Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 33»
«Принято»
Педагогическим советом
протокол от 29.08.2016г.№ 1
Введено приказом от 29.08.2016г. № 307
Директор МБОУ «СОШ№33»
___________ Силаичева О.А
Рабочая программа
по предмету биология
для 5 класса
( 1 час в неделю,34 часов в год)
Составитель: Гарифуллина Эльвира Флюровна
(учитель биологии , высшей квалификационной категории)
«Согласовано»
Заместитель директора_________Калинина Н.Ю от 29.08.2016г.
.
«Рассмотрено»
На заседании МО, протокол от 27 августа 2016г. № 1
Руководитель МО ________ Гарифуллина Э.Ф.
г. Набережные Челны
2016г
Планируемые результаты изучения предмета* (по ФГОС)
Название раздела |
Предметные результаты |
Метапредметные результаты |
Личностные результаты |
|
ученик научится |
ученик получит возможность научиться |
|||
Биология – наука о живых организмах.
|
· - раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных организмов в жизни человека; · - сравнивать биологические объекты (растения, животные, бактерии, грибы), процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения; · - использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты; · - знать и аргументировать основные правила поведения в природе; · - анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе; - знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии |
- ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы); - осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе; - работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельности растений, животных, грибов и бактерий, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы. |
- овладение обучающимися основами читательской компетенции, приобретение навыков работы с информацией: - работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе: - систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах; -выделять главную и избыточную информацию, -представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц); -заполнять и дополнять таблицы тексты; - участие в проектной деятельности. Регулятивные УУД: -умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. - определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи; Познавательные УУД: - выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство; - объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; Формирование и развитие экологического мышления: - определять свое отношение к природной среде; - выражать свое отношение к природе через рисунки, модели, проектные работы. Коммуникативные УУД: -умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе - строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности; |
- патриотизм, уважение к истории культуры своего Отечества - готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; - эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира; - формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к осуществлению природоохранной деятельности;
|
Клеточное строение организмов |
- выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов растений, животных, грибов, бактерий) и процессов, характерных для живых организмов; - различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов; - использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты; - знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии |
- находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую; - основам исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов различных царств живой природы, включая умения формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать ее.
|
Регулятивные УУД: -умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. - составлять план решения проблемы (проведения исследования); - определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности; - отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований; Познавательные УУД: - определять понятия, создавать обобщения, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (по аналогии) и делать выводы - выражать свое отношение к природе через рисунки, модели проектные работы. Коммуникативные УУД: -умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе - строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности; - целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ |
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; - осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, -готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания |
Многообразие организмов
|
- аргументировать, приводить доказательства различий растений, животных, грибов и бактерий; - осуществлять классификацию биологических объектов (растений, животных, бактерий, грибов) на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе; - выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов растений, грибов, бактерий) и процессов, характерных для живых организмов; - различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов; - сравнивать биологические объекты (растения, животные, бактерии, грибы), процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения; |
- находить информацию о растениях, грибах и бактериях в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую; - создавать собственные письменные и устные сообщения о растениях, бактериях и грибах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников; - работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельности растений, грибов и бактерий, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.
|
Регулятивные УУД: - анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты; - идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему; - выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат; - наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки; Познавательные УУД: - выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов; - выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство; - объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выделять явление из общего ряда других явлений; Коммуникативные УУД: - умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. - целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ |
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; - осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, -готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания |
Среды жизни |
· - выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания;
|
- создавать собственные письменные и устные сообщения о растениях, животных, бактерия и грибах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
|
Регулятивные УУД: - выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели; - сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. - умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Познавательные УУД: - умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (по аналогии) и делать выводы; - умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; - анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов; - выражать свое отношение к природе через рисунки, модели, проектные работы Коммуникативные УУД: - умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. - целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ |
- формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к осуществлению природоохранной деятельности;
|
Царство Растения
|
- выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов растений, животных, грибов, бактерий) и процессов, характерных для живых организмов; - аргументировать, приводить доказательства родства различных таксонов растений, животных, грибов и бактерий; - аргументировать, приводить доказательства различий растений, животных, грибов и бактерий;
|
- основам исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов различных царств живой природы, включая умения формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать ее |
Регулятивные УУД: -умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. - составлять план решения проблемы (проведения исследования); - определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности; - отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований; Познавательные УУД: - умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (по аналогии) и делать выводы; - умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; - анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов; - выражать свое отношение к природе через рисунки, модели, проектные работы Коммуникативные УУД: - умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. - целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ |
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; - осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, -готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания |
Многообразие растений
|
- осуществлять классификацию биологических объектов (растений) на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе; - объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп растений на примерах сопоставления биологических объектов; - выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания; - различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов; - сравнивать биологические объекты (растения), процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения; - знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии
|
- основам исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов различных царств живой природы, включая умения формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать ее - находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую; - создавать собственные письменные и устные сообщения о растениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников; - работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельности растений планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.
