Интерес к проблеме изучения родного края продиктован необходимостью в формировании бережно относящегося к природным ценностям своего Отечества.
Данный курс дает возможность учителю расширить и углубить знания школьников о своей малой Родине.
Биологическое краеведение, являясь одним из направлений общего краеведения, способствует личностному развитию ребенка; показывает, насколько интересен и увлекателен свой край. А главное - все это здесь, рядом с нами. Не нужно ехать за сотни километров, нужно только внимательно посмотреть вокруг, изучить окружающее. И это помогает учащимся углубить и расширить свои знания, полюбить свой населенный пункт и гордиться им. А из этой любви развивается более глубокая любовь к своей великой Родине. Изучение родного края, где человек родился и вырос, пробуждает гордость за свою малую Родину, желание сделать свой край процветающим, формирует чувство хозяина.
Программа опирается на знания учащихся о растениях, животных, грибах и бактериях, их многообразии, роли в природе и жизни человека.
Важным звеном, позволяющим учащимся получить конкретные представления и понятия о природе, глубже проникнуть в окружающий мир, лучше понять его, являются экскурсии. Умение вести наблюдения, сравнивать объекты природы (устанавливать признаки сходства и отличия), воспитывают и развивают мышление детей. Но в условиях учебного процесса не всегда можно позволить организацию экскурсий в течение всего учебного года, однако, это можно сделать, не выходя из кабинета, с учетом возможностей мультимедиа.
Программа курса ориентирована на более глубокое и подробное изучение природы родного края.
Программа курса «Знакомство с природой родного края»
6 класс
Пояснительная записка
Интерес к проблеме изучения родного края продиктован необходимостью
в формировании бережно относящегося к природным
ценностям своего Отечества.
Данный курс дает возможность учителю расширить и
углубить знания школьников о своей малой Родине.
Биологическое краеведение, являясь одним из
направлений общего краеведения, способствует личностному
развитию ребенка; показывает, насколько интересен и
увлекателен свой край. А главное - все это здесь, рядом с
нами. Не нужно ехать за сотни километров, нужно только
внимательно посмотреть вокруг, изучить окружающее. И это
помогает учащимся углубить и расширить свои знания,
полюбить свой населенный пункт и гордиться им. А из этой
любви развивается более глубокая любовь к своей великой
Родине. Изучение родного края, где человек родился и
вырос, пробуждает гордость за свою малую Родину, желание
сделать свой край процветающим, формирует чувство
хозяина.
Программа опирается на знания учащихся о растениях, животных, грибах
и бактериях, их многообразии, роли в природе и жизни человека.
Важным звеном, позволяющим учащимся получить конкретные
представления и понятия о природе, глубже проникнуть в окружающий мир,
лучше понять его, являются экскурсии. Умение вести наблюдения,
сравнивать объекты природы (устанавливать признаки сходства и отличия),
воспитывают и развивают мышление детей. Но в условиях учебного процесса
не всегда можно позволить организацию экскурсий в течение всего учебного
года, однако, это можно сделать, не выходя из кабинета, с учетом
возможностей мультимедиа.
Программа курса ориентирована на более глубокое и подробное изучение
природы родного края.
Курс «Знакомство с природой родного края»
предназначен для учащихся 6 класса основной школы.
Занятия проводятся 1 раза в неделю (34 часа ).
Цель курса – расширить и конкретизировать знания
учащихся о природе родного края, об экологическом и
систематическом разнообразии растений и их роли в жизни
человека.
Задачи курса:
1 раскрыть значения растений и грибов в природе
родного края и жизни человека;
познакомить учащихся с правилами и сроками
сбора лекарственного сырья, правилами сбора
грибов;
формировать навыков безопасного поведения в
лесу;
прививать учащимся интереса к познанию объектов
живой природы родного края;
развивать потребности общения с природой
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны уметь:
1. описывать и объяснять результаты наблюдений;
2. осуществлять поиск биологических объектов в природе
с использованием рисунков и фотографий;
3. проводить самостоятельный поиск дополнительной
информации о лекарственных растениях и грибах с
использованием различных источников;
4. определять растения и грибы;
5. объяснять правила поведения в природе, сбора грибов и
растений,
6. оценивать влияние веществ, входящих в состав
7. объяснять правила оказания первой помощи при
8. применять полученные знания в повседневной жизни
ягод,
необходимость охраны природных объектов;
растений, на здоровье человека;
отравлении ядовитыми грибами и растениями;
без вреда для здоровья.
лекарственных
заготовки
Учащиеся должны знать:
растений;
1. свойства веществ, входящих в состав лекарственных
2. лекарственные растения своего края;
3. правила сбора грибов;
4. правила сбора лекарственных растений;
5. правила безопасного поведения в лесу.
