Программа курса внеурочной деятельности «Математика – часть нашей жизни» (общеинтеллектуальное направление) 8 класс
Оценка 4.7

Программа курса внеурочной деятельности «Математика – часть нашей жизни» (общеинтеллектуальное направление) 8 класс

Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
математика
8 кл
18.09.2018
Программа курса  внеурочной деятельности «Математика – часть нашей жизни» (общеинтеллектуальное направление) 8 класс
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ 1. Титульный лист. 2. Пояснительная записка. 3. Содержание программы курса внеурочной деятельности. 4. Учебно – тематическое планирование. 5. Календарно – тематическое планирование. 6. Список литературы. СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ 1. Титульный лист. 2. Пояснительная записка. 3. Содержание программы курса внеурочной деятельности. 4. Учебно – тематическое планирование. 5. Календарно – тематическое планирование. 6. Список литературы. СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ 1. Титульный лист. 2. Пояснительная записка. 3. Содержание программы курса внеурочной деятельности. 4. Учебно – тематическое планирование. 5. Календарно – тематическое планирование. 6. Список литературы. Математика возникла в результате необходимости использования ее элементов в практической деятельности людей. В начале своего развития математические знания служили преимущественно практическим целям. Оторванность математических знаний школьного курса от практики приводит к непониманию цели изучения правил, формул, теорем, закономерностей и вызывает снижение интереса к математике. Данная программа своим содержанием может привлечь внимание обучающихся, обеспечить осмысление математических знаний, их практического значения. Математическое образование не будет представляться им чем-то абстрактным, и все реже будет возникать вопрос: “А зачем нам нужно изучать математику?”.Данной программой предусмотрено использование всех заданий исключительно с практическим содержанием (в том числе и задания на смекалку). Освоение программы направлено на побуждение познавательного интереса к математике, установление связи математических знаний с ситуациями из повседневной жизни. Включение в образовательный процесс математических задач практического содержания важно и в психологическом отношении, так как обеспечивает формирование познавательного интереса обучающихся и приобретение жизненного опыта, развивает логическое мышление. Главной целью научно-познавательного направления внеурочной деятельности обучающихся является удовлетворение познавательных потребностей обучающихся, которые не могут быть в силу разных причин удовлетворены в процессе изучения предметов Базисного учебного плана.
программа по внеурочке -2017-2018 8 класс.docx
РАССМОТРЕНА на заседании методического совета школы Протокол №______________ УТВЕРЖДАЮ Директор   МБОУ   «Ивановская   средняя общеобразовательная школа» ____________________ А.Н.Андрощик Приказ №______________ от «____» _____________ 20___г. Программа курса внеурочной деятельности «Математика – часть нашей жизни» (общеинтеллектуальное направление) 8 класс Учителя математики высшей квалификационной категории Давыдовой Ларисы Викторовны 2018-2019 учебный год СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ 1. Титульный лист. 2. Пояснительная записка. 3. Содержание программы курса внеурочной деятельности. 4. Учебно – тематическое планирование. 5. Календарно – тематическое планирование. 6. Список литературы. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Актуальность программы Математика возникла в результате необходимости использования ее элементов в практической деятельности людей. В   начале   своего   развития   математические   знания   служили   преимущественно   практическим   целям.   Оторванность математических знаний школьного курса от практики приводит к непониманию цели изучения правил, формул, теорем, закономерностей и вызывает снижение интереса к математике.  Данная   программа   своим   содержанием   может   привлечь   внимание   обучающихся,   обеспечить   осмысление математических знаний, их практического значения. Математическое образование не будет представляться им чем­то абстрактным, и все реже будет возникать вопрос: “А зачем нам нужно изучать математику?”.  Данной программой предусмотрено использование всех заданий исключительно с практическим содержанием (в том числе и задания на смекалку). Освоение программы направлено на побуждение познавательного интереса к математике, установление связи математических знаний с ситуациями из повседневной жизни.  Включение в образовательный процесс математических задач практического содержания важно и в психологическом отношении, так как обеспечивает формирование познавательного интереса  обучающихся и приобретение жизненного опыта, развивает логическое мышление.  Главной целью научно­познавательного направления внеурочной деятельности обучающихся является  удовлетворение познавательных потребностей обучающихся, которые не могут быть в силу разных причин удовлетворены в процессе изучения предметов Базисного учебного плана. Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребенком своих интересов, своих  увлечений, своего «я». Ведь главное, что здесь ребенок делает выбор, проявляет свою волю, раскрывается как личность.  Данная программа разработана с целью накопления субъектного опыта моделирования ситуаций, в которых  предусмотрено применение математических знаний в реальной действительности. Она способствует развитию  предметных, метапредметных, коммуникативных и личностных универсальных учебных действий, ориентирует ребенка  на дальнейшее самоопределение в сфере профессионального предпочтения. Программа ориентирована на базовый уровень владения математическими знаниями и предполагает наличие общих  представлений о применении математики, рассчитана на учащихся, которые стремятся не только развивать свои навыки в  применении математических преобразований, но и рассматривают математику как средство получения дополнительных  знаний о профессиях. Программа имеет прикладное и образовательное значение, способствует развитию логического мышления учащихся,  намечает и использует целый ряд межпредметных связей. С целью повышения познавательной активности учащихся,  развития способностей самостоятельного освоения знаний школьники обеспечены возможностью проводить  самостоятельный поиск решения поставленной проблемы, поиск необходимой и полезной информации. Основная цель программы: сформировать у школьников представления о математике как о комплексе знаний и  умений, необходимых человеку для применения в различных сферах жизни. Задачи программы: Образовательные: расширить представление учащихся о практической значимости математических знаний, о  сферах применения математики в естественных науках, в области гуманитарной деятельности, искусстве, производстве,  быту; сформировать навыки перевода прикладных задач на язык математики,  сформировать устойчивый интерес к  математике, как к области знаний. Воспитательные: сформировать представление о математике, как о части общечеловеческой культуры;  способствовать пониманию ее значимости для общественного прогресса; убедить в необходимости владения конкретными математическими знаниями и способами выполнения математических