Программа "Первооткрыватели"» для учащихся 1-4го класса (внеурочная деятельность, ФГОС)
Оценка 4.8

Программа "Первооткрыватели"» для учащихся 1-4го класса (внеурочная деятельность, ФГОС)

Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
окружающий мир +1
Взрослым
24.01.2017
Программа "Первооткрыватели"» для учащихся 1-4го класса (внеурочная деятельность, ФГОС)
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. Метод проектов в начальной школе, учитывая возрастные особенности детей, имеет свою специфику. Так, собственно проектная деятельность в ее классическом понимании занимает свое центральное (ведущее) место в подростковом возрасте (в основной школе). В начальной школе могут возникнуть только прообразы проектной деятельности в виде решения творческих заданий или специально созданной системы проектных задач.Программа организации внеурочной деятельности младших школьников по направлению “проектная деятельность” предназначена для работы с детьми 2-х классов, является механизмом интеграции, обеспечения полноты и цельности содержания программ по предметам, расширяя и обогащая его.
Первооткрыватели 1-4 кл.docx
Программа "Первооткрыватели"» для учащихся 1­го класса (внеурочная деятельность, ФГОС) Пояснительная записка. Происходящие   изменения   в   современном   обществе   требуют   развития   новых   способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую  инициацию,  выработку   навыка  самостоятельной  навигации   в  информационных полях,   формирование   у   учащихся   универсального   умения   ставить   и   решать   задачи   для разрешения   возникающих   в   жизни   проблем   –   профессиональной   деятельности, самоопределения,   повседневной   жизни.   Архиважным   становится   воспитание   подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и   применять   знания,   тщательно   обдумывать   принимаемые   решения   и   четко   планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Программа   организации   внеурочной   деятельности   младших   школьников   по   направлению “проектная   деятельность”   предназначена   для   работы   с   детьми   2­х     классов,   является механизмом   интеграции,   обеспечения   полноты   и   цельности   содержания   программ   по предметам, расширяя и обогащая его.  Актуальность  проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно­исследовательской   деятельности   определены   как   одно   из   условий   реализации основной образовательной программы начального общего образования.  Актуальность  программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения,   необходимые   для   организации   проектной   и   исследовательской   деятельности,   в будущем станут основой для организации научно­исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д. Программа   позволяет   реализовать   актуальные   в   настоящее   время   компетентностные, личностно­ориентированные, деятельностные подходы.  Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:  Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;  Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;  Системность организации учебно­воспитательного процесса;  Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей. Цель   программы  –   формирование   информационной   грамотности   учащихся   на   основе самостоятельных исследований объектов и явлений окружающего мира и научного знания.  Задачи программы:  формирование   системы   интеллектуальных,   общеучебных   и   специальных   знаний, умений и навыков учащихся; развитие психических процессов; развитие личности младшего школьника; воспитание   коммуникативности, предприимчивости.   инициативности,   самостоятельности   и    Основные понятия: Метод проектов  – педагогическая технология, цель которой ориентируется не только на интеграцию   имеющихся   фактических   знании,   но   и   приобретение   новых   (порой   путем самообразования). Проект – буквально “брошенный вперед”, т.е. прототип, прообраз какого­ либо   объекта   или   вида   деятельности.  Проект   учащегося  –   это   дидактическое   средство активизации   познавательной   деятельности,   развития   креативности   и   одновременно формирование  определенных  личностных  качеств, которые  ФГОС 2011 г. определяет как результат освоения основной образовательной программы начального общего образования. Метод проектов в начальной школе, учитывая возрастные особенности детей, имеет свою специфику. Так, собственно проектная деятельность в ее классическом понимании занимает свое центральное (ведущее) место в подростковом возрасте (в основной школе). В начальной школе   могут   возникнуть   только   прообразы   проектной   деятельности   в   виде   решения творческих заданий или специально созданной системы проектных задач.  В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:  Рефлексия (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);  Целеполагание (ставить и удерживать цели);  Планирование (составлять план своей деятельности);  Моделирование   (представлять   способ   действия   в   виде   модели­схемы,   выделяя   все существенное и главное);  Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;  Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других). Форма организации: Кружковые   занятия проводятся  1 раз в неделю(34 часа в год)  в учебном   кабинете,   в   музеях   различного   типа,   библиотеках,   на   пришкольном   участке,   на предприятиях, проектная деятельность включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, реализации   проектов   и   т.д.   Проектная   деятельность   предусматривает   поиск   необходимой недостающей   информации   в   энциклопедиях,   справочниках,   книгах,   на   электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети. Сроки реализации программы: 4 года (1–4­й класс).  Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:  Первый   уровень   результатов  (1­й   класс)   предполагает   приобретение   первоклассниками новых   знаний,   опыта   решения   проектных   задач   по   различным   направлениям.   Результат выражается   в   понимании   детьми   сути   проектной   деятельности,   умении   поэтапно   решать проектные задачи. Второй   уровень   результатов  (2–3­й   класс)   предполагает   позитивное   отношение   детей   к базовым   ценностям   общества,   в   частности   к   образованию   и   самообразованию.   Результат проявляется   в   активном   использовании   школьниками   метода   проектов,   самостоятельном выборе   тем   проекта,   приобретении   опыта   самостоятельного   поиска,   систематизации   и оформлении интересующей информации. Третий   уровень   результатов  (4­й   класс)   предполагает   получение   школьниками самостоятельного   социального   опыта.   Проявляется   в   участии   школьников   в   реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению. Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в   конкурсах   и   олимпиадах   по   разным   направлениям,   выставки,   конференции,   фестивали, чемпионаты и пр. Тематический план. 1­й класс. № Тема 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Проект? Проект! Откуда мы получаем информацию? Игрушки и школьные принадлежности Мы – волшебники Зачем нужны цифры? Зачем нужны буквы Как много интересного вокруг. Времена года. Осень на дворе. 10­11 Эти удивительные растения 12­13 Домашние животные вокруг нас Количест во часов Дата корр екци я 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 2 8.09 15.09 22.09 29.09 6.10 13.10 20.10 27.10 10.11, 17.11,   24.11 1.12,     8.12 14­15 Дикие животные 16 Устное народное творчество. Что это такое? 17­18 Создание сборника загадок 19­20 Создание сборника сказок об одном из  животных (зайце, лисе, медведе, волке). 