ПРОГРАММА нравственного воспитания младших школьников «Мир вокруг нас»
Оценка 4.7

ПРОГРАММА нравственного воспитания младших школьников «Мир вокруг нас»

Оценка 4.7
Образовательные программы
doc
воспитательная работа
1 кл—2 кл
08.01.2017
ПРОГРАММА нравственного воспитания  младших школьников «Мир вокруг нас»
Цель нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования, предъявляемые обществом, педагог превратил во внутренние стимулы развития личности каждого ребенка; воспитал такие социально значимые качества личности, как долг, честь, совесть, достоинство, толерантность, милосердие. Понятие “нравственное воспитание” достаточно широкое. Сердцевина воспитания – развитие нравственных качеств личности. Когда воспитаны эти качества, то человек как бы непроизвольно правильно ориентируется в окружающей жизни.Актуальность программы Младший школьный возраст – это начало осознанного восприятия мира, когда закладываются критерии добра и зла, порядочности и лживости, смелости и трусости. Поэтому этот возраст является одним из основных этапов воспитания, в котором закладываются основные принципы гуманной жизни.
Программа нравственного воспитания.doc

 

 

 

 

 

 

ПРОГРАММА

нравственного воспитания

младших школьников

«Мир вокруг нас»

 

 

 

 

 

 

Разработчик:

Ежикова Л. Ю., учитель первой категории

 

 

Возраст: 7-11 лет

 

Сроки реализации:

2014-2018гг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Сургут


         

 

"В воспитании человека важно добиваться, чтобы нравственные и моральные истины были не просто понятны, но и стали бы целью жизни каждого человека, предметом

собственных стремлений и личного счастья".

Свадковский И.Ф.

 

         Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной. Кто как не учитель, имеющий возможность влияния на воспитание  ребенка должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности. Педагога должен не только оградить младшего школьника от мира жестокости и грубости, но, что самое главное, познакомить ребенка с принципами морали и этики, сформировать нравственные представления и понятия. Основным стержнем в общей системе всестороннего развития личности является нравственное воспитание. Нравственное воспитание - процесс, направленный на формирование и развитие целостной личности ребенка, и предполагает становление его гражданской позиции по отношению к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе. Для реализации комплекса задач была разработана Программа нравственного воспитания младших школьников «Мир вокруг нас» (в дальнейшем Программа).

Содержание Программы  многогранно, оно включает в себя следующие аспекты:

1.     Формирование механизмов собственного субъективного поведения, характера, мировоззрения.

2.     Формирование качеств культуры поведения.

3.     Приобщение к культуре родного края, традициям семьи.

4.     Формирование бережного отношения к природе.

5.     Развитие познавательных интересов детей.

6.     Пропаганда здорового образа жизни.

7.     Работа с родителями.

8.     Диагностические исследования.

Целостность, целенаправленность и эффективность воспитательной деятельности могут обеспечить объединенные усилия педагога и семьи.

 

Актуальность программы

Младший школьный возраст – это начало осознанного восприятия мира, когда закладываются критерии добра и зла, порядочности и лживости, смелости и трусости. Поэтому этот возраст является одним из основных этапов воспитания, в котором закладываются основные принципы гуманной жизни.

В системе нравственного воспитания можно выделить следующие направления деятельности педагога:

  • формирование потребности в здоровом образе жизни;
  • патриотическое воспитание;
  • эстетическое развитие детей;
  • развитие детского коллектива;
  • совместная работа педагога и семьи.

Цель нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования, предъявляемые обществом, педагог превратил во внутренние стимулы развития личности каждого ребенка; воспитал такие социально значимые качества личности, как долг, честь, совесть, достоинство, толерантность, милосердие.

Понятие “нравственное воспитание” достаточно широкое. Сердцевина воспитания – развитие нравственных качеств личности. Когда воспитаны эти качества, то человек как бы непроизвольно правильно ориентируется в окружающей жизни.

Переживания, связанные с нравственными проявлениями личности: отношение к “малой Родине”, к другим людям, к труду, природе, к себе являются одной из сторон патриотического воспитания. Оно является частью нравственного воспитания.

Программа нравственного воспитания является механизмом реализации целенаправленного воспитательного процесса через разнообразные формы, методы, способы  и приемы деятельности. Решение проблем нравственного воспитания в данной программе осуществляется через такие формы воспитательного воздействия, как беседы, конкурсы, классные часы, выставки, проведение праздников, посещение театров и музеев, викторины, игры-путешествия, диспуты.

