6) освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха,  выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.   МЕСТО КУРСА «БИОЛОГИЯ 5 КЛАСС» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Рабочая программа разработана в соответствии с Основной образовательной программой  основного общего образования МКОУ «СОШ а.Бесленей». Данная программа рассчитана на 1 год – 5 класс. Общее число учебных часов в 5 классе ­ 35 (1ч в  неделю). РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА «БИОЛОГИЯ 5 КЛАСС» Личностными результатами изучения предмета «Биология» в 5 классе являются следующие  умения:  Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и  объяснимости на основе достижений науки.   Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.  Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках  самостоятельной деятельности вне школы. Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения  здоровья.   Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.   Формировать  экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки  других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия  людей на Земле.  Средством развития личностных результатов служит учебный материал, и прежде всего  продуктивные задания учебника. Метапредметными результатами изучения курса «Биология» является формирование  универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД:  Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.  Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из  предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели.  Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).  самостоятельно.  В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.  Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на  этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений  (учебных успехов). Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки  Познавательные УУД:  Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять  причины и следствия простых явлений.  Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и  критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе  дихотомического деления (на основе отрицания).  Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно­следственных связей.  Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.   Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать  информацию  из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).  Вычитывать все уровни текстовой информации.   Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск  информации, анализировать и оценивать ее достоверность.  Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал, и прежде всего  продуктивные задания учебника. Коммуникативные УУД:  Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели,  распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.). Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения: 1. ­ осознание роли жизни: – определять роль в природе различных групп организмов; – объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы. 2. – рассмотрение биологических процессов в развитии: – приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение; – находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;– объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов. 3. – использование биологических знаний в быту: – объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека. 4. –  объяснять мир с точки зрения биологии: – перечислять отличительные свойства живого; – различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные:  грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны,  папоротники, голосеменные и цветковые); – определять основные органы растений (части клетки); – объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы,  водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые); 5. – понимать смысл биологических терминов; – характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и  их роль в познании живой природы; – проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться  увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов. 6. – оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни: – использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены; – различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «БИОЛОГИЯ 5 КЛАСС» Тема Тема урока Тема 1.  " Введение  " Тема 2.  "  Клеточное  строение  организмов  " 1. Биология — наука о живой природе  2. Методы исследования в биологии 3. Разнообразие живой природы.  Царства живых организмов.  Отличительные признаки живого от  неживого 4. Среды обитания живых организмов. 5. Экологические факторы и их влияние на живые организмы 6. Обобщающий урок 7. Устройство увеличительных  приборов 8. Строение клетки 9. Приготовление микропрепарата  кожицы чешуи лука 10. Пластиды 11­12. Химический состав клетки:  неорганические и органические  вещества 13. Жизнедеятельность клетки:  поступление веществ в клетку  (дыхание, питание) 14. Жизнедеятельность клетки: рост,  К­во  часов 6 ч Лабораторные работы, практические  работы Пр.р. №1  «Фенологические  наблюдения за сезонными  изменениями в природе.  Ведение дневника  наблюдений» Экскурсии Эк.№1  «Многообрази е живых  организмов,  осенние  явления в  жизни  растений и  животных» 11 ч Л.р.№1 «Устройство  лупы и светового  микроскопа. Правила  работы с ними.»  Л.р.№2 «Изучение клеток растения с помощью  лупы.» Л.р.№3  «Приготовление  препарата кожицы чешуи  лука, рассматривание его  под микроскопом.» Л.