Рабочая программа (5 класс, биология)
Оценка 5

Рабочая программа (5 класс, биология)

Оценка 5
Образовательные программы
docx
биология
5 кл
24.03.2017
Рабочая программа   (5 класс, биология)
Данная программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС. -УМК: Биология. Бактерии,грибы,растения. 5кл.:учебник /В.В.Пасечник.-4-е изд.,стереотип.-М.:Дрофа. -Указаны планируемые результаты изучения предмета, в который входит : название раздела,предметные, метапредметные,личностные результаты. -Содержание учебного предмета 5 класс по часам -Календарно-тематическое планирование по биологии 5 класс в соответствии с тебованиями ФГОС.
5кл2016 КТП - 1.docx

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 33»

 

 

                                                                                                                                                             «Принято»                                                                                                                                                            

                                                                                                                                                               Педагогическим советом

                                                                                                                                                                протокол от 29.08.2016г.№ 1

 

                                                                                                                                                               Введено приказом от 29.08.2016г. № 307

                                                                                                                                                              Директор МБОУ «СОШ№33»

                                                                                                                                                               ___________    Силаичева О.А

            

 

 

Рабочая программа

по предмету   биология

для 5  класса

( 1 час в неделю,34 часов в год)

 

                                                                              Составитель: Гарифуллина Эльвира Флюровна

                                                                            (учитель биологии , высшей  квалификационной категории)

«Согласовано»

Заместитель директора_________Калинина Н.Ю  от 29.08.2016г.

                          .

 

«Рассмотрено»

На заседании МО, протокол от  27 августа 2016г. № 1

Руководитель МО ________ Гарифуллина Э.Ф.

 

                         

                                                                                                   г. Набережные Челны

                                                                                                             2016г

 

Планируемые результаты изучения предмета* (по ФГОС)

Название раздела

Предметные результаты

Метапредметные результаты

Личностные результаты

ученик научится

ученик получит возможность научиться

Биология – наука о живых организмах.

 

·         - раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных организмов в жизни человека;

·         - сравнивать биологические объекты (растения, животные, бактерии, грибы), процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

·         - использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;

·         - знать и аргументировать основные правила поведения в природе;

·         - анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;

- знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии

- ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

- осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;

- работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельности растений, животных, грибов и бактерий, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.

-  овладение обучающимися основами читательской компетенции, приобретение навыков работы с информацией:

- работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:

- систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;

-выделять главную и избыточную информацию,

-представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц);

-заполнять и дополнять таблицы тексты;

- участие  в проектной деятельности.

Регулятивные УУД:

-умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

- определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;

Познавательные УУД:

- выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;

- объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

   Формирование и развитие экологического мышления:

- определять свое отношение к природной среде;

- выражать свое отношение к природе через рисунки, модели, проектные работы.

Коммуникативные УУД:

-умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе

- строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

- патриотизм, уважение к истории культуры своего Отечества

- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

- эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира;

- формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к осуществлению природоохранной деятельности;

 

Клеточное строение организмов

- выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов растений, животных, грибов, бактерий) и процессов, характерных для живых организмов;

-   различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;

- использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;

- знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии

- находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;

- основам исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов различных царств живой природы, включая умения формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать ее.

 

Регулятивные УУД:

-умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

- составлять план решения проблемы (проведения исследования);

- определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;

- отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;

Познавательные УУД:

- определять понятия, создавать обобщения, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (по аналогии) и делать выводы  

- выражать свое отношение к природе через рисунки, модели проектные работы.

Коммуникативные УУД:

-умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе

- строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

- целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ

- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

- осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению,

-готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания

Многообразие организмов

 

- аргументировать, приводить доказательства различий растений, животных, грибов и бактерий;

- осуществлять классификацию биологических объектов (растений, животных, бактерий, грибов) на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;

- выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов растений, грибов, бактерий) и процессов, характерных для живых организмов;

-  различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;

- сравнивать биологические объекты (растения, животные, бактерии, грибы), процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

- находить информацию о растениях, грибах и бактериях в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;

- создавать собственные письменные и устные сообщения о растениях, бактериях и грибах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;

- работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельности растений, грибов и бактерий, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.

