Деятельность воспитанников лагеря отлична от типовой учебной деятельности образовательного и воспитательного процесса школы, а система работы лагеря направлена на создание оптимальных условий для полноценного отдыха детей. Лагерь дает возможность любому ребенку раскрыться, достичь высокого уровня самоуважения и самореализации. На реализацию данных задач направлена вся работа летнего лагеря.
Летний оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей на базе МОУ «СОШ № 2» на протяжении многих лет успешно выполняет свои функции: оздоравливает детей, продолжает формирование трудовых навыков у школьников, развивает у ребят чувство коллективизма, творческие способности и т.д. Он является частью социальной среды, в которой дети реализуют свои возможности, потребности коммуникативной и физической деятельности. Летний лагерь является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой – пространством для оздоровления, развития художественного, технического, социального творчества.
летнего оздоровительного лагеря
Программа
(с дневным пребыванием детей)
Добрышев
С.А
Возраст детей: 615 лет
Срок реализации:
1. Пояснительная записка
Летний оздоровительный лагерь с дневным пребыванием – это
учреждение, предназначенное для обеспечения полноценного отдыха и
оздоровления детей в стенах образовательного учреждения, создания
благоприятных условий для их всестороннего духовного и физического
развития, выработки первичных трудовых навыков через привлечение к
общественно полезной работе, отвлечения подростков от пагубного
влияния улиц.
Деятельность воспитанников лагеря отлична от типовой учебной
деятельности образовательного и воспитательного процесса школы, а
система работы лагеря направлена на создание оптимальных условий
для полноценного отдыха детей. Лагерь дает возможность любому
ребенку раскрыться, достичь высокого уровня самоуважения и
самореализации. На реализацию данных задач направлена вся работа
летнего лагеря.
оздоравливает детей,
Летний оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей на
базе МОУ «СОШ № 2» на протяжении многих лет успешно
выполняет свои функции:
продолжает
формирование трудовых навыков у школьников, развивает у ребят
чувство коллективизма, творческие способности и т.д. Он является
частью социальной среды, в которой дети реализуют свои возможности,
потребности коммуникативной и физической деятельности. Летний
лагерь является, с одной стороны, формой организации свободного
времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой –
пространством для оздоровления,
развития художественного,
технического, социального творчества.
Следовательно целью нашей программы является развитие
психического и
личности ребенка,
эмоционального здоровья детей, воспитание лучших черт гражданина.
Исходя из цели, ставятся следующие задачи:
1. Создание условий для организованного отдыха детей.
укрепление физического,2. Пропаганда здорового образа жизни.
3. Формирование интереса к различным видам деятельности.
4. Развитие познавательной активности, творческого потенциала
каждого ребенка.
5. Формирование качеств, составляющих культуру поведения,
санитарногигиеническую культуру.
Сроки реализации программы: июнь 2016 года, лагерная смена, 18
дней.
В реализации программы используются следующие принципы:
принцип взаимодействия воспитателей и воспитанников;
принцип коллективной деятельности;
принцип самореализации ребенка в условиях детского лагеря;
принцип самостоятельности.
Ожидаемые результаты работы лагеря:
укрепление здоровья детей;
развитие у школьников интереса к занятиям физкультурой и спортом;
расширение социального опыта;
формирование коммуникативных умений, основы правильного
поведения, общения, культуры, досуга;
вырабатывание навыков ручного и общественнополезного труда;
формирование осознанного отношения к себе, как к части
окружающего мира.
Для достижения поставленной цели и реализации задач программы
будет организована работа следующим тематическим направлениям:
здоровый образ жизни;
•
• интеллектуально – творческое;
•
гражданско – патриотическое;
• духовно – нравственное;
2. Концептуальный подход
Основная деятельность лагеря дневного пребывания направлена наразвитие личности ребенка и включение его в разнообразие
человеческих отношений и межличностное общение со сверстниками.
