ПРОГРАММА
нравственного воспитания
младших школьников
«Мир вокруг нас»
|
Разработчик: Ежикова Л. Ю., учитель первой категории
|
|
Возраст: 7-11 лет |
|
Сроки реализации: 2014-2018гг.
|
г. Сургут
|
"В воспитании человека важно добиваться, чтобы нравственные и моральные истины были не просто понятны, но и стали бы целью жизни каждого человека, предметом собственных стремлений и личного счастья". Свадковский И.Ф. |
Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной. Кто как не учитель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности. Педагога должен не только оградить младшего школьника от мира жестокости и грубости, но, что самое главное, познакомить ребенка с принципами морали и этики, сформировать нравственные представления и понятия. Основным стержнем в общей системе всестороннего развития личности является нравственное воспитание. Нравственное воспитание - процесс, направленный на формирование и развитие целостной личности ребенка, и предполагает становление его гражданской позиции по отношению к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе. Для реализации комплекса задач была разработана Программа нравственного воспитания младших школьников «Мир вокруг нас» (в дальнейшем Программа).
Содержание Программы многогранно, оно включает в себя следующие аспекты:
1. Формирование механизмов собственного субъективного поведения, характера, мировоззрения.
2. Формирование качеств культуры поведения.
3. Приобщение к культуре родного края, традициям семьи.
4. Формирование бережного отношения к природе.
5. Развитие познавательных интересов детей.
6. Пропаганда здорового образа жизни.
7. Работа с родителями.
8. Диагностические исследования.
Целостность, целенаправленность и эффективность воспитательной деятельности могут обеспечить объединенные усилия педагога и семьи.
Актуальность программы
Младший школьный возраст – это начало осознанного восприятия мира, когда закладываются критерии добра и зла, порядочности и лживости, смелости и трусости. Поэтому этот возраст является одним из основных этапов воспитания, в котором закладываются основные принципы гуманной жизни.
В системе нравственного воспитания можно выделить следующие направления деятельности педагога:
Цель нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования, предъявляемые обществом, педагог превратил во внутренние стимулы развития личности каждого ребенка; воспитал такие социально значимые качества личности, как долг, честь, совесть, достоинство, толерантность, милосердие.
Понятие “нравственное воспитание” достаточно широкое. Сердцевина воспитания – развитие нравственных качеств личности. Когда воспитаны эти качества, то человек как бы непроизвольно правильно ориентируется в окружающей жизни.
Переживания, связанные с нравственными проявлениями личности: отношение к “малой Родине”, к другим людям, к труду, природе, к себе являются одной из сторон патриотического воспитания. Оно является частью нравственного воспитания.
Программа нравственного воспитания является механизмом реализации целенаправленного воспитательного процесса через разнообразные формы, методы, способы и приемы деятельности. Решение проблем нравственного воспитания в данной программе осуществляется через такие формы воспитательного воздействия, как беседы, конкурсы, классные часы, выставки, проведение праздников, посещение театров и музеев, викторины, игры-путешествия, диспуты.
Эффективным средством нравственного воспитания является коллективная творческая деятельность, она ставит младшего школьника перед необходимостью прислушиваться к мнению товарищей, понимать и чувствовать их настроение, вырабатывает умение терпимо относиться к ошибкам других.
Цели и задачи программы
Цель программы: формирование нравственных ценностей и качеств у школьников через систему воспитательных мероприятий.
Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:
· развивать умение общаться и сотрудничать;
· развивать и совершенствовать интеллектуальные умения;
· формировать положительную «Я – концепцию».
Прогнозируемые результаты программы:
Система отслеживания результатов включает в себя разнообразные приемы и методики:
Участие в школьной
детской организации «Игранавтики» Социокультурный курс
«Истоки»
Основное содержание программы нравственного воспитания
Формы проведения мероприятий:
Срок реализации программы: 4 года:
Игра-путешествие «Мир вокруг нас»
Цель: создания целостной картины восприятия мира и компенсация недостатка жизненного опыта обучающихся через организацию разнообразной и полезной внеурочной деятельности.
