Программа по адаптации первоклассников
Оценка 4.7

Программа по адаптации первоклассников

Оценка 4.7
Научно-исследовательская работа
doc
классное руководство
Детсад—1 кл
31.01.2017
Программа  по  адаптации  первоклассников
Адаптация - естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям. Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению.ПРОГРАММА АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
программа адаптация.doc
Программа по адаптации первоклассников                                                        Разработал:                                  учитель I категории Деменева  И.В.                                           1 ПРОГРАММА  АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЬНОМУ  ОБУЧЕНИЮ МАОУ СОШ №4 (начальное звено)  г.о. Первоуральск    Адаптация ­ естественное состояние человека, проявляющееся в  приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности,  новым социальным контактам, новым социальным ролям. Значение этого  периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию  проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только  успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность  пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению.   Цель настоящей программы: создание психолого­педагогических условий,  обеспечивающие благоприятное течение адаптации первоклассников к  школьному обучению. Планируемый результат: созданы психолого­педагогические условия,  обеспечивающие благоприятное течение адаптации первоклассников к  школьному обучению.  Задачи:  1. Формировать эмоционально­положительное отношение обучающихся к  совместной деятельности с педагогом и  сверстниками; 2. Создавать  обучающимся ситуацию  успеха; 3. Проводить  диагностику навыков и  способностей обучающихся; 4. Способствовать развитию и  укреплению учебной  мотивации. Основные показатели благоприятной адаптации ребенка: •     сохранение физического, психического и социального здоровья детей; •     установление контакта с учащимися, с учителем; •     формирование адекватного поведения; •     овладение навыками учебной деятельности.    Индикатором трудности процесса адаптации к школе являются негативные  изменения в поведении ребенка: это может быть чрезмерное возбуждение,  даже агрессивность или, наоборот, заторможенность, депрессивность. Может  возникнуть чувство страха, нежелание идти в школу и т.д. На течение адаптации первоклассников оказывают влияние различные  факторы. К числу наиболее благоприятных факторов относят следующие: •     адекватную самооценку своего положения ребенком; •     правильные методы воспитания в семье; •     отсутствие в семье конфликтных ситуаций; •     благоприятный статус в группе сверстников и т.д. К числу неблагоприятных факторов, влияющих на адаптацию к школе,  относят следующие: 2 •     неправильные методы воспитания в семье; •     функциональную неготовность к обучению в школе; •     неудовлетворенность в общении со взрослыми; •     неадекватное осознание своего положения в группе сверстников и т.д. Определение уровня адаптации детей к школьному обучению помогает  осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в  процессе всего периода обучения.  Уровень социально­психологической адаптации определяется психологом  школы в виде антетирования с родителями .   Деятельность  по организации благоприятной адаптационной среды, на  переходе от дошкольного к начальному школьному образованию, направлена  на создание следующих психолого­педагогических условий: I.  Организация режима школьной жизни первоклассников. II.   Создание предметно­пространственной среды.                 ­  . III.    Организация оздоровительно­профилактической работы. IV.   Организация учебно­познавательной деятельности первоклассников в адаптационный период. V. Организация внеучебной жизни первоклассников. VI.  Взаимодействие с участниками образовательного сообщества. 3 1. ОРГАНИЗАЦИЯ РЕЖИМА ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ  Оптимальный годовой календарный учебный график, позволяющий  равномерно чередовать учебную деятельность и отдых первоклассников.     Согласно сложившейся в школах страны структуре учебного года  наблюдается неравномерность распределения учебного и каникулярного  времени, что  способствует физическому принципу чередования труда и  отдыха как необходимого условия для предупреждения переутомления  школьников и сохранения стабильного уровня их работоспособности в  течение года.  1.  Пятидневный режим обучения с соблюдением требований к  максимальному объему учебной нагрузки 2.  «Ступенчатый режим» постепенного наращивания учебного процесса в сентябре­октябре проводится  уроки технологии, музыки, изобразительного  искусства, физической культуры в нетрадиционно­ игровой форме. 4.  Облегченный день в середине учебной недели (учет биоритмологического оптимума умственной и физической работоспособности). 5.  35­минутный урок в течение всего учебного года. 4 II СОЗДАНИЕ  ПРЕДМЕТНО­ПРОСТРАНСТВЕННОЙ  СРЕДЫ     Каждый первоклассник обеспечивается удобным рабочим местом за партой или столом в соответствии с ростом и состоянием слуха и зрения. Для детей с нарушениями слуха и зрения парты, независимо от их роста, ставятся  первыми, причем для детей с пониженной остротой зрения они размещаются в первом ряду от окна.     