Эффективным средством нравственного воспитания является коллективная творческая деятельность, она ставит младшего школьника перед необходимостью прислушиваться к мнению товарищей, понимать и чувствовать их настроение, вырабатывает умение терпимо относиться к ошибкам других.

Цели и задачи программы

Цель программы: формирование нравственных ценностей и качеств у школьников через систему воспитательных мероприятий.

Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:

  • формировать потребности и мотивы нравственного поведения;
  • формировать представления о здоровом образе жизни;
  • формировать патриотические чувства: любовь к малой Родине, чувства гордости за свой край;
  • обогатить эмоциональный мир детей;

·         развивать умение общаться и сотрудничать;

·         развивать и совершенствовать интеллектуальные умения;

·         формировать положительную  «Я – концепцию».

Прогнозируемые результаты программы:

  • формирование навыков и привычек нравственного поведения;
  • обогащение эмоционального мира детей и формирование у них нравственных чувств;
  • накопление и обогащение опыта нравственного поведения у детей путем организации их практической деятельности;
  • формирование у детей ответственности за свое здоровье;
  • вооружение учащихся знаниями о морали, формирование моральных норм;
  • формирование коммуникативных умений и навыков, способности адекватно выбирать формы и способы общения в различных ситуациях;

Система отслеживания результатов включает в себя разнообразные приемы и методики:

  • педагогическое наблюдение, использование методов специальной диагностики;
  • тестирование;
  • микроисследования.

Участие в школьной детской организации «Игранавтики»

 

Социокультурный курс «Истоки»

 
Описание: img1

Основное содержание программы нравственного воспитания

Формы проведения мероприятий:

  • беседа
  • классный час
  • рассказы детей, беседа
  • викторина
  • праздник
  • акция
  • конкурсы рисунков, стихов, сочинений
  • фото-выставка
  • конкурс рисунков
  • экскурсии
  • спортивные праздники
  • игры
  • конкурс рисунков
  • игра - путешествие
  • конкурс для всей семьи
  • КВН
  • театрализованное представление
  • исследовательская работа
  • диагностические исследования
  • семейные викторины
  • классное самоуправление

Срок реализации программы: 4 года:

Игра-путешествие «Мир вокруг нас»

Цель: создания целостной картины восприятия мира и   компенсация недостатка жизненного опыта  обучающихся через организацию разнообразной и полезной  внеурочной деятельности.  

Структурные компоненты программы:

1 ступень: «Я узнаю мир»
2 ступень: «Я – часть мира»
3 ступень: «Я могу изменить мир»
4 ступень: «Я горжусь историческим наследием Родины»

 

 

 

1 ступень:

«Я узнаю мир»

Цель: развитие  у обучающихся умения общаться и сотрудничать.

Задачи:

1. Учить учиться.
2. Изучать индивидуальные особенности учеников, их интересы.
3. Работать над  созданием классного коллектива, способствовать   формированию положительного климата.

Ожидаемый результат: создание сплоченного классного коллектива с положительным психологическим климатом, заинтересованного процессом учения.

Классная деятельность

Направления

Содержание работы

Духовно - нравственное

Устав МБОУ СОШ №1. Правила поведения в школе.

Экскурсия по школе.

Беседа «Волшебные слова».

Беседа «Символы Родины».

Игра – путешествие «Откуда берутся грязнули?»

Утренник «Прощание с Азбукой».

Концерт для мам «Загляните в мамины глаза».

Конкурсная программа «Пришла коляда – отворяй ворота!»

Общекультурное

Праздник 1 звонка «Веселая мозаика».

Конкурсы: стихи об осени, рисунки о зиме.

Праздник озорных листочков.

Праздник «Посвящение в первоклассники».

Посещение музея, библиотек.

Конкурсная программа «Вперед, мальчишки!».

Устный журнал «Весна – красна».

Утренник «Прощай, 1 класс!

Общеинтеллектуальное

Игра «Поле чудес».

Конкурсная программа «В гостях у Яги».

«Путешествие в Спасибоград».

Спортивно-оздоровительное

Утренник «Уроки Мойдодыра».

Поход в лес.

Классный час «Вредные привычки».

Спортивный праздник «Веселые старты».

Беседа «Конфликты».

Трудовое

Внеклассное занятие «Аппликация из листьев» (совместно с родителями).

Озеленение кабинета, оформление к праздникам и мероприятиям.

Изготовление сувениров для пап и мам.

