Программа курса рассчитана на учащихся 5 (6) класса и может быть использована как во внеурочной деятельности, так и в дополнительном образовании. В программе представлены: 1. результаты освоения курса, 2. содержание курса, 3. тематическое планирование. Присутствуют различные формы работы и контроля.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 11» г. Калуги
«Рассмотрено» «Согласовано»
Руководитель методического Заместитель директора по ВР
объединения учителей МБОУ «Средняя общеобрава
МБОУ «Средняя общеобра тельная школа №11» г. Калуги
зовательная школа №11» г. Калуги
__________/ Н.А. Фокина / _________/ А.Ф. Зеновкина/
Протокол №______
от «____» __________2017 г. «____» ____________2017 г.
Программа курса внеурочной деятельности
«Занимательная математика»
для учащихся 5 класса
Срок реализации: 1 год
Составитель: Шумова Е.А.,
учитель математики
Калуга, 2017 г.Программа курса составлена на основе Федерального государственного
образовательного стандарта общего образования; Примерной программы основного общего
образования; Основной образовательной программы образовательного учреждения МБОУ
«Средняя общеобразовательная школа № 11» г. Калуги на 2017 – 2018 учебный год.
Программа курса предназначена для учащихся 56х классов во внеурочной деятельности.
На изучение программы отводится 1 час в неделю, всего – 34 часа. Курс входит в раздел
учебного плана «Внеурочная деятельность», направление «Математика».
Личностные результаты освоения программы кружка
1. Результаты освоения курса
У обучающегося будут сформированы:
учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам
решения новой частной задачи;
умение адекватно оценивать результаты своей работы на основе критерия
успешности учебной деятельности;
понимание причин успеха в учебной деятельности; умение определять границы
своего незнания, преодолевать трудности с помощью одноклассников, учителя;
представление об основных моральных нормах, чувство справедливости,
ответственности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
выраженной устойчивой учебнопознавательной мотивации учения;
устойчивого учебнопознавательного интереса к новым общим способам решения
заданий проблемного и эвристического характера;
адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной
деятельности;
осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им.
развития внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения
преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической
деятельности любого человека;
развития самостоятельности суждений и нестандартности мышления.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы компетенции:
принимать и сохранять учебную задачу;
2
планировать этапы решения задачи, определять последовательность учебных
действий в соответствии с поставленной задачей;
осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату под руководством
учителя;
анализировать ошибки и определять пути их преодоления;
различать способы и результат действия;
адекватно воспринимать оценку сверстников и учителя.
Обучающийся получит возможность для формирования:
прогнозирования результатов своих действий на основе анализа учебной
ситуации;
проявления познавательной инициативы и самостоятельности;
самостоятельного адекватного оценивания правильности выполнения действий
и внесения необходимых корректив по ходу решения учебной задачи.
Познавательные универсальные учебные действия
анализировать информацию, выбирать рациональный способ решения задачи;
осуществлять синтез как составление целого из частей;
выделять в тексте задания основную и второстепенную информацию;
Обучающийся научится:
формулировать проблему;
устанавливать причинноследственные отношения между изучаемыми понятиями и
явлениями.
Обучающийся получит возможность научиться:
строить индуктивные и дедуктивные рассуждения по аналогии;
сравнивать разные приемы действий и выбирать рациональный способ на основе анализа
различных вариантов решения задачи;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных
связей;
анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос,
данные и искомые числа (величины);
различать обоснованные и необоснованные суждения;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритмы решения проблем
творческого и поискового характера и использовать их в ходе самостоятельной работы.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
принимать участие в совместной работе коллектива;
вести диалог, работая в парах, группах;
3
допускать существование различных точек зрения, уважать чужое мнение;
координировать свои действия с действиями партнеров;
корректно высказывать свое мнение, обосновывать свою позицию;
задавать вопросы для организации собственной и совместной деятельности;
осуществлять взаимный контроль совместных действий;
совершенствовать математическую речь;
высказывать суждения,
используя различные аналоги понятия,
слова,
словосочетания, уточняющие смысл высказывания.
Обучающийся получит возможность для формирования:
критически относиться к своему и чужому мнению;
уметь самостоятельно и совместно планировать деятельность и
сотрудничество;
принимать самостоятельно решения;
содействовать разрешению конфликтов, учитывая позиции участников.
Предметные результаты отражены в содержании программы.