 

Регулятивные УУД:

- анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;

- идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;

- выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;

 - наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;

Познавательные УУД:

- выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;

- выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;

- объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

выделять явление из общего ряда других явлений;

Коммуникативные УУД:

- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

- целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ

- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

- осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению,

-готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания

Среды жизни

·         - выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания;

 

- создавать собственные письменные и устные сообщения о растениях, животных, бактерия и грибах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;

 

Регулятивные УУД:

- выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;

- сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.

Познавательные УУД:

- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (по аналогии) и делать выводы;

- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

- анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;

- выражать свое отношение к природе через рисунки, модели, проектные работы

Коммуникативные УУД:

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

- целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ

- формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к осуществлению природоохранной деятельности;

 

Царство Растения

 

- выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов растений, животных, грибов, бактерий) и процессов, характерных для живых организмов;

- аргументировать, приводить доказательства родства различных таксонов растений, животных, грибов и бактерий;

- аргументировать, приводить доказательства различий растений, животных, грибов и бактерий;

 

- основам исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов различных царств живой природы, включая умения формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать ее

Регулятивные УУД:

-умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

- составлять план решения проблемы (проведения исследования);

- определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;

- отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;

Познавательные УУД:

- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (по аналогии) и делать выводы;

- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

- анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;

- выражать свое отношение к природе через рисунки, модели, проектные работы

Коммуникативные УУД:

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

- целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ

- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

- осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению,

-готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания

Многообразие растений

 

- осуществлять классификацию биологических объектов (растений) на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;

- объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп растений на примерах сопоставления биологических объектов;

- выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания;

- различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;

- сравнивать биологические объекты (растения), процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

- знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии

 

- основам исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов различных царств живой природы, включая умения формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать ее

- находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;

- создавать собственные письменные и устные сообщения о растениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;

- работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельности растений планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.

 

Регулятивные УУД:

-умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

- составлять план решения проблемы (проведения исследования);

- определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;

- оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

- находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;

Познавательные УУД:

- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (по аналогии) и делать выводы;

·         - строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;

·         излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи

-объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности;

Коммуникативные УУД:

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

- целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ

- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

- осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению,

-готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания

Царство Бактерии

 

- выделять существенные признаки биологических объектов (бактерий) и процессов, характерных для живых организмов;

- аргументировать, приводить доказательства различий растений, животных, грибов и бактерий;

- осуществлять классификацию биологических объектов (растений, животных, бактерий, грибов) на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;

- раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных организмов в жизни человека;

- выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания;

- различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;

- сравнивать биологические объекты (растения, животные, бактерии, грибы), процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

- находить информацию о бактериях в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;

- создавать собственные письменные и устные сообщения о бактериях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;

- работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельности бактерий, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.

 

Регулятивные УУД:

-умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

- составлять план решения проблемы (проведения исследования);

- определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;

- отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;

Познавательные УУД:

- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (по аналогии) и делать выводы;

- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

- анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;

- выражать свое отношение к природе через рисунки, модели, проектные работы

Коммуникативные УУД:

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

- целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ

- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

- осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению,

-готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания

-формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;

Царство Грибы

 

- выделять существенные признаки биологических объектов (грибов) и процессов, характерных для живых организмов;

- аргументировать, приводить доказательства различий растений, животных, грибов и бактерий;

- осуществлять классификацию биологических объектов (растений, животных, бактерий, грибов) на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;

- раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных организмов в жизни человека;

- выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания;

- различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;

- сравнивать биологические объекты (растения, животные, бактерии, грибы), процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

- находить информацию о грибах в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;

- использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами;

- основам исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов различных царств живой природы, включая умения формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать ее

- создавать собственные письменные и устные сообщения о грибах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;

- работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельности грибов, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.

 

Регулятивные УУД:

-умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

- составлять план решения проблемы (проведения исследования);

- определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;

- отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;

Познавательные УУД:

- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (по аналогии) и делать выводы;

- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

- анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;

- выражать свое отношение к природе через рисунки, модели, проектные работы

Коммуникативные УУД:

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

- целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ.

- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

- осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению,

-готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания

-формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание учебного предмета 5 класс

 

Название раздела

Краткое содержание

Количество часов

 

Живые организмы.

 

Биология – наука о живых организмах.

