Программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» (5 класс)

  • Занимательные материалы
  • doc
  • 20.02.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Программа курса рассчитана на учащихся 5 (6) класса и может быть использована как во внеурочной деятельности, так и в дополнительном образовании. В программе представлены: 1. результаты освоения курса, 2. содержание курса, 3. тематическое планирование. Присутствуют различные формы работы и контроля.
Иконка файла материала !!!новая programma_kruzhka - копия.doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 11» г. Калуги               «Рассмотрено»                                                                          «Согласовано» Руководитель методического                                                     Заместитель директора по ВР объединения учителей                                                                 МБОУ «Средняя общеобрава­ МБОУ «Средняя общеобра­                                                       тельная школа №11» г. Калуги зовательная школа №11» г. Калуги __________/ Н.А. Фокина /                                                         _________/ А.Ф. Зеновкина/                                                                                                                         Протокол №______ от «____» __________2017 г.                                                   «____» ____________2017 г. Программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» для учащихся 5 класса Срок реализации: 1 год Составитель: Шумова Е.А.,  учитель математики Калуга, 2017 г.Программа   курса   составлена   на   основе  Федерального   государственного образовательного стандарта общего образования; Примерной программы основного общего образования; Основной образовательной программы образовательного учреждения МБОУ «Средняя   общеобразовательная   школа   №   11»   г.   Калуги   на   2017   –   2018   учебный   год. Программа курса предназначена для учащихся 5­6­х классов во внеурочной деятельности. На изучение программы отводится 1 час в неделю, всего – 34 часа. Курс входит в раздел учебного плана «Внеурочная деятельность», направление «Математика».  Личностные результаты освоения программы кружка 1. Результаты освоения курса У обучающегося будут сформированы:     учебно­познавательный   интерес   к   новому   учебному   материалу   и   способам решения новой частной задачи; умение   адекватно   оценивать   результаты   своей   работы   на   основе   критерия успешности учебной деятельности; понимание причин успеха в учебной деятельности; умение определять границы своего незнания, преодолевать трудности с помощью одноклассников, учителя; представление   об   основных   моральных   нормах,   чувство   справедливости, ответственности. Обучающийся получит возможность для формирования:   выраженной устойчивой учебно­познавательной мотивации учения; устойчивого учебно­познавательного интереса к новым общим способам решения заданий проблемного и эвристического характера; адекватного   понимания   причин   успешности/неуспешности   учебной деятельности; осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им. развития   внимательности,   настойчивости,   целеустремленности,   умения преодолевать   трудности   –   качеств   весьма   важных   в   практической деятельности любого человека; развития самостоятельности суждений и нестандартности мышления. Метапредметные результаты Регулятивные универсальные учебные действия У обучающегося будут сформированы компетенции: принимать и сохранять учебную задачу;      2        планировать   этапы   решения   задачи,   определять   последовательность   учебных действий в соответствии с поставленной задачей; осуществлять   пошаговый   и   итоговый   контроль   по   результату   под   руководством учителя; анализировать ошибки и определять пути их преодоления; различать способы и результат действия; адекватно воспринимать оценку сверстников и учителя. Обучающийся получит возможность для формирования:  прогнозирования   результатов   своих   действий   на   основе   анализа   учебной ситуации; проявления познавательной инициативы и самостоятельности; самостоятельного адекватного оценивания правильности выполнения действий и внесения необходимых корректив по ходу решения учебной задачи. Познавательные универсальные учебные действия анализировать информацию, выбирать рациональный способ решения задачи; осуществлять синтез как составление целого из частей; выделять в тексте задания основную и второстепенную информацию; Обучающийся научится:     формулировать проблему;  устанавливать причинно­следственные отношения между изучаемыми понятиями и явлениями. Обучающийся получит возможность научиться:      строить индуктивные и дедуктивные рассуждения по аналогии; сравнивать разные приемы действий и выбирать рациональный способ на основе анализа различных вариантов решения задачи; строить   логическое   рассуждение,   включающее   установление   причинно­следственных