Программа организации исследовательской и проектной деятельности учащихся "Мои первые проекты"
Оценка 5

Программа организации исследовательской и проектной деятельности учащихся "Мои первые проекты"

Оценка 5
Образовательные программы
docx
воспитательная работа
1 кл—4 кл
19.03.2019
Программа организации исследовательской и проектной деятельности учащихся "Мои первые проекты"
Программа организации исследовательской и проектной деятельности учащихся направленана формирование следующих качеств учащихся: - способность осознания целей проектной деятельности; умение поставить цель и организовать ее достижение; - коммуникативных качеств, обусловленных необходимостью взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и воспринимать его информацию, выполнять различные социальные роли в группе и коллективе.
работа на конкурс.docx
Муниципальное общеобразовательное бюджетное  учреждение средняя общеобразовательная школа №1 муниципального района Мелеузовский районРеспублики Башкортостан                «Утверждаю»                                     Приказ по школе                               От 31.08.2012 №  46                              Директор       Р.М.Гафиятуллин  Принята решением методического совета  №1 от 31.08.2012 г. Программа организации исследовательской и проектной деятельности учащихся «МОИ ПЕРВ ЫЕ ПРОЕ КТЫ» Программа рассчитана на обучающихся 6,5 – 10 лет Срок реализации программы 4 года   Программа разработана Л.А.Прокудиной, учителем начальных классов     Программа реализуется в г. Мелеуз Программа разработана в 2012 году 1 Авторская справка Ф.И.О. – Прокудина Лариса Анатольевна Место работы – муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение  средняя общеобразовательная школа №1 муниципального района Мелеузовский район Должность – учитель начальных классов Ученая степень, звание – Адрес – 453850 Республика Башкортостан г. Мелеуз ул. 50 лет ВЛКСМ д.19 Эл.почта – school Телефон­ 8­347­64­4­07­32 8­903­343­72­90 Кем и когда утверждена программа – утверждена приказом директора школы №   от 31.08.2012, на основании решения методического совета протокол №1 от 31. 08. 2012г.  @   meleuzobr  .  ru                                                                                                                                                       2 3 Оглавление:                          Программа  организации исследовательской и проектной деятельности учащихся «Мои первые проекты» 1. Пояснительная записка 2. Модель реализации программы 3. Содержание программы 4. Литература 5. Приложение 4­10 11­13 14­21 22­24 25­29 4 Пояснительная записка Тип   разработанной   программы  –образовательная   (по   проектной деятельности). Данная рабочая программа разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения НОО.        Программа организации исследовательской и проектной деятельности учащихся направленана формирование следующих качеств учащихся: ­ способность осознания целей проектной деятельности; умение поставить цель и организовать ее достижение; ­ коммуникативных качеств, обусловленных необходимостью взаимодействовать с   другими   людьми,   с   объектами   окружающего   мира   и   воспринимать   его информацию, выполнять различные социальные роли в группе и коллективе. Время действия программы 4 года обучения в начальных классах.        Программа разработана коллективно, совместно с учителями начальных классов. Актуальность   программы   определяется   тем,   что   ФГОС   нового   поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа,   а   методы   и   приемы   проектно­   исследовательской   деятельности определены   как   одно   из   условий   реализации   основной   образовательной программы   начального   общего   образования.   Современные   развивающие программы   начального   образования   включают   проектную   деятельность   в содержание   различных   курсов   и   внеурочной   деятельности.Знания,   умения   и универсальные   учебные   действия,   необходимые   для   организации   проектно­ исследовательской   деятельности   в   школе,   в   будущем   станут   основой   для организации научно­исследовательской деятельности во всех типах высших и средне­профессиональных учебных заведениях и позволят стать конкурентно­ способным   на   рынке   труда   и   в   любой   сфере   профессиональной деятельности.Проектная   деятельность   является   обязательной   и предусматривает участие в ней всех учащихся класса, потому что именно она способствует развитию универсальных учебных действий, что является весьма актуальным в наше время. Новизна     программы   в   том,  что   ФГОС   нового   поколения   значительное внимание     уделяют   метапредметным   и   личностным   образовательным результатам.   Личностные результаты должны отразиться в сформированности системы   ценностных   отношений   обучающихся   к   себе,   другим   участникам образовательного   процесса,   самому   образовательному   процессу   и   его результатам. Под метепредметными результатами понимаются «освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности».     Все   вышеперечисленное   –   это   и   есть,   так   называемые, универсальные учебные действия (УУД).  Возможность внедрения программы в практику обучения  начальной школе определяется еще и тем, что современный 5 младший   школьник   легко   осваивает   компьютер,   и   при   достаточной обеспеченности компьютерами учебного процесса в начальной школе   может активно   внедрять   в   практику   своей   деятельности   новые   информационные технологии. Организация деятельности основывается на следующих принципах: ­ интегральность – объединение и взаимовлияние учебной и проектной  деятельности обучающихся, когда опыт и навыки, полученные при выполнении  исследовательских и творческих работ, используются на уроках и содействуют  повышению успеваемости и развитию психологической сферы; ­непрерывность­процесс длительного  ориентирующего образования и  воспитания в творческом объединении учащихся. Программа позволяет:  ­ формировать ценность знания, ориентированного на идею сотрудничества; ­ формировать у детей учебную мотивацию; ­ диагностировать интеллектуальное развитие детей. Особая педагогическая значимость проектной деятельности в начальной  школе заключается в том, что: ­ проектная деятельность является практическим целенаправленным действием,  открывает возможности формирования собственного жизненного опыта ребенка  по взаимодействию с окружающим миром; ­ проектная деятельность актуализирует субъектную позицию ребенка в  педагогическом процессе; идет от детских потребностей и интересов,  возрастных и индивидуальных особенностей детей, стимулирует детскую  самодеятельность; ­ проектная деятельность выводит педагогический процесс из стен детского  учреждения в окружающий мир, природную и социальную среду. Учитывая психологические и возрастные особенности детей младшего  школьного возраста, необходимо отметить, что перед младшими школьниками  не ставятся слишком отдаленные задачи, не предлагаются далекие перспективы.  