Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любозна¬тельны и полны желания учиться. Все, что нужно для этого, чтобы они могли проявить свои дарования — это умелое руководство со стороны взрослых.Обучение в начальных классах – это первый этап реализации программы работы с одаренными детьми.
Программа одаренные дети .doc
Одаренность человека – это маленький росточек,
едва проклюнувшийся из земли и требующий
к себе огромного внимания.
Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним,
сделать всё, чтобы он вырос и дал обильный плод.
В.А.Сухомлинский
Пояснительная записка
Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного
российского общества. У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы
любознательны и полны желания учиться. Все, что нужно для этого, чтобы они могли проявить
свои дарования — это умелое руководство со стороны взрослых.
Данная программа ставит своей целью выявление, обучение, воспитание и поддержку
одарённых детей, повышение социального статуса творческой личности. Программа направлена
на развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования у ребенка умений
управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением
сложных проблемных ситуаций. Она дает школьнику возможность раскрыть многие качества,
лежащие в основе творческого мышления.
Цели работы с одаренными детьми
выявление одаренных детей;
создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на
данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении
которых есть серьезная надежда на качественный скачек в развитии из способностей;
учащимся проявить свои способности.
Задачи программы:
проведение различных конкурсов, олимпиад, интеллектуальных игр, и др., позволяющих
организация разнообразной творческой и научной деятельности, способствующей
самореализации личности школьника, совершенствование практического мышления;
выявление и развитие природных задатков и творческого потенциала каждого ребенка,
реализация его склонностей и возможностей.
интеграция урочной и внеурочной деятельности учащихся;
забота о сохранении физического и психического здоровья учащихся, сохранение
высокой самооценки, формирование умения учиться как базисной способности
саморазвития;
принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития
принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии
Принципы работы педагога с одаренными детьми:
личности;
учителя;
наставничества.
принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи,
Обучение в начальных классах – это первый этап реализации программы работы с
Описание модели работы с одаренными детьми
одаренными детьми. Основные направления реализации программы.
o создание благоприятных условий для работы с одарёнными детьми:
внедрение передовых образовательных технологий;
укрепление материальнотехнической базы;
нормативноправовое обеспечение деятельности;
формирование банков данных по проблеме одарённости.
o методическое обеспечение работы с одарёнными детьми:
повышение профессионального мастерства педагогов;
организация обмена опытом учителей, работающих с одарёнными детьми;
научнометодическое и информационное обеспечение программы.
o мероприятия по работе с одарёнными детьми.
предусматривается участие способных и одарённых детей в мероприятиях различного
уровня (олимпиады, конкурсы, фестивали, соревнования, выставки).
Главные принципы реализации программы.
Непрерывность и систематичности школьного и внешкольного образования и воспитания.
Овладение знаниями и информацией привычно ассоциируется с обучением.
Гуманизм в межличностных отношениях.
Научность и интегративность.
Индивидуализация и дифференциация процесса образования и воспитания.
Применение принципов развивающего обучения.
Интеграция интеллектуального, морального, эстетического и физического развития.
Направления деятельности:
организация и проведение как групповых занятий, так и индивидуальной работы с
одаренными детьми;
подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам школьного, городского
уровня;
проведение массовых мероприятий внутри объединения;
обобщение и систематизация материалов и результатов работы с одаренными детьми.
Формы работы с одаренными учащимися.
объединения дополнительного образования;
кружки по интересам;
конкурсы и конференции;
интеллектуальный марафон;
участие в олимпиадах.
Методическая работа педагога:
заниматься самообразованием;
повышать профессиональное мастерство;
посещать занятия других педагогов;
участвовать в педагогических чтениях, семинарах, педсоветах, конференциях,
заседаниях МО педагогов дополнительного образования;
проводить открытые занятия;
подбирать материалы и задания к проведению школьных олимпиад;
проводить занимательнопознавательные мероприятия с учащимися объединения.
Работа с родителями.
Проведение просветительской работы среди родителей через лектории, родительские
собрания, педагогический всеобуч родителей.
Родительское собрание на тему “Расширение кругозора школьников посредством чтения
научнопознавательной литературы”.
Лекция “Развитие интеллектуальных способностей ребенка”.
Ожидаемые результаты
Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит:
сформировать систему работы с одарёнными детьми;
создать условия для развития одарённости и таланта у детей в современных условиях;
совершенствовать формы работы с одарёнными и способными детьми;
сформировать банк данных «Одарённые дети».
Прогнозируемые результаты:
совершенствование и повышение качества знаний и умений воспитанников, умений применять
их в нестандартных ситуациях;
призовые места или дипломы в городских олимпиадах.
развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора;
развитие творческого и логического мышления учащихся;
После изучения курса программы учащиеся должны уметь:
воспринимать и осмысливать полученную информацию, владеть способами обработки
данной информации;
определять учебную задачу;
ясно и последовательно излагать свои мысли, аргументировано доказывать свою точку
зрения;
владеть своим вниманием;
сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления, владеть
рациональными приемами запоминания;
владеть навыками поисковой и исследовательской деятельности
использовать основные приемы мыслительной деятельности;
самостоятельно мыслить и творчески работать;
владеть нормами нравственных и межличностных отношений.
Этапы реализации
I этап. Диагностикопрогностический; мониторинг одарённости:
1. Создание
банка данных по одарённым детям;
банка творческих работ учащихся;
банка заданий повышенной сложности;
рекомендаций и программ для работы с одарёнными детьми.
2. Организация
системы дополнительного образования: элективные курсы, творческие мастерские;
творческих конкурсов, олимпиад, научнопрактических конференций;
внеклассной работы по предмету.