преобразований для использования  в практической деятельности; обеспечить возможность погружения в различные виды деятельности взрослого человека, ориентировать на профессии, связанные с математикой. Развивающие: развивать логическое мышление, творческие способности обучающихся, навыки монологической  речи, умения устанавливать причинно­следственные связи, навыки конструктивного решения практических задач,  моделирования ситуаций реальных процессов, навыки проектной и практической деятельности с реальными объектами. В основу программы заложена педагогическая идея моделирования реальных процессов, обуславливающих  применение математических знаний. Созданные модели реальных ситуаций предусматривают решение учебных задач  способом индивидуальной, групповой или коллективной деятельности, с привлечением информационных ресурсов,  помощи родителей или иных взрослых, обладающих соответствующим опытом. Реализация программы предусматривает использование в качестве методологической основы системно­ деятельностный подход, проведение занятий в форме кружков, практических работ на местности и с использованием  соответствующего оборудования, поисковых исследований, различных видов проектной и творческой деятельности. Программа предназначена старшим подросткам (8­9 класс), имеющим определенный запас базовых математических  знаний. Программа рассчитана на реализацию в течение одного учебного года и рассчитана на 34  часа. Проведение занятий возможно на базе учебного кабинета, оснащенного оборудованием для использования  информационно­коммуникационных технологий. В основу содержания программы заложены следующие психолого­педагогические принципы:  Доступность и наглядность;  Связь теории с практикой  Учет возрастных особенностей школьников;  Вовлечение обучающихся в активную деятельность  Целенаправленность и последовательность деятельности  Развитие индивидуальности каждого ребенка в процессе социального и профессионального самоопределения;  Единство и целостность партнерских отношений всех субъектов дополнительного образования;  Системная организация управления учебно­воспитательным процессом  Учет индивидуальных особенностей развития ребенка в интеллектуальной, эмоциональной и поведенческой сферах их проявления.  Свободное развитие личности, приобретение жизненного опыта и знаний на собственном опыте.  Развитие ребенка через навыки общения в социуме, умение договариваться и слушать друг друга.  В основу содержания программы заложены следующие педагогические задачи:  Формирование навыков позитивного коммуникативного общения  Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогом, сверстниками, родителями и другими взрослыми людьми для решения общих проблем.  Воспитание   трудолюбия,   способности   к   преодолению   трудностей,   целеустремленности   и   настойчивости   в достижении результата.  Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям для формирования здорового образа жизни В основу реализации программы заложены следующая структура педагогической деятельности:  1. Регламентированная деятельность  в форме занятий, в которых учитель является инициатором активности детей, предлагая выполнить составленные им задания. 2. Совместная деятельность педагога с детьми, которая предусматривает постановку и реализацию совместных задач,   постановку   учебной   проблемы,   решение   которой   обеспечивает   освоение   разных   видов   деятельности, приобщает к опыту поколений, нравственным ценностям, расширяет представления о практической деятельности человека. 3. Свободная   деятельность   детей,   которая   предусматривает   свободный   выбор   темы   учебного   исследования, формы   деятельности   в   этом   исследовании   и   формы   подачи   результатов   исследования.   Такая   деятельность обеспечивает   возможность  саморазвития   ребенка, его  творческую  активность,  свободное   экспериментирование. Функция   педагога   здесь   предусматривает   создание   предметной   среды,   отвечающей   его   интересам   и   имеющей развивающий   характер,   а   также   педагогическое   сопровождение   его   учебной   деятельности   (заинтересованное наблюдения, консультирование, личное участие, поощрение самостоятельности) Основные виды деятельности обучающихся подробно прописаны в календарно­тематическом плане. Программа   предусматривает   развитие   личности   посредством   достижения   школьниками   «воспитательных результатов» и «воспитательных эффектов». Образовательный результат ориентирован на достижение всех трех уровней результатов внеурочной деятельности:  Школьники   приобретают   опыт   социальных   знаний   о   реальных   событиях,   с   которыми   сталкивается   человек   в повседневной жизни и практической деятельности.  У   школьника   формируется   позитивное   отношение   к   базовым   ценностям   общества   –   человек,   семья,   природа, знания, труд, культура.  Каждый школьник приобретает опыт самостоятельного социального действия: взаимодействие друг с другом, с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. Образовательный эффект достигается за счет приобретения практических знаний и опыта практических действий, способствующих развитию личности школьника, формированию его компетентности, идентичности.  Реализация программы предусматривает динамику становления и развития интересов обучающихся от увлеченности до компетентного социального и профессионального самоопределения.  Форма организации: кружок для учащихся 8 классов. Занятия проводятся 2 ч в неделю в течение года. Всего – 68 ч. Подготовка к занятию предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т. д. Источником нужной информации могут быть и взрослые: родители, увлеченные люди, а также старшие учащиеся. Сроки реализации программы: 1 год. Особенности возрастной группы детей. Программа учитывает возрастные особенности восьмиклассников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая усиливает умственную работу. С этой целью в занятия включены подвижные математические игры, физкультминутки, предусмотрено передвижение по классу в ходе выполнения математических заданий и участия в игровых ситуациях. Планируемые результаты освоения программы курса  УУД  Формируемые умения Средства формирования е  Мотивация к обучению ы н т с о н ч и л  Самоорганизация и саморазвитие  Познавательные умения  Умений самостоятельно конструировать свои знания,  ориентироваться в информационном пространстве  Умения и навыки практических действий для  o Организация познавательной деятельности o Организация парной, групповой, коллективной  творческой деятельности o Организация практической деятельности с  использованием оборудования и подручных  средств решения практических задач Метапредметные результаты Определять цель деятельности на уроке самостоятельно  o подведение к формулировке цели через зону  и с помощью учителя. Совместно с учителем обнаруживать и формулировать  учебную проблему. Планировать учебную деятельность на уроке и  последовательность выполнения действий. Высказывать свои версии и предлагать способы их  проверки (на основе продуктивных заданий). Работая по предложенному плану, использовать  необходимые средства (справочные пособия,  инструменты, подручные средства). Определять успешность выполнения своего задания. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в  е ы н в и т я л у г е р ближайшего развития o планирование действий для выполнения учебной  задачи, распределение функций или ролей внутри  группы, коллектива при содействии учителя o внесение дополнений и корректив в план действий  в случае отклонения от ожидаемого результата o прогнозирование результата деятельности o самоконтроль, взаимоконтроль, контроль со  стороны учителя o оценка результатов деятельности и побуждение к  преодолению затруднений новом учебном материале в сотрудничестве с  учителем; Планировать свои действия в соответствии с  поставленной задачей и условиями ее реализации Осуществлять итоговый и пошаговый контроль  результатов е   навыки решения проблем творческого и поискового  ы н ь л е т а в а н з о п характера,   навыки поиска, анализа, интерпретации и  конструирования информации.  навыки выбора наиболее эффективных способов  действий o в сотрудничестве с учителем ставить новые  учебные задачи; o преобразовывать практическую задачу в  познавательную; o проявлять познавательную инициативу в учебном  сотрудничестве  o обеспечить расширение границ поиска информации  умение выполнять различные роли в группе (лидера,  исполнителя, критика).  умение координировать свои усилия с усилиями  других.  формулировать собственное мнение и позицию;  договариваться и приходить к общему решению в  совместной деятельности  допускать возможность существования у людей  различных точек зрения, в том числе не совпадающих с  его собственной, и ориентироваться на позицию  партнера в общении и взаимодействии;  стремиться к координации различных позиций в  сотрудничестве  умение с достаточной полнотой и точностью  выражать свои мысли е ы н в и т а к и н у м м о к o учитывать разные мнения и интересы и  обосновывать собственную позицию; o понимать относительность мнений и подходов к  решению проблемы; o аргументировать свою позицию и координировать  ее с позициями партнеров в сотрудничестве при  выработке общего решения в совместной  деятельности o продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников o достаточно точно, последовательно и полно  передавать партнеру необходимую информацию как  ориентир для построения действия o инициативное сотрудничество в поиске и сборе  информации o защита проектов проводится в процессе практико-исследовательских работ, опросов, выполнения домашних заданий (выполнение на добровольных условиях, т.е. по желанию и в зависимости от наличия свободного времени) и письменных работ. Вводный контроль осуществляется в виде тестирования, чтобы выяснить уровень знаний учащихся и иметь возможность откорректировать распределение учебных часов в курсе. Текущий контроль проводится на практико-исследовательских работах, по итогам выполнения письменных работ. Система оценки освоения программы Важен контроль за изменением познавательных интересов воспитанников, в связи с чем на разных этапах обучения производятся индивидуальные беседы. Итоговый контроль осуществляется на олимпиадах, математических праздниках, занятиях- исследованиях, при выполнении письменных рефератов на выбранную тему, в виде индивидуальных исследовательских работ (проектов). СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Краткая характеристика модулей программы Модуль 1 «Математика в быту» построен на основе идеи «образовательного маршрута», в основе которого лежит  познание использования математических правил и закономерностей в повседневной жизни. Цель занятий со школьниками состоит в формировании навыков решения практических вопросов, связанных с  применением математических знаний. При этом предполагается решение следующих задач:  сформировать   представления   о   практических   вопросах,   связанных   с   повседневной   жизнью   человека   и способах их решения;  развивать   познавательную   и   творческую   активность   учащихся   в   процессе   решения   практических   задач, навыки публичных выступлений;  воспитывать интерес учащихся к учебно­исследовательской деятельности. В основе замысла программы лежит идея погружения учащихся в решение бытовых проблем, поиска рациональных  подходов их решения, изучение опыта решения рассматриваемых вопросов в ходе совместной деятельности всех  участников образовательного процесса (школьников, учителей, родителей). Содержание программы построено как «маршрут познания бытовых проблем взрослых» с элементами учебного  исследования. Освоение программы предусматривает ознакомление со способами решения таких вопросов, как выбор и  расстановка мебели в комнате, выбор материалов для ремонта комнаты, произведение замеров и расчет стоимости  ремонта, обсуждение вопросов конструктивного подхода к расходованию денежных средств, в том числе о способах  экономии природных и материальных ресурсов, исследование вопроса существенных и незначительных расходов во время коллективных мероприятий, отдыха, роли математики в самоорганизации школьника. Содержание учебных занятий предусматривает использование оборудования для практических и лабораторных  работ, актуализацию необходимых математических знаний, постановку проблем, поиск решения проблем, решения математических задач, в том числе с использованием математического моделирования данных, выбор темы для  проведения учебного исследования (индивидуально или в группах), консультирование и защиту проведенных  исследований. Подведение итогов деятельности обучающихся по теме можно провести в форме фестиваля с представлением  учебных проектов. Модуль 2 «Математика в профессии» построен на идеи погружения в деятельность человека определенной  профессии и установления связи этой деятельности с математическими знаниями. Цель занятий состоит в том, чтобы обучающиеся получили опыт практического применения математических  знаний и умений, определили для себя уровень привлекательности отдельных профессий, получили возможность  ориентации в сферах будущей профессиональной деятельности. Задачи:   расширить и углубить знания об отдельных аспектах профессиональной деятельности человека;  обозначить конкретные математические знания, которых наиболее значимы для человека;   сформировать умения выполнять простейшие должностные функции бухгалтера, мастера производства,  продавца, тренера;  исследовать вопрос о необходимости математических знаний для художника, дизайнера, строителя,  менеджера. Учащиеся решают математические задачи, связанные с профессиональной деятельностью человека, практические  задачи, связанные с функциональными обязанностями отдельных профессий.  Рассматриваемые задачи можно дополнить задачами реальной математики из банка задач по подготовке к ОГЭ и  ЕГЭ. Формулируемые проблемы следует связать с рассмотрением реальных материалов, используемых в  профессиональной деятельности. Подведение итогов деятельности обучающихся по данной теме можно провести в форме конкурса эссе по теме:  «Моя будущая профессия». Модуль 3 «Математика в бизнесе» знакомит школьников с отдельными экономическими понятиями,  математическими закономерностями, особенностями построения бизнеса. Цель занятий состоит в том, чтобы сформировать у школьников основы знаний о таких понятиях, как рынок,  конкуренция, издержки производства, доход, инвестиционные фонды и др. Задачи:  сформировать у школьников представление о бизнесе, как о системе воспроизводства капитала;  ориентировать школьников на приобретение математических знаний, необходимых для предпринимательской деятельности. Содержание программы состоит из трех основных блоков: информационный, формирующий умения и деловая игра. Информационный блок предусматривает ознакомление с основными экономическими понятиями через систему  докладов, сообщений, обсуждений, установления причинно­следственных связей, составления кластеров и т.