Программа Я - патриот направлена на воспитания в детях чувства долга , любовь к своей стране - России. Учит уважению к прошлому и любовь к своей семье.
Программы составлены с учетом требований ФГОС. Разработаны для детей начиная с шести , восьми лет.
Я -патриот.docx
Муниципальное казенное учреждение
«Средняя общеобразовательная школаинтернат № 5
г. Нижнеудинск»
РАССМОТРЕНО
Методическим советом
Согласовано:
УТВЕРЖДЕНО:
Зам. директора по УВР
Директор_____ Муратова Л.М.
Протокол от «___» _____20 г
№ ____
________ Тигусова Н.А
Приказ от «____» ______ 20 г
№ _______
.
Рабочая программа
Внеурочной деятельности
по военно – патриотическому воспитанию
«Малышовые войска»
1класс
Разработала:
Михлина Светлана Анатольевна
Воспитатель: 1 категория 2018 – 2019 учебный год
Пояснительная записка
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом "Об образовании в
Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273ФЗ, требованиями Федерального Государственного
образовательного стандарта НОО, Федерального Государственного образовательного стандарта ООО,
письмом Минобрнауки РФ от 12.05.2011 № 03296 «Об организации внеурочной деятельности при
введении Федерального государственного образовательного стандарта общего образования», Уставом
МКОУ Школа – интернат №5 и регламентирует порядок разработки и реализации рабочих программ
курсов внеурочной деятельности учащихся педагогов, работающих по ФГОС.
Дополнительная общеразвивающая программа военно – патриотической направленности «Малышовые
войска» разработана на основе: Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации», Концепции развития дополнительного образования детей (утверждена
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 года № 1726р)
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 года № 1008 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам», Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан
Российской Федерации на 2006 2010гг.» Постановление Правительства Российской Федерации 11 июля
2005 г. № 422 Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ В.А.
Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др. – М.: Просвещение, 2010.
Программа гражданско – патриотического воспитания детей и молодёжи: (г. Москва) / Сост. И ред.
Семёнова Г. С. – М.: Школьная пресса, 2008 Постановления Главного государственного санитарного
врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.317214 «Санитарно
эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы
образовательных организаций дополнительного образования детей», далее СанПиН 2.4.4.317214.
Программа “Малышовые войска ” выполняет особенную роль, так как обладает мощным развивающим
потенциалом. Специфика программы состоит в том, что она строится на предметнопрактической
деятельности, которая является в младшем школьном возрасте необходимым звеном целостного процесса
духовного, нравственного и интеллектуального развития. В силу психологических особенностей развития
младшего школьника работа кружка по этой программе строится таким образом, чтобы продуктивная
предметная деятельность ребенка стала основой формирования его познавательных способностей,
включая знаково символическое и логическое мышление.
Актуальность программы состоит в том, что в наше время назрела острая необходимость в
воспитание активной гражданской позиции. Память о прошлом, о славных предках, о вековых культурных
традициях поможет восстановить связь поколений, пробудить национальное достоинство, воспитать
патриота, хозяина своей земли.
1.2 Цель – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина
России. Программа «Малышовые войска» носит личностноориентированный характер, где главная цель
воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, с уважением относящегося к
культурному достоянию человечества.
Задачи: сформировать патриотизм, гражданскую позицию, понимание прав и свобод личности;
сформировать нравственные основы личности, повысить уровень духовной культуры; сформировать гуманистическое отношение к окружающему миру и людям;
раскрыть значение «малой родины» в жизни человека, которая начинается с его родного дома, родного
села (города), школы; любовь к «малой родине» помогает человеку выживать;
вести постоянную работу по социализации обучающихся, готовить их к жизни в современной
действительности;
воспитывать общечеловеческие, национально культурные ценности, охватывающие основные аспекты
социокультурной жизни и самоопределения личности;
воспитывать правовую культуру, изучать государственную символику, историю родной страны;
усилить значимость досугового компонента, создать условия для самовыражения детей в системе
дополнительного образования и внеурочной деятельности.
Педагогическая целесообразность обусловлена важностью создания условий для формирования у
младшего школьника чувства гордости за свою страну, воспитания патриотических чувств: любви к
своему городу (селу), к своей Родине, её историческому прошлому и традициям; формирование
обоснованного поведения в социальной среде и потребности участвовать в разнообразной поисковой,
творческой созидательной деятельности в социуме.
На этой основе у ребенка развивается чувство сопричастности к жизни общества, формируются
личностные качества культурного человека – доброта, терпимость, ответственность, патриотизм.
При этом средствами программы целенаправленно создаются условия для развития у учащихся
познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы и творческих способностей, формирования
учебной деятельности.