21­22 Создание собственных сказок. 23­24 Посёлок, в котором мы живем. 25­26 Моя родословная 27­28 Что означают наши имена? 29 Наши соседи 30­31 Традиционные детские игрушки народов моей  страны 32 Игры наших дедушек и бабушек 2 1 2 2 2 2 2 2 1 2 1 15.12,   22.12 12.01 19.01,   26.01 2.02,     9.02 2.03,     9.03 16.03,   23.03 6.04,     13.04 20.04,   27.04 4.05,      11.05,  18.05,     25.05 Учебно­тематический   план   является   примерным   и   корректируется   в   зависимости   от интересов детей, участия в конкурсах и проектах разного уровня. Проекты во времени не ограничены. Завершение происходит по мере исчерпания темы или угасания интереса учащихся. Содержание изучаемого курса. Цель работы над проектами в начальной школе. Развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся. Задачи 1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения. 2. Формирование   коммуникативной   компетентности   сотрудничестве: – умение  вести  диалог, координировать свои  действия с действиями партнеров по совместной деятельности; –   способности   доброжелательно   и   чутко   относиться   к   людям,   сопереживать; – формирование социально адекватных способов поведения. в       воспитание 3. Формирование   способности   к   организации   деятельности   и   управлению   ею: – настойчивости; –   формирование   навыков   организации   рабочего   пространства   и   рационального использования времени; –   формирование   умения   самостоятельно   и   совместно   планировать   деятельность   и целеустремленности рабочего и сотрудничество; – формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения. 4. Формирование умения решать творческие задачи. 5. Формирование   умения   работать   с   информацией   (сбор,   систематизация,   хранение, использование). Работа над проектом предваряется необходимым этапом – работой над   темой,   в   процессе   которой   детям   предлагается   собирать   самую   разную информацию   по   общей   теме.   При   этом   учащиеся   сами   выбирают,   что   именно   они хотели   бы   узнать   в   рамках   данной   темы.   При   дальнейшей   работе   над   проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации по теме. Предлагаемый порядок действий: 1. Знакомство класса с темой. 2. Выбор подтем (областей знания). 3. Сбор информации. 4. Выбор проектов. 5. Работа над проектами. 6. Презентация проектов. Учитель выбирает общую тему или организует ее выбор учениками. Критерием выбора темы может   быть   желание   реализовать   какой­либо   проект,   связанный   по   сюжету   с   какой­либо темой. При выборе подтемы учитель не только предлагает большое число подтем, но и подсказывает ученикам, как они могут сами их сформулировать. Классические   источники   информации–   энциклопедии   и   другие   книги,   в   том   числе   из школьной библиотеки. Кроме того, это видеокассеты, энциклопедии и другие материалы на компакт­дисках, рассказы взрослых, экскурсии. Под   рассказами   взрослых   понимаются   не   только   рассказы   родителей   своим   детям,   но   и беседы, интервью со специалистами в какой­то сфере деятельности, в том числе и во время специально организованных в школе встреч специалистов с детьми. Возможные экскурсии – это экскурсии либо в музеи, либо на действующие предприятия. Кроме того, взрослые могут помочь детям получить информацию из Интернета. После того как собраны сведения по большей части подтем, учитель констатирует этот факт, напоминает   запоздавшим   о   необходимости   поторопиться   и   обсуждает   с   детьми,   какие проекты (поделки, исследования и мероприятия) возможны по итогам изучения темы. Результатом: – поделки (игрушки, книги, рисунки, открытки и т. д.); – мероприятия (спектакли, викторины, и т. д.); Литература. 1. Григорьев   Д.В.  Внеурочная   деятельность   школьников.   Методический   конструктор: пособие для учителя/ Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010. 2. Концепция духовно­нравственного развития и воспитания гражданина России. – М.: Просвещение, 2010. 3. Мокиенко   В.М.  В   глубь   поговорки:   Рассказы   о   происхождении   крылатых   слов   и образных выражений. – СПб.: Авалонъ, Азбука­классика, 2008. 4. Откупщиков   Ю.В.  К   истокам   слова:   Рассказы   о   происхождении   слов.   –   СПб.: Авалонъ, Азбука­классика, 2008. 5. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М.: Аркти, 2003. 6. Поливанова   К.Н.  Проектная   деятельность   школьников:   пособие   для   учителя/ К.Н.Поливанова. – М.: Просвещение, 2008. 7. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В.А.Горский, А.А.Тимофеев, Д.В.Смирнов и др.] – М.: Просвещение, 2010. 8. Проектные   задачи   в   начальной   школе:   пособие   для   учителя/   [А.Б.Воронцов,   В.М. Заславский, С.Е.Егоркина и др.]; под ред. А.Б.Воронцова. – М.: Просвещение, 2010.  9. Савенков   А.И.  Методика   исследовательского   обучения   младших   школьников.   – Самара: Издательский дом “Федоров”, 2010. 10. Федеральный   государственный   образовательный   стандарт   начального   общего образования / Министерство образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010. «Птицы и животные нашего края» 2 класс Пояснительная записка. Программа   составлена   на   основе   методической   литературы,   Интернет­ресурсов, рекомендаций   по   оформлению   программ   внеурочной   деятельности   в   рамках   реализации ФГОС НОО от 09.11.2011 № 47­17957/11­14. Современная   школа     требует   развития   новых   способов   образования,   педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативой, развитием   навыка   самостоятельности.   Акцент   переносится   на   воспитание   подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, чётко планировать действия, быть открытыми для новых контактов и связей.  Одним из направлений внеурочной деятельности является научно – познавательный прект, в частности одна из его частей  «Познание окружающего нас мира».  Воспитание экологической культуры ­ актуальнейшая задача сложившейся социально­ культурной ситуации начала XXI века.                   В   условиях   разностороннего   глубочайшего   экологического   кризиса   усиливается значение   экологического   образования   в   начальной   школе   как   ответственного   этапа   в становлении и развитии личности ребенка. Закон «Об экологическом образовании», принятый во   многих   регионах   России,   ставит   своей   задачей   создание   системы   непрерывного всеобъемлющего экологического образования и является основанием для поиска и разработки эффективных средств экологического образования населения.  Новизна программы в том, что она совмещает в себе экологическое образование и занятия художественно прикладным творчеством.   Программа   носит   комплексный   интегративный   характер,   направлена   на интеграцию   разных   видов   деятельности   ребёнка,   охватывает   основные   направления   его развития.   Предполагается   связь   содержательного   компонента   программы   со   школьными предметами: биология, экология, краеведение, литература. Актуальность   и   педагогическая   целесообразность  разработанной   программы продиктована   также   отсутствием   в   теории   и   практике   экологического   образования   в начальной  школе единой, рассчитанной на весь период обучения, программы дополнительного образования с экологической направленностью для младших школьников. Появляется   возможность     организовать   работу   с   различного   рода   детской познавательной литературой, литературой энциклопедического характера.     При введении в образовательный   процесс   проектно­исследовательской   деятельности,   не   менее   важно проведение на занятиях практических работ, минимум которых обозначен в программе.    