2. Содержание курса с указанием форм организации и видов
деятельности
Основные виды деятельности обучающихся:
участие в олимпиадах разного уровня, международной игре «Кенгуру»;
знакомство и работа с энциклопедиями, справочной и научнопопулярной
литературой;
минипроекты (выпуск интерактивных газет и др.);
самостоятельная работа;
работа в парах, в группах, коллективная работа;
творческие и исследовательские работы;
составление загадок, сказок, требующих математического решения;
инсценирование задач, загадок;
составление интерактивных кроссвордов, ребусов, докладов, презентаций по
вопросам курса.
Виды игр, используемые на занятиях:
игры на развитие внимания и закрепления терминологии;
игрытренинги;
игрыконкурсы (с делением на команды);
сюжетные игры на закрепление пройденного материала;
интеллектуальнопознавательные игры;
интерактивные игры;
интеллектуальнотворческие игры.
4Способы определения результативности:
Характеристика основных результатов, на которые ориентирована программа:
Конкурсы:
конкурс на лучший математический ребус;
конкурс на лучшую загадкусмекалку;
конкурс на лучшее инсценирование математической задачи;
конкурс на лучшую математическую газету.
Математические викторины, КВНы.
Олимпиады различного уровня.
Выход за пределы аудитории (организация мест демонстрации успешности, участие
в планируемых школой делах и мероприятиях).
Портфель достижений школьника (сертификаты, грамоты, дипломы и др.).
В конце учебного года каждый ученик получает сертификат:
об успешном окончании кружка (при условии участия обучающегося в различных
конкурсах, олимпиадах);
об окончании работы кружка (при условии посещения 50% занятий).
Данный сертификат помещается в портфолио обучающегося.
Подведение итогов реализации программы осуществляется
в виде
математического праздника «Восхождение на вершину знаний» (1 ч), где ребята смогут
продемонстрировать свои знания по решению различных текстовых задач, представления
лучших кроссвордов, ребусов, докладов, презентаций по вопросам курса программы;
коллективный выпуск математической газеты.
Содержание программы
История математики. (6 ч). Как возникло слово «математика». Как возникла
геометрия. Рассказы о геометрии. Как математика стала настоящей наукой. Из истории
дробей. Проценты в прошлом и настоящем. Цифры у разных народов. Древнегреческая,
.π Происхождение математических знаков.
древнеримская и другие нумерации. Число
Новый знак «!» (факториал). Биографическая миниатюра: Мухаммед из Хорезма. Пифагор.
Архимед. Леонардо да Винчи. Исаак Ньютон. Евклид.
Приемы устного счета (10 ч). Интересный способ умножения («метод решетки»).
Возведение в квадрат чисел, оканчивающихся на 5. Возведение в квадрат трехзначных
чисел, оканчивающихся на 25. Умножение чисел на 5 (50). Умножение на 9, 99, 999.
Умножение двухзначных чисел, близких к 100. Считаем устно. Деление на 5 (50), 25 (250).
Мгновенное умножение. Умножение крестиком. Быстрое сложение и вычитание
натуральных чисел.
5Мир занимательных задач (15 ч). Задачи, допускающие несколько способов
решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом
условия. Последовательность шагов (алгоритм) решения задачи.
Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и
вопроса, данных и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации,
содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». Принцип
Дирихле и его применение к решению задач. Логические задачи. Матричный способ
решения логических задач. Нестандартные задачи, задачи на смекалку, старинные задачи.
Использование знаковосимволических средств для моделирования ситуаций, описанных в
задачах. Решение комбинаторных задач. Решение задач способом перебора. Задачи и
задания по проверке готовых решений, в том числе и неверных. Анализ и оценка готовых
решений задачи, выбор верных решений. Задачи на доказательство, например найти
цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование
выполняемых и выполненных действий.
«Это было в старину» (2 ч). Денежная система русского народа. Меры длины,
площади. Меры веса (массы) и объема сыпучих и жидких материалов.
Мы живем в мире больших чисел (1 ч). Миллион, миллиард (биллион), триллион,
квадриллион, квинтиллион, секстиллион, октиллион, нониллион, дециллион.
3. Тематическое планирование
№ п/п
занят
ия
16
1.
Содержание
Виды деятельности
История математики
(6 ч)
Вводное занятие
«Математика – царица
наук».
Беседа;
работа
с
энциклопедиями и
6
Форма организации
образовательного
процесса
Теорети
ческое
занятие
Практи
ческое
занятие
3,5
1
2,5
Форма
контроля
создание на
бумаге
эскизовЗнакомьтесь:
Архимед!