р.№4 «Приготовление  препаратов иразвитие 15. Деление клетки 16. Понятие «ткань» 17. Обобщающий урок Тема 3.  " Царство  Бактерии.  Царство  Грибы "  Тема 4.  " Царство  Растения " 18. Бактерии, их разнообразие,  строение и жизнедеятельность. 19. Роль бактерий в природе и жизни  человека  20. Грибы, их общая характеристика,  строение и жизнедеятельность. Роль  грибов в природе и жизни человека. 21. Шляпочные грибы. 22. Плесневые грибы и дрожжи 23. Грибы­паразиты 24. Обобщающий урок 25. Ботаника — наука о растениях 26. Водоросли, их многообразие,  строение, среда обитания 27. Роль водорослей в природе и жизни  человек. Охрана водорослей 28. Лишайники 29. Мхи 30. Папоротники, хвощи, плауны 31. Голосеменные растения 32. Покрытосеменные растения 33. Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира 34.  Обобщающий урок рассматривание под  микроскопом пластид в  клетках листа элодеи,  плодов томатов, рябины,  шиповника.»  Л.р.№5 «Приготовление  препарата и  рассматривание под  микроскопом движения  цитоплазмы в клетках  листа элодеи.»  Л.р.№6 «Рассматривание  под микроскопом готовых микропрепаратов  различных растительных  тканей.». П.р.№2 «Строение  плодовых тел шляпочных  грибов.  Л.р.№7 «Строение  плесневого гриба мукора.  Строение дрожжей.». 7 ч 10 ч Л.р.№8 «Строение  зеленых водорослей.»  Л.р.№9 «Строение мха  (на местных видах).» Л.р.№10 « Строение  спороносящего хвоща» Л.р.№11 «Строение  спороносящего  папоротника» Л.р.№12  «Строение хвои и шишек  хвойных (на примере  местных видов)» Л.р.№13 «Строение  цветкового растения» ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Тема 1.   Введение (6 часов) 1. Личностные результаты: Учащиеся должны: ­ испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;­ знать правила поведения в природе;  ­ понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы; ­ уметь реализовывать теоретические познания на практике; ­ понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией;  ­ испытывать любовь к природе; ­ признавать право каждого на собственное мнение; ­ проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы; ­ уметь отстаивать свою точку зрения;  ­ критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия; ­ уметь слушать и слышать другое мнение.  2. Метапредметные результаты Учащиеся должны уметь: ­ составлять план текста; ­ владеть таким видом изложения текста, как повествование; ­ под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение; ­ под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы; ­ получать биологическую информацию из различных источников;  определять отношения объекта с другими объектами; ­ определять существенные признаки объекта. Ученик получит возможность научиться:  Учащиеся могут узнать: ­ науки, изучающие живую природу; отличие  среды обитания от местообитания; причины  формирования черт приспособленности  организмов к среде обитания; Учащиеся смогут научиться: ­ определять понятия  флора, фауна, низшие  растения, высшие растения, вегетативные  органы, генеративные органы, абиотические  факторы, биотические факторы,  антропогенный;  3. Предметные результаты: Ученик научится: Учащиеся должны знать: ­ о многообразии живой природы; ­ царства живой природы: Бактерии, Грибы,  Растения, Животные; ­ основные методы исследования в биологии:  наблюдение, эксперимент, измерение;  ­ признаки живого: клеточное строение, питание,  дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост,  развитие, размножение; ­ экологические факторы; ­ основные среды обитания живых организмов:  водная среда, наземно­воздушная среда, почва как  среда обитания, организм как среда обитания; ­ правила работы с микроскопом; ­ правила техники безопасности при проведении  наблюдений и лабораторных опытов в кабинете  биологии. Учащиеся должны уметь:  ­ определять понятия «биология», «экология»,  «биосфера», «царства живой природы»,  «экологические факторы», «среда обитания»,  «местообитания»; ­ отличать живые организмы от неживых; ­ пользоваться простыми биологическими  приборами, инструментами и оборудованием; ­ характеризовать среды обитания организмов; ­ характеризовать экологические факторы;­ проводить фенологические наблюдения; ­ соблюдать правила техники безопасности при  проведении наблюдений и лабораторных опытов. Программно­методические материалы 1.Программа курса «Бактерии. Грибы. Растения», авторы: В. В. Пасечник, В. В. Латюшин, Г. Г. Швецов. Из сборника «Биология. Рабочие программы. 5—9 классы.» ­ М.: Дрофа, 2014.  2.«Примерные программы по учебным предметам. Биология. 5­9 классы». – М.: Просвещение,  2011. – 64 с. – (Стандарты второго поколения). 3.В. В. Пасечник «Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс. Методическое пособие к  учебнику В. В. Пасечника «Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс» ­ М.: Дрофа, 2013. 4. Электронное приложение для 5 класса (www.drofa.ru) Учебно­методическое обеспечение учебного процесса: 1. Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Учебник / М.: Дрофа, 2014 г. 2. Пасечник В. В. Биология. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс. Рабочая тетрадь к  учебнику В.В. Пасечника. Тестовые задания ЕГЭ. Вертикаль/ М.: Дрофа, 2014 г. 3. Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Методическое пособие / М.:  Дрофа, 2014 г. 4. Преображенская Н.В. Рабочая тетрадь по биологии. 5 класс. К учебнику В.В. Пасечника  "Биология. 5 класс"/ М.: Экзамен, 2017 г. Материально­техническое обеспечение учебного процесса: MULTIMEDIA – поддержка курса  «Биология. Бактерии. Грибы. Растения»  Биология.   