Наличие   в   ОУ   материально­технической   базы   (программное   обеспечение, библиотечный   фонд,   наличие   интерактивной   доски,   компьютерных   классов,  DVD, видеотехника) дает основание для активного включения обучающихся в процесс обретения знаний в урочном и внеурочном пространстве. Данная   программа   относится   к   области   экологического   образования   и   сочетает традиционные и новые способы воздействия на личность ребёнка средствами природы. Цель   программы: формирование   у   воспитанников   на   интеллектуальной   и эмоционально­чувственной   основе   сознательного,   нравственно­этического   отношения   к окружающей среде. Задачи программы: Образовательные: 1. Сформировать систему эколого­биологических знаний. 2. Сформировать знания о многообразии живых форм родного края. 3. Обогатить общий и сформировать тематический словарный запас. 4. Сформировать трудовые знания, умения, навыки, закрепить на практике. Развивающие: 1. Развивать способности чувствовать красоту природы и выражать эмоции. 2. Развивать индивидуальные способности детей. 3. Развивать любознательность, как основу познавательной деятельности. 4. Развивать   умения:   самостоятельно   приобретать,   анализировать,   синтезировать, применять знания, планировать свою деятельность, ориентироваться в задании. Воспитательные: 1. Сформировать представление о самоценности любой формы жизни. 2. Сформировать потребности экологически целесообразного поведения и деятельности человека. 3. Сформировать чувства красоты природы при изготовлении поделок. 4. Сформировать чувство ответственности за инструменты, оборудование кабинета. 5. Прививать любовь к труду, учить доводить до конца начатое дело. Отличительная   особенность   программы состоит   в   повышении   эффективности экологической и краеведческой работы с младшими школьниками, что позволяет подготовить их к участию в эколого­краеведческой деятельности на последующих этапах образования через проектную деятельность. Сроки реализации программы и возраст воспитанников Срок реализации программы – 1 год. Формы и режим занятий  Реализация программы рассчитана на 34 часа в год. Занятия кружка проводятся 1 раз в   неделю.   Осуществляются   как   групповые     занятия   так   и   индивидуальные   консультации. Режим занятий соответствует санитарно­эпидемиологическим требованиям дополнительного образования и предусматривает на занятиях: динамические паузы, смену видов деятельности, упражнения здоровьесберегающего характера. Планируемые  результаты и способы определения их результативности             По итогам Программы ожидаются следующие результаты:  Привлечение учащихся к просветительской деятельности;  Участие кружковцев в проектной деятельности различного уровня;  Организация и проведение школьных экологических акции;  Оформление памяток, листовок, стенгазет, буклетов, презентаций;  Работа по озеленению территории школы Содержание Программы. Девиз:                                             Я познаю природу!                                 Я выступаю в защиту природы!                                        Я помогаю природе!                        Тема 1.Введение (1 час)      Знакомство   с   целями,   задачами,   планом   работы   кружка.   Инструктаж   по   технике безопасности.   Экология­наука   о   закономерностях   существования   живого   мира   на   Земле. Экологические факторы, их взаимодействие. Роль экологии в деле охраны природы.                      Тема 2. Природоохранная деятельность осенью. (16 часов) Осенние явления в природе. Операция «Озеленение». Заготовка природного материала для дальнейшего использования его в беседах для учащихся 1­4 классов на тему «Лесная аптека». Работа   над   индивидуальными   проектами:   «Не   проходите   мимо»   и   групповыми «Экологическая почта» Влияние сельскохозяйственной, промышленной, градостроительной, транспортной и других видов   деятельности   человека   на   окружающую   среду.   Сознательные   и   случайные, положительные   и   отрицательные   воздействия.   Природоохранная   деятельность   как антропогенный фактор. Практическая деятельность   Экскурсии в окрестности города с целью изучения экологического состояния природных объектов. Работа   над   проектом:   «Влияние   хозяйственной   деятельности   местного   населения   на окружающую среду».                      Тема 3. Природоохранная деятельность зимой (9 часов) Животные   и   растения   зимой.   Зимующие   птицы,   их   польза.   Корма   для   зимующих   птиц. Значение зимней подкормки. Техника изготовления кормушек., способы   их прикрепления. Акция  «Кормушка». Творческая работа «Они зимуют с нами». Акция «Новогодняя Елка».                       Тема 4. Природоохранная деятельность весной (8 часов) Весенние   явления   в   природе.   Фенологические   наблюдения.   Просветительско­агитационная деятельность   кружковцев   среди   учащихся   1­2   классов   «Березкины   слезки»,   «Нерыночные отношения или майский лес». Акция   «Пернатый   гость»   ­   Агитационная   стенгазета.   Экскурсия   в   краеведческий   музей. Акция «Чистый лес ­ чистая совесть». Операция «Озеленение». Календарно ­ тематическое планирование №  п/п Название разделов, тема кол­во часов Дата проведения План  факт 1 2 3­4 5­6 7­9 Тема 1.  Введение Тема 2.  Природоохранная деятельность  Осенние  явления в природе  Операция  «Озеленение»   Заготовка   природного   материала   для дальнейшего   его   использования   в   беседах   с учащимися   1­2   классов   на   тему:     «   Лесная аптека».   Работа над индивидуальными проектами: «Не проходите мимо». 10­12 Работа   над   групповым   проектом «Экологическая почта». Экскурсии в лес 13­17  Работа над коллективным проектом «Влияние  хозяйственной деятельности местного  населения на окружающую среду р.п. Озинки и  его окрестностей» Тема 3. Природоохранная деятельность зимой. 18­19 Растения и животные зимой. Зимующие птицы. 20­21 Значение зимней подкормки для птиц. Техники изготовления кормушек для птиц и способы их прикрепления. 22 Школьная акция  «Кормушка» 23­24 Творческая   коллективная   работа­школьная стенгазета   «Они   зимуют   рядом   с   нами». Животные зимой. 25 26 Акция  «Новогодняя елка» Фотоконкурс на лучшую зимнюю композицию. Тема 4. Природоохранная деятельность весной. 1 16 1 2 2 3 3 5 9 2 2 1 2 1 1 8 27 Весенние явления в природе.  28­29 Просветительские   беседы   для   учащихся   1­2 классов, д/сад на темы: «Березкины слезки». 30 31 32 Акция  «Пернатые друзья» Экскурсия в музей «Птицы и животные нашего края» Акция  «Чистый лес ­ чистая совесть» 33­34 Операция  «Озеленение» 1 2 1 1 1 2  Итого: 34 часа Предполагаемые результаты реализации программы Результаты изучения курса представлены следующим образом: предметные; метапредметные; личностные. Личностными результатами являются:       интерес к познанию мира природы; потребность к осуществлению экологически сообразных  поступков; осознание места и роли человека в биосфере как существа биосоциального; преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой  с точки зрения экологической допустимости; установка на безопасный здоровый образ жизни.  Метапредметными результатами являются:    способность   регулировать   собственную   деятельность,   направленную   на   познание окружающей действительности и внутреннего мира человека; способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач; осознание правил и норм взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа; способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.  