Структурные компоненты программы:
1 ступень: «Я узнаю мир»
2 ступень: «Я – часть мира»
3 ступень: «Я могу изменить мир»
4 ступень: «Я горжусь историческим наследием Родины»
1 ступень:
«Я узнаю мир»
Цель: развитие у обучающихся умения общаться и сотрудничать.
Задачи:
1. Учить учиться.
2. Изучать индивидуальные особенности учеников, их интересы.
3. Работать над созданием классного коллектива, способствовать формированию
положительного климата.
Ожидаемый результат: создание сплоченного классного коллектива с положительным психологическим климатом, заинтересованного процессом учения.
Классная деятельность
Направления |
Содержание работы |
Духовно - нравственное |
Устав МБОУ СОШ №1. Правила поведения в школе. Экскурсия по школе. Беседа «Волшебные слова». Беседа «Символы Родины». Игра – путешествие «Откуда берутся грязнули?» Утренник «Прощание с Азбукой». Концерт для мам «Загляните в мамины глаза». Конкурсная программа «Пришла коляда – отворяй ворота!» |
Общекультурное |
Праздник 1 звонка «Веселая мозаика». Конкурсы: стихи об осени, рисунки о зиме. Праздник озорных листочков. Праздник «Посвящение в первоклассники». Посещение музея, библиотек. Конкурсная программа «Вперед, мальчишки!». Устный журнал «Весна – красна». Утренник «Прощай, 1 класс! |
Общеинтеллектуальное |
Игра «Поле чудес». Конкурсная программа «В гостях у Яги». «Путешествие в Спасибоград». |
Спортивно-оздоровительное |
Утренник «Уроки Мойдодыра». Поход в лес. Классный час «Вредные привычки». Спортивный праздник «Веселые старты». Беседа «Конфликты». |
Трудовое |
Внеклассное занятие «Аппликация из листьев» (совместно с родителями). Озеленение кабинета, оформление к праздникам и мероприятиям. Изготовление сувениров для пап и мам. «Мастерская Деда Мороза». |
2 ступень:
«Я – часть мира»
Цели: развитие индивидуальности обучающегося через реализацию собственных способностей и возможностей.
Задачи:
1. Пробудить интерес обучающегося к самому себе.
2. Формировать у обучающегося способность к самопризнанию себя как личности.
3. Учить обучающихся управлять самим собой.
Ожидаемый результат: воспитание интереса к самому себе, формирование адекватной самооценки, самоуважения, уверенности в своих силах и желание самореализоваться, ответственности за свои поступки.
Классная деятельность
Направления |
Содержание работы |
Духовно - нравственное |
Беседа «Российский флаг». Классный час «День матери». «Моя родословная». Семейные традиции и праздники. Беседа «Общение. Проблемы общения». Вечер «Пасха – праздник праздников». Беседа «Никто не забыт, ничто не забыто». Праздник по ПДД. |
Общекультурное |
Праздник «Именинники – листопаднички». Вечер загадок. Посещение музыкального театра, музеев. Конкурс «Рыцарский турнир». Праздник «Масленица широкая». |
Общеинтеллектуальное |
Игра «Путешествие в страну Читалию». Внеклассное занятие «Смекай, считай, отгадывай». Игра «Звездный час». КВН по сказкам Г–Х Андерсена. Игра «Умники и умницы». |
Спортивно-оздоровительное |
Беседа «Ослепительная улыбка на всю жизнь». Встреча с детскими врачами. Спортивный весенний праздник «Весне – физкульт-ура!» Игра «Цапля – курильщица». Эстафета «Здоровый образ жизни». |
Трудовое |
Беседа для детей и родителей «Трудовое воспитание детей». Операция «Трудовая атака». Благоустройство класса, озеленение кабинета. Изготовление сувениров для пап и мам. «Мастерская Деда Мороза». Работа на пришкольном участке. Участие в неделе Добра. |
3 ступень:
«Я могу изменить мир»
Цель: формирование положительной «Я – концепции»
Задачи:
1. Учить обучающихся взаимодействию с другими
людьми.
2. Развивать у обучающихся систему представлений о самом себе.