п. Блок, формирующий умения, предусматривает приобретение умений решать практические задачи. Третий блок ориентирован на возможность применения приобретенных знаний и умений в ходе деловой игры,  организуемой учителем. Модуль 4 «Математика и общество» ориентирует обучающихся на освоение экономических понятий и связанных с ними математических понятий, правил и закономерностей, необходимых каждому гражданину. Цель занятий состоит в том, чтобы обучающиеся получили опыт практического применения математических  знаний и умений в ситуациях, с которыми сталкивается каждый человек, осознали потребность в этих знаниях для  успешной социализации и интеграции в экономическое пространство общества. Задачи:   сформировать представление о таких правовых понятиях как штраф и штрафные санкции, о видах штрафов и их размерах;  научить производить вычисления, связанные со скидками в торговле, наценками и распродажами;  раскрыть содержание понятия «Тариф», рассмотреть вопросы о том, где человек сталкивается с тарифами, как производятся расчеты с использованием тарифов;  обеспечить воспитание гражданской сознательности в ходе ознакомления с такими явлениями гражданского общества   как   «Перепить   населения»,   «Референдум»,   «Голосование»   и   решения   задач,   связанными   с   этими понятиями. Учащиеся получают некоторые сведения о понятиях из области права, экономики и юриспруденции. Решение задач,  связанных с этими понятиями убедит школьников в том, что математические знания имеют значение и для гуманитарных  сфер деятельности человека.  Данный модуль не предусматривает написания проектов, но призван формировать у учащихся умения добывать и  перерабатывать информацию, в том числе и в открытом информационном пространстве. На занятиях предусмотрено  прослушивание докладов, сообщений, составление кластеров и синквейнов.  Модуль 5 «Математика в природе» построен на основе идеи «исследовательского образовательного маршрута», в  основе которого лежит познание использования математических правил и закономерностей в природе. Цель занятий состоит в том, чтобы исследовать математические закономерности, наблюдаемые в живой природе. Важной задачей модуля является формирование у школьников умений работать с информацией: находить ее в  разных источниках, перерабатывать, интерпретировать, сохранять и передавать. Способствуя интеграции естественнонаучных и математических знаний, данный модуль подводит учащихся к  пониманию неограниченности человеческого познания, возможности изучения свойств хорошо знакомых объектов с  различных позиций. Приводимое в модуле содержание может быть изменено или дополнено в соответствии с запросами и пожеланиями  школьников. Подведение итогов деятельности обучающихся по теме можно провести в форме отчетной конференции, на которой  следует подвести итоги темы и всего курса, отметить достижения учащихся, провести награждение. № 2 3 4 5 6 Кому и зачем нужна математика? 1. 2. Математика в быту кому и зачем нужна математика Математика в профессии Математика в бизнесе Математика и общество Математика в природе Отчетная конференция УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Теория Название темы Практика Общее количество часов 2 18 20 6 8 12 2 2 8 8 4 10 12 6 8 8 2 Итого: 68 22 46 Основное содержание МОДУЛЬ 1. Математика в быту. Кому и зачем нужна математика? С чего начинается математика в жизни школьника, взрослого человека, семьи. В  какой профессии математика не нужна? Что развивает математика? Решение задач на смекалку. Разметка участка на местности. Какие знания помогут осуществить разметку. Какое необходимо оборудование.  Расчет площади и периметра участка. Расчет стоимости ограждения участка. Меблировка комнаты. Какая мебель нужна на кухне, в спальне, в холле, в гостиной? Как расставить мебель в  комнате? Практическая работа с моделями. Расчет стоимости ремонта комнаты. Ремонт классной комнаты. Выбор материалов для ремонта. Замеры на  местности. Расчет количества расходных материалов. Расчет стоимости ремонта. Домашняя бухгалтерия. Из чего состоит бюджет? Статьи расходов семьи. Зачем нужны сбережения? Бюджет семьи с низким уровнем дохода и семьи с высоким уровнем дохода: составление таблицы расходов и доходов. Бюджет  школьника: составление таблицы расходов и доходов. Сколько стоит семейный отдых? Виды отдыха семьей. Расчеты  затрат на отдых. Зачем нужно просчитывать расходы? Практическое применение составленных таблиц. Сколько стоит электричество? На что тратит электричество семья. Как можно экономить электричество? За какой  срок окупаются расходы на энергосберегающую лампу? Сколько можно сэкономить на двух тарифном счетчике? Решение практических задач. Математика и режим дня. Зачем нужен режим дня? Поможет ли математика составить режим дня? Когда и сколько  нужно отдыхать? Компьютер в жизни школьника: польза или вред? Чередование видов деятельности школьника. Сколько  нужно выполнять домашнее задание? Сколько школьник учится и сколько отдыхает? Сколько родители работают и  сколько отдыхают? Как отдохнуть от учебной деятельности? Составление режима дня по всем правилам. МОДУЛЬ 2. Математика в профессии. Из чего складывается заработная плата? Кто начисляет зарплату? Из чего складывается зарплата учителя? Как  оплачивается отпуск? Как оценить работу школьника, студента? Решение практических задач. Что такое отчет? Кто и для чего составляет отчеты? Для чего сводят дебет и кредит? Математика и статистика.  Математическое моделирование отчетов. Решение практических задач. Математика в пищевой промышленности. Что считает мастер пищевого производства? Последствия ошибки в  просчетах. Решение практических задач. Математика в медицине. Зачем математика врачу? Фармацевту? Лаборанту? Стандартный вид числа в лабораторных  исследованиях. Как просчитать дозу лекарства? Решение практических задач. Математика в промышленном производстве. Как используется математика в производстве автомобилей? Зачем  нужен план производства? Выполнение задания сверх плана. Решение практических задач. Математика в сфере обслуживания. Группы профессий сферы обслуживания. Профессии работников торговли и  сферы бытовых услуг. Кому и как помогает математика. Заказ товаров на реализацию в торговой сети, заказ пошива  школьной формы для класса. Математика в спорте. Как может помочь математика достигнуть хороших результатов в спорте? Решение  комбинаторных задач. Математика и искусство. Как математические знания нужны художнику? Кем был Леонардо да Винчи – художником или конструктором? Какие математические знания помогут изобразить объект? Практическое занятие. МОДУЛЬ 3. Математика в бизнесе. Экономика бизнеса. Покупатель и продавец. Издержки, стоимость, цена. Спрос и предложение. Цепочка образования стоимости товара. Доход и прибыль. Рентабельность бизнеса. Составление кластера из рассмотренных понятий. Оплата  услуг и издержки производства. Решение практических задач. Цена товара. Наценки и скидки. Решение практических задач.  