Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2 г. Коряжмы»
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МОУ СОШ №2 г. Коряжмы»
___________И.М. Малахова
ПРОГРАММА осеннего ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО
ЛАГЕРЯ
С ДНЕВНЫМ ПРЕБЫВАНИЕМ ДЕТЕЙ
«Вместе веселее»
Начальник лагеря
_______________
Н.М
г. Коряжма 2017 г.
Содержание:
1. Паспорт программы
2. Пояснительная записка
3. Этапы реализации программы
4. Содержание программы по основным направлениям:
4.1 Гражданско-патриотическое
4.2Творческое и культурно-досуговое
4.3Спортивно-оздоровительное
4.4Интеллектуально-познавательное
5. Система контроля реализации программы
6. Механизм обратной связи
7. Кружковая деятельность в рамках программы
8. Режим дня пришкольного лагеря дневного пребывания
9. План работы летнего лагеря дневного пребывания
1. Пояснительная записка
Осень - наилучшая пора для общения с природой, постоянная смена впечатлений, встреча с неизвестными, подчас экзотическими уголками природы. Это время, когда дети имеют возможность снять психологическое напряжение, накопившееся за год, внимательно посмотреть вокруг себя и увидеть, что удивительное рядом.
Целостное развитие личности возможно при гармоничном развитии духовного и физического здоровья, что даёт основу для социального здоровья, адаптации личности в обществе и формирования активной позиции. Именно в период детства и юности закладываются основы здоровья и личности человека, большая часть этого периода приходится на школьный возраст. Значит, на образование ложится ответственность не только за развитие и образование личности, но и за формирование культуры здоровья, здорового образа жизни, а в итоге – за формирование целостной личности с активным созидательным отношением к миру.
Отдых сегодня – это не только социальная защита, это еще и полигон для творческого развития, обогащения духовного мира и интеллекта ребенка. Для того чтобы отдых сделать полноценным была разработана программа.
Анализируя опыт работы прошлых лет летнего лагеря дневного пребывания на базе МОУ «СОШ №2», анкеты детей, отзывы родителей, мы пришли к выводу, что основой программы остаётся игра. «Игра – это имитация жизни, это очень серьёзная деятельность, которая позволяет ребёнку самоутвердиться, самореализоваться». Разработка данной программы организации летнего каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей была вызвана:
– повышением спроса родителей и детей на организованный отдых школьников;
– обеспечением преемственности в работе лагеря предыдущих лет;
– модернизацией старых форм работы и введением новых;
– необходимостью использования богатого творческого потенциала подростков и педагогов в реализации цели и задач программы.
Данная программа по своей направленности является модифицированной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря.
По продолжительности программа является краткосрочной, т. е. реализуется в течение 1 смены.
Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием называется «Вместе веселее», в ходе которой проводится сюжетно-ролевая игра.
Учитывая возрастные особенности младшего и среднего школьного возраста, воспитание творчески активной личности будет проходить через сюжетно - ролевую игру, как ведущий тип деятельности.
Сюжетно - ролевая игра представляет собой исполнение детьми какого-либо сюжета. Эти игры проходят без зрителей, все - участники! Ценность сюжетно-ролевой игры определяется тем, насколько в ребенке она развивает такие качества как: настойчивость, смелость, умение ориентироваться в сложной ситуации, умение действовать в интересах коллектива, сообща добиваться победы, не разрушая позитивного отношения к действительности.
Программа ориентирована на творческий отдых ребят, который поможет улучшить творческие навыки, вызовет интерес к развитию новых способностей и талантов, ведь проблема раннего выявления и обучения талантливой молодежи – приоритетная в современном образовании.
В ходе смены ребят ждут также увлекательные квесты, зажигательные тематические дискотеки, спортивные состязания и просмотр фильмов. Все участники этой смены попадут в атмосферу креативной мастерской. Настоящие профессионалы зажгут в детях дух творчества и подарят вдохновение.
Роль педагогического коллектива заключается в умелом определении и поддержке творческих задатков детей, умении увидеть, почувствовать потенциал ребёнка, помочь ему проявить себя, отличиться, поэтому в работе временного детского коллектива многое связано с энтузиазмом, мастерством и опытом воспитателей, руководителей мастерских, кружков, секций.
3 Этапы реализации программы.
1. Подготовительный этап.
