«Программа духовно-нравственного воспитания младших школьников «Мы-жители России» разработана в целях совершенствования организации работы по духовно-нравственному воспитанию учащихся начальной школы. С учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, их потребностей и запросов родителей, упор в воспитании сделан на гражданско-патриотические, культурно-исторические и общечеловеческие ценности.Программа "Мы жители России", 1-4 класс
прог.Мы - жители России — копия.doc
Программа духовно
нравственного
воспитания
«Мыжители России»
2 Пояснительная записка
Без глубокого духовного и нравственного чувства
человек не может иметь ни любви, ни чести,
ничего, чем человек есть человек.
В.Белинский
Российское общество переживает в настоящее время духовно
нравственный кризис. Сложившееся положение является отражением перемен,
произошедших в общественном сознании и государственной политике.
Российское государство лишилось официальной идеологии, общество
духовных и нравственных идеалов. Сведенными к минимуму оказались духовно
нравственные и воспитательные функции действующей системы образования.
Важнейшей целью современного образования является воспитание духовно
нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина
России. Под духовнонравственным воспитанием понимается передача детям
тех знаний, которые формируют их нравственность на основе русских традиций,
формирование опыта поведения и жизнедеятельности на базе духовно
нравственных ценностей. Проблемы сегодняшнего дня в нашей стране и мире
(преступность, разводы, доступность и использование вредных лекарственных
средств, в том числе наркотиков, сексуальная распущенность, смещение
моральных ценностей и т. п.) делает процесс воспитания еще более трудным. В
связи с этим работа по духовнонравственному и гражданскопатриотическому
воспитанию в школе включает в себя: совершенствование школьного
образования, систему мер, адресованных семье, детям школьного возраста.
Младший школьный возраст наиболее восприимчив для эмоционально
ценностного, духовнонравственного воспитания и развития пережитое и
усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью.
Масштаб общеобразовательного учреждения (ОУ) является оптимальным в
осуществлении комплекса мер по духовнонравственному воспитанию и
просвещению. Именно на уровне ОУ сочетаются организационные и средовые
факторы и возможности, благодаря которым решаются социальные, социально
просветительские и социальнопедагогические задачи.
«Программа духовнонравственного воспитания младших школьников
«Мыжители России» разработана в целях совершенствования организации
работы по духовнонравственному воспитанию учащихся начальной школы. С
учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, их потребностей
и запросов родителей, упор в воспитании сделан на гражданско
патриотические, культурноисторические и общечеловеческие ценности. При
этом важно, что школьники получают представление обо всей системе
национальных ценностей, могут видеть, понимать и принимать духовно
нравственную культуру российского общества во всем ее социокультурном
3 удовлетворение социокультурных потребностей учащихся и их
многообразии и национальном единстве. Являясь компонентами целостного
образовательного пространства,
Программа обеспечивает:
формирование духовнонравственных качеств через углубленное
усвоение детьми базовых национальных ценностей на материале
региональной культуры и культуры России;
родителей.
Актуальность Программы заключается в преодолении отсутствия
ценностных ориентаций, недостаточного уровня нравственного, духовно
культурного развития, гражданскопатриотического воспитания учащихся, в
профилактике правонарушений. Реализация Программы будет способствовать
решению проблем формирования духовнонравственного воспитания детей
младшего школьного возраста, координации на муниципальном уровне
педагогической и просветительской деятельности различных институтов: семьи,
образовательных и социальных учреждений. В Программе определены основные
пути развития духовнонравственного и гражданскопатриотического
воспитания детей, обозначен комплекс мер по обеспечению взаимодействия в
процессе духовнонравственного просвещения на муниципальном уровне
различных социальных субъектов воспитания (традиционные российские
религиозные организации, органы охраны правопорядка, СМИ); с учреждениями
дополнительного образования, культуры и спорта.
Программа имеет комплексный характер. Очень важно, чтобы
повседневная жизнь и деятельность школьников были разнообразными,
содержательными, насыщенными работой над осознанием общественных
событий и строились на основе самых высоких нравственных отношений.