Столы в классных комнатах располагаются так, чтобы можно было  организовать фронтальную, групповую и парную работу обучающихся на  уроке. 5 III ОРГАНИЗАЦИЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНО­ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ  РАБОТЫ 1. Медико­педагогическая диагностика состояния здоровья первоклассников: •     медицинский осмотр детей, поступающих в школу, врачами­ специалистами (педиатром, окулистом, отоларингологом, хирургом, гинекологом,  неврологом); •     мониторинг состояния здоровья, заболеваемости первоклассников с целью выявления наиболее часто болеющих детей; определение причин  заболеваемости с целью проведения более эффективной коррекционной и  профилактических работ; •     диагностика устной и письменной речи (мониторинг речевого развития). 2. Профилактическая работа по предупреждению заболеваний: •     проведение плановых и внеплановых прививок медработником школы . •     витаминизация; •     профилактика простудных заболеваний (применение чеснока, лука и т.д.); •     создание в школе условий для соблюдения санитарно­гигиенических  навыков: мытья рук, переодевания сменной обуви и т.д.; •     соблюдение санитарно­гигиенического и противоэпидемического режима; 3. Максимальное обеспечение двигательной активности детей: •     ежедневная физзарядка до занятий; Физкультминутки проводятся на каждом уроке продолжительностью по 1,5­2  минуты (рекомендуется проводить на 10­й и 20­й минутах урока). В комплекс физминуток включаются различные упражнения с целью профилактики  нарушения  зрения,   простудных  заболеваний,   заболеваний  опорно­ двигательного аппарата; •     подвижные игры на переменах; •     динамическая  пауза (  после  второго  урока,  ежедневно); •     внеклассные спортивные мероприятия; 6 •     выполнение требований СанПиН к организации питания в  общеобразовательных учреждениях;    Организация психологической помощи первоклассникам.. Использование в  учебном процессе здоровьесберегающих образовательных технологий с целью  вхождения ребенка в образовательное поле школы без потерь для здоровья,  достижения положительного результата без излишнего напряжения и  переутомления. IV  ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО­ПОЗНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ   ПЕРВОКЛАССНИКОВ В  АДАПТАЦИОННЫЙ  ПЕРИОД    Стиль общения учителя с первоклассниками учитывает особенности  поведения детей, связанные с их умением общаться со взрослыми и  сверстниками. Среди первоклассников есть дети, испытывающие разного рода трудности общения в коллективе: гиперобщительные дети; дети, боящиеся  классно­урочной обстановки; стесняющиеся отвечать и поэтому  производящие впечатление ничего не знающих или не слушающих учителя. И  те и другие требуют различных форм доброжелательной и терпеливой работы  учителя. Не допускается авторитарный стиль общения учителя с  первоклассниками. Для первоклассника существенно важно доброе,  позитивное отношение к нему учителя, которое не должно зависеть от  реальных успехов ребенка.  Первоклассники занимаются в режиме безотметочного обучения, что  способствует снижению уровня невротизации, позволяет избежать стрессовых ситуаций.      Специфика организации уроков по отдельным предметам в адаптационный  период.   Среди психолого­педагогических мер, направленных на облегчение  адаптации детей к школе, важное место принадлежит уменьшению учебной  нагрузки на первом этапе обучения.    Организация уроков математики. Начальный период адаптации совпадает с  проведением подготовительной работы к восприятию понятий числа,  отношения, величины, действий с числами и др. (так называемый дочисловой  период).        Наряду с расширением математического кругозора и опыта детей,  формированием их коммуникационных умений и воспитанием личностных  качеств, специальное внимание уделяется развитию математической речи  детей, их общелогическому развитию.     Организация уроков окружающего мира. Адаптационный период совпадает  по времени с сезоном года, когда имеются благоприятные возможности для  проведения экскурсий и целевых прогулок, в ходе которых происходит  непосредственное знакомство детей с окружающим миром, обеспечивается  7 накопление чувственного опыта, реальных ярких впечатлений, которые очень  важны для успешного познания окружающего. Проведенные наблюдения  осмысливаются, обобщаются, встраиваются в формирующуюся систему  представлений о мире, а это возможно именно на уроке.   Экскурсии и целевые прогулки определены образовательной программой, по  которой обучаются школьники. Эти приемы позволяют сделать процесс освоения увлекательным,  интересным, насыщенным разнообразными формами деятельности учащихся,  что устраняет двигательную пассивность и перегрузки детей в первые месяцы  их обучения.    Организация уроков изобразительного искусства. В период адаптации к  новым для ребенка условиям школьного обучения художественным занятиям  принадлежит особая роль.