 

Биология как наука. Методы изучения живых организмов. Роль биологии в познании окружающего мира и практической деятельности людей. Соблюдение правил поведения в окружающей среде. Бережное отношение к природе. Охрана биологических объектов. Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.

Свойства живых организмов (структурированность, целостность, обмен веществ, движение, размножение, развитие, раздражимость, приспособленность, наследственность и изменчивость) их проявление у растений, , грибов и бактерий.

 

2

 

Многообразие организмов.

 

Клеточные и неклеточные формы жизни. Организм. Классификация организмов. Принципы классификации. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Основные царства живой природы.

1

 

Среды жизни.

 

Среда обитания. Факторы среды обитания. Места обитания. Приспособления организмов к жизни в наземно-воздушной среде. Приспособления организмов к жизни в водной среде. Приспособления организмов к жизни в почвенной среде. Приспособления организмов к жизни в организменной среде. Растительный и животный мир родного края

Экскурсия

Осенние   явления в жизни растений.

3

 

Клеточное строение организмов.

 

Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов. История изучения клетки. Методы изучения клетки. Строение и жизнедеятельность клетки. Бактериальная клетка*.Растительная клетка. Грибная клетка*. Ткани организмов.

Лабораторные и практические работы

Изучение устройства увеличительных приборов и правил работы с ними;

 Лабораторные и практические работы

  • Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука (мякоти плода томата);

 

10

 

Царство Бактерии.

 

Бактерии, их строение и жизнедеятельность. Роль бактерий в природе, жизни человека. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями. Значение работ Р. Коха и Л. Пастера

2

 

 

Царство Грибы.

 

Отличительные особенности грибов. Многообразие грибов. Роль грибов в природе, жизни человека. Грибы-паразиты. Съедобные и ядовитые грибы. Первая помощь при отравлении грибами. Меры профилактики заболеваний, вызываемых грибами. Лишайники, их роль в природе и жизни человека*

Лабораторные и практические работы

·         Изучение строения плесневых грибов;

5

 

Царство Растения.

 

Многообразие и значение растений в природе и жизни человека. Общее знакомство с цветковыми растениями. Растительные ткани и органы растений**. Вегетативные и генеративные органы. Жизненные формы растений.** Растение – целостный организм (биосистема). Условия обитания растений. Среды обитания растений. Сезонные явления в жизни растений

 

1

 

Многообразие растений.

 

Классификация растений. Водоросли – низшие растения. Многообразие водорослей. Высшие споровые растения (мхи, папоротники, хвощи, плауны), отличительные особенности и многообразие. Отдел Голосеменные, отличительные особенности и многообразие. Отдел Покрытосеменные (Цветковые), отличительные особенности.

Лабораторные и практические работы

·         Изучение строения водорослей;

·         Изучение внешнего строения мхов (на местных видах);

·         Изучение внешнего строения папоротника (хвоща);

·         Изучение внешнего строения хвои, шишек и семян голосеменных растений;

·         Изучение внешнего строения покрытосеменных растений

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование по биологии 5 класс

УМК:       Биология. Бактерии,грибы,растения. 5кл.:учебник /В.В.Пасечник.-4-е изд.,стереотип.-М.:Дрофа,2015.-141с      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   Изучаемый раздел, тема урока

Количество

часов

Календарные сроки

 

Основные виды учебной деятельности обучающихся

 

Планируемые

сроки

Фактические

сроки

 

Биология – наука о живых организмах (2 часа)

 

 

1

Биология-наука о живой природе. Роль

биологии в познании окружающего мира и практической деятельности людей.

Соблюдение правил поведения в окружающей среде. Бережное отношение к природе. Охрана

биологических объектов.

1

5а-5.09

5б,в-6.09

5а-

5б-

5в-

Называют объекты изучения биологических дисциплин; роли биологии в практической деятельности людей выделяют  объекты и процессы с точки зрения целого и частей. Обобщают и выделяют конкретную задачу.

Участвуют в коллективном обсуждении проблем.

 

 

 

2

Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент.

Правила работы в кабинете биологии, с

биологическими приборами и инструментами.

1

5а-19.09

5б,в-13.09

5а-

5б-

5в-

Изучают источники биологической информации, способы ее получения, анализируют результаты. Знакомятся с основными методами исследования в биологии, правилами техники безопасности в кабинете биологии.

Выбирают смысловые единицы текста и устанавливают отношения между ними.