Для подготовки и проведения учебного проекта требуется множество  вспомогательных дидактических материалов (памятки, инструкции, шаблоны,  маршрутные листы), помощи со стороны родителей и учителя. Программа состоит из серии проектов, тема которых интересна детям. На  каждый проект отводится определённое количество часов. Этапы проведения учебного проекта. 1. Организационный этап (выбор темы, постановка цели и задач). 2. Планирование (изучение вопроса, объекта исследования). 3. Изыскание (сбор материала). 4. Промежуточный результат (обработка материала, получение результата,  анализ). 6 5. Защита проекта (выступление, презентация, выпуск газеты и т.д.). Программа состоит из трёх разделов:   I. Самые первые проекты (формирование понятия «проектная деятельность» и  навыков сотрудничества). II. Основы проектной деятельности.   III. Работа над проектом.         В   первом   разделе     предполагается   начать   практическую   проектную  деятельность   с   самых   простейших   проектов,   с   обязательным   привлечением родителей   обучающихся.   Обучающиеся   знакомятся   с   правилами   работы   в команде. Во втором разделе обучающиеся  работают в команде,  знакомятся со способами первичной   обработки   информации,   с   правилами   публичного   выступления. Обучающиеся учатся работать с информацией, задавать вопросы, направляющие проект.  В третьем разделе обучающиеся закрепляют полученные знания при работе над групповыми и индивидуальными проектами. Планируемые результаты: 1. Уровень сформированности коммуникативной компетентности Письменная  коммуникация Устная  презентация Ученик изложил вопрос с соблюдением норм  оформления текста и вспомогательной графики,  заданных образцом. Ученик выстроил свою речь в соответствии с нормами  русского языка, обращаясь к плану, составленному с  помощью учителя или самостоятельно. Ученик привёл дополнительную информацию в ответ  на уточняющий вопрос. Продуктивная  коммуникация  (работа в группе) Ученики в основном самостоятельно следовали  процедуре обсуждения, установленной учителем. 2. Уровень сформированности информационной компетентности Ученик высказывал идеи, подготовленные заранее. Поиск  информации Ученик задал вопросы, указывающие на отсутствие  конкретной информации, во время обсуждения с  7 руководителем общего плана деятельности в рамках  проекта. Ученик зафиксировал исчерпывающую информацию из указанного учителем источника. Обработка  информации Ученик изложил те фрагменты полученной  информации, которые оказались новыми для него, или  задал вопросы на понимание. Ученик привёл пример, подтверждающий вывод,  заимствованный из источника информации. 3. Уровень сформированности компетентности решения проблем Постановка  проблемы Ученик объяснил причины, по которым он приступил  к решению проблемы, сформулированной учителем. Целеполагание и  планирование Ученик с помощью учителя сформулировал задачи,  соответствующие цели проекта. После завершения проекта ученик описал  последовательность и взаимосвязь предпринятых  действий. На этапе планирования ученик описал продукт,  который предполагал получить. Оценка результата Ученик привёл аргумент, подтверждающий  справедливость высказанного оценочного отношения. Ученик назвал трудности, с которыми он столкнулся  при работе над проектом. Цель программы: развить познавательные интересы, интеллектуальные,  творческие и коммуникативные способности учащихся,обучить детей работе над проектами; формировать ключевые компетентности: коммуникативную,  информационную, решение проблем. Задачи:                                                                                                                            1.  Сформировать  у  учащихся  стойкую   положительную  мотивацию  к  их      проектно­ исследовательской  деятельности. 2.  Сформировать  позитивную  самооценку,  самоуважение.. 8 3.  Сформировать  способности  к  организации  своей  деятельности  и   деятельности  товарищей  в  группе,  классе,  научить  управлять  этой   деятельностью. 4.  Сформировать  умение  решать  творческие  и  проблемные  задачи. 5.  Сформировать  умение  работать  с  информацией( сбор,  систематизация,  хранение, использование). Контингент и возраст детей, участвующих в реализации данной  программы. В  данной программе участвуют обучающиеся общеобразовательного  учреждения в возрасте от 6,5 до 10 лет. Срок реализации программы.        Программа реализуется на ступени младшего школьного возраста. Этапы работы над проектом:  Поисковый ­ Определение тематического поля и темы проекта. ­ Поиск и анализ проблемы. ­ Постановка цели проекта.  Аналитический ­ Анализ имеющейся информации. ­ Сбор и изучение информации. ­   Поиск   оптимального   способа   достижения   цели   проекта   (анализ альтернативных решений), построение алгоритма деятельности. ­ Составление плана реализации проекта: пошаговое планирование работ. ­ Анализ ресурсов  Практический ­ Выполнение запланированных технологических операций. ­ Текущий контроль качества. ­ Внесение (при необходимости) изменений в конструкцию и технологию.  Презентационный ­ Подготовка презентационных материалов. ­ Презентация проекта. ­   Изучение   возможностей   использования   результатов   проекта   (выставка, продажа, включение в банк проектов, публикация).  Контрольный ­ Анализ результатов выполнения проекта. ­ Оценка качества выполнения проекта. Формы и режим занятий. Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах,   парах,   индивидуальная   работа,   работа   с   привлечением   родителей. Занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, в музеях различного 9 типа,   библиотеках,   исследовательская   деятельность   включает   проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний, олимпиад, викторин, КВНов,  встреч с интересными людьми, соревнований и т.д. Данный вид деятельности предусматривает   поиск   необходимой   недостающей   информации   в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ   и   т.д.   Источником   нужной   информации   могут   быть   взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также  другие дети.  Перечень возможных форм продуктов: 1. WEB­сайт 2. видеофильм 3. выставка 4. газета, журнал 5. игра 6. постановка 7. праздник 8. коллекция 9. мультимедийный продукт 10.справочник Перечень возможных форм презентаций: 1. демонстрация готового продукта 2. выставка 3. реклама 4. спектакль Программа  для учащихся 1­4 классов рассчитана на 33 часа (1 час в неделю) в 1 классе, 34 часа (1 час в неделю) во 2 классе, 68 часов (2 часа в неделю) в 3­ 4 классах. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности. Проектные задачи могут быть предметными и метапредметными.  Включение в образовательный процесс проектных задач, с одной стороны,  способствует получению качественно новых результатов  в усвоении  учащимися  содержания начальной школы и дает возможность проведения  эффективного мониторинга становления этих результатов, с другой стороны,  10 закладывает основу для эффективного внедрения проектной деятельности как  ведущей формы построения учебного процесса в подростковом возрасте. Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов: Первый уровень  результатов Второй уровень  результатов (2­3 класс) Третий уровень  результатов (1 класс) предполагает  приобретение  первоклассниками новых знаний, опыта решения  проектных задач по  различным  направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной  деятельности, умении  поэтапно решать  проектные задачи. предполагает позитивное  отношение детей к базовым  ценностям общества, в  частности к образованию и  самообразованию.  Результат проявляется в активном  использовании школьниками  метода проектов,  самостоятельном выборе тем (подтем) проекта,  приобретении опыта  самостоятельного поиска,  систематизации и  оформлении интересующей  информации.   (4 класс) предполагает  получение  школьниками  самостоятельного  социального опыта.  Проявляется в  участии школьников в реализации  социальных  проектов по  самостоятельно  выбранному  направлению. Итоги  реализации  программы могут  быть представлены  через презентации  проектов, участие в  конкурсах и  олимпиадах по  разным  направлениям,  выставки,  конференции,  фестивали,  чемпионаты и пр.  Что изменится(появится, исчезнет) Обучающиеся должны научиться: 1.Видеть проблемы 2. Ставить вопросы  Каким образом фиксируем, замеряем  1.Составление тестов  2.Методика С. М. Петровой  11 3.Выдвигать гипотезы «Пословицы» Обучающиеся должны научиться: 1.Наблюдать 2.Проводить эксперименты Обучающиеся должны научиться   делать умозаключения, выводы Проявлять инициативу при поиске  способов решения задачи  У младших школьников может быть  сформирована способность  моделировать ( представлять способ  действия в виде модели­ схемы) 1.Проведение экскурсий 2.Проведение экспериментов 3.Анкетирование  Методики «Репка», «Цветик­ семицветик»  Подготовка текстов собственных  докладов 1. Составление презентаций  2.Защита проектов  Формы подведения итогов реализации программы. Выступления обучающихся с мини­докладами на занятиях группы и их участие в конференциях и конкурсах реферативных и исследовательских работ; оценка содержания и формы выступлений всеми членами группы и педагогом.Основной формой   подведения   итогов   является   участие   в   конференциях   «Я­ исследователь», «Первые шаги в науке» МАН «Интеллект будущего», Центра развития творчества детей и юношества г. Мелеуз.   При   подведении   итогов   реализации   Программы   можно   также   использовать различные наблюдения, беседы, тестирование, викторины, кроссворды. 12 Модель реализации программы    Образовательный   стандарт   нового   поколения   ставит   перед   начальным образованием новые цели. Теперь в начальной школе ребенка должны научить не только читать, считать и писать, чему и сейчас учат вполне успешно. Ему должны   привить   две   группы   новых   умений.   Речь   идет,   во­первых,   об универсальных   учебных   действиях,   составляющих   основу   умения   учиться: навыках   решения   творческих   задач   и   навыках   поиска,   анализа   и интерпретации информации. Во­вторых, речь идет о формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии. Эти задачи   позволяет   успешно   решать   проектная   деятельность.   Проектная деятельность   может   быть   эффективно   использована,   начиная   с   начальной школы, при этом, не заменяя традиционную систему, а органично дополняя, расширяя ее. Учебная программа, которая последовательно применяет этот метод, строится как серия взаимосвязанных проектов, вытекающих из тех или иных жизненных задач. От ребенка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые   знания   и   с   их   помощью   проделывать   конкретную   работу. Идеальным   считается   тот   проект,   для   исполнения   которого   необходимы различные знания, позволяющие разрешить целый комплекс проблем. 1 класс (33 часа)  УЧЕБНО–ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН № п/п Тема Самые первые проекты (формирование  понятия «проектная деятельность»,  формирование  навыков  сотрудничества). Что такое команда?  Как работать в команде? 1­11 Что такое команда? Как работать в  команде 12­16 Что такое команда? Как работать в  команде Количест во часов Всего Теори я Практик а 33 11 5 ­ 4 2 33 7 3 13 17­22 Самый первый проект «Обитатели  аквариума» 23­33 Самый первый проект «Русская изба» с 11 привлечением родителей Итого 33 Итого 2 класс (34 часа) № п/п Тема 33 Количество часов 3 ­ 8 33 Всего Теори я Практик а Основы проектной деятельности 1 Что такое команда? 2­4 Как работать в команде? Работа над проектом 5­14 Работа над проектом по теме «Основа здорового питания». 15­24 Работа над проектом по теме «Мой  город». 4 1 3 30 10 10 25­34 Работа над проектом по теме «Россия 10 2 1 1 – – – – 2 – 2 30 10 10 10 14 – наша Родина» из курса  «Окружающий мир». Итог о 34 Итого 3 класс (68 часов) № п/п Тема 34 2 32 Количество часов Всего Теори я Практик а Основы проектной деятельности 28 1­5 Мы учимся определять проблему.  6­12 От проблемы к цели. 13­20 Работа со справочной литературой. 21­28 Способы первичной обработки  информации. Работа над проектом 29­38 Работа над проектом по теме «Моя  семья». 39­48 Работа над проектом по теме «Наши  земляки ­ герои войны». 5 7 8 8 40 10 10 4 1 1 1 1 – – – 24 4 6 7 7 40 10 10 15 49­68 Работа над проектами по темам из  предметных курсов.  Итого 68 Итого 4 класс (68 часов) № п/п Тема 20 68 – 4 20 64 Количество часов Всего Теори я Практик а Основы проектной деятельности 26 1­6 От проблемы к цели. 7­12 Основы риторики. Публичное  выступление. 13­18 Презентация продукта. 19­26 Вопросы, направляющие проект:  основополагающий, проблемный,  учебный. Работа над проектом 27­38 Работа над проектом по теме  «Секреты здоровья». 6 6 6 8 42 12 6 1 2 1 2 – – 20 5 4 5 6 42 12 16 39­48 Работа над проектом по теме  «Презентация нашей школы». 49­68 Работа над проектами по темам из  предметных курсов. Итог о 68 Итого 10 20 68 – – 6 10 20 62 В конце 1 и 2 полугодия учебного года запланированы внутришкольные  научно ­ практические   конференции   младших   школьников.   (Защита   проекта   в   классе, перед   учащимися   начальных   классов,   перед   педагогическим   коллективом   на педагогическом совете в конце учебного года). 