Детский лагерь, учитывая его специфическую деятельность, может дать
детям определенную целостную систему нравственных ценностей и
культурных традиций через погружение ребенка в атмосферу игры и
познавательной деятельности дружеского микросоциума. Погружая
ребенка в атмосферу лагеря, мы даем ему возможность открыть в себе
положительные качества личности, ощутить значимость собственного
«я»; осознать себя личностью, вызывающей положительную оценку в
глазах других людей; повысить самооценку; выйти на новый уровень
общения, где нет места агрессии и грубости.
Находясь в лагере дневного пребывания, дети ежедневно
включаются в оздоровительный процесс, для которого характерны:
упорядоченный ритм жизни, режим питания, закаливание, поддержка
мышечного и эмоционального тонуса. Результатом осуществления
оздоровительного направления является формирование потребности в
здоровом образе жизни.
Досуговая деятельность на смене представлена по типу
«Киностудии». Весь лагерь, все его работники выполняют определенные
роли работников съемочной группы (режиссер, сеценарист, актеры, и
т.д.) направлена на вовлечение детей в мероприятия с последующим
выявлением их наклонностей и способностей.
3. Методическое сопровождение программы
Основными методами организации деятельности являются:
• Метод игры (игры отбираются воспитателями в соответствии с
поставленной целью);
• Методы театрализации (реализуется через костюмирование,
театрализованные представления);
• Методы состязательности (распространяется на все сферы
творческой деятельности);
• Метод коллективной творческой деятельности (КТД; игры насплочение; отборочные туры дял спорт. Состязаний и т.д).
Психологические услуги предоставляются в следующих формах:
• Проведение воспитательнопрофилактической работы с детьми в
целях предотвращения или устранения негативных
психологических факторов, ухудшающих их психическое
здоровье;
• Беседы с детьми по налаживанию и поддерживанию их
межличностных взаимоотношений.
4. Формы и методы работы
Организация жизни детей в лагере
1. Игра верный друг и помощник в работе с детьми.
2. Чередование различных видов деятельности, правильная их
дозировка.
3. Большую часть времени проводить на свежем воздухе (на игровой
площадке , на стадионе, на спортивной площадке, в парке).
4. Каждый день предполагает осуществление физкультурно
оздоровительной деятельности.
Основные принципы
1.Личностный подход в воспитании:
признание личности развивающегося человека высшей социальной
ценностью;
добровольность включения детей в ту или иную деятельность;
2. Природосообразность воспитания:
обязательный учет возрастных и индивидуальных особенностей
воспитанников;
3. Культуросообразность воспитания:
опора в воспитании на культурные литературные национальные
особенности;
изучение и освоение литературной культуры;
4. Гуманизация межличностных отношений:
уважительные демократические отношения между взрослыми и
детьми;
уважение и терпимость к мнению детей;
самоуправление в сфере досуга;
создание ситуаций успеха;
приобретение опыта организации коллективных дел и самореализация
в ней;
защита каждого члена коллектива от негативного проявления и
вредных привычек;
создание ситуаций, требующих принятия коллективного решения,
формирование чувства ответственности за принятое решение, за свои
поступки и действия.
5. Дифференциация воспитания: отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с
индивидуальнопсихологическими особенностями детей;
создание возможности переключения с одного вида деятельности
на другой в рамках смены (дня);
взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;
активное участие детей во всех видах деятельности.
Направления работы в лагере
• Интеллектуальное (викторины, тематические игры, квестигры и
• Гражданскопатриатическое (концертная программа ко «Дню
т.д.);
России»);
• Физкультурнооздоровительное(спортивные
соревнования, веревочные курсы и т.д.)
мероприятия,
• Творческое (конкурсы рисунков, концерты, конкурсы (Мисс
Мистер лагерь), вожатский мастеркласс и т.д.)
5. Механизм реализации
Киностудия «Десятый элемент» смена лагеря дневного
пребывания. Этапы реализации программы:
1.Подготовительный (май):
подбор кадров;
проведение стажерской площадки для работников лагеря;
подготовка методических материалов;
подготовка материальнотехнической базы.
2. Организационный:
формирование отрядов;
знакомство с режимом работы лагеря и правилами;
оформление уголков отрядов.
3. Основной (18 дней):
образовательная деятельность;
оздоровительная деятельность;
культурнодосуговая деятельность;
методическая работа с воспитателями и вожатыми.