Художественная деятельность ребенка  предполагает особую установку учителя на творческое сотрудничество, на  доверительность отношений. Поэтому сама атмосфера и цели  художественных занятий предполагают свободные игровые формы общения.   Художественные занятия в период адаптации имеют различные формы:  прогулки и экскурсии в парк или лес с целью развития навыков восприятия,  эстетического любования и наблюдательности, а также сбора природных  материалов для художественных дальнейших занятий.    Организация уроков технологии. Основные направления работы на первых  уроках включают в себя расширение сенсорного опыта детей, развитие  моторики рук, формирование познавательных процессов (восприятия,  внимания, памяти, мышления, воображения), координации движений,  формирование первоначальных приемов работы с ручными инструментами и  пр.     Организация уроков физической культуры в течение первых двух месяцев  направлена, в первую очередь, на развитие и совершенствование движений  детей. По возможности уроки проводятся на свежем воздухе. На уроках  используются различные игры и игровые ситуации.  Особенности организации урока в 1­м классе.   Учитывая особенности первоклассников, урок строится иначе, чем в  следующих классах начальной школы. В уроке представляем два структурных элемента: оргмомент и основную часть.   Оргмомент используем для обучения детей умениям организовывать рабочее место (достать учебник, разложить кассу букв, расположить на парте  правильно и удобно тетрадь и т.п.). Здесь требуется терпеливая, длительная  работа, в основе которой лежит пошаговая инструкция учителя, подробно  объясняющая, что и как делать (используется прием проговаривания  последовательности действий).         Основная часть урока ­ «дробная» т.е. состоит из нескольких  взаимосвязанных, но различных видов деятельности. Особое внимание  уделяется использованию игр как структурной части урока. Необходимо  8 использовать в качестве дидактических игр не только игры с правилами,  которые способствуют формированию новой ведущей деятельности ­ учебной, но и ролевые игры, способствующие развитию творческих способностей,  основа которых ­ воображение.   Контроль и оценка результатов обучения.  В 1 классе исключается система балльного (отметочного) оценивания.  Оценочная деятельность педагогов направлена на то, чтобы стимулировать  учебно­познавательную деятельность первоклассников В течение первого полугодия первого года обучения контрольные работы не  проводятся.    Итоговые контрольные работы проводятся в конце учебного года не позднее 20­25 апреля.     В процессе обучения важно учитывать индивидуальные  особенности ребенка. Хорошо известно, какими разными бывают дети,  пришедшие в первый класс. Часть первоклассников имеет  несформированность школьно­значимых функций: многие быстро утомляются, с трудом организуют свою деятельность без  внешнего контроля. Разные приходят ребята и по уровню интеллектуального,  речевого, нравственно­волевого развития.  Формы индивидуальной дифференцированной работы в первом классе: •     задания разной степени трудности; •     предлагаемый детям на уроке дополнительный материал, который создает благоприятный интеллектуальный и эмоциональный фон обучения. Не требуется от каждого ребенка запоминания дополнительного содержания,  т.к. оно больше служит для поддержания интереса детей, чем увеличения их  информированности. 9 V  ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУЧЕБНОЙ ЖИЗНИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ Внеучебная деятельность первоклассников организуется в соответствии с  интересами и желаниями детей и их родителей. 1.  Организация групп продленного дня. (  2.  Общешкольные и классные мероприятия во внеурочное время с целью приобщения первоклассников к школьным традициям. Выполнение  требования соответствия содержания и форм воспитательной работы  возрастным особенностям первоклассников.   Воспитание   в   процессе   игры   (сюжетно­ролевые,    игры­драматизации, спортивные и т.д.) как прием воспитания. Детские  праздники.( Посвящение в школьники», « Прощание с букварём» и др.  Экскурсии. Выставки детского творчества.   10 VI  ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО  ПРОЦЕССА Работа методических объединений периода детства по обеспечению  преемственности в развитии детей. 1.  Малые педсоветы педагогов, работающих в 1­х классах.  2.  Взаимодействие с родителями первоклассников: • изучение условий жизни ребенка в семье, собеседование с родителями  накануне учебного года;  •     ежедневные контакты с родителями во время прихода и ухода ребенка из школы, коллективные и индивидуальные консультации для родителей; родительские собрания; •     совместная деятельность педагогов и родителей по организации жизни первоклассников в школе. 3. Психолого­педагогический консилиум ­ это одно из направлений работы  психолога и педагогов во время адаптационного периода. В задачу  консилиума входит выявление причин отклонений в поведении и обучении  детей, затрудняющих их социально­психологическую адаптацию. ППК  вырабатываются рекомендации отдельным учащимся для педагогов (в т.ч.  