связей; анализировать   текст   задачи:   ориентироваться   в   тексте,   выделять   условие   и   вопрос, данные и искомые числа (величины); различать обоснованные и необоснованные суждения; преобразовывать практическую задачу в познавательную;    моделировать   в   процессе   совместного   обсуждения   алгоритмы   решения   проблем творческого и поискового характера и использовать их в ходе самостоятельной работы. Коммуникативные универсальные учебные действия Обучающийся научится:   принимать участие в совместной работе коллектива; вести диалог, работая в парах, группах; 3       допускать существование различных точек зрения, уважать чужое мнение; координировать свои действия с действиями партнеров; корректно высказывать свое мнение, обосновывать свою позицию; задавать вопросы для организации собственной и совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль совместных действий; совершенствовать математическую речь; высказывать   суждения,   используя   различные   аналоги   понятия,   слова, словосочетания, уточняющие смысл высказывания. Обучающийся получит возможность для формирования:    критически относиться к своему и чужому мнению; уметь   самостоятельно   и   совместно   планировать   деятельность   и сотрудничество; принимать самостоятельно решения; содействовать разрешению конфликтов, учитывая позиции участников.   Предметные результаты отражены в содержании программы. 2. Содержание курса с указанием форм организации и видов деятельности Основные виды деятельности обучающихся:   участие в олимпиадах разного уровня, международной игре «Кенгуру»; знакомство   и   работа   с   энциклопедиями,   справочной   и   научно­популярной литературой;  мини­проекты (выпуск интерактивных газет и др.);        самостоятельная работа; работа в парах, в группах, коллективная работа; творческие и исследовательские работы; составление загадок, сказок, требующих математического решения; инсценирование задач, загадок; составление   интерактивных   кроссвордов,   ребусов,   докладов,   презентаций   по вопросам курса. Виды игр, используемые на занятиях:         игры на развитие внимания и закрепления терминологии;  игры­тренинги;  игры­конкурсы (с делением на команды);  сюжетные игры на закрепление пройденного материала;  интеллектуально­познавательные игры; интерактивные игры; интеллектуально­творческие игры.  4Способы определения результативности:  Характеристика основных результатов, на которые ориентирована программа:  Конкурсы:  конкурс на лучший математический ребус;  конкурс на лучшую загадку­смекалку;  конкурс на лучшее инсценирование математической задачи;  конкурс на лучшую математическую газету.  Математические викторины, КВНы.  Олимпиады различного уровня.  Выход за пределы аудитории (организация мест демонстрации успешности, участие  в планируемых школой делах и мероприятиях).  Портфель достижений школьника (сертификаты, грамоты, дипломы и др.). В конце учебного года каждый ученик получает сертификат:   об успешном окончании кружка (при условии участия обучающегося в различных  конкурсах, олимпиадах); об окончании работы кружка (при условии посещения 50% занятий).  Данный сертификат помещается в портфолио обучающегося.  Подведение   итогов   реализации   программы   осуществляется  в   виде математического праздника «Восхождение на вершину знаний» (1 ч), где ребята смогут продемонстрировать свои знания по решению различных текстовых задач, представления лучших   кроссвордов,   ребусов,   докладов,   презентаций   по   вопросам   курса   программы; коллективный выпуск математической газеты. Содержание программы История математики. (6 ч). Как возникло слово «математика». Как возникла  геометрия. Рассказы о геометрии. Как математика стала настоящей наукой. Из истории  дробей. Проценты в прошлом и настоящем. Цифры у разных народов. Древнегреческая,  .π  Происхождение математических знаков.  древнеримская и другие нумерации. Число  Новый знак «!» (факториал). Биографическая миниатюра: Мухаммед из Хорезма. Пифагор. Архимед. Леонардо да Винчи. Исаак Ньютон. Евклид. Приемы устного счета (10 ч). Интересный способ умножения («метод решетки»).  Возведение в квадрат чисел, оканчивающихся на 5. Возведение в квадрат трехзначных  чисел, оканчивающихся на 25. Умножение чисел на 5 (50). Умножение на 9, 99, 999.  Умножение двухзначных чисел, близких к 100. Считаем устно. Деление на 5 (50), 25 (250).  Мгновенное умножение. Умножение крестиком. Быстрое сложение и вычитание  натуральных чисел. 5Мир занимательных задач (15 ч). Задачи, допускающие несколько способов  решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом  условия. Последовательность шагов (алгоритм) решения задачи.  Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и  вопроса, данных и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации,  содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы. Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». Принцип  Дирихле и его применение к решению задач. Логические задачи. Матричный способ  решения логических задач. Нестандартные задачи, задачи на смекалку, старинные задачи.  