Программа математического кружка "Эрудит"
Оценка 4.7

Программа математического кружка "Эрудит"

Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
математика
2 кл
20.04.2017
Программа математического кружка "Эрудит"
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задания, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу. Занятия математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д. Предлагаемая программа «Эрудит» разработана в соответствии с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных Стандартом второго поколения.
Программа математического кружка Эрудит.docx
Математический кружок «Эрудит»  для учащихся 2 класса (8­9 лет) Пояснительная записка Важнейшим   приоритетом   начального   образования   является формирование  общеучебных умений и навыков, которые  в значительной мере предопределяют успешность всего последующего обучения ребёнка. Развитие   личностных   качеств   и   способностей   младших   школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно­ познавательной, практической, социальной. Внеклассная   работа   определяется   как   составная   часть   учебно­ воспитательной работы, как одна из форм организации досуга обучающихся. Она   бывает   разнообразной   по   содержанию   и   формам.   В   настоящее   время возникла необходимость включения во внеклассную работу всех обучающихся. Вызвано это тем, что наше общество ждет от школы всесторонней подготовки подрастающего поколения к жизни. Без формирования интереса к изучаемым предметам, без хорошей взаимосвязи классных и внеклассных занятий школа не сможет   выполнять   этот   заказ   общества.   Помочь   учащимся   в   полной   мере проявить   свои   способности,   развить   инициативу,   самостоятельность, творческий потенциал – одна из основных задач современной школы.  Начальный период обучения занимает важное место в развитии детей. Именно в это время происходят первые самостоятельные открытия ребёнка. Пусть они даже небольшие и как будто незначительные, но в них – ростки будущего интереса к науке. Реализованные возможности действуют на ребёнка развивающее; стимулируют интерес к наукам. Вот почему учителя начальных классов должны создавать развивающую творческую, образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого ребенка. Актуальность  программы   определена   тем,   что   младшие школьники   должны   иметь   мотивацию   к   обучению   математики,   стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном   этапе   обучения,   выходящими   за   рамки   школьной   программы, расширить   целостное   представление   о   проблеме   данной   науки.   Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей   к   познавательной   деятельности,   будет   способствовать   развитию мыслительных   операций   и   общему   интеллектуальному   развитию.   Не   менее важным   фактором   реализации   данной   программы   является   и   стремление развить   у   учащихся   умений   самостоятельно   работать,   думать,   решать творческие   задания,   а   также   совершенствовать   навыки   аргументации собственной  позиции  по  определенному вопросу.  Занятия    математического кружка   должны   содействовать   развитию   у   детей   математического   образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.  Предлагаемая программа «Эрудит» разработана в соответствии с учетом «Требований   к   результатам   освоения   основной   образовательной   программы начального   общего   образования»,   установленных   Стандартом   второго поколения.  Цель: развитие   познавательных   способностей   учащихся     на   основе   системы развивающих занятий;  развитие мотивации личности к познанию и творчеству как основы развития образовательных запросов и потребностей детей; развитие индивидуальности,     коммуникативных   способностей   ребенка;   коррекции психофизического и умственного развития детей. Задачи: I.  формирование  общей эрудиции детей, расширение их кругозора  в Обучающие: различных областях элементарной математики;  формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, аргументировано доказывать свою точку зрения,  применять математическую терминологию;  формирование   основных   приёмов   мыслительной   деятельности: анализа,   синтеза,   сравнения,   обобщения,   классификации,   умения   выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы. II. Развивающие:  развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;  развитие мышления в процессе развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;   развитие   коммуникативных   умений:   умение   общаться   и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;  развитие   эмоциональной   сферы,   познавательного   интереса, творческих способностей детей;  развитие   навыков   применения   полученных   знаний   и   умений   