учителей­предметников), родителей. 11 Приложение 1 Анкета для родителей первоклассников Адаптация ребёнка к школьному обучению. Дата проведения 1 «  б    » класс МАОУ СОШ №4 (ФИО ребёнка) Просим Вас ответить на  вопросы. Подчеркните тот вариант ответа, который Вам кажется наиболее подходящим к вашему ребёнку. 1. Охотно ли ребёнок идёт в школу? ­ неохотно ­ без особой охоты ­ охотно с радостью ­ затрудняюсь ответить 2. Вполне ли ребёнок приспособился к школьному режиму? Принимает ли как должное новый распорядок? ­ пока нет ­ не совсем ­ в основном, да ­ затрудняюсь ответить 3. Переживает ли свои учебные успехи и неуспехи? ­ скорее нет, чем да ­ не вполне 12 ­ в основном да ­ затрудняюсь ответить 4. Часто ли ребёнок делится с Вами школьными впечатлениями? ­ иногда ­ довольно часто ­ затрудняюсь ответить 5. Каков преобладающий эмоциональный характер этих впечатлений? ­ в основном отрицательные впечатления ­ положительных и отрицательных примерно поровну ­ в основном положительные впечатления 6. Сколько времени в среднем тратит ребёнок ежедневно на  выполнение домашних заданий? (укажите конкретную цифру) 7. Нуждается ли ребёнок в Вашей помощи при выполнении домашних  заданий? ­ довольно часто ­ иногда ­ не нуждается в помощи ­ затрудняюсь ответить 8. Как ребёнок преодолевает трудности в работе? ­ перед трудностями сразу пасует ­ обращается за помощью ­ старается преодолеть сам, но может отступить ­ настойчив в преодолении трудностей ­ затрудняюсь ответить 9. Способен ли ребёнок сам проверить свою работу, найти и исправить  ошибки? ­ сам этого сделать не может ­ иногда может ­ может, если его побудить к этому ­ как правило, может ­ затрудняюсь ответить 10. Часто ли ребёнок жалуется на товарищей по классу, обижается на  них? ­ довольно часто ­ бывает, но редко ­ такого практически не бывает ­ затрудняюсь ответить 11. Справляется ли ребёнок с учебной нагрузкой без перенапряжения? ­ нет ­ скорее нет, чем да ­ скорее да, чем нет ­ затрудняюсь ответить 13 Приложение  2 Диагностика адаптации первоклассника в школе. (методика "Я в школе") Цель: Определение уровня социально­психологической адаптации в школе. Использование полученных знаний при консультативно ­ просветительской работе с родителями. дата проведения класс уровень адаптированности высокий средний низкий Сопровождение социально­психологической адаптации первоклассников к  школе как одно из эффективных условий ее протекания  14 Адаптированность – уровень фактического приспособления человека, его  социального статуса и самоощущения, удовлетворенности или  неудовлетворенности собой и своей жизнью.    Адаптация учащихся диагностируется в течении года в три этапа.  Первый этап – ориентировочный, характеризующийся бурной реакцией и  значительным напряжением практически всех систем организма. (Сентябрь) Второй этап – неустойчивое приспособление, когда организм ищет и находит  какие­то оптимальные варианты реакций на эти воздействия. На втором этапе  затраты снижается, бурная реакция начинает затихать.( Декабрь) Третий этап – период относительно устойчивого приспособления, когда  организм находит наиболее подходящие варианты реагирования на нагрузку,  требующие меньшего напряжения всех систем. (Май) Выделяются группы детей, дающих легкую адаптацию, средней тяжести и  тяжелую. При легкой адаптации состояние напряженности организма компенсируется в  течение первой четверти. При адаптации средней тяжести нарушения  самочувствия и здоровья более выражены и могут наблюдаться в течение  первого полугодия, что можно считать закономерной реакцией организма на  изменившиеся условия жизни. У части детей адаптация к школе проходит  тяжело. При этом значительные нарушения в состоянии здоровья нарастают  от начала к концу учебного года, и это свидетельствует о непосильности  учебных нагрузок и режима обучения для организма данного первоклассника. Система психолого­педагогической работы по сопровождению адаптации  первоклассников к школе Работа с документами Работа с детьми Работа с педагогами Работа с родителями Выпуск из ДОУ Изучение представлений дошкольных психологов. Протоколы диагностики. Журнал консультаций. Диагностика: определение уровня актуального развития, прогноз школьных  трудностей. Консультации и малые педсоветы с психологами и педагогами ДОУ. Консультации по результатам диагностики.    Родительское собрание “Скоро в школу” (подготовительные занятия с  октября  по  апрель .  Школа  будущего  первоклассника  «Журавлик») Консилиум педагогов с родителями. 15 Рекомендации консультаций у специалистов (логопед, невролог) I четверть Изучение медицинских документов, составление справки о состоянии  здоровья детей. Родительское собрание “Адаптация к школе – радости и  трудности” Анкета для родителей первоклассников. Адаптация ребёнка к школьному обучению.                                                     Анализ анкет. Учет посещения занятий и динамики поведения детей.    Журнал консультаций  Динамическое наблюдение в разных видах деятельности. Консультации в режиме динамического наблюдения. Предварительное подведение итогов протекания адаптации в конце четверти Консультации по протеканию адаптации, рекомендации консультаций  детского невролога. II четверть Учет посещения занятий и динамики поведения детей. Журнал консультаций.  