Предметными результатами являются:    усвоение  первоначальных  сведений   о  сущности   и  особенностях  объектов,  процессов   и явлений, характерных для природной действительности; владение   базовым   понятийным   аппаратом   (доступным   для   осознания   младших школьников),   необходимым   для   дальнейшего   образования   в   области   естественно   – научных дисциплин; умение   наблюдать,   исследовать   явления   окружающего   мира,   выделять   характерные особенности   природных   объектов,   описывать   и     характеризовать   факты   и   события, происходящие в природе. Значение   курса состоит   в том, что в ходе его изучения  школьники овладевают практико   –   ориентированными   знаниями   для   развития   их   экологической   и культурологической  грамотности и соответствующих ей компетенций; умение использовать разные методы познания, соблюдать правила поведения в природе и обществе, способность оценивать свое место в окружающем мире, участвовать в его созидании и др.  Первый   уровень   результатов  предполагает   приобретение   новых   знаний,   опыта   решения задач по различным направлениям.   Результат выражается в позитивном отношении детей к базовым ценностям общества, в частности к природе.   Второй уровень  результатов  проявляется  в активном использовании школьниками своих знаний,     приобретении   опыта   самостоятельного   поиска   информации,   систематизации   и оформлении интересующей информации, ценностного отношения к природе и окружающему миру. Третий уровень результатов предполагает получение школьниками самостоятельного опыта проектно­экологической   деятельности.   Он   проявляется   в   участии   детей   в   различных природоведческих конкурсах,  выполнение творческих работ  и проектов по самостоятельно выбранному направлению.  Оценивание   результатов.  Система   отслеживания   и   оценивания   результатов   представлена будет на выставках, конкурсах, проектах, различных соревнованиях. Учащиеся должны з н а т ь : ­ наиболее типичных представителей животного мира России,  какую пользу приносят представители животного мира; ­ планета Земля ­ наш большой дом; ­ ­ Солнце ­ источник жизни на Земле; ­ ­ неживое и живое в природе; основные   группы   растительных   и   животных   организмов  и их приспособленность к условиям существования (примеры); влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры); значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры); значение растений и животных в жизни человека, условия  их выращивания и правила ухода; ­ ­ ­     существо   природное   и   социальное;   разносторонние   связи   человека   с ­ многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними; основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т. д.); ­ ­ организмы, приносящие ущерб хозяйству человека, и некоторые меры борьбы с ними; человек   ­ окружающей природной средой; условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и природы; позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе; способы сохранения окружающей природы; что такое наблюдение и опыт; экология ­ наука об общем доме; экологически сообразные правила поведения в природе. ­ ­ ­ ­ ­ ­ У ч а щ и е с я   д о лж н ы   у м ет ь : ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию; ухаживать за домашними животными и птицами; выполнять правила экологически сообразного поведения в природе; применять   теоретические   знания   при   общении   с   живыми  организмами   и   в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья; ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие); доказывать, уникальность и красоту каждого природного объекта; предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры); улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение); осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе; наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме; оформлять   результаты   наблюдений   в   виде   простейших  схем,   знаков,   рисунков, описаний, выводов; ­ ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы. Методическое обеспечение Программы Среди основных способов и форм работы с детьми в рамках реализации программы планируется использование групповых и индивидуальных занятий:  Проектная деятельность учащихся  Озеленение территории школы  Лекционная деятельность учащихся  Организация и участие в экологических акциях различного уровня. Учитывая   возрастные,   психолого­педагогические   возможности   учащихся,   отобраны следующие методы работы по данной Программе:  Беседы  Метод наблюдения  Исследовательская работа  Экскурсия  Метод проектов      Список использованной литературы 1. Плешаков,   А.   А.   Экологические   проблемы   и   начальная   школа     Текст     /А.   А. Плешаков// Начальная школа. – 1991. ­ № 5. – С. 2­8. 2. Плешаков, А. А. Великан на поляне или первые уроки экологической этики  Текст  /А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2009. 3. Плешаков, А. А. Зелёные страницы  Текст  /А. А. Плешаков. –М.: Просвещение, 2008. 4. Садчикова, О. Г. и др..Занимательная география  Текст   /  О. Г. Садчикова. –Ростов н/Д: Феникс, 2006. 5. Смирнова, Н. П. По материкам и океанам  Текст  / Н. П. Смирнова. – М.: Просвещение, 1988. 6. Соловьёв, Л. И. География Кемеровской области. Природа.  Текст  /Л. И. Соловьёв. – Кемерово, 2006. 7. Соловьёв, Л. И. Книга о природе Кузбасса. Текст  /Л. И. Соловьёв. – Кемерово, 2008.  8. Сухарев, Ю. Ф. Природоведение  Текст  / Ю. Ф. Сухарев. – Чапаевск, 1998. 9. Сосновский, И. П. Уголок природы в школе  Текст  / И. П. Сосновский, В. И. Корнеева. 10. Симаков, Ю. Г. Живые приборы  Текст  / Ю. Г.Симаков. – М.: Знание, 1986. 11. Хренов,   Л.С.   Народные   предметы   и   календарь     Текст     /   Л.   С.   Хренов.   –   М.: – М.: Просвещение, 1986. Агропромиздат, 1991. 12. Цветкова И.В. Экология для начальной школы. Игры, проекты Ярославль: «Академия развития», 1997. 13. Шиппард,   Ч.   Жизнь   кораллового   рифа     Текст     /   Ч.   Шиппард.   –   Ленинград: Гидрометиздат, 1987. 14. Энциклопедия. Я познаю мир. Экология. – М.: ООО Издательство «Астрель», 2000. 15. Энциклопедия. Мир животных (т. 2, т. 7). – М.: Просвещение, 1989. 16. Энциклопедия. Неизвестное об известном. – М.: РОСМЕН, 1998. 17. Энциклопедия животных. – М.: ЭКСМО, 2007. 18. Энциклопедия. Что такое. Кто такой. – М.: Педагогика­Пресс, 1993. 19. Интернет­ресурсы.                                                               Программа по внеурочной деятельности «Мой край» 3 класс  Пояснительная записка  Стремясь к далёким землям и странам, мы порой забываем, что совсем рядом есть неизвестная нам земля ­ наша малая Родина. Познакомившись с ней, ребята сделают для себя много открытий.     Данная   программа   является   дополнением   к   школьным   программам   по   курсу «Окружающий мир», «Литературное чтение».   Основная направленность программы: привитие любви к своей родной земле, дать дополнительные знания по истории своего края, культуре, подробнее изучить природу  родного   края,   познакомить   теоретически   и   практически   с   некоторыми   видами растений занесённых в Красную книгу (например  , кувшинка белая, кубышка жёлтая).  Актуальность программы состоит в том, что возникла  необходимость в воспитание активной   гражданской   позиции,   бережного   отношения   ко   всему,   что   окружает   в 14 природе. Именно с любви к своей малой родине, к родному краю, где человек родился и   вырос,   и   начинается   формирование   любви   к   своей   стране.   воспитание   патриота, хозяина своей земли.  Цель программы:  с помощью теоретических и практических занятий вне учебной деятельности создать условия для развития интереса к изучению своего родного края, воспитание думающей, творческой личности.          