|
Регулятивные УУД: -умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. - составлять план решения проблемы (проведения исследования); - определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности; - оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата; - находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата; Познавательные УУД: - умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (по аналогии) и делать выводы; · - строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки; · излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи -объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности; Коммуникативные УУД: - умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. - целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ |
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; - осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, -готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания |
Царство Бактерии
|
- выделять существенные признаки биологических объектов (бактерий) и процессов, характерных для живых организмов; - аргументировать, приводить доказательства различий растений, животных, грибов и бактерий; - осуществлять классификацию биологических объектов (растений, животных, бактерий, грибов) на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе; - раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных организмов в жизни человека; - выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания; - различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов; - сравнивать биологические объекты (растения, животные, бактерии, грибы), процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения; |
- находить информацию о бактериях в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую; - создавать собственные письменные и устные сообщения о бактериях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников; - работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельности бактерий, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.
|
Регулятивные УУД: -умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. - составлять план решения проблемы (проведения исследования); - определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности; - отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований; Познавательные УУД: - умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (по аналогии) и делать выводы; - умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; - анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов; - выражать свое отношение к природе через рисунки, модели, проектные работы Коммуникативные УУД: - умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. - целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ |
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; - осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, -готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания -формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; |
Царство Грибы
|
- выделять существенные признаки биологических объектов (грибов) и процессов, характерных для живых организмов; - аргументировать, приводить доказательства различий растений, животных, грибов и бактерий; - осуществлять классификацию биологических объектов (растений, животных, бактерий, грибов) на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе; - раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных организмов в жизни человека; - выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания; - различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов; - сравнивать биологические объекты (растения, животные, бактерии, грибы), процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения; |
- находить информацию о грибах в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую; - использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами; - основам исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов различных царств живой природы, включая умения формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать ее - создавать собственные письменные и устные сообщения о грибах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников; - работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельности грибов, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.
|
Регулятивные УУД: -умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. - составлять план решения проблемы (проведения исследования); - определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности; - отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований; Познавательные УУД: - умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (по аналогии) и делать выводы; - умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; - анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов; - выражать свое отношение к природе через рисунки, модели, проектные работы Коммуникативные УУД: - умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. - целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ. |
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; - осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, -готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания -формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; |
Содержание учебного предмета 5 класс
Название раздела |
Краткое содержание |
Количество часов |
|
Живые организмы.
|
|||
Биология – наука о живых организмах.
|
Биология как наука. Методы изучения живых организмов. Роль биологии в познании окружающего мира и практической деятельности людей. Соблюдение правил поведения в окружающей среде. Бережное отношение к природе. Охрана биологических объектов. Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами. Свойства живых организмов (структурированность, целостность, обмен веществ, движение, размножение, развитие, раздражимость, приспособленность, наследственность и изменчивость) их проявление у растений, , грибов и бактерий.
|
2 |
|
Многообразие организмов.
|
Клеточные и неклеточные формы жизни. Организм. Классификация организмов. Принципы классификации. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Основные царства живой природы. |
1 |
|
Среды жизни.
|
Среда обитания. Факторы среды обитания. Места обитания. Приспособления организмов к жизни в наземно-воздушной среде. Приспособления организмов к жизни в водной среде. Приспособления организмов к жизни в почвенной среде. Приспособления организмов к жизни в организменной среде. Растительный и животный мир родного края Экскурсия Осенние явления в жизни растений. |
3 |
|
Клеточное строение организмов.
