Программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» (5 класс)
Оценка 4.7
Занимательные материалы
doc
математика +1
5 кл—11 кл +1
20.02.2018
Программа курса рассчитана на учащихся 5 (6) класса и может быть использована как во внеурочной деятельности, так и в дополнительном образовании. В программе представлены: 1. результаты освоения курса, 2. содержание курса, 3. тематическое планирование. Присутствуют различные формы работы и контроля.
!!!новая programma_kruzhka - копия.doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 11» г. Калуги
«Рассмотрено» «Согласовано»
Руководитель методического Заместитель директора по ВР
объединения учителей МБОУ «Средняя общеобрава
МБОУ «Средняя общеобра тельная школа №11» г. Калуги
зовательная школа №11» г. Калуги
__________/ Н.А. Фокина / _________/ А.Ф. Зеновкина/
Протокол №______
от «____» __________2017 г. «____» ____________2017 г.
Программа курса внеурочной деятельности
«Занимательная математика»
для учащихся 5 класса
Срок реализации: 1 год
Составитель: Шумова Е.А.,
учитель математики
Калуга, 2017 г. Программа курса составлена на основе Федерального государственного
образовательного стандарта общего образования; Примерной программы основного общего
образования; Основной образовательной программы образовательного учреждения МБОУ
«Средняя общеобразовательная школа № 11» г. Калуги на 2017 – 2018 учебный год.
Программа курса предназначена для учащихся 56х классов во внеурочной деятельности.
На изучение программы отводится 1 час в неделю, всего – 34 часа. Курс входит в раздел
учебного плана «Внеурочная деятельность», направление «Математика».
Личностные результаты освоения программы кружка
1. Результаты освоения курса
У обучающегося будут сформированы:
учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам
решения новой частной задачи;
умение адекватно оценивать результаты своей работы на основе критерия
успешности учебной деятельности;
понимание причин успеха в учебной деятельности; умение определять границы
своего незнания, преодолевать трудности с помощью одноклассников, учителя;
представление об основных моральных нормах, чувство справедливости,
ответственности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
выраженной устойчивой учебнопознавательной мотивации учения;
устойчивого учебнопознавательного интереса к новым общим способам решения
заданий проблемного и эвристического характера;
адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной
деятельности;
осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им.
развития внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения
преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической
деятельности любого человека;
развития самостоятельности суждений и нестандартности мышления.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы компетенции:
принимать и сохранять учебную задачу;
2
планировать этапы решения задачи, определять последовательность учебных
действий в соответствии с поставленной задачей;
осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату под руководством
учителя;
анализировать ошибки и определять пути их преодоления;
различать способы и результат действия;
адекватно воспринимать оценку сверстников и учителя.
Обучающийся получит возможность для формирования:
прогнозирования результатов своих действий на основе анализа учебной
ситуации;
проявления познавательной инициативы и самостоятельности;
самостоятельного адекватного оценивания правильности выполнения действий
и внесения необходимых корректив по ходу решения учебной задачи.
Познавательные универсальные учебные действия
анализировать информацию, выбирать рациональный способ решения задачи;
осуществлять синтез как составление целого из частей;
выделять в тексте задания основную и второстепенную информацию;
Обучающийся научится:
формулировать проблему;
устанавливать причинноследственные отношения между изучаемыми понятиями и
явлениями.
Обучающийся получит возможность научиться:
строить индуктивные и дедуктивные рассуждения по аналогии;
сравнивать разные приемы действий и выбирать рациональный способ на основе анализа
различных вариантов решения задачи;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных
связей;
анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос,
данные и искомые числа (величины);
различать обоснованные и необоснованные суждения;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритмы решения проблем
творческого и поискового характера и использовать их в ходе самостоятельной работы.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
принимать участие в совместной работе коллектива;
вести диалог, работая в парах, группах;
3
допускать существование различных точек зрения, уважать чужое мнение;
координировать свои действия с действиями партнеров;
корректно высказывать свое мнение, обосновывать свою позицию;
задавать вопросы для организации собственной и совместной деятельности;
осуществлять взаимный контроль совместных действий;
совершенствовать математическую речь;
высказывать суждения,
используя различные аналоги понятия,
слова,
словосочетания, уточняющие смысл высказывания.
Обучающийся получит возможность для формирования:
критически относиться к своему и чужому мнению;
уметь самостоятельно и совместно планировать деятельность и
сотрудничество;
принимать самостоятельно решения;
содействовать разрешению конфликтов, учитывая позиции участников.
Предметные результаты отражены в содержании программы.