Содержание воспитания группируется вокруг базовых национальных ценностей,
которые пронизывают весь воспитательнообразовательный процесс, весь уклад
школьной жизни, всю многоплановую деятельность школьника как человека,
семьянина, гражданина. Их содержание отражает основные направления
развития личности:
•
•
•
Ценность данной Программы в разнообразии её содержания и адаптивности
применения. Каждый учитель в соответствии со своими интересами, уровнем
педагогических знаний, запросами детей и родителей может развернуть,
дополнить и скорректировать содержание Программы для конкретного класса,
определив приоритетные виды деятельности.
Срок реализации программы 4 года (14 класс).
Цель и задачи
личностная культура;
семейная культура;
социальная культура.
4 Цель: создание условий для формирования у учащихся ценностных ориентиров
и нравственных норм, основанных на культурно – исторических, гражданско
патриотических и общечеловеческих принципах.
Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:
Воспитывать любовь к родному краю, уважение к народным
1.
Формировать систему базовых национальных ценностей, духовных
традиций, гражданское и патриотическое сознание и самосознание детей
младшего школьного возраста.
2.
традициям и культуре Российского государства.
3.
4.
нравственного развития и воспитания учащихся.
Приоритетными целевыми группами реализации Программы являются
учащиеся младших классов, педагоги школы, представители социальной сферы,
представители общественных объединений и организаций, родители учеников и
члены их семей.
Воспитывать экологическую культуры и культуру безопасности.
Создать систему взаимодействия с семьёй в области духовно
Воспитание и социализация школьников, обеспечивающие их духовно
Виды и формы деятельности
нравственное развитие, интегрируют все основные виды их деятельности:
урочную;
внеурочную;
внешкольную;
семейную;
общественно полезную.
Основной педагогической единицей внеурочной, внешкольной и
общественнополезной деятельности является практика.Включение детей в
практическую деятельность по применению полученных знаний предполагает
формирование у младших школьников определенных навыков и умений: умение
отразить накопленные знания в игре, художественной и трудовой деятельности,
умение принять участие в общественнонаправленном труде, умение бережно
относится к природе, результатам труда других, общении со взрослыми и
сверстниками. Внеклассная и внешкольная деятельность осуществляется через
взаимодействие с общественными структурами с включением инновационных
форм работы:
проектная деятельность с использованием ИКТ,
исследовательская деятельность, коллективное творческое дело . Система
воспитательной работы выстроена в соответствии с направлениями
деятельности школы, с использованием ярких форм, методов и видов
деятельности, создающих привлекательность этой деятельности:
мероприятия: экскурсия, целевая прогулка, беседа, классный час, праздник
(фольклорный, спортивный, тематический), урок (доброты, мужества), урок –
презентация, конкурс (рисунков, сочинений, поделок, стихотворений,
5 публикаций, эрудитов), фотовыставка, фестиваль, предметная неделя, чтение и
обсуждение литературных произведений, просмотр и обсуждение фильма,
смотр, встреча (с интересными людьми, героями ВОВ, труда, почетными
жителями), мастерская (творческая, художественная), устный журнал;
дела: проект (творческий, социальный), исследовательская работа, субботник,
акция, концерт, выставка, ярмарка, выпуск листовок, плакатов, стенгазет, КТД;
игры: викторина, игровая (познавательная) программа, заочное путешествие
играпутешествие, игра (ролевая, интеллектуальная, театрализованная,) КВН,
олимпиада, диспут, литературномузыкальная композиция, инсценировка.
Нормативноправовая и документальная основы
Нормативноправовая основа
Воспитательная, учебная и методическая работа по организации духовно
нравственного воспитания младших школьников строится в соответствии с
требованиями нормативноправовых документов:
Федеральным Законом от 24 июня 1998 года №124ФЗ «Об
Концепцией духовнонравственного развития и воспитания
Конвенцией о правах ребёнка
Законом Российской Федерации «Об образовании в РФ»
Федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего образования
основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»
личности гражданина России
Федерации
объединениях»
Письмом Министерства образования РФ от 1 марта 2002 г.
