Методическая разработка урока в 5 классе. Проектная задача "Удивительный мир грибов"
Оценка 5

Методическая разработка урока в 5 классе. Проектная задача "Удивительный мир грибов"

Оценка 5
Работа в классе +1
docx
биология
5 кл
23.01.2018
Методическая разработка урока в 5 классе. Проектная задача "Удивительный мир грибов"
Педагогический замысел: 1.Использование предметных знаний в модельной (квазиреальной) ситуации. 2. Развитие навыков сотрудничества в малых одновозрастных группах. К уроку составлена технологическая карта, подобран материал для работы в группах. Лист самооценки Фамилия,имя____________________________________ Критерии Баллы Я выполнил свое задание полностью -3б Я выполнил свое задание частично -2б Я затруднялся в выполнении своего задания - 1б Я несколько раз помогал товарищам выполнить задание -3б Я один раз помогал товарищам выполнить задание -2б Я не помогал товарищам выполнять задания -1б Я вместе с группой представлял работу группы одноклассникам — 2б Я не участвовал в представлении работы группы- 1бМетодическая разработка включает этапы урока, задания, рефлексию
ПЗ чисто.docx
Пояснительная записка к проектной задачи Учитель: Лихачева Марина Юрьевна, учитель биологии МКОУ ШР «СОШ №7» Название проектной задачи Предмет класс Тип задачи Педагогический за­ мысел Педагогические  задачи Знания, умения и  способы действий,  на которые опира­ ется задача Планируемый пе­ дагогический  ре­ зультат Способ и формат  оценивания ре­ зультатов работы «Мир грибов» биология 5 Предметная проектная одновозрастная 1.Использование предметных знаний в модельной (квазиреальной) ситуации. 2. Развитие навыков сотрудничества в малых одновозрастных группах.  Образовательные:  •   раскрыть   общие   особенности   организации   грибов   (многообразие   видов, признаки, тип питания, способы размножения, роль в природе), отличающие их от организации других царств живой природы;  • учить распознавать съедобные и ядовитые грибы;  Развивающие:  • развивать понятия о многообразии живых организмов;  • продолжить   развитие   основных   биологических   понятий,   элементов творческой деятельности через погружение в решение проблемных вопросов и вовлечение школьников в самостоятельную работу частично­поискового характера.  Воспитательные:  • Воспитывать любовь к природе;  • развивать   умения   слушать   и   слышать   других,   уважение   к   мнению товарищей. 1.  понимание учащимися, как строение грибов связано с их  жизнедеятельностью; понимание смысла биологических терминов.   2. Умение работать в малой группе (умение распределять задания между  участниками). 3. Взаимоконтроль и взаимооценка в процессе работы над задачей Демонстрация учащимися: 1.усвоения   предметного   материала   и   возможностей   применять   его   в нестандартных условиях; 2.умения,   работая   в   малой   возрастной   группе,   создавать   конечный «продукт» ­ набор иллюстрированных текстов, объединенных общей темой и позиционностью изложения В процессе решения задачи оценивается: • владение   учащимися    необходимым предметным материалом; • умение правильно выполнять отдельные задания и выстроить с их помощью решение задачи в целом; • умение взаимодействовать  в  малой группе при решении общей задачи.  Оценка взаимодействия учащихся при работе в малой группе проводится  путем экспертного наблюдения и оформляется в виде экспертного листа, в  котором фиксируются действия учащихся в процессе решения задачи и  делается общий вывод об уровне работы в малой группе Список литературы Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Учебник. Вертикаль. ФГОС /  Пасечник В. В. – М.: Дрофа, 2014. http://ru.wikipedia.org (Википедия: свободная многоязычная энциклопедия) и этап. Этапы работы над проектной задачей 1 Постановка задачи. (мотивационн ый)  Цель задачи:  1.   Перевод проблемы   в задачу.  2.   Опре­ деление   за­ мысла   про­ ектной   за­ дачи.  3. рование деятельности по   решению поставленной цели   с   рас­ пределением обязанностей   Плани­ Технологическая карта Содержание Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые   УУД у школьника       нас Слайд   1.­Доброе   утро ребята, гости. сегодня урок у   нас   необычный.   Чем необычный? ­   Ребята,   буквально   10 минут назад на адрес школы пришло  письмо  от  главного редактора детского журнала «Юный натуралист». Прослушайте его. Слайд   2.   ­SOS!   Помогите! Срочно­срочно­срочно! Накануне   очередного   выпуска у случилась непредвиденная   ситуация   – игровой центр «Вулкан» нанес непоправимый урон компьютеру редакторской группы,   и   часть   информации для   рубрики   «21,33,13 22,13,33,11,32,23» стала   Сохранились недоступной. только черновики журналистов.   Как   понимаете, журналисты   –   не   специалисты по   грибам,   поэтому   пишу   в надежде,   что   ваши   ученики­ пятиклассники,   которые   на уроках   биологии   изучают данный   материал,   смогут помочь   нашим   редакторам   к моменту   выпуска   номера восстановить   и   сверстать утерянное. Умоляю! Поторопитесь!  У   НАС   ОЧЕНЬ   МАЛО ВРЕМЕНИ   ­   только   120 минут!  Главный   редактор   детского журнала  «Юный Григорий Баламутов. натуралист»             Ситуация житейская. Вирус закодировал часть информации.   Прежде   чем приступить   к   выполнению       ­ 1. Создает мотивацию   у учащихся   на деятельность.  2.   Помогает сформулироват ь:   тему занятия,   цель   и задачи.    Организует 3. уча­ поиск щимися   опти­ мального   спо­ соба   достиже­ ния   поставлен­ ных целей задач. 4.   Наблюдает, контролирует.  5. рует учащихся   Консульти­   Вживаются   в ситуацию, осуществляют уточнение   це­ лей   и   задач, объединяются в группы рабочие     Личностные УУД ­у  учащихся формируется   вну­ тренняя   позиция, адекватная   моти­ вация учебной деятельности, включая   учебные   и познавательные мотивы.  Регулятивные УУД   —  учащиеся овладевают   всеми типами   учебных действий,   напра­ вленных на   организацию   своей работы,   включая способность   прини­ мать   и   сохранять учебные   цель   и задачу, планировать их реализацию, контролировать   и оценивать свои действия.  Познавательные УУД ­учащиеся   учатся искать   информа­ цию,   овладевают действием   моде­ лирования. Коммуникативные УУД ­учащиеся  приобре­ тают умения организовывать   и осуществлять   ини­ циативное   сотру­ дничество в поиске и   сборе   инфо­ рмации, оценивать и точно   выражать свои мысли заданий, необходимо выяснить   над   какой   темой нам   предстоит   работать. Слайд 3.Перед вами ключ к названию   рубрики.   Кто   –то догадался, как будем решать задачу.  Слайд  4.Тему   запишите   на странице журнала (это лист ватмана) На   ваших   столах   —   все материалы, что сохранились для   рубрики.   Поможем редакторской группе!   Слайд  5.Я   предлагаю   вам ознакомится   с  памяткой   по оформлению рубрики Слайд  6.Работать   будем   в группах. вспомним правила 7.Приступаем   к Слайд  заданий. выполнению Задания   находятся   в мультифорах под номерами. Ваша   задача   распределить кто­какое   задание   в   группе будет   выполнять.   На выполнение   15   минут. Какова цель? Подумайте   как   вы   будете представлять вашу работу – один чел, или группа Слайд 8. Физминутка Слайд   9­13.  Прежде   чем представить результат своей работы   читателям,   нам   необходимо сверить выполнение   заданий   с ключами. наша         2     этап. Выполнение заданий (дея­ тельностный)  Цели и задачи:  1.   Реализация замысла проектной задачи   (темы, целей, конечного продукта).  2. полученного результата   Анализ Получают   за­ дания,   распре­ деляют   роли   в группах,   рабо­ тают над реше­ нием   постав­ ленной задачи 1.   Сохраняет мотивацию   у учащихся   на деятельность.  2.   Оказывает консультативну ю   помощь   (по запросу участников)   в создании «продукта».  3. все идеи 4. контролирует.    Заполняет 5. оценочный лист   Наблюдает,   Фиксирует   Личностные УУД  формирование ­ мотивации   учебной деятельности, личной ответственности, развитие познавательных интересов,   чувства взаимопомощи.  Регулятивные УУД ­формирование всех типов учебной деятельности, направленных   на организацию   своей работы   умение планировать   дея­ тельность и действовать по плану, умение взаимодействовать со   сверстниками   в учебной   деятель­ ности. Познавательные УУД ­умение   сравнивать этап. 3   Представ­ ление результатов (рефлексивно ­оценочный) Практическая помощь (по необходимости)   Представляют продукт   дея­ тельности (зри­ телям или экс­ пертам)   про­ дукт   деятель­ ности, рефлексия Слайд 14.  А сейчас каждая группа представит то, что у вас получилось.  Спасибо, ребята, вы помогли приготовить   материал   для журнала.  