Деловая игра «Юные бизнесмены» МОДУЛЬ 4. Математика в обществе. Штрафы и налоги. Как и за что начисляются штрафы? Штрафы для юридических лиц и для физических лиц. Как  избежать штрафов? Пени. Сколько стоит не платить штраф? Решение практических задач. Распродажи. Когда и где бывают распродажи? Кому выгодны распродажи? Повышение и снижение цены на товар?  Решение практических задач. Тарифы. Что такое тариф? Где встречаются тарифы? Тарифы на цены и услуги. Коммунальные платежи. Решение  практических задач. Голосование. Референдумы. Перепись населения. Гражданская позиция каждого. Обязательно ли участие в выборах  и референдумах? Может ли зависеть судьба страны от позиции ее гражданина? Роль личности в истории. Решение  практических задач. МОДУЛЬ 5. Математика в природе. Что и как экономят пчелы? Правильные многоугольники. Правильный шестиугольник для пчел. (урок­исследование) «Золотое сечение» в живой и в неживой природе. Что такое «золотое сечение»? Золотое сечение вокруг нас. Золотое  сечение в архитектуре города Ульяновска. Практическая работа. Какова высота дерева? Какие математические знания помогут вычислить высоту дерева? Вычисление высоты дерева  или иного объекта на местности (творческая лабораторная работа) Симметрия вокруг нас. Виды симметрии. Примеры видов симметрии в природе. Решение практических задач. КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п Название разделов и тем Форма проведения УУД Дата По плану По факту 1­2 Кому и зачем нужна  математика? ­ знакомятся с презентацией по теме 03.09 ­ творческая работа в группах: поиск ответа на вопросы как используется математика в  быту, кем и как используется математика в  профессии, как помогает математика  бизнесмену, встречаются ли математические понятия и закономерности в природе,  ­ решение заданий на смекалку группами в  форме соревнования 3­4 Разметка участка на  ­ беседа в форме фронтальной работы 10.09 местности 5­6 Меблировка комнаты (практическая  работа) 7­8 Расчет стоимости  ремонта комнаты  (лабораторная  работа) ­ лабораторная работа: осуществить  разметку участка на местности, провести  расчет площади и периметра участка,  стоимости ограждения участка ­ представление расчетов в форме защиты  проекта 17.09 24.09 ­ творческая работа в группах по выбору  комнаты дома и интерьера для комнаты по  подготовленному прайс­листу (прайс­лист  готовит учитель как образец для  дальнейшего выполнения подобных  заданий учащимися) ­ моделирование мебели на клетчатой  бумаге  – моделирование обстановки комнаты на ее  схеме ­ коллективная работа, направленная на  осмысление потребностей для  осуществления виртуального ремонта  комнаты, распределение обязанностей по  подготовке к виртуальному ремонту ­ произведение необходимых замеров на  местности, просчетов потребностей в  материалах для ремонта 9­10 Домашняя  бухгалтерия. Бюджет семьи. Сколько стоит отдохнуть? 11­12 Сколько стоит  электричество? ­ знакомятся с презентацией по теме 01.10 ­ обсуждение с родителями потребностей  семьи и затрат на эти потребности  (домашнее задание к уроку) ­ творческая работа в группах по  составлению таблицы доходов и расходов  школьника и семей с различным уровнем  дохода ­ организованное обсуждение видов отдыха  всей семьей ­ творческая работа в группах по интересам, результатом которой станет мини­проект  (необходим доступ к информационным  ресурсам) ­ подготовка сообщений о различных видах  ламп и их технических характеристиках  (домашняя подготовка) 08.10 ­ развитие навыков решения практических  задач – воспитание рационального подхода  к вопросам энергосбережения 13­14 Математика и режим  дня ­ обсуждение вопросов, связанных с  режимом дня 15.10 ­ решение практических задач, связанных с  затратами времени на труд и отдых  школьника, родителей 15­16 Урок­консультация 17­18 Урок­консультация 19­20 Защита учебных  проектов  21­22 Из чего складывается заработная плата 23­24 Что такое отчет? ­ мини­проект по составлению для себя  режима дня на один день или на неделю  ­ задают вопросы, возникшие в ходе  выполнения или оформления проектов ­ задают вопросы, возникшие в ходе  выполнения или оформления проектов ­ представляют проекты ­ просмотр презентации по теме ­ знакомятся с правилами начисления  зарплаты учителя ­ работают в творческих группах по  решению практических задач  ­ обсуждение вопросов, связанных с  понятиями «отчет» и «математическая  модель» под руководством учителя ­решают практические задачи, связанные с  отчетностью профессии учителя (отчет по  качеству выполнения контрольной работы  классом и моделирования результатов), с  чтением графиков и диаграмм. 22.10 29.10 12.11 19.11 26.11 25­26 Математика в  пищевой  промышленности ­ осознают необходимость математических  знаний в профессии мастера в пищевом  производстве 03.12 27­28 Математика в  медицине 29­30 Математика в  промышленном  производстве 31­32 Математика в сфере  обслуживания. 33­34 Математика в спорте 35­36 Математика и  искусство ­ осознают необходимость математических  знаний в профессиях врача, фармацевта,  лаборанта 10.12 ­ развивают умения решать задачи на части  и проценты, приобретают навыки прочтения результатов обследования и представления  чисел в стандартном виде ­ осознают необходимость математических  знаний  17.12 ­ развивают умения решать задачи на  производительность труда ­ осознают необходимость математических  знаний  24.12 ­ развивают умения решать задачи на  округление по недостатку или по избытку ­ осознают необходимость математических  знаний  14.01 ­ развивают умения решать практические и  комбинаторные задачи ­ слушают сообщение о Леонардо да Винчи  (домашняя подготовка) 21.01 ­ просмотр презентации по теме 37­38 39­40 Место математики в  моей профессии Представление эссе  по теме «Моя  будущая профессия»  41­42 Экономика бизнеса. 43­44 Цена товара. Наценки и скидки. 45­46 Деловая игра. 47­48 Штрафы и налоги ­ формирование умения применения  математических закономерностей в  изображении объектов ­ пишут эссе ­ представляют свои эссе ­ просмотр презентация, раскрывающая  понятие «Бизнес» и иных понятий,  связанных с бизнесом ­ решение задач практического характера с  последующим осмыслением результатов,  рассмотрение разных способов решения  одной задачи ­ разбиваются на команды и соревнуются в  ходе выполнения заданий ­ просмотр презентации, раскрывающей  понятия «Штраф» и «Пени», ­ обсуждение действий, приводящих  назначению штрафов и пени, и действий им  противостоящих ­ решение практических задач на проценты 28.01 04.02 11.02 18.02 04.03 11.03 49­50 Распродажи  ­ осознают значение распродаж для  18.03 51­52 Тарифы  53­54 Голосование 55­56 Зачет по теме  «Математика в  обществе» 57­58 Что и как экономят  пчелы? экономии семейного бюджета ­ развивают навыки решения задач на  проценты ­ осознают понятие «Тариф» и знакомятся  со сферами, в которых используется  понятие 01.04 ­ решают задачи практического содержания ­ заслушивают сообщения по темам  «Голосование», «Перепись населения»,  «Референдум», задают вопросы, осмысляют  их значения для жизни общества 08.04 15.04 22.04 ­ решают задачи практического содержания ­ Решают на зачет задачи практического  содержания ­ просмотр презентации по теме  «Правильные многоугольники» ­ практическая деятельность с моделями  многоугольников на исследование  возможности покрыть поверхность  правильными многоугольниками и вопроса  экономии расходных материалов ­ анализ результатов и практическое  значение проведенного исследования 59­60 Какова высота  дерева?  (лабораторная  работа) 61­62 «Золотое сечение» в  живой и в неживой  природе 63­64 Симметрия вокруг  нас 65­66 Урок ­консультация 67­68 Отчетная  конференция  ­ беседа в форме фронтальной работа 29.04 ­ лабораторная работа: осуществить замеры  и произвести расчет высоты дерева на  местности ­ представление расчетов в форме защиты  проекта ­ представляют учебные проекты 06.05 ­ ознакомление с проектом Свиязовой Ольги «Золотое сечение в архитектуре города  Ульяновска» ­ выполняют практическое задание на  исследование наличия золотого сечения у  объекта ­ представляют учебные проекты 13.05 ­ решают практические задачи с  использованием известных правил и  закономерностей, связанных с симметрией ­ доработка проектов для представления на  итоговой конференции ­ защищают учебные проекты 20.05 27.05 Ожидаемые результаты реализации программы В результате прохождения программы школьники научатся:  Находить   необходимую   информацию   в   информационных   источниках   и   в   открытом   информационном пространстве  Создавать презентации;  Распознавать математические понятия и применять их при решении задач практического характера;  Решать   простейшие   комбинаторные   задачи   путём   осмысления   их   практического   значения   и   с   применением известных правил;  Применять некоторые приёмы быстрых решений практических задач;  Применять полученные знания для моделирования практических ситуаций;  Применять полученные знания, умения и навыки на уроках математики, на итоговой аттестации в дальнейшей практической деятельности. Поиск   решения поставленных учебных задач, решения предложенных практических задач и написания учебных проектов обеспечивает формирование у школьников способности к:  Целеполаганию (поставка и удержание цели);  Планированию деятельности (составление плана действий, которые приведут к необходимому результату);  Моделированию (представление способа деятельности через использование моделей, представление результата с  помощью математической моделей);  Проявление инициативы в поиске способа (способов) решения задач;  Рефлексированию (видение проблемы; анализ результата деятельности – почему получилось (не получилось),  видение своих трудностей, своих ошибок;  Организации коммуникативной деятельности в рамках деятельности пары, группы, коллектива (распределение  обязанностей, взаимодействие при решении задач, отстаивание своей позиции, принятие или аргументированное  отклонение других точек зрения). Программа обеспечивает возможность школьниками достичь следующих предметных результатов:  Получение представлений об основных изучаемых понятиях, как важнейших математических моделях,  позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;  Овладение навыками инструментальных вычислений;  Овладение приемами решения практических задач;  Овладение геометрическим языком, умением использовать его для описания предметов окружающего мира,  развитие пространственных представлений, приобретение навыков практических измерений   Овладение знаниями об экономических и гражданско­правовых понятиях Освоение программы дает возможность обучающимся достичь следующих результатов развития:  В личностном направлении: 1. Умение ясно и грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи,  выстраивать аргументацию, приводить примеры 2. Умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта 3. Представление о математической науке как о сфере человеческой деятельности 4. Креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач 5. Умение контролировать процесс и результат деятельности 6. Способность к эмоциональному восприятию математических объектов, моделей, задач, решений, рассуждений  В метапредметном направлении: 1. Первоначальные представления об идеях и методах математики как об универсальном языке науки и практики, о  средстве моделирования явлений и процессов 2. Умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации, в окружающей жизни 3. Умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения проблем и представлять ее в  понятной форме 4. Умение понимать и использовать математические модели для иллюстрации, интерпретации, аргументации 5. Умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки 6. Умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач 7. Умение самостоятельно ставить цели, выбирать и находить способы решения учебных и практических проблем 8. Умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера  Содержание программы обеспечивает межпредметные связи:   с уроками информатики: поиск информации в Интернете, создание презентаций;   с уроками русского языка: грамотное оформление своего проекта, написание эссе.  С уроками черчения: изображение объекта.  С уроками экономики: использование экономических понятий в решении учебных и практических задач.  С уроками права и обществознания: использование понятий и правовых норм, законодательных актов в решении учебных и практических задач. ИНФОРМАЦИОННО­МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Используемая литература: 1. Д.В.Григорьева, П.П.Степанова. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. – М:  Просвещение, 2014 г. 2. Примерные программы по учебным предметам. Математика. 5­9 класс. – М: Просвещение, 2010 г. 3. В.Горский. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное общее образование. – М:  Просвещение, 2014 г. Дополнительная литература: 1. Н. Криволапова. Внеурочная деятельность. Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся. 5­8 классы. – М: Просвещение, 2013 г. 2. Ю.Баранова, А.Кисляков и др. Моделируем внеурочную деятельность обучающихся. Методические рекомендации. М: Просвещение, 2014 г. 3. А.Макеева. Внеурочная деятельность. Формирование культуры здоровья. 7­8 классы. – М: Просвещение, 2013 г. 4. С.Третьякова,   А.Иванов   и   др.   Сборник   программ.   Исследовательская   и   проектная   деятельность.   Социальная деятельность.   Профессиональная   ориентация.   Здоровый   и   безопасный   образ   жизни.   Основная   школа.   –   М: Просвещение, 2014 г. 5. Энциклопедия для детей. Т. 11. Математика / Глав. ред. М.Д.Аксенова; метод. и отв. ред. В.А.Володин. – М.: Авантаж, 2003. – 688с. 6. Энциклопедия для детей. Том 11. Математика. ­ М: Аванта +, 1998 г. 7. Энциклопедия для детей. Том 34. Выбор профессии. ­ М: Мир энциклопедий Аванта + Астрель, 2009 г. 8. Энциклопедия для детей. Том 26. Бизнес. ­ М: Мир энциклопедий Аванта + Астрель, 2008 г. 9. Энциклопедия для детей. Том 21. Общество. Часть 1. Экономика и политика ­ М: Мир энциклопедий Аванта + Астрель, 2008 г. Электронные образовательные ресурсы: 1. Ковалева Г.С., Красноярская К.А. Примеры заданий по математике. Центр оценка качества образования ИСМО РАО, 2006. 2. РАО Институт содержания и методов обучения. Цент  оценки  качества  образования. IEA Trends in Interrnational Mathematics and Science Study TIMSS.  8 класс. Тетрадь для учащихся. 3. Детская энциклопедия «Хочу все знать» 4. Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия. 5. Большая советская энциклопедия.