2. Содержание курса с указанием форм организации и видов
деятельности
Основные виды деятельности обучающихся:
участие в олимпиадах разного уровня, международной игре «Кенгуру»;
знакомство и работа с энциклопедиями, справочной и научнопопулярной
литературой;
минипроекты (выпуск интерактивных газет и др.);
самостоятельная работа;
работа в парах, в группах, коллективная работа;
творческие и исследовательские работы;
составление загадок, сказок, требующих математического решения;
инсценирование задач, загадок;
составление интерактивных кроссвордов, ребусов, докладов, презентаций по
вопросам курса.
Виды игр, используемые на занятиях:
игры на развитие внимания и закрепления терминологии;
игрытренинги;
игрыконкурсы (с делением на команды);
сюжетные игры на закрепление пройденного материала;
интеллектуальнопознавательные игры;
интерактивные игры;
интеллектуальнотворческие игры.
4 Способы определения результативности:
Характеристика основных результатов, на которые ориентирована программа:
Конкурсы:
конкурс на лучший математический ребус;
конкурс на лучшую загадкусмекалку;
конкурс на лучшее инсценирование математической задачи;
конкурс на лучшую математическую газету.
Математические викторины, КВНы.
Олимпиады различного уровня.
Выход за пределы аудитории (организация мест демонстрации успешности, участие
в планируемых школой делах и мероприятиях).
Портфель достижений школьника (сертификаты, грамоты, дипломы и др.).
В конце учебного года каждый ученик получает сертификат:
об успешном окончании кружка (при условии участия обучающегося в различных
конкурсах, олимпиадах);
об окончании работы кружка (при условии посещения 50% занятий).
Данный сертификат помещается в портфолио обучающегося.
Подведение итогов реализации программы осуществляется
в виде
математического праздника «Восхождение на вершину знаний» (1 ч), где ребята смогут
продемонстрировать свои знания по решению различных текстовых задач, представления
лучших кроссвордов, ребусов, докладов, презентаций по вопросам курса программы;
коллективный выпуск математической газеты.
Содержание программы
История математики. (6 ч). Как возникло слово «математика». Как возникла
геометрия. Рассказы о геометрии. Как математика стала настоящей наукой. Из истории
дробей. Проценты в прошлом и настоящем. Цифры у разных народов. Древнегреческая,
.π Происхождение математических знаков.
древнеримская и другие нумерации. Число
Новый знак «!» (факториал). Биографическая миниатюра: Мухаммед из Хорезма. Пифагор.
Архимед. Леонардо да Винчи. Исаак Ньютон. Евклид.
Приемы устного счета (10 ч). Интересный способ умножения («метод решетки»).
Возведение в квадрат чисел, оканчивающихся на 5. Возведение в квадрат трехзначных
чисел, оканчивающихся на 25. Умножение чисел на 5 (50). Умножение на 9, 99, 999.
Умножение двухзначных чисел, близких к 100. Считаем устно. Деление на 5 (50), 25 (250).
Мгновенное умножение. Умножение крестиком. Быстрое сложение и вычитание
натуральных чисел.
5 Мир занимательных задач (15 ч). Задачи, допускающие несколько способов
решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом
условия. Последовательность шагов (алгоритм) решения задачи.
Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и
вопроса, данных и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации,
содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». Принцип
Дирихле и его применение к решению задач. Логические задачи. Матричный способ
решения логических задач. Нестандартные задачи, задачи на смекалку, старинные задачи.
Использование знаковосимволических средств для моделирования ситуаций, описанных в
задачах. Решение комбинаторных задач. Решение задач способом перебора. Задачи и
задания по проверке готовых решений, в том числе и неверных. Анализ и оценка готовых
решений задачи, выбор верных решений. Задачи на доказательство, например найти
цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование
выполняемых и выполненных действий.
«Это было в старину» (2 ч). Денежная система русского народа. Меры длины,
площади. Меры веса (массы) и объема сыпучих и жидких материалов.
Мы живем в мире больших чисел (1 ч). Миллион, миллиард (биллион), триллион,
квадриллион, квинтиллион, секстиллион, октиллион, нониллион, дециллион.
3. Тематическое планирование
№ п/п
занят
ия
16
1.
Содержание
Виды деятельности
История математики
(6 ч)
Вводное занятие
«Математика – царица
наук».
Беседа;
работа
с
энциклопедиями и
6
Форма организации
образовательного
процесса
Теорети
ческое
занятие
Практи
ческое
занятие
3,5
1
2,5
Форма
контроля
создание на
бумаге
эскизов Знакомьтесь:
Архимед!
справочной
литературой
2
3
4
5
6
возникла
Как
геометрия.
Биографическая
миниатюра: Пифагор,
Евклид.