|
Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов. История изучения клетки. Методы изучения клетки. Строение и жизнедеятельность клетки. Бактериальная клетка*.Растительная клетка. Грибная клетка*. Ткани организмов. Лабораторные и практические работы Изучение устройства увеличительных приборов и правил работы с ними; Лабораторные и практические работы
|
10 |
|
Царство Бактерии.
|
Бактерии, их строение и жизнедеятельность. Роль бактерий в природе, жизни человека. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями. Значение работ Р. Коха и Л. Пастера |
2 |
|
Царство Грибы.
|
Отличительные особенности грибов. Многообразие грибов. Роль грибов в природе, жизни человека. Грибы-паразиты. Съедобные и ядовитые грибы. Первая помощь при отравлении грибами. Меры профилактики заболеваний, вызываемых грибами. Лишайники, их роль в природе и жизни человека* Лабораторные и практические работы · Изучение строения плесневых грибов; |
5 |
|
Царство Растения.
|
Многообразие и значение растений в природе и жизни человека. Общее знакомство с цветковыми растениями. Растительные ткани и органы растений**. Вегетативные и генеративные органы. Жизненные формы растений.** Растение – целостный организм (биосистема). Условия обитания растений. Среды обитания растений. Сезонные явления в жизни растений
|
1 |
|
Многообразие растений.
|
Классификация растений. Водоросли – низшие растения. Многообразие водорослей. Высшие споровые растения (мхи, папоротники, хвощи, плауны), отличительные особенности и многообразие. Отдел Голосеменные, отличительные особенности и многообразие. Отдел Покрытосеменные (Цветковые), отличительные особенности. Лабораторные и практические работы · Изучение строения водорослей; · Изучение внешнего строения мхов (на местных видах); · Изучение внешнего строения папоротника (хвоща); · Изучение внешнего строения хвои, шишек и семян голосеменных растений; · Изучение внешнего строения покрытосеменных растений |
10 |
|
Календарно-тематическое планирование по биологии 5 класс
УМК: Биология. Бактерии,грибы,растения. 5кл.:учебник /В.В.Пасечник.-4-е изд.,стереотип.-М.:Дрофа,2015.-141с
|
|
|
|
|
|||||||
|
Изучаемый раздел, тема урока |
Количество часов |
Календарные сроки |
Основные виды учебной деятельности обучающихся |
|
||||||
Планируемые сроки |
Фактические сроки |
|
|||||||||
Биология – наука о живых организмах (2 часа)
|
|
||||||||||
1 |
Биология-наука о живой природе. Роль биологии в познании окружающего мира и практической деятельности людей. Соблюдение правил поведения в окружающей среде. Бережное отношение к природе. Охрана биологических объектов. |
1 |
5а-5.09 5б,в-6.09 |
5а- 5б- 5в- |
Называют объекты изучения биологических дисциплин; роли биологии в практической деятельности людей выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей. Обобщают и выделяют конкретную задачу. Участвуют в коллективном обсуждении проблем.
|
|
|||||
2 |
Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами. |
1 |
5а-19.09 5б,в-13.09 |
5а- 5б- 5в- |
Изучают источники биологической информации, способы ее получения, анализируют результаты. Знакомятся с основными методами исследования в биологии, правилами техники безопасности в кабинете биологии. Выбирают смысловые единицы текста и устанавливают отношения между ними.
|
|
|||||
Многообразие организмов.(1 час)
|
|
||||||||||
3 |
Разнообразие организмов. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы. Клеточные и неклеточные формы жизни. Организм. Классификация организмов. Принципы классификации. Одноклеточные и многоклеточные организмы.
|
1 |
5а-26.09 5б,в-20.09 |
5а- 5б- 5в- |
Отчитываются о практической работе «Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе». Изучают признаки живого. Извлекают необходимую информацию из прочитанных текстов. Самостоятельно организовывают учебное взаимодействие в группе. |
|
|||||
Среды жизни.(3часа)
|
|
||||||||||
4 |
Среды обитания живых организмов. Приспособления организмов к жизни в наземно-воздушной среде. Приспособления организмов к жизни в водной среде. Приспособления организмов к жизни в почвенной среде. Приспособления организмов к жизни в организменной среде.