II этап. Деятельностный:
организация активной системы научноисследовательской деятельности учащихся;
активное использование в проектной деятельности.
III этап. Констатирующий.
оформление портфолио;
внедрение в практику рейтинга учащихся.
Содержание программы
1. Методические требования к организации и практической реализации программы
«Одарённые дети»
1.1. Исполнение государственных принципов образования ст. Закона РФ «Об образовании».
1.2. Организация необходимой психологопедагогической работы среди родителей способных учащихся.
1.3. Ежегодный анализ состояния и результатов работы с талантливыми учащимися..
1.4. Обогащение и распространение опыта работы с одаренными детьми.
1.5. Создание банка педагогической информации по работе с одаренными детьми.
2. Формы и виды организации работы с детьми, склонными к творческому уровню
освоения отдельных образовательных областей или предметов.
2.1. Организация и проведение школьных олимпиад. Участие в городских, краевых
всероссийских олимпиадах
2.2.Организация и проведение интеллектуальных игр, конкурсов, научнопрактических
конференций
3. Наблюдение, контроль за выполнением программы.
3.1. . Проведение контрольных срезов, тестов, анкетирования учащихся творческого уровня.
3.2. Проведение школьных и классных конференций, конкурсов, творческих отчетов.
План мероприятий по выполнению программы «Одаренные дети»
на 2015 2019 гг. №
Мероприятия
Диагностика одаренных детей
Составление плана работы с одаренными детьми на
учебный год
Составление индивидуальной программы обучения:
разработка планов индивидуальной работы с детьми;
проведения занятий с детьми;
отработка форм, методов, приёмов работы
создание мониторинга результативности работы с
одарёнными детьми.
Организация и проведение школьных олимпиад.
Участие в муниципальных, краевых, всероссийских
олимпиадах
Анализ и корректировка результативности и выполнения
программы «Одаренные дети»
Приобретение литературы, компьютерных программ для
организации работы с одаренными детьми
Сроки
октябрь
ежегодно
Август,
ежегодно
постоянно
Октябрь
ежегодно
ежегодно
Май,
ежегодно
Постоянно
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
Творческий отчет по итогам работы с одаренными детьми
Ежегодно
Распространение опыта работы с одаренными детьми
Издание сборников творческих работ учащихся по итогам
научнопрактических конференций, конкурсов
Размещение на школьном сайте материалов по работе с
одаренными детьми.
май
20152019
20152019
Ежегодно
Срок реализации программы –4 лет.
Литература
Анстази А.
Гильбух
Психологическое тестирование.
одаренные
1.
1982
2.
1991.
3. Беляева Н., Савенков А. И. Одаренные дети в обычной школе // Народное образование. –
1999.–
9.
4. Больных Е. М., Икрин Г. В., Пиянзина О. П. Личностноориентированное образование и
– М.:
Педагогика,
Ю.З.
Внимание:
дети.
–
М,
№ развитие одаренности: Научнометодическое пособие.–Екатеринбург: Объединение «Дворец
молодежи»,
2002.
5. Вьюжек Т.Логические тесты, игра и упражнения. – М.: Ихдво ЭКСМОПресс, 2001
6. Давыдова Г. А. Дорога в будущее. О современных теориях креативности и одаренности //
Психологический
3.
1991
6. Одаренные дети / Под ред. Г.В. Бурменской, В.М. Слуцкого. – М., 1991.Психология
одаренности детей и подростков / Под ред.
2000.
7. Одаренный ребенок / Под ред. О.М. Дьяченко. М., 1997.
Н.C Лейтеса.
– М.,
журнал.
1999.
–
№
План работы с одаренными детьми на 20152016 учебный год
Мероприятия
Сроки
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
В течение
года
Изучение интересов и склонностей обучающихся. Диагностика
родителей и индивидуальные беседы. Формирование списков
обучающихся .Анкетирование, собеседование. Интеллектуальные игры
Участие во Всероссийском конкурсе «Литературное чтение»,
«Однажды летом»
Участие в краевом конкурсе «Усы. Лапы. Хвост»
Подготовка к школьной олимпиаде по предметам. Практические
занятия
Конкурс «Русский медвежонок – языкознание для всех»
Занятие «Требования к оформлению исследовательских работ,
презентаций. Начало оформления творческих работ»
Всероссийский фестиваль исследовательских работ учащихся
«Портфолио»
Участие в муниципальном конкурсе «Зимняя планета детства»
Подготовка к муниципальной НПК «Золотое перо». Индивидуальные
консультации и завершение работы по оформлению исследований
Участие в муниципальном конкурсе чтецов «Все это было не со
мной…», «Золотое руно»
Участие во Всероссийской олимпиаде «Кенгуру»
Участие в муниципальной НПК «Золотое перо»
Участие во Всероссийской олимпиаде «ЧИП»
Результаты, достижения. Планирование на следующий уч. год.
Составление плана
Презентация итогов работы с одаренными детьми в течение учебного
года
Размещение материалов по работе с одаренными детьми на сайте школы
Дополнительные занятия с одаренными детьми на сайтах Интернет он
лайн
Создание в учебном кабинете материальной базы.
Исследовательская деятельность по предмету, проведение тематических
исследований.
Участие в разноуровневых олимпиадах, конкурсах Всероссийский интеллектуальный конкурс «Познание. Творчество»
Программа "Одаренные дети" (1-4 класс)
Программа "Одаренные дети" (1-4 класс)
Программа "Одаренные дети" (1-4 класс)
Программа "Одаренные дети" (1-4 класс)
Программа "Одаренные дети" (1-4 класс)
Программа "Одаренные дети" (1-4 класс)
Программа "Одаренные дети" (1-4 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.