4. Заключительный:
закрытие смены (последний день смены);
сбор отчетного материала;
анализ реализации программы и выработка рекомендаций.
Образовательная деятельность предусматривает знакомство ссвежий воздух,
Физические нагрузки,
миром движения, звуков, красок, ощущений. На основе развития
навыков моделирования, изготовления поделок из различных
материалов, в процессе продуктивной творческой деятельности дети
знакомятся с единой картиной мира.
Оздоровительная деятельность способствует формированию
культуры физического здоровья, интереса к спорту, мотивирует детей
на заботу о своем здоровье и активный отдых. Для успешной реализации
данного блока необходимо приглашение учителей по физической
культуре.
проведение
оздоровительных и различных спортивноразвлекательных мероприятий
способствует созданию положительного физиологического и
психологического фона.
Для успешной реализации данного блока необходимо приглашение
учителей по физической культуре.
Культурнодосуговая деятельность состоит из общелагерных и
отрядных мероприятий (творческие конкурсы, конкурсы рисунков;
театрализованные игровые программы и т. д.). Для успешной реализации
данного блока необходимо
приглашение учителей по музыке и
физической культуре.
Получение новых знаний при подготовке к мероприятиям различной
направленности (викторинам, конкурсам и т. п.) приводит к обогащению
мировоззрения ребенка, что, в свою очередь, сказывается на изменении
личностного поведения каждого члена коллектива.
Антураж смены:
вся жизнедеятельность лагеря представлена
«Киностудией», каждый новый день это новая серия (с определенным
названием ). Объекты лагеря переименованы в соответствии с
терминами по теме кино:
Начальник лагеря – исполнительный продюсер.
Педагогорганизатор – режиссер постановщик.
Старший вожатый сценарист
Дети – актеры.
Вожатые– режиссеры по работе с актерами.
Воспитатели – помощники режиссера.
Место сбора актеров (кабинеты) – гримерные;
Сцена, спортивный зал, стадион, пришкольные площадки – съемочная
площадка;
Отряд – отдельный актерский состав.
Информационный стенд – телевизионный экран.
В участники лагеря представляют собой единую киностудию, каждый
новый день – это новая серия; название серии подбирается в
соответствии с основной деятельностью данного дня. Тематика
мероприятия так же подбирается по типу «Кино», названия серий и
мероприятий это названия известных мультфильмов, программ и
кинофильмов.6. Кадровое обеспечение
деятельность
• Административнохозяйственная
Кадровое обеспечение программы:
Система подготовки педагогических кадров для работы в лагере:
• Одной из основных задач организационного и методического
обеспечения деятельности программы является профессиональная
подготовка специалистов.
• Педагогический коллектив представлен педагогами МОУ «Средняя
общеобрзовательная школа №2» людьмиединомышленниками,
имеющими опыт работы с детьми в летних оздоровительных лагерях
дневного пребывания.
• Для проведения спортивных мероприятий привлекаются учителя
физической культуры, для творческих меоприятий — учитель
музыки, ритмики.
лагеря
обеспечивается постоянными сотрудниками МОУ «Средняя
общеобразовательная школа №2», имеющими соответствующее
профессиональное образование.
1. Организатор смены.
2. Педагогорганизатор.
3. 16 вожатых (8, 10 класс).
4. 17 воспитателей.
5. Медицинский работник.
6. 4 учителя по физкультуре.
Подбор начальника лагеря, воспитателей проводит
администрация школы. Начальник лагеря определяет функциональные
обязанности персонала, руководит всей работой лагеря и несет
ответственность за состояние воспитательной, хозяйственной и
финансовой работы,
трудового
законодательства, обеспечение здоровья и жизни воспитанников,
планирует, организует и контролирует все направления деятельности
лагеря, отвечает за качество и эффективность.
Педагогорганизатор, проводит воспитательную работу, организует
активный отдых учащихся, следит за исполнением программы смены
лагеря.
Воспитатели организуют воспитательную работу, отвечают за жизнь
и безопасность ее участников. Функции воспитателя заключаются в
полной организации жизнедеятельности своего отряда: дежурство, труд
по самообслуживанию, организация участия в мероприятиях.