Содержание программы
(34часа, 1час в неделю)
Тема 1. Многообразие растений родного края
Жизненные формы растений: деревья, кустарники, травы.
Дикорастущие и культурные растения родного края, их
значение в жизни человека. Многообразие дикорастущих
видов деревьев, кустарников и трав. Хвойные и лиственные
лесообразующие породы деревьев родного края.
2Мхи. Слоевищные и листостебельные мхи.
Места
произрастания мхов. Роль мхов в природных сообществах.
Значение мхов в жизни человека.
Папоротники, хвощи и плауны. Местообитания, роль в
природных сообществах, значение в жизни человека. Редкие
и охраняемые виды папоротникообразных родного края.
-
Лекарственные растения. Лекарственные растения
источник здоровья. Содержание различных химических
соединений в растениях, их комплексное воздействие на
организм. Группы лекарственных растений (садовые деревья
и кустарники, овощные и ягодные растения, сорняки).
Правила сбора, хранения и использования лекарственных
растений.
Ядовитые растения. Описание ядовитых растений, их
воздействие на организм человека. Причины отравления.
Лечебный эффект от использования яда в малых
количествах. Распознавание ядовитых растений по их
изображениям. Начальные признаки отравлений, меры
доврачебной помощи пострадавшему.
Распознавание
Практические работы
Распознавание деревьев, кустарников и кустарничков
как жизненных форм растений (по рисункам, описанию,
определителям, справочникам).
распространенных
наиболее
представителей мхов с использованием гербария,
рисунков и фотографий.
Распознавание наиболее распространенных видов
папоротников, хвощей и плаунов своей местности.
Распознавание ядовитых и лекарственных растений.
Распознавание наиболее распространенных видов
голосеменных растений.
Распознавание наиболее распространенных видов
покрытосеменных растений класса Однодольные.
Распознавание наиболее распространенных видов
покрытосеменных растений класса Двудольные.
Творческие задания
Составление тематической фотогалереи (или презентации)
растений своей местности: «Малоизвестные, но интересные»,
«Мои самые любимые деревья» и др.
Тема 2. Многообразие грибов родного края
Многообразие грибов родного края. Представители различных экологических
групп грибов (сапрофиты, паразиты, симбионты). Грибыпаразиты плодово
3ягодных, овощных и зерновых культур. Грибыпаразиты плодовоягодных,
овощных и зерновых культур. Наиболее распространенные виды шляпочных
грибов. Признаки внешнего строения шляпочных грибов, используемые для
определения: трубчатые, пластинчатые грибы; форма шляпки, форма края
шляпки, прикрепление пластинок. Съедобные и ядовитые грибы. Виды
двойники. Первая помощь при отравлении грибами. Правила сбора грибов..
Охрана грибов.
Практические работы
Составление описание грибов по предложенному плану.
Распознавание съедобных и ядовитых грибов, видов –
двойников
Творческие задания
Составление тематической фотогалереи (или презентации): «Шляпочные грибы:
«Грибыпаразиты
«Грибыпаразиты леса»,
съедобные и ядовитые»,
культурных растений», «Причудливые грибы нашего края» и др.
Тема 3. Правила поведения на природе
Правила поведения в лесу. Экстремальные ситуации, связанные с
пребыванием в лесу.
Тема 4. Охрана природы родного края
Влияние деятельности человека на природу. Особо
охраняемые природные территории (ООПТ) родного края:
заповедники, заказники, памятники природы. Охраняемые
растения своей местности.
Тема 5. Защита проектов
Темы проектов:
«Витамины – чудесные вещества»
«Влияние полезных свойств ягод на здоровье»
«Удивительный мир растений родного края»
«Сорные лекарственные растения, их лечебные свойства» и
др.
Учебнотематическое планирование
№
Темы курса
п/п
1
2
3
Многообразие растений родного края.
Распознавание деревьев, кустарников и кустарничков как жизненных
форм растений (по рисункам,
определителям,
справочникам).
Мхи родного края.
описанию,
44
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
Распознавание наиболее распространенных представителей мхов с
использованием гербария, рисунков и фотографий.
Многообразие папоротников, хвощей и плаунов.
Распознавание наиболее распространенных видов
папоротников, хвощей и плаунов своей местности.
Многообразие голосеменных растений.
Распознавание наиболее распространенных видов голосеменных
растений.
Многообразие покрытосеменных растений класса Однодольные.
Распознавание наиболее распространенных видов покрытосеменных
растений класса Однодольные.
Многообразие покрытосеменных растений класса Двудольные.
Распознавание наиболее распространенных видов покрытосеменных
растений класса Двудольные.
Лекарственные растения родного края.
Правила сбора, хранения и сушки лекарственных растений.
Ядовитые растения, их воздействие на организм человека.