История дробей.
Биографическая
миниатюра: Мухаммед
из Хорезма
Проценты в прошлом
и в настоящем.
Биографическая
миниатюра: Леонардо
да Винчи
Как люди научились
считать.
Цифры разных
народов.
Из истории
интересных чисел.
Число
Новый знак«!»
(факториал).
.
712 Приемы устного
счета (6 ч)
Интересные приемы
устного счёта («метод
решетки»).
Конкурс
математических
шарад, ребусов,
кроссвордов, загадок,
сказок
Возведение в квадрат
чисел,
оканчивающихся на 5.
Возведение в квадрат
трехзначных чисел,
оканчивающихся на
25.
Умножение на 5 (50).
7
8
9
10
Шуточные вопросы
по геометрии,
рассказы о
геометрии
работа
информацией
презентации:
«Знакомьтесь:
Пифагор!»
с
Решение задач на
проценты.
Представление
презентации о
Леонардо да Винчи
выполнение заданий
презентации «Как
люди научились
считать»
устный счёт
работа в группах
слайдов
будущей
презентации
викторина
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
викторина
0,5
0,5
3
0,5
3
0,5
1
Инсценирован
сказок,
ие
задач
и
загадок
устный счёт
0,5
0,5
устный счёт
0,5
0,5
7 11
12
Деление на 5 (50), 25
(250).
Умножение на 9, 99,
999.
Быстрое сложение и
вычитание
многозначных чисел.
1330 Мир занимательных
13
14
15
задач (15 ч)
Решение
занимательных задач в
стихах.
Задачи с неполными
данными, лишними,
нереальными данными.
Задачи с изменением
вопроса.
устный счёт
устный счёт
работа в группах
составление схем,
диаграмм
Работа в группах,
инсценирование
задач
Решение олимпиадных
задач.
16 Математический КВН работа в группах
Самостоятельная
17
работа;
решение
повышенной
трудности
работа в группах
«Найди пару»
заданий
18
Обратные задачи.
19
Загадки смекалки.
20
21
22
23
24
Решение задач
способом перебора
Решение
комбинаторных задач
Решение ребусов и
логических задач.
Практикум «Подумай
и реши».
Учимся отгадывать
ребусы.
Работа в группах;
составление
загадок, требующих
математического
решения
схематическое
изображение задач
работа в группах
самостоятельная
работа
самостоятельное
решение задач с
одинаковыми
цифрами
Работа в группах;
составление
математических
ребусов
8
0,5
0,5
2
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
16
1
0,5
1
1
1
1
1
0,5
0,5
1
1
1
Игратренинг
инсценирован
ия
загадок,
решение задач
конкурс на
лучшее
инсценирован
ие
математическ
ой задачи
школьная
олимпиада
познавательна
я игра «Где
твоя пара?»
конкурс на
лучшую
загадку
смекалку
мини
олимпиада
тест
конкурс на
лучший
математическ
ий ребус 0,5
0,5
Игратренинг
1
0,5
0,5
0,5
0,5
Минипроект
Математическ
ая викторина
школьная
олимпиада
конкурс на
лучший
«Решебник»
1
1
1
1
1
1
0,5
Решение
кроссворда
0,5
0,5
0,5
1
Решение
кроссворда
проверочный
тест
Математическ
ий праздник
25
26
27
28
Решение задач на
доказательство
Выпуск
интерактивной
математической
газеты
Задачи с
многовариантными
решениями.
Решение задач
международной игры
«Кенгуру»
29 Математические
горки.
30
Решение
нестандартных задач.
Работа в парах по
решению задач
Работа в группах
индивидуальная
работа
заданий
решение
повышенной
трудности
Составление
сборника числового
материала для
составления задач.
решение задач на
установление
причинно
следственных
отношений
3132
31
в
«Это
было
старину» (2 ч)
Старые русские меры.
Меры длины,
площади. Меры веса
(массы) и объема
сыпучих и жидких
материалов.
32
Денежная система
русского народа.
33 Мы живем в мире
33
34
больших чисел (1 ч)
Числавеликаны.
Коллективный счёт.
«Восхождение на
вершину знаний»
теста
решение
кроссворда
представления
лучших
кроссвордов,
ребусов, докладов,
презентаций
по
вопросам курса
программы;
коллективный
выпуск
математической
газеты
ИТОГО
9
10
24 10
Программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» (5 класс)
Программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» (5 класс)
Программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» (5 класс)
Программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» (5 класс)
Программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» (5 класс)
Программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» (5 класс)
Программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» (5 класс)
Программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» (5 класс)
Программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» (5 класс)
Программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» (5 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.