Воспитатель несет персональную ответственность за жизнь и здоровье
каждого ребенка своего отряда.
соблюдение распорядка дня,
Вожатые организуют воспитательную работу в отрядах.
определяются
Обязанности обслуживающего персонала
начальником лагеря.
Начальник и педагогический коллектив, специалисты хозяйства
отвечают за соблюдение правил техники безопасности, выполнение
мероприятий по охране жизни и здоровья воспитанников во время
участия в соревнованиях, массовых праздниках и других мероприятиях.
7. Схема управления программойУчастниками данной программы являются дети в возрасте от 6 до 15
лет различных социальных групп.
Для организации работы по реализации программы смены:
проводятся ежеднедельные планерки воспитателей;
составляются плансетка работы отрядных воспитателей, где
отражаются
события дня (каждому вожатому и воспитателю предоставлен
методичка на
неделю с подробным описание того или иного мероприятия).
оказывается методическая и консультативная помощь воспитателям и
вожатым;
проводятся инструктажи с воспитателями по охране жизни здоровья;
мероприятий по профилактике детского травматизма.
В основе воспитательной системы – активный подход к реализации
детского самоуправления в форме совета отрядов.
Обязанности командира отряда:
посещать сбор совета отрядов и доводить до отряда всю информацию,
полученную на совете;
планировать совместно с воспитателями и вожатыми работу своего
отряда;
следить за выполнением режимных моментов;
отвечать за одно из направлений работы.
8. Правила внутреннего распорядка дня
летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием
детей
МОУ «СОШ №2»
1. Посещение лагеря ежедневно обязательно для каждого ученика.
2. О причине отсутствия сообщать воспитателю.
3. Без разрешения воспитателя нельзя покидать территорию лагеря.
4. По территории лагеря ходи спокойно.
5. Имей сменную обувь.
6. Имей головной убор.
7. Имей личное полотенце.
8. Выполняй просьбы и требования воспитателя.
9. Активно участвуй в делах лагеря, отряда.
10. Вноси свои предложения в улучшение жизни лагеря.
11.Уважительно относись
обслуживающему
персоналу.
товарищам,
к
воспитателям,
9. Законы летнего оздоровительного лагеря с дневным
пребыванием
1. Закон территории. Без разрешения не покидай лагерь. Будь хозяином
своего
лагеря и помни, что рядом соседи: не надо мешать друг другу.
2. Закон зелени. Ни одной сломанной ветки. Сохраним наш лагерь
зеленым!
3. Закон правой руки. Если воспитатель поднимает правую руку – все
замолкают.4. Закон 00. Время дорого у нас: берегите каждый час. Чтобы не
опаздывать,
изволь выполнять закон 00.
5. Закон мотора. Долой скуку!
6. Закон выносливости. Будь вынослив.
7. Закон дружбы. Один за всех и все за одного! За друзей стой горой!
8. Закон творчества. Творить всегда, творить везде, твори на радость
людям!
10. Распорядок дня:
09 час.00 мин.— Линейка
09 час.10 мин — утренняя гимнастика
09 час. 20 мин — завтрак
10 час. 00 мин — музыкальные часы
11 час. 20мин — отрядные мероприятия (или подготовка к
общелагерным
мероприятиям)
12 час. 00 мин — 13час. 30 мин — спортивные мероприятия
13 час.30 мин — 14 час.00 мин — обед
14 час.00 мин — 15 час.00 мин — общелагерные мероприятия
Список литературы
• Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю., Кипарис2: Учебное пособие
по организации детского досуга в детских оздоровительных
лагерях и школе. – М.: Педагогическое общество России, 2002.
• Гузенко А.П. Как сделать отдых детей незабываемым праздником.
Волгоград: Учитель, 2007
• Гиринин Л.Е., Ситникова Л.Н. Вообрази себе. Поиграем –
помечтаем. – М., 2001 г.
• Коваленко В.И. Младшие школьники после уроков. – М., 2007 г.
• Луговская Ю.П.Детские праздники в школе, летнем лагере и
дома: Мы бросаем скуке вызов. – М., 2006 г.
• Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в
летнем лагере. С.И.Лобачева.Москва: ВАКО, 2007 г. Артамонова
Л.Е.Летний лагерь: Организация, работа вожатого, сценарии
мероприятий: 111 классы. – М., 2007 г.
• Пашнина В.М.Отдыхаем на "отлично"!: Праздники и развлечения
в летнем лагере. – М., 2008 г.
• Соколова Н.В. Лето, каникулы – путь к успеху: сборник программ
и игр для детей и подростков в условиях детского
оздоровительного лагеря, О.: «Детство», 2009г.
• Интернет материалы.проведения
Дата
1.06.2016
2.06.2016
03.06.2016
06.06.2016
07.06.2016
08.06.2016
Мероприятие
Союзмонстрфильм
Общелагерное
КТД в отрядах
• Тимбилдинг для отрядов
• Подготовка к праздничному открытию смены лагеря «Добро
пожаловать или посторонним вход запрещен!» (придумать название
девиз и эмблему отряда) репетиции
«Добро пожаловать или посторонним вход запрещен!»
Репетиции к открытию смены
Общелагерное
• Сореванования по пионерболу среди отрядов
• Открытие смены (после обеда)
(14 отряд)
«Монстрики в гостях у сказки»
Музыкальные занятия (14 отряд)
Подготовка к мероприятию
Общелагерное
• Квестигра «У лукоморья дуб зеленый»
«В мире сказок»
Муз. Занятия (58 отряд)
Общелагерное
• Театрализованное представление «В гостях у сказки»
«Борись до конца! Все или ничего!»
Музыкальные занятия. (14 отряд)
Соревнования по пионерболу 58 отряд
Общелагерное
• «Зоологические забеги»
•
«Вместе мы сила!»
Муз. Занятия (58 отряд)
КТД в отряде:
Общелагерное
• «Рекорд отряда» отборочные соревнования по л\атлетике
• Викторина «О, спорт ты мир» (после обеда)9.06.2016
Общелагерное
«Колесо безопасности»
• Тематическая игра «В стране безопасности».
• Сореванония по пионерболу. Финал
10.06.2016
14.06.2016
15.06.15
16.06.2015
17.06.2015
20.06.2016
21.06.2016
22.06.2016
23.06.2015
Подготовка к защите отрядных уголков
Защита отрядные уголков (после обеда)
«Моя Россия – Моя Страна!»
Общелагерное:
• Военно патриатическая игра «Тропа испытаний» (утро)
• Конкурс песен «Евровидение 2016» в честь Дня России.
Подготовка к концерту
«Чемпионы. Быстрее. Выше. Сильнее!»
Общелагерное:
КТД в отряде:
• Первенство лагеря по л\ атлетике
• Подготовка отрядов к агитбригаде.
«Колесо безопасности»
Муз.занятия (18 отряд)
Общелагерное:
• Выступление агидбригады (после обеда)
Подготовка к Мистеру и Мисс лагерь
«Очумелые ручки»
• Вожатский мастеркласс
• Оформление выставки
Подготовка к Мистеру и Мисс лагерь
Муз.занятия (14 отряд)
• Квестигра «По следам предков»
«Мир Юрского периода»
«Пираты карибского моря»
Муз.зантия (58 отряд)
Общелагерные:
• Соревнования по минифутболу. 14 отряд.
• Квест игра «В поисках сокровищ»
«Хроники Нарнии. Принц Каспиан»
Подготовка к Мистер лагерь
Общелагерные:
• Мистер лагерь (после обеда)
«Перезагрузка»
Общелагерные:
• Линейка «День Памяти»
• Соревнования по минифутболу. 58 отряд.
• Игра Мафия
«Как стать принцессой»
Общелагерное:
• Мисс лагерь24.06.2015
27.06.2015
Общелагерные:
«Убойный футбол»
• Соревнования по минифутболу. Финал.
• Конкурс рисунков «Форма нового поколения»
«Старые песни о главном»
Подготовка к закрытию лагеря
Подготовка к закрытию смены
Общелагерное:
• Торжественное закрытие лагеря «До свидания. До новых встреч»