Программа курса внеурочной деятельности «Математика – часть нашей жизни» (общеинтеллектуальное направление) 8 класс

Программа курса  внеурочной деятельности «Математика – часть нашей жизни» (общеинтеллектуальное направление) 8 класс

Программа курса внеурочной деятельности «Математика – часть нашей жизни» (общеинтеллектуальное направление) 8 класс

Программа курса  внеурочной деятельности «Математика – часть нашей жизни» (общеинтеллектуальное направление) 8 класс

Программа курса внеурочной деятельности «Математика – часть нашей жизни» (общеинтеллектуальное направление) 8 класс

Программа курса  внеурочной деятельности «Математика – часть нашей жизни» (общеинтеллектуальное направление) 8 класс

Программа курса внеурочной деятельности «Математика – часть нашей жизни» (общеинтеллектуальное направление) 8 класс

Программа курса  внеурочной деятельности «Математика – часть нашей жизни» (общеинтеллектуальное направление) 8 класс

Программа курса внеурочной деятельности «Математика – часть нашей жизни» (общеинтеллектуальное направление) 8 класс

Программа курса  внеурочной деятельности «Математика – часть нашей жизни» (общеинтеллектуальное направление) 8 класс

Программа курса внеурочной деятельности «Математика – часть нашей жизни» (общеинтеллектуальное направление) 8 класс

Программа курса  внеурочной деятельности «Математика – часть нашей жизни» (общеинтеллектуальное направление) 8 класс

Программа курса внеурочной деятельности «Математика – часть нашей жизни» (общеинтеллектуальное направление) 8 класс

Программа курса  внеурочной деятельности «Математика – часть нашей жизни» (общеинтеллектуальное направление) 8 класс

Программа курса внеурочной деятельности «Математика – часть нашей жизни» (общеинтеллектуальное направление) 8 класс