Для достижения поставленной цели ставятся следующие задачи:  формировать умения работать с различными источниками знаний,        изучить особенности природы своей местности, прививать любовь и бережное отношение к родному краю, воспитание патриотических чувств, активизировать работу по экологическому воспитанию, развитие познавательного интереса к изучению родного края, расширить школьные знания по краеведению и экологии, совершенствование практических умений и навыков,  мотивация учащихся на творческую деятельность.         Работа по реализации данной программы предполагает участие детей в поисковой и исследовательской работе, что помогает воспитанию самостоятельности, творческого подхода к делу. Учащиеся приобретают навыки общения со справочной литературой, познакомятся   с   новой   терминологией.   Это   способствует   развитию   потребности   к самостоятельному   добыванию   знаний   по   краеведению.   Так   же   предусматривается участие детей в массовых мероприятиях, конкурсах.     Программа обучения рассчитана на 34 часа  (1 час в неделю).   Содержание учебного курса  Вводное занятие (1ч)  Введение в программу. Знакомство с программой кружка. Показ образцов проектной деятельности. Вводная презентация «Что такое проектная деятельность»  Составление правил работы в группах.  Практическая работа:   История посёлка(2ч)  Выяснение знаний,  которые имеют учащиеся по данной теме. Экскурсия в школьную библиотеку.   Практическая работа: знакомство с книгами местных авторов, поиск информации.  Улицы нашего посёлка (1ч)  Экскурсия по посёлку.   Практическая   работа: достопримечательности.   сделать   снимки   главных   улиц   посёлка, Знакомство с улицами посёлка.    их 15  Обработка полученной информации (1ч)  Дети рассказывают, какой материал они собрали по теме «История посёлка», вместе с учителем продумывается оформление работы в виде сообщения или буклета. Правила работы на компьютере.  Практическая   работа:   знакомство   с   программой   Word,   оформление   сообщения   о посёлке.  Оформление проекта (1ч)  Практическая работа:  коллективное   оформление   коллажа   «Имя   посёлка   моего».   На   лист   бумаги   дети приклеивают фотографии нашего города. Составляются критерии оценивания буклета, выступления.  Выбирается форма защиты проекта к следующему занятию, распределяются темы для выступления.  Защита проекта (1ч)  Защита   проекта   проходит   в   праздничной   обстановке,   приглашены   родители   детей. Дети   рассказывают   о   выполненной   работе,   о   ее   значимости.   Учитель   награждает участников проекта дипломами и отмечает лучшие выступления.  Осенний наряд моего посёлка (2ч)  Учитель   проводит   экскурсию   в   природу   с   целью   наблюдения   над   осенними изменениями в жизни растений. Обобщаются знания детей о растениях нашего края.  Практическое   занятие:   Фотографирование   кустарников,   деревьев,   трав,   цветов, осенней природы. Наблюдение над растениями. Викторина «Угадай растение»  Сочиняем сказку для альбома (1ч)   Дети под руководством учителя сочиняют сказку для альбома «В гостях у времен года». Учитель предлагает выбрать героя сказки, например, зайчика (любое животное нашего края или растение). Герой рассказывает о своих наблюдениях в природе. Дети предлагают сюжет, который  обсуждается  коллективно, выбирается лучший.  Сказку записывает учитель. Дома можно сочинить свою сказку и принести ее на следующее занятие.  Практическая работа:  Нарисовать Зайку, выбрать лучший рисунок для книги.   На занятии кружка дети показывают собранный материал: фотографии, сказки.  Продумывается   план   защиты   проекта   и   формы   представления   информации.   Дети  Обработка полученной информации (1ч) распределяют свои роли. Правила работы на компьютере.  Практическая работа:  Учитель знакомит детей с правилами работы в программе Pauerpoint для того, чтобы они   смогли   сделать   альбом   «Осенний   наряд   моего   посёлка»   вместе   с   учителем   и показать его на итоговом занятии.  Оформление проекта (1ч)   Дети продолжают оформление своих работ, рассказывают о ходе своего выступления. Заканчивают оформление своих материалов на компьютере. Оформляют презентацию в   соответствии   с   критериями   оценивания.   Повторяются   правила   работы   на компьютере.  Защита проекта (1ч)  Защита проекта проходит в виде игры. Главный герой Зайка заметил, что наступила осень. Он этому очень огорчился, потому что вокруг все изменилось. Его друзья стали подумывать о зимовке… 16  Дети рассказывают свои сказки, показывают презентацию «Осенний наряд посёлка». Активные участники проекта награждаются.  Волшебница­зима (2ч)  Учитель проводит экскурсию в природу. Дети выясняют, что произошли изменения в живой и неживой природе.   Практическая работа:  Ученики   делают   снимки   на   фотоаппарат   тех   кустов   и   деревьев,   которые фотографировали осенью.  Сочиняем сказку для альбома (1ч)  Для оформления альбома «В гостях у времен года» дети сочиняют сказку с главным героем   Зайчиком.   От  его   имени   дети   рассказывают,   какие   изменения   произошли   в природе, что делают птицы и животные зимой. Правила работы на компьютере.  Практическая работа:  Сказка набирается на компьютере в текстовом редакторе. Учитель предлагает детям познакомиться с программой рисования на компьютере, попробовать дома вместе с родителями  нарисовать Зайку.  Обработка полученной информации (1ч)  На   занятии   дети   рассказывают   свои   сказки,   выбираются   лучшие.   Проговариваются правила работы на компьютере.  Практическая работа:  Дети на компьютере набирают текст, используют  объекты WordArt для улучшения дизайна работы.  Оформление проекта (1ч)   Под   руководством   учителя   оформляется   презентация   «Волшебница   ­   зима», вставляются   авторские   снимки   детей.   Продумываются   темы   выступлений. Определяются выступающие. Правила работы на компьютере.  Практическая работа:  Учитель   обучает   детей   вставке   фотографий   и   картинок   в  презентацию,   уменьшать объекты и обрезать лишнее с картинки.  Защита проекта (1ч)  Защита проекта проходит в виде путешествия Зайчика по нашему посёлку. Зайчик рассказывает   о   своих   наблюдениях   и   впечатлениях,   загадывает   детям   загадки, предлагает   логические   задания.   Дети   награждаются   дипломами   победителей   и участников.  Весеннее пробуждение природы (2ч)  Учитель проводит экскурсию в природу. Дети наблюдают за весенними изменениями в природе, делают выводы.  Изготовление кормушек для птиц Развешивание кормушек около школы  (1ч)  Практическая работа:  Дети  фотографируют  кустарники и деревья, небо, местность.   Проведение   инструктажа   по   технике   безопасности   при   работе   с   ножницами   и пластиком, аккуратного выполнения изделия и содержания своего рабочего места в порядке.  Практическая   работа:   под   руководством   учителя   дети   делают   кормушки   из пластиковых бутылок, привязывают к ним веревочки.  Проведение инструктажа по технике безопасности во время развешивания кормушек, напоминание о правилах поведения на улице.  Практическая работа: (2ч) 17  Дети   развешивают   на   деревья   кормушки,   насыпают   корм   для   птиц.   Учитель фотографирует детей за работой. Родители помогают развешивать кормушки.  Сочинение сказки о весне (1ч)  На занятии дети сочиняют сказку о весне для коллективной книги. Главный герой Зайчик продолжает знакомить нас с его весенними приключениями. Сказку записывает учитель.   Один из детей пробует набрать текст на компьютере.  Обработка полученной информации (1ч)  Практическая работа:    Дети   приносят   свои   сказки   о   приключениях   зайчика,   зачитывают   их.   Вместе выбираются   лучшие   сюжеты.   