Программа на основе
технологии модерации, позволяет повысить результативность и качество уроков за
счет усиления мотивации всех участников образовательного процесса, активизации
познавательной деятельности учащихся, эффективного управления педагогом
процессами обучения, воспитания и развития. Процесс совместной работы,
организованный с помощью приемов и методов модерации способствует снятию
барьеров общения, создает условия для развития творческого мышления и принятия
нестандартных решений, формирует и развивает навыки совместной деятельности.
Программа на основе технологии модерации, на примере содержания урока Геометрии 8 класс по теме «Четырехугольники»
Программа и содержание урока на основе технологии модерации. |
|||
Предмет, по которому проводится урок |
Геометрия |
||
Класс |
8кл |
||
Этап |
Время, продолжительность этапа |
Активный метод обучения (прием, способ, техника) |
Описание Активных методов обучения |
Инициация |
2 мин. |
Знакомство. Организация групп по сходственным признакам |
Каждый из учащихся получает (вытягивает или выбирает) четырехугольник с определением, по которому необходимо определить вид четырехугольника (параллелограмм, ромб, прямоугольник, квадрат и трапеция). Выбор четырехугольника определят название мини- группы в которую будет входить учащийся. Цель перемешать учащихся по группам, которая имеет свое название. Изложить учащимся идею урока, обозначить проблему, поставить задачу. Каждая команда получает фигуру четырёхугольника. Они должны определить его вид. Это будет название их команды. Каждая команда получает фигуру четырёхугольника. Они должны определить его вид. Это будет название их команды. Каждая команда получает фигуру четырёхугольника. Они должны определить его вид. Это будет название их команды. Каждая команда получает фигуру четырёхугольника. Они должны определить его вид. Это будет название их команды. |
Вхождение или погружение в тему |
5мин. |
Познавательная игра «Сказка-вопрос» |
Учащимся предлагается послушать сказку и ответить на вопросы к ней Решили, как то четырехугольники выбрать себе короля. Долго спорили и никак не могли прийти к единому мнению. И вот один старый параллелограмм сказал: «Давайте отправимся в царство четырехугольников. Кто первым придет , тот и будет королем.» И отправились все в далекое путешествие. Повстречалась на пути река, которая сказала: «Переплыть меня могут только те у кого диагонали пересекаются и в точке пересечения делятся пополам.» и т.д. в итоге определяется фигура, которая была провозглашена королем. |
Формирование ожиданий учеников |
3 мин. |
«Самоконтроль, я хочу научиться» Лист самоконтроля знаний группы учащихся. |
Лист контроля используется учащимися для записи ответов учащихся. Кто смог переплыть и почему? Кто смог пройти через гору и почему? Кто это был и почему? По результатам контроля определяются лидеры по группам. |
Интерактивная лекция |
10 мин. |
Презентация. |
Презентация в соответствии с темой урока. Управляемая дискуссия групп учащихся при демонстрации слайдов. Сначала группы обсуждают и приводят примеры геометрических моделей из разных областей науки и жизни. После того как все группы представят свои формулировки, обсуждаются вопросы. 1. Что объединяет рассматриваемые четырехугольники? 2. Что отличает каждый четырехугольник? и т.д. |
Эмоциональная разрядка (разминка) |
3 мин. |
Галерея |
Динамическая смена изображений использования изучаемых четырехугольников в быту и техники. |
Проработка содержания темы |
12 мин. |
Мозговой штурм |
Построение логических цепочек. Как проверить что у стола углы прямые? На доске появляются четырехугольники, учитель утверждает, что все фигуры являются параллелограммами (ромбами, трапециями и т.д.) Верно ли это утверждение? |
Подведение итогов |
5 мин. |
Рецензия |
Группы меняются конспектами своих выводов по кругу и пишут на работы рецензии (1-2 предложение), основываясь на свойства и критерии, утвержденные во время дискуссии, ранее. Учащиеся знакомятся с рецензиями и могут поправить свои недочеты. Рецензии сдаются учителю. |
Ключевые процессы |
Вопросы организации
|
Ответ |
эффективное взаимодействие (интеракция) участников группового процесса
|
Каким образом будет обеспечена интеракция участников в процессе постановки целей урока, выяснения ожиданий, лекции, выполнения практического задания в малых группах, при подведении итогов урока? |
В процессе постановки целей урока будет осуществляться интеракция учитель класс, для выяснения ожиданий ученик-малая группа, лекции малая группа- малая группа, выполнения практического задания ученик-малая группа, и при подведении итогов малая группа- малая группа. Каждый этап работы группы характеризуют открытость и доверительные отношения, и принятие чужого мнения, активное заинтересованное творческое обсуждение, развитие идей друг друга, взаимоподдержка и взаимная ответственность обучающихся за результаты работы команды. |