|
1 |
5а-3.10 5б,в-27.09
|
5а- 5б- 5в- |
Анализируют связи организмов со средой обитания. Устанавливают причинно-следственные связи строения организмов и среды их обитания. |
|
|||||
5 |
Экологические факторы среды и их влияние на живые организмы. Места обитания. |
1 |
5а-10.10 5б,в-4.10
|
5а- 5б- 5в- |
Анализируют и сравнивают экологические факторы; знание примеров влияния деятельности человека на природу. Отрабатывают навыки работы с текстом учебника. Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки |
|
|||||
6 |
Обобщающий урок. Экскурсия: Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных. П\Р № 1: Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе |
1 |
5а-17.10 5б,в-11.10 |
5а- 5б- 5в- |
Составляют творческий отчёт об осенних явлениях в жизни растений по результатам экскурсии. Анализируют изменения, происходящие в природе осенью. Продуктивно взаимодействуют со сверстниками |
|
|||||
Клеточное строение организмов (10 часов) |
|
|
|
|
|||||||
7 |
Устройство увеличительных приборов. Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами. Л\Р № 1 «Изучение устройства увеличительных приборов и правил работы с ними»
|
1 |
5а-24.10 5б,в-18.10 |
5а- 5б- 5в- |
Выполняют лабораторную работу. Работают с лупой и микроскопом, изучают устройства микроскопа, знание правил работы с микроскопом. Организовывают свою деятельность, готовят рабочее место для выполнения лабораторных работ. |
|
|||||
8 |
Клеточное строение организмов. Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов. История изучения клетки. Методы изучения клетки.
|
1 |
5а-7.10 5б,в-25.10 |
5а- 5б- 5в- |
Выделяют существенные признаки строения клетки, различают на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки. Осуществляют поиск информации, необходимой для решения учебных задач, из материалов учебника (текстов и иллюстраций). |
|
|||||
9 |
Растительная клетка Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука Л\Р № 2 «Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука» |
1 |
5а-14.11 5б.в-8.11 |
5а- 5б- 5в- |
Выполняют лабораторную работу. Готовят микропрепарат, наблюдают за частями и органоидами клетки под микроскопом, сравнивают объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определяют их. Отражают полученную при наблюдении информацию в виде рисунка, схемы, таблицы. Составляют план работы. |
|
|||||
10 |
Пластиды Л\Р № 3 «Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томата, шиповника» |
1 |
5а-21.11 5б,в-15.11 |
5а- 5б- 5в- |
Выполняют лабораторную работу. Готовят микропрепарат, наблюдают за частями и органоидами клетки под микроскопом, сравнивают объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определяют их. Отражают полученную при наблюдении информацию в виде рисунка, схемы, таблицы. Составляют план работы. |
|
|||||
11 |
Химический состав клетки |
1 |
5а-28.11 5б,в-22.11 |
5а- 5б- 5в- |
Изучают химический состав клетки, роль минеральных и органических веществ, входящих в состав клетки. Осуществляют поиск информации, необходимой для решения учебных задач, из материалов учебника; определяют основную и второстепенную информацию. |
|
|||||
12 |
Жизнедея- тельность клетки: поступление веществ в клетку Л\Р № 4 «Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи» |
1 |
5а-5.12 5б,в-29.11 |
5а- 5б- 5в- |
Выполняют лабораторную работу. Готовят микропрепарат, наблюдают за частями и органоидами клетки под микроскопом. Составляют план биологического эксперимента по изучению процессов жизнедеятельности орга- низмов с объяснением результатов работы. Обмениваются знаниями для принятия эффективных совместных решений. |
|
|||||
13 |
Процессы жизнедеятельности клетки: обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, удаление продуктов обмена, транспорт веществ. Регуляция процессов жизнедеятельности. Движения. Рост, развитие и размножение |
1 |
5а-12.12 5б,в-6.12 |
5а- 5б- 5в- |
Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки, работают с текстом и иллюстрациями учебника. Анализируют информацию. Участвуют в коллективном обсуждении. |
|
|||||
|
|
|
|||||||||
14 |
Ткани. Ткани организмов. Растительные ткани и органы растений**
|
1 |
5а-19.12 5б,в-13.12 |
5а- 5б- 5в- |
Умение выделять признаки, характерные для различных видов тканей Выделяют признаки, характерные для различных видов тканей. Прогнозируют последствия (на примере повреждения тканей у растений). |
|
15 |
Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей Л\Р № 5 «Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей» |
1 |
5а-19.12 5б,в-20.12 |
5а- 5б- 5в- |
Умение работать с микроскопом и определять различные растительные ткани на микро- препаратах Выполняют лабораторную работу. Работают с микроскопом и определяют различные растительные ткани на микропрепаратах. Взаимодействуют в группе.