Ученики   показывают   фотографии   с   экскурсии. Коллективно продумываются темы выступлений, ребята распределяют свои роли  при защите проекта.  Практическая работа:  На   компьютере   набираются   тексты   сказок,   составляется   презентация   «Весеннее пробуждение природы», оформляется страничка для книги «В гостях у времен года»  Оформление проекта (2ч)  На  этих   занятиях   дети   заканчивают   оформление   книги   «В  гостях   у  времен   года», продумывают ее презентацию.  Защита проекта (1ч)  Практическая работа:  Добавление иллюстраций к сказкам, оформление дизайна книги, обложки, оглавления.   Участники кружка подводят итог работы по большой теме «В гостях у времен года», они представляют проектный продукт – рукописную книгу, зачитывают из нее сказки. Главный герой Зайчик присутствует на презентации книги, он внимательно слушает сказки и награждает всех авторов. Родители организуют сладкий стол для участников кружка.  Зеленый наряд моего посёлка. Посадка цветов. (2ч)   В начале  посадки  проводится  инструктаж  по технике  безопасности  в  обращении  с  Озеленить палисадник школы. инструментом, правилами поведения на улице.  Практическая работа:  Около школы дети сажают цветы вместе с учителем и родителями. Родители и учитель учит детей, как правильно посадить цветы.  Скоро лето! Коллективный коллаж. (2ч)   В   самом   начале   занятии   я   учитель   показывает   летнюю   фотографию   и   проводит «мозговой штурм». Он предлагает детям ответить на вопрос: « Что можно узнать по этой   фотографии?»   Дети   говорят   о   том,   что   это   летняя   фотография   потому,   что природа цветет и плодоносит, люди ходят в легкой одежде…  Практическая работа:  Из кусочков журналов дети   продумывают композицию и составляют коллективный коллаж на тему «Скоро лето!»  Итоговое занятие (1ч)   Итоговое   занятие   проходит   в   виде   путешествия   по   главным   темам   проекта.   Дети вспоминают о том, как они работали, что им помогло выполнять работу качественно и правильно. Самые активные награждаются дипломами.  Дети предлагают, какие темы можно было бы рассмотреть на новый учебный год.    18  В результате реализации программы учащиеся должны знать:   Учащиеся должны знать/понимать:        что такое проект и как над ним организовать работу какие бывают проекты как организовать сбор и обработку информации как представить результат своей работы критерии  оценивания проекта  уметь:  выдвигать идеи  формулировать предположения, гипотезы      планировать свою деятельность слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать  внутри групп находить информацию в различных источниках строить устный доклад выбирать форму презентации проекта   Учебно­тематический план   № п/п  Наименование разделов и тем  Количество часов  1  Вводное занятие. Ознакомление с планом работы кружка  2­3.  «Мой посёлок» ­ проект  4.  История посёлка. Сбор информации  5  Улицы нашего посёлка     1 2 1 1 19    6 7 8  Обработка полученной информации  Оформление  проекта  Защита проекта  9­10  В гостях у времен года – проект (фотоальбом)   11 12  Сочиняем сказку для альбома  Обработка полученной информации  13­14  Оформление  проекта  15  Защита проекта  16­17  Волшебница­зима (наблюдение, фотосессия   18 19  Сочиняем сказку для альбома  Обработка полученной информации  20­21  Оформление  проекта  22  Защита проекта  23­24  Весеннее пробуждение природы (наблюдение за неживой  природой)               1 1 1 2 1 1 2 1 2 1 1 2 1 2  25  Изготовление кормушек для птиц. Развешивание кормушек   1 около школы 20   26 27  Сочиняем сказку для альбома  Обработка полученной информации  28­29  Оформление  проекта   30 31   Защита проекта Зеленый наряд моего посёлка. Посадка деревьев.  32­33  Скоро лето! Коллективный коллаж  34  Итоговое занятие        1 1 2 1 1 2 1      Итого:  34  Программа кружка для 4 класса «Что? Где? Когда?»  Пояснительная записка  Данная программа соответствует образовательным стандартам начального образования и     базисному   учебному   плану   общеобразовательных   учреждений   России. Программарассчитана на 34 часа. Срок реализации программы «Что? Где? Когда?» составляет 1 года по 1 часу в неделю.  Цель   программы  –развитие   личности   и   создание   основ   творческого   потенциала учащихся. Задачи программы:  1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.  2 .Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:     —умение вести диалог,  координировать свои действия  с действиями  партнеров  по совместной деятельности; ­способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;   — формирование социально адекватных способов поведения.   3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею: 21  — воспитание целеустремленности и настойчивости;  —формирование   навыков   организации   рабочего   пространства   и   рационального использования   рабочего   времени;—   формирование   умения   самостоятельно   и совместно   планировать   деятельность   и   сотрудничество;—   формирование   умения самостоятельно   и   совместно   принимать   решения.   4.   Формирование   умения   решать творческие задачи 5.Формирование   умения   работать   с   информацией   (сбор,   систематизация,   хранение, использование).    Актуальность  проектной   деятельности   сегодня   осознается   всеми.   ФГОС   требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно­исследовательской   деятельности   определены   как   одно   из   условий реализации   основной   образовательной   программы   начального   общего   образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность   в   содержание   различных   курсов   и   внеурочной   деятельности. Актуальность   программы   также   обусловлена   ее  методологической   значимостью. Знания   и   умения,   необходимые   для   организации   проектной   и   исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно­исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д. Программа позволяет реализовать актуальные   в   настоящее   время   компетентностный,   личностно   ориентированный, деятельностный   подходы.  Особенностью  данной   программы   является   реализация педагогической   идеи   формирования   у   младших   школьников   умения   учиться   – самостоятельно   добывать   и   систематизировать   новые   знания.   В   этом   качестве программа   обеспечивает   реализацию   следующих  принципов:   •   Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;  •   Развития   индивидуальности   каждого   ребенка   в   процессе   социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;  • Системность организации учебно­воспитательного процесса;  • Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.     Основные   понятия:   Метод   проектов   –   педагогическая   технология,   цель   которой ориентируется   не   только   на   интеграцию   имеющихся   фактических   знании,   но   и приобретение   новых   (порой   путем   самообразования).   Проект   учащегося   –   это дидактическое   средство   активизации   познавательной   деятельности,   развития креативности   и   одновременно   формирование   определенных   личностных   качеств, которые ФГОС 2010г определяет как результат освоения основной образовательной программы   начального   общего   образования.   Метод   проектов   в   начальной   школе, учитывая возрастные особенности детей, имеет свою специфику­ только прообразы проектной деятельности в виде решения творческих заданий или специально созданной системы   проектных   задач.   