3. Воспитывать у обучающихся чувство толерантности к себе и окружающим.
Ожидаемый результат: научить воспитанников действовать, сознавая личную и социальную ответственность, необходимую гражданину Земли, развивать умение самостоятельно думать и принимать моральные решения.
Классная деятельность
Направления |
Содержание работы |
Духовно- нравственное |
Беседа «Ученье – свет, а не ученье – тьма». Праздник «Самая красивая, добрая и милая». Конкурс знатоков русской истории. Тренинг «Семейный очаг». Беседа «Скажем наркотику - НЕТ!» Пасхальные забавы «Велик день Пасхи». Школа человечности «Забота о маленьких». Беседа «Чтобы помнили». |
Общекультурное |
«Наш Эрмитаж». Игра «Осенний калейдоскоп». Устный журнал «Природа и мы». Фольклорный праздник «Сядем рядком – поговорим ладком». Посещение музыкаль-драматического театра, музеев. Конкурс новогодних газет. Конкурс «Коса – девичья краса». |
Общентеллектуальное |
Игра – путешествие «Вокруг света». Литературный ринг. Праздник «Знай и люби родную природу». Сказочный фестиваль. Игра «Угадай мелодию». Игра – соревнование «Сигналы – символы». Познавательная игра «На ошибках учатся». |
Спортивно-оздоровительное |
Утренник «Чистота и здоровье». Беседа «Как отучить себя от вредных привычек». Спортивный праздник «Ловкие и быстрые». Вечер «Путешествие в страну Здоровья». |
Трудовое |
Участие в неделе добровольца. Выставка работ: «Наши мамы – мастерицы, наши папы – мастера». Обустройство классной комнаты. Изготовление поделок к новогоднему празднику. Изготовление сувениров к праздникам. |
4 ступень:
«Я горжусь историческим наследием Родины»
Цель: воспитание целостной личности как модель выпускника начальной школы.
Задачи:
1. Развивать и совершенствовать интеллектуальные умения и
навыки.
2. Работать над развитием эмоционально - волевой сферы обучающихся.
3. Способствовать формированию у обучающихся нравственных ценностей.
Ожидаемые результаты: воспитание выпускника начальной школы, готового к успешной деятельности и реализации себя в среднем звене.
Классная деятельность
Направления |
Содержание работы |
Духовно - нравственное |
Тематический вечер «Человек, на котором держится дом». Внеклассное занятие «Потолкуем о маме». Праздник «Стар да умен – два угодья в нем». Беседа «Рождество Христово». Конкурсная программа «Правовая дискотека». Праздник «Я и моя семья у самовара». Беседа о правдивости и честности. Конкурс сочинений о Великой Отечественной войне. Беседа «Герои живут рядом». |
Общекультурное |
Игра – викторина «Шедевры русской живописи». Конкурс рисунков к празднику «Я и моя семья у самовара». Конкурс стихов о войне. Осенний бал «Арбузник». Посещение музеев, театров, цирка, библиотек. Подготовка к турслету: эмблемы, музыкальный номер. Конкурс новогодней открытки. «Семья – шоу» к 8 Марта. Игра «День Святого Валентина». |
Общеинтеллектуальное |
Брейн-ринг «Знаешь ли ты животных». КВН «Клуб веселых мастеров». Игра «Кто хочет получить приз?» Конкурсная программа «Ключи от форта Байяр». |
Спортивно-оздоровительное |
Устный журнал «Береги здоровье смолоду». Спортивный праздник «Мама, папа и я – спортивная семья». Беседа «Наркотик – тренинг безопасного поведения». Турслет. КВН «Наше здоровье». Участие в четырехборье. |
Трудовое |
Участие в неделе добровольца. Изготовление кормушек для птиц. Оформление кабинета, украшение класса к праздникам и мероприятиям. Беседа «Все работы хороши». Изготовление сувениров к праздникам. |
Воспитание личности в школе будет не полным, если не найдет продолжение в семье, ведь именно в семье ребенок проводит большую часть времени. Общение с родителями помогает ребенку уточнять свое мнение, свое чувство, оценку своих и чужих поступков.