упорядоченный обмен информацией (коммуникация) между всеми участниками образовательного процесса
|
Как Вы будете учитывать разные каналы восприятия информации учащимися? Что может помешать свободным коммуникациям в процессе урока и как это можно предупредить? |
Коммуникация возникает между учеником и малой группой. В основе сотрудничества лежит взаимное желание учащихся в группе объединить свои способности для выполнения совместной работы. Для лучшего восприятия информации используется, наглядные пособия, мультимедиа и правильная речь. Помешать коммуникациям могут большое количество человек в группе и неправильное расположение, поэтому, чтобы избежать этого необходимо, продумать этот вопрос заранее. Также по разным причинам у учащихся могут возникнуть затруднения при выполнении заданий. Для предупреждения помех свободным коммуникациям необходимо контролировать процесс взаимодействия в группах, консультировать по вопросам и вовремя оказывать помощь на всех этапах работы. Ну и главное создание позитивного фона урока, который будет являться мотивирующим фактором для эффективности образовательного процесса. |
обеспечение наглядности хода и результатов образовательного процесса (визуализация)
|
Как будет обеспечиваться визуализация целей урока, ожидаемых эффектов урока, материалов Вашей интерактивной лекции, практического задания и результатов его выполнения учащимися, итог урока? Какие материалы, заготовки, оборудование Вам потребуются для этого? |
Визуализация обеспечивается презентацией с использованием мультимедийного проектора и компьютера. Каждый этап урока сопровождается слайдами, что позволит иметь возможность многократного обращения к представленной информации, возможность сравнения с предыдущей и последующей информацией. Использование наглядных пособий и заранее заготовленных бланков с критериями оценки листов самоконтроля учащихся. |
мотивацию всех участников образовательного процесса
|
Какие мотивирующие факторы, как и когда, будут использованы для создания и поддержания высокого уровня мотивации учащихся на всем протяжении урока? Что Вы используете для мотивированного выполнения домашнего задания? Что Вы используете для обеспечения искреннего желания учащихся прийти на следующий Ваш урок? |
На первом этапе урока при самостоятельном выборе группы, возрастает ответственность ученика за свой выбор перед группой, что является значительным мотивирующим фактором. Работа в команде – также является мощным мотивирующий фактор. Перед каждой командой поставлена цель, от каждого учащегося команды зависит успех в достижении цели, никому не хочется быть хуже, чем другие. Все это мотивирует признание своего вклада в общий дело. Использование игровых методов обучения и визуализации учебного материала, делают процесс обучения понятным и интересным для детей. Также факторами мотивации являются самообучение и обучение своих товарищей. Для мотивации выполнения домашнего задания, каждый ученик, зарабатывает дополнительную оценку как при ответе у доски, так и роли консультанта, при проверки. Для обеспечения искреннего желания прийти на следующий урок, использую различные формы и методы проведения уроков, а также позитивный настрой учителя, и доброжелательную энергетику урока. |
мониторинг образовательного процесса
|
Что Вы сделаете для определения: достижения результатов образовательного процесса, соответствия графика урока, стадий групповой динамики? |
Результаты каждого этапа урока оценивается группой. В конце урока листы контроля оной группы рассматривают другие группы и дают свои рекомендации по оценке результатов, после этого сдаются учителю. Общение с другими группами, дискуссии, помощь в решении заданий позволяют поддерживать необходимую динамику урока. Учитель со своей стороны стремиться достичь состояния сотрудничества участников групп, поддержать их взаимодействие и взаимовыручку, контролирует не только содержание урока, но и время каждого этапа работы, стараясь каждый этап закончить визуализацией полученных результатов и при необходимости корректировкой работы групп. |
рефлексию педагога и обучающихся
|
Какие приемы Вы используете для запуска и эффективного протекания рефлексии обучающихся на каждом этапе урока? |
Использую промежуточную рефлексию, чтобы зафиксировать и озвучить результаты каждого этапа урока. Итоговая рефлексия, что дает понимание завершенности урока. Использую прием закончить предложение: я понял, я приобрел, я научился, сегодня я узнал, было интересно, было сложно, понял сам, но не могу объяснить другим, понял и могу объяснить другим и т.д. При ограниченности времени использую смайлики указывающие настроение учащегося по уроку. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.