Этот этап характеризуется тем, что за 1 месяц до открытия пришкольного оздоровительного лагеря начинается подготовка. Деятельностью этого этапа является: - проведение совещаний при директоре и заместителе директора по воспитательной работе по подготовке школы к осеннему сезону;
- издание приказа по школе о проведении осенней кампании;
- разработка программы деятельности пришкольного оздоровительного лагеря «Вместе веселее»;
- разработка оформления
- подготовка методического материала для работников лагеря;
- отбор кадров для работы в пришкольном оздоровительном лагере;
- разработка профильной направленности отрядов;
- составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции т.д.)
2. Организационный этап смены.
Этот период короткий по количеству дней, всего лишь 2-3 дня.
Основной деятельностью этого этапа является:
- встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;
- запуск программы «Вместе веселее»;
- формирование органов самоуправления;
- анкетирование детей с целью выявления их интересов, мотивов пребывания в лагере;
- знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.
3. Основной этап смены:
- реализация основной идеи смены;
- вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно- творческих дел, проведение квестов;
- функционирование отрядов:
• 1 классы,
• 2 классы ;3 классы,
4-5 классы.
4. Заключительный этап смены.
Основной идеей этого этапа является:
- подведение итогов смены;
- выработка перспектив деятельности организации;
- анализ предложений детьми, родителями, педагогами, внесенными по деятельности пришкольного профильного оздоровительного лагеря в будущем.
2. Паспорт программы
Полное название программы |
Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Вместе веселее» |
Назначение |
Является продолжением общеобразовательной программы школы, направлена на оздоровление детей, организацию их досуга в осенние каникулы |
Цель программы |
Спортивно-оздоровительное, культурно-досуговое, гражданско-патриотическое, интеллектуальнопознавательное развитие детей через включение их в сюжетно-ролевую игру, соуправление жизнедеятельностью лагеря через педагогику свободного воспитания и коллективные творческие дела.
|
Задачи программы |
Создание системы физического оздоровления детей в условиях временного коллектива: ü организовать систему оздоровительных мероприятий, способствующих профилактике распространения заболеваний у детей; ü способствовать укреплению навыков к здоровому образу жизни; ü организовать активный отдых детей; Раскрыть творческий потенциал детей: ü предоставить ребёнку право свободного выбора вида деятельности; ü приобщение ребят к творческим видам деятельности, развитие творческого мышления. Воспитание чувства патриотизма и уважение к природе и к родному краю. |
Принципы |
1. Принцип гуманизации отношений 2. Принцип преемственности как связь качественно различных стадий развития, субъективности личности, степеней ее самостоятельности и ответственности. 3. Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям учащихся и типу ведущей деятельности. 4. Принцип гармонического развития педагогического пространства школы как условие высокого уровня ее целостности. 5. Принцип средового подхода к воспитанию: 6. Принцип дифференциации воспитания: |
|
7. Принцип толерантности. |
Участники программы |
обучающиеся МОУ «СОШ№2» в количестве 50 человек |
Сроки реализации |
31.10.2017- 03.11.2017 |
Краткое содержание программы |
Программа рассчитана на одну смену лагеря дневного пребывания, акцентируется на обеспечение максимального разнообразия видов деятельности. В основе программы лежит сюжетно ролевая игра. Реализация целей и задач смены осуществляется по программе «Вместе веселее». Все учащиеся делятся на возрастные группы -каждый отряд планирует свою работу с учётом общелагерного плана. Центром всего является, где и происходит весь творческий процесс. Каждый день- это новое испытание на прочность.