в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности. III. Воспитывающие:  воспитание интереса к предмету, к учению;   воспитание     культуры   поведения   учащихся,   доброжелательного отношения учащихся друг к другу;   воспитание   усидчивости,   умения   преодолевать   трудности, аккуратности при выполнении заданий, силы воли, настойчивости, упорства, ответственного отношения к выполнению порученного дела. Учебно­тематический план № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 ИТОГО Разделы Введение Математика – царица наук Живые числа  Примеры  Уравнения, равенства, неравенства Путешествие по стране Геометрия  В царстве смекалки  Задачи Величины Подведение итогов Количество часов 4 9 6 5 15 10 11 7 1 68 часов Методическое обеспечение программы Данная   программа,   составленная   в   соответствии   с   общими   психофизическими закономерностями   развития   личности   ребёнка, особенностями   детей   младшего   школьного   возраста,   требованиями   ФГОС, ориентирована на группы результатов, определённых ФГОС.  Главные принципы реализации программы:  непрерывность и систематичность;  доступность;  добровольность;  гуманизм в межличностных отношениях;  научность;  практичность;  индивидуализация и дифференциация;  интеграция   интеллектуального,   морального,   эстетического   и физического развития. Сроки реализации программы и распределения часов Данная   дополнительная   образовательная   программа   «Эрудит» предназначена   для   учащихся   2   класса  (возраст   детей  от   8   до   9   лет)   и рассчитана на 68 часов по 2 часа в неделю. Время реализации программы – 1 год. Методические   рекомендации   по   содержанию   и   проведению занятий  продолжительность   одного   занятия   составляет   1   академический час (40­45 минут);  группа   одновозрастная,  численный   состав  группы  –  не   менее  12 человек;  все задания рассчитаны на работу учащихся на занятии;    на   занятиях   используются   технические   средства   обучения, компьютерные   и   информационно­коммуникативные   средства,   игровые   и соревновательные формы работы, яркий наглядный материал;  при   организации   учебно­воспитательного   процесса   используются следующие формы, приёмы и методы:   традиционные и нетрадиционные формы обучения; следующие методы: объяснение, беседа, рассказ, обсуждение, игра, самостоятельная   работа,   создание   проблемно­поисковых   ситуаций   и   их решение и др.  такие   приёмы,  как   объяснение,   иллюстрация,   демонстрация видеофильмов, презентаций и др.  формы   организации   познавательной   деятельности:   фронтальная, групповая, индивидуальная;   основные   виды   деятельности   учащихся:   решение   занимательных заданий,   оформление   математических   газет,   участие   в   математических турнирах,   играх,   викторинах,   олимпиадах,   знакомство   с   научно­популярной литературой,  связанной   с  математикой,  проектная  деятельность,  творческие работы, самостоятельная работа; работа в парах, в группах;  учебный   материал   отбирается   в   соответствии   с   возрастными особенностями учащихся и уровнем развития ЗУН детей;  объем материала постепенно увеличивается, задания усложняются сообразно возрасту и уровню развития учащихся;  на   каждом   занятии   перед   выполнением   практической   работы проводятся   упражнения   для   улучшения   мозговой   деятельности;   во   время занятий предполагается отдых; заканчивается рефлексией;  занятие носит обучающий и развивающий характер (не оценочный);  в   качестве   процедур   оценивания   используются:   опрос,   беседа, наблюдение,   математические   турниры,   викторины,   интеллектуальные   игры, олимпиады, тестирование, выставки, проектная деятельность; Материально­техническое обеспечение программы:  компьютерные   и   информационно­коммуникативные   средства (персональный компьютер – рабочее место учителя, электронные справочники, электронные пособия);  технические средства обучения (мультимедийные образовательные ресурсы);  оборудование   класса   (доска,   парты,   шкафы   для   хранения учебников, дидактических материалов, пособий.) Модель занятия может быть следующей: I. Упражнения   для   мозговой   деятельности   и   профилактики   нарушения  Гимнастика (2 мин.) Разминка (3 мин.) зрения: II. Основная   задача   этапа:   создать   определенный   положительный эмоциональный   настрой.   Вопросы   должны   быть   легкие,   направленные   на быстроту реакции.  III. Упражнения,   направленные   на   развитие   памяти,   внимания, мышления            (10 мин.) IV. Логически­поисковые задания (10 – 12 мин.). Задания   из   области   математики   (ребусы,   кроссворды,   загадки,   поиск закономерностей, анаграммы, игры и т.