Динамическое наблюдение в разных видах деятельности Консультации в режиме динамического наблюдения Мониторинг  Диагностика изучения мотивационной сферы учащихся 1 –х классов МАОУ  СОШ №4 г.о. Первоуральск Цель: выявить отношение учащихся к школе, учителям;  использовать  классным руководителем полученные результаты в работе  по адаптации  учащихся. Класс___________  Дата проведения________________ Ф.И. ученика_________________________________                                                         _____    учитель 16 ____        звонок                                                       _____      книга                                                                                                            _____     портфель                                                       ______     класс                                                           _____      физкультура                                                        ______      школа                                                         ______      урок                                                        ______      домашнее задание                                                        ______       тетрадь              Предварительное подведение итогов протекания адаптации в конце полугодия Консультации по протеканию адаптации, рекомендации консультаций  детского невролога. III четверть Динамическое наблюдение в разных видах деятельности. Консультации в режиме динамического наблюдения. 17 Консультации по протеканию адаптации в тяжелой форме, рекомендации  обязательных консультаций детского невролога. . IV четверть Итоги адаптации. Тест. Анализ результатов динамики развития. Рекомендации психолога учителям, родителям. Карта адаптации первоклассника.     Приложение №3. Ф.И. ребёнка_________________________ Уровень готовности к школе_______________________ Класс______________________ возраст________________ Симптомы нормальной  адаптации.        Степень выраженности Сильно Средне Слабо Нет 18 Физиологическая адаптация. 1. Трудоспособность 2. Уравновешенность 3. Жизнерадостность,       оптимистичность 4. Внимательность,     Сосредоточенность. 5. Хороший аппетит. 6. Нормальный сон.                                    Социально­ психологическая адаптация.                                             К учебной деятельности. 1. В школу ходит с желанием. 2. Заинтересованность     продолжительная. 3. Старательный усердный. 4. Адекватная реакция на замечания. 5. Активный на уроке. 6. Самостоятельно выполняет      задания. 7. Быстро включается в учебный      процесс. 8. Равномерная успешность      в учении. 9. Прогресс в успешности в учении. 10.Аккуратный.                                 К  общению с ровесниками, учителями. 1. Дружелюбный, отзывчивый. 2. Вступает в контакт с детьми. 3. Пользуется симпатией  детей. 4. Активный, эмоциональный в игре. 5. В совместной  учебной деятельности  стремится к лидерству.  6. Стремится к общению с учителем. 7. Вежливый.                                 Физиологическая дезадаптация. 1.Утомляемость. 2. Тревожность, неуверенность,       заторможенность. 3. Импульсивность, неадекватность. 4. Плаксивость, раздражительность,     обидчивость. 5.Неуважительность, неумение  сосредоточиться на чём­либо одном. 6. Жалобы на головную боль. 7. Жалобы на тошноту, боль      в животе. 8. Отсутствие аппетита. 19 9. Плохой сон. 10. Заикается, запинается. 11. Грызёт ногти,        очень взволнованный. 12. Засыпает на уроке.                    Социально­психологическая дезадаптация.                                              К учебной деятельности.  1. Отказывается ходить в школу. 2. Пассивный, быстро теряет     интерес  к заданию. 3. Отказывается выполнять задания. 4. Нестарательный, равнодушный к       неудачам. 5. Негативно относится к неудачам,      плачет. 6. «Присутствует» на уроке. 7. Нуждается в помощи и контроле. 8. Медленно включается в учебный     процесс. 9. Наблюдается падение      успеваемости. 10. Неаккуратный, несобранный,       расхлябанный.                                   К общению с ровесниками, учителями. 1.Агрессивный к детям (кричит,    угрожает, жалуется учителю) 2. Ссорится, обзывает детей. 3. Кусается, царапается. 4. Отказывается от общения      с детьми. 5. Не принимает участие в игре,      стремится к одиночеству. 6. Требует особого внимания к себе. 7. Избегает общения с учителем. 8. Кривляется, стремится обратить на себя  внимание. 9. Ни с кем не здоровается. 10.Создаёт конфликтные ситуации.   Используемая литература. 1. В.С. Мухина. Шестилетний ребенок в школе. ­ Москва, Просвещение, ­  2000. 2. Знаете ли вы своего ученика? (книга для учителя). Под редакцией М.М.  Безруких и С.П. Ефимовой. ­ М., Просвещение, ­ 1991. 3. Е.П. Евсюшкина. Готовность ребенка к школе: почему молчат психологи.//  Начальная школа, № 10.­ 2002. 20 4. Г.В. Бородкина. Еще раз о готовности к школе.// Начальная школа: плюс До и после. № 10.­ 2002. 5. Л.П. Ткачева. Первые дни ребенка в школе. ­ Оренбург, ООИУУ,­ 1996. 21