№3051131/16 «О рекомендациях «Об организации воспитательной
деятельности по ознакомлению с историей и значением
официальных государственных символов Российской Федерации и
их популяризации»
Концепция патриотического воспитания граждан Российской
Федеральным законом «О свободе совести и религиозных
Психологопедагогическая основа:
образовательного процесса;
коррекция результатов.
обеспечение педагогической целостности воспитательно
обязательный постоянный контроль, оценка и по необходимости
Основные направления и система мероприятий
1. Педагогическое сопровождение семьи в вопросах духовно
нравственного воспитания школьников.
6 Программа предполагает информационнопросветительскую деятельность
по ознакомлению родителей с Программой, её целями, задачами,
содержанием и ходом реализации Реализация Программы предполагает
организацию совместной деятельности семей:
проведение семейных праздников светского и церковного
календаря с совместным участием родителей и детей в их подготовке и
проведении;
обогащение совместного досуга родителей и детей экскурсиями;
участие в социальных и благотворительных акциях.
Культурнопросветительское направление Программы предполагает
также проведение мероприятий и праздников духовнонравственной и
гражданскопатриотической направленности в ОУ,
размещение
материалов на школьном сайте.
2. Социальные и благотворительные акции.
Раздел «Социальные и благотворительные акции» предусматривает
ряд мероприятий,
направленных на развитие милосердия,
благотворительности. В числе этих мероприятий участие в различных
акциях и проектах: «Подарок дошкольнику», «Ветеран живет рядом»,
«Письмо ветерану», «Спешите делать добро», «Помнить, чтобы жить» и
т.д.
3. Совместная деятельность школы, семьи и общественности по
духовнонравственному развитию и воспитанию учащихся.
В деятельности школы по развитию и воспитанию младших
школьников принимают участие члены семей учащихся, психолог,
социальный педагог,
работники правоохранительных органов,
представители общественности, здравоохранения, культуры и религии.
4. Непосредственно школьная, внеурочная и внешкольная деятельность
младших школьников по духовнонравственному воспитанию.
Содержание Программы
7
Основным содержанием духовнонравственного развития, воспитания и
социализации являются ценности, хранимые в религиозных, культурных,
социальноисторических, семейных традициях России, передаваемые от
поколения к поколению и обеспечивающие эффективное развитие страны в
современных условиях:
семья;
культурнорегиональное сообщество;
культура своего народа, компонентом которой является система
ценностей традиционных российских религий;
российская гражданская нация;
мировое сообщество. Для достижения цели и задач Программы школьники вместе с педагогами,
родителями обращаются к содержанию:
истории своей семьи, рода, жизненного опыта своих предков;
произведений литературы и искусства;
периодической печати, отражающих современную жизнь;
традиционных российских религий;
фольклора народов России;
общественно полезной и личностно значимой деятельности в
рамках социальных и культурных практик.
Духовнонравственное развитие личности начинается в семье. Следующая
ступень развития гражданина России – это осознанное принятие детьми
традиций, ценностей, особых форм культурноисторической, социальной и
духовной жизни его родного города, области. Более высокой ступенью
духовнонравственного развития гражданина России
является принятие
культуры и духовных традиций России, русского народа и народов, в среде
которых он живет. «Родной край, его история, – писал академик Дмитрий
Сергеевич Лихачев, – основа, на которой только и может осуществляться рост
духовной культуры всего общества». Исходя из этого, содержание материала
систематизировано с учетом возрастного аспекта по тематическим блокам:
«Моя семья, моя школа» (14й класс). Цель: воспитание ребенка
1.
как личности на примере семьи, предков; школа – центр
социокультурной среды.
«Мой город» (14й класс). Цель: воспитание гражданского
2.
самосознания через ознакомление с историей, природой и культурой
родного города.
«Мой край» (14й класс). Цель: формирование ценностного
3.