Подведем   итог   нашей работы.   У   вас   на   столах лежат   Листы   самооценки. Оцените   свою   работу   на уроке Слайд   15.  Дом   задание   на экране, запишите в дневник.( Повторить  § 13­16. Составить   кроссворд   по теме «Грибы»).   общее   находить данные, отличия. Коммуникативные УУД ­учащиеся   учатся договариваться, находить решение, аргументировать свое   предложение, убеждать, понимать позицию   других людей, уступать им Личностные УУД: ­   самоопределение, действия нравственно­ этического характера.  Регулятивные УУД: ­учащиеся   учатся определению последовательности высказываний с уче­ том   конечного результата. Познавательные УУД: ­учащиеся   учатся строить   сообщения в   устной   форме. Коммуникативные УУД: ­   учащиеся   учатся адекватно использовать речевые   средства для решения коммуникативных задач   Задание1. Многообразие грибов Если бы грибы принимали участие в командном беге, им нужно было бы разделиться на команды, учитывая определенные признаки. Используя предложенные рисунки, разделите Приложение 1. грибы на команды (вырежьте картинки). Дайте названия для команд согласно признаку. Какой   признак   вы   использовали   для   деления   на   команды?   Какая   из   команд   включает больше   бегунов?   Вклейте   картинки   грибов­бегунов   на   беговые   дорожки.   Подпишите названия. Свои ответы поместите на страницу журнала. 1 5 8 2 6 9 3 7 10 11 14 17 20 12 15   18 21 13 16 19 22 С Т Ф И А Задание 2. Н И Особенности строения и жизнедеятельности грибов Для   журнала   была   подготовлена   статья.   Но   факты,   изложенные   в   статье,   оказались   в беспорядке.    План статьи сохранился. Расположите фрагменты текста согласно составленного плана в таблицу.   (фрагменты   текста   можно   вырезать,   наклевать).   Подготовленный   материал разместите на ватмане. 1.Относится около 100 000 известных видов. 2.Как   и   животные,   являются   гетеротрофами,   так   как   не   имеют   хлорофилла,   питаются готовыми органическими веществами, в их клеточных стенках содержится хитин (как у животных), углеводы запасаются в виде гликогена, они способны образовывать мочевину. Поглощают питательные вещества, всасывая их всей поверхностью тела. По типу питания могут быть сапрофитами, паразитами, симбионтами и хищниками. 3.Являются эукариотами, имеют в клетках ядро (одно или несколько), есть одноклеточные и многоклеточные организмы. 4.Грибы   размножаются:  бесполым   способом –   участками   мицелия   и   спорами;   половым способом – в результате слияния специализированных половых клеток. 5.Признаки,   характерные   только   для   грибов:  основу   вегетативного   тела   гриба составляет грибница, или мицелий; она состоит из тонких ветвящихся трубчатых нитей, их называют гифами;  гифы состоят из многоядерных или одноядерных клеток; плотное переплетение гифов образует плодовое тело, в котором образуются споры. 6.Как и растения,  неподвижны,  постоянно растут верхушечной частью, имеют прочные клеточные стенки, способны синтезировать витамины и гормоны. 7.Грибы живут недолго, но есть среди них и многолетние. У шляпочных грибов долго живет мицелий. У некоторых паразитических грибов (например, трутовик) долго живет и плодовое тело. 8.В старину многие думали, что они появляются от росы, от ударов молнии или от гниения  веществ. И лишь в 19 веке их выделили в отдельное царство. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИЗНАКОВ ПРИЗНАКИ  ГРИБОВ 1.Строение 2. Питание 3.Рост 4. Размножение Задание 3. Грибы – враги или друзья? Однажды поспорили вредные и полезные грибы. Спорщики говорили о том, что именно     они играют большую роль в природе и жизни человека. Свои аргументы они укладывали на весы.  Уложите на весы аргументы полезных и вредных грибов. Расположите чаши весов согласно весу аргументов.  