|
|
16 |
Обобщающий урок «Клеточное строение организмов» |
1 |
5а-16.01 5б,в-10.01 |
5а- 5б- 5в-
|
Знание определений понятий, умение классифицировать, объяснять, доказывать, анализировать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую Систематизируют знания по темам: «Введение и клеточное строение организмов». Классифицируют, объясняют, доказывают, анализируют информацию, преобразовывают ее из одной формы в другую. Действуют по инструкциям учителя или данным в задании. |
|
|
Царство Бактерии (2 часа) |
|
||||
17 |
Строение и жизнедеятельность бактерий. Бактериальная клетка* Многообразие бактерий. |
1 |
5а-23.01 5б,в-17.01
|
5а- 5б- 5в- |
Называют существенные признаков бактерий, характеристики основных процессов жизнедеятельности бактерий, отличия бактерий от других живых организмов; сравнивают строение бактериальной и растительной клетки. Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
|
|
18 |
Роль бактерий в природе и жизни человека. Бактерии – возбудители заболеваний. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями. Значение работ Р. Коха и Л. Пастера
|
1 |
5а-30.01 5б,в-24.01 |
5а- 5б- 5в- |
Изучают роль бактерий в природе и в хозяйственной деятельности человека. Сравнивают, объясняют явления, выявляемые в ходе изучения темы. Планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; работают в группе - устанавливают рабочие отношения.
|
|
Царство Грибы (5 часов) |
|||||
19 |
Общая характеристика грибов. Грибная клетка.* Отличительные особенности грибов |
1 |
5а-6.02 5б,в-31.01 |
5а- 5б- 5в- |
Изучают царство грибы, особенностей их строения и жизнедеятельности, роль грибов в природе и жизни человека. Работая по плану, сверяют свои действия с целью. Участвуют в коллективном обсуждении. |
20 |
Шляпочые грибы Многообразие грибов, их роль в природе и жизни человека. Съедобные и ядовитые грибы. Оказание приёмов первой помощи при отравлении грибами |
1 |
5а-13.02 5б,в-7.02 |
5а- 5б- 5в- |
Изучают съедобные и ядовитые грибы, приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами. Различают на живых объектах и таблицах съедобные и ядовитые грибы. Работают с учебником, и дидактическими материалами.
|
21 |
Плесневые грибы и дрожжи Л\Р № 6 |
1 |
5а-20.02 5б,в-14.02 |
5а- 5б- 5в- |
Выполняют лабораторную работу. Готовят микропрепараты и наблюдают под микроскопом строение мукора и дрожжей; сравнивают увиденное под микроскопом с приведённым в учебнике изображением Проводят наблюдение и эксперимент под руководством учителя. Обеспечивают обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений. |
22 |
Грибы-паразиты. Меры профилактики заболеваний, вызываемых грибами.
|
1 |
5а-27.02 5б,в-21.02 |
5а- 5б- 5в- |
Изучают особенности грибов-паразитов, их роль в природе и жизни человека. Выявляют признаки поражения организмов болезнетворными грибами; путей заражения гриба- ми-паразитами; меры профилактики заболеваний, вызываемых грибами. |
23 |
Обобщающий урок по темам «Царство бактерии» «Царство грибы» |
1 |
5а-6.03 5б,в-28.02 |
5а- 5б- 5в-
|
Систематизируют и обобщают понятия главы . Распознают представителей царства Грибы Бактерии. Осуществляют познавательную рефлексию.