Цель этой работы – помочь родителям правильно строить свои взаимоотношения с ребенком, чтобы воспитать гармонично развитую личность.
Работа с родителями
Задачи классного руководителя:
· Повысить психологическую компетентность и педагогическую культуру родителей.
· Организовать взаимодействие и обмен опытом между родителями.
Задачи участников (родителей):
· Раскрыть в себе качества и способности успешного родителя.
· Развить навыки анализа своих действий и постановки перед собой задач по их изменению.
· Учиться понимать детей, учиться разбираться в мотивах и значении их поступков.
· Осознать свои мотивы воспитания ребенка с целью дальнейшего его развития как личности.
Принципы сотрудничества:
· Считаться с родителями как с активным фактором, а не пассивным элементом педагогической системы;
· Знать и учитывать личные качества родителей и на основе этого формировать оптимальные социально – педагогические связи, создавать рабочую высокопродуктивную атмосферу в учреждении дополнительного образования;
· Ценить в родителях компетентность, инициативу, ответственность;
· Максимально развивать и поддерживать инициативу, творческие способности родителей, умение проявить их в мероприятиях центра;
· Поощрять достижения и личный вклад каждого родителя в дела класса.
Принцип уважения и доверия:
· Уважать человека в себе и уважать человека в родителях;
· Предоставлять родителям свободу выбора;
· Создавать атмосферу доверия на основе взаимоуважения;
· Бережно и чутко относиться к родителям, избегать противоборства и конфликтов, так как в итоге страдают дети;
· Не ограничивать отношения с родителями только должностными обязанностями, вникать в их жизнь, духовный мир и стремления.
Ожидаемые результаты.
Для класса.
· Повысить результативность образовательного и воспитательного процесса за счет организации совместной работы с родителями.
Для классного руководителя:
Наличие среды, достаточно безопасной для самораскрытия, обмена опытом и апробации новых форм взаимодействия;
· Получение нового профессионального опыта;
· Организация работы с родителями не только в классе, но и в школе.
Для родителей. Участие родителей в жизни класса в качестве постоянных участников поможет им:
· Повысить самоуважение и уверенность в своей родительской компетентности;
· Преодолеть авторитаризм и увидеть мир с позиции ребенка;
· Относиться к ребенку как к равному;
· Развивать умение объективно оценивать свои поступки;
· Знать сильные и слабые стороны ребенка и учитывать их;
· Проявлять искреннюю заинтересованность в действиях ребенка и быть готовым к эмоциональной поддержке, совместному переживанию его радостей, горестей;
· Установить хорошие, доверительные отношения с ребенком;
· Освоить разнообразные игры и способы совместного времяпрепровождения в семье.
Основные формы работы с родителями:
· лекции, дискуссии,
· семейные советы,
· круглый стол,
· устный журнал,
· беседы,
· анкетирование,
· педагогически направленное наблюдение,
· микроисследования.
Тематика родительских собраний для первого класса.
1. Адаптация младших школьников к условиям школьной жизни.
2. Распорядок дня первоклассника – залог здоровья.
3. Влияние телевидения на нравственное воспитание школьников.
4. Эмоции положительные и отрицательные.
Тематика родительских собраний для второго класса.
1. Нравственное воспитание младших школьников в школе и дома.
2. Формирование духовности у учащихся через чтение.
3. Объединение усилий педагогов и родителей в совместной деятельности по нравственному воспитанию.
4. Как по-настоящему любить детей.
Тематика родительских собраний для третьего класса
1. Значение общения в развитии личностных нравственных качеств ребенка.
2. Трудовое участие ребенка в жизни семьи. Его роль в развитии личностных качеств.
3. Ничего не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость.
4. Семейные традиции: прошлое, настоящее, будущее.
Тематика родительских собраний для четвертого класса.
1. Агрессивные дети. Причины и последствия детской агрессии.
2. Физиологическое взросление и его влияние на формирование нравственных личностных качеств ребенка.
3. Здоровый образ жизни школьников.
4. Итоговое собрание: “Итоги обучения в начальной школе”
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.