Ответьте   на   вопрос:   «Вредные   или   полезные   грибы   оказывают   наибольшее   влияние   на природу и жизнь людей?» Аргументы: вызывают болезни растений, снижают урожай, делают продукты непригодными для питания участвуют в круговороте веществ в природе участвуют в образовании плодородного слоя вызывают болезни животных, человека вызывают порчу продуктов питания получают ценные лекарства почвы употребляют в пищу добавляют в пищу животным(дрожжи) разрушают постройки необходимы при изготовлении хлеба, сыров, виноделии являются звеньями пищевых цепей разрушают древесину деревьев, нанося вред лесному хозяйству, садам, паркам Все элементы могут быть использованы для оформления. Задание 4. Всякий гриб в руки берут, да не всякий в кузовок кладут В природе существуют грибы – двойники. Составьте памятки для грибников «Как распознать грибы  ядовитые и съедобные грибы» и «Правила сбора грибов». Для составления первой памятки ­в первую  графу таблицы поместите фото гриба по описанию. гриб шляпка Пластинки под шапкой белые Пластинки розовые или фиолетовые Желто­ белая с темными пятнышками Темная, пластинки зеленоватые Ножка снизу Плёночное кольцо под шляпкой, «воротничок», клубневидное утолщение с мешочком Нет мешочка у корня Пленочное кольцо, «воротничок» Пленочного кольца нет Белая или желтоватая розовая Рисунок в виде белой сеточки Рисунок в виде черной сеточки съедобность Мякоть на срезе С зеленоватым оттенком, с неприятным запахом Белая с приятным запахом Желтоватая с неприятным запахом белая розовеет Уважаемые грибники! При сборе грибов обращайте внимание на  _____________________________________________________________________________________ продолжите фразу Памятку оформите на листе ватмана. 1 4 2   5 3 6 Памятка «Правила сбора грибов» Накануне очередного выпуска случилась непредвиденная ситуация – игровой центр «Вулкан» нанес непоправимый урон компьютеру редакторской группы, и часть информации исчезла. Заполните пропуски по смыслу, вставляя пропущенные слова. Памятку разместите на листе  ватмана в своей рубрике. Памятка «Правила сбора грибов» 1.Грибники! 2. Старайтесь сами проникнуть в лесные тайны – узнайте, где какие грибы растут и когда их надо__________________ 3.Возьмите с собой в лес___________________.4. Надо собирать только те грибы, которые ________________. 5.Никогда ______________грибы, в которых вы не уверены. 6.Собирать грибы следует _____________, а не полиэтиленовый пакет, в котором грибы в жаркий день   могут   испортиться   еще   до   вашего   возвращения   домой.   7.При   сборе   не   нарушайте ________________, срезайте ножку грибов ножом. 8.Грибы можно смело собирать в тех лесах и лугах, которые   расположены   __________  от   оживленных   автомобильных   дорог   и   районов   с   высокой промышленной   загрязненностью.   9.Иначе   грибы   накапливают   в   себе   ______________   вещества. 10.Вернувшись с грибами домой, надо сразу же их ________________,  переработать, так как в них образуются вещества, близкие к трупному яду. Задание 5. Забавные грибы составили о себе загадки. А отгадки перепутали. Угадай меня Отгадайте загадки о грибах. Загадки с отгадками поместите в журнал (материал можно вырезать). загадки отгадки Рыжие   ушки   с   лисьей   макушки,   в   травке   лежат   для малых ребят Стоит   Лукашка   –   белая   рубашка,   а   шляпа   одета шоколадного   цвета.   Имеет   белый   цвет   на   разрезе, обладает   высокой   питательной   ценностью,   приятным вкусом. Смертельно ядовитый гриб! Живут эти грибы на пнях и деревьях. Живут большими компаниями.   Иногда   с   одного   дерева   можно   собрать сразу целое лукошко. Лист самооценки   Фамилия,имя____________________________________    Критерии Я выполнил свое задание полностью ­3б Я выполнил свое задание частично ­2б Я затруднялся в выполнении своего задания ­ 1б Я несколько раз помогал товарищам выполнить задание ­3б Я один раз помогал товарищам выполнить задание ­2б Я не помогал товарищам выполнять задания ­1б Я вместе с группой представлял работу   группы одноклассникам — 2б Я не участвовал в представлении  работы группы­ 1б Всего баллов 6 ­ 8 баллов — отметка «5» 5­ 4 баллов — отметка «4» 3­2 баллов ­  отметка «3» Приложение 2 Баллы 3   этап.    Представление результатов (рефлексивно­ оценочный) Практическая  помощь (по  необ­ ходимости) Представля ют продукт  дея­ тельности  (зрителям  или экс­ пертам)  продукт  деятель­ ности,  рефлексия Личностные УУД ­ самоопределение,  действия нравственно­ этического характера.  Регулятивные УУД ­учащиеся учатся опреде­ лению последовательно­ сти высказываний с уче­ том конечного результата. Познавательные УУД ­учащиеся учатся строить  сообщения в устной  форме.  Коммуникативные УУД ­ учащиеся учатся  адекватно использовать  речевые средства для  решения  коммуникативных задач