д.). Нестандартные задачи (10 – 13 мин.). Физкультминутка (3 мин.) V. Решение   нестандартных   задач   развивает   привычку   к   логическому рассуждению. Должно быть коллективное обсуждение решенной задачи (ход решения). VI. Рефлексия (2 мин.). Занятие   может   быть   построено   и   по   другой   схеме,   в   зависимости   от поставленных   задач.   Это   может   быть   конкурс,  игра,  викторина,  олимпиада, создание   математической   газеты,   знакомства   с   научно­ познавательной и справочной литературой.   выставка, Предполагаемый результат и критерии оценки        В   результате   реализации   дополнительной   образовательной   программы «Эрудит» учащиеся должны уметь:  воспринимать и осмысливать полученную информацию, выполнять действия по заданному алгоритму;  определять   целое   и   часть,   устанавливать   общие   признаки, обобщать, классифицировать, выявлять закономерности и проводить аналогии, делать несложные выводы, находить истинные и ложные высказывания;  применять изученные способы и приёмы решений различных видов занимательных, нестандартных, логических заданий по математике (например: задачи, головоломки, ребусы, кроссворды, магические квадраты и т.п.);  распознавать, изображать, конструировать геометрические фигуры, тела,   работать   с   таблицами,   схемами,   пользоваться   измерительными инструментами;  понимать значение величин и способов их измерения;  под руководством педагога вести поисковую и исследовательскую работу, оформлять математические газеты;  владеть нормами нравственных и межличностных отношений;  анализировать   правила   игры,   действовать   в   соответствии   с заданными правилами;   находить   аналогичные   задания   в   различных   детских   пособиях, журналах и т. д. и решать их; знать:  некоторые исторические и научные факты о математике;  геометрические фигуры и тела, величины и их единицы измерения  различные   виды   занимательных,   нестандартных,   логических заданий   по   математике   (например:   нестандартные   задачи,   числовые головоломки, ребусы, кроссворды, магические квадраты и т.п.) и способы их решения;  правила   проведения   математических   игр,   викторин,   турниров, олимпиад и правила участников. Предполагаемые  результаты реализации программы:  приобретение   знаний   и   повышение   интереса   учащихся   к математике;  повышение   уровня   развития   интеллектуальных   и   творческих способностей учащихся;  развитие коммуникативной компетентности детей;  развитие   навыков   контроля   и   самоконтроля,   а   также познавательной активности детей;  развитие   устойчивого   интереса   детей   к   участию   в   классных, школьных, городских конкурсах, викторинах, играх, олимпиадах и т.п. Таким   образом,   данный   курс   «Эрудит»   можно   применять   в   работе   с детьми   разной   интеллектуальной   подготовкой.   Стать   наблюдательным, сообразительным,   изобретательным, находчивым, а также приобрести многие другие важные и полезные качества, которые все вместе составляют культуру мышления, ­ помогут эти занятия.   проницательным,   догадливым, Тематическое планирование занятий по программе «Эрудит» № Дата  Перечень разделов и тем По программе 68 часов Теория  Практи ка  Кол­во часов 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Математика – царица наук (4 часа) Введение  Как люди научились считать. Знакомьтесь: Архимед и  Пифагор! И прекрасна, и сильна математики страна! Обобщающее занятие  Выпуск математической газеты«  Математика – царица наук» Живые числа (9 часов) История цифр. Волшебные превращения цифр. Магические числа. Числа великаны. Состав чисел.  Закономерности и  образования 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 1 Пальчиковый счёт. Художник «Циферка» Числовые мозаики “Судоку”. Обобщающее занятие  Праздник числа Примеры (6 часов) Интересные приёмы устного счёта. Арифметические действия  Таблица Пифагора. Круговые примеры. Арифметическая мозаика. Обобщающее занятие  Блиц­турнир. Уравнения, равенства, неравенства (5 часов) Всё познаётся в сравнение. «Истина и ложь». Построение истинных высказываний. Уравнения по описанию Обобщающее занятие  Математическая игра «Гордиев узел» 1 Путешествие по стране Геометрия (15 часов) Геометрия вокруг нас. Геометрические фигуры. Задания  геометрического характера. Геометрические узоры. Танграм.  Чертёж. Технологический рисунок.   Геометрические лабиринты. Друдлы. Пазлы и мозаика. Волшебные палочки. Объёмные фигуры. Оригами. Юные конструкторы.  Лего. Выставка поделок. Обобщающее занятие 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Интеллектуальная игра  «Путешествие по стране Геометрия» В царстве смекалки (10 часов) Арифметические ребусы. Загадки – смекалки. Математические игры. Цифровая шифровка. Числовые головоломки. Геометрические головоломки. Математические кроссворды. Логические цепочки. Магические квадраты. Обобщающее занятие  Арифметическая викторина. 1 1 1 Задачи (11 часов) Задачи в стихах. Задачи­шутки.  