Программа курса  внеурочной деятельности «Математика – часть нашей жизни» (общеинтеллектуальное направление) 8 класс

Программа курса внеурочной деятельности «Математика – часть нашей жизни» (общеинтеллектуальное направление) 8 класс

Программа курса  внеурочной деятельности «Математика – часть нашей жизни» (общеинтеллектуальное направление) 8 класс

Программа курса внеурочной деятельности «Математика – часть нашей жизни» (общеинтеллектуальное направление) 8 класс

Программа курса  внеурочной деятельности «Математика – часть нашей жизни» (общеинтеллектуальное направление) 8 класс

Программа курса внеурочной деятельности «Математика – часть нашей жизни» (общеинтеллектуальное направление) 8 класс

Программа курса  внеурочной деятельности «Математика – часть нашей жизни» (общеинтеллектуальное направление) 8 класс

Программа курса внеурочной деятельности «Математика – часть нашей жизни» (общеинтеллектуальное направление) 8 класс

Программа курса  внеурочной деятельности «Математика – часть нашей жизни» (общеинтеллектуальное направление) 8 класс

Программа курса внеурочной деятельности «Математика – часть нашей жизни» (общеинтеллектуальное направление) 8 класс

Программа курса  внеурочной деятельности «Математика – часть нашей жизни» (общеинтеллектуальное направление) 8 класс

Программа курса внеурочной деятельности «Математика – часть нашей жизни» (общеинтеллектуальное направление) 8 класс

Программа курса  внеурочной деятельности «Математика – часть нашей жизни» (общеинтеллектуальное направление) 8 класс

Программа курса внеурочной деятельности «Математика – часть нашей жизни» (общеинтеллектуальное направление) 8 класс

Программа курса  внеурочной деятельности «Математика – часть нашей жизни» (общеинтеллектуальное направление) 8 класс

Программа курса внеурочной деятельности «Математика – часть нашей жизни» (общеинтеллектуальное направление) 8 класс

Программа курса  внеурочной деятельности «Математика – часть нашей жизни» (общеинтеллектуальное направление) 8 класс

Программа курса внеурочной деятельности «Математика – часть нашей жизни» (общеинтеллектуальное направление) 8 класс

Программа курса  внеурочной деятельности «Математика – часть нашей жизни» (общеинтеллектуальное направление) 8 класс

Программа курса внеурочной деятельности «Математика – часть нашей жизни» (общеинтеллектуальное направление) 8 класс

Программа курса  внеурочной деятельности «Математика – часть нашей жизни» (общеинтеллектуальное направление) 8 класс

Программа курса внеурочной деятельности «Математика – часть нашей жизни» (общеинтеллектуальное направление) 8 класс

Программа курса  внеурочной деятельности «Математика – часть нашей жизни» (общеинтеллектуальное направление) 8 класс

Программа курса внеурочной деятельности «Математика – часть нашей жизни» (общеинтеллектуальное направление) 8 класс

Программа курса  внеурочной деятельности «Математика – часть нашей жизни» (общеинтеллектуальное направление) 8 класс

Программа курса внеурочной деятельности «Математика – часть нашей жизни» (общеинтеллектуальное направление) 8 класс

Программа курса  внеурочной деятельности «Математика – часть нашей жизни» (общеинтеллектуальное направление) 8 класс

Программа курса внеурочной деятельности «Математика – часть нашей жизни» (общеинтеллектуальное направление) 8 класс

Программа курса  внеурочной деятельности «Математика – часть нашей жизни» (общеинтеллектуальное направление) 8 класс

Программа курса внеурочной деятельности «Математика – часть нашей жизни» (общеинтеллектуальное направление) 8 класс

Программа курса  внеурочной деятельности «Математика – часть нашей жизни» (общеинтеллектуальное направление) 8 класс

Программа курса внеурочной деятельности «Математика – часть нашей жизни» (общеинтеллектуальное направление) 8 класс

Программа курса  внеурочной деятельности «Математика – часть нашей жизни» (общеинтеллектуальное направление) 8 класс

Программа курса внеурочной деятельности «Математика – часть нашей жизни» (общеинтеллектуальное направление) 8 класс

Программа курса  внеурочной деятельности «Математика – часть нашей жизни» (общеинтеллектуальное направление) 8 класс

Программа курса внеурочной деятельности «Математика – часть нашей жизни» (общеинтеллектуальное направление) 8 класс

Программа курса  внеурочной деятельности «Математика – часть нашей жизни» (общеинтеллектуальное направление) 8 класс

Программа курса внеурочной деятельности «Математика – часть нашей жизни» (общеинтеллектуальное направление) 8 класс

Программа курса  внеурочной деятельности «Математика – часть нашей жизни» (общеинтеллектуальное направление) 8 класс

Программа курса внеурочной деятельности «Математика – часть нашей жизни» (общеинтеллектуальное направление) 8 класс

Программа курса  внеурочной деятельности «Математика – часть нашей жизни» (общеинтеллектуальное направление) 8 класс

Программа курса внеурочной деятельности «Математика – часть нашей жизни» (общеинтеллектуальное направление) 8 класс

Программа курса  внеурочной деятельности «Математика – часть нашей жизни» (общеинтеллектуальное направление) 8 класс

Программа курса внеурочной деятельности «Математика – часть нашей жизни» (общеинтеллектуальное направление) 8 класс

Программа курса  внеурочной деятельности «Математика – часть нашей жизни» (общеинтеллектуальное направление) 8 класс

Программа курса внеурочной деятельности «Математика – часть нашей жизни» (общеинтеллектуальное направление) 8 класс

Программа курса  внеурочной деятельности «Математика – часть нашей жизни» (общеинтеллектуальное направление) 8 класс

Программа курса внеурочной деятельности «Математика – часть нашей жизни» (общеинтеллектуальное направление) 8 класс

Программа курса  внеурочной деятельности «Математика – часть нашей жизни» (общеинтеллектуальное направление) 8 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.09.2018