 

 

 

 

 

 

Многообразие организмов.(1 час)

 

 

3

Разнообразие организмов. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы. Клеточные и неклеточные формы жизни. Организм. Классификация организмов.

 Принципы классификации. Одноклеточные и многоклеточные организмы.

 

 

 

 

 

 

1

5а-26.09

5б,в-20.09

5а-

5б-

5в-

Отчитываются о практической работе «Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе».

Изучают признаки живого.

Извлекают необходимую информацию из прочитанных текстов. Самостоятельно организовывают учебное взаимодействие в группе.

 

Среды жизни.(3часа)

 

 

4

Среды обитания живых организмов. Приспособления организмов к жизни в наземно-воздушной среде. Приспособления организмов к жизни в водной среде. Приспособления организмов к жизни в почвенной среде. Приспособления организмов к жизни в организменной среде.

 

1

5а-3.10

5б,в-27.09

 

 

5а-

5б-

5в-

Анализируют связи организмов со средой обитания.

Устанавливают причинно-следственные связи строения организмов и среды их обитания.

 

5

Экологические факторы среды и их влияние на живые организмы.  Места  обитания.

1

5а-10.10

5б,в-4.10

 

5а-

5б-

5в-

Анализируют и сравнивают экологические факторы; знание примеров влияния деятельности человека на природу.

Отрабатывают навыки работы с текстом учебника.

Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки

 

6

Обобщающий урок.

Экскурсия: Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных.

П\Р № 1:

Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе

1

5а-17.10

5б,в-11.10

5а-

5б-

5в-

Составляют творческий отчёт об осенних явлениях в жизни растений по результатам экскурсии. Анализируют изменения, происходящие в природе осенью. Продуктивно взаимодействуют со сверстниками

 

Клеточное строение организмов (10 часов)

 

 

 

 

7

Устройство увеличительных приборов. Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.

Л\Р № 1 «Изучение устройства увеличительных приборов и правил работы с ними»

 

 

1

5а-24.10

5б,в-18.10

5а-

5б-

5в-

Выполняют лабораторную работу.

Работают с лупой и микроскопом, изучают устройства микроскопа, знание правил работы с микроскопом.

Организовывают свою деятельность, готовят рабочее место для выполнения лабораторных работ.

 

8

Клеточное строение организмов. Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов. История изучения клетки.

 Методы изучения клетки.

 

1

5а-7.10

5б,в-25.10

5а-

5б-

5в-

Выделяют существенные признаки строения клетки, различают на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки.

Осуществляют поиск информации, необходимой для решения учебных задач, из материалов учебника (текстов и иллюстраций).

 

9

Растительная клетка Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука

Л\Р № 2 «Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука»

1

5а-14.11

5б.в-8.11

5а-

5б-

5в-

Выполняют лабораторную работу.

Готовят микропрепарат, наблюдают за частями и органоидами клетки под микроскопом, сравнивают объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определяют их.

Отражают полученную при наблюдении информацию в виде рисунка, схемы, таблицы. Составляют план работы.

 

10

Пластиды

Л\Р № 3

«Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томата, шиповника»

1

5а-21.11

5б,в-15.11

5а-

5б-

5в-

Выполняют лабораторную работу.

Готовят микропрепарат, наблюдают за частями и органоидами клетки под микроскопом, сравнивают объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определяют их.

Отражают полученную при наблюдении информацию в виде рисунка, схемы, таблицы. Составляют план работы.

 

11

Химический состав клетки

1

5а-28.11

5б,в-22.11

5а-

5б-

5в-

Изучают химический состав клетки, роль минеральных и органических веществ, входящих в состав клетки.

Осуществляют поиск информации, необходимой для решения учебных задач, из материалов учебника;

определяют основную и второстепенную информацию.

 

12

Жизнедея-

тельность клетки: поступление веществ в клетку

 Л\Р № 4

«Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи»

1

5а-5.12

5б,в-29.11

5а-

5б-

5в-

Выполняют лабораторную работу.

Готовят микропрепарат, наблюдают за частями и органоидами клетки под микроскопом. Составляют план биологического эксперимента по изучению процессов жизнедеятельности орга- низмов с объяснением результатов работы.

Обмениваются знаниями для принятия эффективных совместных решений.

 

13

Процессы жизнедеятельности клетки: обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, удаление продуктов обмена, транспорт веществ. Регуляция процессов жизнедеятельности. Движения. Рост, развитие и размножение

1

5а-12.12

5б,в-6.12

5а-

5б-

5в-

Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки, работают с текстом и иллюстрациями учебника. Анализируют информацию. Участвуют в коллективном обсуждении.