Использование знаково­символических средств для моделирования ситуаций, описанных в  задачах. Решение комбинаторных задач. Решение задач способом перебора. Задачи и  задания по проверке готовых решений, в том числе и неверных. Анализ и оценка готовых  решений задачи, выбор верных решений. Задачи на доказательство, например найти  цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование  выполняемых и выполненных действий.  «Это было в старину» (2 ч). Денежная система русского народа. Меры длины,  площади. Меры веса (массы) и объема сыпучих и жидких материалов. Мы живем в мире больших чисел (1 ч). Миллион, миллиард (биллион), триллион,  квадриллион, квинтиллион, секстиллион, октиллион, нониллион, дециллион. 3. Тематическое планирование № п/п  занят ия 1­6 1. Содержание Виды деятельности История математики (6 ч) Вводное занятие «Математика – царица наук». Беседа;  работа с энциклопедиями   и   6 Форма организации образовательного процесса Теорети­ ческое занятие Практи­ ческое занятие 3,5 1 2,5 ­ Форма контроля создание   на бумаге эскизовЗнакомьтесь: Архимед! справочной литературой 2 3 4 5 6   возникла Как геометрия. Биографическая миниатюра:   Пифагор, Евклид. История дробей. Биографическая миниатюра: Мухаммед из Хорезма Проценты   в   прошлом и в настоящем. Биографическая миниатюра:   Леонардо да Винчи Как люди научились  считать. Цифры разных  народов. Из истории  интересных чисел. Число  Новый знак«!»  (факториал). .  7­12 Приемы устного  счета (6 ч) Интересные приемы  устного счёта («метод  решетки»). Конкурс  математических  шарад, ребусов,  кроссвордов, загадок,  сказок Возведение в квадрат  чисел,  оканчивающихся на 5. Возведение в квадрат  трехзначных чисел,  оканчивающихся на  25. Умножение на 5 (50).  7 8 9 10 Шуточные вопросы  по геометрии,  рассказы о  геометрии   работа информацией презентации: «Знакомьтесь: Пифагор!» с Решение задач на  проценты. Представление  презентации о  Леонардо да Винчи выполнение заданий презентации   «Как люди   научились считать» устный счёт работа в группах слайдов будущей презентации викторина 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 викторина 0,5 0,5 3 0,5 3 0,5 1 Инсценирован сказок, ие   задач и загадок   устный счёт 0,5 0,5 устный счёт 0,5 0,5 711 12 Деление на 5 (50), 25  (250). Умножение на 9, 99,  999. Быстрое сложение и  вычитание  многозначных чисел. 13­30 Мир занимательных  13 14 15 задач (15 ч) Решение  занимательных задач в стихах. Задачи с неполными  данными, лишними,  нереальными данными. Задачи   с   изменением вопроса. устный счёт устный счёт работа в группах составление   схем, диаграмм Работа   в   группах, инсценирование задач Решение олимпиадных задач. 16 Математический КВН работа в группах Самостоятельная 17 работа; решение   повышенной трудности работа   в   группах «Найди пару» заданий 18 Обратные задачи. 19 Загадки­ смекалки. 20 21 22 23 24 Решение задач  способом перебора Решение  комбинаторных задач Решение ребусов и  логических задач. Практикум «Подумай  и реши». Учимся отгадывать  ребусы. Работа   в   группах; составление загадок, требующих математического решения схематическое изображение задач работа в группах самостоятельная работа самостоятельное решение   задач   с одинаковыми цифрами Работа в группах; составление математических ребусов 8 0,5 0,5 2 0,5 ­ ­ ­ ­ 0,5 0,5 ­ ­ 0,5 0,5 16 1 0,5 1 1 1 1 1 0,5 0,5 1 1 1 Игра­тренинг инсценирован ия   загадок, решение задач конкурс   на лучшее инсценирован ие математическ ой задачи школьная олимпиада познавательна я   игра   «Где твоя пара?» конкурс   на лучшую загадку­ смекалку мини­ олимпиада тест конкурс   на лучший математическ ий ребус0,5 0,5 Игра­тренинг ­ ­ ­ ­ 1 0,5 0,5 0,5 0,5 ­ Мини­проект Математическ ая викторина школьная олимпиада конкурс   на лучший «Решебник» 1 1 1 1 1 1 0,5 Решение кроссворда 0,5 0,5 0,5 1 Решение кроссворда проверочный тест Математическ ий праздник 25 26 27 28 Решение   задач   на доказательство Выпуск  интерактивной  математической  газеты Задачи с  многовариантными  решениями. Решение задач  международной игры  «Кенгуру» 29 Математические  горки. 30 Решение нестандартных задач. Работа   в   парах   по решению задач Работа в группах индивидуальная работа заданий решение   повышенной трудности Составление  сборника числового материала для  составления задач. решение   задач   на установление причинно­ следственных отношений 31­32 31   в   «Это было старину» (2 ч) Старые русские меры.  Меры длины,  площади. Меры веса  (массы) и объема  сыпучих и жидких  материалов. 32 Денежная система  русского народа.  33 Мы   живем   в   мире 33 34 больших чисел (1 ч) Числа­великаны.  Коллективный счёт. «Восхождение на  вершину знаний» теста решение   ­кроссворда представления лучших кроссвордов, ребусов,   докладов, презентаций по вопросам   курса программы; коллективный выпуск математической газеты   ИТОГО 9 10 2410