17 При  выборе  содержания   Программы  я  руководствовалась  следующим: Содержание  Программы   Базовым     2 Определенным   1 Спирально ­  концентрическим  расположением  материала,  то  есть расширением  и  углублением    того  базового   уровня,  который   дается еще  в  1  классе  и  который  так   необходим  для  овладения   проектно ­ исследовательской  деятельностью.     проектно   ­ исследовательской  деятельности. При  этом мы  должны  помнить,  что выполнение  проекта  складывается  из  трех    этапов:   ­разработка  проекта; ­практическая  реализация  проекта; ­защита  проекта. Каждый       из     этих   этапов     имеет     свое     содержание,     которое     я представляю  в  следующей  таблице:   уровнем    владения   Последовательность работы над проектом Технологический  (творческий) проект 1­й этап. Разработка проекта Для   чего   и   кому нужен проект? 1 Сделать подарок. Что будем делать? 2 Подготовиться к празднику. 3 Что­то другое… 1 Обсуждаем и выбираем изделие(­я). 2 Определяем конструкцию изделия. 3 Подбираем подходящие материалы. 4 Выполняем зарисовки, схемы, эскизы объекта. Как делать? 5 Выбираем лучший вариант. 1 Подбираем технологию выполнения. 2 Продумываем   возможные   конструкторско­ технологические проблемы и их решение. 3 Подбираем инструменты. 2­й этап. Выполнение проекта Воплощаем замысел 1 Распределяем   роли   или   обязанности   (в 18 коллективном и групповом проекте). 2 Изготавливаем изделие. 3 Вносим   необходимые   дополнения,  исправления (в конструкцию, технологию). 3­й этап. Защита проекта Что делали и как? 1 Что решили делать и для чего. 2 Как рождался образ объекта. 3 Какие проблемы возникали. 4 Как решались проблемы. 5 Достигнут ли результат. Учитель   выбирает   общую   тему   или   организует   ее   выбор   учениками. Критерием выбора темы может быть желание реализовать какой­либо проект, связанный по сюжету с какой­либо темой. При выборе подтемы учитель не только предлагает большое число подтем, но и подсказывает ученикам, как они могут сами их сформулировать. Классические источники информации— энциклопедии и другие книги, в   том   числе   из   школьной   библиотеки.   Кроме   того,   это   видеокассеты, энциклопедии   и   другие   материалы   на   компакт­дисках,   рассказы   взрослых, экскурсии. Под   рассказами   взрослых   понимаются   не   только   рассказы   родителей своим   детям,   но   и   беседы,   интервью   со   специалистами   в   какой­то   сфере деятельности,   в   том   числе   и   во   время   специально   организованных   в   школе встреч специалистов с детьми. Возможные   экскурсии   —   это   экскурсии   либо   в   музеи,   либо   на действующие предприятия. Кроме   того,   взрослые   могут   помочь   детям   получить   информацию   из Интернета. После   того   как   собраны   сведения   по   большей   части   подтем,   учитель констатирует   этот   факт,   напоминает   запоздавшим   о   необходимости поторопиться и обсуждает с детьми, какие проекты (поделки, исследования и мероприятия) возможны по итогам изучения темы.  Творческими   работами   могут   быть,   например:   рисунок,   открытка,   поделка, скульптура,   игрушка,   макет,   рассказ,   считалка,   загадка,   концерт,   спектакль, викторина,   КВНы,   газета,   книга,   модель,   костюм,   фотоальбом,   оформление 19 по     разным     основаниям.   стендов, выставок, доклад, конференция, электронная презентация, праздник и т.д.   Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. После завершения работы над   проектом   детям   нужно   предоставить   возможность   рассказать   о   своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. Хорошо, если на представлении результатов проекта будут присутствовать не только другие дети, но и родители. Краткое описание теоретических и практических видов занятий 1  класс. (33 часа) Введение. Кто  такие  исследователи. Кто  такие проектировщики.  Известные  русские  и зарубежные     проектировщики     и     исследователи.   Зачем     надо     заниматься исследования     и     проектированием.   Чем     школьное     проектирование     и исследование  отличается  от  научного  и  что  у  них  общего. Общее  понятие  об  ученическом   проекте и  исследовательской  работе. Что  значит  слово  проект. Проект  научный  и  проект  школьника. Объект  и предмет     проектирования     и     исследования     школьника.  Типы     проектов школьника     долгосрочные, среднесрочные,     краткосрочные.   По     включению     в     работу    проекта различного     групповые,  По     характеру     и     содержанию:     творческие,     научно   ­ коллективные.   познавательные,  прикладные,  фантастические,  практико­ориентированные. Практическая  работа  над   исследовательским   проектом. Простейшие   методы   исследования: экскурсия,   наблюдение, опыт, поиск, беседа,  интервью, анкетирование, чтение  книг  и  выбор  нужного  материала  из них,   извлечение     Интернета,   обобщение, классификация,  сравнение, анализ.   Три     проектом:   исследовательско   ­ подготовительный(замысел,   идея),     технолого   ­     практический   (воплощение замысла), заключительно­  аналитический (представление ­  защита  проекта  и его  анализ). «Ёжик   обдумывания   проекта» (мотивация,   адресат,   тема и   приемы   ее формулировки,  цель, время  работы  над  проектом, исполнители,  характер и  «Звездочка     обдумывания   конечного содержание,     конечный     продукт).   продукта»   (назначение,     форма,   размеры, цвет, декоративное   оформление, материалы, готовые  элементы,  элементы,  которые  надо  изготовить  своими руками).Инструментарий.  Выбор   оптимальной   технологии   изготовления. Правила  безопасности  труда. Технологические  карты  и  работа  по  ним. Представление  проекта,  его  защита, анализ  и  корректировка.   индивидуальные,     информации     количества    По     времени:    учащихся:     этапа     работа     над     нужной     из   20 к     презентации.     Компьютерная   Защитная   речь   и   требования   к   ее   составлению. Презентация   устная   и письменная.   Требования     поддержка презентации и   требования   к   ее   исполнению.   Рефлексия   эмоциональная   и содержательная.  Анализ  работы  по  заданным  учителем  вопросам. Выход  на дальнейшие  планы,  исходя  из  итогов  проделанной  работы. Заключение. Подведение     итогов     за     год       совместно     с     учителем     и     родителями. Диагностика определения   уровня обученности   первоклассников   проектной деятельности.  Анализ   результатов  этой  диагностики.  Планы  на  следующий учебный  год. Общее     количество     выполненных     проектов     за     год  ­         три:         два коллективных (в   том   числе, работа   в   группах   в   рамках   коллективного проекта)  и    один  индивидуальный.   