 

 

 

 


 

 

14

Ткани. Ткани организмов. Растительные ткани и органы растений**

 

1

5а-19.12

5б,в-13.12

5а-

5б-

5в-

Умение выделять признаки, характерные для различных видов тканей

Выделяют признаки, характерные для различных видов тканей. Прогнозируют последствия (на примере повреждения тканей у растений).

 

15

Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных

растительных тканей

Л\Р № 5 «Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей»

1

5а-19.12

5б,в-20.12

5а-

5б-

5в-

Умение работать с микроскопом и определять различные растительные ткани на микро- препаратах

Выполняют лабораторную работу.

Работают с микроскопом и определяют различные растительные ткани на микропрепаратах. Взаимодействуют в группе.

 

                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16

Обобщающий урок «Клеточное строение организмов»

1

5а-16.01

5б,в-10.01

5а-

5б-

5в-

 

 

 

 

 

 

 

 

Знание определений понятий, умение классифицировать, объяснять, доказывать, анализировать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую

Систематизируют знания по темам: «Введение и клеточное строение организмов».

Классифицируют, объясняют, доказывают, анализируют информацию, преобразовывают ее из одной формы в другую.

Действуют по инструкциям учителя или данным в задании.

 

 

                                                                                                        Царство Бактерии (2 часа)

 

17

Строение и жизнедеятельность бактерий. Бактериальная клетка*

Многообразие бактерий.

1

5а-23.01

5б,в-17.01

 

5а-

5б-

5в-

Называют существенные признаков бактерий, характеристики основных процессов жизнедеятельности бактерий, отличия бактерий от других живых организмов;

сравнивают строение бактериальной и растительной клетки. Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

 

 

 

 

 

 

 

 

18

Роль бактерий в природе и жизни человека. Бактерии – возбудители заболеваний. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями. Значение работ Р. Коха и Л. Пастера

 

1

5а-30.01

5б,в-24.01

5а-

5б-

5в-

Изучают роль бактерий в природе и в хозяйственной деятельности человека. Сравнивают, объясняют явления, выявляемые в ходе изучения темы. Планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; работают в группе - устанавливают рабочие отношения.

 

 

 

 

 


 

 

Царство Грибы (5 часов)

19

Общая характеристика грибов. Грибная

клетка.* Отличительные особенности грибов

1

5а-6.02

5б,в-31.01

5а-

5б-

5в-

Изучают царство грибы, особенностей их строения и жизнедеятельности, роль грибов в природе и жизни человека.

Работая по плану, сверяют свои действия с целью. Участвуют в коллективном обсуждении.

20

Шляпочые грибы

Многообразие грибов, их роль в природе и жизни человека. Съедобные и ядовитые грибы. Оказание приёмов первой помощи при отравлении грибами

1

5а-13.02

5б,в-7.02

5а-

5б-

5в-

Изучают съедобные и ядовитые грибы, приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами.

Различают на живых объектах и таблицах съедобные и ядовитые грибы. Работают с учебником, и дидактическими материалами.

 

 

21

Плесневые грибы и дрожжи

Л\Р № 6
 «Особенности строения мукора и дрожжей»

1

5а-20.02

5б,в-14.02

5а-

5б-

5в-

Выполняют лабораторную работу.

Готовят микропрепараты и наблюдают под микроскопом строение мукора и дрожжей; сравнивают увиденное под микроскопом с приведённым в учебнике изображением Проводят наблюдение и эксперимент под руководством учителя.

Обеспечивают обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.

22

Грибы-паразиты. Меры профилактики заболеваний, вызываемых грибами.

 

1

5а-27.02

5б,в-21.02

5а-

5б-

5в-

Изучают особенности грибов-паразитов, их роль в природе и жизни человека.

Выявляют признаки поражения организмов болезнетворными грибами; путей заражения гриба-

ми-паразитами; меры профилактики заболеваний, вызываемых грибами.

23

Обобщающий урок по темам

«Царство бактерии»

«Царство грибы»

1

5а-6.03

5б,в-28.02

5а-

5б-

5в-

 

 

Систематизируют и обобщают понятия главы . Распознают представителей царства Грибы Бактерии. Осуществляют познавательную рефлексию.