|
Традиции лагеря |
На протяжении всей смены в лагере функционирует единица поощрения – .. |
Общеобразовательное учреждение |
МОУ «СОШ №2 г.КОРЯЖМЫ» 165651 г. Коряжма, ул. Кирова ,13 3-71-96 |
Директор школы |
Ирина Михайловна Малахова |
Автор программы |
Нозикова Елена Валерьяновна, Селицкая Галина Ильинична – педагоги-организаторы |
4. Содержание программы по основным разделам
Программа лагеря направлена на то, чтобы сделать отдых интересным, познавательным и реализуется по следующим направлениям:
|
Гражданскопатриотическое |
Творческое |
Спортивнооздоровительное |
Интеллектуальнопознавательное |
|
Формирование гражданской компетенции личности |
Развивать творческий потенциал детей в условиях жизнедеятельн ости временного детского коллектива |
Сохранение и укрепление здоровья детей, общее оздоровление |
Развитие познавательной активности и познавательного интереса детей |
|
1.Формирование моральных ценностей, норм поведения и общения, развитие коммуникативной компетенции ребенка. 2. Развитие творческого потенциала. 3. Обогащение сознания учащихся на историю и культуру нашего Отечества, своей малой родины. |
1.Способствова ть развитию эмоциональног о восприятия мира. 2.Развитие различных сфер эстетической деятельности. 3. Помочь реализовать индивидуальны е задатки и способности детей. |
1.Развитие двигательной активности, ловкости, быстроты. 2. Оптимальное развитие каждого ребенка и повышение его физической работоспособности. 3.Возможность самоутверждения и самовыражения личности, ее социализация. |
1. Воспитание стремления к знаниям, к проблемнопоисковой работе, пониманию смысла происходящего, прогнозированию будущего. 2. Развитие и расширение кругозора детей. 3.Развитие любознательности и познавательной мотивации. |
|
«День защиты детей», «В гостях у сказки», «День России», « Международный день друзей», Квест «Путешествие по Архангельской области», «22 июня- день памяти и скорби», « ЯРМАРКА», а также просмотр фильмов об Архангельской области, документальных фильмовпутешествий по городам России, нашей армии. |
Конкурсы рисунков по тематике дня, конкурсы рисунков на асфальте, работа кружка «Очумелые ручки», «Мы снимаем кино», «Один в один», «День работника кино», «День юмора», «Фестиваль «Березовая ветвь», «Ярмарка» |
Проведение спартакиады внутри лагеря, участие в городской спартакиаде ГТО, утренняя зарядка, солнечные ванны и прогулки на свежем воздухе, подвижные и малоподвижные игры, «День спорта. Спортквест», «Берегись автомобиля!», Квест «Путешествие в страну ВИТАМИНИЮ», «День борьбы с вредными привычками», «Комический футбол» |
Интеллектуальные интерактивные телевикторины, просмотр научно- познавательных фильмов, посещение библиотеки, «Берегись автомобиля!», Акция «Мы против», «День науки и научнопознавательных фильмов», Квест «Путешествуем по Архангельской области» |
|
1.Знают государственную символику. 2. Знают творчество великого русского поэта и писателя Пушкина А.С. 3.Знают и чтят память героев войны. 4. Узнали больше о своей малой родине и своём городе. |
1.Научились выполнять новые поделки из бумаги в технике бумагопластик а, квиллинг, оригами. 2. Разучили движения общелагерного флешмоба. 3.Запомнили наизусть несколько понравившихся песен. 4. Получили возможность проявить свои индивидуальны е способности и таланты. |
1.Набрались сил, здоровья и положительной энергии. 2.Разучили новые подвижные игры. 3. Повысилась физическая работоспособность детей. 4. Проверили свои силы и физическую подготовку (ГТО) |
1. Познакомились с алгоритмом решения проблемных ситуаций. 2.Узнали много новых научных и интересных фактов об обычных вещах и явлениях. |
Программа «Вместе веселее»:
Необходимость данной программы лагеря определяется законодательством:
«Декларацией прав ребёнка»;
Конституцией РФ;
Конвенцией ООН о правах ребёнка;
ФЗ «Об образовании в РФ»;
• основана на традициях и положительном опыте программ оздоровительного отдыха при МОУ «СОШ №2 г.Коряжмы»;
• комплексная, включающая в себя разноплановую деятельность, объединяющая различные направления работы: оздоровление, отдых и воспитание детей в условиях лагеря.
5. Система контроля реализации программы.
№ п/п |
Мероприятие |
Срок проведения |
Ответственные |
1. |
Анкетирование детей с целью выявления их интересов, мотивов пребывания в лагере (Приложение 1). |
Первый день смены |
Педагог-организатор |
2. |
Ежедневное отслеживание настроения детей, удовлетворенности проведенными мероприятиями. |
В течение смены |
Воспитатели
|
3. |
Анкетирование, позволяющее выявить оправдание ожиданий. |
Последний день смены |
Педагог-организатор |
6. Механизм обратной связи.
Открытая книга отзывов и предложений – служит для того, чтобы получить от детей отзыв о проведенных мероприятиях, жизни в Лагере. Книга постоянно «висит» на территории Лагеря, обновляется, сделать там запись может каждый. В этой книге можно оценить любое мероприятие, которое проходило в Лагере.
Стол заказов- это возможность заказать любимую музыку на дискотеке или общелагерном мероприятии.
Почта МАЙЛ.РУ- возможность отправить сообщение или письмо и получить письменный ответ.
7. Кружковая деятельность в рамках программы.