отношения к истории своего края, освоение обычаев и традиций
региона.
4.
развитие у школьников
гражданственности, патриотизма, ответственности за себя и за
окружающую действительность, чувства верности и любви к своему
Отечеству.
«Моя Россия» (14й класс). Цель:
Работа с родителями
Взаимодействие классного руководителя и родителей заключается в том,
что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и
развитии в нем лучших качеств и свойств, необходимых для самоопределения и
самореализации. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного
уважения и доверия, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по
отношению друг к другу.
8 Формы работы с родителями
Родительские лектории;
Родительский всеобуч;
Родительские собрания на духовно – нравственные темы;
Вечера вопросов и ответов (индивидуальные консультации с привлечением
специалистов различного профиля – врачей, психологов, юристов и т.д.);
Создание родительских клубов по интересам;
Функционирование кружков, возглавляемых родителями;
Собеседование об удовлетворенности родителей жизнедеятельностью
школы;
Проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы,
экскурсии,
семинары
собеседования на диалоговой основе, тематические семинары с
использованием ТСО;
именины детей,
спектакли,
родителей,
Факультативные занятия совместно с родителями: анкетирование и
тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса
духовнонравственного воспитания в семье;
Помощь родителей школе;
Визиты домой, индивидуальная работа с детьми дома;
Наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки
передвижки, выставки детских работ, литературы;
Ведение социального паспорта класса;
День открытых дверей;
Создание родительского актива, посещение неблагополучных семей,
оказание им помощи;
Участие родителей в управлении школой через Совет школы,
Попечительский совет, родительский комитет.
Формы работы с учащимися
1. Через учебную деятельность (решение воспитательных задач на каждом
уроке).
2. Через внеклассную и внеурочную деятельность:
факультативные занятия, кружковая работа;
9 беседы, классные часы нравственного и духовного содержания,
лекции, конференции, диспуты, «круглые столы»;
проведение совместных праздников;
детская благотворительность;
экскурсии,
целевые прогулки,
игры духовнонравственного
содержания;
просмотр слайдов фильмов,
видеофильмов,
использование
аудиозаписи и технических средств обучения;
конкурсы, викторины, праздники, выставки детского творчества,
творческие вечера, тематические утренники;
деловые и ролевые игры, проигрывание ситуаций, дискуссии;
моделирование, проектирование;
встречи со специалистами и интересными людьми;
экспрессопрос, тестопрос; тренинги;
коллективные творческие дела учащихся;
рукоделие и все виды творческой художественной деятельности
детей;
презентация книг духовнонравственного воспитания;
благотворительные акции;
тематические эстафеты, соревнования;
Данная Программа имеет несколько составляющих: интеллектуальную,
творческую, деятельностную, которые объединены в три направления:
1.
2.
3.
Нравственнопатриотическое воспитание.
Граждансконравственное воспитание.
Культурнонравственное воспитание .
10 Нравственнопатриотическое воспитание
Цель: формирование патриотического сознания, верности Отечеству,
готовности к выполнению конституционных обязанностей.
Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение
Отечеству, историческое наследие.
Основные понятия: Родина, Отечество, патриотизм, традиции, история
страны.
воспитать уважение к защитникам Родины, любовь к школе, своему
дать элементарные представления о национальных героях и
Задачи:
дать представление о политическом устройстве российского
государства, о его важнейших законах, о символах государства – Флаге,
Гербе России, о флаге и гербе Кемеровской области, города Тайги,
государственных праздниках и важнейших событиях в жизни России,
края, города;
важнейших событиях истории России;
городу, народу, краю, России.
Предполагаемый результат:
ценностное отношение к России, своему краю, городу,
государственной символике, законам Российской Федерации, старшему
поколению;
чувство гордости за Российское государство, родной край;
элементарные представления о государственном устройстве и
социальной структуре российского общества, о наиболее значимых
страницах истории страны, о примерах исполнения патриотического
долга;
опыт социальной и межкультурной коммуникации.