Растения.   Бактерии.   Грибы.   Лишайники.   6   класс.   Образовательный   комплекс. (электронное учебное издание), Фирма «1С», Издательский центр «Вентана­Граф», 2007  Биология 6 класс. Живой организм. Мультимедийное приложение к учебнику Н.И.Сонина (электронное учебное издание), Дрофа, Физикон, 2006  Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Растения. Бактерии. Грибы. 6 класс (электронное учебное издание), ООО «Кириллл и Мефодий», 2004  Электронный   атлас   для   школьника.   Ботаника   6­7   классы.  (электронное   учебное   издание), Интерактивная линия, 2004  Биология. Систематика растений (видеоиллюстрации). Часть 1. Отдел Моховидные. Отдел Плауновидные.   Отдел   Хвощевидные.   Отдел   папоротниковидные.  ООО   «Телекомпания   СГУ ТВ», 2006  Биология. Систематика растений (видеоиллюстрации). Часть 2. Отдел Голосеменные.  ООО «Телекомпания СГУ ТВ», 2006  Биология 6­9 класс (электронная библиотека) ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ Деятельность образовательного учреждения общего образования в обучении биологии должна быть  направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов: 1) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; 2) реализация установок здорового образа жизни3) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой  природы, интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать,  делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам. Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по  биологии являются: 1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть  проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать  выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;  2) умения работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую    информацию   в   различных  источниках (тексте учебника, научно­популярной литературе,  биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать  информацию из одной формы в другую; 3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по  отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; 4) умения адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции,  сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию. Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии  являются: 1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:  выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых  организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека;  видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание,  выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности  организма; круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах);  приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными;  взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния  окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики  заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма,  стрессов, ВИЧ­инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и  простудных заболеваний;  классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной  систематической группе;  объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе;  родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления  отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического  разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления  наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;  различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений  разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и  домашних животных, съедобных и ядовитых грибов, опасных для человека растений и животных;  сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на  основе сравнения;  выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов  взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток,  тканей, органов, систем органов и их функциями;  овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и  процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов. 2. В ценностно­ориентационной сфере: знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;  анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на  здоровье человека. 3. В сфере трудовой деятельности:  знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;  соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы,  скальпели, лупы, микроскопы). 4. В сфере физической деятельности:  освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями,  укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении  утопающего; рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных  растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного  организма. 5. В эстетической сфере: овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.  № 1. 2. 3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Тема урока Характеристика деятельности Дата Дом задание Вводный инструктаж по ТБ Биология ­ наука о живой природе Методы исследования в биологии Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого от неживого учащихся Изучают правила техники  безопасности в кабинете  биологии Определяют понятия  «биология», «биосфера»,  «экология». Раскрывают  значение биологических знаний  в современной жизни.  Оценивают роль биологической  науки в жизни общества Определяют понятия «методы  исследования», «наблюдение»,  «эксперимент», «измерение».  Характеризуют основные  методы исследования в  биологии.  