справочной
литературой
2
3
4
5
6
возникла
Как
геометрия.
Биографическая
миниатюра: Пифагор,
Евклид.
История дробей.
Биографическая
миниатюра: Мухаммед
из Хорезма
Проценты в прошлом
и в настоящем.
Биографическая
миниатюра: Леонардо
да Винчи
Как люди научились
считать.
Цифры разных
народов.
Из истории
интересных чисел.
Число
Новый знак«!»
(факториал).
.
712 Приемы устного
счета (6 ч)
Интересные приемы
устного счёта («метод
решетки»).
Конкурс
математических
шарад, ребусов,
кроссвордов, загадок,
сказок
Возведение в квадрат
чисел,
оканчивающихся на 5.
Возведение в квадрат
трехзначных чисел,
оканчивающихся на
25.
Умножение на 5 (50).
7
8
9
10
Шуточные вопросы
по геометрии,
рассказы о
геометрии
работа
информацией
презентации:
«Знакомьтесь:
Пифагор!»
с
Решение задач на
проценты.
Представление
презентации о
Леонардо да Винчи
выполнение заданий
презентации «Как
люди научились
считать»
устный счёт
работа в группах
слайдов
будущей
презентации
викторина
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
викторина
0,5
0,5
3
0,5
3
0,5
1
Инсценирован
сказок,
ие
задач
и
загадок
устный счёт
0,5
0,5
устный счёт
0,5
0,5
711
12
Деление на 5 (50), 25
(250).
Умножение на 9, 99,
999.
Быстрое сложение и
вычитание
многозначных чисел.
1330 Мир занимательных
13
14
15
задач (15 ч)
Решение
занимательных задач в
стихах.
Задачи с неполными
данными, лишними,
нереальными данными.
Задачи с изменением
вопроса.
устный счёт
устный счёт
работа в группах
составление схем,
диаграмм
Работа в группах,
инсценирование
задач
Решение олимпиадных
задач.
16 Математический КВН работа в группах
Самостоятельная
17
работа;
решение
повышенной
трудности
работа в группах
«Найди пару»
заданий
18
Обратные задачи.
19
Загадки смекалки.
20
21
22
23
24
Решение задач
способом перебора
Решение
комбинаторных задач
Решение ребусов и
логических задач.
Практикум «Подумай
и реши».
Учимся отгадывать
ребусы.
Работа в группах;
составление
загадок, требующих
математического
решения
схематическое
изображение задач
работа в группах
самостоятельная
работа
самостоятельное
решение задач с
одинаковыми
цифрами
Работа в группах;
составление
математических
ребусов
8
0,5
0,5
2
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
16
1
0,5
1
1
1
1
1
0,5
0,5
1
1
1
Игратренинг
инсценирован
ия
загадок,
решение задач
конкурс на
лучшее
инсценирован
ие
математическ
ой задачи
школьная
олимпиада
познавательна
я игра «Где
твоя пара?»
конкурс на
лучшую
загадку
смекалку
мини
олимпиада
тест
конкурс на
лучший
математическ
ий ребус0,5
0,5
Игратренинг
1
0,5
0,5
0,5
0,5
Минипроект
Математическ
ая викторина
школьная
олимпиада
конкурс на
лучший
«Решебник»
1
1
1
1
1
1
0,5
Решение
кроссворда
0,5
0,5
0,5
1
Решение
кроссворда
проверочный
тест
Математическ
ий праздник
25
26
27
28
Решение задач на
доказательство
Выпуск
интерактивной
математической
газеты
Задачи с
многовариантными
решениями.
Решение задач
международной игры
«Кенгуру»
29 Математические
горки.
30
Решение
нестандартных задач.
Работа в парах по
решению задач
Работа в группах
индивидуальная
работа
заданий
решение
повышенной
трудности
Составление
сборника числового
материала для
составления задач.
решение задач на
установление
причинно
следственных
отношений
3132
31
в
«Это
было
старину» (2 ч)
Старые русские меры.
Меры длины,
площади. Меры веса
(массы) и объема
сыпучих и жидких
материалов.
32
Денежная система
русского народа.
33 Мы живем в мире
33
34
больших чисел (1 ч)
Числавеликаны.
Коллективный счёт.
«Восхождение на
вершину знаний»
теста
решение
кроссворда
представления
лучших
кроссвордов,
ребусов, докладов,
презентаций
по
вопросам курса
программы;
коллективный
выпуск
математической
газеты
ИТОГО
9
10
2410