Граждансконравственное воспитание
Цель: формирование гражданской и правовой направленности личности,
активной жизненной позиции, пониманию смысла и ценности человеческого
существования.
Ценности: закон и правопорядок, свобода личная и национальная,
доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.
Основные понятия: закон, права и обязанности, ответственность, долг,
достоинство, личность, справедливость, нравственный выбор.
Задачи:
дать элементарные представления о правах и об обязанностях
гражданина России, о законах и правовых нормах государства;
формировать культуру проявления гражданской позиции,
стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, края,
города;
11 познакомить с нравственными позициями людей прошлого и их
осуществлять самоконтроль, давать нравственную оценку своим и
нравственным подвигом во имя человечества;
чужим поступкам.
Предполагаемый результат:
гражданина, семьянина, товарища;
общества;
первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества.
опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской позиции;
начальные представления о правах и обязанностях человека,
представление о семье как о высшей ценности гражданского
Культурнонравственное воспитание.
Цель:
стремление формировать свою среду, свои действия по
эстетическим, этическим, культурным критериям, воспитание чувства видения
прекрасного.
Ценности: любовь к природе, культурные традиции; духовный мир
человека; смысл жизни; эстетическое развитие.
Основные понятия: русская культура, религия, поликультурный мир,
красота, гармония.
приобщать к общечеловеческим и культурным ценностям русского
формировать гуманистическое отношение к окружающему миру;
воспитывать чувства гордости и уважения к истории и культуре
развивать способности к приобретению умений и навыков
ознакомление с историей и культурой родного края, народным
фольклором,
традициями,
Задачи:
народа и народов России;
своей страны;
художественной деятельности;
творчеством,
этнокультурными
особенностями быта народов России.
Предполагаемый результат:
наследию, народным традициям;
своего города, края, страны;
ценностное отношение к отечественному культурноисторическому
элементарные представления о традициях и культурном достоянии
приобщение к нравственным, духовным ценностям России.
Содержание Программы способствует расширению единого образовательного
пространства, которое представляет широкие возможности для формирования
у детей социальных положительных качеств, способствующих нравственному и
культурному становлению личности. Каждое из направлений Программы
обеспечивает формирование и принятие школьниками соответствующих
12 ценностей, опыта эмоциональноценностного постижения действительности,
ответственности за свои поступки. Все эти направления взаимосвязаны и
дополняют друг друга.
Предполагаемые результаты реализации
Ожидаемые результаты
Знание и понимание учащимися истоков отечественной материальной и
духовной культуры, осознание духовных основ русской культуры, способность
к творчеству в пространстве русской культуры, умение жить по законам
гармонии и красоты.
Духовнонравственный потенциал подрастающего поколения. Высокий
уровень самосознания, самодисциплины, способность сделать правильный
нравственный выбор. Гуманность, уважение прав, свобод и достоинства других
людей.
Убежденность учащихся в том, что настоящий гражданин любит свою
Родину, гордится ее славной историей, изучает историкокультурное наследие,
верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.
Ведение здорового образа жизни, физическое развитие и стремление к
физическому самосовершенствованию,
отсутствие вредных привычек,
отношение к духовному и физическому здоровью как к важной личной и
общественной ценности, экологической культуре.
Взаимодействие семьи и школы в процессе духовнонравственного воспитания,
школа – центр социокультурной среды.
Убежденность учащихся в том, что настоящий гражданин любит и
гордится своей Родиной, изучает ее историкокультурное, духовное наследие,
верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.
Настоящий гражданин любит и бережет природу, занимает активную позицию в
борьбе за сохранение мира на Земле. Воспитание экологической культуры.
Важным условием эффективного управления педагогическим процессом
является получение объективной информации о последствиях реализации
Программы.
Оценка результативности реализации Программы осуществляется на
основе системы объективных критериев, которые определяют духовно
нравственные и количественные параметры.