При этом используются разнообразные формы обучения: учащиеся ведут наблюдения, выполняют
практические работы, в различные творческие задания. Проводятся учебные диалоги. Для решения задач
программы важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с ветеранами воины, организация посильной
практической деятельности. Занятия могут проходить не только в классе, но и на улице, музее.
1.4 Отличительной особенностью данной программы является возможность для реализации
межпредметных связей дисциплин начальной школы. Программа «Малышовые войска» использует и тем
самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка, математики, окружающего
мира, музыки, изобразительного искусства, технологии и физической культуры.
Программа рассчитана на 33 недели, для детей в возрасте 78 лет , проводятся во второй половине дня
один раз в неделю по 35минут.. Количество учащихся – 15 человек. Комплектование осуществляется на
основе свободного выбора обучающихся и их родителей (лиц их заменяющих).
Сроки реализации сентябрьмай 2018 – 2019гг.
Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется
1.5 Формы занятий
групповая и индивидуальная формы работы.
Беседы.
Сообщения.
Литературно – музыкальные композиции.
Просмотр и обсуждение видеоматериала .
Экскурсии .
Творческие конкурсы.
Соревнования.
Наблюдение учащихся за событиями в городе, стране.
Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций.
Акции благотворительности, милосердия.
Заочные путешествия.
Методы занятий Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.)
наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение)
педагогом, работа по образцу и др.)
практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
объяснительноиллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию
репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности
частичнопоисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи
совместно с педагогом
исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися
индивидуальнофронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы
групповой – организация работы в группах.
индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Раздел
учебного курса
«Я –
гражданин».
Количе
ство часов
( 9ч) .
Основные понятия – и виды деятельности
1. Россия Родина моя. Символы государства – герб и флаг. Гимн
России. ( Теория. Беседа о государственной символике России).
2. Родной край – частица России. Символика края.( Теория.
Беседа о символике родного края).
3. Нижнеудинск мой родной. ( Теория. Заочное путешествие по
страницам истории родного города.)
4. О чём говорят названия улиц нашего города?( Практика.
Экскурсия с целью сбора информации о названиях улиц городаа).
5. Достопримечательности Нижнеудинска.( Практика. Экскурсия
с целью сбора информации о достопримечательностях города)
6. Я – ученик. ( Теория. Беседа о правах и обязанностях ученика).
7. Родной дом и семья. ( Теория. Беседа о составе семьи ).
8. Традиции семьи. ( Теория. Беседа о традициях семьи).
9. Примечай будни, а праздники сами придут.( Практика.
Викторина на знание русских праздников).
Живые
страницы
прошлого»
12ч.
10. Как жили наши предки.( Теория. Беседа о том, как жили наши
предки).
11. Богатырская наша сила.( Теория. Беседа рассуждение с
опорой на русские народные сказки).
12. Русские героические сказки. (Практика. Литературно
музыкальная композиция).
13. Традиции и обычаи русского народа.( Теория. Знакомство с традициями и обычаями русского народа).
14. Русский солдат сам черт ему не брат.( Теория. Беседа о
героизме русских солдат).
15. Русские полководцы. Дмитрий Донской и Александр Невский.
(Теория. Просмотр и обсуждение видеоматериала).
16. Русские полководцы А. В. Суворов.( Теория. Беседа с
демонстрационным материалом о великом полководце)
17. Русские полководцы М.И. Кутузов.( Теория. Просмотр и
обсуждение видеоматериала).
18. Военные забавы юного Петра.( Теория. Беседа. Знакомство с
первым русским императором и его военными забавами.)
19. История военной символики и формы
( мундира).
«Прошлое
рядом»
12ч.
Практичес
кие занятия
( Практика. Тест.)
20. Виды войск России.( Теория. Просмотр и обсуждение
видеоматериала о видах войск России).
21. Боевая техника России.( Теория. Просмотр и обсуждение
видеоматериала о боевой технике России)
22. Путешествие по городам – героям.( Теория. Заочное
путешествие по городамгероям. Сталинград, Москва, Керчь, Тула,
Смоленск).
23. Городгерой Москва.( Теория. Просмотр и обсуждения
видеоматериала « Москва в годы Великой Отечественной войны).
24. Наша страна в годы Великой Отечественной войны.( Теория.
Просмотр и обсуждение видеоматериала « Великая Отечественная»).
25. Наш край в годы Великой Отечественной войны.( Теория.
Беседа о вкладе Кемеровской области и Новокузнецка в победу).
26. История одного памятника. «Родина Мать зовет!» ( Теория.
Беседа с иллюстративным сопровождением о создании памятника).
27. День защитника Отечества. ( Практика. Литературно
музыкальная композиция о защитниках Отечества).
28. Маршал победы Г.К. Жуков.( Теория. Просмотр и
обсуждение видеоматериала о маршале Жукове).
29. Дети войны. ( Теория. Беседа о детях, которые внесли свой
вклад в победу.)