«Мастерская Деда Мороза».

2 ступень:

«Я – часть мира»

Цели:  развитие индивидуальности обучающегося через реализацию собственных способностей и возможностей.

Задачи:

1.     Пробудить  интерес обучающегося к самому себе.

2.     Формировать у обучающегося способность к самопризнанию себя как личности.

3.     Учить обучающихся управлять самим собой.

Ожидаемый результат: воспитание интереса к самому себе, формирование адекватной самооценки, самоуважения, уверенности в своих силах и желание самореализоваться,  ответственности за свои поступки.

Классная деятельность

Направления

Содержание работы

Духовно - нравственное

Беседа «Российский флаг».

Классный час «День матери».

«Моя родословная».

Семейные традиции и праздники.

Беседа «Общение. Проблемы общения».

Вечер «Пасха – праздник праздников».

Беседа «Никто не забыт, ничто не забыто».

Праздник по ПДД.

Общекультурное

Праздник «Именинники – листопаднички».

Вечер загадок.

Посещение музыкального театра,  музеев.

Конкурс «Рыцарский турнир».

Праздник «Масленица широкая».

Общеинтеллектуальное

Игра «Путешествие в страну Читалию».

Внеклассное занятие «Смекай, считай, отгадывай».

Игра «Звездный час».

КВН по сказкам Г–Х Андерсена.

Игра «Умники и умницы».

Спортивно-оздоровительное

Беседа «Ослепительная улыбка на всю жизнь».

Встреча с детскими врачами.

Спортивный весенний праздник «Весне – физкульт-ура!»

Игра «Цапля – курильщица».

Эстафета «Здоровый образ жизни».

Трудовое

Беседа для детей и родителей «Трудовое воспитание детей».

Операция «Трудовая атака».

Благоустройство класса, озеленение кабинета.

Изготовление сувениров для пап и мам.

«Мастерская Деда Мороза».

Работа на пришкольном участке.

Участие в неделе Добра.

 

3 ступень:

«Я могу изменить мир»

Цель: формирование положительной «Я – концепции»

Задачи:

1. Учить обучающихся взаимодействию с другими людьми.
2. Развивать у обучающихся систему представлений о самом себе.
3. Воспитывать у обучающихся чувство толерантности к себе и окружающим.

Ожидаемый результат: научить воспитанников  действовать, сознавая личную и социальную ответственность, необходимую гражданину Земли, развивать умение самостоятельно думать и принимать моральные решения.

 

 

Классная деятельность

Направления

Содержание работы

Духовно- нравственное

Беседа «Ученье – свет, а не ученье – тьма».

Праздник «Самая красивая, добрая и милая».

Конкурс знатоков русской истории.

Тренинг «Семейный очаг».

Беседа «Скажем наркотику - НЕТ!»

Пасхальные забавы «Велик день Пасхи».

Школа человечности «Забота о маленьких».

Беседа «Чтобы помнили».

Общекультурное

«Наш Эрмитаж».

Игра «Осенний калейдоскоп».

Устный журнал «Природа и мы».

Фольклорный праздник «Сядем рядком – поговорим ладком».

Посещение музыкаль-драматического театра, музеев.

Конкурс новогодних газет.

Конкурс «Коса – девичья краса».

Общентеллектуальное

Игра – путешествие «Вокруг света».

Литературный ринг.

Праздник «Знай и люби родную природу».

Сказочный фестиваль.

Игра «Угадай мелодию».

Игра – соревнование «Сигналы – символы».

Познавательная игра «На ошибках учатся».

Спортивно-оздоровительное

Утренник «Чистота и здоровье».

Беседа «Как отучить себя от вредных привычек».

Спортивный праздник «Ловкие и быстрые».

Вечер «Путешествие в страну Здоровья».

Трудовое

Участие в неделе добровольца.

Выставка работ: «Наши мамы – мастерицы, наши папы – мастера».

Обустройство классной комнаты.

Изготовление поделок к новогоднему празднику.

Изготовление сувениров к праздникам.

 

 

 

4 ступень:

«Я горжусь историческим наследием Родины»

Цель: воспитание  целостной личности  как модель выпускника начальной школы.

Задачи:

1.  Развивать и совершенствовать интеллектуальные умения и навыки.
2. Работать над развитием эмоционально - волевой сферы обучающихся.
3. Способствовать формированию у обучающихся  нравственных ценностей.

Ожидаемые результаты: воспитание выпускника начальной школы, готового к успешной деятельности и реализации себя в среднем звене.