Духовнонравственные параметры:
сознание каждым ребенком себя гражданином России на основе принятий
общих национальных нравственных ценностей;
13 формирование уважения и любви к своей Родине, Кузбассу; развитость у
школьников чувства патриотизма и гражданской солидарности;
знание и понимание учащимися истоков отечественной русской культуры,
традиций русского народа и других малых народностей Родины, умение жить
по законам гармонии и красоты;
приобщение школьников к истокам православной культуры; расширение у
детей знаний государственных и культурных традиций;
ведение детьми здорового образа жизни, отношение к духовному и
физическому здоровью как к важной личной и общественной ценности,
стремление к экологической культуре;
взаимодействие семьи и школы в процессе духовнонравственного
воспитания, укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно
нравственных традиций семейного воспитания.
Воспитательные результаты деятельности школьников распределяются по трем
уровням:
Первый уровень
результатов
Приобретение
школьником социальных
знаний,
первичного
понимания социальной
реальности
и
повседневной жизни.
Третий уровень
результатов
Получение школьником
опыта самостоятельного
общественного действия.
Второй уровень
результатов
Получение школьником
опыта переживания и
позитивного отношения
к базовым ценностям
общества,
ценностного
отношения к социальной
реальности в целом.
Результаты освоения Программы диагностируются в ходе
мониторинговых исследований. Оценка личностных достижений школьников в
процессе духовнонравственного развития может осуществляться с помощью
портфолио.
14 Список использованных источников
Классный руководитель \ научнометодический журнал №4.
Круглова Т.Ф., Белоусова Г.В. Структура концепции воспитания
Концепция духовнонравственного воспитания российских
Гуткина Л.Д. Планирование и организация воспитательной работы
Данилюк А. Я., Кондаков А.М., Тишко В.А. Духовнонравственное
1.
Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция
духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина
России. М: «Просвещение», 2009
2.
воспитание российских школьников// URL: http://lomonholding.ru
3.
в школе. – М, 2001.
4.
М.,2008
5.
школы русской МОУ СОШ № 2 г. Пикалво // Завуч, 2002, № 1, с. 37.
6.
школьников// URL: https://edu.tatar.ru
7. Мудрость воспитания: Книга для родителей / Сост. Б. М. БимБад,
Э. Д. Днепров, Г. Б. Корнетов. – М.: Педагогика, 1987
8.
Программа воспитания и обучения в детском саду/Под ред. М. А.
Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. 6е изд., испр. и доп. М.:
МОЗАИКА СИНТНЗ, 2009
9.
http://uchkopilka.ru/
10. Патриотическое воспитание младших школьников// URL:
http://uchkopilka.ru/
11.
государственный образовательный стандарт
образования // URL: http://www.school.edu.ru/dok_edu.asp
12.
Родительские чтения — одна из форм повышения психолого
педагогической культуры родителей в современных условиях
http://www.maam.ru/detskijsad/
13. Седова Л. Н., Толстолуцких Н. П. Теория и методика
воспитания: конспект лекций// URL: http://www.tinlib.ru
Российский общеобразовательный портал.
Федеральный
начального общего
Программа воспитательной работы в начальной школе// URL:
15 Цели и задачи воспитания детей в условиях современного
Шейнис Г.В. Духовнонравственное воспитание школьников
Чеснокова С. В. Воспитание духовно нравственной культуры
URL:
14.
образовательного учреждения и семьи// URL: http://www.maam.ru/
15.
личности у детей младшего школьного возраста//
http://nsportal.ru/nachalnaya
16.
природой. Психология воспитания. №2 (27) М., 2011
16 17
Программа "Мы-жители России"
Программа "Мы-жители России"
Программа "Мы-жители России"
Программа "Мы-жители России"
Программа "Мы-жители России"
Программа "Мы-жители России"
Программа "Мы-жители России"
Программа "Мы-жители России"
Программа "Мы-жители России"
Программа "Мы-жители России"
Программа "Мы-жители России"
Программа "Мы-жители России"
Программа "Мы-жители России"
Программа "Мы-жители России"
Программа "Мы-жители России"
Программа "Мы-жители России"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.