30. Путешествие « Звёздное небо».( Практика. Конкурс рисунков
на тему: « Космос».)
31. Открытка ветерану.( Практика. Изготовление открыток для
ветеранов).
32. День Победы. ( Теория. Встреча с ветеранами войны.)
33. Акция « Милосердие».( Практика. Изготовление игрушек и
сбор вещей для детей из социальнонезащищённых семей).
изготовление открыток для ветеранов Великой Отечественной
войны, разучивание стихов к Дню Защитника Отечества и Дню
победы, подготовка сообщений об истории памятника « РодинаМать
зовёт», изготовление игрушек для детей из социальнонезащищённых
детей. Название раздела, темы.
Форма деятельности и занятий.
Россия Родина моя. Символы
государства – герб и флаг. Гимн
России.
Родной край – частица России.
Символика края.
Нижнеудинск мой родной.
О чём говорят названия улиц
города?
Достопримечательности
Нижнеудинска.
Я ученик.
Родной дом и семья.
Традиции семьи.
Примечай будни, а праздники сами
придут.
Как жили наши предки.
Беседа.
Беседа.
Заочное путешествие.
Экскурсия.
Экскурсия.
Беседарассуждение.
Беседа.
Беседа.
Викторина.
Беседа.
Богатырская наша сила.
Беседарассуждение.
Русские героические сказки.
Литературномузыкальная композиция..
Традиции и обычаи русского
народа.
Русский солдат сам черт ему не
брат.
Русские полководцы. Дмитрий
Донской и Александр Невский.
Русские полководцы А.
Суворов.
Русские
Кутузов.
полководцы М.И.
В.
Беседа.
Беседа.
Просмотр и обсуждение видеоматериала.
Беседа.
Просмотр и обсуждение видеоматериала. Военные забавы юного Петра.
История военной символики и
формы ( мундира).
Виды войск России.
Беседа.
Тест.
Просмотр и обсуждение видеоматериала
Боевая техника России.
Просмотр и обсуждение видеоматериала
Путешествие по городам – героям.
Заочное путешествие.
Городгерой Москва.
Наша страна в годы Великой
Отечественной войны.
Наш край в годы Великой
Отечественной войны.
История одного памятника.
«Родина Мать зовет!»
День защитника Отечества.
Маршал победы Г.К. Жуков.
Дети войны.
Путешествие « Звёздное небо».
Открытка ветерану.
День Победы.
Акция « Милосердие».
Просмотр и обсуждение видеоматериала
Просмотр и обсуждение видеоматериала
Беседа.
Беседа.
Литературномузыкальная композиция.
Просмотр и обсуждение видеоматериала
Беседа обсуждение.
Урокконкурс.
Творческий конкурс.
Встреча с ветеранами войны.
Акция.
Учебнотематический план
№.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
Наименование раздела, темы.
Кол
во часов.
Теория
.
Практи
ка.
Я гражданин .
Россия Родина моя. Символы государства – герб
и флаг. Гимн России.
Родной край – частица России. Символика края.
Нижнеудинск мой родной.
О чём говорят названия улиц города?
Достопримечательности города.
Я ученик.
Родной дом и семья.
Традиции семьи.
Примечай будни, а праздники сами придут.
Живые страницы прошлого.
Как жили наши предки.
Богатырская наша сила.
Русские героические сказки.
9
1
1
1
1
1
1
1
1
1
12
1
1
1
1
1
1
__
__
1
1
1
__
1
1
__
__
__
__
1
1
__
__
__
1
__
__
1 13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
Традиции и обычаи русского народа.
Русский солдат сам черт ему не брат.
Русские полководцы. Дмитрий Донской и
Александр Невский.
Русские полководцы А. В. Суворов.
Русские полководцы М.И. Кутузов.
Военные забавы юного Петра
История военной символики и формы
( мундира). Тест.
Виды войск России.
Боевая техника России.
Прошлое рядом .
Путешествие по городам – героям.
Городгерой Москва.
Наша страна в годы Великой Отечественной
войны.
Наш край в годы Великой Отечественной войны.
История одного памятника. «Родина Мать зовет!»
День защитника Отечества.
Маршал победы Г.К. Жуков.
Дети войны.
Путешествие « Звёздное небо».
Открытка ветерану.
День Победы.
Акция « Милосердие».
Итого:
1
1
1
1
1
1
1
1
1
12
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
33
1
1
1
1
1
1
__
1
1
1
1
1
1
1
__
1
1
__
__
1
__
24
__
__
__
__
__
__
1
__
__
__
__
__
__
__
1
__
__
1
1
__
1
9
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
Предметом промежуточной оценки освоения данной программы являются индивидуальные
образовательные достижения обучающихся.
Предметом итоговой оценки освоения обучающимися данной программы должно быть
достижение планируемых личностных, предметных и метапредметных результатов.