Классная деятельность

Направления

Содержание работы

Духовно - нравственное

Тематический вечер «Человек, на котором держится дом».

Внеклассное занятие «Потолкуем о маме».

Праздник «Стар да умен – два угодья в нем».

Беседа «Рождество Христово».

Конкурсная программа «Правовая дискотека».

Праздник «Я и моя семья у самовара».

Беседа о правдивости и честности.

Конкурс сочинений о Великой Отечественной войне.

Беседа «Герои живут рядом».

Общекультурное

Игра – викторина «Шедевры русской живописи».

Конкурс рисунков к празднику «Я и моя семья у самовара».

Конкурс стихов о войне.

Осенний бал «Арбузник».

Посещение музеев, театров, цирка, библиотек.

Подготовка к турслету: эмблемы, музыкальный номер.

Конкурс новогодней открытки.

«Семья – шоу» к 8 Марта.

Игра «День Святого Валентина».

Общеинтеллектуальное

Брейн-ринг «Знаешь ли ты животных».

КВН «Клуб веселых мастеров».

Игра «Кто хочет получить приз?»

Конкурсная программа «Ключи от форта Байяр».

Спортивно-оздоровительное

Устный журнал «Береги здоровье смолоду».

Спортивный праздник «Мама, папа и я – спортивная семья».

Беседа «Наркотик – тренинг безопасного поведения».

Турслет.

КВН «Наше здоровье».

Участие в четырехборье.

Трудовое

Участие в неделе добровольца.

Изготовление кормушек для птиц.

Оформление кабинета, украшение класса к праздникам и мероприятиям.

Беседа «Все работы хороши».

Изготовление сувениров к праздникам.

 

Воспитание личности в школе будет не полным,  если не найдет продолжение в семье, ведь именно в семье ребенок проводит большую часть времени. Общение с родителями помогает ребенку уточнять свое мнение, свое чувство, оценку своих и чужих поступков.

Цель этой работы – помочь родителям правильно строить свои взаимоотношения с ребенком, чтобы воспитать гармонично развитую личность.

Работа с родителями

  • Изучение воспитательного потенциала семьи
  • Психолого-педагогический всеобуч родителей
  • Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс
  • Индивидуальная работа с родителями

 

Задачи классного руководителя:

·        Повысить психологическую компетентность и педагогическую культуру родителей.

·        Организовать взаимодействие и обмен опытом между родителями.

 

Задачи участников (родителей):

·        Раскрыть в себе качества и способности успешного родителя.

·        Развить навыки анализа своих действий и постановки перед собой задач по их изменению.

·        Учиться понимать детей, учиться разбираться в мотивах и значении их поступков.

·        Осознать свои мотивы воспитания ребенка с целью дальнейшего его развития как личности.

 

Принципы сотрудничества:

·        Считаться с родителями как с активным фактором, а не пассивным элементом педагогической системы;

·        Знать и учитывать личные качества родителей и на основе этого формировать оптимальные социально – педагогические связи, создавать рабочую высокопродуктивную атмосферу в учреждении дополнительного образования;

·        Ценить в родителях компетентность, инициативу, ответственность;

·        Максимально развивать и поддерживать инициативу, творческие способности родителей, умение проявить их в мероприятиях центра;

·        Поощрять достижения и личный вклад каждого родителя в дела класса.

 

Принцип уважения и доверия:

·        Уважать человека в себе и уважать человека в родителях;

·        Предоставлять родителям свободу выбора;

·        Создавать атмосферу доверия на основе взаимоуважения;

·        Бережно и чутко относиться к родителям, избегать противоборства и конфликтов, так как в итоге страдают дети;

·        Не ограничивать отношения с родителями только должностными обязанностями, вникать в их жизнь, духовный мир и стремления.

 

Ожидаемые результаты.

 Для  класса.

·        Повысить результативность образовательного и воспитательного процесса  за счет организации совместной работы с родителями.

 

Для классного руководителя:

Наличие среды, достаточно безопасной для самораскрытия, обмена опытом и апробации новых форм взаимодействия;

·        Получение нового профессионального опыта;

·        Организация работы с родителями не только в классе, но и в школе.