Методическая разработка урока в 5 классе. Проектная задача "Удивительный мир грибов"

Методическая разработка урока в 5 классе. Проектная задача "Удивительный мир грибов"

Методическая разработка урока в 5 классе. Проектная задача "Удивительный мир грибов"

Методическая разработка урока в 5 классе. Проектная задача "Удивительный мир грибов"

Методическая разработка урока в 5 классе. Проектная задача "Удивительный мир грибов"

Методическая разработка урока в 5 классе. Проектная задача "Удивительный мир грибов"

Методическая разработка урока в 5 классе. Проектная задача "Удивительный мир грибов"

Методическая разработка урока в 5 классе. Проектная задача "Удивительный мир грибов"

Методическая разработка урока в 5 классе. Проектная задача "Удивительный мир грибов"

Методическая разработка урока в 5 классе. Проектная задача "Удивительный мир грибов"

Методическая разработка урока в 5 классе. Проектная задача "Удивительный мир грибов"

Методическая разработка урока в 5 классе. Проектная задача "Удивительный мир грибов"

Методическая разработка урока в 5 классе. Проектная задача "Удивительный мир грибов"

Методическая разработка урока в 5 классе. Проектная задача "Удивительный мир грибов"

Методическая разработка урока в 5 классе. Проектная задача "Удивительный мир грибов"

Методическая разработка урока в 5 классе. Проектная задача "Удивительный мир грибов"

Методическая разработка урока в 5 классе. Проектная задача "Удивительный мир грибов"

Методическая разработка урока в 5 классе. Проектная задача "Удивительный мир грибов"

Методическая разработка урока в 5 классе. Проектная задача "Удивительный мир грибов"

Методическая разработка урока в 5 классе. Проектная задача "Удивительный мир грибов"

Методическая разработка урока в 5 классе. Проектная задача "Удивительный мир грибов"

Методическая разработка урока в 5 классе. Проектная задача "Удивительный мир грибов"

Методическая разработка урока в 5 классе. Проектная задача "Удивительный мир грибов"

Методическая разработка урока в 5 классе. Проектная задача "Удивительный мир грибов"

Методическая разработка урока в 5 классе. Проектная задача "Удивительный мир грибов"

Методическая разработка урока в 5 классе. Проектная задача "Удивительный мир грибов"

Методическая разработка урока в 5 классе. Проектная задача "Удивительный мир грибов"

Методическая разработка урока в 5 классе. Проектная задача "Удивительный мир грибов"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.01.2018