По окончании курса дети должны знать:
о значимых страницах истории страны,
о главных символах государства,
о примерах исполнения гражданского и патриотического долга,
о традициях и культурном достоянии своего края,
о моральных нормах и правилах поведения,
об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями,
традиции и историю своей семьи,
традиции и историю своей школы.
По окончании курса дети должны уметь:
различать символы государства — флаг, герб России и флаг, герб субъекта Российской
Федерации,
определять на карте границы и крупные города России,
рассказывать о родной стране, своем селе, ориентироваться в историческом времени,
бережно относиться к традициям своей семьи и образовательного учреждения,
уважительно относиться к защитникам Родины,
читать и воспринимать тексты обществоведческого содержания,
уметь выражать чувства и переживания творческими средствами.
Ожидаемые результаты
Освоение детьми программы «Малышовые войска» направлено на достижение комплекса
результатов в соответствии с требованиями ФГОС.
В сфере личностных универсальных учебных действий у учащихся будут сформированы:
готовность и способность обучающихся к саморазвитию,
мотивации к учению и познанию,
ценностносмысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально
личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества,
основы российской, гражданской идентичности,
заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие,
организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность
помогать другим, уважение к чужому труду,
возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественнотворческой
деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей,
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в
том числе во внутреннем плане,
учитывать выделенные ориентиры действий, планировать свои действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей деятельности.
В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
узнавать государственную символику своего региона,
описывать достопримечательности родного края,
находить на карте, свой регион и его главный город,
использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и
детскую литературу с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для
создания собственных устных или письменных высказываний.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;
сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение
со сверстниками и взрослыми
формировать собственное мнение и позицию;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с
партнером;
использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
В результате занятий у обучающихся могут быть развиты такие качества личности:
патриотизм;
уважение к истории, традициям, обрядам, культуре страны;
ответственность и чувство долга, милосердие, достоинство, уважение;
трудолюбие;
настойчивость;
дисциплинированность;
любовь к малой родине.
Связь содержания программы с учебными предметами. Занятия по данной программе тесно связаны с уроками литературного чтения, окружающего мира,
технологии и изобразительного искусства и опираются на знания, получаемые на этих уроках, они
расширяют и углубляют знания, умения, навыки.
Литературное чтение:
• анализ и оценка поступков героев,
• развитие чувства прекрасного,
• развитие эмоциональной сферы ребёнка,
• чтение произведений о России, её природе, людях, истории,
• приобщение к литературе как к искусству слова, опыт создания письменных творческих работ,
• просмотр и обсуждение видеофрагментов, фильмов.
Русский язык:
• раскрытие воспитательного потенциала русского языка,
• развитие внимания к слову и чувства ответственности за сказанное и написанное.
Окружающий мир:
• правила поведения в отношениях «человек – человек» и «человек – природа» и т.д.
• общечеловеческие правила поведения,
• наследие предков в культуре и символах государства,
• славные и трудные страницы прошлого,
• знакомство с профессиями и ролью труда в развитии общества.
Описание учебнометодического и материальнотехнического обеспечения
образовательного процесса
Список литературы для учителя:
1. Голубева Т.С. Государственная символика России [Текст] Начальная школа. 2001
2.
3.
4.
5.
6.
Зыков Л.А. Мой дом – моя Родина: Стихи и рисунки ленинградских детей [Текст] 2001
Печень Н.А. Символы воинской славы. [Текст] – М.: ВЛАДОС, 2004
Агапова И.А., Давыдова М.А. Мы – патриоты! [Текст] М.: ВАКО, 2006
Жиренко И.А., Лапина Е.В., Киселева Т.В.. Я – гражданин России! [Текст] М.: ВАКО, 2006
Давыдова М.А.. Беседы о великих соотечественниках с детьми 57 лет. [Текст] – М,: ТЦ
Сфера, 2005
7. Карпинец О.В. Мы о селе стихами говорим. Сборник стихов к 230летию села
Александровского / Новопавловск, 2007
Список литературы для учащихся:
1. Серия книг История России[Текст] . – М: Белый город, 2006
2. Хинн О.Г. Я познаю мир: Дет. энцикл.: История[Текст] / М.: ООО Издательство АСТ
ЛТД, 1998
3.Афанасьев А.Н. Народные русские сказки. [Текст] М.: 2003
Мультимедийное оборудование
Компьютер
Устройство вывода звуковой информации – колонки
Проектор
Интерактивная доска
Программа малышовые войска
Программа малышовые войска
Программа малышовые войска
Программа малышовые войска
Программа малышовые войска
Программа малышовые войска
Программа малышовые войска
Программа малышовые войска
Программа малышовые войска
Программа малышовые войска
Программа малышовые войска
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.