 

Царство Растения (1 час)

24

Многообразие и значение растений в природе и жизни человека. Общее знакомство с

 цветковыми растениями.. Вегетативные и

 генеративные органы.. Растение – целостный

(биосистема). Условия обитания растений. Среды обитания растений. Сезонные явления в

жизни растений

 

 

 

1

5а-13.03

5б,в-7.03

5а-

5б-

5в-

 

Изучают особенности низших и высших растений, называют основные группы растений, характеризуют практическую значимость растений, объясняют роль растений в биосфере.

Ставят учебно-познавательные задачи перед чтением учебного текста и выполнением разных заданий

 

 

 

 

 

 

 

 

Многообразие растений.(10 часов)

 

25

Водоросли  –

низшие  растения.  Классификация растений

Л\Р№7

«Строение зеленых водорослей»

1

5а-27.03

5б,в-14.03

5а-

5б-

5в-

Выполняют лабораторную работу.

Изучают признаки водорослей, работают с таблицами и гербарными образцами, определяют водоросли разных отделов, готовят микропрепараты и работают с микроскопом.

Организуют свою деятельность, готовят рабочее место для выполнения разных видов работ. Осуществляют исследовательскую деятельность, участвовать в проектах, выполняемых в рамках урока или внеурочных занятиях.

26

Роль водорослей в природе и жизни человек. Многообразие  водорослей. 

1

5а-3.04

5б,в-28.03

5а-

5б-

5в-

Работают с таблицами и гербарными образцами, определяют представителей водорослей объясняют роль водорослей в природе и жизни человека, обосновывают необходимость их охраны. Обеспечивают обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.

27

Лишайники. Роль лишайников в природе и жизни человека.*

 

1

5а-10.04

5б,в-4.04

5а-

5б-

5в-

Называют особенности строения и жизнедеятельности лишайников, находят лишайники в природе. Осуществляют поиск информации, необходимой для решения учебных задач, из материалов учебника.

28

 Высшие споровые растения .Отдел  Моховидные,

отличительные  особенности  и  многообразие. 

Л\Р 8

Строение мха (на местных видах)

 

 

1

5а-17.04

5б,в-11.04

5а-

5б-

5в-

Выполняют лабораторную работу.

Определяют признаки высших споровых растений, характеризуют особенности строения и жизнедеятельности мхов, находят их представителей на таблицах и гербарных образцах, объясняют роль мхов в природе и жизни человека. Самостоятельно проводят исследование на основе применения методов наблюдения иэксперимента

29

Высшие споровые растения Папоротникообразные,

отличительные  особенности  и  многообразие.Папоротники, хвощи, плауны

Л\Р № 9

Строение спороносящего хвоща

Строение спороносящего папоротника

1

5а-24.04

5б,в-18.04

5а-

5б-

5в-

Выполняют лабораторную работу.

Определяют признаки высших споровых растений, характеризуют особенности строения и жизнедеятельности хвощей и папоротников, находят их представителей на таблицах и гербарных обрацах, объясняют роль хвощей и папоротников в природе и жизни человека. Самостоятельно проводят исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента

30

Отдел  Голосеменные,

отличительные  особенности  и  многообразие. Л\Р № 10 Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов

1

5а-8.09

5б.в-25.04

5а-

5б-

5в-

Выполняют лабораторную работу.

Определяют признаки высших семенных растений, характеризуют особенности строения и жизнедеятельности голосеменных растений, находят их представителей на таблицах и гербарных образцах, объясняют роль голосеменных растений в природе и жизни человека.

31

Отдел  Покрытосеменные

(Цветковые),  отличительные  особенности. Жизненные формы растений.**

Л\Р № 11

Изучение внешнего строения покрытосеменных растений

1

5а-15.05

5б,в-2.05

5а-

5б-

5в-

Выполняют лабораторную работу.

Определяют признаки высших семенных растений, характеризуют особенности строения и жизнедеятельности цветковых растений, находят их представителей на таблицах и гербарных образцах, объясняют роль цветковых  растений в природе и жизни человека.Сам-но проводят исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента. Устраивают эффективные групповые обсуждения и обеспечивают обмен знаниями между членами группы

32

Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира

Усложнение растений в процессе эволюции

 

1

5а-22.05

5б,в-16.05

5а-

5б-

5в-

Характеризуют основные этапов развития растительного мира.