Живые задачки. Сказки и старинные истории. Инсценировка задач. Работа с графической моделью. Работа со схематической моделью. Найди пару. Обратные задачи. Задачи с изменением вопроса. Задачи, развивающие кругозор. Логические задачи. Решение олимпиадных задач. Обобщающее занятие Олимпиада Величины (7 часов) Машина времени.  Семь  раз отмерь, один раз отрежь. Копейка рубль бережёт. Сказка о потерянном времени. И слону и даже маленькой улитке. Загадки и вопросы о величинах.   Обобщающее занятие Тестирование Подведение итогов (1 час) 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 68 Познавательно – творческий проект  «Город математики». ИТОГО ЗАНЯТИЙ В ГОД 1 12 1 68 56 Литература  1. Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная  математика. Волгоград: «Учитель», 2007 2. Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и  упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996 3. Быкова Т.П. Нестандартные задачи по математике: 2 класс/Т.П.Быкова.­4­е изд., перераб. и доп.­ М.: Издательство «Экзамен», 2012. 4. В.Волина « Праздник числа» М.Знание, 1993 5. Дьячкова Г.Т. Математика: внеклассные занятия в начальной школе.  Волгоград. Издательство “Учитель”, 2007 6. Истомина Н.Б. Тихонова Н.Б. Учимся решать логические задачи.  Издательство «Ассоциация ХХ1 век», 2010, 2011 7. Калугин М.А. После уроков. Ребусы, кроссворды, головоломки.  Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия  развития: Академия, Ко: Академия Холдинг, 2000. 8. Козлова Е.Г. Сказки и подсказки. Задачи для математического кружка. –  М.: МЦНМО, 2004. 9. Кордемский, Б.А. Удивительный мир чисел: (Математические головоломки и задачи для любознательных) /Б.А.Кордемский, А.А.Ахадов. – М.:  Просвещение, 1986. 10.Левитас Г.Г. Нестандартные задачи на уроках математики в 1­ом классе. –  М.:Илекса, 2002. 11.Максимова Т.Н. Олимпиадные задания по математике, русскому языку и  курсу «Окружающий мир». 1­2 классы.­М.: ВАКО, 2014 12.Нигибин, Ф.Ф. Математическая шкатулка /Ф.Ф.Нагибин, Е.С.Канин. – М.:  Просвещение, 1988. 13.Савенков А. И. Маленький исследователь. Развитие логического мышления  для детей 7 – 8 лет. М.: Издательство «Фёдоров»­2010  14.Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004 15.Сахаров И. П., Аменицын Н. Н. Забавная арифметика. С.­ Пб.: «Лань», 1995 16.Федин С.Н. Занимательные задачи и головоломки для детей 7­12 лет.­ М.:АЙРИС­пресс, 2014 17.Цуканова В.С. Развивающие занятия по моделированию в начальной школе.  – Ростов­на­Дону: “Деникс”, 2003. 18.DVD VIDEO Обучающая программа для детей от 2 до 7 лет: 1) Мультипликационная  «Арифметика – Малышка» 2)Мультипликационные «Детские фантазии» 19.     Российские каталоги:  http://edu.ru –  система федеральных образовательных порталов  http://school.edu.ru – Российский общеобразовательный портал  http://alledu.ru – всё образование Рунета каталог ссылок на  образовательные ресурсы  http://edu.km.ru – сайт отдела образовательных проектов компании  «Кирилл и Мефодий»  http://list.mail.ru – Каталог на Mail.ru – универсальный каталог Рунета  http://www.kinder.ru –Каталог детских ресурсов Рунета  http://www.portal.edu.ru – Федеральный портал «Российское образование»  http://school.holm.ru – Школьный мир: каталог образовательных ресурсов  www.school2100.ru – сайт Образовательной системы «Школа 2100»  www.1september.ru  сайт ИД «Первое сентября» 20.Олимпиадные задания для учащихся начальной школы.  http://nachalka.ucoz.ru/blog/2008­04­14­16 Кенгуру. 21.Задачи прошлых лет. 2001 – 2010 год.  http://www.kenguru.sp.ru./allproblems.html

Программа математического кружка "Эрудит"

Программа математического кружка "Эрудит"

Программа математического кружка "Эрудит"

Программа математического кружка "Эрудит"

Программа математического кружка "Эрудит"

Программа математического кружка "Эрудит"

Программа математического кружка "Эрудит"

Программа математического кружка "Эрудит"

Программа математического кружка "Эрудит"

Программа математического кружка "Эрудит"

Программа математического кружка "Эрудит"

Программа математического кружка "Эрудит"

Программа математического кружка "Эрудит"

Программа математического кружка "Эрудит"

Программа математического кружка "Эрудит"

Программа математического кружка "Эрудит"

Программа математического кружка "Эрудит"

Программа математического кружка "Эрудит"

Программа математического кружка "Эрудит"

Программа математического кружка "Эрудит"

Программа математического кружка "Эрудит"

Программа математического кружка "Эрудит"

Программа математического кружка "Эрудит"

Программа математического кружка "Эрудит"

Программа математического кружка "Эрудит"

Программа математического кружка "Эрудит"

Программа математического кружка "Эрудит"

Программа математического кружка "Эрудит"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.04.2017