Программа по адаптации первоклассников

Программа  по  адаптации  первоклассников

Программа по адаптации первоклассников

Программа  по  адаптации  первоклассников

Программа по адаптации первоклассников

Программа  по  адаптации  первоклассников

Программа по адаптации первоклассников

Программа  по  адаптации  первоклассников

Программа по адаптации первоклассников

Программа  по  адаптации  первоклассников

Программа по адаптации первоклассников

Программа  по  адаптации  первоклассников

Программа по адаптации первоклассников

Программа  по  адаптации  первоклассников

Программа по адаптации первоклассников

Программа  по  адаптации  первоклассников

Программа по адаптации первоклассников

Программа  по  адаптации  первоклассников

Программа по адаптации первоклассников

Программа  по  адаптации  первоклассников

Программа по адаптации первоклассников

Программа  по  адаптации  первоклассников

Программа по адаптации первоклассников

Программа  по  адаптации  первоклассников

Программа по адаптации первоклассников

Программа  по  адаптации  первоклассников

Программа по адаптации первоклассников

Программа  по  адаптации  первоклассников

Программа по адаптации первоклассников

Программа  по  адаптации  первоклассников

Программа по адаптации первоклассников

Программа  по  адаптации  первоклассников

Программа по адаптации первоклассников

Программа  по  адаптации  первоклассников

Программа по адаптации первоклассников

Программа  по  адаптации  первоклассников

Программа по адаптации первоклассников

Программа  по  адаптации  первоклассников

Программа по адаптации первоклассников

Программа  по  адаптации  первоклассников

Программа по адаптации первоклассников

Программа  по  адаптации  первоклассников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.01.2017