2 класс (34 часа) Что такое исследование (2ч) Исследование, исследователь, исследовательская задача (проблема). Знакомство с понятиями. Корректировка детских представлений о том, что они понимают под   словом   “исследование”.   Коллективное   обсуждение   вопросов   о   том,   где использует человек свою способность исследовать окружающий мир: Как выбрать тему исследования (2ч) Ответы на вопросы ­ что мне интересно больше всего? чем я хочу заниматься больше всего? чем я чаще всего занимаюсь в свободное время? и др. Выбор интересной   идеи.   Темы   исследования   ­   фантастические,   экспериментальные, теоретические. Выбор темы исследовательской работы.  Обоснование выбранной темы. Цель и задачи исследования (2ч) Ответ   на   вопрос   ­   зачем   я   провожу   исследование.   Цель   указывает   общее направление   движения,   задачи   описывают   основные   шаги.   Формулирование целей и задач исследования. Гипотеза исследования (2ч) Предположение,   рассуждение,   догадка,   суждение,   гипотезы­предположения. Слова   –   помощники   –   предположим,   допустим,   возможно,   что,   если… Проблема, выдвижение гипотез. Организация исследования (2ч) Формы и методы организации исследовательской деятельности. Вклад каждого участника группы в работу. Составление рабочего плана исследования. Поиск информации (книги, журналы, Интернет, кино­ и телефильмы по теме исследования, взрослые, друзья) (4ч) Отбор и анализ литературы по выбранной теме. Работа с литературой, Интернет. Источники получения информации: таблицы, графики, диаграммы, картосхемы, справочники,   словари,   энциклопедии   и   другие;   правила   работы   с   ними. Особенности чтения научно­ популярной  и методической литературы. 21 Наблюдение – доступный способ добычи информации (2ч) Наблюдение,   Приспособления   для   наблюдений:   лупы,   бинокли,   подзорные трубы, телескопы, микроскопы, перископы, приборы ночного видения, приборы и аппараты для наблюдения. Эксперимент (2ч) Эксперимент,   проба,   опыт.   Главный   метод   познания.   Действия   с   предметом исследования. План эксперимента. Результат эксперимента. Индивидуальное исследование (2ч) Работа   индивидуальная   и   коллективная.   Индивидуальные   консультации учителя. Работа в паре (2ч) Выбор темы. Распределение работы в паре. Работа в группе (3ч) Коллективная работа. Вклад каждого участника группы в работу. Распределение работы в группе. Выбор лидера группы. Презентация (3ч) Продукт   проектной   деятельности.   Наглядный   материал.   Построение   и размещение   диаграмм,   графиков,   таблиц,   схем   и   т.д.   Отбор   и   размещение рисунков,   фотографий.   Приёмы   презентации   результатов   исследовательской деятельности. Подготовка к защите исследовательской работы (4ч) Особенности   записи   исследования.   Понятия.   Классификация.   Парадоксы. Ранжирование.   Сравнения   и   метафоры.   Выводы   и   умозаключения.   Текст доклада. Тезисы. Схемы, чертежи, рисунки, макеты. Защита работ (2ч) Урок­конференция. 3 класс (68 часов) Что такое исследование? Кто такие исследователи? (2ч) Исследование, исследователь. Корректировка детских представлений о том, что они понимают под словом “исследование”. Коллективное обсуждение вопросов о том, где использует человек свою способность исследовать окружающий мир: Обсуждение   готовых   проектов.   Повторение   этапов   исследовательской работы(4ч) Выбор темы. Цель и задачи. Пути решения. Гипотеза исследования. Наблюдение. Эксперимент. Опыт. Выбор темы, постановка цели и задач (3ч) Выбор темы исследовательской работы.  Обоснование выбранной темы. Выбор путей решения. Составление плана работы (4ч) План работы. Распределение обязанностей. Выбор путей решения. Знакомство со школьной библиотекой. Работа с каталогами (5ч) 22 Поиск   информации.   Источники   информации.   Библиотека.   Интернет.   Опрос. Экскурсия.  Каталог. Работа с каталогами. Работа в школьной библиотеке с различными источниками информации (4ч) Отбор и анализ литературы по выбранной теме. Работа с литературой, Интернет. Источники получения информации: таблицы, графики, диаграммы, картосхемы, справочники,   словари,   энциклопедии   и   другие;   правила   работы   с   ними. Особенности чтения научно­ популярной  и методической литературы. Чтение ­ просмотр,   выборочное,   полное   (сплошное),   с   проработкой   и   изучением материала. Составления анкет, опросников, интервью (3ч) Анкеты, анкетирование. Опросные листы. Интервью. Правила   проведения   опроса,   интервьюирования.   Поиск   объектов   для опроса. Интервьюирование (3ч) Интервью, интервьюирование. Правила проведения опроса, интервьюирования. Обобщение анкет и результатов опроса. Составление таблицы (3ч) Обработка   анкет.   Оформление   результатов   анкетирования.   Таблицы,   схемы, чертежи. Эксперимент   и   диагностика.   Проведение   эксперимента,   диагностики   по выбранной теме (4ч) Поиск   ответов   на   поставленные   вопросы.   Эксперименты.   Анкетирование. Диагностика. Отчёт по собранному материалу (5ч) Обработка информации. Оформление информации. Предварительное прослушивание выводов и итогов по исследованию (4ч) Индивидуальные консультации.  Корректировка работ. Выводы. Итоги работы. Обобщение материала. Правила оформления  материала (5ч) Логическое построение текстового материала в работе. Научный язык и стиль. Сокращения,   обозначения.   Объем   исследовательской   работы.   Эстетическое оформление.   Обработка   и   оформление   результатов   экспериментальной деятельности. Оформление работы на компьютере (3ч) Работа с компьютером. Презентация. Требования к оформлению работы (4ч) Оформление   титульного   листа. “Содержание”, “Заключения”. Подготовка текста защиты проекта (4ч) Составление   текста   защиты   проекта.   Тезисы.   Конспект   выступления. Особенности и приемы конспектирования. Продукт проектной деятельности. Подготовка презентации (5ч)   Оформление   страниц   “Введение”,   Выводы   и   оформление   “Используемая   литература”. 23 Подготовка презентации. Приёмы презентации результатов исследовательской деятельности. Защита проекта. Выступление (3ч) Порядок   публичного   выступления.   Ораторские   приёмы.   Свободное   владение материалами исследования. 4 класс (68 часов) Что такое исследование? Кто такие исследователи? (Повторение)(3ч) Исследование, исследователь. Коллективное обсуждение вопросов о том, где использует человек свою способность исследовать окружающий мир. Обсуждение   готовых   проектов.   Повторение   этапов   исследовательской работы (4ч) Выбор темы. Цель и задачи. Пути решения. Гипотеза исследования. Наблюдение. Эксперимент. Опыт. Обмен мнениями. Выбор темы, постановка цели и задач (3ч) Выбор темы исследовательской работы.  