Распознавание ядовитых и лекарственных растений родного края.
Многообразие грибов родного края.
Наиболее распространенные виды плесневых грибов
Наиболее распространенные виды шляпочных грибов.
Правила юного грибника. Первая помощь при отравлении грибами.
Съедобные и ядовитые грибы.
Виды-двойники.
Первая помощь при отравлении грибами.
Распознавание съедобных и ядовитых грибов, видов -двойников.
Грибы, занесенные в Красную книгу. Охрана грибов.
26
Правила поведения в лесу.
527
28
29
30
31
32
33
Влияние деятельности человека на природу.
Особо охраняемые природные территории (ООПТ) родного края.
Красная книга. Охраняемые растения своей местности.
Защита творческого проекта «Витамины – чудесные вещества»
Защита творческого проекта «Влияние полезных свойств ягод на
здоровье»
Защита творческого проекта «Удивительный мир растений родного
края»
Защита творческого проекта «Сорные лекарственные растения, их
лечебные свойства» и др.
Резерв
34
Оценка знаний, умений и навыков обучающихся
Оценка «5»:
полно раскрыто содержание материала в объёме
чётко и правильно даны определения и раскрыто
программы и учебника;
содержание понятий, верно использованы научные
термины;
выводы из наблюдений и опытов;
для доказательства использованы различные умения,
ответ самостоятельный.
Оценка «4»:
раскрыто содержание материала, правильно даны
определения понятия и использованы научные термины,
ответ самостоятельный, но определения понятий неполные,
допущены незначительные нарушения последовательности
изложения, небольшие неточности при использовании
научных терминов или в выводах и обобщениях из
наблюдений, опытов.
Оценка «3»:
основное содержание учебного материала усвоено, но
не использованы выводы и обобщения из наблюдения и
изложено фрагментарно; не всегда последовательно,
определение понятии недостаточно чёткие;
опытов, допущены ошибки при их изложении;
научной терминологии, определении понятии.
допущены ошибки и неточности в использовании
Оценка «2» основное содержание учебного материала не раскрыто; не
даны ответы на вспомогательные вопросы учителя; допущены грубые ошибка
в определении понятие, при использовании терминологии.
6Оценка практических умений обучающихся.
Оценка умений ставить опыты
Оценка «5»:
? правильно определена цель опыта;
? самостоятельно и последовательно проведены подбор оборудования и
объектов, а также работа по закладке опыта;
? научно, грамотно, логично описаны наблюдения и сформулированы
выводы из опыта.
Оценка «4»:
? правильно определена цель опыта; самостоятельно проведена работа по
подбору оборудования, объектов;
? при закладке опыта допускаются 12 ошибки; в целом грамотно и
логично описаны наблюдения, сформулированы основные выводы из опыта;
? в описании наблюдения допущены неточности, выводы неполные.
Оценка «3»:
? правильно определена цель опыта, подбор оборудования и объектов, а
также работы по закладке опыта проведены с помощью учителя;
? допущены неточности и ошибка в закладке опыта, описании наблюдения,
формировании выводов.
Оценка «2»:
? не определена самостоятельно цель опыта; не подготовлено нужное
оборудование;
? допущены существенные ошибки при закладке опыта и его оформлении.
Оценка умений проводить наблюдения
Учитель должен учитывать:
? правильность проведения;
? умение выделять существенные признаки, логичность и научную
грамотность в оформлении результатов наблюдения и в выводах.
Оценка «5»:
? правильно по заданию проведено наблюдение; выделены существенные
признаки, логично, научно грамотно оформлены результаты наблюдения и
выводы.
Оценка «4»:
? правильно по заданию проведено наблюдение, при выделении
существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса), названы
второстепенные;
7? допущена небрежность в оформлении наблюдений и выводов.
Оценка «3»:
? допущены неточности, 12 ошибки в проведении наблюдения по заданию
учителя;
? при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта
(процесса) выделены лишь некоторые, допущены ошибки (12) в оформлении
наблюдения и выводов.
Оценка «2»:
? допущены ошибки (34) в проведении наблюдения по заданию учителя;
? неправильно выделены признаки наблюдаемого объекта (процесса),
допущены ошибки (34) в оформлении наблюдений и выводов.
Список рекомендуемой литературы
1. Л.В. Янушкевич «Редкие и исчезающие виды растений»
(справочное пособие).Тверь,1997 г.
2. В.В. Абрамович « Кладовые витаминов». М., 2011г.
3. Н.Н. Алеутский. «Лекарственные растения на вашем
огороде».
Архангельск, 1990 г.
4. А.П. Попов. «Лекарственные растения в народной
медицине». Кемерово, 2010 г.
5. А.Я. Сктеревский. «Целебные свойства пищевых
растений». М., 2009 г.
8