Определяют понятия «царство Бактерии», «царство Грибы», «царство Растения» и «царство Животные». Анализируют признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, § § §4. 5. 6. 7. 8. 9. Среды обитания живых организмов. Экологические факторы и их влияние на живые организмы Обобщающий урок.  Устройство увеличительных приборов Строение клетки Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука 10. Пластиды 11­ 12 Химический состав клетки: неорганические и органические вещества рост, развитие, размножение. Составляют план параграфа Определяют понятия «водная среда», «наземно­воздушная среда», «почва как среда обитания», «организм как среда обитания». Анализируют связи организмов со средой обитания. Характеризуют влияние деятельности человека на природу Анализируют и сравнивают экологические факторы. Отрабатывают навыки работы с текстом учебника Готовят отчет по экскурсии. Ведут дневник фенологических наблюдений Определяют понятия «клетка», «лупа», «микроскоп», «тубус», «окуляр», «объектив», «штатив». Работают с лупой и микроскопом, изучают устройство микроскопа. Отрабатывают правила работы с микроскопом Выделяют существенные признаки строения клетки. Различают на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки Учатся готовить микропрепараты. Наблюдают части и органоиды клетки под микроскопом, описывают и схематически изображают их Выделять существенные  признаки строения клетки.  Различать на таблицах и  микропрепаратах части и  органоиды клетки Объясняют роль минеральных веществ и воды, входящих в состав клетки. Различают органические и неорганические вещества, входящие в состав клетки. Ставят биологические эксперименты по изучению химического состава клетки. § § § § § § § §13. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание) 14. Жизнедеятельность клетки: рост, развитие 15. 16. Деление клетки Понятие «ткань» Учатся работать с лабораторным оборудованием Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки. Ставят биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты. Отрабатывают умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки. Обсуждают биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки Определяют понятие «ткань». Выделяют признаки, характерные для различных видов тканей. Отрабатывают умение работать с микроскопом и определять различные растительные ткани на микропрепаратах 17. Обобщающий урок 18. 19. Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность. Роль бактерий в природе и жизни человека 20. Грибы, их общая характеристика, строение и Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами. Заполняют таблицы. Демонстрируют умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом Выделяют существенные признаки бактерий Определяют понятия «клубеньковые (азотфиксирующие) бактерии», «симбиоз», «болезнетворные бактерии», «эпидемия». Объясняют роль бактерий в природе и жизни человека Выделяют существенные признаки строения и § § § § § § § §жизнедеятельность. Роль грибов в природе и жизни человека Шляпочные грибы. 21. 22. Плесневые грибы и дрожжи 23. Грибы­паразиты 24. Обобщающий урок 25. Ботаника — наука о  растениях 26. Водоросли, их  многообразие, строение,  среда обитания 27. Роль водорослей в природе и жизни человек. Охрана водорослей 28. Лишайники 29. Мхи жизнедеятельности грибов. Объясняют роль грибов в природе и жизни человека Различают на живых объектах и таблицах съедобные и ядовитые грибы. Осваивают приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами Готовят микропрепараты и наблюдают под микроскопом строение мукора и дрожжей. Сравнивают увиденное под микроскопом с приведённым в учебнике изображением Определяют понятие «грибы­ паразиты». Объясняют роль грибов­паразитов в природе и жизни человека Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами. Заполняют таблицы.  Готовят сообщение «Многообразие грибов и их значение в природе и жизни человека» (на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы) Определяют понятия  «ботаника», «низшие растения», «высшие растения»,  «слоевище», «таллом».  Выделяют существенные признаки растений. Выделяют существенные признаки водорослей. Работают с таблицами и гербарными образцами, определяя представителей водорослей. Объясняют роль водорослей в природе и жизни человека. Обосновывают необходимость охраны водорослей Определяют понятия «кустистые лишайники», «листоватые лишайники», «накипные лишайники». Находят лишайники в природе Выполняют лабораторную работу. Выделяют существенные признаки высших споровых растений.  Объясняют § § § § § § § § §30. 31. 32. 33. 34. Папоротники, хвощи, плауны Голосеменные растения Покрытосеменные растения Происхождение растений.  Основные этапы развития  растительного мира Обобщающий урок роль мхов, папоротников, хвощей и плаунов в природе и жизни человека Объясняют роль мхов, папоротников, хвощей и плаунов в природе и жизни человека Выполняют лабораторную работу. Выделяют существенные признаков голосеменных растений. Выполняют лабораторную работу. Выделяют существенные признаки покрытосеменных растений. Определяют понятия «палеонтология», «палеоботаника», «риниофиты». Характеризуют основные этапы развития растительного мира Сравнивают представителей разных групп растений, делают выводы на основе сравнения. Оценивают с эстетической точки зрения представителей растительного мира. Находят § § § § § информацию о растениях в научно­ популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализируют и оценивают её, переводят из одной формы в другую Итого 34 + 1 (резерв)