Обоснование выбранной темы. Выбор путей решения. Составление плана работы (4ч) План работы. Распределение обязанностей. Выбор путей решения. Выдвижение гипотез (2ч) Предположение,   рассуждение,   догадка,   суждение,   гипотезы­предположения. Слова   –   помощники   –   предположим,   допустим,   возможно,   что,   если… Проблема, выдвижение гипотез. Сбор материала (6ч) Выбор   путей   решения.   Работа   с   различными   источниками   информации. Составления   анкет,   опросников,   интервью.   Правила   проведения   опроса, интервьюирования. Поиск объектов для опроса. Интервьюирование. Работа   с   источниками   информации.   Индивидуальная,   групповая, коллективная работа (5ч) Отбор и анализ литературы по выбранной теме. Работа с литературой, Интернет. Источники получения информации: таблицы, графики, диаграммы, картосхемы, справочники,   словари,   энциклопедии   и   другие;   правила   работы   с   ними. Особенности чтения научно­ популярной  и методической литературы. Чтение ­ просмотр,   выборочное,   полное   (сплошное),   с   проработкой   и   изучением материала. Распределение ролей в группе. Обработка информации (4ч) Обработка   анкет.   Оформление   результатов   анкетирования.   Таблицы,   схемы, чертежи. Эксперимент   и   диагностика.   Проведение   эксперимента,   диагностики   по выбранной теме (5ч) Поиск   ответов   на   поставленные   вопросы.   Эксперименты.   Анкетирование. Диагностика. Обобщение материала. Правила оформления материала (4ч) 24 “Используемая   литература”.   Оформление   страниц   “Введение”,   Выводы   и   оформление Логическое построение текстового материала в работе. Научный язык и стиль. Сокращения,   обозначения.   Объем   исследовательской   работы.   Эстетическое оформление.   Обработка   и   оформление   результатов   экспериментальной деятельности. Отчёт по собранному материалу (4ч) Обработка информации. Оформление информации. Предварительное прослушивание выводов и итогов по исследованию (4ч) Индивидуальные консультации.  Корректировка работ. Выводы. Итоги работы. Требования к оформлению работы. Повторение (4ч) Оформление   титульного   листа. “Содержание”, “Заключения”. Оформление работы на компьютере (3ч) Правила работы за  компьютером. Подготовка текста защиты проекта (4ч) Составление   текста   защиты   проекта.   Тезисы.   Конспект   выступления. Особенности   и   приемы   конспектирования.   Продукт   проектной   деятельности. Индивидуальное и групповое выступление. Подготовка презентации (5ч) Правила   подготовки   презентации. исследовательской деятельности. Защита проекта. Выступление (4ч) Сдача исследовательской работы. Рефлексия. Праздник исследователей. Средства: • программное обеспечение; • посредством Интернет технологий; • посредством индивидуального обучения. Методы   контроля:консультация,доклад, работ,выступление,   выставка, исследовательская конференция.   Приёмы   презентации   результатов   презентация,   защита   исследовательских   научно­   мини­конференция,  Хочется отметить, что дети сами выбирают тему, которая им интересна, или предлагаю свою тему. Напоминаю, что эта работа выполняется добровольно. Учитель не принуждает детей, он должен иметь в виду, что ребята, которые не участвуют в этом проекте, могут принять участие в следующем.При выполнении проекта   обучающиеся моего класса используют рабочую тетрадь, в которой фиксируются все этапы работы над проектом            Удачные находки во время работы над проектом делаю достоянием всего класса, это может повысить интерес и привлечь к работе над проектом других ребят. 25 Литература, используемая при написании программы:  «Исследовательская   деятельность   учащихся»//Начальная 1.   Савенков   А.   И.   «Методика   исследовательского   обучения   младших школьников»   Пособие   для   учителей,   родителей,   воспитателей.   Издательский дом «Федоров» г. Самара 2007 г. 2.  Щербакова   С.  Г. «Организация  проектной  деятельности   в  школе:   система работы» Волгоград: Учитель, 2008г. 3.   Семёнова   Н.А. школа, 2006г. .№2. 4.   Землянская   Е.Н.   «Учебные   проекты   младших   школьников»   //   Начальная школа, 2005г. № 9. 5.  Чиркова  Е.Б.  «Модель  урока в режиме  технологии  проектного обучения» //Начальная школа, 2003г. № 12. 6.   Дубровина   И.В.   «Интересы   как   одно   из   условий   развития   способностей школьника» Москва: Академия, 1998г. 7.  Леонтович А.В.  «В чем отличие исследовательской деятельности от других видов творческой  деятельности»  // “Завуч” 2001г. № 1 8.  Леонтович   А.В.  «Исследовательская   деятельность   учащихся   как   средство воспитания» // “Завуч” 2001г. № 1 9.  Леонтович А.В.  «Рекомендации по написанию исследовательских работ» // “Завуч” 2001г. № 1 10.   Харчевникова   Е.Г.   «Овладение   учителем   школьными   технологиями»   // Начальная школа  2003г.  №2. 11.Семенова   Н.   А.   «Исследовательская   деятельность   учащихся»//   Начальная школа  2006г. №2. 12. Аркадьева А.В. «Исследовательская деятельность младших школьников» // Начальная школа плюс До и После. – 2005г. 13. Горячев А.В. «Проектная деятельность в Образовательной системе «Школа 2100» // Начальная школа плюс До и После. – 2004г. Электронные ресурсы: 1 Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС  начального общего образования. Может ли учебник стать помощником?  [Электронный ресурс] http://www.fsu­expert.ru/node/2696 (09.03.11) 2  «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В.  Степанова[Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/ (09.03.11) 3 Проектная деятельность в начальной школе. [Электронный ресурс]  http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,24968/ Itemid,118/    http://www.nachalka.com/proekty (09.03.11) 26 Литература, рекомендуемая для педагогов при реализации  данной       программы:         1 Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность   школьников   [Текст]:   Методический   конструктор.   Москва: «Просвещение», 2010. – 321с. 2 Гузеев В.В.   Метод   проектов   как   частный   случай   интегративной технологии обучения [Текст]: / Гузеев В.В.. Директор школы № 6, 1995г.­ 16с. 3 Зиновьева   Е.Е.   Проектная   деятельность   в   начальной   школе   [Текст]: /Зиновьева Е.Е., 2010, ­ 5с. 4 Кривобок   Е.   В.   Исследовательская   деятельность   младших   школьников [Текст]: / Кривобок Е. В.  Волгоград: Учитель, 2008 – 126с. 5 Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников [Текст]: / Савенков А.И – Самара: Учебная литература, 2008 – 119с. 6 Савенков А. И. Психология исследовательского обучения [Текст]: / Савенков А.И.  М.: Академия, 2005­  345с. 7 Чечель И.Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула [Текст]: / Чечель И.Д.  М.: Директор школы, 1998, № 3­ 256с. 8 Полат Е. С.. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; Под редакцией Е. С. Полат. – М.: Издательский центр «Aкадемия», 1999г. – 224с.  9 В.Я. Потанина Введение проектной деятельности в начальной школе [Текст]:  ­ В.Я. Потанина, М.: Академия, 2009 ­ 12с. 10   Образовательная   система   «Школа   2100».   Федеральный   государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В   2­х   книгах.   Начальная   школа/   Под   науч.   ред.   Д.И.   Фельдштейна.   М.: Баласс, 2011. – 192с. 11     Проектные   технологии   на   уроках   и   во   внеурочной   деятельности.  –  М.: «Народное образование». ­ 2000, №7 12     Развитие   исследовательской   деятельности   учащихся:   Методический сборник. – М.: Народное образование, 2001  Литература, рекомендуемая для детей: 1 Большая Детская энциклопедия. Русский язык . Учебное пособие:  «Бизнессофт» / «Хорошая погода», 2007.­ 159с. 2 Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия 2010/ 2010 / RUS / PC 3 Рабочая тетрадь. Савенков А.И. Я – исследователь. Рабочая тетрадь для  младших школьников. Издательство дом «Фёдоров». 2008 27 4 А.В.Горячев,   Н.И.   Иглина"Всё   узнаю,   всё   смогу".Тетрадь   для   детей   и взрослых   по   освоению   проектной   технологии   в   начальной   школе.­   М. БАЛЛАС,2008. Электронные ресурсы: 4 Большая детская энциклопедия  для детей. [Электронный ресурс]  http://www.mirknig.com/ (09.03.11) 5 Большая детская энциклопедия (6­12 лет). [Электронный ресурс] http://all­ ebooks.com/2009/05/01/bolshaja­detskaja­jenciklopedija­6­12.html (09.03.11) 6 А.Ликум ­ Детская энциклопедия.  [Электронный ресурс]  http://www.bookshunt.ru/b120702_detskaya_enciklopediya_enciklopediya_vs e_obo_vsem._5_ (09.03.11) 7 Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс]  http://www.kodges.ru/dosug/page/147/(09.03.11) 8 Большая Детская энциклопедия. Русский язык.  [Электронный   ресурс]http://www.booklinks.ru/ (09.03.11) 28 29 Приложение 1 Критерии для оценки сформированности коммуникативной компетентности Уровень I  (начальная  школа) 1 балл 2 балла Письменная  коммуникация Ученик изложил вопрос с  соблюдением норм  оформления текста,  заданных образцом. Ученик изложил вопрос с  соблюдением норм  оформления текста и  вспомогательной графики,  заданных образцом. Устная  презентация Ученик выстроил свою речь  в соответствии с нормами  русского языка, обращаясь к тексту, составленному с  помощью учителя или  самостоятельно. Ученик выстроил свою речь в  соответствии с нормами  русского языка, обращаясь к  плану, составленному с  помощью учителя или  самостоятельно. Ученик повторил нужный  фрагмент своего  выступления в ответ на  уточняющий вопрос. Ученик привёл  дополнительную информацию  в ответ на уточняющий вопрос. Продуктивная коммуникация (работа в  группе) Ученики высказывались,  следуя теме и процедуре  обсуждения, если учитель  выступал в роли  координатора дискуссии. Ученики в основном  самостоятельно следовали  процедуре обсуждения,  установленной учителем. Ученики высказывали идеи,  возникшие непосредственно  в ходе обсуждения, или своё отношение к идеям других  членов группы, если к этому  Ученик высказывал идеи,  подготовленные заранее. 30 стимулировал учитель.  Критерии для оценки сформированности информационной компетентности Уровень I  (начальная  школа) Поиск  информации 1 балл 2 балла Ученик задал вопросы,  указывающие на отсутствие  информации, во время  выполнения того действия,  для которого необходима  эта информация. Ученик задал вопросы,  указывающие на отсутствие  конкретной информации, во  время обсуждения с  руководителем общего плана  деятельности в рамках  проекта. Ученик продемонстрировал  владение информацией из  указанного учителем  источника. Ученик зафиксировал  исчерпывающую информацию  из указанного учителем  источника. Обработка  информации Ученик изложил полученную информацию. Ученик изложил те фрагменты  полученной информации,  которые оказались новыми для него, или задал вопросы на  понимание. Ученик воспроизвёл  аргументацию и вывод,  содержащийся в изученном  источнике информации. Ученик привёл пример,  подтверждающий вывод,  заимствованный из источника  информации. Критерии для оценки сформированности компетентности решения проблем Уровень I  (начальная  31 школа) 1 балл 2 балла Постановка  проблемы Ученик подтвердил  понимание проблемы,  сформулированной  учителем. Ученик объяснил причины, по  которым он приступил к  решению проблемы,  сформулированной учителем. Целеполагание и  планирование Ученик подтвердил  понимание цели и задач  проекта, сформулированных учителем. Ученик с помощью учителя  сформулировал задачи,  соответствующие цели  проекта. После завершения проекта  ученик рассказал, что было  сделано в ходе работы над  проектом. После завершения проекта  ученик описал  последовательность и  взаимосвязь предпринятых  действий. После завершения проекта  ученик описал полученный  продукт. На этапе планирования ученик описал продукт, который  предполагал получить. Оценка  результата Ученик высказал оценочное  отношение к полученному  продукту. Ученик привёл аргумент,  подтверждающий  справедливость высказанного  оценочного отношения. Ученик высказал своё  впечатление от работы над  проектом. Ученик назвал трудности, с  которыми он столкнулся при  работе над проектом. 32 Приложение 2 Отчёт о работе над проектом (для учащихся начальной школы) 1. Название проекта:  __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ 2. Почему я начал работу над проектом?  __________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ________________________________________________________________  3. Для чего я работал над проектом?  __________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ________________________________________________________________  4. Какой продукт я хотел получить?  __________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ________________________________________________________________  5. Как я работал над проектом: Дата Что делал Затрачено Вопрос,  Консультант Помощь затруднение 33 времени  6. Какой продукт я получил в результате работы над проектом? ____________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ________________________________________________________________ __________________________________________________________________  7. Что нового я узнал, чему научился? ____________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ________________________________________________________________  __________________________________________________________________  8. Мои впечатления от работы над проектом: ____________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ________________________________________________________________  __________________________________________________________________ 34 35

