Планомерное содействие развитию и укреплению духовных, душевных способностей учеников через познание себя, осознавание связи внутреннего и внешнего мира; подведение к осмыслению понятий: жизнь, мироздание, творец, формирование собственной мировоззренческой позиции; создание возможностей для самовыражения детей.
Гармонизация внутреннего мира педагога, ослабление его внутренней напряженности, усиление психических сил, расширение профессионального самосознания.
Организация тесного сотрудничества с семьей.6. Работа с учениками по формированию личностной и коммуникативной компетентности, адекватных представлений о себе, своих качествах, способностях, возможностях, нравственного отношения к семейным, дружеским, социальным контактам, по созданию мировоззренческой позиции.
ПРОГРАММА
«Нравственная педагогика»
Директор ДОШ №117
Дудник Л.В.
Зам.директора по УВР
Степанова Н.Н.
Волякина О.Е. (МОУ № 54)
Зам.директора по ВР
Журавлева Н.А. (МОУ №43)
Врачпсихотерапевт, валеолог
физиолог системы образования
Давыдова Н. А.Донецк
2013
ПРОГРАММА
«Нравственная педагогика»
Цель:
Планомерное содействие развитию и укреплению духовных, душевных
способностей учеников через познание себя, осознавание связи внутреннего и
внешнего мира; подведение к осмыслению понятий: жизнь, мироздание,
творец, формирование собственной мировоззренческой позиции; создание
возможностей для самовыражения детей.
Гармонизация внутреннего мира педагога, ослабление его внутренней
напряженности, усиление психических сил, расширение профессионального
самосознания.
Организация тесного сотрудничества с семьей.
Задачи:
1. Подготовить педагогов к работе с детьми в рамках понятий
нравственной педагогики.
2. Помочь учителю в осуществлении программы в ходе учебно
воспитательного процесса.
3. Просветительская работа среди родителей.
4. Помочь учителям, родителям школьников в теоретическом и
методическом аспектах коррекционного сопровождения детей с
особенностями нервнопсихического развития.
5. Организация консультативной помощи школе в вопросах
индивидуального подхода к конкретной ситуации, конкретному
ученику, преодолении коммуникативного дефицита в системе
«учитель – ученик – родитель».
Работа с учениками по формированию личностной и
коммуникативной компетентности, адекватных представлений о
себе, своих качествах, способностях, возможностях, нравственного
отношения к семейным, дружеским, социальным контактам, по
созданию мировоззренческой позиции.
6.Специфика курса нравственной педагогики:
1. Составляющие педагогического процесса – воспитание, обучение,
образование; обращение к духовнонравственным традициям
этического образования.
2. Ключевые понятия:
детство – особый этап становления личности;
только сам человек может знать о себе то нравственное и
сокровенное, что происходит в глубине души;
только встретившись с возможностью внутренней красоты,
которая потенциально или реально, но непременно существует
в каждом, человек может преобразоваться в нравственного;
важна свобода выбора;
надо дать возможность впитать, пережить ребенку то, что он
будет выбирать.
3. Особое внимание уделяется личности педагога, его личностно
этическим качествам, его умению в себе самом обрести резерв
нравственной красоты, реализующимся в своих действиях.
4. Семья – важнейшая площадка в формировании нравственности
ребенка; высшая ценность семьи – любовь и уважение членов семьи,
принятие их уникальных особенностей.
Направления работы:
1. Работа с педагогами.
2. Работа с детьми.
3. Работа с родителямиРаздел №1
Работа с педагогами.
Цель:
Помочь в формировании валеологического сознания подрастающего
поколения, внутренней потребности в здоровом образе жизни, воссоздании и
сохранении моральнокультурных традиций, духовных ценностей народа
Украины.
Гармонизация внутреннего мира педагога, ослабление его психической
напряженности, повышение резервов жизненной стойкости, поддержание
социальноконструктивного состояния.
Задачи:
дать теоретическое обоснование проблемы снижения уровня здоровья:
физического, душевного, социального;
углубить знания его формирования, сохранения, приумножения;
помочь в освоении навыков практического использования этих знаний в
ходе урока и во внеурочной деятельности;
научить практическому применению знаний законов роста и развития
детского организма, в том числе идей духовной антропологии;
дать
теоретические и методические знания по диагностике,
коррекционному сопровождению школьников с особенностями
психофизического развития;
вдохновить на принятие ответственности за решение проблемы здоровья
подрастающего поколения.
помочь в эффективном ведении групповых дискуссий.
Цикл обучающих семинаров.
І . Культура общения.
Подход к проблеме общения в семье и школе.
Биоэнергетические
Пути предупреждения
психоэмоционального стресса.
Формулы психического равновесия.
Представления о древних системах психофизической тренировки.
аспекты общения.Современные способы психической регуляции: релаксация; аутосуггестия;
ассоциированныедиссоциированные состояния (НЛП).
П . Гигиена ума.
Здоровье ума и сила ума. Мозг как генератор мыслей. Мышление.
Разум. Ум. Рассудок. Чистота сердца. Сердце производящая сила ума.
Борьба за обладание мышлением. Духовная часть ума. Деятельность ума и
отношение: к Творцу, к самому себе, с другими людьми.