В   ходе   решения   системы   проектных   задач   у   младших школьников могут быть сформированы следующие способности:  • Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);  • Целеполагать (ставить и удерживать цели);     22     • Планировать (составлять план своей деятельности);  • Моделировать (представлять способ  действия в виде модели­схемы,  выделяя все существенное и главное);  • Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;  • Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию,   принимать   или   аргументировано   отклонять   точки   зрения   других). Проектные   задачи   могут   быть   предметными   и   метапредметными.   Организация внеурочной   деятельности   по   направлению   «проектная   деятельность»   «Что?   Где? Когда?»   организуется   с   целью   формирования   у   школьников   умения   учиться,   как универсального учебного действия.   Форма организации: занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, в музеях различного типа, библиотеках, на пришкольном участке, на предприятиях и различных объектах города (парки, скверы, улицы, архитектурные достопримечательности и пр.) проектная   деятельность   включает   проведение   опытов,   наблюдений,   экскурсий, заседаний, олимпиад, викторин, КВНов, встреч с интересными людьми, соревнований, реализации   проектов   и   т.д.   Проектная   деятельность   предусматривает   поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут   быть   взрослые:   представители   различных   профессий,   родители,   увлеченные люди, а также другие дети.   Программа     предполагает   приобретение   детьми   новых   знаний,   опыта   решения проектных   задач   по   различным   направлениям.   Результат   выражается   в   понимании детьми   сути   проектной   деятельности,   умении   поэтапно   решать   проектные   задачи, позитивное   отношение   детей   к   базовым   ценностям   общества,   в   частности   к образованию   и   самообразованию.   Результат   проявляется   в   активном   использовании школьниками   метода   проектов,   самостоятельном   выборе   тем   (подтем)   проекта, приобретении   опыта   самостоятельного   поиска,   систематизации   и   оформлении интересующей информации,   получение школьниками самостоятельного социального опыта.   Проявляется   в   участии   школьников   в   реализации   социальных   проектов   по самостоятельно выбранному направлению. Итоги реализации программы могут быть представлены   через   презентации   проектов,   участие   в   конкурсах   и   олимпиадах   по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты и пр.       Работа над проектом предваряется необходимым этапом — работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной   темы.   При   дальнейшей   работе   над   проектами   составленная   общая энциклопедия   или   картотека   может   служить   одним   из   основных   источников информации по теме. Предлагаемый порядок действий:  1. Знакомство класса с темой 2. Выбор подтем (областей знания).  3. Сбор информации 4. Выбор проектов.  5. Работа над проектами.        23   6. Презентация проектов.    Критерием   выбора   темы   может   быть   желание   реализовать   какой­либо   проект, связанный по сюжету с какой­либо темой.   Классические источники информации — энциклопедии и другие книги, в том числе из школьной   библиотеки.   Кроме   того,   это   видеокассеты,   энциклопедии   и   другие материалы на компакт­дисках, рассказы взрослых, экскурсии.   Возможные   экскурсии   —   это   экскурсии   либо   в   музеи,   либо   на   действующие предприятия.   Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. После завершенияработы над проектом детям нужно предоставить возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес.  результатом:   Методическое обеспечение программы:   Проекты отличаются друг от друга:    — поделки (игрушки, книги, рисунки, открытки, костюмы, макеты, модели и т. д.);   — мероприятия (спектакли, концерты, викторины, КВН, показы мод и т. д.);    — индивидуальная деятельность (получаемый продукт — результат работы одного человека);   в   дальнейшем   персональные   изделия   могут   быть   объединены   в коллективный продукт (например, выставка работ учащихся);  числом детей:   —   работа   в   малых   группах   (поделки,   коллажи,   макеты,   подготовка   конкурсов   и викторин и т. д.);   —   коллективная   деятельность   (концерт   или   спектакль   с   общей   подготовкой   и репетициями, одна большая общая поделка, видеофильм с участием всех желающих детей в какой­либо специализации и т. д.); продолжительностью (от нескольких часов до   нескольких   месяцев);   числом   этапов   и   наличием   промежуточных   результатов (например, при подготовке спектакля в качестве отдельного этапа можно выделить подготовку   ­ набором и иерархией ролей; ­ соотношением времени выполнения действий в школе и вне школы; ­ необходимостью привлечения взрослых.   Содержание тем костюмов);   1. «Времена года. Лето в загадках» (3 часа). Знакомство учащихся с произведениями 3.   «Значение   цвета»   (2   часа).   Изучение   вопросов   влияния   цветов   на   настроение   и 2.   «Что   такое   мороженое?»   (4   часа).   Знакомство   с   технологией   производства  русского фольклора – загадками о лете. Создание книги загадок о лете.  мороженого (экскурсия на производство), о пользе и вреде данного продукта.  психологическое состояние человека.  литературного чтения, представление о героях произведений, их характерах, поступках.  других странах, чтение стихов и произведений русских писателей и поэтов о Новом годе. 5. «Новогодние чудеса» (5 часов). Изучение традиций празднования Нового года в 4.   «Былины   и   былинные   герои»   (4   часа).   Углубленное   изучение   материала   уроков 24 7.   «Календарь»   (3   часов).   Изучение   возникновения   календаря,   различных   систем  6. Моя родословная. Создание генеалогического дерева. (5 часов). Изучение истории появления   фамилий.   Изучение   значения   и   истории   возникновения   своей   фамилии. Изучение исторических корней (по возможности) своей семьи.  летоисчислений.  Подготовка к участию в акции «Весенняя неделя добра».  Изучение различных произведений по данной тематике. 8.   «Учимся   творить   добро»   (3   часа).   Изучение   понятий   по   данной   тематике. 9. «Всё о дружбе»(5 часов). Расширение понятий  о дружбе и дружеских отношениях.  Предполагаемы результаты уровня подготовки учащихся ­ понимать термины: «проект», «гипотеза», «презентация» ­ этапы работы над проектом ­ варианты оформления проекта (не менее3­х)  Знать:     Уметь:   ­ давать название проекту, отображая его тему ­ выбирать из предложенного иллюстративного и текстового материала необходимый в соответствии с темой проекта ­ прислушиваться к мнению товарищей  ­ рассказывать о своей работе (называть тему, участников проекта; перечислять  содержание) ­взаимодействовать в группе.     Список литературы для учителя 1. Феоктистова   В.   Ф.     Исследовательская   и   проектная   деятельность   младших школьников: рекомендации, проекты. – Волгоград: «Учитель», 2012. 2. Господникова М. К., Полянина Н. Б.   Проектная деятельность в начальной школе. – Волгоград, 2012. 3. Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. Журнал «Директор школы».–М: «Сентябрь»,2003, №8. 4. http://www.educom.ru/ru/documents/archive/advices.php Методические рекомендации по организации   проектной   и   исследовательской   деятельности   обучающихся   в образовательных учреждениях.  Список литературы для учащихся: 1. Дмитриев Ю.О. Кто в лесу живет и что в лесу растет. М .Детская литература, 1985 .  2. Дмитриев Ю.О. О природе для больших и маленьких, М.Педагогика ,1982 .  3. Корабельников В.А.Краски природы .М.Просвещение 1989 . 4. Богатыри и витязи Русской земли: По былинам, сказаниям и песням. — М.: Моск. рабочий, 1990. 5. Календарь // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907. Статья Витковского В. В.    25           26