• «ОУмелые ручки»,
• Культура общения,
• Театральная полянка,
• Fanny English,
• Караоке-клуб,
• Физкульт УРА!,
• Ритмика.
8. Режим дня пришкольного лагеря дневного пребывания:
08.30 – 08.40 ПРИЁМ ДЕТЕЙ
08.40 –08.50 ЗАРЯДКА
08.50 – 09.00 ЛИНЕЙКА
09.00-09.20 ЗАВТРАК
09.20 – 09.30 ОТРЯДНЫЕ МИНУТКИ
09.30 – 10.00 ОТРЯДНОЕ ВРЕМЯ
10.00 – 11.00 ЭКСКУРСИИ, ПРОГУЛКА
11.00 – 12.00 ИГРОВОЙ, МУЗЫКАЛЬНЫЙ, СПОРТИВНЫЙ ЧАС,
КРУЖКИ
12.00 – 13.00 ОБЩЕЕ МЕРОПРИЯТИЕ
13.00 – 13.20 ОБЕД
13.20 – 14.00 ОТРЯДНОЕ ВРЕМЯ
14.00 – 14.20 ЛИНЕЙКА, ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ДНЯ
14.20 – 14.30 УБОРКА В ОТРЯДАХ, УХОД ДЕТЕЙ ДОМОй
9. План работы
Осеннего лагеря дневного пребывания
День первый – «Как здорово ,что все мы здесь сегодня собрались» |
31.10.2017 |
1. Организация отрядов: • Распределение обязанностей в каждой отряде; • Выбор названия, девиза, создание отрядной газеты, разучивание отрядной песни. Операция «Уют». 2. Подготовка к представлению отрядов, выбор творческих номеров. 3.Правила и законы лагеря – беседа-инструктаж.
|
|
День второй – «Безопасность превыше всего» |
31.10.2017 |
1.Квест «Безопасность превыше всего» 2.Викторина: «В гостях у светофора» 3. Просмотр мультфильмов по ПДД 4.Конкурс рисунков «Новый-знак дорожный» 5.Дискотека «Желтый, красный, зеленый». |
|
День третий - «В здоровом теле здоровый дух» |
01.11.2017 |
1. Спортивная эстафета: «Быстрее,выше,сильнее!» 2. Подвижные игры на свежем воздухе. 3. Дискотека :Sport-pati 4. Беседа « Береги здоровье» (внутриотрядное мероприятие) 5. Конкурс плакатов по проблеме борьбы с вредными привычками |
|
День четвертый– «День волшебства» 02.11.2017 |
|
1. Сказочные посиделки( внутриотрядное мероприятие) 3.Игра –викторина по станциям «Там на неведомых дорожках…» 4. Концерт «В мире сказок и волшебства». 5. Конкурс рисунков и плакатов «Я рисую сказку» 6 «Волшебная дискотека» |
|
День пятый – «Расстаемся, друзья!» |
03.11.2017 |
1. 1. Путешествие по городам России (кинолекторий)День единства России 2.Заключительнй концерт : «Зажги звезду» 3.Конкурс рисунков «Я люблю свою страну» 4.Просмотр фильмов «Патриоты России. 5.Дискотека: Мы не прощаемся, а говорим вам, до свидания… |
Список литературы
1. Барашков Ю.А. Архангельск: Архитектурная биография – Архангельск:
Сев.-Зап. кн. изд-во, 1984. 2. Захарова О.А., Доронин Д.Ю. Этноэкология. Методическое пособие по проведению этноэкологических исследований – М.: Лесная страна, 2008. 3. Мосеев И.И. Поморска говоря. Краткий словарь поморского языка. –
Архангельск: [б.и.], 2005 (ОАО «ИПП «Правда Севера»)
4. Писахов С.Г. Сказки Сени Малины. – Архангельск: [Правда Севера], 2009. 5. Сапожникова Г.П., Каплан Б.М. Устойчивое развитие и экологическое образование. Методическое пособие. – М.: ГОУ ДОД ФДЭБЦ, 2009. 6. Соколова Н. В. Лето, каникулы – путь к успеху: сборник программ и игр для детей и подростков в условиях детского оздоровительного лагеря, - О.:
«Детство», 2009 г.
7. Таран Ю.В. Социально-педагогическая деятельность детского оздоровительного лагеря/ Ю.В. Таран// народное образование. - 2004. - №3.- с. 89-94.
8. Титов С.В. Здравствуй, лето! - Волгоград, Учитель, 2007 г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.