|
Царство Растения (1 час) |
|||||
24 |
Многообразие и значение растений в природе и жизни человека. Общее знакомство с цветковыми растениями.. Вегетативные и генеративные органы.. Растение – целостный (биосистема). Условия обитания растений. Среды обитания растений. Сезонные явления в жизни растений
|
1 |
5а-13.03 5б,в-7.03 |
5а- 5б- 5в-
|
Изучают особенности низших и высших растений, называют основные группы растений, характеризуют практическую значимость растений, объясняют роль растений в биосфере. Ставят учебно-познавательные задачи перед чтением учебного текста и выполнением разных заданий
|
Многообразие растений.(10 часов)
|
|||||
25 |
Водоросли – низшие растения. Классификация растений Л\Р№7 «Строение зеленых водорослей» |
1 |
5а-27.03 5б,в-14.03 |
5а- 5б- 5в- |
Выполняют лабораторную работу. Изучают признаки водорослей, работают с таблицами и гербарными образцами, определяют водоросли разных отделов, готовят микропрепараты и работают с микроскопом. Организуют свою деятельность, готовят рабочее место для выполнения разных видов работ. Осуществляют исследовательскую деятельность, участвовать в проектах, выполняемых в рамках урока или внеурочных занятиях. |
26 |
Роль водорослей в природе и жизни человек. Многообразие водорослей. |
1 |
5а-3.04 5б,в-28.03 |
5а- 5б- 5в- |
Работают с таблицами и гербарными образцами, определяют представителей водорослей объясняют роль водорослей в природе и жизни человека, обосновывают необходимость их охраны. Обеспечивают обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений. |
27 |
Лишайники. Роль лишайников в природе и жизни человека.*
|
1 |
5а-10.04 5б,в-4.04 |
5а- 5б- 5в- |
Называют особенности строения и жизнедеятельности лишайников, находят лишайники в природе. Осуществляют поиск информации, необходимой для решения учебных задач, из материалов учебника. |
28 |
Высшие споровые растения .Отдел Моховидные, отличительные особенности и многообразие. Л\Р№ 8 Строение мха (на местных видах)
|
1 |
5а-17.04 5б,в-11.04 |
5а- 5б- 5в- |
Выполняют лабораторную работу. Определяют признаки высших споровых растений, характеризуют особенности строения и жизнедеятельности мхов, находят их представителей на таблицах и гербарных образцах, объясняют роль мхов в природе и жизни человека. Самостоятельно проводят исследование на основе применения методов наблюдения иэксперимента |
29 |
Высшие споровые растения Папоротникообразные, отличительные особенности и многообразие.Папоротники, хвощи, плауны Л\Р № 9 Строение спороносящего хвоща Строение спороносящего папоротника |
1 |
5а-24.04 5б,в-18.04 |
5а- 5б- 5в- |
Выполняют лабораторную работу. Определяют признаки высших споровых растений, характеризуют особенности строения и жизнедеятельности хвощей и папоротников, находят их представителей на таблицах и гербарных обрацах, объясняют роль хвощей и папоротников в природе и жизни человека. Самостоятельно проводят исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента |
30 |
Отдел Голосеменные, отличительные особенности и многообразие. Л\Р № 10 Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов |
1 |
5а-8.09 5б.в-25.04 |
5а- 5б- 5в- |
Выполняют лабораторную работу. Определяют признаки высших семенных растений, характеризуют особенности строения и жизнедеятельности голосеменных растений, находят их представителей на таблицах и гербарных образцах, объясняют роль голосеменных растений в природе и жизни человека. |
31 |
Отдел Покрытосеменные (Цветковые), отличительные особенности. Жизненные формы растений.** Л\Р № 11 Изучение внешнего строения покрытосеменных растений |
1 |
5а-15.05 5б,в-2.05 |
5а- 5б- 5в- |
Выполняют лабораторную работу. Определяют признаки высших семенных растений, характеризуют особенности строения и жизнедеятельности цветковых растений, находят их представителей на таблицах и гербарных образцах, объясняют роль цветковых растений в природе и жизни человека.Сам-но проводят исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента. Устраивают эффективные групповые обсуждения и обеспечивают обмен знаниями между членами группы |
32 |
Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира Усложнение растений в процессе эволюции
|
1 |
5а-22.05 5б,в-16.05 |
5а- 5б- 5в- |
Характеризуют основные этапов развития растительного мира. Обобщают и систематизируют информацию, переводят её из одной формы в другую (принятую в словесной форме, переводить в изобразительную, схематическую, табличную).
|
33 |
Охрана растений
|
1 |
5а-29.05 5б,в-23.05 |
5а- 5б- 5в- |
Работают с дополнительной литературой. Изучают высшие споровые, голосеменные и покрытосеменные растения Татарстана, меры по их охране и сохранению биоразнообразия. Сопоставляют информацию из разных источников. Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Адекватно оценивают результаты учебной деятельности, осознают причины неуспеха и обдумывают план восполнения пробелов в знаниях и умениях.
|
34 |
Обобщающий урок по теме «Многообразие растений» |
1 |
5а-31.05 5б,в-30.05 |
5а- 5б- 5в- |
Систематизируют и обобщают понятий главы Адекватно оценивают результаты учебной деятельности, осознают причины неуспеха и обдумывают план восполнения пробелов в знаниях и умениях. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.