Обобщают и систематизируют информацию, переводят её из одной формы в другую (принятую в словесной форме, переводить в изобразительную, схематическую, табличную).

 

 

33

Охрана растений

 

1

5а-29.05

5б,в-23.05

5а-

5б-

5в-

Работают с дополнительной литературой.

Изучают высшие споровые, голосеменные и покрытосеменные растения Татарстана, меры по их охране и сохранению биоразнообразия.

Сопоставляют информацию из разных источников. Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Адекватно оценивают результаты учебной деятельности, осознают причины неуспеха и обдумывают план восполнения пробелов в знаниях и умениях.

 

 

34

Обобщающий урок по теме

«Многообразие растений»

1

5а-31.05

5б,в-30.05

5а-

5б-

5в-

Систематизируют и обобщают понятий главы

Адекватно оценивают результаты учебной деятельности, осознают причины неуспеха и обдумывают план восполнения пробелов в знаниях и умениях.



 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 33» «Принято»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 33» «Принято»

Планируемые результаты изучения предмета* (по

Планируемые результаты изучения предмета* (по

Регулятивные УУД: -умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности

Регулятивные УУД: -умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности

Интернет ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую; - основам исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов различных царств живой природы,…

Интернет ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую; - основам исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов различных царств живой природы,…

ИКТ - готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; - осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому…

ИКТ - готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; - осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому…

Интернет ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую; - создавать собственные письменные и устные сообщения о растениях, бактериях и грибах на…

Интернет ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую; - создавать собственные письменные и устные сообщения о растениях, бактериях и грибах на…

Коммуникативные УУД: - умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты…

Коммуникативные УУД: - умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты…

Царство Растения - выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов растений, животных, грибов, бактерий) и процессов, характерных для живых организмов; - аргументировать, приводить доказательства…

Царство Растения - выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов растений, животных, грибов, бактерий) и процессов, характерных для живых организмов; - аргументировать, приводить доказательства…

Коммуникативные УУД: - умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты…

Коммуникативные УУД: - умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты…

Интернет ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую; - создавать собственные письменные и устные сообщения о растениях на основе нескольких источников…

Интернет ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую; - создавать собственные письменные и устные сообщения о растениях на основе нескольких источников…

ИКТ - готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; - осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому…

ИКТ - готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; - осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому…

Интернет ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую; - создавать собственные письменные и устные сообщения о бактериях на основе нескольких источников…

Интернет ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую; - создавать собственные письменные и устные сообщения о бактериях на основе нескольких источников…

Царство Грибы - выделять существенные признаки биологических объектов (грибов) и процессов, характерных для живых организмов; - аргументировать, приводить доказательства различий растений, животных, грибов и бактерий;…

Царство Грибы - выделять существенные признаки биологических объектов (грибов) и процессов, характерных для живых организмов; - аргументировать, приводить доказательства различий растений, животных, грибов и бактерий;…

Царство Грибы - выделять существенные признаки биологических объектов (грибов) и процессов, характерных для живых организмов; - аргументировать, приводить доказательства различий растений, животных, грибов и бактерий;…

Царство Грибы - выделять существенные признаки биологических объектов (грибов) и процессов, характерных для живых организмов; - аргументировать, приводить доказательства различий растений, животных, грибов и бактерий;…

Содержание учебного предмета 5 класс

Содержание учебного предмета 5 класс

Царство Бактерии. Бактерии, их строение и жизнедеятельность

Царство Бактерии. Бактерии, их строение и жизнедеятельность

К а лендарно-те м а тич е с к ое планир о вание по биологии 5 класс

К а лендарно-те м а тич е с к ое планир о вание по биологии 5 класс

Ср е ды оби т ания живых органи з мов

Ср е ды оби т ания живых органи з мов

Растительная клетка При г от о в ление микропрепар а т а к ожицы чешуи лу к а

Растительная клетка При г от о в ление микропрепар а т а к ожицы чешуи лу к а

Т к ани. Ткани организмов

Т к ани. Ткани организмов

Царст в о Г рибы ( 5 час о в) 19

Царст в о Г рибы ( 5 час о в) 19

Многообразие и значение растений в природе и жизни человека

Многообразие и значение растений в природе и жизни человека

Высшие споровые растения . Отдел

Высшие споровые растения . Отдел

Охрана растений 1 5а-29

Охрана растений 1 5а-29
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.03.2017