Программа "Первооткрыватели"» для учащихся 1-4го класса (внеурочная деятельность, ФГОС)

Программа "Первооткрыватели"» для учащихся 1-4го класса (внеурочная деятельность, ФГОС)

Программа "Первооткрыватели"» для учащихся 1-4го класса (внеурочная деятельность, ФГОС)

Программа "Первооткрыватели"» для учащихся 1-4го класса (внеурочная деятельность, ФГОС)

Программа "Первооткрыватели"» для учащихся 1-4го класса (внеурочная деятельность, ФГОС)

Программа "Первооткрыватели"» для учащихся 1-4го класса (внеурочная деятельность, ФГОС)

Программа "Первооткрыватели"» для учащихся 1-4го класса (внеурочная деятельность, ФГОС)

Программа "Первооткрыватели"» для учащихся 1-4го класса (внеурочная деятельность, ФГОС)

Программа "Первооткрыватели"» для учащихся 1-4го класса (внеурочная деятельность, ФГОС)

Программа "Первооткрыватели"» для учащихся 1-4го класса (внеурочная деятельность, ФГОС)

Программа "Первооткрыватели"» для учащихся 1-4го класса (внеурочная деятельность, ФГОС)

Программа "Первооткрыватели"» для учащихся 1-4го класса (внеурочная деятельность, ФГОС)

Программа "Первооткрыватели"» для учащихся 1-4го класса (внеурочная деятельность, ФГОС)

Программа "Первооткрыватели"» для учащихся 1-4го класса (внеурочная деятельность, ФГОС)

Программа "Первооткрыватели"» для учащихся 1-4го класса (внеурочная деятельность, ФГОС)

Программа "Первооткрыватели"» для учащихся 1-4го класса (внеурочная деятельность, ФГОС)

Программа "Первооткрыватели"» для учащихся 1-4го класса (внеурочная деятельность, ФГОС)

Программа "Первооткрыватели"» для учащихся 1-4го класса (внеурочная деятельность, ФГОС)

Программа "Первооткрыватели"» для учащихся 1-4го класса (внеурочная деятельность, ФГОС)

Программа "Первооткрыватели"» для учащихся 1-4го класса (внеурочная деятельность, ФГОС)

Программа "Первооткрыватели"» для учащихся 1-4го класса (внеурочная деятельность, ФГОС)

Программа "Первооткрыватели"» для учащихся 1-4го класса (внеурочная деятельность, ФГОС)

Программа "Первооткрыватели"» для учащихся 1-4го класса (внеурочная деятельность, ФГОС)

Программа "Первооткрыватели"» для учащихся 1-4го класса (внеурочная деятельность, ФГОС)

Программа "Первооткрыватели"» для учащихся 1-4го класса (внеурочная деятельность, ФГОС)

Программа "Первооткрыватели"» для учащихся 1-4го класса (внеурочная деятельность, ФГОС)

Программа "Первооткрыватели"» для учащихся 1-4го класса (внеурочная деятельность, ФГОС)

Программа "Первооткрыватели"» для учащихся 1-4го класса (внеурочная деятельность, ФГОС)

Программа "Первооткрыватели"» для учащихся 1-4го класса (внеурочная деятельность, ФГОС)

Программа "Первооткрыватели"» для учащихся 1-4го класса (внеурочная деятельность, ФГОС)

Программа "Первооткрыватели"» для учащихся 1-4го класса (внеурочная деятельность, ФГОС)

Программа "Первооткрыватели"» для учащихся 1-4го класса (внеурочная деятельность, ФГОС)

Программа "Первооткрыватели"» для учащихся 1-4го класса (внеурочная деятельность, ФГОС)

Программа "Первооткрыватели"» для учащихся 1-4го класса (внеурочная деятельность, ФГОС)

Программа "Первооткрыватели"» для учащихся 1-4го класса (внеурочная деятельность, ФГОС)

Программа "Первооткрыватели"» для учащихся 1-4го класса (внеурочная деятельность, ФГОС)

Программа "Первооткрыватели"» для учащихся 1-4го класса (внеурочная деятельность, ФГОС)

Программа "Первооткрыватели"» для учащихся 1-4го класса (внеурочная деятельность, ФГОС)

Программа "Первооткрыватели"» для учащихся 1-4го класса (внеурочная деятельность, ФГОС)

Программа "Первооткрыватели"» для учащихся 1-4го класса (внеурочная деятельность, ФГОС)

Программа "Первооткрыватели"» для учащихся 1-4го класса (внеурочная деятельность, ФГОС)

Программа "Первооткрыватели"» для учащихся 1-4го класса (внеурочная деятельность, ФГОС)

Программа "Первооткрыватели"» для учащихся 1-4го класса (внеурочная деятельность, ФГОС)

Программа "Первооткрыватели"» для учащихся 1-4го класса (внеурочная деятельность, ФГОС)

Программа "Первооткрыватели"» для учащихся 1-4го класса (внеурочная деятельность, ФГОС)

Программа "Первооткрыватели"» для учащихся 1-4го класса (внеурочная деятельность, ФГОС)

Программа "Первооткрыватели"» для учащихся 1-4го класса (внеурочная деятельность, ФГОС)

Программа "Первооткрыватели"» для учащихся 1-4го класса (внеурочная деятельность, ФГОС)

Программа "Первооткрыватели"» для учащихся 1-4го класса (внеурочная деятельность, ФГОС)

Программа "Первооткрыватели"» для учащихся 1-4го класса (внеурочная деятельность, ФГОС)

Программа "Первооткрыватели"» для учащихся 1-4го класса (внеурочная деятельность, ФГОС)

Программа "Первооткрыватели"» для учащихся 1-4го класса (внеурочная деятельность, ФГОС)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.01.2017