 

Для родителей. Участие родителей в жизни класса в качестве постоянных участников поможет им:

·        Повысить самоуважение и уверенность в своей родительской компетентности;

·        Преодолеть авторитаризм и увидеть мир с позиции ребенка;

·        Относиться к ребенку как к равному;

·        Развивать умение объективно оценивать свои поступки;

·        Знать сильные и слабые стороны ребенка и учитывать их;

·        Проявлять искреннюю заинтересованность в действиях ребенка и быть готовым к эмоциональной поддержке, совместному переживанию его радостей, горестей;

·        Установить хорошие, доверительные отношения с ребенком;

·        Освоить разнообразные игры и способы совместного времяпрепровождения в семье.

 

Основные формы работы с родителями:

·        лекции, дискуссии,

·        семейные советы,

·        круглый стол,

·        устный журнал,

·        беседы,

·        анкетирование,

·        педагогически направленное наблюдение,

·        микроисследования.

Тематика родительских собраний для первого класса.

1.     Адаптация младших школьников к условиям школьной жизни.

2.     Распорядок дня первоклассника – залог здоровья.

3.     Влияние телевидения на нравственное воспитание школьников.

4.     Эмоции положительные и отрицательные.

Тематика родительских собраний для второго класса.

1.     Нравственное воспитание младших школьников в школе и дома.

2.     Формирование духовности у учащихся через чтение.

3.     Объединение усилий педагогов и родителей в совместной деятельности по нравственному воспитанию.

4.     Как по-настоящему любить детей.

Тематика родительских собраний для третьего класса

1.     Значение общения в развитии личностных нравственных качеств ребенка.

2.     Трудовое участие ребенка в жизни семьи. Его роль в развитии личностных качеств.

3.     Ничего не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость.

4.     Семейные традиции: прошлое, настоящее, будущее.

 Тематика родительских собраний для четвертого класса.

1.     Агрессивные дети. Причины и последствия детской агрессии.

2.     Физиологическое взросление и его влияние на формирование нравственных личностных качеств ребенка.

3.     Здоровый образ жизни школьников.

4.     Итоговое собрание: “Итоги обучения в начальной школе”


ПРОГРАММА нравственного воспитания младших школьников «Мир вокруг нас»

ПРОГРАММА нравственного воспитания младших школьников «Мир вокруг нас»

В воспитании человека важно добиваться, чтобы нравственные и моральные истины были не просто понятны, но и стали бы целью жизни каждого человека, предметом собственных стремлений…

В воспитании человека важно добиваться, чтобы нравственные и моральные истины были не просто понятны, но и стали бы целью жизни каждого человека, предметом собственных стремлений…

Актуальность программы Младший школьный возраст – это начало осознанного восприятия мира, когда закладываются критерии добра и зла, порядочности и лживости, смелости и трусости

Актуальность программы Младший школьный возраст – это начало осознанного восприятия мира, когда закладываются критерии добра и зла, порядочности и лживости, смелости и трусости

Цели и задачи программы Цель программы : формирование нравственных ценностей и качеств у школьников через систему воспитательных мероприятий

Цели и задачи программы Цель программы : формирование нравственных ценностей и качеств у школьников через систему воспитательных мероприятий

Участие в школьной детской организации «Игранавтики»

Участие в школьной детской организации «Игранавтики»

КВН театрализованное представление исследовательская работа диагностические исследования семейные викторины классное самоуправление

КВН театрализованное представление исследовательская работа диагностические исследования семейные викторины классное самоуправление

Я узнаю мир» Цель: развитие у обучающихся умения общаться и сотрудничать

Я узнаю мир» Цель: развитие у обучающихся умения общаться и сотрудничать

Общекультурное Праздник 1 звонка «Веселая мозаика»

Общекультурное Праздник 1 звонка «Веселая мозаика»

Изготовление сувениров для пап и мам

Изготовление сувениров для пап и мам

Вечер «Пасха – праздник праздников»

Вечер «Пасха – праздник праздников»

Трудовое Беседа для детей и родителей «Трудовое воспитание детей»

Трудовое Беседа для детей и родителей «Трудовое воспитание детей»

Классная деятельность

Классная деятельность

Общентеллектуальное Игра – путешествие «Вокруг света»

Общентеллектуальное Игра – путешествие «Вокруг света»

Я горжусь историческим наследием

Я горжусь историческим наследием

Беседа «Герои живут рядом».

Беседа «Герои живут рядом».

Спортивно-оздоровительное

Спортивно-оздоровительное

Задачи участников (родителей) : ·

Задачи участников (родителей) : ·

Получение нового профессионального опыта; ·

Получение нового профессионального опыта; ·

Тематика родительских собраний для второго класса

Тематика родительских собраний для второго класса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.01.2017