Программа организации исследовательской и проектной деятельности учащихся "Мои первые проекты"

Программа организации исследовательской и проектной деятельности учащихся "Мои первые проекты"

Программа организации исследовательской и проектной деятельности учащихся "Мои первые проекты"

Программа организации исследовательской и проектной деятельности учащихся "Мои первые проекты"

Программа организации исследовательской и проектной деятельности учащихся "Мои первые проекты"

Программа организации исследовательской и проектной деятельности учащихся "Мои первые проекты"

Программа организации исследовательской и проектной деятельности учащихся "Мои первые проекты"

Программа организации исследовательской и проектной деятельности учащихся "Мои первые проекты"

Программа организации исследовательской и проектной деятельности учащихся "Мои первые проекты"

Программа организации исследовательской и проектной деятельности учащихся "Мои первые проекты"

Программа организации исследовательской и проектной деятельности учащихся "Мои первые проекты"

Программа организации исследовательской и проектной деятельности учащихся "Мои первые проекты"

Программа организации исследовательской и проектной деятельности учащихся "Мои первые проекты"

Программа организации исследовательской и проектной деятельности учащихся "Мои первые проекты"

Программа организации исследовательской и проектной деятельности учащихся "Мои первые проекты"

Программа организации исследовательской и проектной деятельности учащихся "Мои первые проекты"

Программа организации исследовательской и проектной деятельности учащихся "Мои первые проекты"

Программа организации исследовательской и проектной деятельности учащихся "Мои первые проекты"

Программа организации исследовательской и проектной деятельности учащихся "Мои первые проекты"

Программа организации исследовательской и проектной деятельности учащихся "Мои первые проекты"

Программа организации исследовательской и проектной деятельности учащихся "Мои первые проекты"

Программа организации исследовательской и проектной деятельности учащихся "Мои первые проекты"

Программа организации исследовательской и проектной деятельности учащихся "Мои первые проекты"

Программа организации исследовательской и проектной деятельности учащихся "Мои первые проекты"

Программа организации исследовательской и проектной деятельности учащихся "Мои первые проекты"

Программа организации исследовательской и проектной деятельности учащихся "Мои первые проекты"

Программа организации исследовательской и проектной деятельности учащихся "Мои первые проекты"

Программа организации исследовательской и проектной деятельности учащихся "Мои первые проекты"

Программа организации исследовательской и проектной деятельности учащихся "Мои первые проекты"

Программа организации исследовательской и проектной деятельности учащихся "Мои первые проекты"

Программа организации исследовательской и проектной деятельности учащихся "Мои первые проекты"

Программа организации исследовательской и проектной деятельности учащихся "Мои первые проекты"

Программа организации исследовательской и проектной деятельности учащихся "Мои первые проекты"

Программа организации исследовательской и проектной деятельности учащихся "Мои первые проекты"

Программа организации исследовательской и проектной деятельности учащихся "Мои первые проекты"

Программа организации исследовательской и проектной деятельности учащихся "Мои первые проекты"

Программа организации исследовательской и проектной деятельности учащихся "Мои первые проекты"

Программа организации исследовательской и проектной деятельности учащихся "Мои первые проекты"

Программа организации исследовательской и проектной деятельности учащихся "Мои первые проекты"

Программа организации исследовательской и проектной деятельности учащихся "Мои первые проекты"

Программа организации исследовательской и проектной деятельности учащихся "Мои первые проекты"

Программа организации исследовательской и проектной деятельности учащихся "Мои первые проекты"

Программа организации исследовательской и проектной деятельности учащихся "Мои первые проекты"

Программа организации исследовательской и проектной деятельности учащихся "Мои первые проекты"

Программа организации исследовательской и проектной деятельности учащихся "Мои первые проекты"

Программа организации исследовательской и проектной деятельности учащихся "Мои первые проекты"

Программа организации исследовательской и проектной деятельности учащихся "Мои первые проекты"

Программа организации исследовательской и проектной деятельности учащихся "Мои первые проекты"

Программа организации исследовательской и проектной деятельности учащихся "Мои первые проекты"

Программа организации исследовательской и проектной деятельности учащихся "Мои первые проекты"

Программа организации исследовательской и проектной деятельности учащихся "Мои первые проекты"

Программа организации исследовательской и проектной деятельности учащихся "Мои первые проекты"

Программа организации исследовательской и проектной деятельности учащихся "Мои первые проекты"

Программа организации исследовательской и проектной деятельности учащихся "Мои первые проекты"

Программа организации исследовательской и проектной деятельности учащихся "Мои первые проекты"

Программа организации исследовательской и проектной деятельности учащихся "Мои первые проекты"

Программа организации исследовательской и проектной деятельности учащихся "Мои первые проекты"

Программа организации исследовательской и проектной деятельности учащихся "Мои первые проекты"

Программа организации исследовательской и проектной деятельности учащихся "Мои первые проекты"

Программа организации исследовательской и проектной деятельности учащихся "Мои первые проекты"

Программа организации исследовательской и проектной деятельности учащихся "Мои первые проекты"

Программа организации исследовательской и проектной деятельности учащихся "Мои первые проекты"

Программа организации исследовательской и проектной деятельности учащихся "Мои первые проекты"

Программа организации исследовательской и проектной деятельности учащихся "Мои первые проекты"

Программа организации исследовательской и проектной деятельности учащихся "Мои первые проекты"

Программа организации исследовательской и проектной деятельности учащихся "Мои первые проекты"

Программа организации исследовательской и проектной деятельности учащихся "Мои первые проекты"

Программа организации исследовательской и проектной деятельности учащихся "Мои первые проекты"

Программа организации исследовательской и проектной деятельности учащихся "Мои первые проекты"

Программа организации исследовательской и проектной деятельности учащихся "Мои первые проекты"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.03.2019