психического резерва, расширению профессионального самосознания.
Психотехнические игры по гармонизации внутреннего мира, развитию
. «В начале было Слово» (Ин. 1:1)
Ш
Формирование человека через слово. Закон Слова. Структура Слова.
Внутреннее слово. Произносимое слово.
Слова возвышающие. Слово как символ. Символ – отражение наиболее
глубоких аспектов реальности. Доисторичность. Человек, как историческое
существо. Символ – сердцевина духовной жизни. Ядро образа.
Ответственность за образ. Соединение внутреннего мира человека со словом,
которое он произносит.
Фильм «О воде».
Вода – хранительница энергетики слова.
1 V . Знаете ли вы своего ученика?
Личность ребенка.
Законы роста и развития детского организма.
Особенности детского сознания.
Духовная антропология.
Теоретические и коррекционные аспекты сопровождения детей с
особенностями психофизического развития.
Составляющие понятия школьной дезадаптации.
Проектирование личностноориентированной среды.
Подростковый возраст и сексуальное развитие. Профилактика инфекций,
передаваемых половым путем. Репродуктивное здоровье детей и подростков.Раздел №
2
Работа с подростками.
Цель:
Рассказать о мире, человеке, раскрыть многообразие жизни;
познакомить с жизнью в свете православной культуры; дать ощутить свободу
выбора человека и ответственность его за свои дела; научить мыслить;
формировать
потребность в здоровом образе жизни, нравственности,
дисциплине.
Задачи:
1. Познакомить с наукой о человеке, ценностных качествах людей,
слагаемых здоровья.
2. Изучать свой внутренний мир, возрождать и созидать себя.
3. Подвести к осмыслению основных мировоззренческих понятий:
жизнь, мироздание, творец.
Эти три области душевного ведения должны быть актуализированы для
детей на протяжении всего учебновоспитательного процесса.
Главное воспитательное средство – диалог. Слушать и слышать другого
– труд внимания, доверия; видение иного события; начало личного духовного
опыта.
Темы занятий
1 . Жизнь
1. Видимый и невидимый мир
2. Духовный человек
П. Смысл жизни
3. Жизнь – трудная задача. Творить мир вокруг себя.
4. Восхождение от духового к духовному.
5. Понятие богатство.
Ш. Свобода человека6. Мир как множественность и свобода выбора.
1У. Два пути жизни
7. Человек – это возможности, в том числе возможность выбора
8. Два пути жизни (Двойственность человека).
9. Как было у истоков? (философские системы)
У. Любовь
10. Сохранится ли мир без любви?
11. Любовь, милосердие, добро – легко ли это?
12. Помыслы – поступки.
У1. Семья
13. Семейный союз.
14. Правила жизни в семье
15. Гармоничные семьи
УП. Человечество и искусство
16. Творец – творить – творчество.
17. Искусство и духовность.
Психолог оказывает непосредственное содействие учителям в
эффективном проведении групповых дискуссий.
На дискуссионных собраниях дети сидят в большом круге, учитель с
учениками.
Предлагаемые темы рассчитаны на школьников 911 классов.
Приучать детей к открытой групповой дискуссии – с начальной школы
(1015 мин) в ходе уроков «Живая этика» (В.И.Аксёнова, Л.И.Черная.
Ставрополь. 1995г.), в рамках программы «Христианская этика в украинской
культуре» (Киев. 2008г.), курса специальных занятий по развитию и
коррекции различных сторон психики ребенка «Психогимнастика»
М.И.Чистякова (Москва.1990.), программ, ранее принятых школой.Раздел №3
Работа с родителями
Цель:
Расширение сознания, пробуждение интереса к вопросам сохранения
здоровья, доверие к исцеляющим силам семьи, ответственности за
воспитание; ослабление излишней тревожности, односторонней ориентации к
проблеме ребенка; сплочение семьи.
Задачи:
дать знания в области физиологии, психологии ребенка,
формирования его личностных свойств и качеств;
осветить основные вопросы пограничной нервнопсихической,
усиления
основы ее поддержания,
психосоматической патологии,
сглаживания;
содействовать духовноморальному развитию родителей;
научить практическому применению законов роста и развития детей;
гармонизировать детскородительские отношения, развитие
партнерских отношений.
Лекции для родителей
1. Семейный портрет в психологическом интерьере.
Борьба за ребенка – борьба с ребенком. Почему и за что мы сражаемся?
Отчего грустят дети? Помогает ли чувство вины? Как управлять своими
эмоциями? Критика разрушительна.
2. Искусство быть родителем.
Ребенок – не твоя собственность. Мир за пределами семьи. Детская
нервность. Причины детского упрямства. Детский инфантилизм.
Гипердинамический синдром. Страхи. Вредные привычки? Можно ли
предупредить невроз?
3. Родители и дети – психологическая дистанция.возраста.
Особенности
патохарактерологические реакции; акцентуации характера.
Предпосылки формирования потребности в потреблении ПА веществ.
Характерологические,
Ложь.
подросткового
Мини тренинги для родителей
1. «Терпение мое лопнуло».
2. «Что я не понимаю – то неправильно».
3. «У меня нет времени».
4. «Вот если бы ты…»
Круглый стол
«Воспитывая ребенка, мы воспитываем себя»